К приемам юридической техники относятся. Приемы юридической техники: понятие и виды. Структура юридической техники

По степени обобщения конкретных показателей:

§ абстрактный - при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;

§ казуистический - при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.

По способу изложения элементов юридической нормы:

§ прямой - гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;

§ отсылочный - отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;

§ бланкетный - разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются:

1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;

2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.;

3. структурное построение : определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);

4. правовые презумпции - предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом;

5. правовые фикции - несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;



6. правовые аксиомы - положения, не требующие в юридическом процессе доказательств (нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);

7. правовые оговорки - имеющие специальную нормативно- лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия.Формы нормативного выражения правовых оговорок - те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).

53. Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России, но и Европы ), который говорил, что "приведение Законов в один состав" является "одною из первых Государственных нужд". Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: "Ученое законоведение... не может основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав".
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа ) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация - это вид (способ ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются ) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном ) в единых сборниках и других изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
5) внешняя обработка заключается в том, что:
а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта ) изменения;
б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.
Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:
а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной );
б) источник официального опубликования;
в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. "а" смысле ) без какого-либо исключения.
6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации". До революции 1917 г. в России действовал Свод законов Российской империи.
Консолидация - это вид (способ ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет );
2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица ).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др. ) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая "правовая реформа" ) и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания ), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты -это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

54. Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.
К признакам нормы права относятся:
1. Общеобязательность
2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.
3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием
4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.
5. Системность
6. Неоднократность или многократность действия
7. Возможность государственного принуждения
8. Представительно-обязательный характер
9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

55. Виды норм права:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

56. Норма права как системное образование имеет определенную структуру . Под структурой нормы правапонимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция .

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.
По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

Диспозиция - это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.
Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция - это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями , а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы . Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)".

57. Правоотношения - общественные отношения урегулированные нормами права, находящиеся под охраной государства.
Признаки правоотношений:
1.они возникают, изменяются и прекращаются на основании правовых норм. Нет нормы -нет правоотношения.
2.субъекты правоотношений взаимосвязаны юр.правами и обязанностями, которые называют субъективными.
3.правоотношения носят волевой характер. Через нормы права в правоотношениях отражается гос.ая воля, правоотношения не могут осуществляться без воли участников
4.правоотношения охраняются государством.
5.правоотношения возникают по поводу определяемого блага, ценности.
Классификация правоотношений:
по отраслевому признаку на: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые и т.д.
по функциям права на:
-регулятивные (возникают из правомерных действий)
-охранительные (возникают из противоправных действий субъектов) правоотношения.
по степени конкретизации и субъектному составу на:
-абсолютные, точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи
-относительные,
-общерегулятивные, определяет отношения между гос.вом и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова)
по характеру обязанностей:
-активные, обязанность совершить действия в пользу управомомченного лица
-пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения
по сложности правоотношений:
-простые, между двумя субъектами
-сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов
по сроку действия: - кратковременные и долговременные
Содержание правоотношений:
-фактическое, (эконом., политич)
-юридическое(субъективные права и обязанности участников правоотношений)
-волевое(составляют воля государства и воля субъектов).
Элементы правоотношений:
1. субъект
2. объект
3. субъективное право
4. юридическая обязанность

58. Правовое регулирование осуществляется главным образом через механизм субъективных прав и юридических обязанностей. Указанные права и обязанности в совокупности образуют юридическое содержание любого правового отношения.

Итак, субъективное право - это гарантируемые государством, законом вид и мера возможного и дозволенного поведения лица. В основе субъективного права всегда лежит юридически обеспеченная возможность, при этом носитель данной возможности всегда называется управомоченным лицом, он может совершать любые известные действия, не запрещенные законом.

Структура субъективного права лица включает в себя четыре составных элемента:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного лица, т. е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей юридической обязанности (право притязания);

4) возможность пользоваться на основе предоставленного права определенными социальными благами (право пользования).

Иными словами, указанные выше четыре элемента структуры субъективного права выражаются следующей формулой: 1) право-поведение, 2) право-требование, 3) право-притязание, 4) право-пользование.

Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием. Понятие «субъективное право» отличается от собственно нормы права тем, что: а) право принадлежит конкретному субъекту, б) право зависит от конкретного субъекта.

Юридическая обязанность - это гарантируемые государством, законом вид и мера должного или требуемого поведения. В основе юридической обязанности лица лежит юридически закрепленная необходимость, при этом носитель данной обязанности называется правообязанным лицом, он должен совершать известные, указанные в законе действия.

Структура юридической обязанности является оборотной стороной структуры субъективного права и состоит из следующих элементов:

1) необходимость совершить (воздержаться от совершения) определенные действия,

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного лица,

3) необходимость нести ответственность за неисполнение требований управомоченного лица,

4) необходимость не препятствовать управомоченному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого тот имеет субъективное право.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного лица, так и в интересах государства в целом. Каждая из дробных составных частей юридической обязанности обычно называется долженствованием.

