Правила проведения технической экспертизы транспортного средства. Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства
1. Настоящие Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее - Правила) разработаны в целях реализации статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
и регламентируют процедуру, последовательность, методики и технологии проведения независимой технической экспертизы (далее - экспертиза) колесных транспортных средств (далее - ТС) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС.
2. Основной задачей Правил является обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы.
3. Положения Правил могут применяться при проведении экспертизы при других видах страхования и не страховых случаях в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
4. Субъектами экспертизы являются: страховщик или потерпевший, заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу в установленный срок (далее - заказчики), потерпевшие, получившие направление страховщика, участники дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), другие заинтересованные лица, привлекаемые к участию в экспертизе (далее - участники) и эксперты-техники (экспертные организации). Эксперт-техник может осуществлять экспертизу самостоятельно, как индивидуальный предприниматель, или по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
5. Объектами экспертизы являются ТС заказчика и представленные им документы и материалы.
6. Для проведения экспертизы заказчик обращается к любому эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, форму которого эксперт-техник (экспертная организация) определяет самостоятельно, включая в нее необходимую исходную информацию, том числе:
Данные объекта экспертизы для его полной и однозначной идентификации;
Данные по событию, имеющему признаки страхового, и документам, которыми зафиксированы его обстоятельства;
Вопросы, на которые эксперт-техник должен ответить в ходе экспертизы.
7. Основанием для проведения экспертизы является договор. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании. В случае наличия договора на экспертное обслуживание основанием для проведения экспертизы, наряду с договором, служит направление на экспертизу.
8. В ходе экспертизы, исходя из поставленных перед экспертом-техником вопросов, осуществляются следующие операции:
Установление ТС, как объекта экспертизы, и проверка соответствия идентификационных параметров и характеристик данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;
Исследование обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового;
Установление наличия и характера повреждений ТС;
Установление причин возникновения повреждений ТС для определения перечня повреждений, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового;
Определение методов и технологии ремонта повреждений ТС;
Установление объема (трудоемкости) ремонта ТС;
Расчет стоимости ремонта (устранения повреждений) ТС, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового;
Расчет размера восстановительных расходов, необходимых для приведения ТС в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, рассчитанных с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, заменяемых при восстановительном ремонте ТС (к восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией ТС, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом);
Установление ограничений и пределов применения полученных результатов.
Компетенция эксперта-техника определяется кругом вопросов, которые он уполномочен разрешать в соответствии с настоящими Правилами на основе специальных знаний в соответствии с квалификационными требованиями и программой образовательной подготовки, по которой он прошел обучение.
9. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Форма экспертного заключения определяется экспертом-техником (экспертной организацией) самостоятельно. Типовая форма экспертного заключения может быть разработана и введена профессиональным объединением экспертов-техников.
10. Каждому вопросу, решаемому экспертом должен соответствовать определенный раздел заключения. При необходимости одновременного исследования двух вопросов и более, тесно связанных между собой, ход и результаты исследования могут излагаться в одном разделе.
11. Итоговая часть заключения «Выводы» излагается в виде ответов на поставленные вопросы, причем в той последовательности, в которой они поставлены во вводной части заключения. На каждый из поставленных эксперту вопросов должен быть дан ответ по существу либо указаны причины невозможности дать ответ.
Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые им были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.
II. Осмотр поврежденного ТС
12. После заключения договора на проведение экспертизы или выдачи страховщиком направления потерпевшему в случае заключения договора на экспертное обслуживание эксперт-техник проводит осмотр, время и дату которого страховщик согласовывает с потерпевшим с учетом графика работы страховщика и эксперта-техника.
13. В ходе осмотра осуществляются следующие действия:
Фиксация идентификационных параметров и обозначений объекта экспертизы, в том числе его комплектации;
Сверка записей в регистрационных документах ТС с данными ТС;
Фиксация пробега ТС или запись о невозможности фиксации с указанием причин этого;
Определение и фиксация дефектов эксплуатации, повреждений доаварийного характера, следов ранее проведенного ремонта, а также других факторов, влияющих на результаты экспертизы и величину восстановительных расходов;
Фиксация повреждений, полученных в ходе рассматриваемого ДТП;
Установление принадлежности повреждений ТС к событию, имеющему признаки страхового;
Предварительное определение и фиксация способа устранения повреждений и трудозатрат на выполнение не нормированных производителем ТС ремонтных воздействий;
Определение, в необходимых случаях, состояния и износа ТС, либо его годных остатков;
Фотосъемка и\или видеозапись.
14. Осмотры подразделяются на первичные и дополнительные, проведенные в стационарных условиях и выездные.
15. Перед осмотром эксперт-техник должен проинформировать участников об их правах и обязанностях, порядке действий.
В случае необходимости эксперт-техник информирует участников о классификации повреждений и о необходимых ремонтных воздействиях.
Доведение до участников осмотра расчетных формул, коэффициентов и нормативных показателей в обязанности эксперта-техника не входит.
16. При первичном осмотре повреждения ТС, как правило, фиксируются по результатам внешнего осмотра без проведения демонтажных работ.
При необходимости применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования.
