Статья 19.15 2. В какой срок следует зарегистрироваться

В статьях 27 и 55 Конституции РФ установлено право всех лиц, находящихся на территории страны законно, на свободное передвижение в ее пределах и выбор места, где жить. Ограничения этой возможности предусмотрены в первую очередь в интересах обороны, сохранения конституционного строя и соблюдения прав других лиц. В связи с изменением экономического уклада миграция в стране достаточно сильна, и все мигранты, независимо от гражданства, обязаны соблюдать законодательство. Поговорим об ответственности за нарушение правил регистрации по месту жительства в 2019 году.

Местом жительства в Российской Федерации считается жилое помещение, в котором человек постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях. Для несовершеннолетних и недееспособных лиц место жительства, как установлено законом, совпадает с местом жительства их родителей или опекунов.

Человек, поменявший место жительства, должен в законном порядке зарегистрировать этот факт в государственных органах. Последствия отсутствия регистрации по месту жительства могут быть неприятными, и не только в виде штрафных санкций. Человеку, не имеющему такой регистрации сложно получать различные государственные услуги, в том числе в сфере здравоохранения и образования.

По этим причинам регистрация по реальному месту жительства необходима, и следует производить ее своевременно.

В какой срок следует зарегистрироваться

Если вы изменили место своего жительства, то обязаны в течение семи дней известить соответствующие государственные органы об этом и зарегистрироваться. В случае нарушения этого правила вас может ожидать наказание; обычно это штраф за нарушение сроков регистрации по месту жительства.

В зависимости от обстоятельств суммы штрафов различны.

Привлечь к ответственности могут не только лицо, проживающее без должной регистрации, но и собственников помещений, а также должностных лиц, если помещения принадлежат предприятиям или организациям.

На размерах штрафов мы остановимся позже.

Напомним тем, кто прибыл на новое место не для постоянного проживания, что срок жизни без получения регистрации там тоже ограничен: у вас есть три месяца (90 суток). После этого вы обязаны обратиться в миграционную службу и получить регистрацию по месту пребывания, или, как раньше это называли, временную прописку. Штраф за нарушение регистрации по месту пребывания тоже предусмотрен.

Каковы размеры штрафов за нарушение правил регистрации по месту жительства

Обычно нарушения в сфере регистрации считаются административными, и меры воздействия за них изложены в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Однако в ряде случаев может возникать и уголовная ответственность, о чем мы расскажем ниже.

Учтите, что и административные нарушения, такие, как отсутствие временной регистрации, по месту пребывания могут вызвать серьезные последствия. Если для гражданина России они в основном могут проявиться в виде ограничения на выезд за рубеж при наличии неоплаченных штрафов, то иностранцы могут пострадать серьезнее. При неоднократных таких нарушениях им могут не в стране, или даже могут выслать за границы Российской Федерации.

Ответственность за отсутствие регистрации по месту жительства несут не только сами граждане, которые постоянно проживают по определенному адресу без официального оформления этого факта, но и другие лица, которые были обязаны не допустить подобного нарушения. В первую очередь это собственники жилья и должностные лица предприятий и организаций, которым принадлежит жилье, но бывают и иные случаи.

Штраф за просрочку регистрации по месту жительства в 2019 году практически неизбежен, поэтому не подвергайте себя излишним неприятностям и строго следуйте букве закона.

Рассмотрим размеры штрафов за нарушение этих правил. Для различных категорий виновных лиц предусмотрены разные суммы штрафов, зависят они и от города, в котором совершено нарушение:

  • Ответственность за проживание без регистрации по месту жительства для человека, проживающего в помещении без прописки, представляет собой штраф от 2 000 до 3 000 рублей. Если это произошло в Москве или Санкт-Петербурге, штраф составит от 3 000 до 5 000 рублей.
  • Собственник (наниматель) этого жилья заплатит штраф от 2 000 до 5000 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге от 5000 до 7000 рублей). Под нанимателем понимается человек, распоряжающийся помещением не на основании документов собственности. Если вы пользуетесь неприватизированной квартирой, например, на основании ордера, вы как раз и являетесь нанимателем.
  • Должностные лица должны будут внести в казну государства от 25 000 до 50 000 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге от 30 000 до 50 000 рублей).
  • Сами предприятия и организации, имеющие статус юридического лица, за это нарушение заплатят от 250 000 до 750 000 рублей. Если нарушение произошло в столице или Санкт-Петербурге, то штраф составит от 300 000 до 800 000 рублей.

