А кто дорогу перебегал в неположенном месте. Наезд на пешехода считается одним из самых тяжелых правонарушений! Что же грозит водителю сбившего пешехода насмерть на (вне) пешеходного перехода? Если потерпевший сам бросился под колеса

Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения. Кто из нас не слышал этот тезис, ставший уже практически афоризмом? Однако тенденции современного рынка автомобилей в России все сильнее и сильнее переворачивают это высказывание с ног на голову. Злободневная реальность такова, что автомобиль вновь становится предметом роскоши. Вместо того чтобы купить себе практичный "универсал" в хорошей комплектации, будущий автовладелец уже посматривает в сторону кроссовера, несмотря на более скудное оснащение. Ведь такие "квази-вседорожники" сейчас в тренде. Но каков бы ни был автомобиль, начиная от двухместных малюток типа "Смарт" и заканчивая такими гигантами, как "Форд Ф-150" или "Тойота-Тундра", он всегда был и остается механизмом, способным нанести серьезный вред здоровью как водителя, так и пешехода.

Источник повышенной опасности

Самая страшная опасность для любого водителя - это наезд на пешехода. При этом уже становится не так важно, или он нарушил правила дорожного движения. Моральная травма останется на всю его оставшуюся жизнь, особенно если наезд обернется для пострадавшего летальным исходом. Более того, превентивно будет виноват именно тот, кто управлял автомобилем, источником повышенной опасности. Ответственность за сбитого пешехода всегда ложится на плечи того, кто это сделал. Все экспертизы и разбирательства будут позже, и, по сути, водителю придется доказывать свою правоту вразрез с основными положениями Конституции о

Суровая реальность

В нашей жизни может случиться всякое, и надо постараться быть готовым к основным неприятностям, с которыми может столкнуться на своем жизненном пути. Самое главное, не паниковать и не усугубить ситуацию своими дальнейшими действиями.

Все происходит буквально за доли секунды. Раздается отчаянный визг тормозов, потом глухой удар, сопровождающийся, как правило, звоном разбитого стекла, и тело пешехода отлетает в сторону от автомобиля. Как бы нам ни хотелось об этом думать, но следует сразу признать факт - произошло ДТП с участием пешехода. И если за рулем были вы, то вам за это и отвечать.

Сразу после столкновения

Первым делом надо заглушить мотор автомобиля и, выйдя из транспортного средства, убедиться в том, что созданная ситуация не повлечет дальнейших аварий. Если все в пределах нормы - бегом к пострадавшему, оказывать ему первую помощь. Есть сомнения или много машин вокруг? Попросите кого-нибудь рядом предупредить других водителей и вызвать спасателей и инспекторов дорожно-постовой службы.

Дальнейшие действия зависят от состояния пострадавшего. Если водитель совершил наезд на пешехода, но тот в сознании, пытается подняться или самостоятельно покинуть место происшествия, попросите его не делать этого. Узнайте, нужна ли ему медицинская помощь, предложите отвезти его в больницу. Визуально оцените его состояние. Иногда люди в состоянии шока могут подняться на ноги и уйти с открытым переломом ноги или отбитыми внутренними органами при обильном кровотечении изо рта, носа или ушей. А спустя полчаса теряют сознание или, что еще страшнее, падают замертво. Помните главное правило - если водитель сбил пешехода, ответственность за это ложится на него в любом случае. Лучше всего дождаться наряда ДПС, даже если пострадавший покинул место аварии. Ведь вечером он вполне может пойти в полицию и написать на вас заявление.

Срочно звонить спасателям

Не пытайтесь скрыться с места ДТП. Это карается не только за «оставление места аварии», но и «оставление человека в опасности», особенно если его травмы тяжелые. Как определить степень тяжести? Если человек без сознания, бьется в судорогах, у него обильное кровотечение или идет отсутствует дыхание или пульс - нужно срочно звонить в службу спасения. Телефонный номер в Российской Федерации для вызова экстренных служб единый - 112.

После подключения автоматического оператора вызывайте сразу службу скорой медицинской помощи. Назовите ваше полное имя и фамилию, сообщите, что произошел наезд на пешехода, и что он находится в критическом состоянии. Сообщите медику примерное место дорожно-транспортного происшествия и опишите симптомы пострадавшего. Оператор на проводе даст вам точный порядок действий по оказанию первой помощи. Помните, чем быстрее вы сделаете это, тем больше шансов спасти человеческую жизнь.

