Правосознание: понятие, виды, структура и функции. Понятие и структура правосознания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Российской Федерации

Воронежский государственный АГРАРНЫЙ университет ИМ.ПЕТРА I

Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Правосознание: понятие, структура, функции, виды»

Студент: Сальников Александр Николаевич

Воронеж 2013

Введение

1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции

2. Структура правосознания

3. Виды правосознания

4. Функции правосознания

Заключение

Введение

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов - все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции. Однако в данной работе, помимо указанных вопросов, я рассмотрел, каким образом правосознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом.

1. Понятие правосознание

Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.

Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощений и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве - локомотив исторического движения.

Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую во времени. Первобытные представления о праве -- это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.

Специфическим признаком правосознания является соотношение в сознании (индивидуальном, классовом и т.д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходимыми или существующими юридическими правами и обязанностями. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.

Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формирования их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.

Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

Буржуазные общества XIX-XX веков, базирующиеся на фундаментальных правовых документах - декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением. Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответственности.

Только апологеты «отмирания права» в концепции коммунистической утопии обрушиваются на юридическое мировоззрение, пытаются заменить его классовым, революционным сознанием. По существу эти попытки представляют собой не что иное, как воздвижение барьера на пути эволюции коллективного разума. Всплеск правосознания характеризует и периоды социальных перемен, революций. Тоска о прошлой правовой системе у одних, надежды на формирование новой у других. Но пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменении.

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого бытия.

Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право -- явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (K. Маркс, В. И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескъе, Ж. Ж. Руссо).

Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство. На всю организацию общественной жизни. Например, он считал. Что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал. Что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б. Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000.

Более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура. Она неразрывно связана с правосознанием и немыслима без человека, его сознания и его деятельности.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни очень велико, ощутимо. Этим объясняется включением его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие, действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

В юридической литературе начал употребляться термин “легитимность права”, под которым понимается признание действующей системы права большинством населения страны. Это признание осуществляется через правосознание, на его как рациональном, так и эмоциональном уровнях.

Входит в употребление термин “лояльность правосознания”. Под лояльностью правосознания понимается его качественная характеристика, свойство его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения участников правовой жизни общества, активное использование и защиту ими своих субъективных прав, осознанное исполнение обязанностей, участие в социальном контроле правовой деятельности.

Идеи, взгляды, представления о праве предшествующих поколений передается новым. Нередко воспринимаются идеи, теории, выработанные иными народами. Под влиянием ценностного анализа правовой деятельности возникает предрасположенность личности к определенному образу действий. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения. А также в определении тех отношений общественной жизни. Которые объективно нуждаются в правовой регламентации, т.е. является идейным источником права.

Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Правосознание предполагает:

Осмысление и ощущение необходимости права;

Оценку права;

Осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

Осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

Восприятие процесса и результатов реализации права;

Соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.

Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон -- как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

2. Структура правосознания

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретноисторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. - Мн.: Амалфея, 2004.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

Общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

Психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

Представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

Чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

Способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) -- влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д А.Ф. Черданцев Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт -М.,2001.. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология - на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем.

Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности.

Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается.

В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение.

Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

3. Виды правосознания

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику.

Существует два основания, по которым можно разделить правовое сознание на виды.

Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества.

Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание.

По моему мнению, существует два этапа существования общественного правового сознания. Первый этап связан со становлением общественного сознания, второй же связан с влиянием общественного правового сознания на становление правосознания личности. Т.е. первый этап связан с формированием правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание. Ведь по сути общественное сознание это есть нечто абстрактное, и оно представляет собой не один какой-нибудь мозг, а, наиболее устоявшиеся идеи, представления, концепции по поводу права и его институтов. Общественное правовое сознание складывается из наиболее общего отражения юридической действительности, свойственного большей части общества. И когда общественное сознание существует в обществе, то новые индивиды, которые появляются в данном обществе, принимают эти общие черты отражения правовой действительности, навязанные им существующим государством и правом, но не всецело. И тогда проявляется влияние общественного правового сознания на индивидуальное, то есть проявляется второй этап. В связи с этим и появляется разногласия у ученых: одни видят, что общественное сознание преобладает над индивидуальным, другие наоборот, что индивидуальное преобладает над общественным. Но не стоит идеализировать общественное и индивидуальное правовое сознание, т.к. общество не стоит на месте оно развивается и меняется (но не столь заметно). Вместе с обществом развивается и изменяется и общественное правовое сознание. А так как источником общественного правового сознания выступают наиболее общие идеи, представления, концепции о праве и его институтах, и последние формирует индивидуальное правое сознание, то здесь видим несомненное влияние индивидуального правового сознания на общественное. Вот так я представляю взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального правового сознания. И сходя из этого можно уточнить понятия общественного и индивидуального правового сознания. Так же необходимо указать в этой системе роль группового правосознания. Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого, правосознание у членов данной группы будет включать, те представления о праве и его институтах, которые наиболее схожи у членов данного коллектива. Правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы.

