Методика преподавания обществознания в основной школе. Раздел II. Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат) Пояснительная записка

  • Раздел III. Теория и практик современного исторического образования (магистратура)
  • Раздел IV. Теория и практика современного обществоведческого образования (магистратура)
  • Раздел I. Теория и методика обучения истории (бакалавриат) Пояснительная записка
  • Теоретический блок
  • Часть I. Цели и содержание современного исторического образования
  • Тема 1. Предмет ТиМои
  • Тема 2. История становления исторического образования и методической мысли
  • Тема 3. Цели исторического образования.
  • Тема 4. Содержание исторического образования
  • Тема 5. Структурно-функциональный анализ содержания исторического образования
  • Итоговый тест (I часть)
  • Часть II. Методы и формы преподавания истории. Технологии, применяемые на уроках истории
  • Тема 1. Система методов и приемов в процессе изучения истории
  • Тема 2. Формы обучения история. Урок как основная форма организации обучения.
  • Тема 3. Подготовка учителя к уроку истории
  • Тема 4. Педагогические технологии в обучении истории
  • Практический блок
  • Раздел II. Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат) Пояснительная записка
  • Теоретический блок
  • Тема 1. Методика обществознания как наука. Связь методики с другими науками. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. История развития обществоведческого образования.
  • Тема 2. Цели обществоведческого образования в современной школе
  • Тема 3. Содержание и структура обществоведческого образования
  • Тема 4. Структурно-функциональный анализ содержания обществознания
  • Тема 5. Методы и приемы обучения обществознанию
  • Практический раздел
  • Раздел III. Теория и практика современного исторического образования (магистратура) Пояснительная записка
  • Теоретический блок
  • Тема 1. Основные проблемы современного исторического образования
  • Тема 2. Содержание современного исторического образования
  • Тема 3. Современные методы и технологии, применяемые в историческом образовании
  • Тема 4. Современные подходы к оцениванию компетенций
  • Практический блок
  • Контрольно-измерительные материалы
  • Раздел 1. Цели современного исторического образования.
  • Раздел 2.Содержание современного исторического образования
  • Раздел 3. Современные методы и технологии, применяемые в историческом образовании.
  • Раздел 4. Современные подходы к оценке учебных достижений школьников.
  • Раздел 5. Роль внеурочной деятельности в современном историческом образовании.
  • Раздел 6. Современный учитель истории.
  • Раздел IV. Теория и практика современного обществоведческого образования (магистратура) Пояснительная записка
  • Теоретический блок
  • Тема 1. Цели обществознания в стандарте II поколения
  • Тема 2. Компетентностный подход в обществоведческом образовании: ключевые и предметные компетенции
  • Тема3. Проектирование образовательного процесса по обществознанию
  • Практический блок
  • Контрольно-измерительные материалы
  • Программа итоговой аттестации в магистратуре
  • Раздел 1. Цели современного обществоведческого образования.
  • Раздел 2.Содержание современного обществоведческого образования. Место политологического образования.
  • Раздел 3. Современные методы и технологии, применяемые в обществоведческом образовании.
  • Раздел 4. Современные подходы к оценке учебных достижений школьников.
  • Раздел 5. Роль внеурочной деятельности в современном историческом образовании.
  • Раздел 6. Современный учитель обществознания.
  • Требования, предъявляемые к исследовательским проектам.
  • Раздел II. Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат) Пояснительная записка

    Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего школьного образования, выполняя задачи, которые не в состоянии выполнить не один школьный предмет. Обществознание - объединяет комплекс наук об обществе, поэтому его преподавание имеет ряд специфических черт. В большей степени, чем другие гуманитарные предметы обществознание делает акцент на личностной составляющей компетентностной модели выпускника, что предполагает особую методику работы в рамках этой учебной дисциплины. Особая связь методики обществознания не только с педагогикой и психологией, но и с науками гуманитарного цикла: социологией, политологией, культурологией, экономикой, правом, каждая из которых, интегрирует свой контент в данный учебный курс.

