Заниженная самооценка: переменная величина, которую можно изменить. Заниженная и завышенная самооценка

Ох, как часто мы себя недооцениваем в нашей жизни. Недооцениваем свой вклад в какое-либо дело, не можем принять заслуженную благодарность за это и стесняемся просить большего, соразмерного нашей пользе. К сожалению, с проблемой заниженной самооценки сталкивается большое количество людей. Как же понять, что у человека проблемы с самооценкой , и в чём это проявляется?

Корень этой проблемы в нелюбви к себе и непринятии. Как правило, это связано с «недолюбленностью» в детстве. Причём совершенно необязательно, что родители не любили своего ребёнка, просто в семье было не принято проявлять любовь, теплоту, похвалу… Очень часто это связано с таким же холодным отношением со стороны наших бабушек и дедушек к нашим родителям, ведь это было послевоенное время и задача была одна – выжить, «какая там любовь».

Вследствие этого мы получаем человека, который не чувствует любви к себе: к своему телу, талантам, возможностям, интеллекту и так далее по списку. Без наполненности этой любовью из детства, у такого человека нет опоры, фундамента для выстраивания собственной жизни в любви и абсолютном принятии себя, вере в свои силы и возможности. У него просто нет этого чувства любви, которая исходит изнутри и наполняет внутренней силой.

Таким образом, низкая самооценка проявляется неспособностью человека принять похвалу, и чаще всего он ответить «не за что» вместо «пожалуйста» после того, как вы его заслуженно похвалите за помощь. Он будет искренне недоумевать, за что вы его благодарите, ведь в его глазах он не сделал ничего ценного и значимого, более того — вся его жизнь не представляет собой ничего ценного и значимого.

Так же очевидно, что человек с низкой самооценкой боится, что-либо просить для себя (повышения зарплаты, да вообще чего угодно) потому что подсознательно считает себя недостойным чего-то лучшего, недостойным отвлекать людей по «своим пустякам».

Очень часто проявляется такая форма психологической защиты, как «интроекция», когда граница между «Я» человека и внешним миром проходит нечётко, а смещена внутрь «Я». Это проявляется в неспособности чётко заявить о своей точке зрения, вместо этого принимается без критики мнение другого человека, который по какой-либо причине имеет авторитет. Самый частый случай, это сорокалетние маменькины сынки, неспособные сказать слово поперёк. И так происходит на протяжении всей жизни, и человек даже не осознаёт, что постоянно принимает чьё-либо «авторитетное мнение» как своё, не подвергая критике и не отстаивая свою позицию.

Из «недолюбленности» растёт и привычка «низко летать» и не ставить амбициозные цели, да и вообще цели, чаще всего это «жизнь по течению» с наименьшим сопротивлением и низкой «конкурентностью». Отсюда же и нелюбовь к соревнованиям и привычка «сдаваться без боя». Ведь конкуренция, борьба предполагают наличие внутренней силы, выход из зоны комфорта и привычной безопасной среды, другими словами – со стрессом.

Такая жизнь с годами приводит к отсутствию ярких эмоций, неспособностью их испытывать. Человек соглашается с тем, что он живёт так, как заслуживает и не достоин большего. И все мечты о лучшей жизни, об удовольствии от занятий делом, которое вдохновляет наше подсознание, блокирует, дабы нас не расстраивать. И в итоге мы получаем людей, живущих на низком уровне энергии, хмурых, у которых уже давно «не горят глаза» и жизни в них, к сожалению, нет. Как давно вы видели таких людей на улицах вашего города?

Как вы видите, низкая самооценка является симптомом чуть ли не главного корня любой психологической проблемы – нелюбви к себе. А она загубила множество стремлений к достижениям, мечтам, победам… И если вы заметили что-то знакомое в симптомах низкой самооценки в себе или близких людях – самое время начать действовать!