Индивидуальное правовое сознание - это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознание на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида.

Групповое правовое сознание - такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001

В правовом сознании общества закрепляется типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и всесторонне.

По способу отражения правовой действительности, как уже говорилось, выделяют обыденное и научное (теоретическое). Особенностью этих способов является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии.

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда. Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида. Наибольшее значение здесь имеет психические формы отражения, но не стоит отождествлять с правовой психологией. В обыденном сознании присутствуют элементы рационального и логического, т.е. элементы правовой идеологии. Так же необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах.

Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит так же отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, так как присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции.

Не маловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

4. Функции правосознания

правосознание законодательство общественный идеология

Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.

Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Начинает свою работу регулятивная функция. В чем же она проявляется?

Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, так как на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания.

Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, то есть позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники.

В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию.

В четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только “отдельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания - государство и право - это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений -- экономических, политических, этических, религиозных и других Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости.

Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.

Заключение

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и так далее.

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

«Если человек обладает развитым правосознанием, - писал французский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой - преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. - Мн.: Амалфея, 2004.

Список использованной литературы

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

2. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000.

3. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.

4. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. - Мн.: Амалфея, 2004

5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт -М.,2001.

6. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001

7. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. - Мн.: Амалфея, 2004.

8. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФА, 1998

9. Б.А.Кистяковский “ Философия и социология права. - СПб.: РХТИ, 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Правосознание: понятие, структура, виды и функции. Структура правосознания. Виды правосознания. Функции правосознания. Пути повышения правосознания граждан РФ. Право как культурный феномен - часть общечеловеческой культуры.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2006

    Концепция правового государства. Правосознание и правовая культура. Понятие, свойства и функции правосознания. Классификация видов правосознания и формы его деформации. Структура правосознания. Правовая культура и правовая активность.

    реферат , добавлен 07.06.2003

    Правотворческая и правоприменительная деятельность. Общество и его правовое сознание. Понятие, функции, структура и виды правосознания. Взаимодействие правосознания и права. Правовая культура: понятие и структура. Правовой нигилизм и идеализм.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2008

    Понятие, сущность, функции, виды и структура правосознания. Роль правосознания в жизни общества и в правотворческой деятельности государства. Принципы соблюдения договоров и законности. Правовые нормы обогащения и конкретизации содержания правосознания.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2010

    Понятие правосознания, правовой культуры, правового нигилизма, идеализма и воспитания, их взаимосвязь и соотношение. Структура, уровни проявления, виды и функции правосознания и правовой культуры, пути их повышения в современном российском обществе.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2009

    Понятие, структура, функции и виды правовой культуры. Правовое воспитание: понятие, методы, формы. Понятие, источники, формы выражения правового нигилизма. Взаимодействие права и правосознания. Основные черты, структура, функции и виды правосознания.

    реферат , добавлен 02.06.2015

    Правосознание российского гражданина, его составные элементы. Значение общественного сознания и тенденций поведения для понимания норм права и закона. Структура и функции правосознания, его условные компоненты. Отдельные виды правового сознания.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Роль правосознания в различных сферах правовой жизни. Виды правосознаний: групповое, общественное, теоретическое. Функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная. Значение уровней правовой культуры, формы правового нигилизма И. Матузова.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Система форм общественного сознания и место в ней правосознания. Определение роли правосудия в формировании социальной активности личности. Структура правосудия в единстве правовой идеологии и правовой психологии. Элементы социальной психологии.

До настоящего момента в темах по теории нрава последнее изучалось преимущественно как институциональное образование, рассматривались нормы права, их объединения (институты и отрасли права), порядок создания и виды документов, содержащих правовые нормы. Данная тема посвящена изучению самостоятельной сферы юридической действительности, сферы идеального – правового сознания.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности.