    Задача студентов – не только иметь представление об особенностях преподавания каждого компонента обществознания, но в-первую очередь, понимать, как осуществить их интеграцию, выстроив преподавание вокруг главной смысловой доминанты «человек-общество». Определенную сложность представляет работа с содержанием учебного курса, так как здесь, в отличие от истории, нет принципа «непреодолимой силы» – хронологии. Поэтому содержательные линии повторяются концентрически, что усложняет методическую задачу, побуждая педагога соотносить содержание с возрастными способностями учащихся, а так же тем уровне компетенций, который уже сформирован, и к какому следует стремиться. Кроме того, следует учитывать такую специфику данного учебного курса как высокую степень его теоретичности. Это создает определенные сложности с определением методики работы и отборе содержания урока таким образом, чтобы опора не эмпирический уровень была, несмотря не то, что он отсутствует в учебнике.

    Теоретический блок

    Тема 1. Методика обществознания как наука. Связь методики с другими науками. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. История развития обществоведческого образования.

    1. Методика обществознания как наука. Методика обществознания как наука сформировалась в советское время и несмотря на то, что образование в этот период было в достаточной степени идеологизированным, основные принципы преподания и методы были выработаны тогда. Тем не менее, поскольку большинство учителей обществоведения были историками в преподавании обеих дисциплин было много общих позиций. Так же как история, обществознание развивалось в контексте знаниевой парадигмы, что обусловило определенные методы и приемы работы с содержанием, и сделало достижение результата – формирование системы знаний об обществе, в достаточной степени формальным. Перед методистами остро стояла проблема – применения занний учщимися, но в условиях советской системы это было невозможным.

    Сегдня методика обществознания как наука преживает период перетройки: создаются новые учебники, опробируются новые технологии.

    2. Связь методики обществознания с другими науками. Данная наука связана с блоком психолго-педагогических наук, основывается на общедидактичесих принципах организации процесса обучения и соблюдении возрастных особенностей в процессе преподавания. Специфической чертой обществознания является его связь с блоком обществоведческих дисциплин, связанных между собой тем, что каждая из них представляет определенную сферу деятельности человека: политическую, культурную, духовную, экономическую, социальную, правовую. Необходимо формировать представления учащихся об этих сферах жизни человека таким образом, чтобы в конечном итоге у него возникла целостная картина общества и представление о тех видах деятельности, в которые включен человек. Тесная связь у обществознания с историей. История пользуется понятиями обществоведческого характера и, в свою очередь, предлагает исторические факты для анализа являений социальной действительности.

    3. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. Руководствуясь общедидактическими принципами, методика обществознания как педагогическая наука, рассматривает процесс обучения обществознанию с точки зрения взаимодействия основных факторов обучения: целей, содержания, методов и результатов. Как и в классической методике истории компонент содержания здесь занимает центральное место, большое внимание уделяется основным содержательным линиям обществознания и способам их интеграции. Современная модель образования приводит к перестройки отношений внутри данной системы, так же как в истории на центральное место выходит деятельностный результат, что не может не отразиться на методах работы: они становятся практикоориентированными. В соответствии с данной логикой формулируется и цель обществоведческого образования.

    4 . История развития обществоведческого образования. Основные этапы формирования обществознания:

      Этап 20-е- 60-е гг. XX века – формирование советской системы обществоведческого образования. На этом этапе цель учебного предмета – формирование гражданской позиции будущего строителя социализма. В период существования трудовых школ (20-е гг.) в комплексные программы «История труда» был заложен интегративный принцип, объединивший элементы наук по определенному принципу. Несмотря на большие издержки трудовых школ с точки зрения системы преподавания, много актуальных и сегодня методических идей появилось в тот период: активное вовлечение учащихся в осмысления путем практической деятельности, методы беседы и дискуссии, работа с источниками (в основном трудами классиков). Даже целью изучения социологии провозглашалось «точно соответствовать методам социологии, дабы учащиеся не были вынуждены что-нибудь принимать на веру, но вместе с преподавателями участвовали в процессе образования социальных выводов на основе конкретного материала». К сожалению, в отсутствии учителей, источников и учебников эта цель не была реализована. В эти годы предпринималось несколько попыток создать программы по обществоведению, но до 1927 года все они страдали чрезмерной перегруженностью содержанием каждой конкретной науки и отсутствием интеграции. Программы 1927 года стали обязательными для всех школ РСФСР, в основу которого был положен классовый подход, а в 1936 года до 1958, функцию обществоведческой дисциплины на себя взял курс «Конституция РСФСР». Целью курса провозглашалась «система понятий, призванных дать глубокое понимание основ социального строя».

