Как заполняется европротокол. Европротокол

Вы стали участником ДТП. Авария легкая (кто-то кого-то слегка затер или поцарапал), обе стороны не желают вызывать на место происшествия государственных инспекторов дорожного движения. Именно для таких водителей существует новый способ законно оформить случай аварии, и получить при этом страховую компенсацию.

Суть понятия «европротокол» (ЕП)

Европротокол – это документ, который позволяет урегулировать дорожное происшествие, без вмешательства ГИБДД, участниками ДТП, используя евро-унифицированый бланк. ЕП позволяет пострадавшим не только разобраться в ситуации столкновения, но и возместить убытки.

Форма ЕП выдается водителю бесплатно страховым агентом. Если же вами был утерян бланк, возможное повторное его получение на основе соответственного письменного заявления от владельца транспорта.

Кто и когда может воспользоваться услугой оформления европротокола

  1. Оба водителя согласны на решения конфликта без привлечения инспекторов, бесспорным путем.
  2. ДТП произошло без летального исхода – отсутствие погибших, или же потерпевших на месте аварии.
  3. Только в той ситуации, когда участники аварии находились не под влиянием каких либо наркотических веществ, алкоголя или других химических препаратов.
  4. Если оба транспорта находятся на обеспечении страхового полиса ОСАГО.

На основании подготовленного 01.10.2014 Центробанком документа, владельцы полисов КАСКО также имеют право оформить незначительное ДТП без вызова инспектора. Раннее для получения выплаты по европротоколу, владельцу КАСКО требовалась справка о ДТП из ГИБДД.

Сумма выплаты по европротоколу после ДТП не превышает 50 000 рублей для регионов, и 400 000 рублей для Москвы и области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области (по регистрации с 02.08.2014). Иначе ваша страховая компания имеет право не оплатить данный ущерб.

Какие же преимущества несет за собой европротокол

Экономия личного времени водителя.

Освобождение дороги для комфортного и безопасного передвижения другого транспорта. Если ДТП не несет серьезности случившегося, вы имеете право сразу же после личных договоренностей с противоположной стороной составить документ и покинуть место события.

Вам не придется вызывать ГИБДД, тем самым вы не рискуете лишиться водительской документации. Вы избавитесь от лишней суеты, штрафов и прочих нюансов.

Что и как нужно делать при заполнении европротокола

Правила и шаги

Убедитесь, что документы владельцев и их транспортных средств в порядке (нужная страховка, водительские права, право на собственность или доверенность).

Если ни вы, ни другой водитель не пострадали в случаи аварии – приступайте к соглашению. Один из водителей должен взять на себя вину за происшедшее. В случае агрессивного настроя одного из владельцев машины, нужно прибегать к помощи сотрудников ГИБДД.

Внимательно осмотрите форму документа, и только после этого приступайте к его заполнению. Вы в праве обратится в страховую компанию, и попросить помощи страхового агента. В свою очередь последний обязан явиться на место ДТП, помочь правильно заполнить документ, объяснить порядок его заполнения или показать пример, если нужно, найти свидетелей, разъяснить все нюансы и итоги заполнения европротокола.

Непосредственное составление протокола и прорисовка схемы столкновения. Будьте внимательны к каждому пункту, бланк водители должны заполнять совместно. Схема ДТП должна отображать не только описание столкновения, но и определять наличие автодорожных знаков, разметку и прочие детали место происшествия.

Непосредственное обращение в страховую компанию.

Ожидание возмещения ущерба.

Как правильно заполнить европротокол при ДТП

Важно помнить, одно ДТП – один бланк. В главе «Уведомление о ДТП», указываете дату, время, место происшествия пункты (1 и 2). В пунктах 3, 4, 5 должна отобразится общая ситуация транспортного происшествия (ущерб авто), сведения о свидетелях. Документ состоит из лицевой стороны и оборотной.

Обе стороны должны быть заполнены двумя владельцами. Для этого и существует зона «А» и зона «В». В бланке протокола указываете информацию:

  • о владельце (контакты);
  • транспорте (марка, страхование, регистрация);
  • страховой компании;
  • общие сведения о водителе (водительские права).

