Пономарев А.Б., Пикулева Э.А. Методология научных исследований. Методология и методы научного исследования

Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие "методология" в литературе употребляется в двух значениях:

  • 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
  • 2) учение о научном методе познания.

Каждая наука имеет свою методологию. По мнению других авторов, методология есть учение о методах, применяемых в правовых науках для изучения своего предмета. В конечном счете, под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач.

Существуют следующие уровни методологии:

  • 1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.
  • 2. Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.
  • 3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.

Методология - как учение о способах и приемах исследования - рассматривает существенные характеристики конкретных методов познания, которые составляют общее направление исследования. К таким методам следует отнести приемы и способы эмпирического и теоретического этапов исследования.

Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет систематизировать весь объем научного знания и создать условия для разработки дальнейших, эффективных направлений исследования. Главной задачей методологии научного познания есть синтез накопленных научных знаний, которые разрешают использовать достижения развития науки в практических целях. Методология изучает методы, средства и приемы, с помощью которых приобретаются, определяются и строятся разные системы знаний.

Методологический аппарат включает в себя:

  • - принципы организации и проведения научного исследования;
  • - методы научного исследования и способы определения его стратегии;
  • - научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу).

Все составляющие научного поиска в совокупности служат основой методологического аппарата, поэтому под научным исследованием понимают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде системы понятий, законов, теорий.

Основные принципы методологии познания:

  • - принцип единства теории и практики, которые являются взаимообусловленными Практика -- критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью;
  • - принцип объективности, что требует учета всех факторов, которые характеризуют то или другое явление Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного;
  • - принцип конкретности, который указывает на существенные стороны и закономерности объективных процессов и конкретные подходы к их оценке;
  • - принцип развития, который состоит в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных изменений объекта познания;
  • - принцип закономерности, который нуждается в обусловленности явлений с учетом отношений и связей между ними.
  • - принцип системности, т. е. системный подход к изучаемым объектам. Он предполагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов (выделить и учесть все их невозможно, да этого и не требуется), установление классификации и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, т. е. обеспечивающих соединение разных элементов в систему.
  • - принцип всесторонности изучения процессов и явлений. Любой феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. К примеру, образовательный процесс в вузе сложен, динамичен и неразрывно связан со многими факторами Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и срезах. При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной обобщающей модели и в конечном счете -- в целостной теории, раскрывающей суть исследуемой проблемы. Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию педагогических процессов и явлений, Одно из важнейших требований комплексного подхода -- установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование -- использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно исследовать ту или иную проблему с помощью какого-то одного универсального метода.
  • - принцип единства исторического и логического. Логика познания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. История развития личности, например, служит своеобразным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению. В истории развития личности сказывается ее сущность, так как человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю, жизненный путь, биографию"

Существуют разные уровни методологического анализа, в частности:

  • - динамический уровень: мировоззренческая интерпретация результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального подхода;
  • - статический уровень; принципы, подходы, формы исследования, которые носят общенаучный характер;
  • - аналитико-синтетический уровень, то есть конкретно-научная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые применяются в той или иной области науки;
  • - предметный уровень, то есть дисциплинарная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые используются в той или другой научной дисциплине конкретной области наук или на стыке наук, где сама научная дисциплина выступает основной формой организации научного знания;
  • - междисциплинарный уровень - методология междисциплинарного комплексного исследования, которое соответственно логике научного поиска есть сферой взаимодействия разных наук, когда получение знания о предмете исследования возможное лишь в взаимодействии разных подсистем с учетом комплексного знания о предмете.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Крившенко Л.П.,

Вайндорф-Сысоева М.Е., Юркина Л.В.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МОСКВА 2007

Методология и методы научного исследования

Учебное пособие

Рецензент: д.п.н, проф. Лямзин М.А.

Аннотация

Пособие рассказывает о методологии и методах организации научного исследования для решения задач активизации обучения школьников и учащихся начального и среднего профессионального образования. Методы исследования, эксперименты, чаще всего, у неподготовленной аудитории ассоциируются с техническими и естественными науками, и в этих областях действительно существуют теоретические и методические рекомендации. Данное пособие раскрывает специфику экспериментальной деятельности в гуманитарной сфере, обращая особое внимание на психологию и педагогику – как основной инструментарий преподавателя – руководителя эксперимента. В приложении даны методики исследования личности. Пособие может быть интересно как преподавателям, так и учащимся и родителям.

Тема 1. Наука как система познания действительности. 4

Тема 2. Понятие о научном исследовании 10

Тема 3. Методология научного исследования 25

Тема 4. Особенности научного исследования в психологии и педагогике 38

Тема 5. Психология в системе научного познания 53

Тема 6. Методы исследования в психологии 59

Тема 7. Педагогика в системе научного познания 68

Тема 8. Методы исследования в педагогике 75

Тема 1. Наука как система познания действительности.

    Принципы научности

    Формирование научного познания

    Система научного познания

    Наука как социальный институт

Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно.

Ф. Честерфилд

Издревле человечество стремилось выявить закономерности функционирования окружающей реальности и на их основе воспроизвести картину мира. Запросы общества диктовали получение новых знаний и использование их с целью коррекции действительности. Чтобы соответствовать этим запросам, представления о мире должны были соответствовать нескольким требованиям: объективность, обобщенность, надежность и возможность трансляции знания. На протяжении всего пути развития цивилизации формировались социальные институты, способствовавшие получению и транслированию представлений о мире, но они далеко не сразу вышли на научный уровень. В различные эпохи социальными институтами производства, сохранения и транслирования знаний служили религиозные институты, философские и медицинские школы. Одновременно с ними существовала система донаучного и обыденного познания, в рамках которых и начали зарождаться различные системы научного познания мира.