Вообще, взаимосвязь субъективного права и юридической обязанности заключается в том, что эти два института представляют собой два противоположных полюса в правовом отношении. Однако юридическим содержанием правового отношения являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные или должные, т. е. те действия, которые предусмотрены и установлены законом. Таким образом возникает соотношение действительности и возможности.

Большинство правовых отношений по своей юридической природе такие, что каждый из их участников одновременно и обладает субъективным правом, и несет юридическую обязанность. Это заложено в самой природе правовой нормы, которая носит представительно-обязывающий характер.

59. Юридическая ответственность - применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

§ опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

§ наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

§ выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

§ воплощается в процессуальной форме.

Существуют различные определения понятия «юридическая техника». Суммируя различные понятия, можно отметить, что юридическая техника — совокупность правил (приемов), средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно- правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.

Соответственно, юридическую технику можно разделить:

  • на правотворческую;
  • правореализационную (правоприменительную);
  • интерпретационную.

Юридическая техника в реальной жизни выступает как явление подвижное, динамичное. С целью ее совершенствования следует стремиться:

  • к внедрению новой технологии разработки проектов законов. При ϶ᴛᴏм важную роль играет создание единой сети персональных компьютеров, широкое использование электронной почты, сети Интернет и т. п.;
  • согласованному действию представителей различных ветвей власти на протяжении всего процесса подготовки и принятия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих проектов;
  • проведению на определенных территориях экономико- правовых экспериментов с целью их последующего распространения на другие территории и регионы и т. д.

Приемы юридической техники

Не стоит забывать, что важнейшим видом юридической техники будет правотворческая, кᴏᴛᴏᴩой присущи ϲʙᴏи приемы (способы) и средства. Учитывая ϶ᴛᴏ, можно сказать, что правотворческая техника — ϶ᴛᴏ совокупность приемов (способов) и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов.

Приемы (способы) юридической техники

По степени обобщения конкретных показателей:

  • абстрактный — при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;
  • казуистический — при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при кᴏᴛᴏᴩых она действует.

По способу изложения элементов юридической нормы:

  • прямой — гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;
  • отсылочный — отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;
  • бланкетный — разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

Средства юридической техники

В качестве средств правотворческой техники, в частности, могут быть использованы:

1. средства юридического выражения воли законодателя, кᴏᴛᴏᴩая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую отрасль права;

2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.;

3. структурное построение : определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);

4. правовые презумпции — предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом;

5. правовые фикции — несуществующее положение, признаваемое в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством существующим и влекущее ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным будет начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;

6. правовые аксиомы — положения, не требующие в юридическом процессе доказательств (нельзя быть судьей в ϲʙᴏем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);

7. правовые оговорки — имеющие специальную нормативно- лексическую форму положения, кᴏᴛᴏᴩые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок — те термины и логико-языковые конструкции, при помощи кᴏᴛᴏᴩых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.)

Приемы юр. техники – осуществление определенных действий основанных на знании в сфере права с использованием средств юр. техники и направленных на создание текста документа.

-Использование различных стилей изложения материала. Текст закона должен быть написан в официальном стиле, не вызывающем дополнительных ассоциаций и лишних эмоций и не отвлекающем от сути документа. Официальный стиль обычно характеризуется следующим:

сжатостью, компактностью, экономичным использованием слов и выражений;

стандартным расположением материала;

использованием клише, штампов. Например, очень часто используются такие штампы, как "должностное лицо государственного органа", "в соответствии с действующим законодательством", и т.п.;

повествовательным характером;

наличием тенденции к употреблению повторов слов и отсутствием местоимений, их заменяющих;

слабой индивидуализацией.

Безусловно, стиль документа может быть разным. На выбор стиля документа влияет много факторов, в том числе таких, как цель документа, тип документа, особенности адресата. Но, как правило, выделяют такие стили документов, как официальный (официально-безразличный), жестко-категоричный, заискивающе-просительный, литературно-художественный, разговорный (бытовой, обыденный).

-Структурированность, логичность изложения материала.

Подавляющее большинство юридических документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первичной структурной единицей подразделения нормативного акта является статья (иногда используется термин "пункт" или "параграф"). Статья должна охватывать однородный материал. В случае, когда статья включает несколько юридических предписаний, она имеет свои внутренние подразделения, которые обычно начинаются с красной строки и называются "частями", реже "абзацами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами. В свою очередь, статьи объединяются в главы, главы - в части, части - в разделы.

Для удобства пользования и осуществления правоприменительной деятельности лучше каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа нумерации не имеет, то на него сложно сослаться, потому что приходится вручную считать, на какую часть статьи сослаться. Естественно, это неудобно. Примерами таких "ненумерованных" документов являются Лесной и Водный кодексы РФ.

