Совместные заседания палат парламента. Конституция российской федерации 20 совет федерации и государственная дума заседают

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комм. Рахманина Т.Н., Чернобель Г.Т.

Проведение раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы связано с различным содержанием компетенции палат Федерального Собрания. Данное конституционное положение означает, что палаты самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению Конституцией России (см. комментарии к ст. и ).
Порядок раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы устанавливается регламентами палат. Первостепенным при этом является вопрос о кворуме, обеспечивающем легитимность заседаний палат, т.е. о количестве депутатов, присутствие которых делает Совет Федерации и Государственную Думу правомочными осуществлять свою деятельность (открывать заседания, определять повестку дня, обсуждать законопроекты, проводить парламентские слушания, принимать решения и т.д.).
В парламентской практике зарубежных стран различают кворум, необходимый для открытия заседаний парламента, его палат, и кворум, необходимый для принятия решений. В большинстве стран кворум для открытия парламентских заседаний составляет относительное большинство депутатов. Для принятия решений достаточно простого большинства голосов депутатов, присутствующих и принимающих участие в голосовании, т.е. кворум равен половине общего числа депутатов плюс один человек. При этом некоторые регламенты (например, Регламент Палаты депутатов итальянского парламента) в число Присутствующих включают депутатов, выполняющих парламентские функции вне стен парламента, а также депутатов - членов правительства, занятых на соответствующей государственной службе.
Количество голосов, составляющих большинство, всегда зависит от числа присутствующих. Поэтому в регламенте обычно закрепляется требование присутствия на парламентских заседаниях определенного числа депутатов (особенно во время голосования). В парламенте Индии, например, кворум для ведения заседаний палат (Народная палата - 525 депутатов, Сенат штатов - 231 депутат) составляет 1/10 общего числа избранных депутатов. В Ирландии Палата представителей состоит из 144 депутатов, Сенат - из 60 депутатов, кворум для обеих палат составляет 20 человек. В Великобритании Палата общин (около 670 членов) для кворума требует присутствия всего лишь 40 членов, а Палата лордов (более 1200 членов) считает возможным проводить заседание, если на нем присутствуют хотя бы три члена палаты.
Заседания Государственной Думы правомочны, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов. Случаи, когда для принятия решений требуется квалифицированное большинство, особо оговариваются в Конституции и Регламенте палаты. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации (ч.1 ст.47 Регламента Совета Федерации).
Кроме очередных заседаний палаты Федерального Собрания могут назначить и внеочередные. Государственная Дума может проводить такие заседания по требованию Президента Российской Федерации или депутатских объединений палаты. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента, Председателя Совета Федерации, Правительства России, субъекта Федерации, комитетов палаты либо по предложению, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа членов Совета Федерации.
В открытых заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы реализуется принцип гласности, характерный для представительных учреждений в демократическом государстве. В соответствии с регламентами Совета Федерации и Государственной Думы на заседания палат по их решению приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты. На открытых заседаниях палат могут присутствовать также представители средств массовой информации.
По предложению Президента, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по требованию не менее чем 1/5 числа депутатов, принявших участие в голосовании, Государственная Дума вправе проводить закрытые заседания по специальному решению палаты. Такие заседания стенографируются.
Согласно Регламенту Совета Федерации Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства России, председательствующим на заседании Совета Федерации, комитетом, комиссией палаты или не менее чем 30 членами палаты.
В парламентской практике зарубежных стран при организации совместных заседаний палат парламента (если они предусмотрены Конституцией) применяется либо специально для этих случаев выработанный регламент, принимаемый совместным решением палат, либо регламент одной из палат (как правило, той, которая избрана прямым голосованием).
В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. На совместных заседаниях заслушиваются послания Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланий Президента, содержащих законодательную программу или законодательные предложения и являющихся определенным ориентиром для органов государственной власти. Так, в президентском Послании Федеральному Собранию 1995г. рекомендованы:
а) внесение элементов системности в законотворчество;
б) усиление юридической проработанности и согласованности законопроектов;
в) применение пакетного принципа формирования нормативных актов;
г) координация и взаимодействие органов власти в законопроектной работе;
д) предварительная общественная экспертиза важнейших законопроектов;
е) согласование законопроектов с субъектами Российской Федерации.
Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания Конституционного Суда Российской Федерации и выступления руководителей иностранных государств. Важность посланий Конституционного Суда определяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции, предупреждении нарушений Конституции в правотворческой и правоприменительной деятельности.