Самой первой наукой, еще во времена античности, стала философия, правда, понимание ее тогда значительно отличалось от современного – философия считалась всеобъемлющей мудростью, которая объединяла все известные конкретной эпохе знания о мире. Затем по мере расширения познания из философии постепенно стали выделяться отдельные научные системы.

В ХУ11-ХУ111 вв. началось формирование науки как социального института – специально предназначенного для получения надежных и достоверных представлений о мире. В этот период были созданы университеты, национальные академии, а также научные периодические журналы, что обеспечило открытый характер научного знания, в отличие от оккультного, характерного для предыдущих эпох.

С чего начиналась любая наука – с того, что какой-то мудрец увидел проблему для исследования и познания. Проблемой традиционно считается столкновение знания и незнания. Если речь идет о столкновении личного знания и незнания – это учебная проблема, т.е. проблема для отдельного человека или группы людей, но не для человечества в целом. А если, всеобщее знание сталкивается с всеобщим незнанием, то можно говорить о

научной проблеме. Схема 1 демонстрирует уровень проблемности.

Однако само выделение проблемной области из массы философского знания еще не говорит о появлении науки. Если исследователи превращают определенный пласт явлений в предмет научного познания, включающий описание фактов и их возможное объяснение, это еще не дает статус науки. А что же его дает? В науке нет места субъективному знанию, бытовым знаниям и не только. Известно, что ремесло, хотя обучение ему и требует тяжкого труда, времени, учебы, а иногда и таланта, не является наукой, так как представляет собой навыки без теоретической базы. Но и религия, имеющая теоретические схемы, также не является наукой, так как ее рассуждения никогда не проверялись практикой, и тем более не подтверждались ею. Что же включает в себя научное исследование? Как ни странно, наука начинается с описательной стадии, но на ней она еще наукой не является. На этой стадии описываются факты, затем они систематизируются и объясняются. На этой основе возникает теоретическая база – система достоверных знаний о действительности (вот где фигурирует проверка практикой). Теоретическая база будет несовершенной, если она не позволяет вывести определенные законы – устойчивые, повторяющиеся связи явлений. Очень важной для статуса науки является прогностическая функция, без нее наука также несостоятельна. Сказанное можно обобщить схемой 2.

Ученые по-разному определяют понятие закона и закономерности. Нам ближе представление о том, что закон – это безусловная, повторяющаяся, устойчивая связь явлений и событий. Естественно любой закон имеет определенные рамки применения, в которых он работает. Разговоры о всеобщих законах достаточно условны. Кроме того, о законах чаще всего говорят в системе естественных, точных наук, в системе же гуманитарного знания – принято говорить о закономерностях – повторяющихся, устойчивых, но условных связях явлений и событий. Эта условность определяется, прежде всего, многообразием и сложностью – человека – области исследования.

Схема 2.

На сегодняшний день наука определяется как сфера человеческой деятельности, функциями которой являются: выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; использование теоретических разработок на практике; возможность прогнозирования развития исследований и их результатов. Возможность осуществления этих функций существует благодаря многоаспектности научного феномена:

    наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и вспомогательных структур);

    наука как результат – научные знания, система представлений о мире;

    наука как процесс – непосредственно научные исследования, процесс получения обобщенной, достоверной, объективной и транслируемой информации;

Формирование науки как социального института. Важнейшая цель науки - приобретение нового знания в соответствии как с уже сформулированными, так и лишь возможными в будущем запросами общества. Чтобы соответствовать этим запросам, знание должно обладать такими свойствами, как обобщенность, надежность, сообщаемость, объективность.

На протяжении всей истории человеческого общества формировались социальные институты, обеспечивающие эти свойства знания. Социальный институт - понятие, обозначающее устойчиво воспроизводящуюся систему ценностей, норм, правил (фор-мальных и неформальных), принципов; начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей и статусов. Социальные институты следует отличать от конкретных организаций. Однако наука как социальный институт объединяет конкретные организации, ведущие исследовательскую работу – это, в первую очередь, высшие учебные заведения (академии, университеты, институты), отраслевые институты, институты повышения ква-лификации и т.д.

Никакая научная работа невозможна без соответствующей инфраструктуры. Это так называемые органы и организации научного обслуживания: научные издательства, научные журналы, научное приборостроение и т.д., - которые явля-ются как бы подотраслями науки как социального института.

Наука как социальный институт может функциониро-вать лишь при наличии специально подготовленных ква-лифицированных научных кадров. Подготовка научных кадров осуществляется через ас-пирантуру или соискательство на уровне ученой степени кандидата наук. Из числа кандидатов наук через докторантуру или со-искательство готовятся научные кадры высшей квалификации - на уровне ученой степени доктора наук. На уровне мирового научного сообщества ученой степени кандидата наук соответствует степень доктора философии, а ученой степени доктора наук – доктор профессор техники или философии, соответственно в технических или гуманитарных науках.

Наряду с учеными степенями преподавателям высших учебных заведений, институтов повышения квалификации присваиваются ученые звания как ступени их педагогиче-ской квалификации: доцента по кафедре (в основном из числа канди-датов наук, при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научных трудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии крупных научных работ - учебников, монографий и т.д.). В отраслевых научных институтах званию доцента по кафедре соответствует – звание старшего научного сотрудника или доцента по специальности, а званию профессора по кафедре – профессор по специальности.

