Требования безопасности к организации строительной площадки и строительных работ

Обеспечение пожаробезопасности на строительных объектах должно быть комплексным и непрерывным. Требуется как наличие специальных средств пожаротушения, так и соблюдение правил техники безопасности всеми сотрудниками, круглосуточная связь с местным отделением пожарной охраны. Ответственность за несет руководитель строительства объекта.


Вопросы пожарной безопасности строительства настолько важны, что их решение нельзя пускать на самотек. Руководителю стройки необходимо изучить требования следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» («Правила противопожарного режима в Российской Федерации», глава XV «Строительно-монтажные и реставрационные работы»);
  • Постановление Госстроя РФ от 23 июля 2001 г. № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001» (пункт 6.5. «Обеспечение пожаробезопасности»).

Требования к пожарной безопасности строительной площадки объекта

Строительная площадка – место повышенной пожарной опасности. На стройплощадках ведутся огневые, сварочные, покрасочные работы, постоянно присутствуют различные горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы. При возникновении пожара ущерб может быть нанесен не только строящемуся объекту, но и соседним зданиям и сооружениям. Поэтому при работе на строительных площадках приходится соблюдать целый ряд требований.


Необходим постоянный контроль над состоянием стройплощадки и прилегающих зон, включающий проверку наличия средств для обеспечения электро- и пожаробезопасности и ревизию первичных средств пожаротушения.


Руководитель строительства должен следить за организацией своевременной очистки стройплощадок от пустой тары, горючих отходов, мусора, сухой травы и листьев. При этом недопустимо сжигать указанные отходы ближе чем в 50 м от стройплощадки. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями запрещено использовать не по прямому назначению: складировать материалы и оборудование, ставить транспорт, разводить костры.

Требования к обеспечению пожарной безопасности в процессе строительства

Процесс обеспечения пожаробезопасности на стройке требует постоянного внимания со стороны ответственных лиц и рядовых сотрудников, а также соблюдения ряда требований безопасности. Так, для допуска к работам на строительной площадке, каждый сотрудник должен пройти противопожарный инструктаж. Необходимо соблюдать технику пожарной безопасности при огнеопасных работах: сварке, пайке, работе с лакокрасочными материалами и другими горючими веществами. Помещения и рабочие зоны, подверженные появлению пожаро- взрывоопасных паров, а также предполагающие проведение огневых работ, должны хорошо вентилироваться. Оборудование для огневых работ должно быть исправным, в противном случае его использование недопустимо. На проведение огневых работ руководителем организации или другим лицом, ответственным за пожарную безопасность, выписывается наряд-допуск.

Средства обеспечения пожарной безопасности на строительном объекте

Чтобы защитить людей, материалы, оборудование, технику и строительный объект от пожара, необходимо выполнить следующие требования:

  • Исправное водоснабжение от пожарных гидрантов на водопроводной сети или из резервуаров (водоемов).
  • При наличии естественных источников воды, требуется обустройство подъездов и пирсов для пожарных автомобилей. В зимнее время потребуются «незамерзающие» проруби.
  • Направление на пожарные гидранты, резервуары и водоемы должно быть задано с помощью световых или флуоресцентных указателей.
  • и автоматические системы пожаротушения монтируются параллельно с возведением объекта.
  • В строящихся, временных и подсобных зданиях и сооружениях должны быть исправные , которые в зимнее время следует хранить в утепленных помещениях на расстоянии не более 50 м друг от друга. Утепленные помещения также требуются под размещение пожарных и пожарной техники.
  • Если проект предусматривает наличие пожарных депо, они возводятся в первую очередь и не используются под другие нужды.
  • Требуется оснащение помещений , которая должна поддерживаться в работоспособном состоянии.
  • Сигнал выводится на фасад сооружения.
  • На стройке необходимо иметь средства связи для обеспечения круглосуточного вызова пожарных частей.

Готова предоставить услуги по оснащению стройплощадок и строящихся объектов средствами пожарной безопасности, а также проконсультировать заказчика по любым вопросам, связанным с обеспечением защиты стройки от пожара.

