Ученический договор какие налоги платить. Что нам дает ученический договор (в плане оптимизации налоговых платежей). Экономия на взносах реальна

Любой работодатель вправе с любым своим работником заключить ученический договор на переобучение (ст. 198 Трудового кодекса РФ), который является дополнительным к трудовому. Во время обучения фирма обязана выплачивать работнику стипендию (ст. 204 Трудового кодекса РФ), размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но поскольку верхняя граница стипендии законодательно не ограничена, размер стипендии может быть сколь угодно высок.

В целях снижения платежей по налогу на прибыль и ЕСН может быть применен основанный на указанных выше нормах Трудового кодекса РФ способ, существо которого заключается в том, что с работником заключается ученический договор на переобучение, и он в качестве ученика получает от фирмы большую часть своей зарплаты в виде стипендии, одновременно сохраняя свою должность и оставаясь работником фирмы.

Сумма такой стипендии при расчете налога на прибыль учитывается в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 Налогового кодекса РФ, согласно которой в расходы фирмы на оплату труда включают любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ. При этом в случае необходимости можно сослаться на пункт 25 статьи 255

Налогового кодекса РФ, которым предоставлено право учесть расходы, предусмотренные в трудовом или коллективном договоре.

Разумеется, упоминание о стипендиях должно присутствовать в одном из этих соглашений. Лучше это делать в трудовом договоре при приеме работника на работу.

Сумма стипендии ЕСН не облагается, поскольку его не надо начислять на любые компенсационные выплаты, которые установлены российским законодательством, к которым, в частности, относится возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

На сумму стипендии не надо начислять ни пенсионные взносы, ни взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из суммы стипендии не надо удерживать НДФЛ, поскольку возмещение расходов на повышение профессионального уровня работника названным налогом не облагается – как компенсационные выплаты, которые установлены законом (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Статьей 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель вправе обучать работников не только непосредственно у себя, но и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Это означает, что фирма может направить работника в любое учебное учреждение. Будет ли при этом фирма оплачивать его учебу, зависит от взаимной договоренности, но в любом случае доходы работника станут вполне легальными, а фирме не придется платить ЕСН и пенсионные взносы. По мнению налоговиков, фирма в этом случае должна удерживать из суммы стипендии работника НДФЛ.

При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 21 закона об образовании, в котором сказано, профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучаемого, а Налоговый кодекс РФ освобождает от НДФЛ только расходы на повышение профессионального уровня работников. На этом основании налоговики заявляют, что расходы фирмы на высшее образование надо включать в доход работника. Однако в НК РФ сказано, что к доходам работника относится оплата фирмой обучения в его интересах (подп. 2 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ). Заключив с работником ученический договор и установив в нем, что сотрудник учится исключительно для дальнейшей работы в фирме, вопрос о его доходе, равно как и о НДФЛ автоматически отпадает (постановления ФАС Уральского округа от 6 октября 2003 г. № Ф09-3270/03-АК и ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2003 г. № А19-18938/02-33-Ф02-1357/03-С1).

В заключение представляется целесообразным отметить, что налоговики не смогут пересчитать налоги, переквалифицировав ученический договор в трудовой, поскольку статьей 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых чиновников на переквалификацию только сделок, а отношения между работодателем и работником регулирует Трудовой кодекс, а не Гражданский кодекс, и договор между ними сделкой не является.

Юлия Хачатурян,

генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

«Бухгалтерия: просто, понятно, практично», №20 2012 г.

Чтобы сэкономить на страховых взносах, юристы компании предложили заключить с работниками ученические договоры. Бухгалтер сомневается, что это даст ощутимый эффект. Разберемся в особенностях заключения ученических договоров и выясним, будет желанная экономия на налогах и взносах реальной или мнимой. Ученический договор представляет собой соглашение об обучении или переобучении. Компания вправе заключать такой договор со штатными работниками и с лицами, которые только ищут работу (ст. 198 ТК РФ). Если говорить о штатных сотрудниках, то их обучение (или переобучение) может проходить как с отрывом, так и без отрыва от работы. При любом из вариантов в ученическом договоре должен оговариваться размер стипендии (ч. 1 ст. 199 ТК РФ). Причем стипендия не может быть ниже МРОТ, то есть 4611 руб. (ч. 1 ст. 204 ТК РФ, ст. 1 Закона № 106-ФЗ 1), а ее максимальный размер не ограничен.