Хотелось бы, чтобы подходы к нумерации были унифицированы. На практике не всегда бывает просто этого достичь. Например, в УК РФ статья делится на части, которые в свою очередь делятся на пункты. В ГК РФ сделано наоборот: статья делится на пункты, которые делятся на части.

Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точно ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Причем добавление новой статьи в действующий законодательный акт не влечет перенумерации всех статей. Если возникает необходимость вставить статью, то ей добавляется индекс. Наличие индекса не означает умаления юридической силы статьи, такая статья является равноправной с остальными.

Структура некоторых видов юридических документов определяется действующим законодательством. Так, в соответствии со ст. 303 УПК РФ приговор состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В соответствии со ст. 198 ГПК РФ судебное решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Кроме того, огромную роль играют правильное аргументирование и использование законов логики. Знание логики и умение оперировать этими знаниями являются краеугольным камнем правового мышления и показателем его квалифицированности. Присутствие логики в тексте юридического документа обязательно и естественно. Противоречивость текста не только затрудняет применение документа, но и может привести к его оспариванию. Нарушение такого элемента юридической техники, как логика изложения в тексте документа, делает документ неэффективным.

-Использование приложений.

Очевидно, что чем короче документ, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому возникает потребность сократить основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобным является использование приложений. Кроме того, в приложении могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.

-Использование перечня.

В определенных случаях необходимо перечислять обстоятельства, причины, признаки того или иного явления. Обычно каждому элементу перечня присваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закрытым или открытым.

Следует избегать открытого перечня, заканчивающегося словами "и иные", "и другие". В данном случае слишком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.

-Использование бланкетных, отсылочных норм.

Использование бланкетных и (или) отсылочных норм позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько способов применения ссылок. Простой способ отсылки предполагает полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям этого же закона.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах. Использование бланкетных или отсылочных норм является достаточно удобным приемом, поскольку разгружает основную часть документа от дополнительной информации. Но иногда в результате неправильного использования этого приема происходит "отсылка в никуда". Например, очень часто в тексте договора можно встретить фразу: "ответственность сторон наступает в соответствии с действующим законодательством".

Примечание означает дополнительное объяснение, заметку позади текста или в сноске под текстом; замечание, обращение внимания. Примечание - специальное подчеркивание, акцентирование внимания на каком-то обстоятельстве, факте, явлении, состоянии, процессе. Это конкретизация, дополнение норм. Многие примечания несут дополнительную информацию пояснительного характера. Иногда они вообще содержат правила, которым место в самой норме, а не в примечании. Например, понятие должностного лица содержится именно в примечании к ст. 285 УК РФ.

- Сокращения не допускаются

Юридический документ: понятие и виды.

Юридический документ - официальный письменный документ, порождающий определенные юридические последствия, создающий определенные юридические состояния и направленный на регулирование отдельных отношений.

Виды юридических документов:

Нормативные Акты-

Нормативный акт - это официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, который содержит норму права. Это наиболее совершенная форма права, создающая основу для точного и стабильного правового регулирования, укрепления законности, правопорядка, доступности и обозримости правовых предписаний. Нормативные акты имеют письменную документированную форму, принимаются и изменяются в особом порядке, носят общеобязательный характер, распространяются на неопределенный круг лиц. Нормативные акты применяются неоднократно и действуют постоянно.

Нормативные акты можно классифицировать по нескольким критериям:

1) в зависимости от отраслевой принадлежности нормативные акты подразделяются на:

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) уголовно-правовые;

г) финансово-правовые;

д) гражданско-правовые и т. д.;

2) в зависимости от территории действия можно выделить:

а) общефедеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальных образований;

г) локальные нормативные акты;

3) в зависимости от сроков действия:

а) временные

б) неопределенного длительного времени действия;

4) в зависимости от специфики правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты делятся на:

а) нормативные акты государственных органов;

б) общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т. д.);

а) совместные акты различных организаций;

б) нормативные акты, принятые в порядке референдума.

5) в зависимости от юридической силы:

а) законы;

б) подзаконные нормативные акты.

Акты Правоприменения

Акт применения права – это решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление.

Акт применения права характеризуется следующими признаками:

1) данный акт имеет императивный (властный) характер, что означает его обязательность для субъектов, которым он адресован;

2) индивидуальность правоприменительного акта состоит в том, что предписание, содержащееся в нем, несет в себе программу не общего, а конкретного поведения субъектов. Этот акт направлен на регулирование отношений между конкретными субъектами; правоприменительный акт носит персонифицированный характер;

3) правоприменительный акт является юридическим фактом, т. е. влечет возникновение, изменение, прекращение правоотношений. На основе правоприменительных актов возникают и реализуются многие субъективные права и обязанности, устанавливаются и конкретизируются факты жизни, имеющие юридическое значение, применяются меры ответственности;

4) правоприменительный акт имеет установленную законом определенную форму. Форма подчеркивает официальный характер и юридическую значимость акта применения права. Форма акта указывает на орган или должностное лицо, принявшее правовой акт, содержание решаемого вопроса; правовые последствия разрешения конкретной ситуации; дату составления и реквизиты компетентного органа или должностного лица, подписаышего его.