При производстве малярных и обойных работ руководствуются Строительными нормами и правилами СНиП III -- 4-80 «Техника безопасности в строительстве».

Ответственность за соблюдение этих правил и выполнение мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии при производстве строительно-монтажных работ возлагается на инженерно-технических работников строительно-монтажных организаций.

Вновь поступающие рабочие допускаются к выполнению малярных работ только после прохождения ими вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии, а также инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте, который повторяют при каждом переходе на другую работу или при изменении условий работы. Рабочие комплексных бригад должны быть проинструктированы и обучены безопасным приемам по всем видам выполняемых ими работ.

Повторный инструктаж организуют для всех рабочих каждые три месяца. Проведение инструктажа регистрируется в специальном журнале.

Кроме инструктажа не позднее трех месяцев со дня поступления рабочего на строительство его обучают безопасным методам и приемам работы по утвержденной главным инженером данной строительной организации программе. По окончании обучения (а в дальнейшем ежегодно) проверяют знания рабочими изученных методов и приемов работ и выдают им рабочее удостоверение. Рабочие, связанные с вредным или опасным производством, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в сроки, установленные Минздравом СССР.

В качестве учебно-методических центров пропаганды техники безопасности, и производственной санитарии в строительных трестах, управлениях и приравненных к ним организациях создают кабинеты или уголки техники безопасности, обеспеченные наглядными пособиями и литературой.

Работающие в помещениях строящихся зданий должны быть защищены от сквозняков, пыли, вредных паров и газов. Специальные места отдыха оборудуют навесами или тентами и располагают их на расстоянии не более 50 м от рабочих мест.

Температура наружного воздуха и сила ветра в данном климатическом районе, при которых следует прекращать производство работ на открытом воздухе или организовывать перерывы для обогревания рабочих, устанавливаются областными (краевыми, городскими) исполкомами Советов народных депутатов.

Хранение и применение полимерных материалов и изделий. Материалы и изделия, изготовленные с применением полимеров, должны отвечать требованиям ГОСТов, МРТУ, РТУ и применяться в соответствии с требованиями соответствующих глав СНиП и действующих санитарно-гигиенических норм и правил.

Материалы и изделия, на которые нет ГОСТов, МРТУ или РТУ, допускается применять только после получения разрешения органов санитарно-эпидемиологической службы, пожарной охраны и наличия утвержденной в установленном порядке инструкции по их применению.

При использовании импортных красок, клеев, мастик, обоев и пленок особое внимание обращают на вопросы, связанные с безопасностью труда при работе с ними, строгое соблюдение фирменных указаний и инструкций на производство работ с этими материалами, а также на взрывоопас-ность паров, выделяемых растворителями клея. Запрещается использовать импортные клеи и мастики, не имеющие фирменных указаний по технике безопасности на производство работ с этими материалами, до получения согласования с органами санитарного надзора и утвержденной инструкции по их применению.

Помещения, в которых производятся работы с применением клеев, мастик и красок, выделяющих взрывоопасные и вредные для здоровья людей летучие пары, обеспечивают принудительной приточно-вытяжной вентиляцией. В эти помещения не должны допускаться лица, не участвующие в непосредственном выполнении работ. К работе с клеями, мастиками и красками, содержащими токсичные компоненты, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр и получившие соответствующие разрешения медицинской комиссии.

При постоянном выполнении указанных работ рабочие должны, проходить периодические медицинские осмотры.

В помещениях, где складируют, изготовляют И применяют полимерные материалы, выделяющие огнеопасные и взрывоопасные пары, запрещается курить и производить работы, связанные с использованием огня или вызывающие искрообразование.

Ядовитые вещества необходимо хранить в соответствии с действующими санитарными нормами в отдельных хорошо проветриваемых помещениях, удаленных от жилья, столовых, питьевых колодцев, водоемов и рабочих мест. В помещениях, предназначенных для хранения ядовитых веществ, должны быть вывешены предупредительные надписи. Если в одном помещении хранятся различные ядовитые вещества, бирки должны быть окрашены в различные цвета, присвоенные этим веществам.

