Diss монополистические действия и ограничение конкуренции pdf. Монополистическая деятельность: понятие, виды, субъекты. Пример из судебной практики
Ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 196 УК РК.
Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, регулирующие добросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов.
С объективной стороны данное преступление характеризуется:
1) монополистскими действиями, совершенными путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен;
2) ограничением конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
Монополистические действия и ограничение конкуренции регламентируются: Законом РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 г., Законом РК «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г., Законом РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г., а также Законом РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 19 января 2001 г.
Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, организационно-управленческих образований или органа государственной власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющие ущерб потребителям.
Монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или
может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или организационно-управленческого образования на рынке товара, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на рынок других хозяйствующих субъектов или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности.
Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.
Статья 5 Закона РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. запрещает заключение и исполнение любых соглашений между конкурентами о ценах, разделе рынков, устранение других предпринимателей и об иных условиях деятельности, направленной на устранение или существенное ограничение конкуренции.
Органам государственной власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают доминирующее положение или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных из них, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан (ст. 6 названного Закона).
Хозяйствующие субъекты - любые юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственно-коммерческую деятельность и выступающие участниками товарного оборота.
Организационно-управленческие образования - объединение хозяйствующих субъектов, пользующихся правами юридического лица, в единую организационную систему, имеющую орган управления, который осуществляет распределительные функции по отношению к этим субъектам (концерн, ассоциация, союз, кампания и т. п.).
Анализируемый состав преступления материальный. Для привлечения виновного к уголовной ответственности обязательным условием является причинение крупного ущерба гражданину, организации или государству. Крупный ущерб определяется аналогично порядку, оговоренному в примечании к ст. 189 УКРК.
Субъектом преступления являются физические вменяемые лица, достигшие 16 лет. Чаще всего им выступают руководители коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны анализируемое преступление совершается с прямым умыслом. Мотив, которым руководствовался виновный при совершении настоящего преступления, не влияет на квалификацию содеянного, однако учитывается при индивидуализации наказания.
Квалифицированным видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 196 УК РК, признается совершение соответствующих действий, указанных в ч. 1 данной нормы: а) неоднократно; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) лицом с использованием своего служебного положения.
Монополистическая деятельность и ограничение конкуренции признается совершенной неоднократно, если она совершена два или более раза (ч. 1 ст. 11 УК РК). При этом необходимо выяснить, что за предыдущее преступление судимость не была снята или погашена в установленном законом порядке, либо за ранее совершенное преступление лицо не было освобождено от уголовной ответственности или не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее преступление.
Группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 31 УК РК) признается группа лиц, состоящая из двух и более лиц, являющихся субъектами данного преступления, которые до начала предварительно договариваются о его совершении.
Преступление признается совершенным организованной группой, согласно ч. 3 ст. 31 УК РК, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения преступления, предусмотренного ст. 196 УК РК.
При использовании яйцом своего служебного положения (специальный субъект) общественная опасность монополистических действий и ограничения конкуренции намного возрастает. Так, например, Закон РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. предусматривает широкие права уполномоченного органа запрашивать и получать информацию, в том
числе от юридических и физических лиц, а также от государственных органов и органов местного самоуправления и от должностных лиц этих органов, необходимую для рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции 1 .
Особо квалифицированным составом преступления является совершение действий, предусмотренных чч. 1и2ст. 196УКРК: а) с применением насилия или угрозой его применения, б) с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.
Насилие, о котором идет речь в ч. 3 данной нормы, выражается в нанесении побоев, либо в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью должно квалифицироваться по совокупности настоящего преступления и преступления против жизни (ст. 96 УК РК), либо против здоровья (ст. 103УКРК).
Угроза применения насилия (психологическое насилие) выражается в угрозе совершить в отношении потерпевшего насильственные действия (легкий или средней тяжести вред здоровью). Если указанные в чч. 1 и 2 ст. 196 УК РК действия совершены с применением насилия или с угрозой его применения и это насилие или угроза связаны с требованием в виде действий имущественного характера, то в таких случаях действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, а именно, по соответствующей части ст. 196 УК РК и вымогательство, предусмотренное ст. 181 УК РК.
Уничтожение имущества предполагает приведение его в полную негодность, когда оно навсегда утрачивает свою хозяйственно-экономическую ценность.
Повреждение имущества предполагает приведение его в частичную негодность, т.е. без исправления поврежденное имущество не может быть использовано по своему целевому назначению.
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. изменения внесены только в санкцию ч. 1ст. 196УКРК. Санкция указанной нормы дополнена словами «либо ограничение свободы на срок до двух лет». Так, наряду с предусмотренными ранее наказаниями, такими как: штраф, арест, исправительные работы и лишение свободы, применяемых за совершение рассматриваемого преступления, законодатель включил и такой вид наказания, как ограничение свободы 1 .
преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст. 178 УК РФ и представляющие собой 1) монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно 2) ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (ч.
1 ст. 178 УК РФ). Объективная сторона монополистических действий путем установления монопольных цен включает: принятие решения о размере цены, объявление цены и (или) ее предложение покупателям (как конечным, так и посредникам), распространение установленной цены в пределах, определяемых доминирующим положением на рынке, реальное применение данной цены на рынке без каких-либо скидок или льгот, устраняющих ее монопольно незаконный характер, а также наличие доминирующего положения на рынке. Наступления преступных последствий не требуется. Состав преступления - формальный. Монополистические действия в соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями (см. Ведомости РСФСР. 1991. ¦ 16. Ст. 499; 1992. ¦ 32. Ст. 1882; ¦ 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. ¦ 22. Ст. 1977) составляют содержание монополистической деятельности, которая определяется как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или \"устранение конкуренции. Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Под монопольно высокой ценой понимается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена согласно названному закону - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Под доминирующим положением на рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяющих товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение указанной величины его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступ по территориальному принципу (критерию), по ассортименту реализуемых товаров, либо по кругу продавцов и покупателей (заказчиков); б) последствия в виде состоявшегося раздела рынка, выражающиеся в ус-тановлении господства определенного субъекта, доля которого превышает 35% товаров, и устранении либо подчинении конкурентов; в) причинную связь между действиями субъектов и состоянием рынка, которое выражается в его разделенности (разделе). Соглашения и согласованные действия, направленные на раздел рынка, могут состоять в создании дискриминирующих условий для вытесняемого с рынка хозяйствующего субъекта, запрещении создания новых хозяйствующих субъектов, вытеснении отдельных групп покупателей товаров либо потребителей услуг, распространении видов товаров (услуг) между участниками соглашения и т. п.Ограничение доступа на рынок включает действия по физическому воспрепятствованию деятельности конкурентов на рынке, введению необоснованных запретов, созданию неблагоприятного режима деятельности, проведению необоснованных проверок, ограничению свободы передвижения товаров и услуг, принудительной скупке товаров как юридическими лицами, так и государственными органами. Наступления преступных последствий не требуется.Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности включает действия, аналогичные ограничению доступа на рынок, последствия в виде прекращения или приостановления деятельности других субъектов на рынке и причинную связь между действиями и последствиями. Эти действия могут также состоять в распространении ложных сведений о товарах либо продавцах, использовании иных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 названного Закона о конкуренции). Установление единых цен включает соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами и иными органами по определению и предложению одинаковых цен на конкретные группы товаров или услуг. Поддержание единых цен представляет собой действия по обеспечению соблюдения единых цен хозяйствующими субъектами, созданию условий по реализации указанных цен в отношениях с потребителями путем ограничения товаров на рынке, использования ложной или иной незаконной рекламы и проч. Преступление совершается с прямым умыслом и целью незаконного воздействия на конкурентов. Субъект преступления - физическое лицо, управомоченное принимать решения, либо любое физическое лицо, действующее от имени хозяйствующего субъекта или государственного органа в качестве соответственно руководителя, должностного или иным образом управомоченного лица. Вменяемость и достижение возраста уголовной ответственности обязательны. Более строгая ответственность следует за деяние, если оно совершено неоднократно, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а также с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства),
Еще по теме МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ:
- Возможность заключения соглашений о неконкурировании и соглашений об эксклюзивности еогласно новому закону о конкуренции
- Конкуренция и рынок. Антимонопольное законодательство
- ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - см. "Монополистические действия и ограничение конкуренции".
- 2.1. Особенности правового регулирования защиты конкуренции в Германии
- §2. Место антимонопольных ограничений в системе норм права
- §3. Состав и основные характеристики нормативных правовых актов и международных договоров, содержащих антимонопольные ограничения
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -
1. Монополистические действия, совершенные
путем установления монопольно высоких или
монопольно низких цен, а равно ограничение
конкуренции путем раздела рынка,
ограничения доступа на рынок, устранения с
него других субъектов экономической
деятельности, установления или поддержания
единых цен -
наказываются штрафом в
размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере
заработной платы или иного дохода
осужденного за период от двух до пяти
месяцев, либо арестом на срок от четырех до
шести месяцев, либо лишением свободы на
срок до двух лет.
2. Те же деяния,
совершенные неоднократно либо группой лиц
по предварительному сговору или
организованной группой, -
наказываются
штрафом в размере от пятисот до семисот
минимальных размеров оплаты труда или в
размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от пяти до семи
месяцев либо лишением свободы на срок от
двух до пяти лет.
