Как огонь стал моим другом. Внеклассное мероприятие « Огонь мой друг- огонь мой враг. А когда огонь для нас враг

Приложение № 1

ГОРОДСКАЯ ЗАОЧНАЯ ВИКТОРИНА,

Выполнил(а):

Разгадай кроссворд.

2 3
1
4
5 6 7
8

По горизонтали:

1. Чтобы не было огня

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая ….

Она, словно золотая орлица,

Наземь пожаром садится.

В руки бери … .

8. Побежал огонь во двор.

Это кто там жег …?

По вертикали:

2. Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем …

3. Дым увидев - не зевайте,

Нас скорее вызывайте.

5. Кто меня не бережется

Тот очень сильно обожжется.

6. Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …?

7. Хоть и маленькая я,



Довожу и до огня.

Разгадай ребусы.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

А когда огонь для нас враг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как называется огонь, объединяющий людей всего мира?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Соедини линиями начало фраз с их окончаниями и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

У Джерри перегорела лампочка, помоги ему выбрать предмет, безопасный для освещения.

Напиши название этого предмета ____________________________

Найди на рисунке и напиши, что стало причиной пожара. Обведи место пожара в кружок. Обозначь стрелками путь эвакуации из горящей квартиры. Раскрась картинку.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Внимательно прочитай вопросы теста. Обведи правильный ответ.

1. В школе объявили пожарную тревогу. Началась эвакуация. Ваши действия.

а) Прикрыв органы дыхания мокрой тряпкой, выбегу из школы и позвоню родителям;

б) Останусь в классе, так как это тренировочная эвакуация;

в) По указанию учителя вместе с одноклассниками покину класс и через ближайший безопасный выход выйду из школы;

г) Быстро соберу все свои вещи, оденусь и вместе со всеми побегу к выходу.



2. У тебя дома загорелся компьютер. Какими будут твои действия?

а) Буду тушить компьютер водой и вызову пожарную охрану;

б) Открою окно, чтобы не задохнуться, сам начну тушить компьютер;

в) Убегу из квартиры и никому ничего не скажу;

г) Закрою в этой комнате окна и дверь, выбегу из квартиры и позвоню пожарным.

3. Находясь дома один, ты почувствовал запах газа. Что ты будешь делать?

а) Убегу из дома;

б) Открою форточку или окно, чтобы проветрить помещение. Позвоню в газовую службу;

в) Воспользуюсь освежителем воздуха и позвоню родителям;

г) Включу свет, чтобы проверить, где произошла утечка газа.

4. Чем может быть опасно использование петард, хлопушек, бенгальских огней, фейерверков?

а) Они не опасны. Я всегда их использую;

б) Если увидят взрослые, они будут ругаться;

в) Они могут вызвать пожар, но я знаю, как с ним справиться;

г) Они могут привести к ожогам, травмам и пожару.

Отгадай загадки.

Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (___________________________________)

Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порою он, ребята,
Может стать врагом заклятым! (___________________________________)

От огня горит и тает,

Помещенье освещает.

В пироге на день рожденья

Может быть как украшенье. (__________________________________)

Вот тучи брызнули дождём,

Светло вдруг стало, точно днём.

Что ослепительно сверкает,

В лесу деревья поджигает? (__________________________________)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (___________________________________)

Красная макушка,

Два ушка, два дужка.

Пусто так бренчит,

А наполнишь - молчит. (___________________________________)

Творческая работа.

В этом задании участнику викторины предлагается выполнить любую творческую работу на противопожарную тематику (нарисовать рисунок, плакат, сочинить стихотворение, сказку, составить ребус, кроссворд, сделать поделку и т.д.).

Наличие творческой работы - дополнительный шанс к успеху!

Приложение № 1

Центр противопожарной пропаганды и общественных связей МБУ УПО г. Уфы

ГОРОДСКАЯ ЗАОЧНАЯ ВИКТОРИНА,

ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Выполнил(а):

ученик(ца)_______________________

________________________________

класс____________________________

школа___________________________

район___________________________

Задания для учащихся 1-2 классов.

Разгадай кроссворд.

2 3
1
4
5 6 7
8

По горизонтали:

1. Чтобы не было огня

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая ….

