Какое наказание грозит за неумышленное укрывательство преступления. Сокрытие преступления должностным лицом Ук рф сокрытие преступления должностным лицом

Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

Комментарий к статье 316 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в укрывательстве одного или нескольких преступлений, отнесенных законодателем к числу особо тяжких (ст. 15 УК). Укрывательство совершается только путем действий и представляет собой сокрытие преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем, а равно приобретение и сбыт таких предметов.

Укрывательство преступника - это сокрытие лица, совершившего преступление (предоставление убежища или транспортного средства, изменение его внешнего вида, снабжение подложным или чужим паспортом).

Под укрывательством средств или орудий совершения преступления понимается либо их сокрытие (перенос в другое место, припрятывание и т.п.), либо их уничтожение или изменение внешнего вида.

Сокрытие следов преступления означает их уничтожение (например, замывание крови на месте преступления, ремонт автомобиля после наезда). В целях укрывательства преступления предметы, добытые преступным путем, могут быть либо сокрыты, либо реализованы.

2. Ответственность по комментируемой статье наступает лишь в случае физического укрывательства преступления. Так называемое интеллектуальное сокрытие не включается в состав данного преступления.

3. Преступление считается оконченным с момента совершения соответствующих действий укрывателя.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. В законе говорится о заранее не обещанном укрывательстве. Следовательно, умысел на сокрытие преступления возникает после его совершения. Если же укрывательство преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, заведомо добытых преступным путем, а также приобретение или сбыт таких предметов было обещано заранее, т.е. до или во время совершения преступления, то оно согласно ст. 33 УК образует соучастие в преступлении и признается видом пособничества.

Укрывательство преступления, а также приобретение или сбыт предметов, добытых заведомо преступным путем, могут быть признаны соучастием и тогда, когда исполнитель по другим причинам, например в силу систематического их совершения, заранее, т.е. до начала преступления, рассчитывал на подобное содействие.

6. Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Согласно примечанию к статье лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушкой, бабушкой, внуками).

Другой комментарий к статье 316 Уголовного Кодекса РФ

1. Данная статья предусматривает одну из форм прикосновенности к преступлению, которая выражается в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений. От пособничества это преступление отличается тем, что оно заранее не было обещано.

2. Непосредственным объектом преступления являются интересы правосудия, состоящие в обеспечении неотвратимости ответственности и наказания лиц, совершивших преступления. Предметом преступления могут быть орудия и средства совершения преступления; следы преступления; предметы, добытые преступным путем, и др.

3. Объективная сторона состава преступления состоит из действий по укрывательству хотя бы одного преступления, отнесенного законодателем в соответствии со ст. 15 УК к категории особо тяжких. Под укрывательством преступлений следует понимать заранее не обещанное сокрытие преступника, орудий или средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем.

Укрывательство преступника состоит, например, в предоставлении ему помещения (убежища) для укрытия, транспортных средств, фальшивых документов, в изменении внешнего вида преступника и т.п. Под укрывательством средств или орудий совершения преступления понимаются их хранение в специальных местах (тайниках, хранилищах), уничтожение, изменение, продажа средств или орудий преступлений и т.п. Укрывательство следов преступления может выражаться в уничтожении одежды со следами крови, предметов с отпечатками пальцев и т.п.

4. Укрывательство преступления может быть признано соучастием тогда, когда исполнитель в силу, например, систематического совершения преступлений заранее рассчитывал на подобное содействие.

5. Укрывательство - это всегда активное поведение виновного лица (действия).

6. Состав рассматриваемого преступления - формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения соответствующих активных действий по укрывательству преступлений.

7. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

9. Согласно примечанию к ст. 316 УК не подлежат уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений супруг и близкие родственники лица, совершившего преступление. К близким родственникам ст. 5 УПК РФ относит родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков.

Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений

Примечание.
Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

Под укрывательством преступления понимается сокрытие преступника (например, предоставление ему убежища, фальшивых документов, изменение внешности), орудий и средств совершения преступлений (например, их уничтожение), следов преступления и иных доказательств (писем, документов и др.). Субъект действует с прямым или косвенным умыслом. Если преступление совершается должностным лицом с использованием своего служебного положения, оно квалифицируется по совокупности со ст.285.
Заранее не обещанное укрывательство влечет уголовную ответственность только в том случае, если оно относится к особо тяжкому преступлению. Если укрывательство (любого преступления) было заранее обещано, оно образует соучастие в этом преступлении.

Примечание к статье освобождает от ответственности за указанное преступление супруга и близких родственников преступника. Об этих понятиях см. в комментарии к ст.308 (Примечание к ст.308 воспроизводит конституционное положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга или своих близких родственников (под ними понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка и внуки)).

Объектом преступного посягательства является деятельность компетентных органов по раскрытию преступлений, изобличению виновного, обеспечению реализации УО.

Объективная сторона состава преступления может выразиться как в действиях, направленных на сокрытие факта совершения преступления непричастным к нему лицом, так и в сокрытии самого лица, совершившего преступление.

В судебной практике укрывательством признается лишь активное поведение субъекта. В то же время закон не ограничивает преступность укрывательства какими-либо способами, поэтому преступление может выразиться в оказании преступнику интеллектуальной, а не только физической помощи в сокрытии от правосудия при условии, что за подобные действия не предусмотрено УО самостоятельной статьей УК. Например, лицо, умышленно направившее сотрудников милиции, преследующих опасного преступника по "горячим" следам, в противоположную сторону, должно привлекаться к УО за укрывательство. В то же время "выгораживание" лица, совершившего преступление, путем дачи заведомо ложных показаний, охватывается ст. 307.

Укрывательство отнесено законодателем к числу формальных составов, считается оконченным с выполнением действий по сокрытию преступника или совершенного преступления независимо от того, успешной ли оказалась эта деятельность. Особенность укрывательства проявляется также в том, что его фактическое окончание не совпадает с тем моментом, когда преступление считается завершенным юридически. Укрывательство фактически завершается, когда преступная деятельность по сокрытию преступления пресечена или виновный добровольно заявил о ней.



Субъектом укрывательства признается физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, не являющееся супругом или близким родственником лица, совершившего преступление. Последний признак субъекта укрывательства вытекает из содержания примечания к ст. 316. Законодатель тем самым признает в некоторой мере извинительным поведение гражданина, направленное на оказание помощи лицу, находящемуся с ним в близком родстве, поскольку это составляет его моральную обязанность. Круг близких родственников определен п. 4 ст. 5 УПК.
Не может быть субъектом данного посягательства лицо, совершившее укрываемое деяние.

При квалификации укрывательства необходимо учитывать рекомендации, сформулированные в Постановлении Пленума ВС СССР от 31.07.1962 N 11. Пленум подчеркнул, что заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенное должностным лицом путем использования своего служебного положения, надлежит квалифицировать по статьям УК, предусматривающим УО за указанные преступления, и по совокупности как злоупотребление служебным положением. Это Постановление, думается, в части приведенного положения не противоречит действующему УК. Требуются лишь некоторые уточнения. Во-первых, в двух случаях необходимо ограничиваться применением только ст. 285: а) когда скрывается преступление, укрывательство которого по закону не преследуется; б) когда указанные действия выполняются лицом, не являющимся субъектом укрывательства. Во-вторых, преследующие те же цели действия должностных лиц органов, осуществляющих расследование или отправляющих правосудие, в некоторых случаях должны квалифицироваться не как укрывательство, а по статьям УК, содержащим специальные составы преступлений против правосудия (например, по ч. ч. 2 и 3 ст. 303). В-третьих, надлежит помнить о том, что применение ст. 285 может иметь место лишь при наличии всех остальных признаков злоупотребления должностными полномочиями.

Предусмотренное статьей преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Сознанием укрывателя должны охватываться общественная опасность его поведения и способность последнего причинить вред интересам правосудия. Субъект сознательно направляет свою деятельность на сокрытие преступника, орудий и средств совершения, следов преступления или предметов, добытых преступным путем. В содержание умысла виновного включается осознание преступности деяния, которое укрывается субъектом, и тяжести преступления.