17. По результатам осмотра составляется акт, в котором должны быть зафиксированы все исходные данные или указаны однозначные ссылки на документы, достаточные для проведения исследования и оформления экспертного заключения.
Акт осмотра может быть составлен в рукописной форме (почерк должен быть разборчив) или с использованием технических средств, в том числе специализированных расчетно-программных комплексов.
18. Дополнительный осмотр ТС проводится в том случае, если в процессе ремонта (проверки, дефектовки) ТС обнаружены скрытые повреждения. По результатам такого осмотра составляется Акт дополнительного осмотра ТС. Акт дополнительного осмотра оформляется по общей форме с обязательной ссылкой на первичный Акт.
19. Требования к проведению фотографирования поврежденного ТС приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
20. В случаях, когда осмотр ТС невозможен (ТС находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано, реализовано и т.п.) экспертиза может быть проведена без осмотра ТС по прямому указанию заказчика, если это предусмотрено договором - на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото-, видеоматериалов). В этом случае эксперт должен сделать в экспертном заключении запись о том, что ТС не осматривалось (с указанием причин), а экспертиза проводилась по представленным материалам (документам), и указать перечень представленных ему для проведения экспертизы материалов с приложением их копий к экспертному заключению.
21. Установление ТС, как объекта экспертизы, осуществляемое в основном во время осмотра, проводится с целью определения соответствия идентификационных характеристик и параметров ТС данным, содержащимся в регистрационных и иных документах, и включает следующие действия:
Установление по внешнему виду, фактическим конструктивным, функциональным и эксплуатационным характеристикам ТС его марки, модели, модификации, цвета окраски, комплектности, наличия внесенных изменений в конструкцию ТС;
Проверка соответствия установленных идентификационных характеристик и параметров данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;
Установление наличия регистрационных знаков и проверка их соответствия данным, содержащимся в регистрационных документах;
Установление маркировки ТС и его элементов и проверка соответствия ее конструктивным и функциональным характеристикам объекта экспертизы, данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;
Установление принадлежности отдельных элементов (остатков) ТС объекту экспертизы;
Формулирование выводов экспертизы по результатам выполненных действий.
22. Эксперт-техник рассматривает имеющиеся на ТС повреждения на предмет их отнесения к одному ДТП - событию, имеющему признаки страхового, и определяет границы зоны аварийных повреждений, если для этого не требуется производства автотехнической или транспортно-трассологической экспертизы.
Повреждения, не имеющие причинно-следственной связи с рассматриваемым ДТП, например, расположенные вне зоны локализации, или не соответствующие по направлению и/или глубине механизму ДТП, следы ремонта и дефекты эксплуатации, наличие которых может повлиять на размер затрат по устранению последствий ДТП, фиксируются в соответствующем разделе Акта с подробным описанием и указанием их основных характеристик (месторасположение, объем (размер), классификация, направление и т.д.).
Эксперт-техник выясняет, подвергалось ли ТС восстановительному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество, производилась ли замена частей, узлов, агрегатов и деталей.
По зафиксированным повреждениям, не относящимся к ДТП, эксплуатационным дефектам, произведенным заменам эксперт-техник должен принять решение, связанное с последующим определением восстановительных расходов, и зафиксировать его в разделе «Заключение эксперта».
23. В ходе осмотра эксперт-техник производит описание повреждений, и проводит предварительное определение способа устранения повреждений, руководствуясь следующими положениями:
20.1. при наименовании частей, узлов, агрегатов и деталей используется порядок, по которому вначале указываются их вид (например, крыло), затем подвид и расположение относительно переда/зада, левой/правой стороны ТС. При наличии возможности нумерации (кодирования) частей, узлов, агрегатов и деталей производится такая нумерация (кодирование) с указанием источника информации (печатного издания или расчетно-программного комплекса).
Для правильного наименования части, узла, агрегата и детали используются каталоги запасных частей производителя ТС или профильных (специализированных) организаций.
20.2. по каждому повреждению фиксируются полные данные: место расположения, вид, характер и объем (степень).
Объем (степень) повреждения определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной) либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в % или частях).
20.3. для каждой поврежденной части, узла, агрегата и детали определяется вид, а при необходимости, объем предполагаемого ремонтного воздействия.
Необходимый и достаточный набор (комплекс) работ по ремонту автомобиля устанавливается в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей, узлов, агрегатов и деталей на основе технологии предприятия-изготовителя, с учетом особенностей конструкции частей, узлов, агрегатов и деталей, подвергающихся ремонтным воздействиям, выполнения в необходимом и достаточном объеме вспомогательных и сопутствующих работ по разборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и т.д., для обеспечения доступа к заменяемым и ремонтируемым частям, узлам, агрегатам и деталям, сохранности сопряженных частей, узлов, агрегатов и деталей и соблюдения требований безопасности работ.
Решению о замене двигателя, коробки передач, раздаточной коробки (коробки отбора мощности), ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления и т. п., а для специализированного транспорта - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового автомобиля, должна предшествовать, как правило, их дефектовка с разборкой.
Замена кузова легкового автомобиля, автобуса, кабины грузового автомобиля назначается в том случае, если они не соответствуют требованиям на приемку в ремонт или не поставляются в розничную сеть.
