Репортажная фотография (жанр репортажной фотографии в фотоискусстве). Как рассказать историю в фотографиях. Съемка репортажа

Давно собирался написать этот пост, да всё руки не доходили. А тут в последнее время меня периодически спрашивают о всяко-разных репортажных деталях, вот я и решил устроить ликбез-экспромт. Хотя, это громко сказано, конечно. Как бы то ни было, всё что написано ниже, ни в коем случает не претендует на истину в последней инстанции, однако, надеюсь, кому-нибудь может оказаться полезным.


1. Как назовём, так и поплывёт.

Название, безусловно, должно зацепить читателя, заставить немедленно пройти под кат. Однако, здесь важно не переборщить, иначе будет нечто в стиле "Life News" или газеты "Твой день". Особенно "не айс", если крикливое название не совпадёт с содержимым статьи. Некоторые топовые блогеры (не будем называть имён), с целью накрутить побольше просмотров, к сожалению грешат этим и даже не используют вводный текст. Но мы же с вами хотим сделать правильный репортаж, не правда ли?

2. Заглавная фотография.

Нет никаких сомнений в том, что фоторепортаж должен начинаться с заглавной фотографии. Это как обложка журнала или газеты. По мне, лучше, чтобы фотография была одна. Некоторые вывешивают сразу две, а между ними помещают вводный текст. На мой взгляд, когда одинарная фотография визуально привлекает больше внимания. Также можно использовать коллаж из нескольких снимков, здесь, как говорится, на вкус да на цвет образца нет.

3. Пост без шапки - не пост.

Мне кажется, здесь вполне достаточно текста примерно на 7-10 строчек, разделённого одним-двумя абзацами. При этом, между каждым из них непременно должна быть пустая строка. Компьютер - не бумажная книга, нагрузка на глаза здесь больше, а потому такой рваный текст будет читаться легче. Содержимое с одной стороны должно отразить суть фоторепортажа, а с другой - получиться несколько недосказанным и тем самым создать интригу.

4. Заходим под кат.

Некоторые блогеры, как, например, Артемий Лебедев, не признают кат как таковой и вываливают всю простыню напрямую в ленту. А если ты не собирался это читать. Так что, такой экстремум даже рассматривать нет никакого смысла. Читатель достоин уважения. Так вот, на мой взгляд, под катом, специальным образом озаглавленном, должно находиться примерно 35-40 фотографий (размер я ставлю 1000х667), непременно пронумерованных. Понимаете, да, почему пронумерованных?

Когда фоток лишь десяток-два, создаётся впечатление некоторой недосказанности, особенно, если пост весьма увлекательный. С сильно большим количеством тоже не стоит экспериментировать. Как-то я сделал репортаж о Дне святого Патрика в Москве и по неопытности забил в пост более сотни картинок. А потом долго удивлялся, почему нет казалось бы заслуженной отдачи и такое малое количество комментариев. Читатель устаёт, раздражается и порой даже не досматривает материал до конца.

Фотографии в посте не должны быть активными ссылками, это может помешать просмотру. Поэтому исходный код следует соответствующим образом обрезать. Не забывайте адаптировать снимки под дисплеи с высоким разрешением (ретина), друзья будут вам благодарны. Про то, как это сделать, а также в целом про фотообработку моими глазами, можно почитать .

5. Над или под?

Среди репортажников до сих пор нет чёткого определения, где ставить сопроводительный текст - над или под фотографией. Я считаю, что если в посте одно фото, описание должно быть ПОД ним, а если это большой отчёт, то исключительно НАД. Опытным путём я установил, что так фотоисторию читать удобнее. То есть - текст, за ним сразу без пробела фото, далее пробел и всё повторяется.

6. Как должна звучать история?

Иногда на меня нападает азарт и я начинаю писать чересчур витиевато. Ну в принципе, бывают такие темы, когда это украшает репортаж, но, как правило, подобное словоблудие отвлекает от визуального контента. Право же, лучше не кичиться острословием, для этого есть отдельный жанр. Одна, максимум две строчки сопутствующего текста, просто и ясно раскрывающего суть момента.

Однако, чересчур уж скупо и телеграфно писать тоже не годится. "Вчера в Москве прошёл митинг. Пришло 100500 человек. Всё прошло спокойно." Читатель начнёт зевать и может не дочитать пост.

Важный момент - если вы не профессиональный литератор и сомневаетесь в безупречности текста, допуская наличие в нём орфографических и пунктуационных ошибок, попросите отредактировать его специалисту или просто какому-нибудь знакомому "граммар-наци". Поверьте, грамотная писанина в наше время вызывает только уважение, а встречается, к сожалению, всё реже.

7. А что в конце?

Наверняка, если вы вернулись из поездки в какую-то интересную страну, у вас собой материала не на один и не на два репортажа. Рекомендую в конце второго ставить ссылку на первый, в конце третьего на первый и второй и так далее. Пусть это будет как многосерийный фильм.

Чтобы о вашей истории узнала не только аудитория ЖЖ, но и других сервисов, поставьте в конце кнопку репоста (в HTML-редакторе в тулбаре рука с поднятым большим пальцем). И кнопки на ваши инстаграмы-твиттеры-фейсбуки. Глядишь, и занесёт будущих друзей. Ну и конечно же - теги. По ним и вам и вашим читателям будет проще найти ту или иную запись.

Вот так. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу вышенаписанного, а особенно дополнения.

Многие сейчас заняты бурной деятельностью в Интернете, имеют активную жизненную позицию. Ведут блоги, в которых, помимо всего прочего, освещают различные события и мероприятия. Митинги оппозиции, открытие выставок, какие то вечеринки. Фотографирование события с целью рассказать о нем другим называется фоторепортажем . Давайте обсудим техническую сторону этого дела.

Всем известна старинная истина: информирован - значит готов к делу. Информация - это главное орудие в любом деле. Вот мы и постараемся вооружить вас. Расскажем, как подготовиться к съемке фоторепортажа.

Снаряжение фотографа

Самое первое - вы должны быть обладателем удобного фоторюкзака или кофра. Кофр - это специальная сумка для фотоаппаратуры. С тяжелыми и неудобными сумками трудно быть мобильным, с ними просто неудобно передвигаться. А передвигаться вам нужно оперативно. Кофр и рюкзак должны быть достаточно плотными, лучше - на каркасе. Это для того, чтобы в сутолоке или давке аппаратура, находящаяся в нем, была в безопасности. Во времена пленочной фотографии умельцы даже самостоятельно мастерили такие прочные кофры, что фотограф на них мог спокойно встать, для того чтобы сделать снимок с верхней точки. Сумка для аппаратуры, плюс ко всему, должна быть вместительной - ведь в ней нужно разместить несколько камер, объективов, вспышку и тысячу других мелочей. Причем разместить всё это надо так, чтобы любую веешь можно было за секунду и не задумываясь, на автопилоте, так сказать, достать и точно так же положить на место.