Существует еще и ответственность по связанным с регистрацией нарушениям:

  • Собственник (наниматель) жилья обязан сообщать о факте проживания на его территории лиц без прописки. Если он или должностные лица собственника (нанимателя)-организации этого не сделают, то будут оштрафованы:
    • собственник-физическое лицо на 2000–3000 рублей;
    • юридическое лицо на 4000–7000 рублей;
    • в Москве и Санкт-Петербурге на 3000–5000 и 7000–10000 рублей соответственно.
  • Лица, которые отвечают за передачу документов на регистрацию, при нарушении сроков или подаче недостоверных данных могут быть оштрафованы на сумму от 3000 до 5000 рублей.

Все эти штрафные санкции определены статьей 19.15.2 КоАП. И в каждом пункте этой статьи есть оговорка о том, что штраф налагается, если нарушения не подпадают под действие Уголовного кодекса.

Привлечение к уголовной ответственности за нарушения при регистрации

В связи с массовой миграцией, в том числе и граждан зарубежных стран, в России выявляется множество нарушений в области регистрации по месту пребывания и жительства.

За некоторые из них предусмотрена административная ответственность, за другие – уголовная.

Штраф, если вы просрочили регистрацию

Если вы переехали на новое место постоянного жительства и не зарегистрировались на нем в течение 7 дней, вас ожидает штраф за просроченную регистрацию по месту жительства (суммы мы указали выше). Обычно при переезде на новое место жительства с жильем все в порядке, а сроки пропускают по небрежности и легкомыслию. Не стоит платить за забывчивость: своевременно посетите подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД России и все проблемы будут решены.

В тех же пределах и наказание за отсутствие регистрации по месту пребывания. В этом случае обстоятельства обычно сложнее. Человек приезжает временно, часто в поисках работы и надеется впоследствии найти и жилье. Законодательство России учитывает этот аспект, и на оформление временной прописки вам предоставлено 90 дней. Выходить за эти рамки не стоит: контролирующие и исполнительные службы у нас работают хорошо и наказание практически неизбежно.

Штраф за просрочку прописки по месту жительства, если имеется в виду срок регистрации, невозможен: место жительства подразумевает постоянную прописку. Если вы не оформили своевременно продление регистрации по месту пребывания (временной прописки) штраф в тех же размерах, что указаны выше.

В каких случаях штраф за нарушения при регистрации не применяется

Статья 19.18.2 КоАП РФ освобождает от штрафа за нарушения паспортного режима:

  • Граждан, являющихся родственниками первой категории (родители, супруги, дети (в том числе усыновленные)), а также бабушек, дедушек и внуков лиц, зарегистрированных в данном жилье по месту жительства.
  • Собственников (нанимателей) помещений, если проживающий в них гражданин постоянно зарегистрирован в том же субъекте федерации, а при проживании в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе имеет регистрацию в пределах Московской, Ленинградской областей или в Крыму, соответственно.

Санкции за отсутствие прописки у ребенка в 2019 году

Если ребенок не зарегистрирован по месту жительства, штраф будет такой же, как и для взрослых, но платить его будут родители или опекуны. Правила регистрации детей такие же, как и для взрослых. Единственное отличие касается новорожденных детей: их закон требует зарегистрировать в месячный срок.

Наказание за проживание без регистрации по месту жительства

Если вы решили проживать без регистрации в жилом помещении постоянно, и не являетесь родственником требуемой степени родства его владельцу / постоянному нанимателю, рано или поздно вас оштрафуют.

Миграционная служба периодически проводит рейды, и как все правоохранительные структуры, имеет сеть информаторов. То есть вопрос стоит не о том, оштрафуют вас или нет, а о том, как быстро это произойдет.