Правосознание является одной из форм общественного сознания, поэтому оно наряду с иными формами сознания отражает определенную часть общественного бытия – юридическую действительность. Термин "правовое сознание" давно утвердился в юридической науке, хотя он может показаться несколько односторонним, ведь к юридическим относятся явления и правовые, и государственные (порядок образования, компетенция, формы деятельности различных государственных органов и т.д.). Существуют также понятия "политическое сознание", "политическая культура", однако они выработаны и используются преимущественно в политологии.

Правосознание как часть правовой системы общества тесно связано с другими ее частями. Так, правосознание пронизывает все стадии правотворческого процесса (правотворческая инициатива, разработка, согласование, обсуждение, доработка, принятие проекта нормативного правового акта) и находит выражение в содержании норм права. Здесь имеют значение характеристики правосознания лиц, привлеченных к работе над проектом и принимающих нормативные правовые акты. Правосознание оказывает влияние и на осуществление правовых предписаний в поведении граждан. Достаточно высокий уровень правового сознания каждого члена общества обеспечивает правомерное поведение, надлежащую реализацию правовых норм (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав). Правосознание играет важную роль и в правоприменительной деятельности государственных органов. Его значение в процессе рассмотрения юридических дел и принятия на основе правовых норм конкретных решений прямо закреплялось в отдельных статьях процессуальных кодексов.

При рассмотрении значения правового сознания для применения права анализируют прежде всего профессиональное правосознание юристов: судей, прокуроров, адвокатов, следователей и т.д. С другой стороны, следует отметить и обратное влияние положительного права и практики его реализации на правовое сознание. Высокое качество правовых норм, соблюдение требований законности обеспечивают внедрение в правосознание граждан передовых принципов человеческого общежития.

Обычно подвергают исследованию структуру, внутреннее строение правосознания, выделяя его составные элементы. Чаще всего при этом говорят о правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология – это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.

Правовая психология – это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Идеологические элементы правосознания – это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний ("хорошее" или "плохое", "справедливое" или "несправедливое", "радует" или "огорчает" и т.д.). Но при этом нельзя говорить о приоритете правовой идеологии над правовой психологией. Скорее наоборот, знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно, в значительной степени эмоционально окрашенное. Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, имеют место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые юридические концепции (та же теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяют ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.

Иногда в структуре правового сознания выделяют и поведенческие элементы, которые характеризуют готовность личности к совершению сознательных правовых поступков. На этом уровне на основе идеологических и психологических элементов формируются определенные поведенческие ориентации, мотивы, установки.

Различают отдельные виды правового сознания. Классификации обычно проводятся по двум основаниям – по субъектам и по уровням правосознания.

По субъектам различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Индивидуальное правосознание – это представления, взгляды, эмоции одного человека. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, депутатов, судей и т.д.) есть сходные черты правового сознания. Поэтому выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы. Наконец, в силу того что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества; поэтому анализируется так называемое общественное правосознание, которому свойствен самый высокий уровень общности. Можно проследить связь между указанными видами правового сознания: они соотносятся между собой как философские категории "единичное", "особенное" и "общее". Общественное правосознание складывается из представлений о юридической действительности отдельных индивидов, отдельных социальных групп. Однако его нельзя свести ни к групповому, ни к индивидуальному правосознанию, поскольку ни первое, ни второе не в состоянии отразить его качественного многообразия. Исследование правового сознания разных уровней общности остается актуальной проблемой юридической науки. В частности, представляет интерес анализ соотношения господствующего (как правило, "положительного") и не господствующего ("отклоняющегося") правосознания на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

В зависимости от уровня, глубины отражения юридической действительности различают обыденное и теоретическое правовое сознание.

Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой жизни общества лишь эпизодически. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта. В силу этого точнее было бы называть его практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Используя знание описанных выше элементов правосознания, можно указать на значительный объем правовой психологии в структуре обыденного правосознания. Обыденные представления о нраве носят ограниченный характер, поскольку они находятся рамках поведения человека, его повседневного опыта. Обыденное правосознание имеет разрозненный, хаотический характер, с правильными взглядами и представлениями о юридических явлениях могут уживаться и ошибочные. Обыденное правовое сознание является более распространенным, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридической подготовки. Данный вид правового сознания можно описать на индивидуальном, групповом и общественном уровне.

Противоположностью обыденного является теоретическое (научное ) правосознание. Оно формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, значительно более глубоком уровне. Теоретическое правосознание как система правовых знаний раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития. Следует иметь в виду, что предпосылкой теоретического правосознания является правосознание обыденное, поскольку знанию систематическому, научному всегда предшествует знание фрагментарное, неполное.