Что делать потом

Не звоните в полицию сразу, не тратьте драгоценные секунды. Оператор медицинской службы отправит наряд по указанному адресу в любом случае, а если рядом с вами есть свидетели или желающие помочь, то они, скорее всего, уже вызвали полицию. При совершении ДТП с участием пешехода важно как можно быстрее помочь тому человеку, которого вы сбили. Затем еще раз проверьте безопасность вокруг вас, выставите знак аварийной остановки, наденьте световозвращающий жилет и только после этого сделайте звонок в полицию, чтобы сообщить об инциденте.

От того, как вы позаботились о пострадавшем и как быстро и четко выполнили все пункты, которые прописываются в таких ситуациях в правилах дорожного движения, будет зависеть ваша степень вины и вынесенное вам наказание. Ответственность за наезд на пешехода может предусматривать как денежный штраф, так и возбуждение уголовного дела с возможным лишением свободы.

Перебегая проезжую часть

Пешеход всегда сильно рискует. Согласно он должен ее пересекать по минимально короткому пути и только убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе, то ему позже, в суде, будет легче доказать свою невиновность. Беспечность пострадавшего будет стоить ему не только подорванного здоровья, но и отсутствия компенсации со стороны автолюбителя, совершившего наезд. Особое место занимают случаи, когда пострадавший был под действием алкоголя или сильнодействующих психотропных препаратов, изменяющих восприятие существующей реальности. Как мы все прекрасно знаем, участникам дорожного движения запрещено находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Поэтому, пересекая автодорожное полотно, да и просто находясь на пешеходном тротуаре (ведь он также относится к определению «дорога»), пешеход становится участником дорожного движения, равно как и водитель автомобиля, велосипеда или гужевой погонщик. Выходя на улицу в нетрезвом состоянии, пешеход заранее нарушает установленные нормы и правила дорожного движения, что, несомненно, будет учтено в суде не в его пользу. Даже если водитель сбил пешехода на ответственность будут делить между собой оба участника дорожного инцидента. Здесь не рассматриваются случаи, когда сам водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Такие ситуации караются по отдельным статьям жестко и справедливо: огромные денежные штрафы, лишение права управления транспортным средством, возмещение пострадавшей стороне, лишение свободы или принудительные общественные работы.

Опасная "зебра"

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, то в этом случае все сложнее. Ведь, согласно пункту 14.1 свода правил дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть. Более того, следующий пункт, 14.2, регламентирует обязательное снижение скорости вплоть до полной остановки, если другое транспортное средство снизило скорость или остановилось перед пешеходным перекрестком. Эти две аксиомы движения по улицам городов должны быть заучены и применяться водителями на уровне подсознания при управлении автомобилем. Ведь именно поэтому, если в настоящее время водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность будет ложиться на него в любом случае. Не успел среагировать - вина водителя, нарушение пункта 14.2, не остановился и снес человека - вина водителя, нарушение пункта 14.1.

В обход

Повышенные штрафы и серьезный контроль со стороны дорожно-постовой службы - это не прихоть чиновников, а результат печальной статистики и попытки исправить положение с использованием метода «стальной руки» или повышения штрафных тарифов. Однако такой подход не всегда работает в полную силу. Возможность за крупную сумму денег или при наличии связей в определенных кругах избежать наказания за совершенный проступок выделяет среди основной массы водителей некую группу лиц, для которых ужесточение закона не создает видимых барьеров и не заставляет их пересмотреть свой стиль вождения. Для такого человека не играет особой роли, что он сбил пешехода вне пешеходного перехода или на нем. Он уверен, что наказание способно обойти его персону стороной. И в этом проблема нашего общества.

Пока у нас не будет достигнут принцип «неотвратимости наказания» за наезд на человека и другие тяжелые ДТП, горестные вести все так же будут врываться в квартиры простых граждан, изменяя статистику пострадавших пешеходов и покалеченных жизней в сторону ее увеличения.