Укрывательство является преступлением небольшой тяжести.

Макаров С., судья Иркутского областного суда, кандидат юридических наук, доцент.

Уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений предусмотрена ст. 316 УК РФ. Если лицо участвует в преступлении, заранее обещая укрыть его, оно отвечает за пособничество. На общих основаниях ответственность за эти преступления несут как частные, так и должностные лица.

Сокрытие преступлений должностным лицом - представителем власти, в полномочия которого входит выявление, регистрация, раскрытие преступлений, возбуждение и расследование уголовного дела, не предусмотрено специальными нормами. Но может быть квалифицировано по ст. ст. 285, 286, 292 УК, а когда это сопровождается незаконным освобождением от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, - по ст. 300 УК.

В судебной практике к ответственности за должностное укрывательство преступлений чаще привлекаются сотрудники органов внутренних дел. В основном за укрывательство преступлений общеуголовной направленности: краж, грабежей, разбоев. О сложности дел об укрывательстве говорит тот факт, что по ним чаще всего выносились оправдательные приговоры (33% из числа рассмотренных) <1>.

<1> По результатам обобщения судебной практики в Иркутской области за 2005 - 2006 гг.

С учетом особенностей составов злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышения должностных полномочий (ст. 286) и служебного подлога (ст. 292) следует учитывать следующие объективные и субъективные признаки должностного укрывательства преступлений.

Объект преступления - правоохранительная деятельность в сфере борьбы с преступностью, а соответственно, права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Должностное укрывательство преступлений дезорганизует деятельность правоохранительных органов, препятствует реализации целей, задач и принципов уголовного судопроизводства, снижает защищенность граждан, государства, общества, подрывает авторитет государства и его правоохранительной системы.

Потерпевшими по таким делам признаются юридические и физические лица, защита интересов которых - основная задача правоохранительной деятельности соответствующих органов и должностных лиц.

При должностном укрывательстве преступлений предмет преступления является обязательным либо факультативным признаком. В качестве предмета преступления могут признаваться: 1) поступившие для рассмотрения заявления, сообщения о преступлении; 2) полученные в ходе служебной деятельности материалы доследственной проверки, оперативно-розыскной деятельности; 3) процессуальные решения по результатам проверки, расследования: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления.

В составе служебного подлога (ст. 292 УК) предмет преступления - официальный документ. При всем разнообразии трактовок предмета служебного подлога в теории уголовного права <2>, в судебной практике достаточно устойчивым остается признание в качестве такового процессуальных документов, содержащих юридически значимое решение должностного лица. Так, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела определяет характер и содержание уголовно-правовых отношений по поводу криминального происшествия, формально "оправдывает" бездеятельность правоохранительных органов, т.е. освобождает их от выполнения трудоемких мероприятий по раскрытию преступлений и изобличению виновных, существенно ограничивает права и законные интересы участников этих отношений.

<2> См., напр.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 182; Клепицкий И.А. Документ как предмет подлога в уголовном праве // Государство и право. 1998. N 5. С. 69; Яни П.С. Предмет должностного подлога // Уголовное право. 2005. N 3. С. 142 - 144.

В то же время не являются официальным документом письменное заявление гражданина, сообщение организации, объяснения, взятые при рассмотрении материала. Искажение этих документов может быть признано способом злоупотребления должностными полномочиями или их превышения и свидетельствует о направленности умысла на укрытие преступления. В судебной практике не признается служебным подлогом и составление статистических карточек, книги учета преступлений, журнала учета иной информации о правонарушениях, оформление которых сопровождает, но не определяет правоохранительную деятельность в борьбе с преступностью. Наличие и достоверность заполнения указанных документов не устанавливает каких-либо юридических фактов и не влечет правовых последствий.