4. Она летит, как огневая стрела,

Она, словно золотая орлица,

Наземь пожаром садится.

5. При тушении пожара ты не просто смотритель,

В руки бери … .

8. Побежал огонь во двор.

Это кто там жег …?

По вертикали:

2. Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем …

3. Дым увидев - не зевайте,

Нас скорее вызывайте.

5. Кто меня не бережется

Тот очень сильно обожжется.

6. Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …?

7. Хоть и маленькая я,

Довожу и до огня.

Разгадай ребусы.

__________________________________________________________________

Огонь – наш друг, но он и враг. Напиши, когда огонь для нас друг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

А когда огонь для нас враг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Или
нам
враг»
Беседа
В 4 классе
на тему: «Огонь

●закрепить ранее полученные знания и навыки учащихся по теме
“Правила пожарной безопасности”;
●расширить предоставления учащихся об опасностях, связанных с
огнём.
Задачи:
●понять как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни
человека;
●ознакомить с причинами возникновения пожара;
●познакомить с правилами осторожного обращения с огнём.
Учитель: Кирилюк Т.М.
Огонь – нам друг или враг
­ Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. О чем пойдет речь, вы узнаете
отгадав загадку:
Красными платками в печке он горит.
«Будь со мною осторожен!»­
каждому он говорит.
Ты рукой его не тронь­
Больней крапивы жжет…(огонь)
­ Действительно, мы сегодня будем говорить об огне.
Слово «огонь» известно людям еще с древних времен. Давным–давно, когда люди еще
жили в пещерах и общались при помощи звуков и жестов, они научились добывать огонь.
Да, огонь
­ давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его
помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на
производстве.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с вами:
Гонит холод, гонит мрак,
Я приветливое пламя
Поднимаю, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Знают все человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!

­ Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая­пребольшая. Огонь может быть
другом.
Расскажите когда огонь­друг?
­ Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики и люди
других профессий.
Ты видел, как он управляет огнём?
Железная маска надета на нём.
Вот строится дом ­ посмотрим поутру.
Он в стёганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов...
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом!
­ Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то я ­ огонь могу стать
страшным, коварным врагом. Я унесу миллионы человеческих жизней, сотру с лица
Земли большие города, и маленькие деревни.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
ученик:
подготовленный

­ Ребята, как вы думаете, от чего возникают пожары? (рассказываем о причинах
возникновения пожаров)
­ Да неосторожное обращение с огнём может привести к беде.
­ Но существуют люди, которые всегда придут на помощь и помогут потушить
разбушевавшийся огонь. Скажите что это за люди?
­ А какой номер нужно набрать, чтобы на помощь приехали пожарные?
Рассказывает

Если ты о пожаре услыхал ­
Скорей об этом дай сигнал.
Нужно смело трубку взять,
«01» суметь набрать.
И назвать ещё потом.
Адрес: улицу и дом,
И квартиру, где живёшь.
И ещё сказать: «Даю
Вам фамилию свою»,
Так же номер телефона,
У которого стою.
­ А теперь составим пословицы, которые помогут вам запомнить правила
противопожарной безопасности.

«Доскажи

Словечко». Тот кому попадет шар, должен быстро сказать последнее слово
Вы получите разрезные карточки, на которых находятся ­ левая и правая части пословицы.
Что нужно с ними сделать, чтобы получилась пословица?
1.Не шути с огнём – можешь сгореть.
2.Спички не тронь – в них огонь.
3.Жжется печь, её не тронь, потому что в ней огонь.
4.Пожар легче предупредить, чем затушить.
Игра

стихотворной строки и передать шар другому.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,­
Там взовьется в небо шар,
Таи всегда грозить нам будет злой….(пожар).
Раз, два, три, четыре­
У кого пожар в…(квартире)?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил…(утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками … (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …(газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички… (зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег… (костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег… (траву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …(предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер …(01)
Дым увидел – не зевай
И пожарных …(вызывай)
­ Кто может назвать, какие предметы в доме являются пожароопасными?
­ В заключение нашего разговора я хотела бы посмотреть, как вы знаете основные правила
противопожарной безопасности. Я читаю вам четверостишия, а вы, если считаете, что
нужно поступить именно так говорите хором:
«Это ­ я, это ­ я, это­все мои друзья!», а если не согласны молчите.
1.Кто, задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От огня?
2.Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
3.Кто соседской детворе,
Объясняет во дворе,

Проект

«Огонь друг или враг»

Проблема, ее актуальность : Огонь – друг или враг человека.