Осветительная арматура и электродвигатели, применяемые в этих помещениях, должны быть во взрывобезопасном исполнении. Следует принимать меры для предотвращения возможности возникновения и накопления зарядов статического электричества, в том числе не применять одежду из полимерных материалов для носки в работе.

При работе с малярными и обойными материалами рабочие должны пользоваться спецодеждой и предохранительными приспособлениями. Для защиты кожного покрова рук от воздействия химически вредных соединений (например, растворов кислот, щелочей) применяют защитные пасты и мази, например пасту ХИОТ-6 (2,4% желатина, 5,6% крахмала, 72% глицерина и 20% жидкости Бурова). Перед началом работы пасту наносят на кожу рук; перед обедом ее смывают теплой водой, затем вновь наносят. Можно для этих целей использовать также пасты Ялот (39,6% ядрового мыла, 39,6% дистиллированной воды, 19,6% касторового масла, 1,2% талька) и ИЭР-2 (12% натриевого мыла, 10% технического глицерина, 40% белой глины, 38% воды). Пасты Ялот и ИЭР-2 смывают чистой холодной водой.

Строительную площадку, на которой выполняют малярные работы, оборудуют гардеробным помещением для сушки одежды, умывальниками, душевыми, санузлами. Рабочие должны быть обеспечены аптечками и средствами для оказания первой помощи пострадавшим, а также доброкачественной питьевой водой.

Каждый рабочий должен быть обучен приемам оказания первой помощи при несчастных случаях. Во всех случаях после оказания первой помощи пострадавшего следует показать врачу.

При эксплуатации компрессоров, пневматических окрасочных агрегатов, установок и аппаратов:

компрессор устанавливают на ровном месте;

перед пуском компрессора в начале смены (особенно в зимнее время) несколько раз вручную проворачивают коленчатый вал (за маховик);

ремонтировать и чистить компрессор во время работы запрещается;

компрессорную установку ограждают и заземляют;

на ресивере и масловодоотделителе не должно быть вмятин и неплотностей;

эксплуатировать компрессорные установки и красконагнетательные баки при неисправных манометрах или при отсутствии на них пломб запрещается.

Эксплуатация инструментов. К работе с механизированным инструментом допускаются лица, прошедшие производственное обучение и имеющие соответствующее удостоверение на право пользования им. Применение механизированного инструмента допускается только в соответствии с требованиями, указанными в паспорте и инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. Запрещается работать с механизированным инструментом с приставных лестниц. При перерывах в работе или при переноске на другое место механизированный инструмент необходимо отключать. Запрещается оставлять без надзора механизированный инструмент с работающим двигателем, а также присоединенный к электросети или сети сжатого воздуха. При работе с механизированным инструментом рабочие должны пользоваться защитными очками.

При работе с пневматическим инструментом и нагнетательными бачками предварительно проверяют прочность всех соединений шлангов и продувают их воздухом. Запрещается во время работы натягивать и перегибать шланги, подводящие воздух. Открывают вентили только после установки инструмента в рабочее положение. Перед началом работ проверяют исправность предохранительных клапанов и манометров, которые должны быть опломбированы. Подключать шланг к трубопроводу сжатого воздуха разрешается только через вентили, установленные на воздухораспределителях или отводах от магистрали. Запрещается включать шланги непосредственно в магистраль. Для- крепления шлангов к штуцерам и ниппелям необходимо применять стяжные инвентарные хомуты. Запрещается крепить шланги проволокой. В нерабочее время шланги хранят в закрытом помещении.

При работе с краскопультом работают в спецодежде, предохранительных очках, респираторах и резиновых перчатках; следят за тем, чтобы рабочее давление не превышало указанного в паспорте. Краскопульты, имеющие течь в швах резервуара и вмятины, использовать запрещается.

Шланговые электропровода применяют с резиновой защитой (типа ШРПС). Электродвигатель заземляют, работать без заземления запрещается. Немедленно прекращают работу при повреждении манометра или изоляции электропровода. Следят за тем, чтобы окрасочный состав не попадал на корпус электродвигателя.