При необходимости замены частей, узлов, агрегатов и деталей, имеющих иные нормативы износа, чем ТС (АКБ, шины и т.п.), или наличии повреждений и дефектов, не характерных для ТС с аналогичными параметрами, следует отдельно зафиксировать их состояние, год выпуска или, если это невозможно, указать износ, либо состояние.
При назначении окрасочных работ необходимо исходить из возможности одного из вариантов окраски частей, узлов, агрегатов и деталей в зависимости от вида и объема ремонтного воздействия: наружная (наружная с торцами), частичная (если такая окраска предусмотрена, возможна
В общем случае организация работ по проведению независимой технической экспертизы предусматривает выполнение следующих действий:
Подача заказчиком заявления исполнителю услуг по экспертизе (эксперту-технику или экспертной организации) о проведении независимой технической экспертизы;
Заключение договора о проведении независимой технической экспертизы между исполнителем и заказчиком услуги;
Проведение независимой технической экспертизы;
Составление экспертного заключения.
Для проведения независимой технической экспертизы страховщик или потерпевший обращается к эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении независимой технической экспертизы обязательно указываются:
Полное фирменное наименование и место нахождения страховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жительства потерпевшего - физического лица или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;
Вопросы, требующие разрешения в процессе проведения независимой технической экспертизы.
Проведение работ по независимой технической экспертизе осуществляется на основе договора между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком или потерпевшим. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком или потерпевшим с учетом требований ст. 12 и 13 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Экспертная организация (эксперт-техник) обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении независимой технической экспертизы. Рекомендуемая форма договора на проведение работ по независимой технической экспертизе приведена в Приложении 8. По каждому заключенному договору о проведении независимой технической экспертизы руководитель экспертной организации назначает эксперта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.
Первым этапом независимой технической экспертизы является осмотр поврежденного транспортного средства, который проводится по месту нахождения страховщика или экспертной организации (эксперта-техника). Если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства исключают его представление для осмотра в рамках проведения независимой технической экспертизы по месту нахождения страховщика или экспертной организации (эксперта-техника) (например, наличие повреждений транспортного средства, исключающих его участие в дорожном движении), осмотр проводится по месту нахождения поврежденного транспортного средства. Страховщик вправе организовать представление на осмотр также транспортного средства страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред.
При осмотре:
Проводится визуальная идентификация транспортного средства (транспортных средств) и его (их) конструктивных элементов;
Устанавливается марка (модель, модификация) и индивидуальные признаки транспортного средства (транспортных средств);
Оценивается внешнее состояние транспортного средства (транспортных средств);
Устанавливаются следы перекраски или ремонтной подкраски;
Устанавливаются повреждения, имеющиеся на транспортном средстве (транспортных средствах);
Проводится проверка технического состояния транспортного средства (транспортных средств);
Проводится проверка функциональных характеристик транспортного средства (транспортных средств), его (их) агрегатов, узлов и систем.
8.4.1. Идентификация транспортного средства проводится путем проверки регистрационных знаков, идентификационных номеров номерных агрегатов (номер двигателя, номер кузова, номера шасси). Установление фактических идентификационных данных проводится с проверкой их соответствия данным, указанным в документах на транспортное средство. Поскольку идентификационные номера не имеют единого места расположения на транспортных средствах как отечественных, так и иностранного производства, то рекомендуется перед началом осмотра найти место расположения VINс помощью справочников по месторасположению идентификационных номеров на автомобилях. Рекомендации по расшифровкеVINприведены также в Приложении 4.
Для установления марки (модели, модификации) объекта независимой технической экспертизы используются руководства (инструкции) по эксплуатации транспортных средств, издаваемые предприятиями-изготовителями, а также справочники транспортных средств с фотографиями. Дополнительными признаками транспортного средства являются особенности его конструкции, функциональные и эксплуатационные характеристики, которые также подтверждают соответствие объекта экспертизы определенной марке (модели, модификации).
В качестве индивидуальных признаков устанавливаются особенности конструкции объекта независимой технической экспертизы, обусловленные внесением изменений в конструкцию транспортного средства конкретной марки (модели, модификации), заменой базовых агрегатов, отсутствием отдельных базовых агрегатов и элементов (разукомплектация).
Внешнее состояние транспортного средства (транспортных средств) оценивается по наличию следов ранее полученных повреждений, состоянием лакокрасочного покрытия, наличием следов коррозии.
В процессе осмотра транспортного средства эксперт-техник фиксирует все повреждения и при этом руководствуется справкой ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии, извещением о дорожно-транспортном происшествии по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российском Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и обстоятельствами дорожно-транспортного происшествия, изложенными письменно самими участниками дорожно-транспортного происшествия. Перечисленные документы эксперт-техник имеет право затребовать у страховой компании.
Наименование поврежденных элементов транспортного средства должно соответствовать полному русскому наименованию детали, указанному в каталоге завода-изготовителя данной марки (модели, модификации) транспортного средства. При отсутствии каталога допускается использовать другую техническую литературу с обязательной ссылкой на нее. Выявление и описание отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов при осмотре транспортного средства целесообразно проводить в соответствии с Единым классификатором неисправностей изделий автомобилестроения (РТМ 37.031.004-78).
