После чего закон вступает в силу. Когда федеральные законы вступают в силу? Действие в пространстве

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен. Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная г Дума может вынести одно из следующих решений:

1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

2. отклонить законопроект;

3. принять закон (закон может быть принят в первом же чтении согласно ч.1 ст.119 ГД ФС РФ). Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА М НОРМА, 2012 г. стр. 204

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

1. возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;

2. принять законопроект во втором чтении;

3. отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;

4. вернуть законопроект к процедуре первого чтения;

5. принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст.106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст.6 Федерального закона от 14.06.94 г. Федеральный закон от 14. 06.1994 n 5-ФЗ (ред. от 22. 10.1999)"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25. 05.1994) , действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие. Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Коваленко А.И., Основы конституционного права РФ М. 2012 г. переизд. Стр. 169

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу. Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания такими изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации", а для актов Президента РФ, актов Правительства РФ - "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации".

В соответствии со ст.4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п.6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 г Постановление от 24 октября 1996 г. N 17-П по делу «О проверке конституционности части первой статьи 2 ФЗ от 07. 03.1996 г. "О внесении изменений в закон РФ «Об Акцизах», в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Парламентской газеты", "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования.

федеральный закон конституционное право

Ред. от 22.05.2015 // Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее — НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ:

С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальные источники опубликования : «Российская газета», «», дополнительно с 26.10.1999 — «Парламентская газета», дополнительно с 10.11.2011 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

1. Акты высших органов законодательной власти РФ

Период действия порядка вступления в силу: 15.06.1994 — по настоящее время

Вид документа: Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации «, «Парламентская газета »

Срок вступления в силу: по истечении 10 дней после для их официального опубликования

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ

2. Акты Президента РФ

Вид документа: Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации »

3. Акты Правительства РФ

Период действия порядка вступления в силу: 05.06.1996 — по настоящее время

Вид документа: Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организации

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации »

Срок вступления в силу: по истечение 7 дней после для их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

4. Решения Конституционного Суда РФ

Период действия порядка вступления в силу: 05.08.1991 — по настоящее время

Вид документа: Решения Конституционного Суда РФ

Срок вступления в силу: немедленно после провозглашения

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 78 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ; статья 49 Закона РСФСР от 12.07.1991 № 1599-1

5. Нормативные правовые акты (НПА) федеральных органов исполнительной власти (ОИВ)*,**

Период действия порядка вступления в силу: 18.08.1998 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные правовые акты федеральные органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ***

Официальный источник опубликования: «Российская газета

Срок вступления в силу: по истечении 10 дней после для их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

*Указом Президента РФ от 16.05.1997 № 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.1997 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте РФ, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

**Существуют особенности вступления в силу нормативных правовых актов некоторых ведомств.

***С 20 марта 2001 г. Указом Президента РФ от 20.03.2001 № 318 введена государственная регистрация нормативных правовых актов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). На эти акты распространяются условия и порядок вступления в силу, действующий для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

6. Вступление в силу правовых актов Банка России

Период действия порядка вступления в силу: 13.07.2002 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные акты банка России

Срок вступления в силу: по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ

7. Вступление в силу правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР РФ, ранее — ФКЦБ РФ)

Период действия порядка вступления в силу: 01.07.2004 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные акты ФСФР РФ, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763;
статья 43 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ

8. Вступление в силу правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела

Период действия порядка вступления в силу: 01.01.2004 — по настоящее время

Вид документа: Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела*, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Срок вступления в силу: по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 5 Таможенного кодекса РФ (Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)**; Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

*До 01.07.2004 – ГТК РФ; с 01.07.2004 по 11.05.2006 – Минэкономразвития РФ; с 12.05.2006 – ФТС РФ.

**Статьей 5 таможенного кодекса РФ предусмотрены следующие исключения:
1) правовые акты изданы на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, соответствующие положения которых вводятся в действие в более короткие сроки;
2) правовые акты устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;
3) Таможенным кодексом РФ установлен специальный порядок вступления в силу этих актов. Специальный порядок определен статьями 63, 124 и 125 Таможенного кодекса РФ и касается нормативных правовых актов, устанавливающих:
— перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления;
— перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации;
— места декларирования отдельных видов товаров.
Указанные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. При этом акты, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, могут вступать в силу и в более короткие сроки в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 Таможенного кодекса РФ.

«Официальный интернет-портал правовой информации » (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. (статья 9.1 Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» )

Источник информации:
1/ Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина - М.: ЗАО «Консультант Плюс - Новые Технологии», 2009. - 256 с.: ил. ISBN 978-5-903288-03-8.
2/
Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) (скачать…)

Вступление в силу постановлений Правительства РФ определено в различных актах, которые будут проанализированы в настоящей статье. Также будет раскрыто вступление в силу иных документов Правительства и порядок их опубликования.

Акты Правительства РФ: общие положения

Место актов Правительства в иерархии нормативных актов в РФ, их виды и особенности, а также специфика вступления в силу определены, в частности, в следующих документах:

  • законе «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (далее — закон № 2-ФКЗ);
  • Указе Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу…» от 23.05.1996 № 763 (далее — указ № 763).