3. Деяния,
предусмотренные частями первой или второй
настоящей статьи, совершенные с
применением насилия или с угрозой его
применения, а равно с уничтожением или
повреждением чужого имущества либо с
угрозой его уничтожения или повреждения,
при отсутствии признаков вымогательства -
наказываются лишением свободы на срок от
трех до семи лет с конфискацией имущества
или без таковой.
Преступление выражается
в монополистических действиях, совершенных
путем установления монопольно высоких либо
монопольно низких цен, либо в ограничении
конкуренции путем раздела рынка, либо
ограничении доступа на рынок, либо
устранении с рынка других субъектов
экономической деятельности, а также
установления или поддержания единых цен.
Монополистическими действиями согласно
Закону Российской Федерации от 22 марта 1991
года с последующими изменениями и
дополнениями Федерального закона
Российской Федерации от 25 мая 1995 года "О
конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" являются такие действия
субъектов экономической деятельности,
которые противоречат положениям
антимонопольного законодательства,
направленные на недопущение, ограничение
или устранение конкуренции на товарных
рынках. В качестве таких субъектов могут
выступать индивидуальные предприниматели,
коммерческие организации либо федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации либо органы местного
самоуправления.
Монопольно высокой
ценой товаров признаются такие цены,
которые устанавливаются лицом,
занимающимся хозяйственной деятельностью
на товарном рынке с корыстной целью
получения сверхприбыли за счет низкого
качества товаров либо с целью денежной
компенсации за покупку товара, иных
затрат.
Монопольно низкой ценой
товаров признаются такие цены, которые
устанавливаются на товарном рынке
продавцом с целью вытеснения с рынка других
конкурентов посредством продажи
убыточного товара либо иное действие,
совершаемое с этой целью.
Ограничение
конкуренции путем раздела рынка выражается
в сговоре двух или более хозяйствующих
субъектов, направленном на раздел
товарного рынка либо по территориальному
признаку, по объему продаж и закупок,
закрепления "торговых точек" на рынке и
т.д.
Ограничение доступа на товарный
рынок, устранение с него других субъектов
экономической деятельности может быть
выражено в запрещении субъектами
хозяйственной деятельности на ввоз на
рынок товаров, препятствиями к торговле
товаров продавцами. Кроме того, устранение
с рынка других субъектов экономической
деятельности может быть выражено в
действиях психического либо физического
насилия, применяемого к другим субъектам,
либо учинении погромов "товарных точек" и
т.д.
Установление либо поддержание
единых цен на товарном рынке означает
действия субъектов экономической
деятельности, направленные на устранение
конкурентов на рынке.
Уголовно
наказуемыми признаются действия,
совершенные неоднократно либо группой лиц
по предварительному сговору или
организованной группой, а также с
применением насилия или с угрозой его
применения, а равно с уничтожением или
повреждением чужого имущества либо с
угрозой его уничтожения или повреждения,
при отсутствии признаков вымогательства
(то есть виновный не требует передачи
имущества при совершении данного
преступления).
Субъектом преступления
является лицо, достигшее 16 лет
(индивидуальный предприниматель,
руководитель коммерческой организации,
должностные лица органов исполнительной
власти или органов местного
самоуправления).
Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК). Закон предусматривает ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
В данной статье указываются две группы квалифицирующих признаков. Первая: совершение деяния неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Вторая: совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.
Статья 178 является новой, но тем не менее в ней с определенными изменениями воспроизводятся положения ст. 154 3 УК РСФСР. В ст. 178 УК РФ незаконные действия, связанные с установлением цен, рассматриваются лишь как способ совершения монополистических действий, а не как целостная характеристика объективной стороны преступления, включающая различные способы его совершения. В ней изменен перечень способов совершения преступления. Дана иная характеристика квалифицирующих обстоятельств. Устранена специальная ответственность только за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов, предусматривавшаяся ст. 175 1 УК РСФСР.
В ст. 178 даны признаки нескольких составов преступления, которые разграничиваются: а) по способу совершения монополистических действий и ограничения конкуренции; б) по квалифицирующим признакам двух степеней тяжести.
Цель статьи - уголовно-правовая охрана порядка и правил эффективного функционирования товарного рынка, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, препятствующих осуществлению своих прав и возможностей иными хозяйствующими субъектами, а также охрана прав и интересов отдельных граждан и государства, не выступающих в качестве хозяйствующих субъектов.
Социально-поведенчески монополистические действия и ограничение конкуренции представляют собой различные способы незаконного экономического и внеэкономического воздействия на более слабого или временно находящегося в затруднительной ситуации участника рынка.