      Этап 60-е 80-е годы. В период оттепели в учебном плане школы вновь появился данный курс, его целью стало преодоление разрыва между школой и жизнью. Несмотря на то, что партией в это время была принята программа строительства коммунизма и она вошла в содержание курса, очень много внимания уделялось практической деятельности. Многие учителя увлеклись в этот период подбором фактов из жизни для иллюстрации теоретических положений, что снижало уровень научности курса и вскоре эти методы были подвергнуты критике. В новой программе в начале 80-х годов появилось много интересных методических компонентов – «основные умения», «примерные нормы оценок». Учащиеся должны уметь применять принцип историзма и классового подхода к оценке событий, использовать информацию различных источников и т.д. В эти же годы появились курсы «Основы права» и «Этика и психология семейной жизни». Вновь появилась идея единого интегративного курса.

      90-2000-е гг. – реформирование системы обществоведческого образования. На рубеже 80-х и 90-х годов появился курс «Человек и общество», в котором предполагалось сделать акцент на проблему человека, целостно показать общественную систему, связывать обучение с жизнью. Но в условиях кризиса советской системы идеологии это было не возможно. В обществе распространилась негативная оценка обществоведческого образования и курс обществоведения был исключен из школы. Только в конце 90-х годов в обществе установилась стабильность, и это создало условия для введения нового обществоведческого курса.

    Задания к теме: Проследите изменение целей обществоведческого образования на основных этапах. Выявите связь целей с методами и содержанием учебного предмета. Предположите перспективы развития обществознания, исходя из современного состояния общества.

    Литература:

      Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л.Н. Боголюбов, - м,: Дрофа, 2008.

      Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. М. 2000.

      Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе// История и обществознания в школе, 2003.№9

    Тема 31. Концепция современного школьного обществознания.

    Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления содержания курса.

    Место обществознания в учебном плане основной и средней школы.

    Интегрированные и модульные курсы.

    Государственный общеобразовательный стандарт, раздел «Общество».

    Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся.

    Ни один цикл учебных предметов не претерпел (прежде всего, на официально-государственном уровне) такой радикальной трансформации целей как историко-обществоведческий. Характер и последствия коренного обновления целевого компонента предмета заключается в следующем:

    1. В основе изучения предмета лежит социальный заказ общества и государства, направленный на формирование у подрастающего поколения определенных мировоззренческих установок и жизненных устремлений.

    2. Знания, умения, навыки, полученные по предметам гуманитарного цикла должны носить практический характер.

    Содержание обществознания представлено большим количеством различных курсов: «Введение в обществознание», «Право и политика», «Граждановедение», «Человек и общество» и др. Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Граждановедение» стали социальные проблемы, имеющие личную значимость для учащихся. Курс состоит из большого количества модулей, раскрывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростков и общества. Курс, разработанный Я.В. Соколовым и Никитиным, оснащен методически, обращен к личности ребенка, предполагает активные формы работы с классом.

    Курс «Человек и общество» соединяет научные проблемы с жизненно важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, общества и природы. Эти курсы завершают знакомство с проблемами обществоведения в первом концентре.

    Во втором концентре в 10-11 классах – курс «Человек и общество» под редакцией Боголюбова построен модульно-блочным методом. Он включает блоки по экономике, политологии, социологии, праву. В качестве вариативных курсов подготовлены программы и пособия модульных курсов: «Мир человека», «Введение в экономику», «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Основы правоведения». Создан междисциплинарный курс «Современный мир», интегрирующий знания по ряду социально-гуманитарных дисциплин (география, история, литература, экономика).

    Широкая обществоведческая подготовка учащихся приобретает особую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию, от знания учащимися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства.