При должностном укрывательстве преступлений виновный может опорочить исследуемые документы и материалы, скрыть их от оценки либо внести в них недостоверные данные. В любом случае их оформление и рассмотрение должны входить в компетенцию должностного лица, а сама информация о преступлении должна быть состоятельной: поступить в производство должностному лицу надлежащим образом и с достаточной полнотой указывать на признаки преступления.

Согласно ст. 140 УПК РФ заявление о преступлении, явка с повинной, иное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, являются поводом для возбуждения уголовного дела, а основанием - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Установления всей совокупности признаков состава преступления на этой стадии не требуется. Укрытие административного либо иного (не предусмотренного уголовным законом) правонарушения не влечет уголовной ответственности.

С объективной стороны должностное укрывательство преступлений представляет собой: отказ в принятии заявления и сообщения о преступлении; их рассмотрение как иного сообщения, например жалобы; незаконную пересылку материала в иные органы; ненадлежащее разрешение материала с искажением обстоятельств и оснований для последующих решений путем составления и приобщения подложных заявлений, объяснений граждан и должностных лиц, справок, документов, должностных инструкций, актов проверок и ревизий и др.; вынесение заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. В этих случаях речь идет о юридическом (уголовно-процессуальном), но не фактическом (как по ст. 316 УК) укрывательстве преступлений.

При этом следует различать должностное укрывательство преступлений как воспрепятствование надлежащему производству по конкретному факту и действия, сопровождающие это деяние или способствующие ему: составление подложной отчетности, статистических карточек, иных учетных документов, не имеющих уголовного либо уголовно-процессуального значения, что не исключает оценки таких действий как пособничества в должностном преступлении (укрывательство укрывательства преступления).

Право обжаловать незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 125 УПК, а также право прокурора устранить допущенное нарушение и возбудить уголовное дело не исключает ответственности должностного лица за принятое решение.

Ответственность за должностное укрывательство преступлений по ст. ст. 285 или 286 УК наступает в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Предусмотренные законом общественно опасные последствия могут выражаться в причинении имущественного ущерба (реального либо упущенной выгоды), а также неимущественного вреда, включая существенное нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, дезорганизацию работы государственных органов и организаций. В свое время высшая судебная инстанция также предлагала учитывать такие последствия, как подрыв авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе, сокрытие крупных хищений, тяжких преступлений и т.п. <3>.

<3> Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге".

В тех случаях, когда преступление посягает на законные права и интересы граждан, укрывательство такого преступления, наряду с причинением вреда в виде дезорганизации деятельности правоохранительного органа, также нарушает гарантированные ст. ст. 2, 17, 45, 46, 52 Конституции РФ права граждан на государственную, судебную защиту, доступ к правосудию, защиту от злоупотреблений властью.

В судебной практике авторитет органов государственной власти справедливо рассматривается в качестве дополнительного объекта посягательства, поскольку он хотя и важный, но не основной компонент охраняемых правоотношений. Кроме того, существенность вреда посредством подрыва авторитета правоохранительного органа не имеет четких критериев оценки.

Малозначительность деяния по объективным признакам - одно из достаточно распространенных оснований оправдательного приговора, когда несущественным, с уголовно-правовой точки зрения, суд признавал: дискредитацию, подрыв авторитета правоохранительного органа, несущественность нарушения прав граждан, когда потерпевшие не настаивали на возбуждении уголовного дела, причиненный вред полагали незначительным.

Учитывая, что по делам о незаконном обороте наркотиков, коррупции, экологических и некоторых других преступлениях граждане не часто признаются потерпевшими, вопрос о существенности вреда, причиненного фактом укрытия таких преступлений, особенно небольшой или средней тяжести, определяется по усмотрению правоприменителя.

Субъект должностного укрывательства преступлений - представитель власти, наделенный Законами "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", УПК РФ и иными нормативно-правовыми актами полномочиями по выявлению, регистрации, раскрытию и расследованию преступлений. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение. Из указанных лиц чаще осуждались должностные лица органа дознания: участковые и оперуполномоченные, дежурные инспекторы, начальники подразделений органов внутренних дел, что, очевидно, не в полной мере отражает состояние правоохранительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, с незаконным оборотом наркотиков, отнесенной к компетенции иных органов.