Принятие правоприменительных актов входит в компетенциию практически всех государственных органов.

Классификацию правоприменительных актов можно проводить по многим основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

1) акты государственных органов управления; акты органов управления учреждения, предприятия;

2) акты контрольно-надзорных органов;

3) акты органов правосудия; акты органов местного самоуправления.

2. По предмету правового регулирования:

1) акты конституционно-правовые;

2) административно-правовые;

3) уголовно-правовые;

3. По форме правоприменительной деятельности:

1) регулятивные;

2) охранительные.

4. По форме внешнего выражения:

1) акты-документы;

2) акты-действия.

5. По своему юридическому значению акты применения права подразделяются на:

1) основные;

2) вспомогательные.

6. В зависимости от действия во времени:

1) акты однократного времени действия

2) длящиеся.

7. По процедуре принятия:

1) коллегиальные;

2) единоличные.

8. По территории действия:

1) федеральные;

2) региональные;

3) органов местного самоуправления.

9. По основным направлениям деятельности государства:

1) в области экономики;

2) военного дела; культуры;

3) охраны правопорядка.

10. В зависимости от роли в механизме реализации прав и свобод личности можно выделить:

1) конкретизирующие (регламентирующие);

2) акты о признании; регистрационные;

3) учредительные;

4) разрешающие;

Вся система правоприменительных актов играет исключительную роль в механизме правового регулирования. Они обеспечивают властную конкретизацию нормативных предписаний применительно к персонально определенным лицам и обстоятельствам.

Договор

Договоры используются почти во всех отраслях права и считаются универсальным юридическим документом. Договор находит свое применение в следующих отраслях права:

1) конституционном (договор между субъектами РФ);

2) финансовом (договор банковского счета);

3) налоговом (договор налогового кредита);

4) административном (договор о делегировании полномочий государственными органами, о сотрудничестве между министерствами и др.);

5) гражданском (договор поставки, аренды, купли-продажи); предпринимательское (договор о сотрудничестве);

6) трудовом (трудовой договор, коллективный договор); жилищное (договор социального найма);

7) семейном праве (брачный договор);

8) земельном праве (договор сервитута);

9) пенсионном (договор о выплате дополнительной пенсии);

11) патентном (договор на использование изобретения); гражданско-процессуальном (мировое соглашение);

12) арбитражно-процессуальном (мировое соглашение);

13) международном праве (договор о сотрудничестве и безопасности).

В настоящее время классификация договоров проводится в основном на международно-правовом уровне, отраслевом и межотраслевом уровнях.

Так, в сфере гражданского и других отраслей, относящихся к частному праву, выделяют такие договоры, как односторонние, двусторонние, многосторонние; основные и предварительные договоры; договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц; взаимосогласованные договоры и договоры присоединения и др.

В сфере публичного права распространено подразделение договоров на:

1) учредительные;

2) компетенционно-разграничительные;

3) программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве;

4) договоры между государственными и негосударственными структурами;

5) договоры о гражданском согласии и др.

В рамках административного права на основе формально-юридического критериев принято классифицировать договоры на правоустановительные и правоприменительные.

На уровне общей теории права различают договоры нормативные и индивидуальные.

Нормативно-правовой договор представляет собой разновидность договорных актов, существующих в рамках международного и национального права. Основные особенности нормативно-правового договора состоят в том, что они носят:

1) согласительный характер;

2) добровольный характер, означающий свободное волеизъявление сторон;

3) эквивалентный, в большинстве своем возмездный характер;

4) обеспеченность в законодательном порядке и взаимно обязательный характер и др.

Наряду с этими признаками договор имеет и свои собственные признаки, отличающие его от других договоров:

1) нормативный договор содержит в себе правовые нормы – правила общего и обязательного характера. Общий характер означает многократность применения и повторения, а также распространение его действия на неопределенный круг лиц. Обязательность правовой нормы означает ее защищенность государством, возможность применения мер государственного принуждения в случае противоправных деяний. В тех случаях, когда хотя бы одной из сторон нормативно-правового договора является негосударственный институт – орган или организация, то обязательный характер «договорной» нормы обеспечивается не только государственными, но и негосударственными средствами;

2) в отличие от других актов договорного характера нормативный договор является актом правотворчества, а не актом правоприменения. Особенность нормативно-правового договора при этом заключается в том, что он является не просто актом правотворчества, а актом согласительного правотворчества;

3) преимущественно публичный характер. Свое конкретное проявление этот признак находит в том, что:

а) сторонами данного договора выступают чаще всего публичные институты (государство в целом, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и их филиалы, органы местного самоуправления, общественные объединения и др.);

б) в нормативно-правовом договоре, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля? воля его сторон, субъектов данного договора;

в) основной целью заключения правового договора является публичная цель, суть которой состоит в адекватном выражении и полном удовлетворении публичных интересов? интересов сторон.

