Роль и значение юридической техники в праве. §2. Предмет юридической техники. Способы толкования права

Считалось, что подъем уровня океана в последние 20 лет замедлился. Однако новое исследование геодезистов Университета Тасмании показало, что эти расчеты неправильны. Группа ученых во главе с Кристофером Уотсоном опубликовала в журнале Nature Climate Change цифры, согласно которым никакого замедления в действительности нет - уровень моря растет намного быстрее, чем считалось раньше. Предыдущие исследования показывали, что уровень океана с 1993 года ежегодно повышался примерно на 3,2 мм в год, однако в действительности эта цифра может быть занижена из-за несовершенства методики оценки, утверждают ученые.

Это означает, что под угрозой затопления окажется множество географических пунктов. «Русская планета» составила рейтинг наиболее значимых мест, которые могут уйти под воду уже в этом веке. Среди них - красивейшие острова, а также крупные города: увы, наша цивилизация развивалась во многом благодаря мореплаванию, и многие роскошные мегаполисы находятся именно на берегу океанов и морей, на небольшой высоте над уровнем моря.

1. Мальдивы

Расположенные в теплых водах Индийского океана острова, которые многие путешественники воспринимают, как земной рай, имеют среднюю высоту над уровнем моря в 1,5 метра. Это означает, что примерно к 2100 году их население, живущее в основном на побережье, вынуждено будет покинуть родные дома. Острова имеют коралловое происхождение, и глубина океана вокруг них невысока: когда атоллы скроются под водой, они будут видны с воздуха как обширные отмели. Вместе с архипелагом погибнет и его исключительно богатый животный мир.

2. Бангладеш

В этой стране наводнения служат политическим фактором: обычно за ними следует голод (так как вода губит не только людей, но и посевы), а это ведет к кризисам доверия к власти. Так было в 1974 году, когда из-за катастрофического наводнения, в котором погибло 2 тыс. человек и 1 млн получили ранения, а еще несколько миллионов остались без крова, правительство было вынуждено вводить военное положение. Крупнейшее наводнение случилось относительно недавно - в сентябре 1998 года из-за разлива Ганга, Брахмапутры и Мегхны оказались затоплены около 300 тыс. домов. Из-за повышения уровня мирового океана исследователи прогнозируют рост акватории рек и затопление морских побережий Бангладеша. К концу века половина страны окажется дном «моря» глубиной всего в один метр. Конечно, это будет скорее не море, а болото, покрытое зарослями деревьев и кустарников.

Наводнение в Бангладеше. Фото: Abir Abdullah / EPA / ТАСС

3. Новый Орлеан

Родина джаза находится ниже уровня моря: по разным кварталам города цифра варьируется от 1,5 до 3 метров. Спасают город дамбы, возведенные после того, как в 1965 году был принят закон «О борьбе с наводнениями» (Flood Control Act). Однако дамбы оказались не столь надежной защитой, как считали строившие их инженеры. 29 августа 2005 года из-за урагана «Катрина» вода пробила бреши в одной из них, в то время как волны смогли перебраться через ряд других. В итоге более 80% площади города оказалось под водой. Если уровень моря вырастет, уже через несколько десятилетий город станет легкой жертвой для ураганов, которые могут быть даже в 1,5-2 раза слабее «Катрины».

4. Нью-Йорк

Подобно новому Орлеану, этот американский мегаполис не единожды в своей истории страдал от ураганов: в 2012 году ураган «Сэнди» унес жизни 185 местных жителей. Некоторые части города ушли под воду. Через восемь месяцев после катастрофы мэр города Майкл Блумберг представил план по защите Нью-Йорка от стихийных бедствий стоимостью 19,5 млрд долларов, одним из главных элементов которого должно стать укрепление береговых линий. Если масштабный проект не будет осуществлен, уже к 2080 году под водой могут оказаться Лонг-Айленд и нижняя часть долины реки Гудзон.