Совершение лицом действий, не относящихся к его компетенции, например, отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение дела неуполномоченным лицом, не влечет правовых последствий по делу, а следовательно, и ответственности за должностное укрывательство преступления.

Так, приговором суда по ч. 1 ст. 285 УК оправдан участковый уполномоченный Ф. за отсутствием в его действиях состава преступления. Органами предварительного следствия он обвинялся в том, что при разрешении материала не принял мер к надлежащей и своевременной проверке, необоснованно отказал в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения трупа К. при наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Это преступление подследственно прокуратуре (ст. 151 УПК), и сотрудник органа дознания не может принимать окончательного решения по делу.

С субъективной стороны должностное укрывательство преступлений характеризуется умыслом (прямым или косвенным - по ст. ст. 285 и 286 УК; прямым - по ст. 292 УК), а также - корыстной или иной личной заинтересованностью (ст. ст. 285 и 292 УК).

Добросовестное заблуждение в оценке фактических обстоятельств и применении уголовного закона при принятии правового решения не влечет уголовной ответственности по указанным статьям УК, но при наличии оснований может быть квалифицировано как халатность по ст. 293.

Ответственность наступает при условии, что компетентное должностное лицо достоверно знало о преступлении (при очевидности признаков преступления как повода и оснований для возбуждения уголовного дела), но с целью его сокрытия совершило указанные в диспозициях соответствующих статей УК действия.

Корыстная заинтересованность может выражаться в получении имущественной выгоды, удержании материальных средств, уклонении от расходов и др. Если должностное лицо за вознаграждение прекращает проверку по заявлению о преступлении, незаконно отказывает в возбуждении уголовного дела, виновный подлежит ответственности за получение взятки за незаконные действия (по ч. 2 ст. 290) и за должностное укрывательство преступления <4>.

<4> Пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Иная личная заинтересованность - это стремление извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, желание приукрасить действительное положение дел, избавиться от трудностей по раскрытию преступления и при этом избежать ответственности за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей.

При должностном укрывательстве преступлений виновный может не стремиться к извлечению личной выгоды, но, опасаясь испортить отношение с руководителем и иными влиятельными лицами, действовать по мотиву угодничества с расчетом на взаимное благорасположение, что также охватывается понятием иной личной заинтересованности.

Должностное укрывательство преступлений нередко носит продолжаемый характер. Тогда содеянное квалифицируется по правилам единого продолжаемого преступления, например по ч. 1 ст. 285 УК, а при наличии признаков других преступлений - и по другим статьям УК (ст. ст. 292, 290).

Приговором суда признан виновным и осужден по ч. 1 ст. 285 УК начальник криминальной милиции К. за то, что давал указания своим подчиненным о сокрытии преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 158, 161 УК (всего 8 преступлений), утверждал постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 8 месяцев.

Представляется, что поэпизодная квалификация продолжаемого злоупотребления должностными полномочиями, определяемого единством объективных и субъективных признаков, не всегда обоснованна, хотя в практике распространены случаи обвинения в укрывательстве преступлений по совокупности преступлений по каждому из укрытых преступлений.

Квалификация должностного укрывательства преступлений по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 285 (или ст. 286) и ст. 292 УК, оправдана при наличии к тому фактических и юридических оснований, когда служебный подлог не является основным и единственным способом злоупотребления должностными полномочиями и причинения вреда объекту уголовно-правовой охраны.

Укрывательство преступлений является одной из форм про­тиводействия осуществлению правосудия. Оно затрудняет сво­евременное раскрытие преступления, привлечение виновного к ответственности. Укрывательство преступления бывает двух видов: заранее обещанное, которое признается соучастием в преступлении в виде пособничества (ст. 28 УК РК), и заранее не обещанное, которое в некоторых случаях подлежит ответ­ственности по ст. 363 УК РК.

Объектом заранее не обещанного укрывательства является нормальная деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда по раскрытию, изобличению преступника, вы­несению приговора.