Оптика фоторепортера

Теперь про объективы. Их нужно несколько. Первым делом - широкоугольник, объектив с фокусным расстоянием от 16 до 35 мм. С его помощью удобно захватывать в кадр большие пространства, не отходя далеко от происходящего события. Он незаменим при съемке групповых сцен, архитектуры, общего плана мероприятия. А такие кадры необходимы в репортаже, они несут очень много информации.

Длиннофокусником хорошо снимать удаленные объекты, к которым трудно или вообще невозможно подойти. Это и отдельные лица из толпы присутствующих, и какие то детали происходящего, чтобы не привлекать всеобщего внимания. Например, плакаты в руках митингующих оппозиционеров.

Удобнее, конечно, пользоваться одним объективом с переменным фокусным расстоянием. Это так называемые зум-объективы. В этом случае отпадает необходимость постоянной смены объективов во время работы (ох, как неудобно было фотографам еще лет 20-25 назад, когда таких чудес техники еще не было). Самый оптимальный вариант зума для репортажной съемки - 16-300 мм. Но беда в том, что качественных объективов с такими параметрами довольно мало и они дороги. Поэтому приходится иметь как минимум два объектива - 18-70 мм и 70-300 мм.

Объектив для съемки фоторепортажа должен обладать хорошей светосилой. Далеко не всегда приходится снимать при хорошем освещении и в таких условиях, что нельзя применить вспышку. Смысл в ней, например, отпадает, если вы находитесь в 30-40 метрах от объекта съемки.

Вспышка и аксессуары

Вспышка тоже нужна. При съемке в помещении без нее чаще всего не обойтись. Вспышка должна хорошо взаимодействовать с вашей камерой и её автоматикой, обладать достаточной мощностью. Хорошо, если вспышка будет оснащена фильтром-рассеивателем. Не забудьте и о достаточном запасе элементов питания. Вспышки - очень активные потребители их энергии. Так же нужно взять с сбой и запасные аккумуляторы для фотоаппарата, лучше - не один комплект. И несколько карт памяти. Почему флешек несколько? Всё просто. Лучше если заглючит одна на 4 гига, чем такая же на 32. Все они так ненадежны. И, кроме всего прочего, маленькие, легко теряются.

Если событие, о котором вам нужно будет сделать фоторепортаж, планируется на улице, а возможно и на фоне красивого пейзажа или архитектуры, хорошо иметь с собой светофильтры. На то, зачем они нужны в данном случаем, мы сейчас отвлекаться не будем. Об этом вы сами почитаете в других источниках.

Теперь давайте поговорим о том, как снимать.

Еще до того, как начать снимать, до начала мероприятия нужно понять - а что, собственно, вы хотите показать и сказать своим зрителям или заказчикам. Сформулируйте для себя главную цель заранее. Это очень поможет вам в поисках нужного кадра, в выработке общей схемы, концепции репортажа. По возможности хорошо бы почитать сценарий мероприятия, чтобы знать, кто, когда и откуда выйдет и заранее приготовиться к этому, без суеты занять нужную точку съемки.

Организатор мероприятия тоже может заказать вам фоторепортаж. Заказчику нужно угождать, делать как можно больше кадров с его логотипом, снимать так, чтобы в кадре почаще были первые лица фирмы-заказчика, значимые гости мероприятия. Это заказчику обычно нравится. Может случиться, что ваши снимки он использует не только в своем корпоративном альбоме, но еще и в собственной рекламе. А это - уже другая тема для беседы и у вас с ним, да и у нас с вами.

В фоторепортаже нужно отразить дух, масштаб всего происходящего. А это - общие планы. Необходимы и средние планы - собственно факт события: вручение грамоты, выступление кого-то на трибуне. Выигрышно смотрятся крупные планы, например, лица участников. Хороши детские лица. Они порой очень эмоциональны и способствуют передаче зрителю настроения происходящего. Можно и вообще укрупнить детали, показать, например, чьи-нибудь глаза, логотип фирмы на чашке с чаем. Еще раз обратим внимание - не забывайте о важных гостях. Это ваш, так сказать, пассивный пиар, реклама вас как фотографа. Это важно, это заделка на будущее.

  • На съемку постарайтесь придти пораньше, до начала мероприятия. У вас будет время и возможность оценить место события, точки съемки, возможности освещения и многое другое, что поможет работать без суеты.
  • Во время съемки репортажа не отказывайте присутствующим в групповом портрете. Снимайте просящих. А потом смело давайте им свои визитки. Это ли не бесплатная реклама?
  • Не считайте кадры. Снимайте смело и много. Благо, современные цифровые камеры, в отличии от старых плёночных, позволяют это сделать. А когда есть из чего выбирать - значит и результат будет лучше. Для этого нужно обзавестись несколькими флешками.
  • Старайтесь быть вежливыми и улыбчивыми и вообще - побольше позитива. Это располагает людей к вам.
  • Больше снимайте движение. Движение - это жизнь. Статика - это натюрморт. Мёртвая натура.
  • Не забывайте следить за настройками фотокамеры. Возможно, в процессе работы вы могли случайно задеть какую-нибудь кнопочку или рычажок и сбить настройки. Потом жалеть будете.
  • Если вы - не один фотограф на мероприятии, если рядом работают ваши коллеги, старайтесь не мешать им. Не перекрывайте им кадр, не лезьте в кадр других. Опытный фотокорреспондент должен всегда поддерживать товарища и спиной чувствовать чужие объективы.
  • Во время компьютерной обработки снимков следите за балансом белого цвета. Экспозиция и тональность снимков в репортаже должны быть одинаковыми.
  • Людям нравятся яркие репортажные снимки. Старайтесь сделать свой репортаж не только насыщенным событиями, но и насыщенным в цветовом плане. Он может быть даже слегка вызывающим и в том, и в другом отношениях.

Подборка фотографий:

Сегодня пару строк я решил посвятить такому понятию, как фоторепортаж . Как и во всех учебных заведениях давайте начнем с понятий, насколько бы скучными они не были. Ученье, как говорится, высокая экспозиция, неученье - низкая.

В широком смысле репортаж - это вид газетно-журнальной деятельности или информация, которая поступает в СМИ через печать и публикации о событиях текущего дня. Короче говоря, все, что пишут в газетах - является репортажем с того или иного места событий.

Репортажная съемка - неотъемлемая часть фоторепортажа . Другими словами, это фиксирование интересных событий в хронологической последовательности. Например, история вашей жизни в различных ситуациях, рассказанная посредством сделанных снимков, также называется фоторепортажем .

Фоторепортаж используется в презентациях различных кампаний на всевозможные тематики. Репортажные снимки интересны еще и тем, что могут включать в себя фотографии-сюжеты, которые представляют собой художественные произведения.