Привет. Сегодня поговорим о самооценке и как с ней жить.
Заниженная самооценка и как с ней бороться - это тема наших сегодняшних размышлений. Потому что если приглядеться, то мы увидим, как сильно наше отношение к себе влияет на нашу жизнь. Я три раза проходила психологический тест по самооценке и каждый раз мне выдавало новый результат. Согласно тем тестам, у меня и завышенная, и нормальная, и заниженная самооценка. Кому верить? :) Если вы так же, как и я сомневаетесь какой тип ваш, то советую узнать побольше про признаки заниженной самооценки

  1. В вашей речи много негатива? Знайте, что первый признак низкой самооценки - это частое присутствие в вашей речи таких фраз, как: «я не смогу, это невозможно, я этого не умею, всё плохо» и прочее.
  2. Постоянное стремление к совершенству. Если вы часами наводите красоту на своем лице, перед тем как выйти в магазин. Если вы видите свои и чужие недостатки и постоянно пытаетесь их жестко исправить. Стремление к идеальности-признак неуверенного отношения к себе.
  3. Чувство вины. Если вы постоянно извиняетесь за свои оплошности. Или выполняете задание, чтобы в очередной раз оказать всем, что у вас ничего не получается, то стоит быть настороже.
  4. Люди с заниженной самооценкой бояться проявлять инициативность . Часто принимают позицию «Быть ниже травы, тише воды». Они не хотят выделяться, потому что не уверенны в себе.

Если у вас присутствуют такие признаки низкой самооценки, то нужно быть внимательнее к следующему разделу.

Как бороться?

Бороться не надо, надо принять ситуацию и искать ей решение. У меня, кстати, много знакомых, которым срочно нужно решение этой «проблемы». Тут срочность не нужна, тут нужна глубина решения.
Уверена, что если вы когда-либо читали статьи о борьбе с заниженной самооценкой, то вы встречали некоторые из следующих советов:


В общем, я согласна я каждым пунктом. Стоит понять, как быть красивой без косметики (чтобы научиться любить свою внешность), надо знать свои положительные стороны (чтобы не зацикливаться на негативе). Иногда стоит почитать аффирмации на любовь, чтобы сконцентрироваться на любви и свете и так далее.
Это всё нужно выполнять.

Копаем вглубь

Однако, хочу предупредить, что часто причины заниженной самооценки кроются гораздо глубже. Эти пункты могут помочь устранить поверхностные симптомы, но для того, чтобы понять, как бороться с заниженной самооценкой, на некоторых стадиях придется обратиться к специалисту.

Наши проблемы, связанные с низкой самооценкой, кроются в детстве. Если вы чувствовали, что вас не любят или постоянно обвиняют в чем-то. Если ваши родители или друзья игнорировали ваше мнение или смеялись над вами. Всё это может оставить глубокий след, который до сих пор влияет на вас в виде заниженной самооценки.

Такие вопросы решает психологи. Они помогают вам узнать причины вашего негативного отношения к себе и профессионально устраняют их. Лечение происходит через душевную боль, через слезы, потому что причина может оказаться слишком большой болячкой, которую не хочется трогать. Например, ваши мама и папа хотели научить вас самосовершенствоваться, но неправильно выбрали методы. Они постоянно вас сравнивали с более успешными ребятами, во всех ваших достижениях они указывали на недостатки, таким образом, они сформировали в вас низкую самооценку.

Но вы повзрослели, теперь пришло время взять на себя ответственность и избавиться от груза прошлого. Хотите ли вы, чтобы и через 10-20 лет, вы были так же неуверенны в себе? Наврядли. Поэтому ответ на то, как бороться с заниженной самооценкой, это - взять ответственность за сою жизнь в свои руки , пойти к специалисту и решить проблему.
Ваша жизнь станет легче и гармоничнее.

Это то, что я хочу для вас (и вы тоже).
Ваша Джун.

Экология жизни: Как мы относимся к себе, так к нам относятся и другие. Заниженная самооценка – синдром, который может привести к серьезным проблемам как в карьере, так и в личной жизни.

Как мы относимся к себе, так к нам относятся и другие. Заниженная самооценка – синдром, который может привести к серьезным проблемам как в карьере, так и в личной жизни.

Перфекционизм

Перфекционизм может быть как проявлением заниженной самооценки, так и ее причиной. Перфекционист, стремящийся к несуществующему совершенству или просто к высоким стандартам редко получает удовлетворение от своей работы и поэтому более восприимчив к критике. Он стремится соответствовать тому идеальному образу, который сам для себя создал, и, не достигая его, испытывает чувство разочарования в себе, вплоть до презрения.