Так же пострадавшие должны указать особенности первоначального столкновения, обстоятельства ДТП, видимые повреждения транспортных средств (царапина, вмятина, трещина и т.д.). Особое внимание уделите пункту 14.

В главе «Мои замечания» одна из сторон аварии обязана признать свою вину, другая же написать информации о том, кто есть виновник ДТП. Так же составляя протокол, водители должны максимально точно, придерживаясь особых правил, указателей, нарисовать схему столкновения. Важно проследить, чтобы подписи водителей стояли как в зоне «А», так и «В» (лицевая сторона документа).

После процедуры заполнения бланка, водители вправе разделить европротокол. Оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым самостоятельно.

Что важно

  1. Подписи участниками аварии обязательны.
  2. Исправления и ошибки в бланке недопустимы.
  3. Легкость аварии, отсутствие пострадавших.
  4. Протокол заверен только страховой компанией.

Не позже 3 рабочих дней, вы должны обратиться в страховую и представить документ ЕП. Помните – компания не просто имеет право, она должна оценить состояние транспорта, для точного определения ущерба и назначения страховой выплаты. Владельцы должны сохранять поврежденное имущество до его осмотра.

Будет лучше, если ДТП дополнительно зафиксировать с помощью фотоаппарата или же видео, с привязкой к месту, со съемкой всех деталей в виде тормозного пути, обломков автомобилей, номерных знаков и всего того, что может пригодиться в дальнейшем.

Размер определенного ущерба не должен превышать установленной цифры (50 т.р. для регионов и 400 т.р. для Москвы, Питера, Московской и Ленинградской областей).

Обоюдное соглашение сторон.

В ином случае вы рискуете получить отказ по страховым выплатам. Если имеются малейшие сомнения в том, что какой-либо из пунктов произошедшего не подпадает под действия европротокола, лучше не рисковать и решить вопросы по сложившемуся ДТП, прибегнув к помощи сотрудников ГИБДД.

На практике же, ни водители ни страховщики не любят заполнять европротокол при ДТП. Водители опасаются того, что могут сделать это неправильно, и как следствие, остаться без выплат. Страховые компании опасаются того, что должны будут оплачивать мошеннические схемы.

Ниже представлен образец оформления европротокола и порядок его заполнения.



Эта статья носит строго ознакомительный характер и не является руководством к действию. Сайт не несет ответственности за неправильное заполнение водителем бланка после прочтения данного материала. Помните, что неправильное заполнение влечет за собой отказ страховой компанией выплачивать компенсацию, и не важно, как застрахована ваша машина — по КАСКО или ОСАГО.

Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.

По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).

Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.

Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.

Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:

  1. Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
  2. Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.

С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:

  • Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
  • Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.

Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.

  • Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или "Зеленой карты " для иностранных авто.
  • Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.

Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:

  1. При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
  2. Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.

Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.

Действия при ДТП до оформления европротокола

При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
  • Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
  • В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
  • После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.

Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.

Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?

Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.

Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.

Заполнение лицевой стороны европротокола

Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.

1. Место ДТП . Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.

2. Дата ДТП . Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.

3. Количество поврежденных ТС . В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.

4. Количество раненных и погибших . Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.

5. Медицинское освидетельствование . В пятом пункте всегда отмечается "нет".

6. Ущерб, нанесенный другим ТС . Аналогично предыдущей графе ставим "нет", ведь в ДТП участвовали только 2 машины.

7. Свидетели ДТП . Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.

8. Оформление сотрудниками ГИБДД . Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ "нет".

9, 10, 11 . Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.

12. Страховщик . В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.

13. Место первоначального удара . Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.

14. Перечень поврежденных деталей . В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).

15. Замечания . Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.

16. Обстоятельства ДТП . В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.

17. Схема ДТП . Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).


Пример оформления схемы ДТП

18. Подписи водителей . Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение обратной стороны европротокола

После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.

1. Транспортное средство . Здесь отмечается буква "А" или "В", которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.

2. Обстоятельства ДТП . Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.