Согласно ч. 1 ст. 23 закона № 2-ФКЗ Правительство РФ осуществляет свои функции посредством издания актов во исполнение документов вышестоящего значения, таких как законы и указы Президента, при этом Правительство не только издает свои акты, но и обеспечивает их исполнение.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 закона № 2-ФКЗ акты Правительства подразделяются на 2 основных вида:

  1. Постановления Правительства РФ (далее — ПП) — акты нормативного характера.
  2. Распоряжения Правительства РФ (далее — РП) — акты оперативного, текущего, иного ненормативного характера.

Помимо ПП и РП, Правительством могут издаваться заявления, обращения и иные документы, не имеющие правовой направленности (ч. 10 ст. 23 закона № 2-ФКЗ).

Акты Правительства характеризуются следующим:

  • порядок их принятия определен ПП «О Регламенте…» от 01.06.2004 № 260;
  • ПП и РП обязательны для исполнения (ч. 4 ст. 23 закона № 2-ФКЗ);
  • ПП и РП подписываются председателем Правительства (ч. 5 ст. 23 закона № 2-ФКЗ);
  • ПП и РП могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 9 ст. 23 закона № 2-ФКЗ).

Когда вступают в силу постановления Правительства РФ

Вопрос о том, когда вступают в силу постановления Правительства РФ, связан с характером акта, датой принятия и опубликования. Далее рассмотрим подробнее, когда вступает в силу постановление Правительства.

Ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ, определяя порядок вступления в силу постановлений Правительства РФ, указывает на то, что ПП, касающиеся прав личности, не могут вступить в силу ранее даты их опубликования, в то время как остальные ПП вступают в силу с даты подписания. При этом само Правительство может установить иной порядок вступления в силу ПП, не связанных с правами человека.

Согласно п. 6 указа № 763 ПП, связанные с правовым статусом личности, а также определяющие статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, вступают в силу после 7 дней с момента их официального опубликования.

  • «Российской газете»;
  • Собрании законодательства РФ;
  • на сайте www.pravo.gov.ru .

В ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ отмечается, что по общему правилу ПП должны публиковаться не позднее 15 дней со дня подписания, за исключением актов, связанных с тайной, и случаев, когда для широкого ознакомления населения принимается решение о незамедлительной публикации.

П. 2 указа № 763 уточняет, что акты публикуются в течение 10 дней с момента подписания. При этом согласно ст. 6 указа № 763 для исчисления даты вступления в силу берется дата первого опубликования в одном из перечисленных выше изданий.

Особенности вступления в силу отдельных актов Правительства РФ

В предыдущем разделе было рассмотрено вступление в силу ПП. Другой вид правительственных актов (РП), согласно ч. 8 ст. 23 закона № 2-ФКЗ, вступают в силу со дня их подписания.

При этом отдельные акты Правительства, не связанные с правами человека, как было отмечено, могут предусматривать специальные сроки для вступления в силу, обусловленные спецификой документа, например:

  • Согласно ст. 6 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ акты о таможенном деле вступают в силу не ранее 30 дней после официального опубликования.
  • Особые сроки устанавливаются для Технических регламентов, утверждаемых ПП. Так, Техрегламент о безопасности химпродукции, утв. ПП РФ от 07.10.2016 № 1019, вступает в силу с 01.07.2021.

Правительство РФ участвует также в иных формах нормативного правового регулирования. Подробнее см., например, в нашем материале по ссылке: .

Итак, ПП РФ по общему правилу вступают в силу в момент принятия, за исключением тех, которые касаются прав человека, статуса органов госвласти и организаций. Для их вступления в силу установлен 7-дневный срок после опубликования.

1. Вступление в силу законов

В праве это, момент с которого закон начинает действовать, применяться на практике. В РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, актыпалат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актамипалат не установлен другой порядок вступления их в силу. В РФ правила вступление в силу законов и опубликования законов установлены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актовпалат Федерального Собрания».

Согласно ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации государство в лице его органовобязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Существуют обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке. Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА. В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета". Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

а) индивидуальные правовые акты;

Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

Действие которых исчерпывается однократным применением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу Федеральный закон от 22.10.2004 № 125 - ФЗ (ред. От 13.05.2008) «Об архивном деле в РФ»..

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом России.

Акты Палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 г. 17-П По делу о проверке конституционности части первой ст. 2 ФЗ от 7 марта 1996 года О внесении изменений в закон РФ Об акцизах высказывает следующие правоположение: день 11 марта 1996 года, которым датирован выпуск Собрания законодательства РФ с текстом ФЗ О внесении изменений в Закон РФ Об акцизах не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

В Российской газете оспариваемый ФЗ был опубликован 13 марта 1996 г. Именно этот день должен быть признан днем официального его опубликования. Следовательно, данный Закон в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, не подлежит введению в действие ранее 24 марта 1996 г, когда истекает десятидневный срок с момента его опубликования.

ь Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. 1009);

Акты Президента России подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания. Иные акты Президента России, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента России может быть установлен иной срок вступления их в силу.

Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну или иные сведения конфиденциального характера. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, иные акты Правительства РФ со дня их подписания.

Таким образом, можно сделать вывод, что Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Источниками официальной публикации являются Собрание законодательства РФ, Парламентская газета или Российская газета. Датой публикации считается опубликование полного текста правового акта.



Просмотров