Среди различных договорных актов индивидуальные договоры занимают весьма значимое место и играют в системе регулятивных средств довольно заметную роль. Договоры способствует ориентации субъектов в хозяйственной деятельности, обеспечивают развитие рыночных отношений, создают условия для конкуренции, ориентируют потребительский спрос. Договоры позволяют сэкономить силы общества в правотворческой деятельности, которая является очень сложной и дорогой. Договоры выполняют роль саморегулирующего механизма в условиях построения гражданского общества.

Договор является юридическим фактом , приводящим в движение закон, позволяет субъектам пользоваться правами и требовать исполнения обязанностей, предусмотренных договором. В процессе заключения договора сами участники разрабатывают его условия, моделируют собственные права и обязанности. В момент возникновения договорного правоотношения эти модели превращаются в субъективные права и обязанности. В нормативно-правовом акте (законе) установлена общая нормативная модель прав и обязанностей, которая при наличии соответствующих юридических фактов превращается в права и обязанности конкретных субъектов. На основании договора участники договорных связей приобретают состояние управомоченного и обязанного.

Согласно ст. 479 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей. Трудовой договор согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) есть соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренного правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международный договор четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.

В гражданском праве договор рассматривается как разновидность сделки (двусторонняя сделка), а сделка согласно закону (ст. 153 ГК РФ) есть действие субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Отсюда логически вытекает, что и договор как разновидность сделки есть действие. На самом деле договор не само действие. Договор как соглашение является результатом действия двух односторонних сделок. Договор, изложенный в письменной форме, становится юридическим документом, т. е. документом, содержащим юридическую информацию (о правах и обязанностях участников договора).

Содержание договора составляет совокупность условий, выражающих согласованное волеизъявление сторон, определяющих их взаимные права и обязанности. Выделяют существенные и дополнительные условия договора. Существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К существенным условиям договора согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ относятся: предмет договора; условия, прямо названные в законе или ином правовом акте как существенные для данного вида договоров; условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенные условия являются необходимыми и обязательными не только для данного типа договоров, но и для данного конкретного договора. Они потому и называются существенными, что без них договора с точки зрения права не существует.

Обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Они вступают в действие с момента заключения договора. Как и другие условия договора, они основываются на соглашении сторон. Наличие или отсутствие обычных условий на факт заключения договора не влияет. Обычные условия содержатся в законодательстве, поэтому нет необходимости включать их в текст договора. Стороны, заключая договор, уже выражают свое согласие на условия, зафиксированные в законе.

В текст договора обычные условия не включаются. К обычным условиям относятся также условия, вытекающие из обычаев делового оборота.

К случайным условиям относятся те условия, которые не являются существенными или обычными. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Это могут быть, например, те условия, которые отличаются от условий диспозитивных норм, отменяют их действие применительно к конкретному договору. Следует отметить, что трехчленное деление условий договора признается далеко не всеми авторами. По мнению отдельных авторов, все условия являются существенными.

Рассмотрим принципы формирования и реализации договоров.

1. Принцип законностиозначает формирование и функционирование договоров на основе и в соответствии с действующим конституционным и текущим законодательством. Однако в научной литературе допускается возможность существования договорного регулирования не обязательно на основе норм права, возможность определения условий договора при отсутствии норм, регламентирующих соответствующие вопросы. Это допущение основывается на законодательном закреплении положения, согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами.

2. Принцип свободы договора. Суть этого принципа состоит в том, что физические и юридические лица:

1) свободны в решении вопроса, касающегося заключения или незаключения самого договора;

2) самостоятельно решают вопрос, связанный с выбором другой стороны – партнера по договору;

3) свободно, исходя из своих интересов, выбирают тот или иной вид договора. Согласно действующему законодательству стороны могут также заключать и смешанные договоры, содержащие в себе элементы других, предусмотренных законом или иными правовыми актами договоров;

4) самостоятельно, без какого бы то ни было «понуждения» извне определяют условия договора.

4- Иные Виды Юридических Документов- особенности этих актов выражаются в следующем:

1) они закрепляют разъяснительные решения компетентных органов;

2) могут быть как письменными, так и устными;

3) указывают на то, как нужно понимать и применять соответствующие нормы права;

4) адресуются органам, применяющим соответствующую норму права;

5) носят властный характер;

6) являются вспомогательными актами, имеют зависимый характер от акта, который толкуют.

В качестве примеров подобных актов можно назвать постановления пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ. К таким актам также относятся инструкции, разъяснения, письма министерств, агентств, служб, комитетов в пределах их компетенции, если они толкуют норму права, которую создали.

Как уже было отмечено ранее, под приемами юридической техники понимают способные повторяться действия уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила (операции). Средства применяются в процессе реализации этих приемов. И приемы, и средства, используемые в практической юридической деятельности, входят в понятие юридической техники наравне с ее правилами и методами.