а). раздельно;

б). по очереди;

в). совместно.

45. Выборы Президента Российской Федерации назначает:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума;

в). Председатель Правительства РФ.

46. Выборы Государственной Думы назначает:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума;

в). Президент РФ.

47. Объявление амнистии относится к ведению:

а). Государственной Думы;

б). Президента РФ;

в). Совета Федерации.

48. Право законодательной инициативы НЕ принадлежит:

а). Государственной Думе;

б). Совету Федерации,

в). депутатам Государственной Думы.

49. Федеральные законы принимаются:

а). Государственной Думой;

б). Советом Федерации;

в). Президентом РФ.

50. Федеральный закон одобряется:

а). Советом Федерации;

б). Государственной Думой

в). Президентом РФ.

51. Промульгацию в Российской Федерации осуществляет:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума

в). Президент РФ.

52. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из:

а). 19 судей;

б). 20 судей;

в). 25 судей.

53. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является:

а). Верховный Суд РФ;

б). Высший Арбитражный Суд РФ;

в). Конституционный Суд РФ.

54. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются:

б). Президентом РФ;

55. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются:

а). Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации

б). Президентом РФ;

в). Государственной Думой по представлению Президента РФ.

56. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности:

а). Советом Федерации по представлению Президента РФ;

б). Президентом РФ;

в). Государственной Думой по представлению Президента РФ.

57. Установление общих принципов организации органов местного самоуправления относится:

а). К ведению Российской Федерации;

б). К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

в). К ведению субъекта Российской Федерации.

58. Как соотносятся органы местного самоуправления и органы государственной власти:

а). Входят в систему органов государственной власти;

б). Не входят в систему органов государственной власти;

в). Никак не соотносятся.

59.Закрепляется ли понятие органа местного самоуправления на нормативном уровне:

а). В нормативных актах понятие органа местного самоуправления не закрепляется;

б). Закрепляется, в статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

в). Закрепляется на конституционном уровне, в ст. 132 Конституции РФ.

60. В структуре органов местного самоуправления является обязательным формирование:

а). Представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации;

б). Представительного органа муниципального образования;

в).Представительного органа муниципального образования и местной администрации.