    Курс «Граждановедения», «Обществоведения» очень важен в воспитании патриота, гражданина. Впервые в практике общеобразовательной школы подготовлены параллельные учебники и программы. Созданы условия для дифференцированного гуманитарного образования. В регионах подготовлены собственные учебники по общественным дисциплинам. Например, «Обществознание» (под ред. В.М. Юрченко, Краснодар).

    Созданы государственные образовательные стандарты по обществознанию.

    Вопросы для самоконтроля

    1.Что определило изменения содержания обществоведческой подготовки в современной школе?

    2.Перечислите и охарактеризуйте предметы обществоведческой подготовки.

    3.Какова роль обществоведческой подготовки в формировании гражданской позиции учащихся?

    Тема 32. Принципы формирования обществоведческого содержания: государственный стандарт.

    Обществоведческое образование в современной школе.

    Нормативные документы Министерства образования.

    Характеристика программ по общественным дисциплинам.

    Государственный стандарт.

    Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки - это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан.

    Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.

    Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.

    Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.

    Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

    Овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;

    Развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

    Усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;

    Приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

    Овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

    Достижение названных целей предполагает наличие учебно-методического комплекса, который обеспечивает учащихся отвечающим современным требованиям содержания образования, а учителей - необходимыми методическими рекомендациями, позволяет осуществлять широкую вариативность учебных занятий, использование разнообразных видов, форм и методов учебной работы. Наиболее полным из числа рекомендованных к использованию в эксперименте, является учебно-методический комплекс, сопровождающий обновленный учебник «Человек и общество. Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М -2001.

    Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 кл. общеоб. учеб. зав. / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М - 2001.

    Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику: пособие для 10-11 классов общеоб. уч. зав./ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой - М - 2001.

    Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе // Содержание образования в двенадцатилетней школе / По ред. А.Ф. Киселева - М - 2000.

    Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе - 1999 - № 5,6.

    Обязательный минимум содержания обществоведческого образования. Примерная программа. Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки выпускников средней школы по обществоведению - М - 2000.

    Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. - М - 2000.

    Человек и общество. 10-11 кл: Дидактические материалы по курсу. - М - 2001.

    Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М - 1999.

    Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. М - 1999.

    Школьный словарь по обществознанию. - М - 2001.

    Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. -М - 2000.

    Материалы к итоговой аттестации выпускников средней школы по обществознанию. - М - 2001.

    Учебники и учебные пособия, входят в состав Федерального перечня на 2000/2001 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ. Он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2001 - № 2.

    В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001, № 6. опубликованы три варианта тематического планирования курса обществознания. Первый вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для классов физико-математического, естественно-научного, технического профиля.

    Второй вариант рассчитан на 105 часов и предлагается для так называемых беспрофильных классов.

    Третий вариант (140 часов) предлагается для классов гуманитарного и социально-экономического профилей. Тематическое планирование составлено для классов физико-математического, естественно-научного и технического профилей А.И.Матвеевым, Т.Е. Лисковой, Е.Л.Рутковский;

    Для классов гуманитарного и социально-экономического профилей - Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой; для беспрофильных классов - Н.И.Городецкой., Е.И.Жильцовой.

    Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9.

    В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:

    Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;

    Воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

    Ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;

    Овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;

    Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;

    приобретение основ компетентности:

    В сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;

    В сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

    В сфере самостоятельной познавательной деятельности;

    В сфере трудовой деятельности;

    В сфере массовой коммуникации.


    Похожая информация.


    Вид программы: повышение квалификации для учителей обществознания.

    Выдаваемые документы: удостоверение о повышении квалификации.
    Промежуточная аттестация: зачеты, контрольные работы.
    Итоговая аттестация: зачет.
    Форма обучения: Заочная (дистанционная) (не отмечается в документах).
    Стоимость обучения: 72 часа - 3500 рублей, 108 часов - 4000 рублей, 144 часов - 4500 рублей.

    Занятия проходят на платформе дистанционного обучения: , либо по желанию слушателя материалы высылаются на электронную почту.

    Срок обучения 2 недели. Обучение начинается сразу после оплаты с ближайшего понедельника.