Качественный фоторепортаж - это основной материал для оформления буклетов, открыток, а также украшение сайтов. Особенно хорошо это заметно на свадебных листовках. Каждый фотограф должен иметь в портфолио хотя бы несколько таких фотографий (и не только со своей свадьбы).

Живые и интересные репортажные кадры , на которых изображены, например, внимательные сотрудники фирмы, вызывают гораздо больше доверия, чем просто рекламные фотографии.

Темы для фоторепортажа могут быть бесконечны: деловые фото, наука, техника, культура, искусство и спорт. Даже обычный день рождения может стать хорошей темой. Такие снимки можно разделить на два типа: событийный и обычный репортаж.

Вся прелесть репортажной съемки состоит в ее убедительности и искренности, показе правды, такой, какая она есть, без излишеств. Этим частенько пользуются папарацци - в интернете валяется куча фоток знаменитостей в нелепых позах.

Так что такое фоторепортаж ? Это небольшой, беглый рассказ о жизни, поэтому лучше всего фотографировать на короткой выдержке. Она поможет получить лучшую детализацию и проработку. Снимки и сюжеты для газет и журналов как раз нуждаются в этом.

«Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах от своей двери»

Друзья, последуем правилу Козьмы Пруткова: «Зри в корень!». Корневая часть слова «фоторепортаж» - reportage - в переводе с французского означает «информировать», «извещать».

Как метод съемки и самостоятельный жанр фотографии, фоторепортаж начал развиваться в сфере журналистики в Европейских странах в первой половине прошлого века. Одним из первопроходцев на этом пути был Эрих Соломон, юрист, владевший многими языками. Он делал закулисные съемки известных международных политических деятелей на конференции Лиги Наций в конце 20х годов. Фотографы газет и журналов с тех пор подхватили его манеру снимать по ходу события, не дожидаясь позирования. Сегодня фоторепортаж перестал быть уделом только профессиональных фоторепортеров. Если у тебя в руках легкая и простая в обращении цифровая камера, ты имеешь опыт фотографирования и оказался в центре события – не исключено, ты сможешь сделать хорошие фотографии и разместить в интернете. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в интернете, становились сенсацией. Связный рассказ в нескольких фотографиях о событии - это и есть фоторепортаж. Его отличает правдивость, объективность, повествовательность, он дает зрителю представление о сути
события и его развитии в конкретном историческом отрезке времени. О событии рассказывают сами фотографии и короткая подпись к ним. Применение репортажного метода означает проведение съемки без вмешательства в естественное течение ситуации, а подразумевает мягкое незаметное сопровождение. В итоге можно получить не только информационно-значимый фотоотчет о событии, серию фотографий, имеющих исторически-документальную значимость, но и увлекательную фотоисторию, которая может иметь самостоятельную художественную ценность.

Фоторепортаж и фотоистория. Виды репортажной съемки

По существу особой разницы между понятиями фоторепортаж и фотоистория нет. Их объединяет репортажный метод съемки. На Западе, например, любая серия фотографий, представленная в СМИ или на выставке, именуется «photostory». Можно ли назвать серию фотографий из вашей поездки в деревню к бабушке или на конференцию в Лондон фоторепортажем? Можно, если героев своей съемки вы не выстраивали перед камерой, не заставляли их позировать, а незаметно фиксировали моменты их бытия. Репортажная съемка - альтернатива постановочной, в которой фотограф управляет героями и выстраивает их перед камерой, как режиссер. Допустимы ли элементы постановки в репортажной съемке? Здесь нет единой установки, теоретики и практики расходятся во мнениях. Но мы поговорим об этом на следующих уроках. А пока приведу слова моего коллеги, прекрасного фотожурналиста и литератора, Геннадия Михеева: «В
фоторепортаже - как в любви и на войне - все средства хороши. Кроме тех, которые нарушают Закон».

Условно принято в нашей российской фотографии выделять два вида репортажной съемки – событийную и тематическую (повседневную, повествовательную). В журналистике первый вид съемки и составляет суть фоторепортажа в узком понимании этого слова, а второй называется фотоочерком.Событийный фоторепортаж - это новость, сообщение об общественно значимом событии, мероприятии, празднике, фестивале, визите какой-либо выдающейся личности, делегации, происшествии, чрезвычайной ситуации и т.д. В этом виде фоторепортажа
особенно важна информационная, документальная сущность фотографии. При событийной съемке фотограф скован временными рамками - в короткий промежуток времени он должен успеть сфотографировать главные, яркие моменты события, в считанные секунды найти точку съемки, план, ракурс. Такая съемка требует автоматизированных навыков, хорошей реакции и интуиции, способности предвосхищать события, предвидеть «ключевой кадр».

Примеры событийного фоторепортажа

Михаил Рогозин. Землетрясение в Армении. Декабрь

Также в качестве примеров событийного репортажа можно рассматривать всю серию фотографий, размещенную в разделе Примеры.

Сколько снимков может включать репортаж? Количество снимков зависит как от характера события и задач съемки, так и от мастерства фотографа. Событийныйфоторепортаж может состоять всего из одной-двух карточек либо расшириться до десятков фотографий (для формата журнального разворота или интернета).

Тематический репортаж – уводит нас в гущу повседневной жизни. В будничной жизни фотограф находит интересные островки, ситуации и рассказывает о них языком фотографии. Это фоторассказ об отдельном человеке или людях, их взаимоотношениях, деле, отдыхе, увлечениях. Тематика фотоисторий разнообразна и охватывает все сферы мира человека - от родильного дома и клубного рок-концерта до производства ракетных двигателей и жизни церковного прихода.

Пример тематического фоторепортажа

Михаил Рогозин. Парижский дом моды Lanvin — первая империя моды.

В отличие от событийного репортажа, работа над фотоисторией может продолжаться длительное время. Фотограф имеет возможность прерывать работу, а затем снова возвращаться к съемке, постепенно накапливая материал по теме. Цель тематического фоторепортажа, как и событийного, - точно отразить действительность. В фотоистории мы располагаем большей свободой и временем для изучения своих героев, проникновения в их психологию. У нас широкие возможности для реализации специфических фотографических приемов. В силу этого снимок имеет больше шансов стать художественным произведением, нести в себе элементы обобщения.

Тематическая фотосъемка дает простор творческим силам фотографа, если для последнего репортаж не просто ремесло, а искусство. Выдающийся фотомастер XX века Анри Картье-Брессон, считающийся среди фотографов королем фоторепортажа, писал: «Для меня фотография – это искусство в какую-то долю секунды проникнуть в самую сутьявления и одновременно передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно точно и ярко воспроизводила эту суть». По содержанию можно выделить еще два вида фотоисторий. К первым относятся истории со спокойным, ровным развитием события, отношений-переживаний героев. Второй вид - проблемный, конфликтный репортаж. Это ситуации, где прослеживается драма, противостояние, накал страстей, противоборство, интрига.