Планируемые уровни сформированности компетенций у студентов

Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
ОК-1- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) зачтено «удовлетворительно» Понимает социальную значимость своей будущей профессии. Определяет особенности профессионального правосознания. Определяет роль профессиональной подготовки в формировании и развитии профессионального правосознания. - знает особенности профессии юриста и умеет их характеризовать; - знает и умеет толковать понятия «профессиональная деятельность юриста», «правосознание», социально-правовая активность; - толкует смысл понятий «правовая идеология», «правовая психология», «правовой опыт»; применяет полученные знания для сбора информации о правосознании; - определяет характер эффективности профессиональной деятельности юриста; - знает требования, предъявляемые к личностным характеристикам юриста, к его психологическим качествам, имеет их анализировать; - определяет четкие критерии профессиональной пригодности либо непригодности к профессии юриста.
Дает правовую оценку социальной значимости профессии юриста. Выносит критические суждения о правосознании, основанные на правовых знаниях. Дает оценку правовой информации и данных о профессиональном правосознании. - дает правовую оценку системе объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности юриста; - оценивает сложность и многообразие форм деятельности юриста; - дает оценку роли закона в регулировании правоприменительной деятельности; - соотносит общее состояние законности в государстве с профессиональной деятельностью юриста; - дает оценку роли правосознания в различных сферах правовой жизни
Анализирует, распознает и классифицирует информацию о социальной значимости профессии юриста Решает вопросы о применении знаний о профессиональном правосознании в конкретных вопросах -выделяет и описывает структурные элементы правосознания на примере конкретных ситуаций правовой действительности; - анализирует потребности и возможности современного общества, государства как специфического заказчика профессиональной юридической деятельности; - обобщает природу и специфику права государства, его правовой системы, которая по существу выступает как объект профессиональной деятельности юристов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; - делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной юридической деятельности в современных социальных условиях.
ОК-2-спсобен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
Знает свои профессиональные обязанности. Понимает необходимость добросовестного исполнения профессиональных обязанностей. Определяет роль принципов юридической этики в правотворческой, правоприменительной практике. - определяет свою роль в социальной жизни, экономике и управлении; - дает определение понятий «профессиональные обязанности», «юридическая этика»; - толкует смысл понятий «профессиональные обязанности», «юридическая этика»; - определяет характер принципов юридической этики; - распознает требования, которые предъявляются к деятельности юриста, к психологическим качествам - определяет четкие критерии профессиональной пригодности либо непригодности к профессии
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» - владеет методиками и приемами работы с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой. - умеет разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждении юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения - дает правовую оценку системе объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности юриста; - оценивает сложность и многообразие форм деятельности юриста; - дает оценку роли закона в регулировании правоприменительной деятельности; - дает оценку роли профессиональной этики юриста в различных сферах правовой жизни
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Дает правовую оценку профессиональных обязанностей юриста. Выносит критические суждения о принципах этики юриста. Дает оценку правовой информации и данных о профессиональных обязанностях и этики юриста. - выделяет и описывает проблемные вопросы выполнения профессиональных обязанностей; - анализирует потребности и возможности современного общества, государства как специфического заказчика профессиональной юридической деятельности; - обобщает природу и специфику права государства, его правовой системы, которая по существу выступает как объект профессиональной деятельности юристов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; - делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной этики в современных социальных условиях.
ОК-9-способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Понимает социально значимые проблемы и процессы, способен их анализировать - называет основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества; - называет социальные, экономические, правовые, политические, психологические механизмы и регуляторы общественных процессов и отношений; способы анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней. - дает определение понятий «проблема», «процесс», «социально значимый», «анализ»; - толкует смысл понятий «проблема», «процесс», «социально значимый», «анализ»; - определяет характер социально значимых проблем; - распознает требования, которые предъявляются к анализу социально значимых проблем и процессов.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Дает правовую оценку социально значимых проблем и процессов, имеет их анализировать. - дает правовую оценку анализа социально-значимых проблем и процессов; - оценивает сложность и многообразие анализа социально значимых проблем и процессов; - дает оценку роли закона в процессе анализа социально значимых проблем и процессов; - дает оценку того, что анализ позволяет не выносить преждевременные суждения и приходить к неверным заключениям.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Анализирует, распознает и классифицирует информацию о социально значимых проблемах и процессах и их анализе. - выделяет и описывает структурные элементы процесса анализа социально значимых проблем и процессов; - обобщает природу и специфику анализа социально значимых проблем и процессов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной юридической деятельности в современных социальных условиях.
ПК-1-способнен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знает понятие, виды, признаки, структуру законов в сфере конституционного права и иных нормативно-правовых актов, действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. - понимает значимость качества нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности юриста; - знает и анализирует особенности нормативно-правовых актов в сфере конституционного права; - дает правовую оценку нормативно-правовых актов; - определяет правовые явления, влияющие на характер изменений и дополнений конституционных нормативно-правовых актов; - выявляет пробелы правового регулирования конституционных правоотношений; - определяет и анализирует проблемы правового регулирования конституционных правоотношений; - владеет юридической терминологией приемами юридической техники и навыками разработки и реализации правовых норм в сфере конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знает особенности нормотворчества, в том числе законотворчества в сфере конституционного права. - анализирует качество конституционного нормотворчества; - анализирует и систематизирует изменения и дополнения конституционного законодательства.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Стремится участвовать в разработке нормативно-правовых актов, в том числе законов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности - разрабатывает проекты законов и иных нормативно-правовых актов в сфере конституционного права с учетом изменений правовой действительности и общественных отношений; - систематически совершенствует свои знания и умения в овладении навыками работы с правовыми источниками.