    Краткое содержание программы:

    1. Методика преподавания обществознания как науки
    2. Современный урок обществознания и его особенности в условиях реализации ФГОС
    3. Современные образовательные технологии в преподавании обществознания
    1. Ознакомиться с .
    2. Оплатить обучение в любом банке () или прямо на сайте
    3. Освоить материалы на сайте , либо полученные по эл. почте. Для освоения материалов на сайте необходимо создать учетную запись через кнопку « (верхний правый угол).
    4. После прохождения курса и выполнения итоговой работы документ об образовании мы высылаем на Ваш почтовый адрес, указанный при регистрации.
    Формирование основных понятий, ведущих идей, теорий при изучении курса «обществознание».

    Формирование основных понятий, ведущих идей, теорий при изучении курса «обществознание»
    Курс обществознания в формировании знаний учащихся занимает особое место. Это обусловлено целями курса, его содержанием, особенностями. Содержание курса носит теоретический, интегрированный, систематизированный и обобщающий характер. Это предопределяет особую роль учителя в формировании теоретических знаний, включающих факты, научные понятия, идеи, теоретические положения, принципы, концепции, теории, идеи, ценности, законы, представленные в определенной системе.
    Как отмечают философы, понятие есть форма мышления, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов (В. А. Канке). Понятие — одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. Суждение - мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Суждение есть связь понятий. Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключение предполагает доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Суждение, умозаключение, доказательство как три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, участвующую в развитии теоретического мышления и способствующую формированию теоретических знаний о человеке и обществе. Курс «Обществознание», включающий сведения нескольких наук, насыщен научными понятиями. Они представляют собой обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов или явлений в мышлении ученика.
    Процесс формирования понятий — психологическое явление. Этот процесс, как отмечал Л. С. Выготский, требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения и различия. Эти сложнейшие психические процессы не могут быть просто памятью, просто заучены и усвоены, подчеркивал Л. С. Выготский. Научные понятия могут возникнуть только на базе более низших и элементарных типов обобщений.
    Все понятия могут быть классифицированы по основным содержательным линиям стандарта. Главный путь формирования понятий — обучение, при этом ведущим является содержание. Отличительная черта всех понятий — их сложность, ибо большинство из них — абстракции высокого порядка. Все понятия курса можно классифицировать как исторические (полис, рыцарство и др.), философские (свобода, ценности, познание и др.), социологические (социальная структура, социальные роли, социальный состав, нации и др.), политологические (политика, власть, политическая система и др.), экономические (экономика, рынок, конкуренция и др.), культурологические (культура, этические нормы, контркультура, этика и др.). Каждое из этих понятий характеризуется объемом и содержанием, включает существенные и несущественные признаки, имеет сложную структуру и может быть осознано во вза-имосвязи с другими понятиями.
    Существует несколько подходов к классификации понятий. Их можно условно сгруппировать по нескольким основаниям: по степени обобщенности (частные, общие и всеобщие); по единству содержания (с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей); по степени их известности учащимся (известные и неизвестные). Всеобщие и общие понятия формируются на основе постепенного углубления содержания понятий в системе уроков (вертикальный срез), частные, единичные — на одном уроке (горизонтальный срез).
    Понятия курса можно разделить на центральные (например, человек, общество, цивилизация, культура), основные (например, экономические системы, социальный статус, правовое государство, духовные ценности) и опорные (например, мифы древности, классическое рабство, крестьянская община, собственность, государственный аппарат, избирательное право), которые насыщаются и обогащаются при изучении основных понятий. Понятия высокой степени обобщения имеют сложную структуру, в которую входят менее общие понятия. Образуется как бы иерархия понятий, система абстракций (например, политическая система общества), требующая теоретических обобщений, выделения существенных признаков, выведения определения понятий, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
    Логические пути формирования понятий — индуктивный и дедуктив-ный. Последний наиболее применим при формировании знаний выпускни-ков.
    Большую роль в усвоении понятий играют факты, способствующие усвоению и осмыслению теоретического материала. Факт - это знание, достоверность которого доказана. Через обобщение и систематизацию фактов, конкретных представлений, понятий происходит познание социальной действительности. Поэтому очень важны отбор, группировка фактов, их интерпретация, т.е. объяснение, осмысление скрытого в фактах теоретического содержания, подведение под понятие. Факты делятся на главные (существенные) и неглавные (несущественные). Выделяются три вида социальных фактов: действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты человеческой деятельности (материальные и духовные); словесные (вербальные) действия: мнения, оценки, суждения.