Ответственность иностранных граждан за нарушение режима регистрации

Закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» требует от лиц этих категорий зарегистрироваться по месту жительства в течение недели с момента получения разрешения на временное пребывание или вида на жительство (гл.2 ст.16 ч.1).

Особой ответственности для иностранцев за нарушение этого правила не предусмотрено. В законе сказано об ответственности в соответствии с законодательством РФ, что означает штраф в тех же размерах, как и для граждан России. Однако иностранцам следует особенно тщательно выполнять российское законодательство: иначе их , в том числе и за неоднократные административные нарушения.

Фиктивная регистрация иностранных граждан

Иностранцам регистрация необходима для и , и в этих обстоятельствах довольно частым нарушением стала фиктивная регистрация по месту жительства.

Это определение подразумевает регистрацию иностранца на основании заведомо недостоверных сведений либо без намерения проживать по месту регистрации.

Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 322.2 и 322.3 о фиктивной регистрации иностранцев по месту жительства и пребывания.

Наверное, многие слышали о квартирах, в которых прописаны сотни человек: такие варианты «предпринимательства» уже содержат признаки уголовного преступления, и отвечать придется как тому, кто фиктивную прописку предоставляет, так и тому, кто так прописывается.

Если обнаружат фиктивную регистрацию, то вас могут ожидать следующие виды наказания:

  • Штраф от 100 000 до 500 000 рублей.
  • Удержание зарплаты или дохода в течение трех лет.
  • Общественные работы или заключение на срок до трех лет. Предполагается и запрет на занятие определенных должностей на тот же срок.

От ответственности освобождаются лица, способствовавшие раскрытию этого преступления, если в их действиях не имеется иного состава преступления.

Если хозяин жилья отказывается вас прописывать

Многие собственники жилья отказываются регистрировать граждан, его арендующих. Они опасаются проблем при выписке постояльцев. Кроме того, зарегистрировав арендатора, они тут же окажутся на заметке у налоговых органов. Теоретически владельцам квадратных метров можно сообщить об ответственности в виде штрафов, описанной выше. Но на практике они, скорее всего, откажутся сдавать вам жилье.

Как оплачивать штраф

Для оплаты штрафа за нарушения при регистрации по месту жительства или проживания следует взять реквизиты в том отделении Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ), которое вас оштрафовало, и перечислить деньги через любой банк или почту. Во многих отделениях ГУВМ есть кассы, так что, возможно, больше никуда идти вам не придется.

Шадрина Лилия Валерьевна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, ФГКУ ВПО «Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России» г. Тюмень[email protected]

Порядок процессуальногооформления правонарушения,

предусмотренного статьей 19.15.2 КоАП РФ

Аннотация.В статье на основе действующих нормативноправовых актов дан алгоритм действия сотрудников полиции при поступлении заявлений от граждан о фактах нарушения правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства.Ключевые слова:правила регистрации по месту пребывания, место жительства, сотрудники полиции, алгоритм действий.