Виды затрат на обучение

Если компания заключает ученический договор, то она может столкнуться с двумя видами затрат на обучение:

Плата за обучение образовательному учреждению;

Стипендия ученику.

ПОНЯТНО, ЧТО… …

ученический договор с работником оформляется в дополнение к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ). В зависимости от условий обучения затраты могут уменьшаться или увеличиваться. Предположим, компания планирует обучать штатного работника на своем собственном производстве для получения им более высокого разряда. В таком случае никакой платы образовательному учреждению, естественно, не будет. При этом стипендия при заключенном ученическом договоре должна платиться всегда. Даже если работник обучается без отрыва от производства. Это требование ст. 199 ТК РФ 3 . Заметим, что стипендия не платится, если работник проходит обучение, но не получает какой-либо специальности или квалификации (к примеру, вечерние курсы иностранного языка). В этом случае и ученический договор, как правило, не заключается. Экономия на взносах реальна Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку ПРОСТО ИМЕЙТЕ В ВИДУ Чиновники согласны, что стипендия по ученическому договору освобождена от страховых взносов в фонды (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08­13985). работников, не облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ 2). Следовательно, плата образовательному учреждению исключается из базы для начисления взносов. Заметим, что по условиям ученического договора ученик не обязан выполнять трудовые функции или какие-либо работы (оказывать услуги). Следовательно, со стипендии такого работника страховые взносы тоже не платятся (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ 2). Получается, что если часть заработка заменить стипендией, то на страховых взносах, действительно, можно сэкономить. При этом у контролеров из налоговой инспекции или фондов в ходе проверки могут появиться вопросы об обоснованности понижения заработка. Иными словами, существует риск признания полученной выгоды необоснованной. Более того, если зарплата окажется ниже стипендии, то налоговики могут вызвать компанию на зарплатную комиссию. НДФЛ придется заплатить. Если компания-работодатель перечисляет образовательному учреждению плату за обучение, у самого ученика никакого дохода не возникает. Поэтому плата за обучение не формирует налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Со стипендией ученику ситуация обратная: сэкономить на НФДЛ не получится. В налоговом законодательстве, в принципе, сказано, что различные стипендии не должны облагаться НДФЛ (п. 11 ст. 217 НК РФ). Вот только стипендии по ученическим договорам исключение. Они не подпадают под эту норму. Этой позиции твердо придерживаются чиновники Минфина России. Они аргументируют свою точку зрения тем, что стипендии платятся учащимся не учебными учреждениями, а компаниями-работодателями. Более того, освобождать от НДФЛ можно только выплаты в рамках трудовых договоров, но никак не ученических. В связи с этим НДФЛ нужно платить со всей суммы (письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123). Плата за обучение уменьшает налог на прибыль Компания вправе уменьшать налог на прибыль на сумму платы по ученическим договорам. Выясним, как правильно учитывать стипендию и плату за обучение в расходах.

Стипендия работнику. Специалисты Минфина не возражают против того, чтобы при расчете налога на прибыль вся сумма оплаты по ученическому договору списывалась в расходы на оплату труда (письмо от 08.06.2011 № 03-03-06/1/336).

ПРОСТО ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Как правило, без лицензии работают компании, не выдающие документы о присвоении квалификации или про­фессии по окончании обучения. Отсюда сложность с указанием в ученическом договоре конкретной профессии или специальности.

Если сотрудник обучается с отрывом от работы, то учитывать выплаченную ему стипендию можно на основании п. 19 ст. 255 НК РФ. Этот пункт специально предназначен для расходов на повышение квалификации или переподготовку кадров;

Если сотрудник обучается без отрыва от работы, то затраты лучше включать в расходы на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (как иные виды расходов в пользу работника, предусмотренные трудовым договором);

Если стипендия платится лицу, которое только ищет работу, то затраты следует списывать на прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Напомним, что для учета расходов затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены, как того требует ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297). Плата образовательному учреждению. Плата образовательному учреждению может включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, по подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако для этого должны соблюдаться условия, предусмотренные п. 3 ст. 264 НК РФ:

Обучение должно проходить на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным образовательным учрежде­нием, имеющим соответствующий статус;

Обучение должны проходить работники, заключившие с компанией трудовой договор;

Если обучающийся не состоит в штате компании, то с ним нужно заключить договор, в котором предусмотреть его обязанность не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор и отработать по нему не менее одного года.