Цель : Определить, огонь – друг или враг человека.

Сформировать у детей знание о правилах безопасного поведения и обращения с пожарными предметами.

Задачи:

    Какие правила надо знать, чтобы не произошел пожар.

Участники: учащиеся 1 класса

Предполагаемый результат:

    Знают и выполняют правила поведения в экстремальных ситуациях;

    Воспитание самостоятельности и ответственности

    Обогащение жизненного опыта ребенка.

Ход мероприятия:

I. Оргмомент

II. Введение материала по цели проекта

Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав слова из загадок.

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь)

2. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный (друг)

3. В гости я его не жду.

Затевает он вражду.

Он любитель ссор и драк

Он не друг – а он мне..(враг)

Сформулируйте тему (вставить союз ).

На доске вырисовывается запись:

Огонь – друг … враг человека?

Видите, оба слова и слово друг и слово враг – белого цвета. И вот к концу нашего классного часа нам необходимо решить -

III . Выведение проблемы и цели:

Подводим ребят к проблеме:

- Необходимо решить - огонь–друг или враг человека?

Для этого мы и разделились на две команды, Команда №1 «Когда огонь друг». Команда №2 «Когда огонь враг».

Так о чём мы будем говорить?

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь,

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

I V . Определение задач

Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?

Для чего вам это нужно?

Задачи: определяют дети. (Карточка №2 )

Узнать, почему огонь наш друг.

Узнать, почему огонь бывает врагом.

Что делать, если случился пожар.

На доске вывешены картинки в центре.

По бокам висят надписи «Когда огонь друг», «Когда огонь враг».

Ребята, в конце нашего занятия мы с точностью сможем сказать, когда огонь друг, а когда он враг. Итогом нашей работы станут два плаката, которые смогут посмотреть все учащиеся, это ваши проекты.

V . Вступительная беседа учителя.

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились пользоваться силой огня, чтобы согреваться, готовить пищу, заставлять работать машины.

Но одновременно они узнали и разрушительную силу огня: в пламени гибли люди, сгорали жилища, посевы, скот, целые деревни и города. Огонь не щадит ничего и никого.

О том, что огонь из доброго слуги превращается в строгого судью, люди слагали пословицы.

Как вы, ребята, думаете, почему так говорили:

    Спичка невеличка, огонь великан.

    Коробка спичек хоть мала, но может много сделать зла.

    «Спи, царь Огонь!» - говорит царица Водица.

    Воры обкрадут – стены останутся, а огонь в разор разорит.

    От малой искры да большой пожар

    Не шути с огнем – обожжешься

    Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит

    Огонь не вода – пожитки не всплывут

*****************************************************************

(Дети объясняют смысл 4 первых пословиц) еще 4 запасные

Вывод: по одному человеку из группы переносят первые картинки в свою рубрику .(сделать по картинке)))

«Когда огонь друг». «Когда огонь враг».

Огонь улыбающийся Огонь злой, зубастый

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки считали его живым существом, которое помогало им бороться за существование.

- Какая группа сейчас перенесет подходящую картинку? Вслушайтесь!

Он помогал первобытным людям готовить пищу, спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер.

-Молодцы, команда №1!

Да, огонь давний друг человека. Но о нем, как о друге мы нередко забываем. Он верно служит нам и на производстве и дома, в быту.

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом – посмотри поутру,

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов..

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить!

- Команда № 1, переносите свои картинки!

Посмотрите, ребята, все эти профессии связаны с добрым огнем, другом – это и сталевар, и сварщик, и кузнец, и даже на кухне у нас дома нам помогает огонь!

(команда №1 вынесла и разместила свои картинки)


- Но случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами. И многими людьми.

Когда это может произойти? (ответы детей)

VI . Игра ситуаций

1. В зажигалке или спичке –

Огонечек-невеличка,

Просит: «Поиграй со мной, я ведь робкий и ручной».