Техническое состояние транспортного средства характеризуется его соответствием требованиям инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей, правил технической эксплуатации, государственных стандартов и других нормативных документов. Отклонения технического состояния от показателей, установленных перечисленными документами, квалифицируется как неисправность или отказ. Проверка технического состояния транспортного средства (транспортных средств) проводится органолептическими методами с применением простейших инструментов и приспособлений. Если имеется возможность, проводится разборка агрегатов, узлов, их дефектовка для выявления скрытых повреждений.
В общем случае осмотр предусматривает исследование технического состояния основных агрегатов, узлов и систем транспортного средства.
Независимо от состояния транспортного средства исследование тормозной системы начинается с внешнего осмотра. При этом нужно соблюдать определенную последовательность. Сначала осматривают детали привода: механическую часть (педаль, тяги и их соединения, тросы ручного тормоза и их соединения), усилитель, бачок главного тормозного цилиндра, главный тормозной цилиндр, трубопроводы, шланги и их соединения. Одновременно фиксируют наличие (отсутствие) течи или подтекание тормозной жидкости и элементах тормозной системы и соединениях.
Затем исследуют техническое состояние рабочей тормозной системы (ножного тормоза), уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, величину рабочего и полного хода педали тормоза, герметичность всех элементов тормозной системы. Для определения величины рабочего хода педали тормоза при ее перемещении до упора используют специальную линейку. Одним концом ее упирают в полик кузова перпендикулярно площадке, боковой стороной прижимают к середине края площадки педали, после чего при нажатии на педаль до упора замеряют рабочий ход педали. Для проверки герметичности уплотнительных манжет и резьбовых соединений элементов системы необходимо нажать на педаль тормоза с максимальным усилием (при отсутствии воздуха в системе) и, удерживая ее в течение 2-3 мин, убедиться в отсутствии течи. Поэлементная диагностика и углубленные исследования тормозной системы проводятся в соответствии с технологической картой диагностики технического состояния тормозной системы автомобилей.
Исследование рулевого управления начинается с внешнего осмотра, в процессе которого фиксируются состояние шарниров рулевого управления и передней подвески, подшипников ступиц, управляемых колес (наличие или отсутствие люфтов), крепеж всех соединений, люфты в рулевом механизме, наличие масла в картере рулевого механизма, наличие или отсутствие течи масла из картера рулевого механизма. Рекомендуется проводить исследование рулевого управления в следующей последовательности:
Проверка рулевого механизма в сборе на стенде (если в этом имеется необходимость), для чего следует снять рулевой механизм с транспортного средства, произвести очистку и наружную мойку рулевого механизма, установить и закрепить рулевой механизм на стенде или верстаке;
Исследование деталей рулевого механизма, для чего следует слить масло из картера рулевого механизма через сетчатый фильтр, осмотреть осадок, замерить количество масла, разобрать рулевой механизм, проверить наличие инородных твердых частиц в полости картера рулевого механизма, произвести мойку деталей. Провести внешний осмотр деталей, обращая внимание на состояние рабочих поверхностей. При наличии признаков повышенного износа деталей проводится их микрометраж.
В процессе исследования систем освещения и сигнализации фиксируются:
Наличие или отсутствие изменений в конструкции внешних световых приборов;
Наличие или отсутствие предусмотренных заводом-изготовителем рассеивателей на световых приборах;
Работа внешних приборов освещения, включая фары, габаритные фонари, фонари указателей поворотов, фонари сигнала торможения, заднего хода, аварийной сигнализации и др.;
Работоспособность источников питания, аккумуляторных батарей и генератора (при необходимости);
Уровень и плотность электролита в элементах аккумуляторных батарей;
Наличие или отсутствие зарядки генератором аккумуляторных батарей.
При внешнем осмотре трансмиссии, как и других систем, фиксируются состояние крепежа карданных валов, наличие течи масла через уплотнения коробки передач и заднего моста, наличие масла в поддоне сцепления, возможные повреждения элементов трансмиссии. Если транспортное средство на ходу, проверяется работа трансмиссии в движении - легкость переключения передач, работа сцепления, наличие вибраций, стуков в трансмиссии на различных режимах движения. При выявлении каких-либо неисправностей в работе отдельных агрегатов трансмиссии проводится поэлементная диагностика и углубленные исследования со снятием и разборкой этих агрегатов.
Экспертное углубленное исследование трансмиссии транспортного средства проводится в следующей последовательности:
а) первым этапом является исследование сцепления. Для этого необходимо снять с транспортного средства нажимной диск сцепления и ведомый диск сцепления и провести визуальный осмотр. Обратить внимание на наличие масла в механизме, состояние рабочей поверхности нажимного диска и других деталей, замерить толщину накладок ведомого диска. Снять с транспортного средства главный и рабочий цилиндры, очистить их от грязи и разобрать, провести визуальный осмотр деталей, обратить внимание на наличие грязи в цилиндрах, состояние уплотнительных манжет и рабочих поверхностей цилиндров и поршней (наличие рисок и задиров). При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж деталей;
б) вторым этапом является исследование коробки передач. Для этого следует снять коробку передач с транспортного средства, очистить от грязи, слить масло, разобрать коробку передач, провести визуальный осмотр деталей, обратив внимание на наличие посторонних включений в масле, состояние зубьев, шестерен, деталей механизма переключения передач. При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж соответствующих деталей.