Раскрывая виды правового сознания по уровням, специально внимание обращают, как правило, и на правосознание, сформированное конкретной юридической практикой, называя его профессиональным правосознанием. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур, это правосознание практикующих юристов: судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д.

С помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, правовое сознание.

Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

  • носителем правосознания является человек или общность людей;
  • она отражает государственно-правовые явления;
  • выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
  • носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
  • тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому .

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.

Роль правосознания

Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание , совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

  • в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
  • в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
  • даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
  • при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с , наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

Структура правосознания

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

Правовую идеологию , олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания;

Правовую психологию , состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания;

Поведенческие факторы , в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством се совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.

Обыденное и теоретическое правосознание

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву.

Теоретическое правосознание , напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоре- тичсского правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

Правовая идеология - это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.

Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:

  • правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектов права);
  • правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

Виды и функции правосознания

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

  • познавательной , связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
  • оценочной , выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
  • регулятивной , определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Правосознание - совокупность идей, взглядов, навыков, умений, чувств, эмоций, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни.

Признаки правосознания:

Одна из форм общественного сознания;

Отражает всю правовую реальность: систему права, законодательство, юридическую деятельность;

Включает идеи, теории, навыки, умения, чувства, эмоции, настроения и другие элементы;

Носителями правосознания являются различные субъекты: индивиды, социальные общности, общество в целом и др.

Охватывает представления людей о действующем праве, существовавшем ранее и желаемом;

Оказывает ориентирующее воздействие на поведение людей, позволяет им сделать осознанный выбор варианта поведения.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.

Структура правосознания

Структура правосознания:

1. Правовая идеология

2. Правовая психология

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, навыков, умений, в которых выражается отношение различных социальных групп, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

3. Виды правосознания:

По субъектам:

а) общественное правосознание;

б) групповое правосознание;

в) индивидуальное правосознание.

С позиций социального уровня :

а) обыденное;

б) профессиональное;

в) научное.

По направленности:

а) обращенное к прошлому (ретроспективное);

б) обращенное к настоящему;

в) обращенное к будущему (перспективное).

В зависимости от характера выражения правовой реальности:

а) нормальное;

б) аномальное (деформированное).

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К. Маркс назвал "ходячими формами мышления". На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.

Роль правосознания в жизни общества:

1) Правосознание является необходимым фактором при создании норм права;

2) Правосознание является важным и необходимым условием полной реализации правовых норм.

4. Понятие, содержание и виды правовой культуры.

Правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Виды правовой культуры:

По субъекту (количественный показатель)

Индивидуальная;

Групповая;

Общества.

По уровню (качественный показатель)

Обыденный;

Профессиональный;

Доктринальный.

Структура правовой культуры общества:

Уровень правосознания граждан и должностных лиц;

Уровень совершенства законодательства;

Уровень законности и правопорядка;

Уровень правотворческой и правореализующей культуры;

Уровень работы правоохранительных и правоприменительных органов;

Уровень реализации права гражданами;

Уровень развития юридической науки.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Структура правосознания.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура правосознания.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Структура правосознания - это содержательная морфология, ᴛ.ᴇ. внутреннее строение, состоящее из внутренне обособленных частей взаимно связанных и предполагающих друг друга.

Традиционно различают: 1) правовая идеология; 2) правовая психология. Имре Сабо (венгерский правовед) отрицает существование этих компонентов. Он различает виды или уровни правосознания: 1) менее развитое и 2) более развитое; 1) активное и 2) пассивное.

1. Правовая идеология - это систематизированное, теоретическое осознание права, других правовых явлений. Она охватывает собой весь спектр взглядов, представлений, понятий, категорий, концепций, сложившихся в обществе. В наши дни в центре внимания находятся теории правопонимания, права человека, закона, правозаконности, правового государства и др.
Размещено на реф.рф
Правовая идеология, в отличие от правовой психологии, возникает не спонтанно, а является результатом творческой деятельности учённых, политиков, преподавателœей, высококвалифицированных практиков. Вместе с тем целœесообразно не противопоставлять правовую идеологию и правовую психологию, а выявлять пути их взаимодействия и взаимовлияния.

К правовой идеологии относят интеллектуально-рациональные компоненты - идеи, понятия, категории, концепции, доктрины, школы права и т.д.