Монополистические действия (в соответствии со ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г. и 25 мая 1995 г.) * , составляя содержание монополистической деятельности, определяются как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
* Ведомости РСФСР. 1991.-№ 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.
Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.
Монопольно высокой ценой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена согласно названному Закону - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счёт продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка * .
* Решением Министерства экономики РФ установлены минимальные цены, в частности, на алкогольную продукцию крепостью выше 28 (33,6 руб за 1 л) при оптовой продаже; 36,5 руб. за 1л - при розничной // Российская газета. 1998. 19 апр.
Доминирующим положением на рынке является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия, обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего, субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
К занимающим доминирующее положение на рынке в соответствии с положениями Закона о конкуренции субъект может быть отнесен путем включения в реестр предприятий-монополистов. Доминирующее положение при наличии нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара признается, если данная группа в совокупности имеет долю на рынке определенного товара более 35%.
Ограничение конкуренции рассматривается как вид монополистической деятельности, которая осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.
Однако действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка (п. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" * устанавливает особый порядок отношений с участием субъектов естественных монополий, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, т. е. такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, .не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
* СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.
Закон устанавливает следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Объективная сторона включает действия различного содержания, которые могут совершаться также с квалифицирующими признаками.
К содержанию Уголовное право России
Смотрите также:
Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК). Закон предусматривает ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
В данной статье указываются две группы квалифицирующих признаков. Первая: совершение деяния неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Вторая: совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.
Статья 178 является новой, но тем не менее в ней с определенными изменениями воспроизводятся положения ст. 154 3 УК РСФСР. В ст. 178 УК РФ незаконные действия, связанные с установлением цен, рассматриваются лишь как способ совершения монополистических действий, а не как целостная характеристика объективной стороны преступления, включающая различные способы его совершения. В ней изменен перечень способов совершения преступления. Дана иная характеристика квалифицирующих обстоятельств. Устранена специальная ответственность только за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов, предусматривавшаяся ст. 175 1 УК РСФСР.
В ст. 178 даны признаки нескольких составов преступления, которые разграничиваются: а) по способу совершения монополистических действий и ограничения конкуренции; б) по квалифицирующим признакам двух степеней тяжести.
Цель статьи - уголовно-правовая охрана порядка и правил эффективного функционирования товарного рынка, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, препятствующих осуществлению своих прав и возможностей иными хозяйствующими субъектами, а также охрана прав и интересов отдельных граждан и государства, не выступающих в качестве хозяйствующих субъектов.
Социально-поведенчески монополистические действия и ограничение конкуренции представляют собой различные способы незаконного экономического и внеэкономического воздействия на более слабого или временно находящегося в затруднительной ситуации участника рынка.
Монополистические действия (в соответствии со ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г. и 25 мая 1995 г.) * , составляя содержание монополистической деятельности, определяются как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
* Ведомости РСФСР. 1991.-№ 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.
Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.
Монопольно высокой ценой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена согласно названному Закону - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счёт продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка * .
* Решением Министерства экономики РФ установлены минимальные цены, в частности, на алкогольную продукцию крепостью выше 28 (33,6 руб за 1 л) при оптовой продаже; 36,5 руб. за 1л - при розничной // Российская газета. 1998. 19 апр.
Доминирующим положением на рынке является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия, обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего, субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
К занимающим доминирующее положение на рынке в соответствии с положениями Закона о конкуренции субъект может быть отнесен путем включения в реестр предприятий-монополистов. Доминирующее положение при наличии нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара признается, если данная группа в совокупности имеет долю на рынке определенного товара более 35%.
Ограничение конкуренции рассматривается как вид монополистической деятельности, которая осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.
Однако действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка (п. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" * устанавливает особый порядок отношений с участием субъектов естественных монополий, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, т. е. такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, .не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
* СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.
Закон устанавливает следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Объективная сторона включает действия различного содержания, которые могут совершаться также с квалифицирующими признаками. Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178).
Объективная сторона этого преступления включает два самостоятельных деяния: 1) установление монопольно высоких или монопольно низких цен (т.е. монополистические действия) и 2) разделение рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен (т.е. ограничение конкуренции).
Наступление каких-либо вредных последствий для признания преступления оконченным при этом не требуется (формальный состав).
Разделение рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности - различные действия cyбъектов предпринимательской деятельности (в том числе их сговор) вопреки закону.
Субъект преступления - физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъективная сторона - вина в форме прямого умысла.
По ч. 2 ст. 178 наступает ответственность за те же деяния, совершенные неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. Часть 3 предусматривает ответственность за совершение преступления: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с уничтожением или повреждением чужого имущества либо в) с угрозой его уничтоженния или повреждения при отсутствии признаков вымогательства.