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения конституционного права, понимать их природу и сущность, способность их анализировать. Иметь представление о целях конституционно-правового регулирования. Способность согласовывать конституционно-правовое регулирование с его целями. -владеет юридической терминологией в данной сфере; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, влияющих на развитие конституционного законодательства; - владеет навыками профессионального общения.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Возможность давать квалифицированную оценку объектов профессиональной деятельности. - владеет навыками работы с юридическими документами; - умеет давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Знать сущность и содержание понятий и категорий, институтов конституционного права, закономерности совершенствования конституционного законодательства. Знать комплекс правовых взглядов, идей, представлений, ценностей являющихся основой правовой регламентации конституционно-правовых норм. - владеет навыками работы с юридическими документами; - умеет давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике; - разрабатывает и реализует правовые нормы в сфере конституционного права.
Пк-3-Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями. - владеет юридической терминологией; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных конституционно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, имеющих юридическое значение.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. - владеет навыками работы с юридическими документами, применяемыми в сфере конституционного права; - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет юридической терминологией в сфере конституционного права; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Пк-4 - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Уметь оперировать этими понятиями и категориями. - владеет конституционно-правовой терминологией; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных конституционно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, являющихся объектами конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений в сфере материального и процессуального права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет навыками работы с юридическими документами в сфере конституционного права. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения конституционно- правовых проблем и коллизий. -владение навыками выделения и анализа юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений и конкретных правовых ситуаций.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет навыками работы с юридическими документами в сфере конституционного права. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. -умение определять конкретные конституционно-правовые нормы для разрешения конкретной ситуации. -владение навыками выделения и анализа юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений и конкретных правовых ситуаций.
Пк-5-способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями конституционного права. - владеет юридической терминологией применительно к отрасли конституционного права; - владеет навыками работы с правовыми источниками, регламентирующими конституционно-правовые отношения; - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционно-правовых отношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с правовыми источниками, регламентирующими конституционно-правовые отношения - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере конституционно права. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике Правильно составлять и оформлять юридические документы. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих в сфере конституционно-правового регулирования. -умение определять конкретные конституционно-правовые нормы для разрешения конкретной ситуации.
Пк-6-способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями, применяемыми в сфере конституционного права. Соотносить факты и обстоятельства с конституционно-правовыми нормами при разрешении конкретных правовых ситуаций, коллизий в праве.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в сфере конституционно права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации норм конституционного материального и процессуального права; -Умение отграничивать действие одних конституционно-правовых норм от других.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность устанавливать полное и точное соответствие обстоятельств конкретной ситуации. Уметь юридически грамотно преодолевать конкуренцию и коллизию конституционно-правовых норм. Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике -Владение навыками выделения и анализа юридических фактов при разрешении конкретных правовых ситуаций. -Умение определять конкретные положения конституционного законодательства и уяснить их смысл. -Умение отграничивать действие одних конституционно-правовых норм от других. -Владение приемами логики при сопоставлении явлений. - Способность устанавливать адекватность фактов и обстоятельств действующим конституционно-правовым нормам. - умение отбирать и систематизировать данные, сведения и факты в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.
Пк-7- владеет навыками подготовки юридических документов
Знать основные положения документационного обеспечения: понятие и виды документа, виды и правила оформления реквизитов документа. - владеет основной терминологической и методологической базой. - владеет навыками работы с нормативно-правовыми и методическими источниками документационного обеспечения, государственными стандартами, устанавливающие унифицированные системы документации. -владеет навыками составления и правильного оформления документов.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать виды юридических документов и правила их оформления. -владеет навыками составления и правильного оформления правовых документов.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Уметь давать квалифицированные консультации по правильному оформлению юридических документов. - умение анализировать основные проблемы, связанные с технико-юридическими приемами и способами составления и правильного оформления правовых документов.
Пк-8- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знает основные принципы, задачи и пределы компетенции органов, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе, а также безопасность личности, общества и государства. Умеет построить свою профессиональную деятельность на основе соблюдения законности и правопорядка в обществе, а также безопасности личности, общества и государства. - владеет юридической терминологией. - владеет навыками работы с правовыми источниками. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами конституционного законодательства.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе, а также безопасность личности, общества и государства, изучаемых в курсе конституционного права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий в области обеспечения законности и правопорядка в обществе, а также безопасности личности, общества и государства. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм материального и процессуального права.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - умеет прогнозировать результаты юридических действий, совершаемых данными органами. - сумеет предвидеть возможность противодействия юридическим действиям, совершаемым данными органами. - сможет смоделировать развитие ситуации при совершении органами, обеспечивающими законность и правопорядок, отдельных юридических действий. - владеет навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере конституционного права.