В настоящее время многие средние учебные заведения при-глашают научно-педагогические кадры из ВУЗов или научных организаций. Эта тенденция чрезвычайно перспективна, так же как и подготовка научно-педагогических кадров из числа руководителей и педагогов самих учебных заведений. Тот факт, что в общеобразовательных школах, гимназиях, в учеб-ных заведениях начального и среднего профессионального об-разования работает все больше кандидатов и докторов наук, говорит о том, что и эти учебные заведения будут все больше вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность.

Тема 2. Понятие о научном исследовании

    представление о научном исследовании

    требования к научному исследованию

    терминология научного исследования

«Все существующее имеет достаточное

основание для своего существования»

Г. Лейбниц

Специфика научного исследования во многом зависит от области науки, в которой оно проводится. Но есть общие черты, позволяющие понять, что это именно научное исследование. Научное исследование связано, прежде всего, с самостоятельным творческим поиском исследователя. Однако, этот творческий поиск основан на детальном и доскональном изучении прошлого научного опыта. Как уже говорилось ниже, важно понимать уровень проблемности научного исследования. Если поставить проблему без изучения предыдущих достижений науки, то может получиться учебная задача, проще говоря -изобретение велосипеда. Необходима преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая бо-лее высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше.

Однако наука развивается различными путями, преемственность не является обязательным, непременным вариантом развития. В развитии науки можно выделить периоды относитель-но спокойного (эволюционного) развития и бурной (ре-волюционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Эволюционное развитие на-уки - процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих тео-ретических воззрений, в связи с чем, идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, поня-тий, принципов. Революции в науке наступают, когда на-чинается коренная ломка и перестройка ранее установив-шихся воззрений, пересмотр фундаментальных положе-ний, законов и принципов в результате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений. Но ломке и отбрасыванию под-вергается при этом не само содержание прежних знаний, а их неверное истолкование, например, неправильная уни-версализация законов и принципов, имеющих в действи-тельности лишь относительный, ограниченный характер.

Кроме того, знания должны быть истинными. Для научного знания свойственно то, что не просто со-общается об истинности того или иного содержания, но приводятся основания, по которым это содержание истин-но (например, результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод и т.д.). Поэтому в качестве признака, характеризующего истинность научного зна-ния, указывают на требование его достаточной обоснован-ности. Таким образом, можно дифференцировать научные и религиозные системы – предположив, что это два различных способа познания мира. Один – наука – основан на доказательстве истинности, а другой – религия – на вере в истинность, которая и не требует доказательств по определению. Между этими полюсами находится еще одна система познания мира, прежде всего духовного, чувственного мира человека – это искусство. Искусство, как нам представляется, является своеобразным стыком доказанности и веры в истинность определенных представлений о человеке. Сказанное можно проиллюстрировать схемой.

Схема 3. Способы получения представлений о действительности

Естественно нужно представлять, что компоненты этой схемы не являются взаимоисключающими – это различные взгляды на мир и человека, а любому человеку, сталкивавшемуся с исследовательской деятельностью, ясно – что возможность оценить один и тот же предмет разными глазами и с различных ракурсов – делает картину более достоверной. Данная схема говорит лишь о том, что наука не может опираться на слепую веру или преклонение перед авторитетами, а для религии именно это – норма.

Обусловленность развития науки потребностями об-щественно-исторической практики диктует основные направления научных исследований. Это главная движущая сила, или источник развития науки. При этом подчер-кнем, что обусловлена она не просто потребностями прак-тики, например педагогической, образовательной, а имен-но - общественно-исторической практики. Каждое конк-ретное исследование может и не обусловливаться конкретными запросами практики, а вытекать из логики развития самой науки или, к примеру, определяться лич-ными интересами ученого. Однако не нужно излишне упрощать картину. Научные исследования могут быть рассчитаны как на ближайшую (прикладные), так, и, на отдаленную перспективу (фундаментальные). Вопрос о их первичности является неразрешимым, каждая из областей является необходимой. Научная компетентность ученого во многом зависит от его способности увидеть неочевидную для неподготовленного зрителя пользу исследования. Здесь проявляется относительная самостоятельность развития науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определенного соответствую-щего уровня, определенных ступеней развития самого процесса познания действительности. При этом от ученого нередко требуется определенное мужество, когда его на-учные взгляды, его научные построения идут вразрез с ус-тоявшимися традициями, с установками.

В научном исследовании нужно обратить внимание на взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки мо-жет и должен исследоваться приемами и методами другой науки. В результате этого создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и за-конов качественно различных явлений.

Непременным условием научного исследования является свобода критики, беспрепятственное обсуждение воп-росов науки, открытое и свободное выражение различных мнений. Поскольку диалектически противоречивый харак-тер явлений и процессов в природе, в обществе и человеке раскрывается в науке не сразу и не прямо, в борющихся мне-ниях и воззрениях отражаются лишь отдельные противоре-чивые стороны изучаемых процессов. В результате такой борьбы преодолевается первоначальная неизбежная одно-сторонность различных взглядов на объект исследования и вырабатывается единое воззрение, на сегодняшний день на-иболее адекватное отражение самой действительности.

Наконец, начинающему исследователю необходимо обратить внимание на язык науки. Многие термины понимаются нами на бытовом уровне иначе, чем в научном знании. Рассмотрим основные из них.

Факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойст-ва, связи и отношения, которые определенным образом за-фиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фун-дамент науки. Без определенной совокупности фактов не-возможно построить эффективную научную теорию. Известно высказывание И.П. Павлова о том, что факты - это воздух ученого. Факт как научная категория отлича-ется от явления. Явление - объективная реальность, от-дельное событие, а факт - собрание многих явлений и свя-зей, их обобщение. Факт в значительной мере есть резуль-тат обобщения всех аналогичных явлений, сведения их в некоторый определенный класс явлений;

Положение - научное утверждение, сформулиро-ванная мысль;

П онятие - мысль, отражающая в обобщенной и аб-страгированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических при-знаков - свойств предметов и явлений. Например, поня-тие «обучающиеся» включает в себя учащихся общеобра-зовательных школ и учреждений профессионального об-разования - студентов, курсантов, слушателей и т.д.

В науке часто говорят о развивающемся понятии, под-разумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками и свойствами. Так, напри-мер, понятие «педагогический процесс» в последнее время дополнилось новым содержанием - педагогические тех-нологии, диагностика, тестирование и т.п. Понятие необ-ходимо отличать от термина, который является лишь но-сителем, способом обозначения понятия. Например, тер-мин «педагогический процесс». Понятие же «педагогический процесс» - это все, что известно педаго-гической науке о целях, содержании, формах, методах и средствах обучения и воспитания учащихся и т.д.

Понятие среди других форм организации научного зна-ния занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории выражаются через слова-поня-тия и связи между ними, поскольку высшей формой чело-веческого мышления является понятийное, словесно-ло-гическое мышление. (А.М. Новиков 2006). Как писал Г. Гегель, понять - значит выразить в форме понятий.

Термин «доказательство» может употребляться в несколь-ких значениях. Во-первых, под доказательством понимают фак-ты, с помощью которых обосновывается истинность или лож-ность того или иного суждения.

Во-вторых, доказательство означает источники сведений

о фактах: летописи, рассказы свидетелей, мемуары, доку-менты и т.д. В-третьих, доказательство - это процесс мыш-ления. В логике данный термин употребляется именно в этом значении.

Итак, доказательство - это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверен-ных наукой и конкретной практикой.

Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательство должно основываться на данных науки и конкретной практики Убеждения же могут быть основаны, например на вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в определенных вопросах, на различного рода логических ошибках.

Доказательство как особый логический способ обоснова-ния истины имеет свое строение. Всякое доказательство вклю-чает тезис, аргументы, демонстрацию. Каждый из этих элемен-тов в логической структуре доказательства выполняет свои особые функции, поэтому ни один из них нельзя игнориро-вать при построении логически правильного доказательства.

Дадим логическую характеристику каждому из указанных элементов.

Тезисом доказательства называется то положение, истин-ность или ложность которого требуется доказать. Если нет тезиса, то и доказывать нечего. Поэтому все доказательное рассуждение целиком подчинено тезису и служит для его под-тверждения (или опровержения). В до-казательстве: главная цель всех рассуждений - тезис, его под-тверждение или опровержение.

Тезис может быть сформулирован как в начале доказатель-ства, так и в любой другой его момент. Тезис часто высказыва-ется в форме категорического суждения, например: «Положе-ние, которое я доказываю, состоит в следующем», «Вот мой тезис», «Передо мной стоит задача доказать», «Вот мое поло-жение», «Я глубоко убежден, что...» и т.п. Нередко тезис фор-мулируют и в форме вопроса.

Доказательства бывают простые и сложные. Главное их различие состоит в том, что в сложном доказательстве имеет-ся основной тезис и частные тезисы.

Основной тезис - это положение, которому подчинено обоснование ряда других положений. Частный тезис - это та-кое положение, которое становится тезисом лишь потому, что с его помощью доказывается основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем аргументом для обо-снования основного тезиса.

Аргументами (или основаниями) доказательства называют-ся те суждения, которые приводятся для подтверждения или опровержения тезиса. Доказать тезис - значит привести та-кие суждения, которые были бы достаточными для обоснова-ния истинности или ложности выдвинутого тезиса.

В качестве аргументов при доказательстве тезиса может быть приведена любая истинная мысль, если только она свя-зана с тезисом, обосновывает его. Основными видами аргумен-тов являются факты, законы, аксиомы, определения, докумен-тальные свидетельства и т.п.

В качестве оснований доказательства используются так-же аксиомы. Аксиома - это положение, не требующее доказа-тельства. Истинность аксиом, лежащих в основе доказатель-ства, не удостоверяется в каждом отдельном случае потому, что проверка этой истинности многократно проводилась ранее, подтверждена практикой. Аксиомы довольно широко исполь-зуются в качестве оснований в юриспруденции. Роль аксиом здесь выполняют презумпции.

Презумпция - это положение, считающееся установлен-ным и не нуждающимся в доказательстве. Она - не очевидна и принимается за истину не потому, что ее правильность пред-ставляется бесспорной и вытекает из самого положения, со-ставляющего содержание презумпции. Презумпция - это по-ложение, формулирующее какое-либо наиболее обычное, наи-более часто встречающееся отношение.

Демонстрацией (или формой доказательства) называется способ логической связи тезиса с аргументами. Тезис и аргу-менты доказательства являются по своей логической форме суждениями. Выраженные в грамматических предложениях, они воспринимаются нами непосредственно: тезис и аргумен-ты можно увидеть, если они написаны; услышать, если они произнесены.