Осуществление контроля за соблюдением гражданами правил регистрации требует четкой регламентации действий сотрудников полиции, как в повседневной деятельности, так и при проведении профилактических мероприятий. От того насколько четко и грамотно сотрудники полиции выявляют и документируют такие правонарушения зависит эффективность как общей так и специальной профилактики таких деяний. Именно поэтому в последнее время особое внимание уделяется алгоритмизации деятельности сотрудников полиции. Алгоритм действий сотрудников полиции при поступлении заявлений и сообщений от граждан о фактах нарушений правил регистрации:1. Деятельность дежурной части по приему заявления:При личном обращении заявителя в территориальный орган внутренних дел сотрудник дежурной части отдела полиции обязан принять устное (письменное) заявление и выяснить:1) место совершения административного правонарушения;2) время и характер противоправных действий правонарушителя;3) фамилия, имя, отчество заявителя, адрес фактического проживания и номер контактного телефона;2. Регистрация заявления. Дежурный после проверки информации и документов обязан принять и зарегистрировать в дежурной части отдела полиции информацию (п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ «О полиции»)в Книге учета сообщений о происшествиях (далее –КУСП).В соответствии с требованиями раздела II и III Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее –Инструкция)при получении материалов (далее − информации), являющихся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, содержащих данные указывающие на наличие события административного правонарушения (п.3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ).При личном обращении в дежурную часть ОВД гражданину одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП выдается талон –уведомление (п. 34 Инструкции, п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ «О полиции»).3. Передача заявления для проверки. Дежурный отдела полиции принимает меры реагирования и передает сообщения исполнителю для проверки информации (п. 42 Инструкции). Проведенные мероприятия оформляются составлением рапорта о проверке полученного сообщения о происшествии.4. Проверка исполнителем сообщения. На этом этапе исполнитель собирает и процессуально оформляет доказательства по делу об административном правонарушении, а именно факт нарушения правил регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 19.15.2 КоАП РФ.Данный этап предполагает осуществление следующих действий:4.1.Установление субъекта административного правонарушения предусмотренного ст. 19.15.2 КоАП РФ.Порядок установления следующий:4.1.1. Проверка правоустанавливающих документов на жилое помещение.Основным правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности на квартиру, является свидетельство о государственной регистрации права собственности. Однако же закон предусматривает много видов правомерного владения и пользования жилым помещением о которых сотрудникам полиции необходимо знать, что бы правильно установить субъекта данного вида правонарушения.Для приватизированной квартиры правоустанавливающими документами являются: договор передачи жилого помещения в собственность, прошедший государственную регистрацию и свидетельство о праве собственности на жилое помещение.Для квартиры, приобретенной по договору куплипродажи, дарения, мены: договор куплипродажи, дарения или мены, прошедший государственную регистрацию; если квартира приобретена по договору дарения − справка из налоговой инспекции об уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования.Для квартиры, полученной по наследству: свидетельство о праве на наследство; справка из налоговой инспекции об уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования. Для квартиры ЖСК с выплаченным паем: свидетельство о праве собственности на жилое помещение; справка ЖСК о сумме выплаченного пая.Для комнаты в приватизированной коммунальной квартире: договор передачи комнаты в собственность, прошедший государственную регистрацию; свидетельство о праве собственности на комнату (с указанием ее размера и общей площади коммунальной квартиры); соглашение об определении долей собственников в коммунальной квартире, заверенное нотариально и прошедшее государственную регистрацию; заявление соседей по коммунальной квартире с отказом от права преимущественной покупки.Для жилого дома: если жилой дом был приобретен в порядке приватизации или по договору куплипродажи, дарения, мены или в порядке наследования, − то правоустанавливающие документы те же, чтои для квартиры; если жилой дом был построен на отведенном для этого участке, то: договор о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности; если дом был построен до 26 августа 1948 г., − то нотариально удостоверенный договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке (договор о праве застройки, заключенный до 26 августа 1948 г.); регистрационное удостоверение.Право собственности на жилой дом, построенный лицом на отведенном ему в установленном порядке земельном участке и принятый в эксплуатацию, возникает с момента его регистрации.Если имеются какиелибо решения суда относительно данного жилого дома, например: исполнительный лист или копия вступившегов законную силу решения суда, подтверждающие право собственности на строение; нотариальный договор о разделе дома и др.4.1.2.В случае отсутствия соответствующих документов в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 26.10 КоАП РФ вынести определение об истребовании сведений в территориальный орган УФМС, или в органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда о личности субъекта административного правонарушения данного жилого помещения и предоставлении иных сведений, необходимых для производства по делу об административных правонарушениях. По общему правилу территориальный орган УФМС, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органы местного самоуправления в области жилищных отношений, лица занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда в трехдневный срок должны предоставить такие сведения (ст. 26.10 КоАП РФ) либо при невозможности в такой же срок в письменной форме уведомить должностное лицо вынесшее определение.