Пк-9-способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знать законодательство о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, основные положения конституционного права: понятие и виды прав и свобод личности. Умеет построить свою профессиональную деятельность на основе уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Оперировать основными юридическими понятиями и категориями, необходимыми для реализации этих целей. - владеет основными методами защиты чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина. - владеет юридической терминологией; - владеет навыками работы с правовыми актами. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционно-правовых отношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм материального и процессуального права. -Владение навыками уважительного отношения к чести и достоинству личности, правам и законным интересам человека и гражданина, их защиты. - Способность сознавать ответственность за принимаемые решения с позиции соблюдения прав и свобод человека.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации норм административного материального и процессуального права. - владеет навыками принятия необходимых мер защиты прав и свобод человека и гражданина. - Способность критически оценивать обстоятельства, имеющие значение для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Пк-14- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знать особенности разработки проектов различных видов нормативных правовых актов, а также основных этапов нормотворческого процесса и оформления их результатов. - владеет юридической терминологией и навыками работы с правовыми источниками. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих при проведении правовой экспертизы конституционно-правовых актов. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. Правильно составлять и оформлять юридические документы. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих при проведении правовой экспертизы конституционно-правовых актов. -умеет выявлять признаки коррупционной составляющей. - осуществлять контроль за устранением из законопроекта норм, имеющих коррупционную составляющую.
ПК-15 способен толковать различные правовые акты
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знает способы и методы толкования конституционно-правовых актов. Умеет оперировать основными приемами толкования нормативных актов, регламентирующих конституционно-правовые отношения. ü - владеет юридической терминологией и навыками работы с правовыми источниками. -умеет осуществлять подбор нормативной базы; ü - владеет навыками анализа юридических фактов и конкретных правовых ситуаций. ü - умеет определять смысл конкретных положений конституционно законодательства. ü - владеет навыками профессионального общения.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание понятий и категорий, институтов в сфере конституционно-правового регулирования. Уметь точно устанавливать смысл положений конституционного законодательства. Способность грамотно излагать смысл положений конституционного законодательства. ü - владеет научной терминологией. ü - владеет навыками толкования конституционно-правовых норм. ü - способен анализировать нормативные положения, регламентирующие конституционно-правовые отношения в системной взаимосвязи с другими положениями. ü - способен соотносить смысл толкуемых положений с соответствующей практикой применения конституционно законодательства. ü - умеет вести научную дискуссию по предмету толкования. ü
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Знать специфику развития современного конституционного права. Уметь критически оценивать установленный смысл положений конституционного законодательства. Способность научного и профессионального разъяснения положений конституционного законодательства. ü - умеет выделять проблематику конституционно законодательства. ü - способен оценивать соответствие разъяснений судебных инстанций общеправовым и отраслевым принципам права и буквальному толкованию закона. ü - умеет передавать смысл законодательства с помощью научно-юридической лексики. ü
Пк-16- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знать основные положения конституционного законодательства. Оперировать юридическими понятиями и категориями. Уметь соотносить факты и обстоятельства с конституционно-правовыми нормами. Способность делать выводы по сути вопроса. Уметь излагать суть и обоснование сделанного вывода. - владеет юридической терминологией и навыками работы с правовыми источниками. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами конституционно-правового регулирования -владеет поисково-информационными и научно-познавательными навыками. - владеет способами изучения, обобщения и формализации правовой информации, необходимой для дачи квалифицированного заключения или консультации. - умение точно и грамотно формулировать и задавать вопросы, логически структурировать свою речь. - умение точно определять систему правовых норм, их смысл и последовательность учета для дачи квалифицированного заключения или консультации.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Соотносить факты и обстоятельства с конституционно-правовыми нормами. Способность делать квалифицированные выводы. Уметь излагать суть и обоснование сделанного вывода. - владеет навыками работы с юридическими документами, действующими в сфере конституционного права. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий в сфере конституционного права. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм. - способность точно определять исчерпывающий круг обстоятельств, имеющих значение для дачи квалифицированного заключения или консультации. - способность разрешать коллизии конституционных норм. - владение навыками грамотного и безошибочного формулирования юридических тезисов.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. Правильно составлять и оформлять юридические документы. - умение критически оценивать обстоятельства, имеющие значение для дачи заключения или консультации. - способность корректно и юридически правильно аргументировать решение по конкретному вопросу. - умение доступно для понимания доводить принятое решение и его обоснование до адресата, в том числе с помощью средств юридической и эпистолярной лексики.
Пк-19-способен эффективно осуществлять правовое воспитание
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знать основные методы организации правового воспитания и умело их применять. - владеет научной терминологией в сфере правового воспитания личности. - владеет навыками работы с научными источниками в данной сфере. - умеет наладить обратную связь с аудиторией.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и методики современных образовательных технологий в области права и умело их применять. - владеет эффективными психолого-педагогическими методами. - владеет современными образовательными технологиями для передачи знаний в области права.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Анализировать современные тенденции организации правового воспитания и наиболее успешные применять. Уметь воздействовать на личность в целях развития правового сознания и правовой культуры студента, формировать у обучающегося способность логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы. - владеет способностью актуализировать процесс правового воспитания. - владеет навыками инновационных форм проведения занятий.