Интернет справочник

Макроуровне и метод идентификации социальных страт на основе расходной стратегии. В научных исследованиях Т.П.Притворовой развит... . - Алматы: Ғылым, 2004. - 216 с. 2. Методология и методика научного исследования . - Алматы: Ғылым, 2005. - 353 с. 3. ...

Учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. поли-техн. ун-та, 2014. - 186 с. — ISBN 978-5-398-01216-3.Изложены основы методологии научного исследования, рассмотрены различные уровни научного познания. Освещены этапы проведения научно-исследовательских работ, включая выбор направления исследования, постановку научно-технической проблемы, проведение теоретических и экспериментальных исследований, рекомендации по оформлению результатов научной работы. Также рассмотрены основы изобретательского творчества, патентный поиск и примерный план магистерской диссертации.
Соответствует требованиям ФГОС ВПО направления подготовки 270800.68 - «Строительство» магистерская программа «Подземное и городское строительство». Соответствует содержанию дисциплины «Методология научных исследований».
Предназначено для систематизации и углубления знаний студентов в ходе подготовки к зачету.Содержание .
Методологические основы научного знания .
Определение науки.
Наука и другие формы освоения действительности.
Основные этапы развития науки.
Понятие о научном знании.
Методы научного познания.
Этические и эстетические основания методологии.
Выбор направления научного исследования. Постановка научно-технической проблемы и этапы научно-исследовательской работы .
Методы выбора и цели направления научного исследования.
Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы.
Актуальность и научная новизна исследования.
Выдвижение рабочей гипотезы.
Поиск, накопление и обработка научной информации .
Документальные источники информации.
Анализ документов.
Поиск и накопление научной информации.
Электронные формы информационных ресурсов.
Обработка научной информации, её фиксация и хранение.
Теоретические и экспериментальные исследования .
Методы и особенности теоретических исследований.
Структура и модели теоретического исследования.
Общие сведения об экспериментальных исследованиях.
Методика и планирование эксперимента.
Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований.
Организация рабочего места экспериментатора.
Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента.
Обработка результатов экспериментальных исследований .
Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях.
Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности.
Методы графической обработки результатов измерений.
Оформление результатов научного исследования.
Устное представление информации.
Изложение и аргументация выводов научной работы.
Понятие и структура магистерской диссертации .
Понятие и признаки магистерской диссертации.
Структура магистерской диссертации.
Формулирование цели и задач исследования.
Основы изобретательского творчества .
Общие сведения.
Объекты изобретения.
Условия патентоспособности изобретения.
Условия патентоспособности полезной модели.
Условия патентоспособности промышленного образца.
Патентный поиск.
Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности .
Структурная организация научного коллектива и методы управления научными исследованиями.
Основные принципы организации деятельности научного коллектива.
Методы сплочения научного коллектива.
Психологические аспекты взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Особенности научной деятельности.
Роль науки в современном обществе .
Социальные функции науки.
Наука и нравственность.
Противоречия в науке и в практике.

Методология и методика научных исследований



Методы эмпирического уровня исследования

Количественные и качественные методы научного исследования

Специальные (частнонаучные) методы исследования в области библиотечно-информационной и документационной деятельности

Литература


1. Понятие метода, методики и методологии научного исследования


Организация и проведение научного исследования невозможны без опоры на научную методологию, без использования соответствующих методов. Выстраивая методологическую базу для научного исследования, следует уточнить основные понятия (метод, методика, методология и др.).

) Метод понимается как конкретный способ исследования, построения и обоснования системы знаний о предмете, включающий в себя различные приемы исследования.

Можно привести другое определение: метод исследования - это способ изучения, опирающийся на определенный понятийный аппарат и правила, соответствующие особенностям предмета исследования, цели и характеру решаемых задач.

Уже изученные явления, процессы, закономерности служат образцами, моделями для последующего изучения других явлений и процессов. Поэтому в научных исследованиях важен не только результат, но и путь к нему, метод познания, цепочка умозаключений, приводящих к выводу.

) Методика - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату; конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования.

) Методологией называют систему базисных принципов, методов, методик, способов и средств научного исследования. Методология научного исследования предполагает умение правильно организовать научную деятельность с использованием эффективных методов работы, правил и логических заключений.

) Методологический подход - группа методов, имеющих общее основание.

) Методологический принцип - основополагающее правило, положение, нормативная координата методологической парадигмы.

) Методологическая парадигма - это совокупность фундаментальных научных установок, принципов и основных методологических подходов, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Существует множество видов методов научного познания. Какие методы использовать для исследования, - это определяет ученый, опираясь на собственный опыт и опыт своих предшественников и коллег. Но решающим критерием определения необходимых методов является предмет исследования.

Виды методов различают по:

·степени общности (общенаучные и специальные или частнонаучные);

·уровню абстракции (эмпирические и теоретические);

·характеру выполняемых функций (количественные и качественные).

Дадим характеристику основных групп методов научного исследования.


Общенаучные методы исследования


В основе общенаучных методов исследования лежат такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, конкретизация, аналогия, сравнение, идентификация, обобщение, экстраполяция и др.

Индукция - мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов; вывод, рассуждение от «частного к общему»; умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам («от общего к частному»).

Анализ - это теоретический метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.

Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда несущественных признаков (свойств, связей) объекта при одновременном выделении других признаков, представляющих интерес для исследователя при решении конкретной задачи.

Идеализация - один из видов абстрагирования. Образованные в результате идеализации понятия не существуют в реальности в конкретном виде, а лишь мыслятся, имея приближенные аналоги (образы).