Речь

Человек с заниженной самооценкой постоянно использует в своей речи определенные слова. Во-первых, это негативные фразы, выражающие отрицание: «невозможно, не уверен, не готов, не обладаю соответствующими знаниями; да, но…».

Во-вторых, постоянные извинения. И в-третьих, фразы, принижающие ценность поступков и труда человека. Наверняка вам знакомы отговорки: «мне просто повезло», «большую часть работы сделали мои коллеги, а я им просто помогал» и так далее. Люди с заниженной самооценкой плохо воспринимают комплементы и благодарность, стремясь сразу поспорить с похвалой и доказать обратное. Почему? Все дело в комплексе вины. Не важно за что. Возможно, работа сделана на их взгляд недостаточно хорошо или они приложили мало усилий, исполняя просьбу,даже если выполнили ее. Чувство вины – следующий признак, по которому можно определить человека, который не мнит о себе слишком много.

Чувство вины

Чувство вины, как и перфекционизм может быть причиной заниженной самооценки. Как говорит психолог Дарлин Лансер, в случае если человек чувствует себя глубоко виноватым и долгое время не может себе этого простить, он будет постоянно упрекать себя за это, напоминать про свой "груз на сердце" и постоянно стыдиться за свои поступки. В конечном итоге, он потеряет самоуважение и вместе с этим самооценку.

Зависимость может быть и обратной. Человек с заниженной самооценкой страдает от постоянной самокритики и не способен адекватно воспринимать ошибки прошлого. Отсюда и невротическое чувство вины у неуверенных в себе людей

Депрессия

Согласно исследованию доктора психологических наук, Ларс Мадслен - причиной зачастившей депрессии или постоянного плохого настроения тоже может быть неуверенность в себе. По ее словам, самооценка – ключ как к развитию, так и излечению от депрессии, которая считается серьезной психологической проблемой.

Оправдания

Людям с низкой самооценкой свойственно оправдывать других, даже если их действия противоречат всем нормам поведения. Обычно они аргументируют это тем, что у каждого свои обстоятельства, что всех можно понять. Психологи объясняют подобную позицию попыткой избежать критики в свой адрес, с которой вполне можно столкнуться, осуждая других.

Отсутствие инициативы

Что действительно мешает людям с заниженной самооценкой в профессиональной сфере, так это отсутствие инициативы. Такой человек, получивший определенные полномочия, при любой возможности передаст их в чужие руки. Неудивительно, ведь он не уверен, что справится со своей задачей, даже если он «ас» в своей сфере. В споре с собеседником он тоже едва ли сможет отстоять свою позицию, предпочтя согласиться с оппонентом.

Нерешимость

Ответственность за свои решения такие люди нести не готовы. Они вообще предпочитают ничего не решать. Вдруг они допустят ошибку, и решение окажется неверным. В таком случае, избежать критики не удастся. Самое страшное для неуверенных себе людей – критика близких: родных, друзей, которых они бояться потерять. Ведь именно такой, по их мнению, будет плата за неправильное решение.

Попытка избежать конфликтов

"Не уверен – не лезь". Именно такой позиции придерживаются люди с низкой самооценкой. Они готовы на все, чтобы избежать конфликтных ситуаций или напряженности между людьми. Все должно быть гармонично, пусть это и достигается путем «лжи во спасение», которая рано или поздно приведет к более серьезным проблемам.

Враждебность

Встречается и обратная сторона медали, когда люди с заниженной самооценкой, напротив, проявляют открытую враждебность и цинизм по отношению к окружающим. Это всего лишь вариант защитной позиции, как говорится: «лучший способ защиты- нападение».

Усталость, бессонница, головная боль

Симптомы заниженной самооценки могут быть не только психологическими, но и физическими. По словам психологов, крайняя разочарованность в себе приводит к хронической бессоннице, усталости и головной боли. опубликовано

Самооценка - это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки - достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

Причины заниженной самооценки

Несмотря на то, что самооценка - это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида - кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.

Следует помнить, что критические замечания - это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

Существуют три состояния самооценки:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.

Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических - голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.

На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение - побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок - кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением - имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, - крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.

У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

Чем опасна заниженная самооценка?

Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, - «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.

Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения .

Заниженная самооценка: признаки

В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.

В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.

Как повысить заниженную самооценку?

Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.


Просмотров