Все нормативные акты подлежат изучению с последними изменениями и дополнениями

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом.

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII–XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением. Большое распространение парламенты как представительные законодательные собрания получили после буржуазных революций конца XVIII–XIX в. Вплоть до XX в. преобладали двухпалатные парламенты, в XX в. большинство парламентов состоят из одной палаты.

Общепринятый способ формирования представительных органов государственной власти – выборы. Верхние палаты формируются и иными способами, например путем назначения или наследования. Состав нижних палат определяется волеизъявлением избирателей.

Главная функция современного парламента – разработка и принятие законодательства. Конституция строго регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации (§ 24).

В России парламентом является Федеральное Собрание . Согласно статье 94 Конституции РФ, «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации». «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы» (ст . 95 ).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Они делегируются в Совет Федерации субъектами РФ. Главы субъектов РФ вошли в Государственный Совет Российской Федерации, возглавляемый Президентом РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ заседают раздельно. Заседания Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ являются открытыми. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.

К ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьей 111 (трехкратное отклонение Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ) и статьей 117 (несогласие Президента с выраженным Думой недоверием Правительству РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играют органы представительной власти в демократических государствах?

2. Что такое парламентаризм?

3. Как определяет Конституция статус Федерального Собрания РФ?

4. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

5. Как формируется Совет Федерации?

6. Как избирается Государственная Дума?

