Выезд на встречную полосу движения. Объезд препятствия на дороге – штраф или лишение? Выезд на встречные трамвайные пути

Выезд на встречную полосу движения – опасное и непредсказуемое нарушение правил, ведь когда два автомобиля двигаются навстречу, скорость удваивается и времени на принятие решения остается намного меньше. Наиболее громкие ДТП связаны именно со столкновениями на встречной полосе. Учитывая этот факт, не вызывает сомнений правильность отнесения такого нарушения правил к наиболее опасной группе правонарушений, за совершение которых водитель уплатит значительный штраф, а в более серьезных случаях — лишится права управления ТС.

Полоса встречного движения

Прежде чем рассматривать случаи выезда на встречку, необходимо дать определение выезду на встречную полосу. Регулируют данный вопрос Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» . Пункт 1.2 Правил посвящен определению значения терминов и понятий, которые встречаются в тексте и должны пониматься всеми однозначно, чтобы не допустить отклонений от их первоначального значения. В этом пункте отмечено, что полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


Правила не содержат однозначного ответа на вопрос, что считать выездом на встречную полосу, но установить это несложно из общего смысла Правил. Что такое «полоса движения» мы выяснили, теперь с языковой точки зрения не сложно установить, что полоса встречного движения – полоса, по которой движение осуществляется «навстречу». Также к разрешению этого вопроса можно привлечь п. 1.4 Правил, где сказано, что движение в РФ осуществляется по правой стороне.

Подведем итог. Официального определения, что считать выездом на полосу встречного движения, закон не содержит, но содержит критерии определения. На их основе можно сформулировать определение: полоса встречного движения – полоса движения, с разметкой или без, расположенная слева от всех полос попутного направления, движение по которой осуществляется в направлении, противоположном направлению движения водителя.

Важно!

Обратите внимание, из определения полосы движения следует, что отсутствие разметки не делает проезжую часть однополосной . Некоторые недобросовестные водители думают, что если разметки нет, по такой дороге можно ездить как угодно. На практике же складывается так, что выезд на «встречку» будет считаться произошедшим, даже если дорога визуально не делится на полосы. В бытовом лексиконе часто можно встретить фразу «пересечь сплошную» в значении выезда на полосу встречного движения, но если разобраться, выяснится, что это не всегда то же самое.

В Правилах установлено, что в отсутствие разметки водитель должен определять полосы самостоятельно. Должны быть учтены два фактора: ширина дороги и габаритные размеры автомобиля. Сколько машин поместится на дороге одновременно, столько на ней и полос. Единственное строгое правило в этом вопросе – четность количества полос . Это означает, что если ширина проезжей части одновременно вмещает 3 автомобиля, то полос будет только две, если 5 автомобилей – то 4. В отсутствие разметки предполагается, что каждое из направлений движения, встречных относительно друг друга, должно иметь равное с другим направлением количество полос для движения.


Правила дорожного движения устанавливают, что стороной встречного движения в отсутствие разметки будет являться половина ширины дороги, расположенная с левой стороны. Анализируя эти положения, мы понимаем, что сторона встречного движения устанавливается не только по формальным признакам, но и на основе содержательных критериев. Это означает, что встречной полосой мы будем считать ту часть дороги, где транспорт движется нам навстречу.

Разрешенный и запрещенный выезд на встречную полосу

Правила дорожного движения предусматривают как разрешенный, так и запрещенный выезд на встречную полосу. Это означает, что иногда даже пересечение сплошной линии является законным и не предполагает административной ответственности.

разрешен

Наказание за выезд на встречную полосу не всегда квалифицируется по указанным выше статьям. Совершение маневра по объезду объекта, мешающего движению, грозит водителю в размере от 1000 до 1500 рублей и квалифицируется как «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» по пункту 2 статьи 12.16 КоАП.

Есть ряд ситуаций, в которых выезд на встречную полосу по статьям ПДД не влечет за собой наказание:

  • на неширокой дороге с разметкой и знаками, не препятствующими выезду на встречную полосу, с целью выполнения обгона;
  • объезд аварии, провала на дороге или других препятствий по встречной полосе, когда объезд по своей полосе невозможен;
  • поворот на дороге, размеченной на три полосы, при отсутствии запрещающих знаков;
  • обгон в месте перехода прерывистой линии в сплошную;
  • выезд на полосу движения, встречного для водителя, с целью избежать аварии (сотрудник ГИБДД выносит устное предупреждение).