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.

Аналогия - подобие, сходство различных предметов, явлений или понятий в каких-либо свойствах, признаках или отношениях.

Сравнение - метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

Идентификация - отождествление изучаемого объекта с каким-либо образцом, моделью, архетипом.

Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Экстраполяция - распространение обнаруженных в одной сфере тенденций и закономерностей на другую сферу.

3. Методы эмпирического уровня исследования


К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдение, описание, опрос, анкетирование, интервьюирование, беседа, эксперимент, мониторинг, метод экспертных оценок и др.

Наблюдение - наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия. Суть его состоит в том, что изучаемый объект должен находиться в обычных, естественных условиях и не должен подвергаться воздействию со стороны наблюдателя.

Описание - метод, основанный на фиксации сведений, полученных в результате наблюдения.

Опрос - метод исследования, используемый для сбора первичной вербальной информации, содержащей массовые суждения изучаемых индивидов, их субъективные оценки, мнения, мотивы деятельности. Это главный способ выявления общественного мнения. Существует две основные разновидности опроса - анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование - это заочный опрос, при котором всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система вопросов с возможными вариантами ответов (или без них).

Интервьюирование - устный опрос «лицом к лицу» на основе разработанного перечня вопросов.

Беседа - эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Эксперимент - общий эмпирический метод исследования, в основе которого лежит строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Мониторинг - это постоянный надзор, регулярное отслеживание результатов исследования.

Метод экспертных оценок - метод получения информации об объекте с помощью специалистов - экспертов в определенной области. Мнение специалиста (или коллектива специалистов) должно быть основано на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.


Методы теоретического уровня исследования


В группу методов теоретического уровня исследования входят: моделирование, систематизация, классификация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, исторический, диалектический, деятельностный, системный, структурно-функциональный и другие методы.

Моделирование - теоретический метод исследования, предполагающий построение модели (заменителя) реальных объектов. Модель - мысленная или материально реализованная система, замещающая другую систему, с которой она находится в состоянии сходства. Метод моделирования позволяет получить информацию о различных свойствах изучаемых явлений на основе опытов с моделями.

Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации - классификация.

Классификация - теоретический метод, основанный на упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений и распределении их по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов).

Формализация - описание содержательных характеристик объекта и происходящих в нем процессов на основе создания обобщенной знаковой модели (например, с помощью математических или логических символов).

Восхождение от абстрактного к конкретному - представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Метод, согласно которому процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного познания объекта к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится в мышлении во всей своей конкретности и многогранности.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам.

В исследованиях, связанных с изучением истории развития исследуемого объекта, широко применяются исторические методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический.

Историко-генетический метод - метод, позволяющий раскрыть последовательность исторического развития изучаемого объекта (от его истоков до современного состояния), показать причинно-следственные связи и закономерности его исторического движения.

Историко-сравнительный (или сравнительно-исторический) метод - метод, при котором осуществляется сравнительный анализ исторических явлений, выявляются их сходство и различия, общее и особенное. (См. метод «Сравнение»).

Историко-типологический метод - метод, имеющий целью разделение (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы (классы) на основе присущих им общих существенных признаков.

Диалектический метод (диалектическая методология) - метод (методология) познания действительности, основными принципами которого является признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. Основные диалектические законы: перехода количественных изменений в качественные и обратно; единства и борьбы противоположностей; отрицания отрицания.

Деятельностный метод (деятельностная методология) - широко используемый метод (методология), при котором объект всесторонне исследуется как специфическая область социальной (человеческой) деятельности. При этом данный вид деятельности дифференцируется на части, компоненты (субъект, объект, процессы, средства, результат и т. д.) и на виды, разновидности, выделяемые по различным признакам.

Системный метод (системная методология) - метод (методология), позволяющий исследовать объект не как совокупность разрозненных и изолированных предметов и явлений, а как системное, целостное образование, то есть комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Вхождение этих элементов в систему придает им новые, интегративные качества, которые не присущи им в их исходном, раздельном существовании.

Структурно-функциональный метод заключается в разделении изучаемого объекта на составные структурные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а также определении их функций.

5. Количественные и качественные методы научного исследования


Количественные методы - это способы анализа явлений и процессов на основе количественных показателей. Наиболее часто используются такие количественные методы, как статистические, библиометрические, контент-анализ, наукометрические.

Статистические - совокупность взаимосвязанных методов, нацеленных на сбор, измерение и анализ массовых количественных данных. С помощью статистических методов исследуются массовые объекты и явления с целью получения количественных характеристик и выявления общих закономерностей путем устранения случайных особенностей отдельных единичных наблюдений.

Библиометрические - группа количественных методов, с помощью которых изучаются структура, динамика и взаимосвязи различных явлений в сфере библиотечно-информационной и документационной деятельности. В состав библиометрических методов входят метод подсчета количества публикаций, метод анализа цитирования литературы («цитат-индекс»), тезаурусный, контент-анализ и др. С помощью библиометрических методов исследуется динамика развития документальных потоков (по их видам, типам, тематике, авторскому составу и т.д.); динамика показателей использования и обращаемости документов; изучаются процессы цитируемости публикаций; выявляются продуктивные виды изданий и наиболее разработанные тематические направления; степень обеспеченности тех или иных направлений научных исследований фундаментальными трудами; определяется ядро профильных изданий, по которому в дальнейшем проводится комплектование фондов библиотек.