7. Каковы предметы ведения Совета Федерации?

8. Каковы предметы ведения Государственной Думы РФ?

Информация к размышлению

Неприкосновенность парламентариев призвана гарантировать им возможность беспрепятственного осуществления их мандата. Она должна защитить их от силовых воздействий исполнительной и судебной власти. Ведь бывает достаточно задержать парламентария по пути на заседание палаты, где должно состояться голосование по важному вопросу, чтобы лишить его возможности принять участие в этом голосовании и тем самым порой предопределить исход голосования и характер принимаемого палатой решения…

В статье 98 Конституции РФ очерчен объем неприкосновенности парламентариев. Он охватывает: а) недопустимость задержания, б) недопустимость ареста, в) недопустимость обыска, г) недопустимость личного досмотра…

В то же время Конституция допускает два исключения из установленной для парламентариев неприкосновенности.

Во-первых, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы может быть задержан на месте преступления…

Во-вторых, они могут быть подвергнуты личному досмотру в случаях, когда федеральный закон предусматривает необходимость такого досмотра для обеспечения безопасности других лиц (Б. Страшун, правовед).

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Темы для проектов и рефератов

1. Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конституцией 1993 г., назвали V Государственной Думой. Почему?

Обсуждаем, спорим

1. Как критика представительной власти влияет на изменения в работе Госдумы? Эффективна ли она?

Из книги Конституция РФ автора Законы РФ

Из книги Конституция РФ автора РФ Законы

Глава 5. Федеральное собрание Статья 94 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской

автора Коллектив авторов

Глава 5 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Статья 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Таблица 20

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3.2. Федеральное Собрание РФ Парламент - это общее название высшего выборного органа законодательной власти государства. В системе разделения властей парламент является одним из главных центров выработки государственной политики, выражаемой в принятии обязательных

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

24. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Система органов законодательной власти в РФсостоит из Федерального Собрания (парламента) РФ, включающего две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата), и законодательных органов субъектов РФ.Федеральное Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

65. Государственный совет и Государственная дума По закону, Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами императора. Продолжительность созывов Государственного совета и Государственной думы определяются теми же указами.Государственный

Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович

§ 2. Государственная Дума Российской Федерации поддерживает призывы и обращения жителей Крыма и Севастополя, воинских частей Черноморского флота В Комитет по делам СНГ поступали многочисленные обращения и решения из Крыма и Севастополя.«Российская община г.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

2.11. Федеральное Собрание Понятие Федерального Собрания. Совет Федерации РФ Федеральное Собрание – это двухпалатный парламент Российской Федерации, состоящий из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата), являющийся высшим

Из книги автора

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако, в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в

СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА

одна из форм общей работы парламента, таких, как совместные парламентские слушания, постоянные объединенные комитеты палат, создаваемые для координации позиций палат по вопросам их общей компетенции, временные или постоянные согласительные комиссии палат для преодоления возникающих разногласий по поводу принимаемых законов, участие парламентариев в заседаниях палат. С.з.п.п., в отличие от некоторых других видов совместной работы палат парламента. являются формой деятельности и не требуют создания специальной парламентской структуры.

В мировой практике при двухпалатной структуре парламента,как правило. палаты заседают раздельно друг от друга. В ряде парламентов допускается и С.з.п.п., но только для решения или обсуждения вопросов, входящих в их общую компетенцию.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 100) устанавливает только три случая, при которых возможны С.з.п.п.: а) при заслушивании посланий Президента РФ ФС;

б) при заслушивании посланий КС:

в) при выступлении руководителей иностранных государств.

В соответствии с мировой парламентской практикой во время заслушивания Послания Президента РФ С.з.п.п. ФС не используются традиционные формы парламентской работы - не проводятся обсуждения, не задаются вопросы выступающему, не принимаются никакие решения. Для данного мероприятия не требуется кворума. Порядок проведения подобных заседаний устанавливается президентской стороной по согласованию с руководством ГД и СФ.