Приемы по большей части носят интеллектуальной характер, включая варианты профессионального мышления, анализа и обработки информации, а также понятийный аппарат.

Средства представляют собой предметно-техническую составляющую юридической техники - механизмы технического поиска, обработки, хранения и передачи информации, связь и правовой мониторинг, правовые аксиомы, презумпции, фикции и др.

По своему содержанию технико-юридические приемы и средства связаны главным образом со структурой права, т.е. представляют собой такие приемы и средства, при помощи которых создается архитектура нормативных актов. Их особенности зависят от того, какой аспект правовых документов находится в центре внимания на данный момент - форма юридического изложения или же форма внешнего документального выражения. В соответствии с этим по своему содержанию юридические приемы и средства могут быть подразделены на два основных вида:

  • юридического воплощения воли законодателя;
  • формального выражения содержания нормативного акта.

Средства юридической техники первого вида это нематериальные формы, с помощью которых строится право - облекается в юридический вид его интеллектуально-волевое и юридическое

Главными здесь являются (рис. 1.6):

  • - юридические построения и конструкции, т.е. те первичные типовые схемы, с которых начинается юридико-техническое строительство права;
  • - отраслевая типизация, выражающаяся в достижении соответствия устоявшимся стереотипам конкретных сфер правового регулирования и правоотношений;
  • - юридическая терминология, призванная выразить в словесном виде нормативные построения, юридические конструкции и отраслевую типизацию;
  • - правовые аксиомы, презумпции и фикции, используемые для обеспечения формальной определенности права.

Рис. 1.6. Средства юридического воплощения воли законодателя

Перечисленное выражает особенности построения закрепляемой в нормативном акте воли законодателя, относясь в определенной степени к внешней форме нормативных актов, но прежде всего, способствуя более полному, точному, экономному и строго юридическому изложению содержания нормативных предписаний.

Основные приемы юридической техники рассматриваемого вида подразделяются в зависимости от степени обобщения правового предписания и способа изложения элементов нормы.

В зависимости от степени обобщения различают два приема формулирования нормы - абстрактный и казуистический (рис. 1.7).

Абстрактный (обобщающий) - это прием конструирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются только обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении "лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины" слова "отсутствие вины" являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения .

Казуистический - это прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные уточняются при помощи индивидуальных признаков, в том числе путем перечисления конкретных, индивидуальных фактов или обстоятельств. Например, ст. 61 Уголовного кодекса РФ перечисляет обстоятельства, смягчающие наказание, относя к таковым: совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые вследствие случайного стечения обстоятельств; несовершеннолетие виновного; беременность; наличие у виновного малолетних детей и т.д. Этот перечень, включающий целый ряд пунктов, прямо и конкретно указывает на фактические обстоятельства, смягчающие для лица уголовное наказание.

Разумеется, в современном праве казуистический прием не встречается в том виде, в каком он применялся в древности, нормативное изложение при всей конкретности и индивидуализированности всегда содержит определенные обобщения. Однако и сейчас нормы с максимально высокой степенью обобщения существенно отличаются от норм, где вместо абстрактной конструкции, а в некоторых случаях и наряду с ней приводится перечень конкретных фактов или обстоятельств. В последнем случае и говорят о казуистическом приеме.

Считается, что абстрактное изложение нормативного материала присуще более высокому уровню юридической культуры и развития юридической науки, поскольку позволяет в кратких формулировках охватить все факты данного рода. Тем не менее не все фактические данные и не всегда могут быть изложены в обобщающих формулах - бывают случаи, когда необходимо прямо и конкретно указать на индивидуальные обстоятельства или определенных участников правоотношений. Помимо этого, казуистический прием создает ощутимые удобства па практике, а главное соответствует формальной определенности права, так как позволяет без особых затруднений применять юридические нормы к фактическим обстоятельствам (например, значительно проще решить вопрос о смягчении или усилении наказания на основании конкретного перечня, пусть даже и открытого, чем руководствуясь обобщающей формулировкой). Вместе с тем, как бы ни был совершенен перечень конкретных фактов, он не может охватить всех фактов данного рода.

По способу изложения элементов юридической нормы выделяются три приема - прямой, ссылочный и бланкетный (см. рис. 1.7). В зависимости от этого различают и соответствующие разновидности юридических норм, в том числе ссылочные и бланкетные.

Рис. 1.7. Приемы и средства юридического воплощения воли

законодателя

В прямом изложении все (или все необходимые) элементы нормы прямо формулируются в статье правового документа.

При ссылочном - вместо конкретной формулировки отдельного элемента нормы в данной статье, делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания. Этот прием изложения применяется во избежание ненужных повторений, а также во избежание конкуренции норм.

В случае применения бланкетного изложения отдельные элементы нормы также прямо нс формулируются, но здесь недостающие элементы восполняются не какой-то точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут

изменяться, т.е. в этом варианте как бы дается "открытый бланк", ссылка на гот или иной вид конкретных правил. Например, ст. 236 Уголовного кодекса РФ предусматривает определенную меру наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Бланкетное изложение не только устраняет ненужные повторы, но и обеспечивает стабильность правового регулирования при изменении текущего законодательства (правил).