В суд в любом случае

Итак, что сегодня, в реалиях правового государства, грозит водителю, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода или совершил наезд непосредственно на нем? Независимо от того, на кого ложится вина за дорожно-транспортное происшествие, у водителя, который управлял в этот момент автомобилем, в любом случае наступает гражданско-правовая ответственность. Это говорит о том, что пострадавший пешеход может обратиться в суд с иском и потребовать возмещения как материального, так и морального ущерба. Такая практика существует даже тогда, когда в аварии виноват сам потерпевший. Даже в этом случае автолюбителю придется отвечать перед судом за совершенный поступок.

Морально и материально

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность за это деяние предусматривает компенсацию последнему материального и морального вреда. Материальный вред - это оплата всех трат, направленных на лечение пострадавшего и восстановление его здоровья. Естественно, любая сумма должна быть подтверждена документально, то есть чеками или выписками из медицинских учреждений и пунктов продажи лекарственных средств. Моральный вред - это компенсационная сумма за нравственные или физические страдания, недополученный доход пострадавшего вследствие его травмы, возможная упущенная выгода или любые иные факторы. Сумма морального вреда обычно устанавливается потерпевшей стороной, а утверждается или понижается до приемлемых значений судом, рассматривающим исковое заявление от пострадавшего пешехода. Здесь стоит отметить тот факт, что если автолюбитель считает себя невиновным, он может подать встречный иск на пешехода с требованиями компенсировать как ремонт автомобиля, получивший повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, так и моральный вред, нанесенный ему пережитым стрессом от перенесенного столкновения. Однако если водитель сбил человека на пешеходном переходе, от таких действий лучше отказаться. В ходе судебного разбирательства они могут ухудшить положение дел обвиняемого автолюбителя.

Буква закона

Печальная статистика ДТП с участием пешеходов заставляет руководство нашей страны периодически пересматривать правовые акты, регулирующие административное и уголовное наказание за такие правонарушения. Пересматривать в сторону их ужесточения, что хоть и в неравном процентном соотношении, но все же приводит к снижению летальных исходов. В настоящее время тем из нас, кто сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность предусматривает как административное, так и уголовное наказание.

Статья 12.24 Кодекса об предусматривает в качестве наказания либо штраф в количестве 5-8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), либо лишение права на управление автомобилем на срок от шести месяцев до года, либо административный арест на 15 суток, либо совместное применение указанных санкций по отношению к виновному водителю. Такая мера применяется, если пострадавшему причинен легкий вред здоровью, и он пробыл на лечении не более трех недель.

При нанесении сбитому пешеходу вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда или при смертельных случаях для водителя наступает по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающей лишение свободы сроком от 6 месяцев до пяти лет. В случае отягчающих обстоятельств каждое дело рассматривается тщательно и в индивидуальном порядке.

Осторожнее, пешеход

В современном мире автомобиль был и остается опасным механизмом, способным не только покалечить, но и, к сожалению, даже лишить жизни других участников дорожного движения. Находясь на улице, особенно в непосредственной близости от проезжей части, следует проявлять адекватность в поведении и осторожность, быть внимательным и четко контролировать то, что происходит по сторонам. Это касается в первую очередь пешеходов, то есть всех нас вместе взятых. Ведь припарковав свое транспортное средство и поставив его на сигнализацию, каждый из нас перестает быть водителем и становится обычным пешеходом.

В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб .

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу .

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ. Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий - наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами. К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ. Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное - предупреждение или штраф в размере 500 рублей. По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко. Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.

Если пешехода сбили на пешеходном переходе

При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию. В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14.1 ПД РФ). Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но всё-таки возможно.

В соответствии с пунктом 4.5 ПДД РФ:

на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения. С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.

Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.

Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путём.

Подробности читайте в статьях:

  • Автотехническая экспертиза ДТП ,
  • Трасологическая экспертиза ДТП

Ответственность водителя за сбитого пешехода

Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.

В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок. КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение лёгкой (статья 12.24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12.24 часть 2) вреда здоровью.

По статье 12.24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

По статье 12.24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание. К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4.2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.)

Ко вторым относятся - совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.

Если согласно заключения судебно - медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ. Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ. По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование. После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.

Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины. Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесённый третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ). Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.

В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учётом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Рассмотрим такой вид ДТП, как наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Какие последствия ждут водителя и пешехода, попавшего под колеса.
Допустим, происходит наезд на пешехода, нарушающего ПДД – переходящего проезжую часть в неустановленном месте.