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения запрещен

Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:

  • П. 9.2 Правил дорожного движения – выезд на встречную полосу дороги с четырьмя и более полосами.
  • В таком случае запрещен обгон, объезд, поворот и разворот, причем развернуться и повернуть водитель, движущийся по многополосной дороге, сможет только на ближайшем перекрестке.
  • П. 9.3 Правил – выезд на крайнюю левую полосу на дороге с тремя полосами, средняя из которых – общая.
  • Общая полоса, находящаяся посередине, предназначена для обгона, объезда, поворота и разворота водителей с любой из двух остальных полос. Ехать по ней постоянно запрещено.
  • П. 11.4 Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:
  1. Регулируемые перекрестки;
  2. Пешеходные переходы;
  3. Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
  4. Мосты, эстакады, тоннели;
  5. На участках с ограниченной видимостью.
  • П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
  • Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ — движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Важно!

Любому водителю необходимо уяснить разницу между двумя терминами из Правил – «обгон» и «опережение». Обгон — опережение, которое связано с выездом на встречную полосу и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Опережение — движение транспортного средства быстрее попутных транспортных средств. Сопоставление двух этих определений показывает, что при опережении никакого выезда на встречку не происходит, а для обгона это ключевой признак. Крайне важно отличать два этих разных дорожных явления, ведь от того, что сотрудник ДПС напишет в протоколе, зависит очень многое.


Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Запомните, пробка или затор препятствием не являются, объезжать их по встречке нельзя.

Выезд на полосу встречного движения связан с разными причинами:

  • При объезде препятствия;
  • По другим причинам.

Если открыть КоАП РФ на статье 12.15 мы увидим, что наказание за выезд при объезде препятствия гораздо ниже (1000-1500 рублей), чем за выезд по другим причинам (штраф в размере 5000, или даже лишение ВУ на 4-6 месяцев). Связано это опять же с требованиями безопасности движения – иногда объехать препятствие по встречке является наиболее безопасным решением. Также могут быть случаи, когда иного выхода просто нет – препятствие нет возможности преодолеть другим путем. Если удастся доказать, что совершенные действия были единственно возможными, то ответственности можно избежать.

Выезд на полосу встречного движения как злостное нарушение

Тяжелым нарушением правил дорожного движения является выезд на полосу встречного для водителя движения в следующих ситуациях:

  • пересечение разделительной полосы.
    Нарушение правил перестроения через двойную разметку также влечет за собой штраф (5000 рублей) или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), при повторном нарушении сроком на 12 месяцев. Исключение составляет автоматическая фиксация нарушения (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ). Правила указывают, что за выезд на встречную полосу грозит в такой ситуации только наложением штрафных санкций.
  • выезд на полосу реверсивного движения, предназначенную для сотрудников ГИБДД.
    Наказание на выезд на полосу встречного для водителя движения — штраф размером 5000 рублей или лишение водительских прав, сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Нарушение во второй развлечет за собой лишение водительского удостоверения на срок до 12 месяцев (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ).

Важно! Перестроение на реверсивную полосу с неработающим светофором также является нарушением ПДД!

Готовы ответить на интересующие вас вопросы в комментариях.

Никогда для водителя не будет лишним знать, что такое выезд на полосу встречного движения и штраф за это. Административное взыскание может достигать 5-ти тысяч рублей или лишения прав на 1 год.

Начиная повествование, смею предположить, что данная статья вызовет массу оппонирования и даже противодействия. А все потому, что в ПДД данная проблема детальнейшим образом не регламентирована. Ситуация усугубляется еще и тем, что в разделе 1.2 ПДД многие понятия, о которых мы сегодня будем говорить, попросту не прописаны. Поэтому нам предстоит не столько цитировать, сколько комментировать ПДД. А комментирование – право любого человека. Отсюда – масса мнений, суждений, выводов. И все дальше истина…

Что такое выезд на полосу встречного движения по ПДД?

Самый первый вопрос и самая первостепенная проблема – это квалификация понятия «выезд на полосу встречного движения». В противном случае, отсутствует предмет разговора. Что же это такое? Некоторые полагают, что любое движение через «встречку» будет считаться выездом. Это не так!