Пневматические окрасочные аппараты и шланги до начала работы проверяют и испытывают на давление, превышающее в 1,5 раза рабочее, которое указано в технической характеристике.

При выполнении шлифовальных работ, связанных с выделением большого количества пыли, применяют универсальные респираторные повязки, задерживающие до 80% пыли, а также защитные очки. Для этой цели можно использовать респираторы Ф-45, РН-16 или универсальный респиратор Р-2.

Подмости, стремянки, лестницы. При производстве малярных работ следует пользоваться только инвентарными столиками, лестницами-стремянками, вышками, металлическими лесами и люльками. Все проемы в наружных стенах лестничных клеток, а также в шахтах лифтов ограждают.

Работать на подмостях, лесах и подъемниках (люльках) разрешается только после их испытания и приемки по акту руководством участка и строительно-монтажной организации. Для подъема рабочих на леса высотой до 12 м на каждом ярусе лесов устанавливают лестницы; при высоте более 12 м устанавливают лестницы с площадками.

Подъем рабочих на подмости допускается только по приставным лестницам (стремянкам) с перилами. Уклон стремянок не должен превышать 1: 3. Стремянки во избежание сдвига прочно закрепляют на опорах.

При монтаже подъемника (люльки) для присоединения к консолям канатов проверяют, надежно ли зажаты их концы. Перекос настила на подъемнике может быть не более 5°.

Предохранительный и грузовой канаты должны быть надежно натянуты грузами; расстояние грузов от земли не менее 200 мм. Рабочую зону подъемника (люльки) ограждают. Эксплуатировать подъемник разрешается (при исправности всех узлов) после его испытаний. Канат на барабаны лебедок должен наматываться равномерно.

Вопросы безопасности строительных объектов в последние годы находятся в центре внимания архитекторов и инженеров. Прежде всего, это связано с участившимися случаями аварий строительных объектов. На этот неблагоприятный фон наложилась нормативная неопределенность, связанная с принятием Закона «О техническом регулировании».

В концентрированном виде тревожность ситуации отражена в обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Правительство от 10 марта 2006г, которое так и называется «О неотложных мерах по обеспечению соблюдения требований безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений»

Госдума, своим обращением в Правительство, подчеркнула значение надежности зданий и сооружений как основного фактора обеспечения безопасности среды обитания. Участившиеся случаи разрушения зданий, повлекшие за собой человеческие жертвы, Госдума в своем обращении связывает с двумя факторами:

1. Неудовлетворительным положением в области контроля и надзора за соблюдением требований по безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений.

2. Отсутствием технических регламентов о безопасности строительных объектов. Для выправления создавшегося положения Дума просит Правительство поручить усилить контроль и надзор за соблюдением требований безопасности и ускорить разработку технических регламентов.

Закон установил последовательность разработки регламентов: сначала общий регламент, затем, относительно тех планок, который он определит - специальные (ст.8.п.5).
Цитируем Закон: - «Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, процессам производства и т.д. в отношении которых цели, определенные для технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов». Тем не менее, разработка общих и специальных регламентов идет параллельно.

В настоящий момент разработаны проекты двух технических регламентов, один, так называемый, общий «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий» (разработчик - Московский Государственный строительный университет) и другой, специальный технический регламент «О безопасности строительных материалов» (разработчик- Белгородский технологический университет им. Шухова). Несмотря на упомянутое требование Закона никакой связи между общим и специальным регламентом нет. В общем регламенте из строительных материалов, как объект технического регулирования, упомянуты только остекление и теплоизоляция.

Все это свидетельствует, к сожалению, о запутанности ситуации в области разработки технических регламентов. Отсутствует ясность и их иерархии.
Неизвестно сколько должно быть технических регламентов, и каких. По словам руководителя Департамента Регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона Ю.А. Перелыгина (см. журнал «Строительство», №9, 2006, стр. 6) «техрегламентов, которые должны разрабатывать профессиональные сообщества, может быть не менее 5000). Между тем, за четыре года, прошедшие после принятия Закона «О техническом регулировании», Думой не принято ни одного регламента.