Для начала процитируем пункты ПДД, регламентирующие переход проезжей части пешеходами, а далее проанализируем ДТП с точки зрения Правил дорожного движения.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.


"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.


4. Обязанности пешеходов
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.


На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.


При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.


4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.

Ответственность за наезд на пешехода по Гражданскому Кодексу РФ

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Дтп с пешеходом возмещение ущерба

Выходит, по гражданскому кодексу водитель обязан возместить ущерб пешеходу независимо от того, виновен ли пешеход в ДТП или нет. При этом вред здоровью будет возмещаться в первую очередь за счет страховки ОСАГО, и только при превышении максимальной выплаты по вреду здоровью водитель будет оплачивать лечение из своего кармана.
Кроме того, подлежит возмещению и моральный вред, и даже потеря заработка вследствие утраты трудоспособности.

Условия, когда водитель не должен возмещать ущерб сбитому пешеходу

Два условия, при которых водитель освобождается от ответственности, нанесенной источником повышенной опасности, также приведены:
  • Если доказан умысел пострадавшего в ДТП
  • Если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы

Умысел пешехода можно доказать, если есть записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Нередки случаи, когда люди инсценируют наезд автомобилем, чтобы получить с водителя компенсацию «на месте».
Действие же непреодолимой силы – к примеру, когда автомобиль пропускал пешеходов на перекрестке, получил удар сзади от грузовика, и вылетел на переход, зацепив людей. Или автомобиль подхватил поток воды или порыв урагана, и кинул на пешеходов.
В этих случаях ответственности для водителя не будет.

Штраф за дтп для пешехода

Справедливости ради отметим, что пешехода, который в нарушение ПДД переходил дорогу, что привело к ДТП, можно привлечь к административной ответственности, хотя на возмещение вреда это никак не повлияет:

КоАП РФ, Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Гражданско-правовая ответственность пешехода

Особо отметим, что если транспортному средству был причинен вред, этот вред будет возмещать именно пешеход, виновный в ДТП. Это предусматривается ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ.

Гражданский Кодекс, статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судебная практика целиком и полностью на стороне водителя в этом вопросе, вот обзорный материал по решению Верховного суда РФ, которое является прецедентом для судов низших инстанций .

Подведем итог: ДТП с пешеходом, переходящим проезжую часть в неположенном месте, не сулит водителю автомобиля ничего хорошего, несмотря на то, что виновен в ДТП целиком и полностью пешеход. Согласно Гражданскому Кодексу водитель средства повышенной опасности возмещает любой вред, причиненный при вождении.

Наездом считается любое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) , когда водитель автомобиля допускает столкновение с человеком, идущим пешком . Тот случай, когда пешеход сам сталкивается с движущимся автомобилем, также считается наездом .

Наездом принято считать не только непосредственный удар человека и машины, но и удар пешехода о груз, который перевозит водитель . Идущий человек может не заметить негабаритный груз (доски, железо, строительные материалы и т.д.) и наткнуться на него .

Такое происшествие также считается полноценным наездом . Поэтому необходимо транспортировать груз в соответствии с правилами перевозки грузов. О правилах таких перевозок и штрафе за проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено», вы узнаете в .

На пешеходном переходе автолюбитель должен заранее убедиться, что пешеходов нет и движение безопасно . Только после этого он может продолжать движение. В случаях, когда ДТП происходит в пределах пешеходного перехода, виновником всегда считается водитель автомобиля, наехавшего на человека.

Вина пешехода может быть признана только в одном случае – когда человек сознательно идет на столкновение с автомобилем (бросается под автомобиль / выбегает перед ним), чтобы в дальнейшем подать на водителя иск, шантажировать его, вымогать денежные средства.

Даже в таком случае водитель будет защищен только при наличии доказательств (фиксация нарушения).

Классификация

Наезд на пешеходов разделен по определенным категориям в соответствии с признаками (видом классификации). Это необходимо для облегчения проведения автомобильной технической экспертизы в процессе судебного производства.

Как идет человек :

  • Справа или слева от машины (удар в боковую часть);
  • Навстречу или от ТС (удар спереди или сзади автомобиля);
  • Человек идет не меняя скорости и направления.

Характеристика движений человека :

  • Человек меняет скорость своего движения;
  • Человек стоит неподвижно.