в) третьим этапом является исследование карданного вала. Для этого следует снять карданный вал с автомобиля, очистить от грязи, обратить внимание на наличие люфтов в карданных шарнирах. При необходимости установить карданный вал на стенд и проверить величину дисбаланса. Разобрать карданные шарниры, провести визуальный осмотр деталей шарниров, обратив внимание на наличие или отсутствие смазки, наличие повреждений деталей. При наличии признаков повышенного износа произвести микрометраж деталей карданных шарниров;
г) четвертым этапом является исследование заднего моста. Для этого следует снять задний мост с автомобиля, установить его в сборе на стенд, слить масло, обратить внимание на наличие инородных частиц, замерить осевой люфт ведущей шестерни. Разобрать задний мост, выпрессовать полуоси, снять редуктор и при необходимости его разобрать, провести визуальный осмотр деталей. При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж деталей.
8.4.6.5. При внешнем осмотре кузова следует обратить внимание на повреждения (трещины) и нарушение сварных швов в подмоторной раме и лонжеронах основания кузова.
В передней и задней подвесках фиксируются наличие и состояние деталей, состояние крепления рычагов, рессор, амортизаторов, шарнирных соединений.
При внешнем осмотре колес фиксируется состояние шин (наличие повреждений, характер и степень износа протектора) и дисков колес (наличие деформаций и трещин в местах крепления). Проверяется легкость вращения управляемых колес, фиксируется наличие стуков в ступицах и нагрев ступиц управляемых колес при проверке транспортного средства в движении. Проверяется давление в шинах колес шинным манометром.
При необходимости исследования передней подвески проверке подлежат углы установки передних колес, являющиеся основными диагностическими параметрами.
При необходимости следует оценить работоспособность амортизаторов на транспортного средства с помощью стенда.
Экспертное углубленное исследование ходовой части транспортного средства следует проводить в следующем порядке:
а) первым этапом является исследование колес. Для этого необходимо снять колеса с транспортного средства и очистить их от грязи, проверить (при необходимости) величину дисбаланса колес на стенде. При наличии сквозных повреждений шин произвести демонтаж, зафиксировать характер и степень повреждений, наличие посторонних предметов;
б) вторым этапом является исследование передней и задней подвесок. Для этого необходимо снять подвеску с транспортного средства, провести визуальный осмотр, очистку и мойку подвески, обратить внимание на наличие (отсутствие) всех элементов и деталей, механических повреждений, состояние креплений, течь жидкостей из амортизаторов. Разобрать подвеску на элементы и детали в соответствии с технологией ремонта. Обратить внимание на состояние подшипников ступиц колес, сайлент-блоков, шаровых опор и шарниров. Замерить люфты в шаровых опорах и шаровых шарниров передней подвески. При необходимости разобрать шаровые опоры и шарниры, провести микрометраж деталей, замерить высоту пружин;
в) третьим этапом является исследование амортизаторов. Для этого необходимо установить соответствие установленных амортизаторов амортизаторам предназначенным для данной модели автомобиля, снять характеристику на стенде, разобрать амортизатор, определить наличие и количество жидкости (газа). Обратить внимание на состояние деталей (риски, задиры на рабочих поверхностях цилиндра и штока, состояние уплотнителей).
8.4.7. При выявлении скрытых повреждений необходимо проведение осмотра с использованием средств технического диагностирования в соответствии с требованиями документа «Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта» РД 200-РСФСР-15-0150-81. При этом результаты диагностического исследования записываются в диагностическую карту, форма которой приведена в Приложении 5.
Применительно к задачам, стоящим перед экспертом-техником, проверить техническое состояние транспортного средства - это значит определить в первую очередь работоспособность систем, влияющих на безопасность движения. К основным системам автомобилей, влияющим на безопасность движения, относятся тормозная, рулевое управление, освещение и сигнализация, трансмиссия, ходовая часть. Проведение инструментального контроля (диагностики) транспортного средства позволяет более точно и полно оценить его техническое состояние по условиям безопасности дорожного движения. Инструментальный контроль целесообразно проводить у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в установленном порядке на конкурсной основе к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880. Перечень технологических операций по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре приведен в Приложении 6.
Для повышения доказательности результатов осмотра рекомендуется проведение фотографирования (видеосъемки) поврежденного транспортного средства (транспортных средств). Должна быть проведена обзорная съемка общего вида транспортного средства (спереди, сзади, слева и справа, в том числе с государственными регистрационными знаками), а также фотографии зон повреждений или отдельных повреждений. Рекомендуется под каждой фотографией с повреждениями давать письменные пояснения.
Узловая фотосъемка показывает положение одного объекта относительно другого - положение одного повреждения относительно другого и элементов транспортного средства. Детальная фотосъемка проводится с масштабной линейкой. При этом продольная ось объектива должна быть перпендикулярна внешней плоскости снимаемого объекта. Рекомендуется делать фотографии одних и тех же повреждений с разных ракурсов, что позволит при необходимости определить недостающие размеры.