В случае отсутствия своевременного ответа на определениевиновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.4.2. При установлении личности субъекта, необходимо проверить уведомлял ли данный субъект орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал. Срок уведомления не должен превышать 3 рабочих дней. Форма уведомления о проживании гражданина РФ в жилом помещении содержится в приложении Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. №713. В соответствии с п. 34 Приказа ФМС России №338, МВД России № 587 от 01.08.2013 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»(далее −Приказ ФМС России №338, МВД России № 587) сотрудники территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений информируют соответствующие территориальные органы МВД России о выявлении в ходе исполнения служебных обязанностей:граждан Российской Федерации, проживающих по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации;нанимателей (собственников), допустивших в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства безрегистрации;нанимателей (собственников), нарушивших без уважительных причин установленные законодательством Российской Федерации сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или представивших в органы регистрационного учета заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;лиц, ответственных за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в случае представления ими в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;граждан Российской Федерации, в отношении которых в орган регистрационного учета поступили уведомления от нанимателей (собственников) жилых помещений, где проживают данные граждане по месту пребывания или по месту жительства без регистрации;нанимателей (собственников), зарегистрировавших гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в занимаемые ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов либо в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения без намерения предоставить ему это жилое помещение для постоянного или временного проживания.При установлении фактов нарушения Правил регистрации, за которые в соответствии с КоАП РФ предусмотрена ответственность, сотрудниками составляются протоколы об административных правонарушениях, учет которых ведется в территориальных органах ФМС России, их структурных подразделениях, в территориальных органах МВД России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.4.3. После получения ответа в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» необходимо вызвать собственника или нанимателя для получения объяснения по факту нахождения гражданина РФ без регистрации по месту жительства (п. 3 ФЗ«О полиции»). Объяснение оформляется в соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ. До получения сведений лицу разъясняются права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также собственник (наниматель) предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9. КоАП РФ.5. Принятие решения по собранному материалу проверки и регистрация принятого решения.На данном этапе сотрудник принимает одно из следующих решений:1)о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.19.15.2 КоАП РФ –составляется протокол об административном правонарушении, либо иной протокол в порядке ч. 4 ст. 28.1. КоАП РФ с регистрацией в Журнале учета производства по делу об административном правонарушении и в подразделении по исполнению административного законодательства; 2)об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, на основании обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), если информация не подтвердилась –выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч.5 ст.28.1 КоАП РФ) с регистрацией в Журнале учета производства по делу об административном правонарушении;3)о направлении материалов проверки по подведомственности, если рассмотрение дела не входит в компетенцию органов внутренних дел –выносится определение о направлении материала по подведомственности, с регистрацией в Журнале учета исходящих документов отделения делопроизводства и регистрации ОВД;4)о проведении проверки в порядке ст.144 Уголовнопроцессуального кодекса российской Федерации (далее − УПК РФ) либо о передаче материалов в подразделения дознания для возбуждения уголовного дела (при наличии признаков состава преступления).6. Информирование заявителя о принятом решении, с разъяснением прав на обжалование принятого решения и порядок обжалования (п.70 Инструкции).7.В случае составления протокола об административном правонарушении материалы направляются в течение 3х суток должностному лицу, уполномоченному его рассматривать (ст. 23.3КоАП РФ). Субъектами административной юрисдикции по привлечению к ответственности по указанной норме согласно приказу МВД РФ от 05 мая 2012г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»являются:−Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий; отрядов мобильных особого назначения;−Начальник отделения по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор по делам несовершеннолетних;−Должностные лица подразделений вневедомственной охраны;−Должностные лица подразделений охраны общественного порядка;−Начальник отделения по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних; инспектор по делам несовершеннолетних;−Должностные лица строевых подразделений ППСП;−Должностные лица подразделений по досмотру;−Должностные лица подразделений ЦСН ВО МВД России.