СОВЕТЫ ДЛЯ РЕШИТЕЛЬНЫХ

Убедитесь, что требование составлено правильно. Если в требовании не указано, какая конкретно проверка проводится, то документы можно не представлять. Сообщите налоговикам об этом письмом. Они, скорее всего, наложат на компанию штраф. Но есть хорошие шансы отменить его в суде. В большинстве случаев судьи на стороне компаний.

ДЛЯ ОСМОТРИТЕЛЬНЫХ

Не подменяйте заработную плату стипендией. Если контролеры выявят необоснованную выгоду, то страховые взносы придется доплатить, да еще и со штрафами. Более того, нужно будет обосновывать экономическую необходимость снижения заработка работникам. Если этого не сделать, есть риск признания ученического договора недействительным в судебном порядке.

Современные работодатели уделяют все больше внимания вопросу обучения своих кадров. Некоторые фирмы берут на работу специалистов, которые параллельно продолжают получать высшее (второе высшее) образование. Некоторые компании отправляют своих сотрудников на обучение и повышение квалификации за хорошие трудовые результаты. И в первом, и во втором случае с учащимися работниками заключается особый вид договора - ученический. Подобный договор, помимо закрепления прав и обязанностей ученика-сотрудника и фирмы-работодателя, дает последнему возможность экономить на налогах.

Любой работодатель вправе с любым своим работником заключить ученический договор на переобучение (ст. 198 Трудового кодекса РФ), который является дополнительным к трудовому. Во время обучения фирма обязана выплачивать работнику стипендию (ст. 204 Трудового кодекса РФ), размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но поскольку верхняя граница стипендии законодательно не ограничена, размер стипендии может быть сколь угодно высок.

В целях снижения платежей по налогу на прибыль и ЕСН может быть применен основанный на указанных выше нормах Трудового кодекса РФ способ, существо которого заключается в том, что с работником заключается ученический договор на переобучение, и он в качестве ученика получает от фирмы большую часть своей зарплаты в виде стипендии, одновременно сохраняя свою должность и оставаясь работником фирмы.

Сумма такой стипендии при расчете налога на прибыль учитывается в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 Налогового кодекса РФ, согласно которой в расходы фирмы на оплату труда включают любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ. При этом в случае необходимости можно сослаться на пункт 25 статьи 255

Налогового кодекса РФ, которым предоставлено право учесть расходы, предусмотренные в трудовом или коллективном договоре.

Разумеется, упоминание о стипендиях должно присутствовать в одном из этих соглашений. Лучше это делать в трудовом договоре при приеме работника на работу.

Сумма стипендии ЕСН не облагается, поскольку его не надо начислять на любые компенсационные выплаты, которые установлены российским законодательством, к которым, в частности, относится возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

На сумму стипендии не надо начислять ни пенсионные взносы, ни взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из суммы стипендии не надо удерживать НДФЛ, поскольку возмещение расходов на повышение профессионального уровня работника названным налогом не облагается - как компенсационные выплаты, которые установлены законом (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Статьей 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель вправе обучать работников не только непосредственно у себя, но и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Это означает, что фирма может направить работника в любое учебное учреждение. Будет ли при этом фирма оплачивать его учебу, зависит от взаимной договоренности, но в любом случае доходы работника станут вполне легальными, а фирме не придется платить ЕСН и пенсионные взносы. По мнению налоговиков, фирма в этом случае должна удерживать из суммы стипендии работника НДФЛ.

При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 21 закона об образовании, в котором сказано, профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучаемого, а Налоговый кодекс РФ освобождает от НДФЛ только расходы на повышение профессионального уровня работников. На этом основании налоговики заявляют, что расходы фирмы на высшее образование надо включать в доход работника. Однако в НК РФ сказано, что к доходам работника относится оплата фирмой обучения в его интересах (подп. 2 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ). Заключив с работником ученический договор и установив в нем, что сотрудник учится исключительно для дальнейшей работы в фирме, вопрос о его доходе, равно как и о НДФЛ автоматически отпадает (постановления ФАС Уральского округа от 6 октября 2003 г. № Ф09-3270/03-АК и ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2003 г. № А19-18938/02-33-Ф02-1357/03-С1).