Результаты осмотра фиксируются в акте осмотра транспортного средства, форма которого приведена в Приложении 9. Факт присутствия на осмотре и ознакомления с содержанием акта осмотра заверяется подписями присутствовавших лиц. Сторона, не согласная с результатами осмотра, вправе опротестовать их в установленном законом порядке.
Экспертное заключение составляется в письменной форме. В экспертном заключении должны быть указаны:
Полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, инициалы, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение независимой технической экспертизы, либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае, если договор на проведение независимой технической экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);
Дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
Основание для проведения независимой технической экспертизы;
Полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
Фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего - физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;
Перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком или потерпевшим для исследования и оценки в ходе независимой технической экспертизы;
Нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении независимой технической экспертизы;
Сведения о документах, в том числе о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности, рассмотренных в процессе независимой технической экспертизы;
Описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);
Обоснование результатов независимой технической экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;
Выводы по каждому из поставленных вопросов. Выводы независимой технической экспертизы должны быть
четкие, понятные и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Величина стоимости ремонта транспортного средства должна указываться в рублях по курсу ЦБ РФ на дату страхового случая.
Рекомендуемая форма экспертного заключения приведена в Приложении 10. Экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим независимую техническую экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение, выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью. Фотографии поврежденного транспортного средства, прикладываемые к экспертному заключению, подписываются и заверяются аналогично экспертным заключениям.
Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику или потерпевшему под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении. Экспертное заключение с приложениями к нему составляется в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а другой остается в экспертной организации (у эксперта-техника).
Экспертная организация (эксперт-техник) обязаны вести регистрацию и учет всех выданных экспертных заключений.
Оплата стоимости услуг исполнителя, а также возмещение иных расходов, понесенных в связи с проведением независимой технической экспертизы, производится за счет заказчика в соответствии с заключенным договором. Размер денежного вознаграждения исполнителя за проведение независимой технической экспертизы не может быть обусловлен итоговыми результатами данной экспертизы.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от __ ________ 2012 г. № ____
ПРАВИЛА
проведения независимой технической экспертизы транспортного средства
I . Общие положения
1. Настоящие Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее - Правила) разработаны в целях реализации статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и регламентируют процедуру, последовательность, методики и технологии проведения независимой технической экспертизы (далее - экспертиза) транспортного средства (далее - ТС) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС.
2. Основной задачей Правил является обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы.
3. Положения Правил применяются при проведении экспертизы при других видах страхования (в той части, в которой они не противоречат соответствующим правилам страхования), а также в не страховых случаях.
4. Субъектами экспертизы являются: страховщик и потерпевший (получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу в установленный срок) (далее - заказчики), участники дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) и другие заинтересованные лица, привлекаемые к участию в экспертизе (далее - участники), и эксперты-техники (экспертные организации).
5. Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников. Эксперт-техник может осуществлять экспертизу самостоятельно, как индивидуальный предприниматель , или по трудовому договору с юридическим лицом (экспертной организацией). Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности , предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.
6. Объектами экспертизы являются:
ТС потерпевшего;
ТС страхователя и иные ТС, причастные к ДТП, в котором потерпевшему был причинен вред;
Регистрационные и иные документы, необходимые для идентификации ТС, как объекта экспертизы, исследования обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового, и установления причин повреждений ТС.
7. Основанием для проведения экспертизы является договор. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор на экспертное обслуживание. Форма типового договора на проведение экспертизы ТС приведена в приложении № 1 к настоящим Правилам. Форма типового договора на экспертное обслуживание по экспертизе ТС приведена в приложении № 2 к настоящим Правилам.
8. Для проведения экспертизы заказчик обращается к любому эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением. Форма типового заявления для заключения договора на проведение экспертизы ТС приведена в приложении № 3 к настоящим Правилам. Форма типового заявления для заключения договора на экспертное обслуживание по экспертизе ТС приведена в приложении № 4 к настоящим Правилам. При наличии договора на экспертное обслуживание основанием для проведения экспертизы служит направление на экспертизу, прилагаемое к договору.
9. В ходе экспертизы осуществляются следующие операции:
Осмотр поврежденного ТС, включающий установление ТС, как объекта экспертизы, и проверку соответствия идентификационных параметров и характеристик ТС данным, содержащимся в регистрационных документах и иных документах (инструкции по эксплуатации, сервисные книжки или иные аналогичные документы изготовителя ТС, извещение о ДТП, справка о ДТП, протокол и постановление об , одобрение типа ТС, свидетельство о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности);
Исследование обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового, установление наличия и характера повреждений ТС, установление причин возникновения повреждений ТС для определения перечня повреждений, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового;
Установление методов и технологии ремонта повреждений ТС;
Установление объема (трудоемкости) ремонта ТС;
Определение стоимости восстановительного ремонта ТС (расчёт восстановительных расходов, необходимых для приведения ТС в состояние, в котором оно находилось до наступления события, имеющего признаки страхового) или остаточной стоимости ТС (расчёт стоимости ТС и стоимости ремонта ТС с целью проверки условий для наступления полной гибели ТС, расчёт стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), пригодных для использования, (годных остатков) в случае полной гибели ТС).