Михаил Рогозин. Дороги Чечни. Январь 1995

Михаил Рогозин. Молодые солдаты в вертолете Ми-26 на подлете к Грозному. Июнь 1995

Михаил Рогозин. Каска погибшего командира. Чечня, июнь 1995

Михаил Рогозин. Грозный, на улице Мира. Август 1996

Где сегодня в повседневной жизни используется фоторепортаж? Практически везде. Репортажный метод съемки стал популярен в свадебной фотографии, широко используется при создании слайд-шоу для конференций, презентаций. Он стал незаменим в путешествиях и поездках, на вечеринках, в клубной жизни, запечатлевает жизнь наших близких и детей в домашних альбомах. Условимся, чтобы не было путаницы понятий, следовать отечественным традициям. В наших уроках слово фоторепортаж будем употреблять в двух значениях: как метод репортажной съемки и как событийный репортаж. Тематический репортаж будем называть фотоисторией.

Творческие основы фоторепортажа. Развиваем наблюдательность Репортажный метод, отточенный профессиональными фотографами на протяжении прошлого столетия, имеет свои секреты. Прежде всего, хороший фоторепортаж – это плод творческой работы. Серия из нескольких фотографий может вызвать сильное чувство,размышление, дать новый взгляд на жизнь. В наши дни проводится большое количество конкурсов репортажной фотографии, что само по себе говорит об актуальности и востребованности этого направления, не побоюсь сказать, фотоискусства. Разумеется, как замечено выше, даже новичок по воле случая может сделать удачный репортажный снимок. И даже продать его, ведь фоторепортаж сегодня востребован, он существует в сфере рыночных отношений. Без совершенствования, без знаний хитростей репортажа и изобразительных средств создавать качественный впечатляющий фоторепортаж с завидной регулярностью невозможно. «Ходжа Насреддин в фотографии» Геннадий Михеев поучает: «Ты …можешь затеряться в толпе, раствориться в бытии. Не возбраняется и постановка, и красивые «мизансцены». Можно снимать исподтишка, в лоб, снизу, сверху… Окликать людей, просить повторить движение. Но если у тебя в итоге выйдет г…., не сваливай
вину ни на кого, кроме себя.» Самокритичность - вещь полезная. Она направляет сознание к вопросам: «Что можно улучшить? Чему надо учиться? Что я еще не умею?».

Основу фотографического творчества в репортаже составляет наблюдательность и умение мыслить сюжетами. Фотоистория начинается, как только вы замечаете необычное в обычном, видите происшествие, трагизм или комизм действия, смену настроения людей, игру света и тени, ритма, красоту пейзажа… Поэтому, мой первый совет - наблюдайте! Посейте и
взращивайте в себе идею, высказанную еще К. Гельвецием: «Гений – есть непрерывное внимание». Вооружитесь фотоаппаратом и ищите интересный кадр, сюжет, тему, где бы вы ни были. Окружающий мир наполнен ими. Нет скучных тем, есть наш скучающий взгляд. Сам процесс поиска-наблюдения похож на игру, охоту, разведку. Он сулит радость открытий. Увидеть кадр и поймать его - настоящее чудо! Удовольствие можно получить, работая над «скучной темой». Над тем, что вас окружает в повседневной жизни - семья, друзья, учеба, работа, отдых, увлечение и проч. За интересной темой, кадром не обязательно уезжать на край света. Знаменитый фотограф Альфред Стиглиц делится своим секретом: «Я нахожу сюжеты в шестидесяти ярдах то своей двери». Научитесь и вы находить сюжеты рядом. Это второй совет. Мыслим сюжетами. Умение мыслить сюжетами – другая особенность творческого процесса. Что я понимаю
под этим? Цель фоторепортажа - показать событие в развитии, действии, а героя - в смене его эмоционального состояния. Важно также отразить дух, атмосферу происходящего. Однако «…элементы, рождающие искру смысла, рассеяны в пространстве» (Анри Картье-Брессон). В фоторепортаже эти «рассеянные» элементы соединяются в связный рассказ. Каждая фотография из серии представляет собой самостоятельный сюжет, раскрывающий зрителю фазу события (начало, кульминация, завершение), основные сцены взаимодействия его участников. Фоторепортаж может подаваться зрителю хронологически последовательно, как в замедленном кино в виде визуального ряда с остановкой на важных моментах, каждый из которых фотография- сюжет. В другом варианте, серия фотографий раскрывает тему или событие ассоциативным образом, без соблюдения хронологической последовательности. Фотографии-сюжеты дополняют друг друга по смыслу, настроению, художественнымкачествам (подробности построения истории, отбор и редактирование будут изложены позже).

Сюжет в фотографии, таким образом, имеет такой же смысл, как в изобразительном искусстве. Сюжет (от французского sujet - предмет) - это предмет изображения. Основным объектом изображения в фоторепортаже является человек и его взаимоотношения с миром. Сюжет раскрывается непосредственно в сценах взаимодействия людей друг с другом, с вещами, природой и т.д. А также мы узнаем о человеке опосредованно: фотограф снимает окружающий человека мир, интерьеры, предметы. Это тоже сюжеты.

На практике, главное содержание истории может быть отражено в одной ключевой фотографии (сюжете), иногда в 2-3-х. Это стержень всей истории. Другие сюжеты иллюстрируют и детализируют событие-историю. Чем больше разнообразных сюжетов (в них новые лица и детали, повороты действия, переживания, состояния, пейзаж), тем богаче и любопытнее история.
Поначалу вам поможет простая схема. В каждой истории или событии есть начало, развитие действия, кульминация и финал. Можно разбить ее на мелкие сюжеты. Тогда сказка про «Красную Шапочку» будет выглядеть так:

1. Красную Шапочку возле дома провожает мать.
2. Девочка идет по лесной тропинке.
3. Встреча с волком.
4. Волк у дома бабушки.
5. Волк набрасывается на бабушку.
6. …
7. …

В завершении урока я советую вам развивать свой вкус, перенимая опыт российских мастеров фотографического сюжета. Очень разнообразные по сюжетам фотоистории у Геннадия Михеева. А Павел Кривцов, на мой взгляд, непревзойденный мастер построения сюжета в одной фотографии. Их работы вы найдете в интернете.

Дополнительная литература по теме урока

1. Эрих Эйнгорн. «Основы фотографии», М., «Искусство», 1989
2. Анри Картье-Брессон. «Решающий момент»
3. Морозов Сергей. «Творческая фотография», М., «Планета», 1985
4. Чудаков Георгий. «Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура», «Советское фото», 1982, No10
5. Михеев Геннадий. «Занимательно о фотографии. Язык фотографии»

Задания к уроку No1 «Фоторепортаж и фотоистория»

Учимся снимать сюжеты в формате фотоистории

Цель задания: научиться снимать сюжеты в формате фотоистории.