Движение транспорта :

  • ТС едет, соблюдая определенный скоростной режим до того момента, как не начинается торможение;
  • Автомобиль тормозит;
  • ТС находится в неуправляемом заносе.

В какую часть авто пришелся удар :

  • Передняя часть автомобиля;
  • Все остальные части (боковые, задняя).

Характеристика удара :

  • Сильный блокирующий;
  • Поверхностный, скользящий;
  • Транспорт проехал колесами по телу человека;
  • Придавливание тела человека машиной и/или совместно с другими вещами, зданиями, сооружениями.

По обзору и степени видимости :

  • Неограниченный обзор (видимости);
  • Ограничение обзора неподвижно стоящим предметом;
  • Ограничение видимости передвигающимся предметом (живым / неживым);
  • Условия ограниченного обзора и видимости.

В зависимости от определенного вида наезда, назначаются различные виды и методики исследования механизма дорожно-транспортного происшествия.

Слепому пешеходу , который подает сигнал (поднимает на уровень живота, грудной клетки, и размахивает из стороны в сторону) БЕЛОЙ тростью, обязаны уступать дорогу все автомобили , не зависимо от того, где переходит такой человек проезжую часть (статья 14.5 правил дорожного движения).

Наезд на пешеходном переходе

Водитель ТС управляет потенциально опасным для жизни средством (повышенной опасности). Что бы ни произошло, водитель всегда будет виноват в ДТП .

По этой причине ГИБДД предупреждают, что на дороге нужно быть собранным и внимательным, не нарушать правила дорожного движения (обо всех ), выбирать скоростной режим, соответствующий погодным условиям и обстановке на дороге (за — штраф или лишение прав?).

Наезд вне перехода

Как быть, если сбил человека не на пешеходном переходе? Действия водителя:

  1. Машину необходимо остановить, заглушить двигатель . С места ДТП двигаться (переезжать, уезжать, в т.ч. чтобы припарковаться) НЕЛЬЗЯ;
  2. Выйдете из машины, посмотрите, какие повреждения получил сбитый пешеход . Окажите ему первую помощь , если в этом есть необходимость. Если удар был достаточно сильный, человека не стоит двигать с места, его нужно уложить, подложив под голову что-нибудь из одежды в качестве подушки;
  3. Попросить свидетелей вызвать скорую помощь и ГАИ или сделать это самостоятельно;
  4. У всех свидетелей происшествия необходимо спросить и записать все контактные данные (ФИО, контактный телефон). Это нужно сделать даже в том случае, если водитель нарушил ПДД;
  5. Выставьте знак аварийной остановки перед транспортным средством. Если на асфальте виден тормозной путь, поставьте знак на его начало. Так сотрудники ГИБДД смогут правильно рассчитать скорость движения автомобиля. Также это покажет, что водитель предпринял экстренное торможение;
  6. Осмотрите место происшествия , зафиксируйте все на фото или видеокамеру;
  7. Во время составления протокола и проведения замеров тщательно проверяйте все записи , которые они делают. Это поможет выявить несоответствия. Если водитель в чем-то не согласен с инспектором, он должен заявить об этом и попросить внести их в протокол осмотра места происшествия.

Желательно еще до приезда инспекторов проконсультироваться с юристом , адвокатом или пригласить его приехать на место ДТП.

Пешеход хочет уйти

Если пешеход собирается покинуть место происшествия и не поддается на уговоры водителя, он должен оставить расписку .

В ней должно быть прописано, что произошло дорожно-транспортное происшествие с автомобилем определенной марки и номером, пешеход претензий не имеет, отказывается от медицинской помощи . Также необходимо, чтобы пострадавший написал свои контактные данные.

Что грозит водителю, если сбил человека на пешеходном переходе?

Каждая ситуация индивидуальна, но существуют определенное наказание за наезд на пешехода вне пешеходного перехода в виде штрафа .

В зависимости от тяжести повреждений, которые были нанесены пешеходу во время наезда и степени вины, водитель может понести административную или уголовную ответственность .

Тяжкий вред здоровью – уголовная ответственность (статья 264, часть 1 Уголовного Кодекса РФ) .

При таком правонарушении применяются следующие санкции :


Пешеходу полагается штраф за пересечение проезжей части в неположенном месте (12.29 часть1 КоАП) в размере 500 рублей или за создание помехи движению в размере 1 000 – 1 500 рублей (12.30 КоАП).