10. Компетенция эксперта-техника определяется кругом вопросов, которые он уполномочен разрешать в соответствии с настоящими Правилами на основе специальных знаний в соответствии с квалификационными требованиями и образовательными программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.
11. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Типовая форма экспертного заключения приведена в приложении № 5 к настоящим Правилам.
II . Осмотр поврежденного ТС
12. После заключения договора на проведение экспертизы или выдачи страховщиком направления потерпевшему при наличии договора на экспертное обслуживание эксперт-техник проводит осмотр, дата, время и место которого согласовывается субъектами экспертизы с учетом графика работы страховщика и эксперта-техника (экспертной организации).
13. В ходе осмотра осуществляются следующие действия:
Фиксация идентификационных параметров и обозначений объекта экспертизы, в том числе его комплектации;
Сверка записей в регистрационных документах ТС с данными ТС;
Фиксация пробега ТС или запись о невозможности фиксации с указанием причин этого;
Предварительное установление принадлежности повреждений ТС к событию, имеющему признаки страхового;
Определение и фиксация дефектов эксплуатации, повреждений доаварийного характера, следов ранее проведенного ремонта, а также других факторов, влияющих на результаты экспертизы и величину восстановительных расходов (стоимость восстановительного ремонта);
Фиксация повреждений, полученных в ходе рассматриваемого ДТП;
Предварительное определение и фиксация способа устранения повреждений и трудозатрат на выполнение не нормированных изготовителем ТС ремонтных воздействий;
Предварительное определение технического состояния ТС либо его годных остатков;
14. Осмотры подразделяются на первичные и дополнительные, проведенные в стационарных условиях и выездные.
15. Перед осмотром эксперт-техник информирует участников об их правах и обязанностях, порядке действий. В случае обращения участников осмотра эксперт-техник информирует их о классификации повреждений и предполагаемых ремонтных воздействиях. Доведение до участников осмотра расчетных формул, коэффициентов и нормативных показателей в обязанности эксперта-техника не входит.
16. При первичном осмотре повреждения ТС фиксируются по результатам внешнего осмотра без проведения демонтажных работ. При необходимости применяются инструментальные методы с использованием средств технического диагностирования.
17. По результатам первичного осмотра составляется акт, в котором фиксируются все исходные данные или указаны однозначные ссылки на документы, достаточные для проведения исследования и оформления экспертного заключения. Типовая форма акта осмотра ТС приведена в приложении № 6
к настоящим Правилам.
18. Дополнительный осмотр ТС проводится в том случае, если в процессе ремонта (проверки, дефектовки) ТС обнаружены скрытые повреждения. По результатам такого осмотра составляется акт дополнительного осмотра ТС, который оформляется по форме, приведённой в приложении № 6 к настоящим Правилам, с обязательной ссылкой на акт первичного осмотра.
19. Требования к проведению фотографирования поврежденного ТС приведены в приложении № 7 к настоящим Правилам.
20. В случаях, когда осмотр ТС невозможен (ТС находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано, реализовано и т. п.) экспертиза может быть проведена без осмотра ТС по прямому указанию заказчика, если это предусмотрено договором на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото-, видеоматериалов). В этом случае эксперт-техник делает в экспертном заключении запись о том, что ТС не осматривалось
(с указанием причин), а экспертиза проводилась по представленным материалам (документам), и указывает перечень представленных ему для проведения экспертизы материалов (документов), с приложением их копий к экспертному заключению.
21. Установление ТС, как объекта экспертизы, осуществляемое во время осмотра, проводится с целью определения соответствия идентификационных характеристик и параметров ТС данным, содержащимся в регистрационных и иных документах, и включает следующие действия:
Установление по внешнему виду, фактическим конструктивным, функциональным и эксплуатационным характеристикам ТС его марки, модели, модификации, цвета окраски, комплектности, наличия внесенных изменений в конструкцию ТС;
Проверка соответствия установленных идентификационных характеристик и параметров ТС данным, содержащимся в регистрационных и иных документах (инструкции по эксплуатации, сервисные книжки или иные аналогичные документы изготовителя ТС, извещение о ДТП, справка о ДТП, протокол и постановление об административном правонарушении , одобрение типа ТС, свидетельство о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности);
Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) настоящим Положением утверждаются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.
Судебная практика и законодательство - "Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34212)
В соответствии с п. 4 Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 433-П, потерпевший или страховщик в случае несогласия с выводами экспертизы может организовать проведение повторной экспертизы с привлечением другого эксперта-техника. За составленное заключение экспертная организация несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Расходы, связанные с проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора, если стороны не договорились об ином.
Экспресс оценка реального ущерба
Независимая техническая экспертиза транспортных средств
Уже довольно долго наблюдается практика занижения выплат при повреждении транспортных средств в ДТП. В результате полученная владельцем пострадавшего автомобиля сумма не компенсирует затрат на его ремонт. Изменить такую ситуацию поможет наша компания. В перечне услуг одной из самых востребованных является независимая техническая экспертиза автомобилей.