Описание задания:

1. Для освоения «сюжетного мышления» и съемки сюжетами, выберите учебную тему (список тем прилагается), над которой вы сможете работать на протяжении последующих уроков. В работе над этой темой мы будем изучать основные приемы и изобразительные средства репортажной съемки.
Тема – это направление для вашего ума. Вы можете ее сузить и конкретизировать.

Например, тему «Семья» свести к «Моя бабушка печет пироги». Или в теме «Дворовые истории» найти свое — «А у нас в гараже…» и т.д.
В выборе тем есть одно исключение! Не рекомендую выбирать съемку своих детей, да и маленьких детей вообще, как основную, сквозную тему уроков. Элемент субъективизма в оценке своих детей будет всегда присутствовать, т.к. свои дети на любой фотографии, любого качества будут хороши и дороги. Качественной репортажной съемки не получится! И еще. Крайне нежелательно высылать в качестве домашнего задания архивные снимки сделанные давно. Снимайте все в реальном времени по прочтении урока! На выходе нашей совместной работы мы должны получить законченную фотоисторию. Тема в процессе работы может поменяться. Главное - тема должна вам нравиться и быть доступной для регулярной работы над ней на протяжении следующих уроков. То есть вам придется по моему заданию что-то переснимать или доснимать.

2. Начните съемку по выбранной теме. Перед съемкой продумайте основные сцены своей истории, разбейте ее на сюжеты, дай им названия. Вам поможет правило, описанное в теоретической части урока («Красная шапочка»). Позаботьтесь, чтобы сюжеты были разнообразны.

3. Вышлите фотографии в количестве до 30 штук. Приложите к фотографиям текст - короткое описание темы. Прошу вас высылать фотографии и текст в одном ZIP- архиве. Напомню, очень важно, чтобы архивов было не более трех. Дополнение: мне бы хотелось также знать ваше имя, возраст, род занятий и какое место в вашей жизни занимает фотография, какие цели вы ставите перед собой.

Темы фотоисторий

1. Творческая мастерская

Творческий процесс в любом коллективе – детском кружке, танцевальной, фольклорной группе, самодеятельной или профессиональной, музыкальной школе, художественном училище, театральной студии и т.д.

Тренировки, турниры, спортивный коллектив (жизнь), рассказ об известном спортсмене, тренере, о спортивном клубе, болельщики и фанаты.

3. Оздоровительные клубы и занятия

Фитнес-клуб, шейпинг, тренажерные залы, йога и т.д.

4. Уличная жизнь

Паркур, граффити, байкеры, скейт и другие молодежные субкультуры. Торговцы, музыканты, художники, толкучки, базары, книжные развалы, птичьи рынки и др.

5. Люди и транспорт. «Жизнь на ходу».

6. Учеба. Студенческая и школьная жизнь.
На учебном семинаре, экзамены-зачеты, общежитие, жизнь класса, развлечения.

7. Увлечения моих друзей.
Охота, рыбалка, коллекционирование, вышивание, фотография и т.д.

8. Духовная жизнь.

Жизнь прихода и прихожан. Рассказ о священнике. Воскресная школа, жизнь духовной семинарии.

Загородная поездка. Выходной день на природе. Посещение музея, выставки, усадьбы, заповедника (для тех, кто живет рядом, кому доступно наблюдение этого процесса). Вечеринка с друзьями.

Работа над фотопроектами с различными тематиками - отличный способ оторваться от рутинной фотографии и сконцентрироваться на креативном процессе создания фотокадров. Ограничения в предметах съемки и оборудовании порой и правда заставляют прибегать к весьма креативным решениям.

Мы подготовили 52 прекрасные идеи для съемок в 2015 году. На каждую неделю года по идее. Мы разделили их на три подраздела: простые проекты для дома, которые вы можете осуществить уже сегодня, идеи, которые вы можете реализовать на природе и временные проекты, к которым вы можете приступить прямо сейчас.

Фото идеи для дома

1. Манипуляции с каплями воды

Для осуществления этой задумки необходимо установить емкость с водой с небольшим отверстием, через которое будут пропускаться капли воды. Ваша задача - нажимать на кнопку спуска затвора в момент, когда капля будет формироваться или уже лететь. Самое главное - максимально точно определить время для закрытия затвора. Мы достигли наилучших результатов при использовании двух вспышек, установленных на минимальной мощности (1/128th). Значение диафрагмы было установлено на f/22. Чтобы придать воде более вязкую консистенцию мы добавили в неё немного пищевого загустителя. Также мы воспользовались прибором серии SplashArt Kit, который помогает регулировать размер капель и частоту их падения.

2. Фотографируем всплеск воды

Для этого проекта вам понадобятся вспышка с дистанционным управлением, емкость для воды с чистыми, прозрачными стенками, цветной фон и штатив. Установите емкость с водой и цветной фон, затем над емкостью поместите вспышку. Поместите камеру на штатив и переключите в ручной режим фокусировки. При диафрагме f/8 и ISO 200 установите самую короткую возможную выдержку. Не забывайте о синхронизации со вспышкой. Итак, бросайте предмет в воду и нажимайте на кнопку спуска затвора, как только тот коснется поверхности воды.

3. Искусство рисования дымом

Многие фотографы, к примеру, любители натюрмортов, с удовольствием используют в своих фотографиях дым. А что если выйти на новый уровень и использовать замысловатые формы клубящегося дыма для составления картин? Можно создать необычный арт-проект в Photoshop. Итак, сделав несколько удачных кадров с завитками дыма, создайте новый пустой документ в программе Photoshop. Затем скопируйте и вставьте на него одну из получившихся фотографий. Режим наложения установите Screen и воспользуйтесь командой Warp Transform (Edit > Transform > Warp) для изменения формы дыма. Продолжайте экспериментировать, добавляя к документу другие снимки.

4. Кросс-поляризация

Основой этой забавной идеи является эффект, который создает поляризованный свет, попадая на предметы из пластика. Вам понадобится два поляризационных фильтра, в идеале один из них должен представлять собой лист поляризационной пленки. Лист формата А4 поляризационной пленки Lee 239 можно приобрести примерно за 50 фунтов. Лист пленки должен быть помещен на лайтбокс или на любой другой источник света. Экран айпада и экраны большинства компьютеров имеют встроенный поляризационный фильтр, поэтому если у вас нет поляризационной пленки, то вы вполне можете создать пустой белый документ, который заполнит экран, и воспользоваться своим гаджетом. Присоедините к камере поляризатор и поверните его так, чтобы на прозрачных пластиковых деталях проявились цвета.