Но плохая он игрушка

Подожжет диван, подушку,

Книжки, стол, ковер, обои

И большой пожар устроит.

Что запомнить мы должны?

Спички детям не нужны!

Следующая картинка переходит в рубрику.

2. Мишке любимому девочка Мила

Погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

И вскоре о нем совершенно забыла

Нагрелся утюг, загорелись штанишки.

Пожар уничтожил игрушки и книжки.

Помните дети: пожары бывают

Когда про включенный утюг забывают!

Картинка в рубрику.

3. Предложил однажды Рома

Фейерверк устроить дома

Из двенадцати ракет

Пока папы с мамой нет

Рома взял ракеты в руки

Я поджег четыре штуки

Не пришлось повеселиться

Оба мы лежим в больнице.

Обожгли носы и щеки

С фейерверком шутки плохи.

Картинка из центра доски переносится в нужное место.

4. Скучно маму ждать с работы

Очень хочется компота

В кухню Юленька вошла

Под кастрюлей газ зажгла

Час прошел - кипит кастрюля

Испугалась наша Юля

Мало сделалось воды –

Так недолго до беды

Сам к плите не прикасайся

Лучше взрослых дожидайся.

5. Жарко вспыхнула квартира

Плачет маленькая Ира,

Ваня – старший брат – кричит:

«Убегаем, дом горит!»

Ире боязно бежать

Лучше спрячусь под кровать

А Иван не оробел

И сестру спасти успел.

Теперь малышка точно знает

С пожаром в прятки не играют!

В дальнейшем после каждой ситуации учитель подводит детей к выводу и один человек из каждой группы переносит соответствующую картинку к своему заголовку.

Физминутка.

Смотрите – руки согнуты в локтях, энергичные движения кистями рук.

Ребята – показать на соседа

Вокруг – обвести руками круг перед собой

Нам – приложить ладони к груди

Огонь – руки согнуты в локтях перед собой, пальцы перебираем быстро

Повседневный друг – наклон головы вправо и влево.

Но – указательный палец перед собой, «Внимание»

Когда мы – развести руками в стороны.

Небрежны – руки свободно болтаются внизу «как плети»

С огнем – то же что и огонь

Он – указать пальчиком перед собой

Становится – постойка «Смирно»

Нашим врагом – руки вытянуты вперед, кисти «скрещены»

VII . Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто услышав запах гари

Сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым

Закричит «Пожар, горим!»

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем

Кто от маленькой сестрички

Незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем,

Признавайтесь честно в том.

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает?

Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

VIII . Причины возникновения пожаров:

Неосторожное обращение с огнем.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

Перегрузка электрической сети.

Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Неправильное устройство и неисправности печей.

Шалости детей с огнем.

Почему огонь наш друг? Почему огонь бывает врагом?

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Он становится нашим врагом.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь.

Если будешь баловаться,

То беды не миновать –

От огня не несдобровать.

Знайте, в гневе он сердит –

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома все кругом!

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес…

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда…

Это помните всегда!

Может кто-то из ребят знает:

Чем еще опасен пожар, кроме огня?

Иногда страшнее огня дым. Во-первых, в задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Во-вторых, в горячем, ядовитом дыму невозможно дышать. В-третьих, во время пожара люди гибнут, отравившись дымом.


- Если пожар все-таки возник, как нужно себя вести? Попытаемся совместно ответить на этот вопрос.

IX . Правила поведения при пожаре

Вызвать пожарных по телефону 01.

Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

Небольшой очаг возгорания можно попытаться потушить, накрыв его одеялом и перекрыв доступ кислорода.

Если есть возможность, покинь помещение через дверь или по пожарной лестнице.

Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

Если нет возможности покинуть помещение, не открывай окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

Заткни щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

Если пожар начался в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь, звонить всем соседям и звать на помощь.

При пожаре нельзя пользоваться лифтом!

Нельзя прятаться в шкаф, под стол, под кровать - так от дыма не спастись.

Не бросай в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки, они могут быть взрывоопасны.

Особая тема - пожар в школе. Так как в школе находится много людей, в случае пожара эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры.