Контент-анализ - один из библиометрических методов, имеющий также и самостоятельное значение. Применяется для изучения значительных массивов документов: произведений печати, нормативно-официальной, отчетной и другой документации. Суть метода заключается в том, что в текстах документов выделяются некоторые смысловые единицы («единицы наблюдения»), в качестве которых могут выступать авторы и названия произведений, вид издания, дата выпуска и т.д. Тщательный подсчет выявленных единиц и частоты их употребления с обязательным учетом оценок, которые даются им в текстах, позволяет выявить тенденции развития различных явлений: информационного интереса различных групп пользователей к определенным типам, видам, жанрам документов, уровня информационной культуры, эффективности методов работы с потребителями документальной информации и т.д.

Наукометрические - методы, тесно примыкающие к библиометрическим и используемые в тех же целях. Однако специфика наукометрии заключается в количественных исследованиях структуры и динамики массивов и потоков не всех видов документальной информации, а только научной.

Качественные методы исследований - это методы, направленные на получение таких «качественных данных», которые позволяют раскрыть значение тех или иных социальных явлений через анализ структуры и динамики общественного мнения. Качественные методы, в частности, позволяют исследовать глубинные механизмы процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть закономерности восприятия социальной информации. Качественные методы чаще всего используют в социологических и маркетинговых исследованиях.

К основным методам качественных исследований относятся: глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-групповые дискуссии (интервью), наблюдение, эксперимент. Рассмотрим основные из них.

Наиболее известный и часто используемый качественный метод - проведение глубинного интервью. В его процессе используются вопросы, ответом на которые предполагается не однозначное «да» или «нет», а развернутый ответ. Глубинное интервью представляет собой неформальную, свободную беседу, проводимую интервьюером по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. В ходе интервью исследуются личное мнение респондента, его убеждения, мотивации и ценности.

Экспертное интервью - одна из разновидностей глубинного интервью, его главной особенностью является статус и компетентность респондента, который выступает опытным участником изучаемой проблемы. Эксперты - специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В экспертных интервью важен не столько сам респондент, а его экспертные знания в той или иной области. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов, руководителями компаний и т.п.

Фокус-групповые дискуссии (интервью) - один из методов качественных исследований. Фокус-группа - это группа респондентов (не более 10-15 человек), объединенных с целью изучения широкого спектра реакций, мнений и оценок относительно изучаемого явления. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой теме или объекте (государственные программы, общественно-политические проблемы, социально-экономические ситуации, коммуникативные процессы, товары, услуги, реклама). Фокус-групповая дискуссия или интервью направлены на определение отношения участников к определенной проблеме, получение информации об их личном опыте, приоритетах, восприятии объекта исследования, составление «портрета» конкретной социальной группы. Фокус-групповое интервью проводится в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы с содержанием сценария, оно известно только модератору (ведущему), под руководством которого проходит обсуждение. Организация дискуссии в непринужденной обстановке способствует активизации ассоциативных связей в сознании участников. Во время фокус-групповых дискуссий происходит общение респондентов не только с модератором, но и друг с другом, что является источником информации, которая в индивидуальном интервью часто не может быть получена.

Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов. Однако количественные и качественные методы - это не конкуренты, а скорее два инструмента, которые взаимно дополняют друг друга. Качественные методы позволяют понять суть проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для последующего количественного исследования.


6. Специальные (частнонаучные) методы научного исследования в области библиотечно-информационной и документационной деятельности


Помимо перечисленных групп методов существуют также специальные методы отдельных наук (частнонаучные) - математические, политологические, экономические, социологические, психологические, педагогические, культурологические, лингвистические, семиотические и др.

В библиотечных исследованиях широко используются следующие специальные (частнонаучные) библиотечные методы: анализ читательских формуляров, журналов учета библиографических запросов, опросы читателей, социологические и количественные методы изучения фондов и читателей, методы библиотечной статистики и другие. Распространенными методами исследования являются также источниковедческий метод (метод изучения исторических документальных источников библиотечной тематики: архивных материалов, неопубликованных рукописей, отчетов библиотек за разные периоды времени, воспоминаний и дневников библиотекарей) и библиографический метод (метод библиографического «свертывания» информации: библиографического анализа, описания, классификации документов и т.д.).

В научных исследованиях документоведческой тематики также широко используются специальные (частнонаучные) методы: источниковедческий, археографический, аналитико-синтетической обработки документов и др. Данные методы активно применяются студентами при выполнении дипломных исследований.

Незаменимым методом исследования является источниковедческий метод - метод изучения исторических документальных источников: архивных и неопубликованных материалов, отчетов учреждений, официально-регламентирующей и нормативно-директивной документации и др. С помощью данного метода осуществляются: определение подлинности источника (внешняя или текстологическая критика), выяснение достоверности содержащихся в нем сведений (внутренняя критика), установление времени, места создания источника, анализ его содержательных, формальных и качественных характеристик и т.д.

Источниковедческому методу очень близок археографический метод. Он используется в исследованиях, требующих глубокой работы с рукописными, письменными источниками: выявление и сбор исторических документальных памятников, разработка способов их публикации, выработка правил научно-критического издания источников и т.д.

Методы аналитико-синтетической обработки документов - группа методов, с помощью которых осуществляется информационный анализ, описание, реферирование, систематизация, классификация, кодификация документов и т.д.

В конечном итоге, выбор метода диктуется многими факторами, наиболее важными из которых являются: соответствие возможностей метода решению исследовательских задач, эвристичность (качество, обеспечивающее наиболее оптимальный результат), простота и доступность для исследователя. В целях всестороннего изучения предмета в научном (в том числе дипломном) исследовании используется, как правило, комплекс различных методов.