5. Съедобные пейзажи

Подперчите свою фуд-фотографию! Все, что нужно - креативно разместить на еде фигурки, например, Hornby . Они идеально подходят, так как человечки этой фирмы предлагаются в самых разных позах. Важно не только поставить фигурки, но и рассказать историю. На этой фотографии вы наблюдаете за тем, как два героя помогают советами скалолазу, пытающемуся взобраться на картофельную гору.

6. Еда, как искусство

Превратите продукты для вашего ужина в предмет фото-искусства, воспользовавшись лайтбоксом и очень острым ножом. Порежьте фрукты и овощи настолько тонко, насколько это возможно и затем положите их на лайтбокс. Поместите камеру прямо над объектом съемки, используйте режим Live View, чтобы вручную сфокусироваться на деталях. Установите значение диафрагмы f/8, это даст оптимальную глубину резкости. Стоит прибегнуть к компенсации экспозиции и выставить её на +1-+3 стопа, поскольку яркий свет от лайтбокса может ввести в заблуждение экспометр вашей камеры.

7. Цветы во льду

Относительно недорогой способ сделать отличные макро-фотографии - заморозить цветы в пластиковых контейнерах, наполненных дистиллированной или де-ионизированной водой. Цветы будут плавать, поэтому позаботьтесь о том, как закрепить их в одном положении. Поместите кусок льда на поверхность прозрачного стакана или миски в белой раковине или другой емкости, тогда свет будет отражаться от всех поверхностей тары. Расположите вспышку с одной из сторон и направьте вниз, а камеру разместите с противоположной стороны.

8. Масло и абстракция

Масляные разводы, расплывающиеся по поверхности воды - отличная идея для создания ярких абстрактных фотографий. В этом проекте используется преломляющее качество масла, которое подчеркивает и искажает цвета. Все, что вам нужно это налить воду в прозрачную плошку и добавить несколько капель обычного растительного масла. Разместите плошку примерно на высоте 25 см над столом. Под плошку положите разноцветную бумагу, подсветите её обычной настольной лампой или при помощи вспышки.

9. Масляные отражения

Эта идея перекликается с идеей, описанной пунктом выше. Но в данном случае цветной рисунок создается при помощи цветной накладки для лампы, а не разноцветного фона. Для начала сделайте накладку для настольной лампы, используя твердую цветную бумагу, пленку и клейкую ленту. В целях безопасности убедитесь в том, что бумага не прикасается к лампочке. Поместите емкость с водой напротив настольной лампы и добавьте в воду несколько капель масла. Распределите масло по поверхности, поднесите камеру максимально близко и снимайте.

10. Психоделическая мыльная пленка

Этот проект - прекрасная идея для яркого рабочего стола или абстрактных обоев для стены. Вам понадобится жидкое мыло, смешанное с глицерином, такое сочетание образует стойкую мыльную пленку. Вооружитесь петлей из проволоки, черным фоном и макро-объективом, например 100mm. Цвета, образованные мыльной пленкой, появляются только при определенном угле падения света. Расположитесь неподалеку от окна и подберите правильный угол для съемки.

11. Эффект преломления

Проходя через воду, свет имеет особенность искажаться, т.е. преломляться, в результате объекты, находящиеся под водой визуально меняют свой облик. Это явление называется рефракция, его мы и будем использовать в рамках этого небольшого фото проекта. Все, что вам необходим это несколько прозрачных стаканов, вспышка, штатив и фон с черно-белым узором. Просто поместите стаканы с водой на фоне с узором и снимайте.

12. Макросъемка на кухне

Ваша кухня - идеальное место для макро-съемки. Её светоотражающие поверхности могут быть использованы для создания интересного фона для снимков, а малая глубина резкости способна преобразить самые обычные предметы. Соединив вместе несколько картинок, вы можете создать прекрасный элемент декора для собственной кухни, но прежде чем начать снимать, продумайте, как кадры будут перекликаться между собой. Наш ряд представляет собой три фотографии, снятые под одним углом и с одинаковой глубиной резкости.

13. Боке

Такой простой предмет, как помятый кусок фольги, может запросто стать основой для красивого фото-проекта. Поместите объект съемки на стекло, а под стекло положите кусок темного материала. Немного помните в руках обычную кухонную фольгу, затем расправьте её и поместите в качестве фона. Направьте свет от настольной лампы или любого другого источника на фольгу. Установив камеру на штатив, максимально откройте диафрагму. Подсвечивайте фольгу вспышкой во время съемки.

14. Пузырьки в виде боке

Маленькие источники света всегда создают прекрасное боке. Гирлянда как нельзя лучше для этого подходит. Поместите гирлянду в такой отдаленности, чтобы при открытой диафрагме её лампочки были не в фокусе. Объект съемки, в данном случае бокал, должен находиться рядом с камерой, на нем и должен быть сосредоточен фокус. Саму гирлянду расположите таким образом, чтобы боке в итоге приняло вид разноцветных пузырьков, разлетающихся из бокала. Эту технику также используют при создании такого “потока” боке из кружек с горячими напитками.

15. Рисунки светом

Полосы света и световые рисунки могут быть использованы в самых разных жанрах фотографии, идеально они подходят и для натюрмортов. Для этого вы можете воспользоваться простым фонариком, а чтобы свет был менее рассеянным можно удалить верхнюю крышку, оголив тем самым лампочку. Изоляционной лентой прикрепите к фонарику кусок цветной бумаги. Установите выдержку около 30 секунд, а диафрагму в районе f/8. Во время экспонирования кадра делайте плавные круговые движения вокруг бутылки, вырисовывая спираль.

16. Световые спирали

Привяжите фонарь к веревке и подвесьте к потолку. Для этой фотографии вам понадобится самый широкоугольный объектив, что имеется в вашем арсенале. Установите камеру на штатив и направьте прямо на потолок. С включенным в помещении светом вручную наведите фокус на кончик фонаря. Установите значение диафрагмы равное примерно f/11 - f/16, для съемки используйте режим Bulb и дистанционный спуск затвора. Затвор держите открытым в течение примерно минуты после того, как запустите в полет фонарь.

Идеи для осуществления на открытом воздухе

17. Портреты с эффектом Бренайзера

Метод Бренайзера, также известный, как портретная панорама или бокерама, дает прекрасную основу для серии портретных фотографий. Метод был изобретен свадебным фотографом из Нью-Йорка, Райаном Бренайзером . Данная техника позволяет создавать фотографии с эффектом сверхширокоугольного объектива. Смысл этого метода заключается в создании ряда фотографий, которые при склейке образуют полноценный кадр. Собирать мозаику воедино можно при помощи опции Photomerge в программе Photoshop или в программе, предназначенной для склеивания кадров. Используйте ручные настройки камеры, начиная балансом белого и заканчивая фокусом, таким образом, параметры у всех снимков будут одинаковы. Делайте по 30-80 кадров для создания одной фотографии, и не забывайте, что каждый последующий кадр должен перекрывать предыдущий примерно на треть.