    Как отмечает А. Ю. Лазебникова, при изучении тем курса целесообразно выделять блоки знаний, включающих определенные компоненты — факты, теорию, ценностные ориентиры.
    Усвоение понятий может происходить на разных уровнях: знание термина, знание существенных признаков в их определенной взаимосвязи, знание определений понятий, их развернутой характеристики. При этом немаловажное значение имеют углубление, конкретизация и обогащение содержания понятий, учет многозначности их определений, трактовок, интерпретаций.
    Идеи, теории могут усваиваться с учетом первоначального ознакомления на уровне общего представления (например, гражданское общество Г. Гегеля); па основе системно-логического осмысления с вычленением ведущих элементов и выявлением связей между ними (например, марксистская теория формаций, теория локальных цивилизаций); на теоретическо-концептуальном уровне, предполагающем осмысление теории, учения как целостности, базирующейся на ведущей парадигме (например, экономическая теория).
    При формировании понятий (классификация П. В. Горы) используются приемы теоретического изучения материала (объяснение, рассуждение, эвристическая беседа, доказательство, сравнительная и обобщающая характеристика, составление развернутых планов, тезисов, логических схем, таблиц, применение памяток и т.д.), а также приемы умственной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.). Это позволяет более эффективно реализовать различные функции знаний: аксиологическую (ценностную), познавательную, ориентировочную, диагностическую, регулятивно-практическую.
    Условно можно выделить основные этапы формирования понятий:
    — опора на знание учащихся;
    — уяснение структуры понятия, его внутренних связей, признаков;
    — введение научного определения понятия;
    — конкретизация признаков понятия с учетом новых сведений, их углубление;
    — установление связи данного понятия с другими, ранее усвоенными;
    — обогащение понятия на новом теоретическом уровне, его более полное определение, установление новых связей с другими понятиями;
    — оперирование понятием.
    Последовательность этапов формирования понятий меняется в зависимости от выбранного логического пути (индуктивный или дедуктивный).
    Наиболее успешно понятия формируются при соблюдении дидактических принципов формирования знаний, целенаправленном отборе фактического и теоретического материала, поэтапном формировании понятий, их конкретизации, обогащении и углублении, целенаправленной систематизации, отборе методических приемов и средств, реализации меж предметных и внутри курсовых связей, разработке системы заданий на различных уровнях познавательной деятельности. Это позволяет развивать познавательную активность учащихся, самостоятельно применять полученные знания, использовать разнообразные источники знаний, формы урока, инновационные тех-нологии.
    Процесс формирования понятий, теорий, идей, принципов будет более успешным, если учитель организует применение и актуализацию теоретических знаний, оперирование ими, использует различные способы познавательной деятельности в целях познания явлений общественной жизни. По мнению Л. Н. Боголюбова, применение теоретических знаний - это их использование в качестве орудия познания новых явлений, событий, процессов, для более глубокого понимания ранее изучавшегося. Применяемые при изучении какого-либо явления теоретические знания могут выполнять функцию объяснения причин, сущности данного явления, а также методологическую функцию - функцию определения путей и способов дальнейшего изучения явлений. На основе теоретических положений определяются задачи, направления дальнейшего изучения объекта, существенные факты отделяются от несущественных, дается наиболее общее объяснение теории, принципам, законам, понятиям и т.д. Л. Н. Боголюбов называет объекты, изучение которых в школьном курсе требует применения теоретических знаний, и дает их классификацию: по их месту в жизни общества (явления, события, процессы экономической, политической, духовной жизни, общественный строй и т.д.); по месту и способу их отражения в системе знаний (факты и законы науки, понятия и т.п.);
    по источнику информации о них (события и явления, описанные в учебнике, текущие события и явления, освещаемые средствами массовой информации и др.).
    Среди эффективных современных методических приемов формирования понятий можно выделить: «ромашку», мозговой штурм, составление кластеров, «пирамиду».
    Эффективность применения знаний зависит от их сформированность (глубины, объема, системности и пр.), умения ими оперировать, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, позволяющей рассматривать явления в их развитии, во взаимосвязи, выяснять причинно-следственные отношения, актуализировать теоретические знания. Актуализация знаний — воспроизведение полученных знаний, умений, их использование, т.е. перевод их в актуальное действие. Это приводит к изменению знаний в качественном отношении, более высокой степени обобщения, включению в теоретическую систему, сознательному применению учащимися принципов познания общественных явлений. Умение применять знания, по мнению Л. Н. Боголюбова, — это владение сложной системой умственных и прак-тических действий, необходимых для самостоятельной ориентировки в социальной действительности.