Предметом данного преступления мoгут быть орудия или иные средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем.

Объективная сторона данного преступления характеризует­ся активными действиями, направленными на сокрытие пре­ступника, орудий и иных средств совершения преступления, следов преступления или предметов, добытых преступным пу­тем, а также дачей заранее обещания приобрести или сбыть та­кие предметы.

Под укрывательством преступника следует понимать пре­доставление ему убежища, средств передвижения, снабжение фальшивыми документами, оказание помощи в изменении внеш­ности и т.п.

Укрывательство орудий и средств совершения преступления -это сокрытие оружия и других предметов, с помощью которых совершено преступление, либо их уничтожение или видоизме­нение. Орудие - это любой предмет, в том числе и оружие, ко­торое используется для непосредственного воздействия на пред­мет преступления или на потерпевшего. Под средствами совер­шения преступления понимаются такие предметы, использование которых облегчает совершение преступления, например, автомобиль, средства связи и другие предметы.

Сокрытие следов преступления может иметь место, напри­мер, при уничтожении следов крови, отпечатков пальцев на месте преступления, замены бампера автомобиля, на котором был сбит пешеход, и т.п. Сокрытие предметов, добытых пре­ступным путем, может быть осуществлено путем их утайки, перевозки в другое место, уничтожения, изменения внешнего вида, подделки заводского клейма, номера детали, и т.п.

Заранее не обещанное укрывательство может совершаться как непосредственно после окончания укрываемого преступ­ления, так и по истечении определенного времени, когда на­висла угроза разоблачения преступника.

В юридической литературе существуют разные мнения по вопросу о том, возможна ли уголовная ответственность за ин­теллектуальное укрывательство. Ряд ученых отрицают такую возможность и считают, что укрывательство может осуще­ствляться только путем совершения физических действий". М.А. Кауфман, мнение которого по данному вопросу мы под­держиваем, считает, что интеллектуальное укрывательство пред­ставляет такую же опасность, как и физическое и следует его признавать преступлением наравне с физическим. В обоснова­ние своей позиции приводит пример, когда лицо умышленно направляет преследующих преступника сотрудников правоох­ранительных органов в противоположную сторону 2 . Ответствен­ность по рассматриваемой статье УК РК за интеллектуальное укрывательство допускает также Б.Т. Разгильдиев 3 .


Ответственность предусмотрена по рассматриваемой статье УК РК за заранее не обещанное укрывательство не любых, а только двух категорий преступлений: тяжких и особо тяжких. За заранее не обещанное укрывательство преступлений, отно­сящихся к другим категориям, ответственность поданной статье УК РК не предусмотрена.

Если укрывательство носит систематический характер, что дает основание исполнителю рассчитывать на содействие в со­вершении преступления, то подобные действия следует квали­фицировать как соучастие.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной в форме умысла. Субъект должен сознавать, что он ук­рывает преступника, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, орудия или средства совершения именно таких преступлений, следы преступления или предметы, добытые в результате совершения тяжких или особо тяжких преступле­ний.

Мотивы этого преступления могут быть самые разнообраз­ные (корысть, боязнь преступника, месть органам правосудия, родственные, дружеские отношения с укрываемым и т.д.). Цель, как и мотив укрывательства, лежит за пределами состава пре­ступления и учитывается судом при назначении наказания.

Субъектом этого преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Примечание к анализируемой статье УК РК устанавливает положение о том, что лицо не подлежит уголовной ответствен­ности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом (супругой) или близким родствен­ником.

Данное преступление имеет сходство с дачей свидетелем или потерпевшим заведомо ложных показаний, экспертом - заве­домо ложного заключения или осуществлением переводчиком заведомо неправильного перевода с целью введения в заблуж­дение сотрудников правоохранительных органов, судей и вы­гораживания настоящего преступника.