X . Игра – имитация «Эвакуация»

Ребята, что мы должны делать и как, когда звучит сигнал пожарной тревоги?

Звучит сигнал. Дети должны быстро и спокойно построиться, приготовиться к выходу через пожарный выход.


- Конечно, при пожаре на помощь приходят пожарные. Но чтобы они сумели приехать вам на помощь быстро, нужно уметь грамотно сообщить в пожарную часть о возникшем пожаре. Кто из вас, ребята, знает телефон пожарной службы?

(помещается на доску)

Пусть помнит каждый гражданин -

Пожарный номер - 101.

Но только знать номер пожарной службы недостаточно.

Нужно быть собранным и внимательным при вызове пожарных.

Подумайте и скажите, какие сведения нужно сообщить при вызове пожарных?

Сведения, которые нужно сообщить, вызывая пожарную команду:

1. Адрес, по которому обнаружен пожар (улица, номер дома и квартиры).

2. Что горит.

3. Кто вызвал пожарную команду.

XI . Игра «О1»

Представим, что произошел пожар. Как вы будете вызывать пожарных по телефону?

В каждой группе один учащийся «вызывает» по игрушечному телефону пожарных, остальные анализируют его действия.

Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем? (Пожарные.)

В нашей стране много героев-пожарных. Рискуя жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями «За отвагу на пожаре». Помогают пожарникам в трудном деле пожарные машины, вертолеты.

XIII . Пожарная викторина

Почему пожарных вызывают по телефону «01»?

Во-первых, номер «01» простой, его запомнит каждый. Во-вторых, этот номер короткий, а вовремя пожара каждая секунда дорога. В- третьих, этот номер легко набрать на диске телефона, даже в темноте.

Что надо делать, когда увидишь пожар?

Немедленно позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону в пожарную охрану и уйти подальше от места пожара.

Можно ли оставлять детей одних в закрытой квартире или комнате?

Нельзя, потому что в любом помещении может произойти пожар (от электроприборов, газовых приборов, спичек и т.д.), а дети не смогут выйти.

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Дополните недостающие слова у стихотворных строк.

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те….(забрать)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его …(водой)

Если, где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро всё…(убрали)

Как ножка воробьиная тонка.

Скользит по стенке коробка.

Скользнет – и высечет огонь,

Когда горит, ее не тронь.

Играть с ней - скверная привычка,

Опасная игрушка - …(спичка)

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Ты его рукой не тронь,

Обожжет тебя..(огонь)

Запомни каждый гражданин –

Пожарный номер..(101)

XIV . Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Молчат.)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья.)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел? (Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

(Это я, это я, это все мои друзья.)

XV . Подготовка плакатов, защита.

В итоге на доске получаются два плаката.

Ребята, а давайте все внимательно посмотрим на доску. Какой же вывод мы сделаем? Как мы ответим: Огонь нам друг или враг?

Видите оба слова у нас пока белого цвета.

(либо вывесим уже готового цвета, либо разукрасим))))

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочис-ленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Проме-тей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.
В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им.
Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло "оскорбить" огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.
Огонь – друг . Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.
Огонь – символ . С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг , оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но много-дневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоро-стень и разрушила его.
В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что "… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело". В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.
По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, города Поволжья. На голом месте, без крова и средств существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.
Конечно, на экранах телевизоров довольно часто бушуют настоящие или имитированные пожа
ры, но ведь это там, на экране, и хотя порой зрелище очень впечатляющее, но совсем не страшное. Поэтому, узнав из газет о том или ином случае пожара, чаще вспоминают именно тот, кинематогра-фический, красивый и нестрашный пожар. Отсюда и рождает-ся представление о самой сути проблемы пожаров, столь далекое от реального положения.
Согласно социологическим исследованиям и опросам более 70 % людей пожары относят к категории стихийного бедствия. Около 80% считают, что пожаров сегодня куда меньше, чем раньше. Глубокое заблуждение! В действитель-ности же огненная проблема была, есть и, без опасения впасть в ошибку, будет существовать в обозримом будущем. В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту.
Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год – каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Поэтому неудивительно, что в наши дни пожары действительно все чаще становятся проблемой номер один.
Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории. Говоря об опасности пожаров для человека, вспомним слова В. Травинского: "Яснее ясного, когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки – миллиардами, то получается, что пожары вполне сравнимы с "малыми войнами" ХХ века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны – идет такая непрерывная "малая война с огнем".
При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.

Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем.
Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.
В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.
Огонь – друг, огонь – враг … какой гранью он обернет-ся к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: « не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».
Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электри-ческий утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ. В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью.
В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмеримо возросла. В каждом доме – обилие электроприборов. Здесь и холодильники, электрочайники, и телевизоры, наконец, утюги и электронагреватели. Во многих домах газ - незаменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении.
Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах. Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках - предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находят
полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека.
В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.
О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковыр-нуть ими в розетке – тяжелая травма неизбежна.
Примерно каждый шестой – восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре – несовершеннолетний. За этой статистикой – трагедия многих людей. И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети.
Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводи-ло к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей.
Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помеще-ний, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое - кто ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги.
У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещени-ях порой нелегко.

Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и – о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она падает на пол или стол, или скатерть… Беды тогда не миновать. Ведь темпера-тура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики.
Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи. На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде.
Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризни-чает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны – ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым.
Иные родители используют спички для игр с детьми – выкладывают из них различные фигурки, учат считать.
Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем в близи строений, около хлебных массивов, в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.
А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерас-положенных этажей, вызывая серьезные пожары.
Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.
Начало лета совпадает с обильным цветением тополя. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух – предмет забав: стоит поднести спичку – и он вспыхивает, как порох. Огонь бежит по нему, как по бикфор-дову шнуру. Интересно и… опасно. Можно привести немало примеров, когда, вспыхнув от детской шалости, огонь «пробегал» по пуху десятки метров и, найдя подходящую «пищу» разгорался пожаром.
Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установ-ленном законном порядке.

Классный час

«Огонь – друг, огонь - враг »

Цели: - показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную;

Познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и ге-

роизм людей этой профессии;

Проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;

Составить памятку, как вести себя при пожаре.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Отгадайте, о чём мы будем говорить на классном часе.

Шипит и злиться,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (огонь)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

Ответ (воды)

Да, огонь боиться воды. Какие разные стихии. Как нужны они человеку. Но они же могут принести большую опасность и беду в жизнь каждого из нас. Давайте разберёмся – что же для нас значит огонь?

Рассказ учителя

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей.(Слайд 3)

Зачем человеку в современном мире нужен огонь? Перечислите сферы применения его.(приготовление пищи, обжиг керамической плитки, плавка металлов, теплоэлектростанции, изготовление стекла и стройматериалов)… (Слайд 4)

Можно ещё долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и в работе, но нужно помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.

Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребёнок. Из 10 пожаров 9 происходят по вине человека, каждый 5-й пожар из-за детской шалости с огнём. Наши пожарные постоянно ведут борьбу с огненным драконом.

Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее всё вокруг своим пламенным языком. Этот язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы.

Как правило дети бояться огня. А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был не так страшен? Конечно, можно! Для этого нужно научиться управлять своим страхом.

Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнём. Я могу предотвратить пожар!»

А для того, чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть.

Игра «Запомни!»

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костёр опасен –

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес всегда прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место своё знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землёй

Или всё залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Надо много потрудиться.

Ты костёр не разжигай

Там, где зреет урожай.

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

Выключай в квартире газ!

За газом нужен глаз да глаз!

Во избежании всяких бед
Огню на ёлку хода нет!

Пиротехника – опасна,

Хоть и выглядит прекрасно.

Правила безопасного поведения:

Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях:

На доске:

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ.

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

1 . На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2 . Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома - помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

3 . Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони “01”. Если ты живешь в современном доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям. (Слайд 14)

Составление правил пожарной безопасности (памятки)

Давайте, определим правила пожарной безопасности

Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Не суши бельё над плитой.

Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома

(лучше это делать со взрослыми).

Подведение итогов. Блиц-опрос.

Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)

Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.

Классный час

«Огонь-друг, огонь –враг.»

Кл.руководитель: Асанова А.Ш.

«Огонь –друг, огонь-враг».





Просмотров