Ст. 46 Закона постулирует, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части целей, определенных техническими регламентами, в том числе защиты жизни и здоровья граждан.

Между тем, строительная деятельность по самой своей сути, как созидающая и поддерживающая человеческую среду обитания, направлена на защиту жизни и здоровья граждан и иных целей не имеет.

Естественно, эти же цели положены в основу всей системы технического регулирования строительства через существовавшее в течение десятилетий обязательное применение требований государственных стандартов (ГОСТ) и Строительных норм и правил (СНиП), которые оказались за рамками той структуры документов, которую определил упомянутый Закон.

Отменен СНиП 10-01 «Система нормативных документов в строительстве», что добавило сомнений в легитимности нынешнего массива строительных норм и правил. Ведут к дезавуированию системы СНиП и заявления, что «ГОСТы, СНиПы и другие НД совсем не актуальны для потребителей строительной продукции в рыночных отношениях» (см. В.И. Теличенко, М.Ю. Слесарев, Е.А. Король «Проблемы и решения технического регулирования в строительстве», Сборник материалов четвертой международной научно-практической конференции «Современные системы и средства комплексной безопасности и противопожарной защиты объектов строительства», Москва, 2006, стр. 70-71).

Практика требует корректировки Закона «О техническом регулировании», что пока весьма проблематично, хотя очевидна несостоятельность тех искусственных концепций, которые обозначены в Законе касательно технического нормирования строительной отрасли.

В упомянутом обращении Думы указывается, что соблюдение требований технических регламентов должно обеспечить безопасность строительных объектов.
Выполнение требований несуществующих технических регламентов требует Градостроительный кодекс, Положение об осуществлении государственного строительного надзора, другие документы. Таким образом, технические регламенты уже ведут свою виртуальную жизнь.

Закон игнорирует специфику строительной деятельности и разработчики технических регламентов, стремясь выполнить требования, изложенных в действующей редакции этого Закона, сталкиваются с непреодолимыми трудностями.

Так статья 7 Закона требует, чтобы обязательные требования регламента должны быть исчерпывающими.
Нормативная база современного строительства - это сотни документов, СНиП’ов, сводов правил, СанПИН’ов, ГОСТ’ов и т.д. и, практически, все документы касаются обеспечения разных видов безопасности: механической, пожарной, биологической, химической и т.д.

Образно говоря, все строительное нормирование - это один большой технический регламент. Практически невозможно отделить в этих документах положения, имеющие отношения к безопасности от положений, отношения к безопасности не имеющих и в исчерпывающей форме, как это требует Закон, изложить их в регламенте.

Применительно к строительным объектам неадекватным является и понимание Законом безопасности как отсутствия недопустимого риска. Риск - это вероятностная величина, и разработка численных значений рисков для зданий в обозримой перспективе нереальна. Если для прочностных характеристик строительных материалов есть вероятностные критерии обеспеченности их расчетных значений, то для их стойкости во времени при различных агрессивных воздействиях критерии обеспеченности еще только разрабатываются, и в нормах отсутствуют.

Разработчики регламентов находятся между необходимостью выполнения двух противоречащих друг другу требований Закона (глава 2. ст.7). С одной стороны требования технического регламента должны быть, как уже говорилось, исчерпывающими, а с другой, иметь в то же время прямое действие. В чем тут противоречие? Для иллюстрации приведем пример такого исчерпывающего требования в виде одного из положений Евродирективы 89/106 «О строительной продукции» о том, что в процессе строительства или эксплуатации, действующие на сооружение нагрузки не должны вызывать деформации несущих элементов недопустимой величины. При этом никаких конкретных величин этих деформаций в директиве не приводится. То есть это требование не имеет прямого действия и его выполнение реализуется через процедуры проектирования на базе соответствующих стандартов, где уже указаны численные ограничения. Требование « прямое действие» нашего Закона означает, что, либо конкретные численные характеристики должны быть приведены в самом техническом регламенте, либо он должен содержать ссылки на соответствующие стандарты. Ссылки на стандарты, по мнению Департамента технического регулирования Минпромэнерго (государственного заказчика разработки всех технических регламентов), недопустимы, ибо в этом случае воспроизводится существовавшая система технического нормирования, которую Закон как раз отменил (статья 46).
Если технические характеристики записывать в самом техническом регламенте, получаются фолианты в сотни страниц, непригодные для практического использования. А самое главное, технические характеристики становятся Законом, что абсурдно, так как Закон, по сути, это не технический, а правовой документ
Таким образом, есть ряд причин, почему технические регламенты до сих пор не разработаны и реальная перспектива их разработки весьма туманна.
В сложившейся ситуации потребность в концептуальном документе, в котором были бы изложены требования по обеспечению надежности и безопасности строительных конструкций, возросла многократно.