5. Бангкок

Бангкок наполовину пуст или наполовину полон? Согласно наиболее пессимистическим экспертным оценкам, часть столицы Таиланда уйдет под воду уже в 2030-х годах: помимо роста уровня океана, над гибелью города трудятся эрозии берега. Спасти город могла бы гигантская дамба вдоль Сиамского залива. Но если в случае с Нью-Йорком или Новым Орлеаном есть надежда на сооружение подобных гигантских дамб, то особенности политической ситуации в стране, скорее всего, не позволят провести нацпроект по спасению города. Сейчас более миллиона домов, 90% из которых - жилые, находятся в зоне риска, скорее всего, со временем их первые этажи начнет периодически заливать.

Последствия проливных дождей в Таиланде. Фото: Narong Sangnak / EPA / ТАСС

Еще один красивейший американский город, знаменитый своими пляжами, может стать жертвой волн Атлантики. Основание города сформировано известняковыми породами, которые хорошо пропускают воду, а значит, сооружение дамб, которое могло бы помочь Нью-Йорку, здесь окажется совершенно бесполезным. Возможно, что к концу века городу придется переместить жителей некоторых кварталов в более высокие места: мегаполис как бы «отползет» подальше и повыше от линии океана.

7. Венеция

Один из самых романтических городов мира исчезнет в волнах, если уровень мирового океана поднимется «хотя бы» на один метр. В 2008 году город уже пострадал от мощных наводнений: ущерб от повреждений зданий составил десятки миллионов долларов. Как отмечали ранее специалисты Всемирного фонда дикой природы, Италия в целом может лишиться многих своих пляжей, курортов и уникальной прибрежной флоры и фауны. Около 60% итальянцев живет вблизи морских побережий, и прибрежная эрозия за последнюю четверть века привела к исчезновению 42% пляжей страны.

8. Амстердам

Этот город и так был отвоеван у природы: треть его представляет искусственную насыпь, которая сооружалась на протяжении нескольких столетий. Само название города, кстати, отражает этот факт - оно переводится как «амстельская дамба», «дамба на реке Амстел». Возможно, настало время возвращать долги природе: если вода поднимется на два метра, город почти полностью уйдет под воду. Это может произойти к середине следующего века, но даже в нынешнем столетии обширная часть города может оказаться во власти волн.

9. Шанхай

Название этого города буквально означает «на море», и такое местоположение таит в себе известную опасность. Средняя высота города над уровнем моря довольно велика - 6,5 метров, но на его территории имеются «низины», и число проживающих в них горожан составило бы честь крупному европейскому городу - примерно 5,5 млн человек. Осложняет ситуацию и то, что в городе почти нет системы защиты от наводнений: власти лишь недавно стали задумываться о ее необходимости. В целом же, Шанхай - далеко не единственный город КНР, которому угрожает рост уровня мирового океана: обширные территории таких городов, как Гуанчжоу или Гонконг, расположены ниже уровня моря.

10. Гамбург

Из-за климатических изменений город, являющийся вторым по величине в Германии, в последние несколько лет вынужден решать проблему штормовых приливов, повышения уровня моря и необычайной жары. Несмотря на то, что системы защиты от наводнений имеют здесь долгую традицию - первые дамбы сооружались еще в средние века, их развитие может не поспеть за ростом уровня моря. Сейчас низкие места города, примыкающие к Эльбе, защищены непрерывной дамбой высотой в 14,5 м с обеих сторон реки. Если климат на планете будет продолжать меняться с такой же скоростью, что и сейчас, эта мощная дамба может перестать служить надежным прикрытием для города.

Наводнение в Гамбурге. Фото: Kay Nietfeld / DPA / ТАСС

Не сразу, но потом все же замечается, что одни и те же горные вершины на картах разных стран имеют разное обозначение высот. С таким парадоксом мой друг столкнулся три года назад. Разделяя его недоумение, стал искать ответ на загадку. Сначала предположил, что в Интернете выложены как старые, так и новые географические карты. А поскольку прежде высоту гор определяли не столь точно, как нынче, то и обозначения высот на картах разных стран были плюс-минус два-три метра. Казалось бы, какая мелочь! Но измерения со спутников сейчас дают результаты до сантиметров!