Ссылки на источники1.Федеральныйзакон от 07.02.2011 № 3ФЗ«О полиции»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4374.2.Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»// Рос.газ. 2014. 14 нояб.3.Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: приказ Федеральной миграционной службы и МВД России от 1 августа 2013г. №338/587: ред. от 22 дек. 2014 г. // Рос.газ. 2013. 29 нояб.4.Приказом ФМС России № 338, МВД России № 587 от 01.08.2013 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении административного регламента исполнения федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и министерством внутренних дел российской федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами российской федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской федерации» // Российская газета № 270 от 29.11.2013г.5.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. № 174ФЗ: ред. от 13 июля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921; 2015. 2015 г. № 29 (часть I). Ст. 4391.6.Приказ МВД РФ от 5 мая 2012г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 36.

Российские и иностранные граждане обязаны соблюдать установленные правила регистрационного учета. В противном случае они подлежат ответственности (как административной, так и уголовной).

1. Ответственность граждан РФ за несоблюдение правил регистрационного учета

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ведет МВД России (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации (ч. 1 ст. 5 Закона от 25.06.1993 N 5242-1).

Кроме того, при изменении места жительства гражданин РФ обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов, для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (ч. 1 ст. 6 Закона N 5242-1).

В период проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. (с 25.05.2018 по 25.07.2018) граждане РФ, прибывшие, в частности, в Москву и Санкт-Петербург для временного проживания (за исключением гостиниц, санаториев, домов отдыха и иных мест временного пребывания) или на новое место жительства, обязаны не позднее трех дней со дня прибытия обратиться в территориальный орган МВД России для регистрации. Указанное требование не распространяется на участников мероприятий (пп. «а» , «е» п. 4 Указа Президента РФ от 09.05.2017 N 202).

1.1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

Обратите внимание!

За указанные правонарушения, совершенные в г. г. Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5 000 до 7 000 руб. для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц) (ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае (примечание к ст. 19.15.1 КоАП РФ):

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Примечание. Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней (ч. 15 ст. 5 Закона N 5242-1);

  • если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

1.2. Административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1 , 2 ст. 19.15.2 КоАП РФ):

  • для граждан — в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.);
  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) — в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 руб.).

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления МВД России о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили заведомо недостоверные сведения о его регистрации (если нет признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.) (ч. 3 , 4 ст. 19.15.2 КоАП РФ).

1.3. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Примечание. Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина (ст. 2 Закона N 5242-1).

2. Ответственность иностранных граждан за несоблюдение режима пребывания (проживания) в РФ

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, постоянно или временно проживающие в РФ, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, а также выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

2.1. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ

Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем (ч. 1 , 2 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

Обратите внимание!

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5 000 до 7 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 3 , 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ).

2.2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ (ст. 322.3 УК РФ).

Примечание. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается постановка на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов. Также это постановка на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить эти помещения для пребывания (проживания) (примечание к ст. 322.3 УК РФ).

При установлении факта фиктивной регистрации территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания (пп. «е» п. 16 Правил).

Полный текст ст. 19.15 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 19.15 КОАП РФ.

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий "место пребывания" и "место жительства" определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 - 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением "О паспорте гражданина Российской Федерации", либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 - юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.15 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации". Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй - должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, - конституционные права и свободы граждан РФ и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина РФ иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ" установлено, что паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, а Федеральный закон от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом ввел регистрационный порядок учета граждан.

2. В ч.1 рассматриваемой статьи закреплены два состава правонарушений. Объективную сторону первого состава составляют противоправные действия, выражающиеся в проживании или пребывании гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без такового или по недействительному документу. Проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового. Недействительным признается такой документ, который пришел в явную негодность (не имеет фотографий, содержит неточные данные и т.д.), а также поддельное удостоверение личности (паспорт).

Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. и устанавливают обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанных противоправных действий.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета, за их нарушение. Нарушение правил регистрационного учета в рассматриваемом случае выражается в различных противоправных действиях: допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту); проживание гражданина в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности (паспорта); допущение указанным гражданином проживания лиц без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Указанные противоправные деяния характеризуют объективную сторону данного правонарушения.

4. Субъектом противоправных деяний признаются лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. К ним в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации относятся: граждане, юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также должностные лица, ответственные за регистрацию. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден указанным выше постановлением Правительства РФ. Ответственными за регистрацию являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищностроительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.



Просмотров