Средний вред здоровью (пострадавший лежит в больнице больше 21 дня) – строгая административная ответственность (12.24 часть 2 КоАП) .

Что влечет:

  • Штраф 10 000 – 25 000 рублей ;
  • Лишение водительского удостоверения на 1,5 — 2 года ;
  • Средства на лечение пешехода и утерю заработка свыше 160 000 рублей по решению суда;
  • Моральный ущерб по решению суда.

Пешеходу полагаются те же штрафы по 12.29.1 и 12.30 КоАП в размере 500 или 1 000 – 1 500 рублей .

Минимальное наказание предполагается для водителя, причинившего пешеходу легкий вред здоровью . Причем таким вредом считаются все синяки, ушибы ссадины и небольшие царапины — любые следы происшествия, даже самые незначительные.

Экспертиза проводится судмедэкспертом, поэтому получив удар в этот день в любой другой обстановке, потерпевший может выдать его за последствия аварии.

Легкий вред здоровью – административная ответственность (12.24 часть 1 КоАП) .

Что влечет:

  • Административное взыскание 2 500 – 5 000 рублей ;
  • Лишение прав на 1 — 1,5 года ;
  • Моральный ущерб по соглашению сторон или по решению суда.

Пешеход должен оплатить штраф, если он признан виновным в ДТП – от 500 до 1 500 рублей (12.29.1 и 12.30 КоАП) . Более детально обо всех нарушениях правил дорожного движения пешеходами и штрафах, которые за это возлагаются на них, мы расскажем .

Смерть пешехода

Сбил человека насмерть, что грозит? Какая ответственность и какое наказание будет, если сбил человека насмерть не на пешеходном переходе? Когда потерпевший получает травмы, не совместимые с жизнью и умирает на месте ДТП или в больнице, на водителя автоматически заводят уголовное дело .

Водителю грозит:

  • До 4 лет исправительных работ и лишение водительского удостоверения до 3-х ле т;
  • Лишение свободы на 5 лет и лишение прав на 3 года ;
  • Если из-за наезда (при ДТП) умерло больше двух человек , срок увеличивается до 7 лет .

Каждая ситуация индивидуальна и зависит от множества причин. В случае неизбежности столкновения , когда водитель сделал все, чтобы его избежать или при согласии сторон, суд назначает условное наказание .

При летальном исходе водитель виноват всегда , вне зависимости от обстоятельств .

Наезд на тротуаре

Как и на пешеходном переходе, на тротуаре пешеход является приоритетным участником . Виновным всегда признается водитель , потому что управляет средством повышенной опасности.

Даже в тех случаях, когда наезд совершен потерявшим управление автомобилем или авто находилось в неуправляемом заносе. Наказание и ответственность, которые предусмотрены при этом не меняются. Более подробно о том, во сколько обойдется водителю езда по тротуару, читайте .

Наезд на пешехода это страшный сон для каждого водителя. Не надо напоминать, что очень важно быть внимательным и ответственным за рулем. Часто причинами подобных ДТП являются такие нарушения ПДД: , и .

А также особенно злостными нарушениями, которые могут повлечь за собой ужасные последствия, являются пребывание в нетрезвом состоянии за рулем, .

Человек в состоянии опьянения

Что будет, если сбил пьяного человека (пешехода) вне пешеходного перехода, есть ли ответственность? Абсолютно не важно, в каком возрасте, степени здоровья и состоянии находился пострадавший человек . Водитель управляет средством повышенной опасности, поэтому он априори должен нести ответственность .

С другой стороны, человек, находящийся в наркотическом или алкогольном опьянении может вести себя неадекватно на проезжей части и препятствовать нормальному движению транспортных средств.

За такие действия он будет отвечать перед законом и государством, наложением штрафов.

Если наезд совершил водитель, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения , помимо наказания за наезд на пешехода , он лишается права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет . На него налагается штраф 30 000 рублей .

Уехал с места ДТП

Если водитель, наехав на пешехода, скрывается с места происшествия , ему грозит лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет или арест до 15 суток .

Часто бывают такие ситуации, когда происходит инцидент с небольшим наездом на пешехода . Разобравшись и договорившись о том, что все в порядке, травм нет, пешеход и водитель расходятся не оставив друг другу контактных данных .