3. ТС находилось под управлением . Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.

4. 5 . В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

6. Может ли ТС передвигаться своим ходом . Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.

7. Примечание . В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.

Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.

Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.

Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.

Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.

В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.

Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.

С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.

В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.

Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.

Видео: как оформить европротокол при ДТП

С недавних пор у автомобилистов появилась довольно удобная опция – самостоятельная регистрация факта аварии без присутствия работников полиции. Достаточно заполнить специальный бланк, чтобы в дальнейшем получить компенсацию от страховой компании, и оперативно разъехаться по своим делам. Однако не стоит забывать о нюансах, которые могут обернуться отказом возмещения средств на ремонт.

Условия: как правильно оформить ДТП по европротоколу без присутствия ГИБДД на месте аварии

Понятно, что любое, даже несложное дорожно-транспортное столкновение – это серьезное нервное потрясение. Тем не менее автомобилист должен в критической ситуации знать особенности фиксации несложной аварии. Следует знать – если авто имеет иностранную регистрацию, то к европейскому протоколу можно прибегнуть в случае, когда оно застраховано в системе «Зеленая карта».

Многие ресурсы объясняют, как оформить европротокол при ДТП 2017 и образец заполнения бланка предоставляют, но не все поясняют условия, когда это возможно. Упрощенной схемой можно воспользоваться в следующих случаях:

  • Отсутствие угрозы здоровью пассажиров, пешеходов и водителя.
  • Участие в дорожно-транспортном происшествии не более двух автомашин.
  • Отсутствие ущерба другому имуществу, кроме автомашин, участвующих в аварии.
  • Обстоятельства происшествия и характер видимых повреждений не должны вызывать разногласий участников аварии.
  • У каждого из водителей должен быть в наличии страховой или «Зеленая карта».

На какую сумму можно рассчитывать?

Многие автовладельцы, как ни странно, не желают даже знать, как правильно оформить ДТП по европротоколу без ГИБДД, потому что их отпугивает страховая сумма. Максимально могут выплатить всего 50 тысяч рублей. Увеличение этой цифры вдвое обсуждается довольно долго, но проект так и остается в начальной стадии.

Существует теоретическая возможность заполучить и 400 тысяч рублей, если обе машины оснащены модулями , которые предоставляют данные о положении ТС в момент аварии. Допускается наличие приборов, функционирующих на базе других спутниковых навигационных систем. К сожалению, такие приспособления пока встречаются редко, поскольку автопроизводители обязаны устанавливать блоки на свои машины с января этого года.

Союз автостраховщиков после дорожно-транспортного происшествия, советует выполнить несколько простых действий:

  • Выставить знак аварийной сигнализации.
  • Собрать контакты присутствующих свидетелей.
  • Сохранить следы происшествия и оценить размер ущерба.
  • Сделать фото места аварии: общий план, следы торможения, разбитые элементы авто и места их осыпания, обе автомашины со всех сторон и их госномера.

Пишем: как оформить грамотно европротокол при ДТП в 2017 году и образец заполнения бланка

Если все вышеописанные условия соблюдены, то можно приступить к заполнению извещения. Сам бланк должна вручить страховая компания при заключении договора или еще вариант – распечатать самостоятельно из Интернета. В первом случае форма будет самокопирующейся, а во втором – нужно заполнять каждый лист по отдельности.

Внимание! Специалисты, объясняющие, как правильно оформить ДТП по европротоколу без участия ГИБДД, отмечают важную деталь. Часто водители не заполняют все графы. Например, не ставят подписи при отсутствии разногласий или не отмечают соответствующие клетки. Такая оплошность может обернуться отказом в компенсирующей выплате.

Рассмотрим пример заполнения специальной формы извещения об аварии по разделам:

Графы 1-3 – указать, где и когда произошло происшествие и отметить количество поврежденных автомашин.

Графы 4-5 – сообщить об отсутствии пострадавших и о том, что освидетельствование на опьянение не производилось.

Графа 6 – Написать «Нет» в пункте о материальном ущербе посторонним ТС и окружающему имуществу.