    «Опыт преподавания обществознания на профильном уровне в социально-гуманитарных и классах старшей школы»

    Бондарь Л.Г.

    Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.

    На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык, история, иностранный язык.
    Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня в классах социально – гуманитарной направленности.

    На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.

    Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны:

    – школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»);

    - самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;

    Учебные тематические конференции ;

    Написание и защита рефератов ;

    Семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой;

    - диспуты, дискуссии, «круглые столы»;

    Лабораторные, практические занятия;

    Зачеты и контрольные работы .

    Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

    Сейчас выдвигается в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план выступают такие качества ученика, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.

    Добиться такого результата можно через развитие способностей, качеств, умений, ключевых компетенций. Для этого учащиеся должны уметь:

    Использовать элементы причинно-следственного анализа;

    Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

    Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;

    Развивать умение поиска нужной информации в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, диаграммах, аудивизуальных рядах);

    Участие в проектной деятельности, выдвижение гипотез.

    Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те, кто выбрал для себя профессию юриста, могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом, тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.

    Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.

    В технологии личностно-ориентированного обучения я использую метод учебных проектов.

    Проектная деятельность позволяет развивать умения:

    Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

    Определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

    Найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других учащихся на участие в своем проекте);

    Оценить достигнутые результаты;

    Осуществить презентацию результата своей работы.

    Проектная деятельность дает возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

    Проблемное обучение.

    Приведу примеры проблемных вопросов:

    - «Смертная казнь: за и против»;

    - «Сильная президентская власть в России: за и против»;

    - «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?»;

    - «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?».

    Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

    Применение деятельностных форм обучения развивает творческий потенциал старшеклассников профильной школы, одновременно формируются личностные качества: умения брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять своим желания общим интересам, осваивать новые компьютерные информационные технологии. Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций, в качестве иллюстративного материала.

    На уроках обществознания применяю также мини – проекты.

    Рассмотрим организацию работы над мини – проектом на примере темы «Восток и Запад» в 10 классе. Класс был разделен на две группы, которые подготовили мини – проекты по цивилизациям: восточной и западной. Каждый мини – проект имел следующую структуру:

    1. Характеристика геополитического положения цивилизации.

    2. Характер политической власти.

    3. Особенности социальной структуры.

    4. Вклад цивилизации в общемировую культуру.

    5. Вопросы и задания по проекту к классу.

    При обсуждении мини – проектов учащиеся указывали на особенности цивилизаций, выражали собственную точку зрения и давали оценку работам одноклассников. Ребятами были созданы презентации.

    Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций в качестве иллюстрированного материала.


    В книге собраны краткие теоретические пояснения по теории методики преподавания обществознания в старшей школе, рекомендации будущим учителям, а также вопросы и задания, которые носят как репродуктивный, так и аналитический характер и направлены на практическое применение знаний бакалавров. В приложениях к учебнику содержится множество схем, таблиц, а также дополнительные тексты научного и методического характера, которые могут быть использованы как студентами-бакалаврами при подготовке к семинарам, так и учителями в практике преподавания обществознания в школе.

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.


    Просмотров