библиотечный эмпирический частнонаучный документация

Литература


1.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2009.

Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М.: Роспедагентство, 2009.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.

Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2007.

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.

Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2009. - 208 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

Это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

Это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

Оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

Ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

Основные средства научно-теоретического исследования:

Совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

Совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. д.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как происходит данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (греч. - способ познания) - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, который освещает дорожном дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем.

Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Г. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не думать о нахождении каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.

Проблемы метода и методологам занимают важное место в современной западной философии - особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, стуктуралізм и пост-структурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и в других.

Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как "руководящей нитью" в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов.

Главное предназначение любого метода - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

Следует иметь в виду, что вопросы метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутренне-научными рамками, а должны ставиться в широком социокультурном контексте.

Это означает, что необходимо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, "личностные особенности" субъекта деятельности и много других социальных факторов.

Применение методов может быть стихийным и сознательным. Ясно, что только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных условиях, более рациональным и эффективным.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Г. Декарта, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Е. Гуссерля. Поэтому методология тесно связана с философией - особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания) и диалектика.

Методология в определенном смысле "шире" диалектики, так как она изучает не только общее, но и другие уровни методологического знания, а также их взаимосвязь, модификации и т. п.

Тесная связь методологии с диалектикой не означает тождественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская методология науки. Материалистическая диалектика - одна из форм диалектики, а последняя - один из элементов философской методологии, наряду с метафизикой, феноменологией, герменевтикой и др.

Методология в определенном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности и т. д. С другой стороны, методология "шире" гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, но и всех других форм человеческой деятельности.

Логическое исследование науки - это средства современной формальной логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.), изучения возможностей и полноты формализации научного знания.

Традиционно-логические средства применялись в основном к анализу структуры научного знания, затем центр методологических интересов сместился на проблематику роста, изменения и развития знания.

Эту смену методологических интересов можно рассмотреть в следующих двух ракурсах.

Задачей логики времени является построение искусственных (формализованных) языков, способных сделать более ясными и точными, а следовательно, и более плодотворными рассуждения о предметах и явлениях, существующих во времени.

Задача логики изменения - построение искусственных (формализованных) языков, способных сделать более ясными и точными рассуждения об изменении объекта - переходе его от одного состояния к другому, о становлении объекта, его формировании.

Вместе с тем следует сказать, что действительно большие достижения формальной логики породили иллюзию, будто только ее методами можно решить все без исключения методологические проблемы науки. Особенно долго эту иллюзию поддерживал логический позитивизм, крах которого показал ограниченность, односторонность подобного подхода - при всей его важности "в пределах своей компетенции".

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой.

Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая "сжимается в метод".

В свою очередь "метод расширяется в систему", т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике.

Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. их сходство заключается в том, что они взаимосвязаны и в своем единстве отражают реальную действительность.

Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же.

Они взаимопереходят, взаємоперетворюються: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования принципов, правил, приемов, вытекающих из нее, которые возвращаются в теорию (а через нее - в практику), ибо субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.

Поэтому утверждение, что метод - это теория, обращенная к практике научного исследования, не является точным, ибо метод обращен также и к самой практике как чувственно-предметной, социально-преобразующей деятельности.

Развитие теории и совершенствование методов исследования и преобразования действительности, по сути, один и тот же процесс с этими двумя неразрывно связанными сторонами. Не только теория резюмируется в методах, но и методы развертываются в теорию, оказывают существенное влияние на ее формирование и на ход практики.

Основные различия теории и метода состоят в следующем:

а) теория - результат предыдущей деятельности, метод - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

б) главные функции теории - объяснение и предсказание (с целью поиска истины, законов, причины и т. п.), метода - регуляция и ориентация деятельности;

в) теория - система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод - система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

г) теория нацелена на решение проблемы - что собой представляет данный предмет, метод - на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений теории в орієнтаційно-деятельные, регулятивные принципы (требования, предписания, установки) метода.

Любой метод детерминирован не только предшествующими и совместно использовать две одновременно с ним другими методами и не только той теорией, на которой он основан.

Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы).

Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета.

Метод любого уровня общности имеет не только чисто теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него.

Следует иметь в виду, что в современной науке понятие "предмет познания" употребляется в двух основных значениях.

Во-первых, как предметная область - стороны, свойства, отношения действительности, обладающие относительной завершенностью, целостностью и противостоящие субъекту в его деятельности (объект познания). Например, предметная область в зоологии - это множество животных. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организмов, физиология - функции его органов и т. п.).

Предметы познания могут быть как материальными, так и идеальными.

Во-вторых, как система законов, которым подчиняется данный объект. Нельзя разделять предмет и метод, видеть в последнем только внешнее средство по отношению к предмету.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, связей, отношений.

Способ движения (метод) и состоит в том, что исследование должно детально освоиться с конкретным материалом (фактическим и концептуальным), проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным критериям.

Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности.

В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения.

Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные.

К числу характерных признаков научного метода чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы.

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический и др.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

К общенаучных понятий чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, познавательных.

Среди основных понятий синергетики можно назвать такие, как порядок, хаос, нелинейность, неопределенность, нестабильность.

Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как бытие, развитие, становление, время, целое, случайность, возможность.

3. Приватнонаукові методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже очень важному методу.

Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их механическое единство. Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур.



Просмотров