Графа 7 – если есть свидетели, то указать данные о них.

Графа 8 – в соответствующей клетке отмечаем, что авария зарегистрирована без инспектора ДПС.

Графы 9-12 – в правой части указать информацию о своем авто: кто управлял, кто собственник, название страховой компании и номер страховки. Левую часть аналогично заполняет другой водитель. Если полис КАСКО отсутствует, то в 12 пункте нужно отметить клетку «Нет».

Графы 13-15 – отметить стрелкой на изображении автомашины или мотоцикла, куда пришелся первоначальный удар. Описать все видимые дефекты и написать замечания при их наличии. К примеру, фара была разбита не в этом столкновении, а ранее.

Графа 16 – каждый автоводитель на своей стороне листа отмечает соответствующее обстоятельство ДТП. В строке «Указать количество отмеченных клеток» указать соответствующее число.

Графа 17 – нарисовать место происшествия.

В заключение в указанных местах ставятся автографы участников аварии. Теперь самокопирующийся бланк следует разъединить, каждый автовладелец оставляет себе по одному экземпляру. На обороте нужно коротко описать обстоятельства аварии, кто управлял ТС, может ли авто передвигаться самостоятельно и оставить подпись.

В пустых разделах следует ставить длинные прочерки или букву Z. Приведенная информация о том, как грамотно оформить европротокол при ДТП в 2017 году и образец заполнения формы, позволит без ошибок заполнить форму и получить компенсацию.

Как получить страховое возмещение?

Чтобы получить деньги на восстановление своего авто извещение нужно передать в свою страховую компанию. Также предоставляется заявление на выплату и разбитая автомашина.

Важно! Виновнику происшествия запрещается ремонтировать авто в течение пятнадцати дней после аварии. Если ремонт нужно произвести раньше, то машину следует сначала показать страховому агенту. Или еще вариант – получить от компании разрешение на ремонт без осмотра ТС в письменной форме. В противном случае после выплаты потерпевшей стороне страховщики имеют право предъявить вам регрессное требование.

Для разъяснения ситуации рассмотрим ситуацию. Вы разбили на чужой машине фару, вину не отрицаете, все зарегистрировано по европейскому протоколу. На вашем авто появился всего лишь небольшой скол на бампере. Не показав свое ТС страховому агенту, и не имея согласия на восстановление, делаете самостоятельно.

В этой ситуации компания, выплатив пострадавшему, скажем, 10 000 рублей за испорченную фару, имеет право потребовать у вас возместить данную сумму. Если же за 15 дней от компании не поступило требования предъявить машину к осмотру, то смело приступайте к ремонту.

Приветствуется наличие , желательно фиксирующего дорожную ситуацию как спереди, так и сзади. Хорошо, если регистратор оснащен модулем GPS или ГЛОНАСС.

Зная, как грамотно оформить европротокол при ДТП в 2017 году по образцу заполнения, не помешает запастись бланком. Еще лучше – иметь с собой несколько листов А4, которые можно использовать в идее черновиков для изображения схемы аварии. Полезно изучить типовые схемы происшествий, разработанные РСА.

Запаситесь ручкой, линейкой и рулеткой. В бардачке они займут немного места, а польза от них внушительна. Например, линейкой удобно не только чертить схему, но и задавать масштаб при фотографировании.

Не помешает иметь баллончик с яркой краской, с его помощью можно зафиксировать детали аварии и удалить авто с дороги.

Приобретите автомобильную зарядку для телефона.

Не принимайте никаких лекарств, при регистрации аварии вас могут проверить на содержание алкоголя или наркотических веществ. Доказывать потом то, что во время ДТП вы были трезвы, будет сложно.

От многих сложностей можно уклониться, если вызвать аварийного комиссара, в страховку такая услуга обычно включена.

Даже если вам не удалось избежать аварии, оставайтесь в спокойном состоянии. Не стоит выбегать из автомашины и набрасываться на другого водителя даже если он неправ.Успокойтесь и приступайте к регистрации дорожно-транспортного происшествия, теперь вы понимаете, как это делается.

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.



Просмотров