Обсуждение вопросов, заслушиваемых на них, а также принятие по ним решений возможно в последующем на раздельных заседаниях ФС. Так. вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента РФ подлежит внеочередному рассмотрению (п. "а" ч. 1 ст. 65 и ч. 1 ст. 46 регламентов соответственно СФ и ГД).

Практика С.з.п.п. ФС по поводу заслушивания посланий КС и выступлений руководителей иностранных государств пока не сложилась.

Вместе с тем Конституция РФ оговаривает еще один случай, когда члены СФ и депутаты ГД собираются вместе. Согласно ч. 2 ст. 82 Конституции РФ Президент РФ при вступлении в должность приносит присягу народу в торжественной обстановке в присутствии членов СФ, депутатов ГД и судей КС.

Лит.: Конституция (Основной Закон) РФ - России. М., 1993; Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента РФ. М.. 1995; Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ// Ведомости ФС РФ, 1996, № 6. Ст. 163; Регламент ВС РФ. М.. 1992;

Парламенты мира. Сб. М.. 1991; Комментарий к Конституции РФ/ Под редакцией Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

Парамонов А.Р.. Полуян Д.Я.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА" в других словарях:

    КАЗАХСТАН - (Республика Казахстан) республика,которая в соответствии с Конституцией, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., провозгласила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого… …

    Казахстан - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в центральной части Евразии. Территория 2717 тыс. кв. км. Столица г … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

    - (англ. parliament от фр. parler говорить) название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. П. как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании.… … Энциклопедия юриста

    Сенат - (Senate) Понятие сенат, история сенатов, описание сената Информация о понятии сенат, история сенатов, описание сената Содержание Содержание Раздел 1. Происхождение понятие. Подраздел 1. Раздел 2. Cенат США в Древнем Риме. Раздел 3. Cенат США в … Энциклопедия инвестора

    А; м. [англ. parliament, франц. parlement] 1. Высшее государственное законодательное представительное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах. Войти в состав парламента. Депутат парламента. Выборы в парламент. // Шутл. О… … Энциклопедический словарь

    ИСПАНИЯ - (Королевство Испания) государство на юго западе Европы, на Пиренейском полуострове, включает также Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Столица г. Мадрид. Административное деление: 50 провинций,… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Статье 100 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных - исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента - открытость - необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в ред. от 16.10.2006) предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Режим хранения таких записей является бессрочным. На федеральные СМИ Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений Государственной Думы, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с регламентами палат.

Аналогичная практика сложилась и за рубежом: определяя публичность как основополагающий принцип деятельности парламента, конституции устанавливают возможность проведения закрытых заседаний. В ряде стран конституции регламентируют процедурные вопросы принятия решения о проведении таких заседаний (Япония, ФРГ, Украина и др.).

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, допущенных к присутствию на заседании. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания Совета Федерации принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов палаты. В Государственной Думе такое решение принимается большинством голосов от числа принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связываются с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент Совета Федерации устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

3. Часть 3 ст. 100 содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

В зарубежной практике совместные заседания палат проводятся в случаях, установленных конституциями, и могут как носить церемониальный характер, например для принесения присяги главой государства (Италия, Испания, Бразилия), так и касаться решения важнейших политических вопросов (в частности, объявление войны, ратификация международных договоров, носящих политический или военный характер, - Испания; избрание президента - Италия; преодоление вето - Казахстан, Индия, Бразилия; разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями - Швейцария). Перечень таких вопросов в конституции, как правило, носит исчерпывающий характер. Процедура проведения совместных заседаний регулируется регламентом совместного заседания, принимаемым палатами, либо регламентом одной из палат.

Российская Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат предусматривает: заслушивание посланий Президента, заслушивание посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Совместные заседания палат Федерального Собрания созываются распоряжением Президента*(1011), однако порядок их проведения не регламентируется. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также собираются совместно при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, при этом также присутствуют судьи Конституционного Суда и иные приглашенные лица.



Просмотров