Затем, через некоторое время водителя вызывают в ГИБДД или останавливают на дороге и вменяют оставление места ДТП (статья 12.27 часть 2 КоАП). Так бывает, если пострадавший почувствовал себя плохо и самостоятельно обратился за медицинской помощью или, когда рассказав родственникам, потерпевший решает взыскать с водителя моральный ущерб.

Наказание и ответственность за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Сбил человека на пешеходном переходе, какая ответственность грозит? Если водитель допускает наезд на пешеходов на пешеходном переходе, следует сделать все те же самые действия:


Когда происшествие происходит на пешеходном переходе, виновником в 99% случаев признается водитель, потому что он управляет средством повышенной опасности и обязан пропускать пешеходов в этой зоне (а какое наказание понесет водитель, который не совершил наезд, но ?).

Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переход е также зависит от степени тяжести повреждений . На пешеходов штрафы не налагаются, потому что они являются приоритетными участниками движения на территории пешеходного перехода.

Оформление ДТП

  1. Протокол осмотра . При легком вреде здоровья и средней тяжести документ составляет инспектор ГАИ . Если потерпевший скончался или ему нанесен тяжкий вред , на место происшествия выезжает специальная бригада (автомобильный техник, криминалист, следователь) . Осматриваются все следы, изымаются вещественные доказательства;
  2. Техник осматривает автомобиль, результаты этого осмотра также заносятся в протокол;
  3. Проводится опрос очевидцев происшествия, все данные фиксируются;
  4. Проводится профильные автомобильные экспертизы (трасологическая, автотехническая). Они необходима для правильного определения механизма ДТП;
  5. Судебно-медицинская экспертиза . Она необходима для выявления степени причиненного вреда здоровью и / или причины смерти пострадавшего;
  6. По результатам всех действий выносится процессуальное решение.

Если ДТП серьезное, с тяжкими телесными повреждениями , травмами не совместимыми с жизнью, дело направляется в прокуратуру . Следователь возбуждает уголовное дело .

Права пешехода

Пострадавший может обратиться в суд с иском на сбившего его водителя. Это можно сделать для признания морального вреда и материального вреда .

Под моральным ущербом понимается эмоциональные страдания и состояние человека , попавшего в такую ситуацию в целом. Материальный ущерб деньги, потраченные на лечение, упущенная выгода, упущенная заработная плата и т.д.

Иск подается при любой тяжести наезда по желанию потерпевшего. Суд самостоятельно решает, стоит ли удовлетворять исковое заявление. Он может вынести решение на выплату ответчиком половины, 1/3 или 1/100 доли от названной суммы.

Судебная практика

Случай наезда не на пешеходном переходе

Человек сбил пешехода на трассе в темное время суток . Погодные условия были плохие – дождь, туман, по краям дороги стояли фуры, которые останавливались на ночлег.

На дороге шли ремонтные работы. Двигаясь за фурой, женщина водитель выбрала правильную скорость движения.

Фура несколько раз перестроилась, женщина перестраивалась вслед за ней. Затем фура резко сдала влево, и женщина увидела пешехода, который шел по краю дороги в 10 метрах от автомобиля. Женщина нажала на тормоза, машину несколько раз занесло, чуть не вытащило на стоящую на обочине фуру.

Применив экстренное торможение, водитель не смогла справиться с ситуацией и допустила наезд на пешехода. У него оказались телесные повреждения средней тяжести. Изучив все обстоятельства дела, прокуратура отказала в возбуждении дела .

Потерпевший подал иск в суд и предложил женщине водителю оплатить 300 000 рублей, вместо заявленных в суд 500 000 рублей. Водитель отказалась. В возбуждении дела потерпевшему было отказано, суд иск о моральном ущербе не удовлетворил.

Случай наезда на пешеходном переходе

Водитель двигался с небольшой скоростью по улице города. Проехав больше половины пешеходного перехода, он почувствовал удар в заднюю часть автомобиля. Выйдя из машины, водитель увидел на дороге мужчину, который сидел на дороге и держался за грудную клетку. Не дожидаясь скорой помощи, мужчины поехали в больницу. Пострадавшему констатировали перелом берцовой кости со смещением.