ЦНИИСК им. Кучеренко, ныне филиал ФГУП «НИЦ «Строительство», с участием ряда других организаций, разработал проект СНиП «Надежность строительных конструкций и оснований», основные положения которого публикуются для широкого обсуждения, в настоящем номере газеты.

СНиП устанавливает общие принципы обеспечения надежности конструкций и оснований и сооружений и его требования следует учитывать при разработке технических регламентов, других нормативных документов и стандартов, регламентирующих проектирование, возведение и эксплуатацию строительных объектов. Документ гармонизирован с Евродерективой 89/106 от 21 декабря 1988 г. «О строительной продукции», Евростандартом EN 1990 (Еврокод 0) «Основные принципы строительного проектирования» и стандартом ISO 2394 «Основные принципы обеспечения надежности конструкций».

Статьей 751 ГК РФ при осуществлении любого строительства на подрядчика возложена обязанность по соблюдению требований закона и иных правовых актов о безопасности строительных работ. Необходимо отметить, что строительная и иная связанная с нею деятельность расценивается как создающая повышенную опасность для окружающих, а потому нести ответственность в подобных случаях должен владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности, если они не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). Указанную деятельность подрядчик и субподрядчик осуществляют от собственного имени. Поэтому они сами должны нести ответственность непосредственно перед потерпевшим. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Постановлениями Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80 и от 17 сентября 2002 г. N 123 приняты и введены в действие с 1 сентября 2001 г. и с 1 января 2003 г. соответственно Строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" и СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство". Постановлением Госстроя от 8 января 2003 г. N 2 утвержден Свод правил "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда". Эти нормы и правила распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее - строительное производство), производство строительных материалов (далее - промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее - строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы. Организация и выполнение работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны осуществляться при соблюдении законодательства РФ об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, установленных Перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденным Постановлением Правительства России от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". Генеральный подрядчик обязан при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков: - разработать график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории; - осуществлять их допуск на производственную территорию с учетом выполнения следующего требования: перед началом выполнения СМР на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, обязаны оформить акт-допуск; - обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ. До начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая: - устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации; - освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировку территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладку коммуникаций; - устройство временных автомобильных дорог, прокладку сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода; - завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений; - устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций. Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленному согласно СНиП 12-03-2001. Производство работ на строительном объекте следует вести в технологической последовательности согласно содержащемуся в проекте организации строительства календарному плану (график) работ. Завершение предшествующих работ является необходимым условием для подготовки и выполнения последующих. При совместной деятельности на строительной площадке нескольких подрядных организаций, включая граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, генеральный подрядчик осуществляет контроль за состоянием условий труда на строительном объекте. В случае возникновения на объекте опасных условий, вызывающих реальную угрозу жизни и здоровью работников, генподрядная организация должна оповестить об этом всех участников строительства и предпринять необходимые меры для вывода людей из опасной зоны. Возобновление работ разрешается генподрядной организацией после устранения причин возникновения опасности.

Еще по теме § 3. Обеспечение безопасности строительных работ:

  1. Глава VIII Обеспечение безопасности в работе с кадрами
  2. ГЛАВА 14. СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  3. Часть 1. Концептуальные вопросы обеспечения безопасности; практический опыт построения системы безопасности
  4. 12.1. Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности
  5. 2.2. Определение стоимости работ по единым районным единичным расценкам на строительные работы и конструкции (ЕРЕР)


Просмотров