В юридической литературе по вопросу о квалификации ука­занных действий встречаются разные мнения. Одни авторы счи­тают, что такие действия следует квалифицировать как сово­купность преступлений: по статье УК РК об ответственности за укрывательство и по статье УК РК об ответственности за за­ведомо ложные показания, заключение эксперта или неправиль­ный перевод 1 . Другие считают, что такие действия следует расценивать как заранее не обещанное укрывательство 1 . Такое лже­свидетельство является разновидностью интеллектуального укрывательства, за которое предусмотрена ответственность по специальной норме. Поскольку в таких случаях можно усмот­реть наличие конкуренции общей и специальной норм УК РК, на наш взгляд, следует применять специальную норму - ст. 352 УК РК (Заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод).

Заранее не обещанное укрывательство также имеет сходство с заранее не обещанными приобретением или сбытом имуще­ства, заведомо добытого преступным путем (ст. 183 УК РК). Различие в том, что при совершении рассматриваемого преступ­ления лицо скрывает не только указанные в ч. 5 ст. 28 УК РК предметы, но и самого преступника, а также следы преступле­ния. По ст. 183 УК РК предусмотрена ответственность за укры­вательство только предметов, добытых преступным путем.


5 ст. 33 УК РФ, как за пособничество в совершении преступления. Также признаки укрывательства преступлений содержаться в попустительстве преступлениями, совершаемыми должностными и иными лицами Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций.- М: Изд-во БЕК.

1999. Основным составом укрывательства преступлений выступает состав предусмотренный ст. 316 УК РФ, заранее не обещанное укрывательство.

Отсутствие при укрывательстве, в отличие от пособничества, предварительного обещания совершить те или иные действия, не повлияло на формирование и реализацию умысла на совершение особо тяжкого.

2. Объективная сторона преступления выражается в активных действиях, направленных на сокрытие самого особо тяжкого преступления, его орудий и предметов, следов, а также на укрывательство лица, совершившего.

Статья 316 УК РФ

В судебной практике укрывательством признается лишь активное поведение субъекта.

В то же время закон не ограничивает преступность укрывательства какими-либо способами, поэтому преступление может выразиться в оказании преступнику интеллектуальной, а не только физической помощи в сокрытии от правосудия при условии, что за подобные действия не предусмотрено УО самостоятельной статьей УК РФ. Например, лицо, умышленно направившее сотрудников милиции, преследующих опасного преступника по горячим следам, в противоположную сторону, должно привлекаться к УО за укрывательство.

Уголовная ответственность за укрывательство коррупционных преступлений

Коррупция и коррупционное постепенно входят в круг уголовно-правовых категорий как социально-правовые явления, как понятия уголовно-правовой доктрины, а в соответствии с ч.

4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете норм международного права, в том числе Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенции ООН против коррупции, Палермской конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, - и как отечественные правовые дефиниции.

Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами

В ложной информации искажается истинное положение дел. Предоставление ложной или неполной информации в результате допущенной ошибки, невнимательности и т.п.

может в соответствующих случаях повлечь ответственность за халатность (ст.

293 УК РФ) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред.

В.И. Радченко, А.С. Михлина. СПб. 2007. С. 614 (автор — Б.В. Волженкин)).

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред.

Сокрытие преступления: ответственность по статье УК РФ

Будет неверным считать, что сокрытие имеет место только в том случае, если самому преступнику помогают скрыть предметы, с помощью которых совершалось преступление.

Дача неправильных показаний в суде может также считаться сокрытием. Также надо отметить, что укрывательство преступлений, которые носят небольшой или средней тяжести характер, могут быть признаны не противоправными, а значит, человек не будет нести ни уголовную, ни административную ответственность.

363 УК РК. Объективная сторона данного характеризует­ся активными действиями, направленными на сокрытие пре­ступника, орудий и иных средств совершения преступления, следов преступления или предметов, добытых преступным пу­тем, а также дачей заранее обещания приобрести или сбыть та­кие предметы. Укрывательство орудий и средств совершения преступления -это сокрытие оружия и других предметов, с помощью которых совершено преступление, либо их уничтожение или видоизме­нение.

А здесь уже работают другие составы преступлений.

Статья 286. Превышение должностных полномочий 1.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.



Просмотров