Детальная сверка онлайн-карт показала, что все они были переведены в цифровой вид в 90-е годы XX века, а некоторые — и в первое десятилетие текущего XXI века. Иными словами, файлы вполне свежие и с относительно новых оригиналов карт. В последнем тоже убедиться было легко: внизу каждой карты имеется дата составления. Тайна разнобоя с обозначением высот для меня (не специалиста в картографии) не поддавалась разгадке до тех пор, пока не обратил внимания на слова «от поверхности уровня моря». Стало быть, от уровня мирового океана? В чем-то я тогда запутался в своих рассуждениях.

Истина находилась там, где ей и положено быть — в середине логических построений. Виной разнобоя стали не инструменты, не системы измерений, не «округление» сантиметров и прочее, а само понятие об абсолютной высоте и то, как ее воспринимают в разных странах.

Абсолютной высотой какой-нибудь точки на поверхности нашей планеты специалисты считают расстояние от данной точки до среднего уровня поверхности мирового океана. Но весь прикол в том, что в разных странах «по-своему» берут поверхность «от ноля». Например, в Европе путаница начинается даже среди стран, не имеющих выхода к морю. Скажем, в Швейцарии для своих карт за ноль берут отсчет от поверхности моря в Марселе (Франция). В Австрии (тоже «отрезанной» от моря) за ноль идет поверхность Адриатического моря. Немцы за исходный «ноль» берут уровень поверхности моря в Амстердаме (Нидерланды). В Бельгии за точку отсчета считают средний уровень между приливом и отливом в Остенде. В итоге получается, что разница между высотными замерами у немцев и бельгийцев превышает два метра! Примеры можно продолжать. Появляется сам собой вопрос: неужели никто не заметил «чехарды» на географических картах?

Заметили. И очень давно. Но вся сложность в том, что крайне затратно по финансам привести измерения к единой для Европы точке отсчета ноля. Проблема не столько в том, что трудно, мол, договориться, а в том, что после принятия «единого ноля» пришлось бы переделывать все географические карты Европы, менять сведения в документах, в справочниках. Но каким же образом тогда при столь существенном разнобое строят, допустим, мосты на реках, разделяющих государства, а также железнодорожные и автомобильные тоннели, где очень важна точность? Специалисты сначала договариваются об общей для проектов системе измерений. И лишь после этого начинают производить расчеты, выполнять чертежи, строить.

Широко распространенное мнение на тот счет, что уровень поверхности мирового океана на планете везде, дескать, одинаков — ошибочно. Да, вода — самое пластичное вещество, и она легко заполняет собой любые углубления. Но в силу каких-либо особенностей местности вода не везде полностью может заполнить углубления до «краев». Многократно спутники фиксировали «вздутия» поверхности океана на большой площади. Кстати, космонавты с орбиты хорошо видят, как вода с завихрениями преодолевает узкий Гибралтарский пролив и входит в Средиземное море. Бассейн «А» никогда не уравняется с бассейном «Б» из-за того, что в Средиземном море уровень поверхности ниже, чем в мировом океане. А ниже он в силу бесконечно продолжающегося в Средиземном море испарения. Но при измерении высот швейцарский «ноль» ведь в Марселе (как и австрийский в Адриатическом внутреннем море) — от поверхности моря, а не от поверхности воды возле входа ее в Гибралтарский пролив.

Аналогичный казус с отсчетами «ноля» мы видим и на других континентах. И о едином «стандарте» пока не говорится. Да его, вероятно, и быть не может. Ведь наша планета — не в виде абсолютно круглого шара, а сплющенная на полюсах и напоминает собой куриное яйцо.



Просмотров