18. В правильном месте с неправильным объективом

Заставьте себя иначе взглянуть на вещи. Отправляясь на прогулку с фотоаппаратом, выберете объектив, противоположный тому, который вы бы скорее всего взяли с собой. К примеру, возьмите широкоугольный объектив в зоопарк или ограничьте себя фокусным расстоянием телеобъектива, когда вы в следующий раз отправитесь фотографировать пейзажи.

19. Пейзажи по кусочкам

Попробуйте по-новому изучать окружающую вас местность, создавая композиции из нескольких фрагментов, снятых во время прогулки. Выйдите на улицу буквально на 20 минут. Не уделяйте много времени настройкам, просто выберите режим приоритета диафрагмы, не берите с собой штатив и различные фильтры, откажитесь от замысловатых техник. Фотографируйте всё, что привлекает ваше внимание. По возвращению домой создайте в программе Photoshop документ с сеткой и вставьте в её ячейки получившиеся изображения при помощи слоев.

20. Минималистические пейзажи

Вместо того чтобы загонять открывающийся перед вами вид в один скучный кадр, попробуйте на длинной выдержке снять серию минималистических пейзажей. Симметричная композиция и квадратный формат помогут подчеркнуть простоту кадра. Также вам понадобится нейтральный фильтр, который даст вам возможность пользоваться длинными выдержками в течение всего дня. Используйте штатив и пульт для дистанционного спуска затвора.

21. Звездные пейзажи

Чтобы запечатлеть идеальный звездный пейзаж, вам необходимо совершенно чистое небо. Желательно, чтобы в кадр не попадала луна, в противном случае многие детали могут быть потеряны. Для качественного снимка с четкими, неразмытыми звездами фотографировать следует на достаточно коротких выдержках, для этого перейдите в ручной режим настройки, установите значение ISO около 1600 или 3200 и выдержку в две секунды. Даже при таких настройках вам придется установить широко открытую диафрагму: f/4 или даже f/2.8.

22. Фотографируйте то, что вас никогда не вдохновляло

Напишите список предметов или мест, которые считаете неинтересными, скучными или даже уродливыми. А теперь заставьте себя сделать привлекательные и интересные фотографии этих нефотогеничных мест и предметов.

23. Ищем абстракцию на автомобильной стоянке

Вам вовсе не нужно путешествовать в далекие страны, чтобы осуществить интересный фотопроект. Возможностей для создания фотографий множество, и даже в таких заурядных местах, как автомобильная стоянка, вполне возможно создать нечто интересное. Для такого проекта вам понадобится лишь цифровая фотокамера. Не заостряя внимание на технике, ищите и фотографируйте различные текстуры, цветовые сочетания, любопытные формы и орнаменты.

24. Выборочные цвета

Вместо того чтобы использовать пресловутые техники для выделения объекта на фоне остального кадра (например, когда основной объект оставляют цветным, а все остальное переводят в черно-белые цвета) попробуйте выбрать цвет и отыскивайте его воплощение во всем многообразии мира. Привлекайте внимание к этому цвету, используя правильную композицию.

25. Ночная фотография

Займитесь ночной фотографией. Ограничьте себя в использовании дополнительных источников света, берите максимум от доступного освещения.

26. Оптические иллюзии

В рамках этого проекта мы предлагаем вам поиграть с перспективой, которая влияет на восприятие зрителем соотношения между предметами разных размеров, которые находятся в кадре. Лучше всего брать за основу предметы, размеры которых известны и не вызывают никаких сомнений, и заставлять их взаимодействовать с объектами большего размера, находящимися на заднем плане. Для такого рода фотографий снимайте с небольшим отверстием диафрагмы, чтобы обеспечить большую глубину резкости.

27. Миниатюрный мир

Снимайте миниатюрные игрушки и модели в естественной среде. Такие проекты сегодня популярны и весьма распространены, кроме того в их воплощении нет ничего сложного. Просто берите с собой маленькую фигурку или игрушку и снимайте её в различных ситуациях, везде и всегда: в путешествии или на прогулке или даже по дороге на работу. Чтобы фигурка влилась в окружающую обстановку, вам следует, во-первых, снимать её с близкого расстояния, а во-вторых, правильно сбалансировать освещение.

28. Создайте tilt-shift эффект

Всем известный и полюбившийся эффект “игрушечного городка” получается при использовании специального дорогостоящего объектива tilt-shift. Но аналогичный эффект можно получить и в программе Photoshop, если размыть на фотографии всё, кроме небольшого участка, на котором вы хотите сконцентрировать внимание. Для большей правдоподобности фотографируйте с возвышенности и желательно в солнечную погоду.

29. Фото алфавит

Нет, мы не предлагаем вам искать буквы алфавита в надписях на магазинах, дорожных знаках и т.д. Вместо этого ищите предметы и объекты, по форме напоминающие буквы алфавита. Не стоит далеко ходить за примером, возьмем детские качели на площадке. Что напоминает их каркас с торца? Верно, букву А. А изогнутая речка с высоты птичьего полета английскую букву S.

30. От 1 до 100

Наподобие того, как мы предложили вам создать фотографический алфавит, можно немного расширить этот проект и попытаться найти иллюстрации к цифрам.

31. Лица в непривычных местах

Еще одна простая и забавная идея для фото проекта. Иногда мы можем наблюдать, как привычные вещи нашего обихода, да и просто окружающие предметы имеют некоторые сходства с человеческим лицом или принимают форму, которая отдаленно нам напоминает черты лица. Научитесь по-другому смотреть на мир вещей. За вдохновением загляните в блог , посвященный этой теме.

32. Световая орбита

Рисование светом дает безграничное множество самых разных идей для фотографии. Но как насчет серии снимков со световыми орбитами? Вам не потребуется сложное оборудование. Все, что нужно - яркая светодиодная подсветка, работающая на батарейках, и обруч, на который и наматывается подсветка. Установите фотоаппарат на штатив, подберите оптимальную длину выдержки и просто вращайте обруч.

33. Горящая стальная вата

Для осуществления этого проекта заранее позаботьтесь о том, чтобы съемка проходила на открытой местности вдали от легковоспламеняющихся предметов. В металлический венчик положите стальную вату, и прикрепите его к цепи. Затем подожгите шерсть и вращайте венчик на цепи, горящие искры будут разлетаться вокруг. Вам понадобятся отчаянный доброволец, штатив и выдержка около 15 секунд при диафрагме f/11 и ISO 100.

34. Движение машины

Для разнообразия попробуйте запечатлеть движение не снаружи машины, а изнутри. Снимать, конечно, следует ночью. Попросите друга ехать плавно и медленно по хорошо освещенной дороге. Длину выдержки выставите около 30 секунд. Установите штатив на пассажирское сидение и воспользуйтесь пультом дистанционного спуска затвора.