Обменявшись контактами и дав денежные средства на лечения, водитель поехал по своим делам . Мужчины договорились о плате за лечение и моральный ущерб в определенную сумму и дату. Собрав необходимые средства, водитель хотел отвезти ее пострадавшему, но ему на телефон поступил звонок от родственника сбитого мужчины.

Родственник сообщил, что заявление уже подано, все деньги они получат через суд. Водителя признали виновным не только в ДТП , но и в оставлении места происшествия .

Все действия повлекли за собой оплату штрафа, лишение водительского удостоверения на 3 года, моральный ущерб , который составил в 2 раза меньше запрашиваемой истцом суммы (меньше средств, обещанных водителем к выплате потерпевшему).

Наезд на пешехода является тяжелым нарушением . Водитель управляет средством повышенной опасности, поэтому в подавляющем большинстве именно он остается виновником дорожно-транспортного происшествия .

Наказание за наезд может быть вплоть до реального лишения свободы, поэтому нужно быть собранным и внимательным во время управления транспортным средством , полностью концентрироваться на процессе и участниках дорожного движения.

Случилась авария – поздно вечером пешеход неожиданно выскочил на проезжую часть вне зоны перехода и попал под колеса. Жив, но получил серьезные травмы. Завели уголовное дело, о перспективах никто не говорит. Какая ответственность за сбитого пешехода вне пешеходного перехода в настоящий момент?

Ответ: Если по факту наезда на человека было возбуждено уголовное дело, скорее всего имеет место причинение вреда здоровью тяжкой степени. В этом случае ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью из нарушения Правил дорожного движения предусмотрена ч. 1 ст. 264 УК РФ (см. скриншот). Из санкции указанной нормы следует, что виновное лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком не более 2 лет, принудительным работами на два года или же ограничением свободы продолжительностью до 3 лет.

Также виновник может быть лишен права управления ТС на срок на 3 года, но это наказание является дополнительным и не обязательным.

Вырезка из ч. 1 ст. 264 УК РФ

Это в случае, если ДТП совершено трезвым водителем и пешеход в результате наезда остался жив. За «пьяное» ДТП санкция в разы выше.

Однако если обсуждается ответственность за сбитого пешехода вне пешеходного перехода, то для водителя возможен целый ряд смягчающих обстоятельств, которые могут повлечь самые разные последствия – от смягчения наказания до полного прекращения уголовного дела.

Важно знать, имел ли водитель реальную возможность предотвратить ДТП и соблюдал ли он скоростной режим. Если пешеход появился неожиданно, не оставив вам времени на реакцию, что крайне желательно подтвердить видеозаписью с регистратора.

Весьма серьезными смягчающими обстоятельствами для водителя будут:

  • Нахождение пешехода в нетрезвом состоянии;
  • Его грубая неосторожность – вышел на дорогу, не убедившись в безопасности, или же неожиданно появился из-за препятствия;
  • Отсутствие на одежде пешехода светоотражающих элементов для хождения по дороге в темное время суток;
  • Перемещение по дороге вне зоны перехода.

Если же будут иметь место все перечисленные обстоятельства, то дело наверняка будет прекращено. Но лишь в случаях, когда в действиях водителя ТС отсутствуют нарушения, способствовавшие ДТП. Например:

  • Нарушение скоростного режима или же выбор скорости, не соответствующий дорожным условиям;
  • Отсутствие неисправностей ТС, способствовавших ДТП: неработающий ближний свет, изношенная резина и т.д.

В любом случае лучше заручиться помощью опытного адвоката и уже вместе с ним ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, которая должна дать ответ на вопрос – имел ли водитель реальную возможность предотвратить ДТП в данном случае или же несмотря на все возможные усилия оно было неизбежно вследствие неосторожности и нарушений ПДД пешеходом.

Даже в случае, если водитель будет признан невиновным в ДТП и уголовное преследование будет закрыто, в рамках норм ГК РФ о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, водителя может быть взыскана определенная денежная сумма в компенсацию вреда в рамках ст. 1079 ГК РФ (см.скриншот).

Размер компенсации будет напрямую зависеть от обстоятельств (чем больше вина пешехода-потерпевшего – тем меньше сумма), в том числе водитель может быть освобожден от обязанности возмещать вред полностью в ряде случаев – например, при грубейшей неосторожности пострадавшего.


Вырезка из статьи 1079 ГК РФ

Просмотров