В советской теории считалось, что ведущая роль в правосознании принадлежит правовой идеологии (высшая концептуальная степень правосознания - создаёт модели правовой действительности).

Правовая идеология на высших своих ступенях в систематизированном, концептуальном виде отражает правовую реальность, и она тесно связана с политикой и нравственностью.

Школы права - это разновидности правовой идеологии.

Правовая идеология - это комплекс идей.

2. Правовая психология - это переживания, которые испытывает каждый человек при взаимодействии с правом, другими правовыми явлениями. Здесь на первый план выходят чувства, эмоции, настроения, иллюзии людей. Так, принятие нового закона, вынесение судом приговора, действие работника милиции могут вызвать радость или огорчение, поддержку, равнодушие или протест, побудить к активности или ввести в состояние депрессии. В правовой психологии велика роль бессознательного. По этой причине она часто проявляется как самопроизвольная психологическая реакция без предварительного логического рассуждения (интуиция), как кратковременное, но интенсивное переживание (аффект).

Правовая психология состоит из психологических компонентов - эмоции, чувства, настроения, желания и включает всю область подсознательного и бессознательного (стереотипы, паника и т.д.).

В советской теории права правовой психологии отводилось второе подчинённое место в правосознании. При этом, оказывается, что правовая психология может определить ход правовых реформ в целом, в отдельных регионах и т.д.

3. Поведенческий элемент. Речь идёт о правовой установке или готовности личности к правомерному поведению. Установка на правомерное поведение возможна, в случае если у человека сложилась позитивная система ценностных ориентаций. Данная система как раз и формируется на базе психологических и идеологических элементов.

Поведенческие элементы правосознания - являются результатом взаимодействия интеллектуально-рациональных, психологических и волевых компонентов субъекта.

Воля (в философии) - это духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность.

Воля - есть энергия, сила, переводящая неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ содержание в реальную действительность.

Воля - есть способность выбирать, решать, но критерия для выбора или предпочтения воля не имеет, она духовно безразлична. Критерии представляются: рациональными, психологическими, информационными и ценностными.

Поведенческий компонент выражается:

а) правовая установка - это тенденция, предрасположенность субъекта воспринимать правовые явления и оценивать правовую информацию и готовность к действию на базе этой установки;

б) правовая ориентация - это совокупность правовых установок субъектов в целом, формирующих программу действий в сфере права;

в) оценки в праве (выделяет Черданцев, Бабаев и др.) - в базе оценок лежат ценности, выраженные в виде идей, представлений о справедливом праве.

Оценка - это субъективный процесс и результат в отличие от ценности, которая объективна.

Оценки не дают знаний о правовых явлениях, о том какими они являются сами по себе (о сущности), но показывают их значимость для субъекта.

В сущности вся юридическая деятельность связана с оценками, к примеру, правонарушение соотносится с нормой, ᴛ.ᴇ. оценивается.

г) знание или информация - (Черданцев, Бабаев) - прежде чем оценить, крайне важно получить информацию в праве, ᴛ.ᴇ. нужно знать то, что оценивать.

д) навыки правового поведения людей (не путать с правомерным поведением) (Комаров) - навык связан с деятельностью человеческого головного мозга (нервной системой), он хранится в сознании.

Структура правосознания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура правосознания." 2017, 2018.

  • - Понятие и структура правосознания.

    Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни. Правосознание теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими воззрениями, рели­гиозными доктринами. Влияние... .


  • - Понятие и структура правосознания

    В современных теориях права нет единого понимания сущности права, что определяется такими факторами, как: 1) влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; 2) сложность права, многообразие его проявлений в обществе; 3) наличие... .


  • - Структура правосознания (правовая идеология и правовая психология)

    Содержание лекции План лекции Правосознание и правовая культура в гражданском обществе Тема лекции № 10. 1.Правосознание: понятие, виды, уровни 2.Структура правосознания 3.Правовая культура: понятие, содержание, уровни 1.Правосознание:... .


  • - Структура правосознания: гносеологический и социологический подходы.

    Структура правосознания – строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его целостность. Элементы структуры правосознания: 1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы) 2. Правовая... .


  • - Структура правосознания.

    Правосознание- сложное по своему содержанию явление. В нем выделяются: когнитивные, рациональные компоненты, объединяемые понятием правовая идеология, и психологические образования, охватываемые понятием правовая психология. Правовая идеология есть... .


  • - Структура правосознания и его функции

    В структуре правосознания различают два основных элемента: правовую идеологию и правовую психологию. Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно... .




  • Просмотров