В заключение представляется целесообразным отметить, что налоговики не смогут пересчитать налоги, переквалифицировав ученический договор в трудовой, поскольку статьей 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых чиновников на переквалификацию только сделок, а отношения между работодателем и работником регулирует Трудовой кодекс, а не Гражданский кодекс, и договор между ними сделкой не является.

Нередко работодатели заключают ученические договоры с потенциальными сотрудниками. Данный договор законодательством предполагает ряд выплат. В статье расскажем про страховые взносы по ученическому договору, ответим на часто задаваемые вопросы.

Что включает в себя ученический договор

Согласно ст.198 ТК РФ ученический договор работодатель заключает как с лицом, ищущим работу, так и с работником данной организации:

Лицо, заключившее ученический договор Пояснение
Лицо, ищущее работу Ученический договор является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права
Работник данной организации Ученический договор является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора

При этом необходимо уяснить, что ученический договор хоть и является гражданско-правовым договором, но он не является договором на оказание услуг или выполнение работ.

Ученический договор содержит (ст.199 ТК РФ):

  • наименование сторон;
  • указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
  • обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;
  • срок ученичества;
  • размер оплаты в период ученичества;
  • иные условия, определенные соглашением сторон.

Чьей обязанностью является уплата страховых взносов?

Согласно ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются:

Плательщики страховых взносов Пояснение
Лица, производящие выплаты или иные вознаграждения физическим лицам · организации;

· физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Лица, не производящие выплаты или иные вознаграждения физическим лицам · индивидуальные предприниматели;

· адвокаты;

· медиаторы;

· нотариусы, занимающиеся частной практикой;

· арбитражные управляющие;

· оценщики;

· патентные поверенные;

· иные лица, занимающиеся в установленном порядке Российской Федерацией частной практикой.

Обложение страховыми взносами расходов на обучение

Согласно ст.422 НК РФ суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам не подлежат обложению страховыми взносами.

Таким образом, плата работодателя за обучение по:

  • образовательным программам профессионального образования;
  • образовательным программам высшего образования
  • дополнительным профессиональным программам;
  • программам профессиональной подготовки;
  • программам профессиональной переподготовки страховыми взносами не облагается.

Обложение страховыми взносами стипендии

В соответствии со ст. 204 ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда .

Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции или оказание услуг (выполнение работ), в связи с чем стипендия, выплачиваемая организацией обучающемуся лицу, не облагается страховыми взносами (Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Обложение страховыми взносами оплаты практики

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. К нам на предприятие поступил практикант для прохождения производственной практики. Мы знаем, что этот человек ищет работу. Должны ли мы при оформлении данного практиканта оформлять приказ о трудоустройстве?

Если вы не рассматриваете данного кандидата в качестве соискателя на вакантную должность – приказ о приёме на работу не оформляется. На данного кандидата оформляются все документы по ученическому договору.

Вопрос №2. Сотрудники предприятия командированы на обучение, направленное на повышение квалификации. Должны ли мы заключать с данными работниками ученический договор на период обучения?

Вопрос №3. Нашей организацией заключен ученический договор с сотрудником. Какие страховые взносы мы можем не уплачивать?

В соответствии со ст. 422 НК РФ обязанность по уплате страховых взносов снимается со страхователя лишь с выплат в рамках ученического договора.

Все выплаты, полученные работником в рамках трудового договора, подлежат обложению как НДФЛ, так и страховыми взносами.

Вопрос №4. ИФНС организовала внеплановую проверку нашей организации в связи с вызвавшими сомнение ученическими договорами. Что могло быть не так?

Вероятнее всего у налоговых органов появились вопросы в отношении выплат в рамках ученических договоров. Выплаты в рамках ученических договоров не могут превышать выплат в рамках трудовых договоров. Возможно, решением ИФНС может быть признание выплат по ученическому договору недействительными, т.к. будет усмотрено желание занизить или скрыть выплаты в страховые фонды.

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на



Просмотров