Применение ссылочного и тем более бланкетного приема изложения во многих случаях вполне оправдано, однако обилие отсылок, в особенности отсылок к нормам других актов, может создать определенные трудности для правоприменителя. Кроме того, это нередко свидетельствует о недостатках в расположении нормативного материала.

Средства и приемы юридической техники документального выражения содержания нормативного акта также связаны со структурностью права, но касаются не содержания нормативных актов, а их внешнего документального построения.

К данной группе относят формы, позволяющие юридически закрепить волю законодателя, - правовые документы определенного вида, их внутреннее построение и реквизиты. С документальным закреплением воли законодателя связана также стилистика правовых актов - юридический стиль.

Эти приемы нераздельно связаны с наиболее рациональным построением документов, расположением статей, использованием заголовков и т.д. Сюда же, в определенной степени, можно отнести абстрактный и казуистический подход к изложению правовых предписаний, как, впрочем, и многие другие технические приемы, связанные с документальным оформлением воли законодателя, носящие общий характер - приемы общего делопроизводства, информационной техники и технологии и т.д.

Рассмотрим приемы и средства юридической техники более подробно.

  • Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций. В 2 т. Т. 1. С. 148-149.

СРЕДСТВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Средства юридической техники включают: юридические средства, технические средства и графические средства (см. схему на с. 332). Рассмотрим юридические средства.

Юридические конструкции. Юридические конструкции - это способы сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов и т.п. в тексте юридического документа. В качестве специального компонента в текст юридического доку­мента должны быть включены в необходимых случаях специаль­ные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.п.).

Например, в КоАП РСФСР закрепляется следующая юриди­ческая конструкция: "проступок - наложение взыскания - испол­нение взыскания". Посмотрим, насколько полно эта конструкция изложена в различных статьях КоАП. Так, в соответствии со ст. 38 КоАП срок наложения взыскания составляет 2 месяца с мо­мента совершения правонарушения, а при длящемся правонару­шении - с момента его обнаружения. В соответствии со ст. 282 КоАП срок исполнения взыскания составляет 3 месяца с момента вынесения решения о наложении взыскания. В той же статье зак­репляется, что взыскание не подлежит исполнению, если оно не было обращено к исполнению в указанные сроки.

Что же происходит на практике? Например, вынесено реше­ние о таком взыскании, как наложение штрафа (наиболее часто встречающееся) или о взыскании в виде исправительных работ. Документы передаются по месту работы для принудительного ис­полнения, как это предусмотрено КоАП. Однако по месту работы нет возможности исполнить это постановление, так как там до­пускается существенная задержка выплаты заработной платы. В результате правонарушитель остается без негативных для него по­следствий. Таким образом, юридическая конструкция, лежащая в основе КоАП, полностью не прописана, следовательно, эффек­тивность правоприменительной деятельности снижается.

Правильное использование юридических конструкций прояв­ляется, в частности, в языковых средствах их изложения.

Например, в уголовном праве принцип законности трактуется как "на­казуемость правонарушителя" (ст. 3 УК РФ), в административном - как "воз­действие на правонарушителя" (ст. 8 КоАП). Таким образом, в уголовном праве при привлечении к ответственности используется термин "наказа­ние", в административном - "взыскание". Это наглядно видно при сопос-


тавительном анализе смежных статей Уголовного кодекса (хулиганство) и Кодекса об административных правонарушениях (мелкое хулиганство):

"... нарушение общественного порядка... - наказывается ... исправи­тельными работами..." (ст. 213 УК);

"... действия, нарушающие общественный порядок... - влекут ... ис­правительные работы..." (ст. 158 КоАП).

Юридические конструкции могут использоваться в различных видах юридических документов, хотя чаще всего встречаются в нормативно-правовых актах и договорах. Следует добавить, что в основе юридических конструкций могут лежать и принципы, и презумпции, и фикции. Однако термин "юридическая конструк­ция" является более широким.

Юридические принципы. Принципы - это основополагающие идеи, начала, лежащие в основе того или иного явления. В дей­ствующем КоАП в основу решения вопросов о привлечении к ад­министративной ответственности положен ряд принципов.

Например, в ст. 25 КоАП закреплен принцип однократности взыскания. Предусматривается, что на лицо может быть наложено только одно основ­ное административное взыскание.

Закрепление принципов осуществляется, как правило, в тек­стах нормативных актов и имеет существенное значение для пра­воприменительной деятельности, предопределяет содержание юридических документов.

Юридические презумпции. Презумпция - предположение о на­личии или отсутствии определенных фактов, связей, обстоятельств и т.п. Классическими примерами юридических презумпций явля­ются презумпция невиновности, действующая в уголовном праве, и презумпция виновности причинителя вреда, действующая в гражданском праве.