Предназначена независимая техническая профессиональная экспертиза ТС для разрешения разнообразных споров. Заинтересованными лицами в таких конфликтах могут быть изготовители и продавцы транспортных средств, страховые компании, виновники ДТП, владельцы ТС, пострадавших в аварии, и пр. Результатом экспертизы автомобиля становится обоснованное заключение о состоянии ТС, наличии существенных недостатков, повреждений и дефектов. При этом выводы экспертизы принимаются судом в качестве аргументированного доказательства позиции сторон. Более того, в спорных случаях судья сам может потребовать провести экспертизу вашего ТС.
Мы окажем вам необходимую поддержку. Вам требуется независимая техническая экспертиза транспортного средства? Просто позвоните нам сейчас и мы оперативно проведём независимую техническую экспертизу. Наш адвокат по ДТП поможет подать досудебную претензию, подготовить иск в суд или оспорить вердикт суда на основании, которое даст независимая техническая экспертиза автомобиля.
Когда нужно проведение экспертизы технической автомобилей
Необходима техническая экспертиза автомобиля чаще всего в тех случаях, когда ТС пострадало в ДТП. Очень многие водители приобретают полис КАСКО и в обязательном порядке ОСАГО. Следовательно, почти всегда транспортная экспертиза проводится при участии страховщика. И в этом случае нелишним будет убедиться, что техническая экспертиза автомобилей является объективной. В этом может помочь независимая техническая экспертиза автомобиля, которую проведёт специалист, не связанный партнёрскими отношениями со страховщиком.
В соответствии с законодательством, если транспортное средство является застрахованным, то при его повреждении владелец не имеет права производить ремонт, пока не будет проведена транспортная экспертиза автомобиля, попавшего в аварию. При этом техническая экспертиза автомобилей должна быть организована страховщиком в течение пяти рабочих дней после подачи информации о происшествии. Если этого не произошло, то независимая техническая экспертиза ТС может быть заказана владельцем автомобиля самостоятельно. При этом вы можете сэкономить своё время и получить выплату в максимально короткие сроки, если независимая экспертиза транспортного средства будет произведена одновременно с оценкой, проводимой страховщиком. Расходы на организацию экспертизы транспортного средства должны быть возмещены либо виновником аварии, либо страховщиком.
Следующий повод, чтобы была проведена транспортная экспертиза, – лимит ответственности по ОСАГО превышен. Наша компания в этом случае поможет вам взыскать сумму на ремонт автомобиля с виновника ДТП. А для доказательства вашей правоты необходима транспортная экспертиза. При этом мы позаботимся о соблюдении регламента подобного осмотра и пригласим виновную сторону на эту проверку.
Ещё одна причина, по которой транспортная независимая экспертиза автомобиля сегодня весьма востребована: практически всегда сумма выплат составляет от 30 до 90% от реального размера ущерба. В таких ситуациях независимая техническая экспертиза автомобиля является единственным законным способом отстоять свои интересы. Если подвести итог, то можно сделать вывод, что требуется подобная экспертиза любых транспортных средств, пострадавших в результате аварии. И проводить её нужно в соответствии с порядком, определённым в законе. В противном случае результаты такой экспертизы ТС могут быть не приняты во внимание.
Когда важна независимая экспертиза транспортных средств
Сегодня такая техническая экспертиза ТС - это самая распространённая транспортная экспертиза, которой могут подвергаться любые средства передвижения. Значимость её обусловлена тем, что такая экспертиза вашего автомобиля позволяет установить перечень работ, необходимый для восстановления его первоначального состояния, сумму, в которую обойдётся подобный ремонт, приобретение запчастей и материалов. При этом транспортная экспертиза автомобиля нужна:
- пострадавшим в ДТП;
- виновникам аварии.
Единственный способ защитить свои интересы, будь то полная сумма выплаты или объективные незавышенные размеры ущерба, – техническая экспертиза ТС. Наша компания поможет в её организации. В первую очередь вам стоит прибегнуть к нашим услугам, если вы считаете, что страховщик неправильно определил реальный размер ущерба. Обращайтесь к нам и изложите свою проблему. Нашим специалистам по плечу экспертиза любых транспортных средств. И на основании полученного заключения экспертизы мы решим ваш спор со страховой компанией.
Где должна проводиться независимая техническая экспертиза транспортных средств
Проводится подобная экспертиза транспортных средств в тех случаях, когда вам нужно получить официальное заключение о реальном состоянии вашего автотранспорта. И лучше всего, если экспертиза ТС будет проведена нашими специалистами. Ведь к вашим услугам будет не только независимая недорогая техническая проверка, но и правовая помощь по защите ваших законных требований.
Мы специализируемся в области поддержки автовладельцев, попавших в сложную ситуацию. Просто позвоните нам сейчас и мы оперативно проведём независимую техническую экспертизу. Такие работы у нас выполняют квалифицированные специалисты, имеющие необходимые сертификаты, техническое оборудование и знания законодательства.
Если вы попали в ДТП и столкнулись с необходимостью определения размера ущерба, квалифицированная экспертиза техническая - это именно то, что вам нужно. Просто наберите наш номер телефона и убедитесь – ваши интересы в надёжных руках.