35. Умышленные ошибки

Составьте список самых распространенных ошибок, которые может совершить фотограф. А затем попробуйте, умышленно совершая эти ошибки, создать красивую фотографию. Вы можете переэкспонировать кадр или наоборот недоэкспонировать, неправильно обрезать объект съемки или сфокусироваться на заднем плане, а не на предмете съемки.

36. Синемаграф

Создайте серию анимированных Gif картинок, иллюстрирующих едва заметное движение. Этот проект требует незначительной работы в Photoshop. Вам придется создавать не просто кадры, а видеоряд, но результат может превзойти все ваши ожидания. Вам понадобится штатив; фон должен оставаться неизменным, на протяжении всего видеоряда. Выберите сцену, в которой какое-то действие происходит непрерывно или циклично для того, чтобы начальные и конечные точки в готовом синемаграфе не бросались в глаза. Зафиксируйте движение, например, как ветер колышет листву на дереве.

37. Намеренное движение камеры

Вы привыкли делать все возможное для того, чтобы фотографии получались максимально четкими. Но для придания фотографии метафоричности и загадочности попробуйте сделать обратное. При относительно долгой выдержке намеренно двигайте камерой. Снимайте в режиме приоритета выдержки. За вдохновением обратитесь к работам британского фотографа Криса Фрайла (http://www.cfriel.com).

38. Ретро-эффект

Различные шумы и искажения очень легко добавить в программах Photoshop или Lightroom. В результате вы получите более колоритную и атмосферную фотографию, но об её конечном стиле стоит задуматься уже во время съемки. Ретро-эффект хорошо работает с простыми, не перегруженными деталями фотографиями, где объект съемки легко узнаваем.

39. Замедленная фотосъемка time-lapse

У многих из нас вполне может найтись время для занятия съемкой time-lapse, которая находится на грани видео и фотографии. Предметом съемки может, по сути, стать любое явление вашей повседневной жизни. Освойте эту увлекательную технику в 2015 году.

Проекты, рассчитанные на большой промежуток времени

40. Проект 365

Классический проект, в рамках которого вы должны делать по фотографии в день в течение всего года. Вы можете пойти по двум возможным путям: ограничить себя лишь одним кадром в день для данного проекта, либо делать несколько фотографий и затем выбирать лучшую. Не можете тратить столько времени на фотографии? Тогда задумайтесь об альтернативном проекте, для которого необходимо делать по фотографии в неделю, соответственно всего фотографий будет 52.

41. 50 незнакомцев

Эта идея тоже не нова, но от этого она не менее увлекательна. Вы должны знакомиться заводить беседу с незнакомыми вам людьми, а затем с их позволения оставлять себе на память их портрет. Число незнакомцев, которых вы должны сфотографировать, вы можете обозначить и сами. Самое главное преодолеть себя и сделать первый шаг.

42. Проект 50x50x50

Все просто: 50 дней, 50 фотографий, снятых на объектив 50mm. Предельно простой проект, который поможет развить ваше виденье фотографа.

43. Креативные селфи

Безусловно, вы можете делать автопортреты дома, но как это скучно! Почему бы не поставить перед собой задачу создать серию автопортретов вне стен своего дома? Посмотрите серию прекрасных автопортретов, снятых известнейшим фотографом Вивьен Маэр (Vivian Maier). Она изображала себя частью какой-то большой сцены, играла со светом, тенью и отражениями. Вам будет проще, если вы выберете для проекта определенную тему, как это, к примеру, сделал фотограф Алекс Бамфорд в рамках серии своих работ под названием ‘Sleepwalking’ project (http://www.alexbamford.com/sleepwalking).

44. Мир под ногами

Ежедневно в одно и то же время дня фотографируйте то, что находится у вас под ногами. Вооружитесь широкоугольным объективом и отыскиваете новые и интересные места.

45. Портреты без лица

Делайте портреты разных людей, но при этом не включайте в кадр их лица. Попробуйте донести их индивидуальность другими способами. Используйте для этого цвета, окружающую обстановку, освещение, атрибутику и даже части их тела - в особенности руки - все это поможет вам обнажить перед зрителем их характер.

46. Фотоигра

Попросите кого-нибудь написать на бумажных карточках 30 вещей. Вещи могут быть самыми разными, но обязательно легкодоступными. Вы же в это время распишите 30 разных аспектов фотографии (50mm, черно-белое фото, длинная выдержка, эффект tilt-shift и т.п.). Берите по карточке из каждой кучки и приступайте к выполнению задачи.

47. Месяц монохрома

Название этой идеи дает исчерпывающую информацию. Заставьте себя делать исключительно черно-белые фотографии, забудьте на месяц о цвете. Вы научитесь видеть наиболее подходящие сцены и объекты для съемки в черно-белом цвете. Этот проект поможет вам развить ваше виденье. Фотографируйте в формате Raw, но заблаговременно измените настройки фотоаппарата, установив монохромный режим. В итоге во время съемки вы сможете видеть сцену уже в черно-белом варианте, а сам снимок будет хранить всю информацию о цвете. Этой информацией вы сможете воспользоваться для обработки фотографии.

48. Четыре времени года

В отличие от проекта, который предусматривает каждодневную съемку, здесь вам предстоит снимать один и тот же объект каждые три месяца в течение года. Идея этого проекта - показать смену времен года. С умом выберете объект для съемки, заранее представьте себе, как выбранная сцена будет выглядеть после преображения, вызванного сменой погоды. Одинокое дерево в поле, безусловно, подходит для этого проекта как нельзя лучше.

49. Геокэшинг

Загрузите на свой смарфтфон приложение, посвященное геокэшингу и отправляйтесь к точке тайника с целью художественно запечатлеть окружающую местность. Не фотографируйте сам тайник, ведь вы не хотите, чтобы у людей, которые отправятся на его поиски, пропал интерес.

50. Создайте библиотеку текстур

С помощью текстур можно придать фотографии особенный вид. Вы можете наложить текстуру на фотографию несколькими способами, например, использую режим многократной экспозиции. Намного проще для этой цели воспользоваться программой Photoshop и сделать наложение текстур через слои. Хотя текстуры вы можете найти и в интернете, но согласитесь, куда приятнее использовать свои собственные. Дерево, старая мятая бумага, отваливающаяся от стен штукатурка и прочие вещи, могут послужить отличной текстурой для вашей фотографии.

51. Пинхол фотография

Своими руками, используя подручные средства, превратите свой дорогой фотоаппарат в аналог камеры обскура и попробуйте снимать без использования новомодной техники.

52. Сделайте фото-книгу

За основу возьмите проект, над которым вы работали в прошлом году. Задумайтесь о структуре книги, о размещении фотографий на её страницах. Попробуйте распределить их в соответствии с цветовой гаммой, тематикой или манерой исполнения.



Просмотров