Например, в ст. 13 КоАП содержится презумпция недееспособности лица, не достигшего 16-летнего возраста. Закрепление такой презумпции существенно влияет на содержание юридического документа. В отноше­нии лица, не достигшего 16-летнего возраста, не может выть вынесено постановление о наложении административного взыскания.

Юридические фикции. Правовая фикция -т.е. несуществующее положение, признанное законодателем существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Например, в соответствии со ст. 164 КоАП в случае совершения мелко­го хулиганства лицом в возрасте от 14 до 16 лет административное взыс­кание налагается на родителей или законных представителей. Фактически взыскание налагается не на правонарушителя, а на его родителей или за-


Конных представителей. Таким образом, это правонарушение совершено одним лицом, а взыскание налагается на другое. Это, конечно, отражается и в тексте постановления о наложении административного взыскания.

Необходимость фикций обусловлена тем, что они вносят чет­кость и определенность в регулирование общественных отноше­ний, в правовое положение личности.

Например, в соответствии со ст. 46 ГК РФ предусмотрена возможность объявления лица умершим. Фактически человек может быть живым. Но для упорядочения регулирования различных отношений (передача права соб­ственности, исполнение обязательств и т.п.) такое решение (о признании лица умершим) необходимо.

Употребление юридического языка. Для того чтобы адресат хорошо знал и понимал, что он должен делать и чего не должен делать, а также знал, как был применен закон к его конкретному случаю во время процесса, язык юридического документа дол­жен в целом отвечать трем условиям: он должен быть точным, ясным и достоверным. От качества текста юридического доку­мента зависит эффективность его правоприменения, степень регулирования конкретных отношений. Высокая точность доку­мента допускает повторяемость отдельных фраз (слов, словосо­четаний, терминов и т.п.) на определенных участках его текста. Безусловно, это оказывает влияние на эстетическое восприятие текста, но практический критерий должен брать верх над обще­литературными стандартами. В качестве подтверждения важнос­ти этого средства юридической техники можно привести п. 2 ст. 30 Типового договора о международном лизинге: ""Термины мужс­кого рода при соответствующей смысловой нагрузке могут быть использованы как термины женского и среднего рода, а слова, за­фиксированные в единственном числе, могут употребляться во множественном числе- и наоборот" 1 .



К сожалению, у многих авторов юридических текстов (осо­бенно этим грешат законодатели) существует ложное представ­ление о"том, что если всю нормативную идею выразить в одном предложении, то ее коммуникативные свойства возрастут. Длин­ные фразы приводят к необходимости включения сложносочинен­ных предложений, что иногда приводит к искажению смысла юридического текста. Разрыв сложных предложений на несколь­ко коротких делает текст длиннее, но этого не следует опасаться, так как основная цель - ясность, а не краткость текста.

Цит. по: Власенко В.А. Язык права. Иркутск. 1997. С. 21-22.


В качестве примера можно привести следующую фразу: "Ни учителя, ни обслуживающий персонал школы не несут никакой ответственности за школьника, который занимается опасными видами спорта на территории школы, включая любого школьника, который помогает (ассистирует) зани­маться опасными видами спорта, или любого школьника, наблюдающего за этим, который знал или должен был знать, что это опасный вид спорта, может принести вред здоровью ему или ей и что добровольно находится в месте опасности или неспособен покинуть место опасности". Хотелось бы предложить ответить на вопрос: в чем же состоят основания ответствен­ности учителя?

Эту же фразу можно изложить таким образом: "Администрация, учите­ля, обслуживающий персонал школы не несут ответственности за вред, причиненный здоровью всех лиц, занимающихся опасными видами спорта на территории школы, включая и тех, кто помогает занимающимся или на­блюдает за их занятиями".

Однако не следует впадать и в противоположную крайность, т.е. перегружать текст простыми предложениями, выстраивая их в один ряд. Это также снижает степень восприятия материала. В последнем случае целесообразно применять такой элемент юри­дической техники, как перечень или нумерация.

Технические средства, графические средства. К таким сред­ствам относятся официальные бланки, таблицы, схемы и т.п. В отдельных случаях важно качество бумаги. В некоторых регио­нах в судах действует такое негласное правило: если исковое за­явление приносит юрист, то оно должно быть напечатано; если исковое заявление приносит обычный гражданин, то документ может быть написан и от руки.

В последнее время широко используются средства офисной тех­ники. Многие предприниматели разрабатывают сами бланки для своих организаций, снабжают их не только символикой, но и во­дяными знаками. Такая "графика"" не всегда является оправдан­ной, так как утяжеляет восприятие документа. Кроме того, если требуется разместить на бланке многостраничный документ, то обычно только первый лист печатается на бланке; остальные ли­сты печатаются на обычной белой бумаге.

В некоторых зарубежных странах бланки печатаются на цвет­ной бумаге, чтобы показать важность, срочность и т.п. докумен­та. В России это не принято.



Просмотров