По нашему глубокому убеждению (и, кстати, согласно букве закона – КоАП РФ), следует принципиально различать два блока маневров, связанных с движением по территории встречной полосы (или стороны дороги, которая выделена для встречного движения).
Итак, бывают:

1. Собственно выезд на полосу встречного движения (далее будем для этого объемного понятия применять термин «ВЫЕЗД»);

Выезд на полосу встречного движения

2. Пересечение «встречки».

Пересечение полосы встречного движения при развороте

К выезду на полосу встречного движения следует отнести маневр, сопряженный с пусть даже и непродолжительным, но прямолинейным движением по «встречке» (параллельно проезжей части) с последующим возвращением (или с целью возвращения) в свою полосу. Наиболее явные маневры с такой квалификацией — это обгон, движение по «односторонке» навстречу потоку и объезд. Осуществляя их, водитель действительно вынужден двигаться прямолинейно по встречной полосе.

Что до второго блока маневров – мы назвали такие «пересечением», – то их необходимо квалифицировать в качестве движения сквозь «встречку», то есть не в прямолинейном направлении, а под углом (прямым, тупым или острым). При этом целью маневра является покидание полосы своего движения или вообще прекращение движения. К таковым маневрам следует отнести поворот налево, разворот, парковка на левой стороне дороги, движение задним ходом и пр.

Сделаем вывод! Никогда не путайте квалификации ВЫЕЗДа и пересечения. Особенно при нарушении ПДД, связанных с ними. От этого зависит размер штрафных санкций.

Штраф

Два таких разных ВЫЕЗДА (судим по штрафам!)

Давайте поговорим об ответственности за ВЫЕЗД. Итак:

  1. совершая обгон;
  2. объезд;
  3. выезжая на дорогу с односторонним движением навстречу потоку.

Выезжая на дорогу с односторонним движением навстречу потоку водитель всегда осуществляет выезд на полосу встречного движения.

Что же ждет правонарушителя за попрание в случае незаконного ВЫЕЗДа, то есть противоправного движения по встречной полосе?

Отметим сразу, что в последнем случае (связанном с движением по «встречке» на «односторонке») водитель всегда нарушает ПДД. И за это КоАП РФ штрафует его административным штрафом в 5 тыс. рублей или, как вариант, лишением на срок 4-6 месяцев права управления ТС (ч.3 ст.12.16 КоАП).

За повторное совершение подобных действий – повлечет за собой «лишение» уже на 1 год. Как альтернатива – 5-тысячный штраф, в случае фиксации правонарушения с помощью технических (фото, видео и пр.) средств (ч.3.1 ст.12.16 КоАП).

Такие серьезные санкции обусловливаются опасностью действий водителя, который (намеренно или случайно!) создает помехи движению, что объективно ведет к возникновению на таком участке дороги.

Абсолютно такие же штрафные санкции ждут горе-водителя в случае совершения им обгона в тех местах, где такой маневр запрещен знаками, разметкой или нормами раздела 11 ПДД. Правонарушителю предстоит выложить те же самые 5000 рублей или приготовиться к неприятной перспективе 4-6-месячного лишения прав.

При повторном совершении подобного деяния – 1 год лишения водительского удостоверения или же аналогичный 5-тысячный административный штраф (пп.4-5 12.15 КоАП). Мотивация КоАП в части строгости наказания понятна и здесь – опасность выполнения маневра обгона на запрещенных для этого участках.

Обгон на железнодорожном переезде

А вот совершение объезда по встречной полосе, когда такой маневр не допустим Правилами, влечет за собой принципиальное иное наказание. Оно более легкое и менее затратное для водительского кошелька. Более того, оно никак не связано с лишением прав. Всего-то административный штраф в сумму от 1 до 1,5 тысяч рублей (ч.3 ст.12.15 КоАП).

Объезд неподвижного неисправного транспорта, перекрывающего полосу движения. Штраф 1-1.5 тысячи рублей.

Нет, конечно, это тоже деньги. Но, согласитесь, данные санкции за объезд не идут ни в какое сравнение с наказанием за обгон и движение по «односторонке». Такая явная лояльность за, казалось бы, аналогичное правонарушение объясняется просто: при объезде предполагается непродолжительное нахождение на встречной полосе, да и то – в качестве вынужденной меры.

Как разграничить обгон и объезд при выезде на встречку?

Столь разнящиеся санкции за совершение похожих правонарушений сразу же заставляют пытливый ум водителя-нарушителя цепляться за возможность смягчения ответственности. И такая возможность теоретически существует.

Дело в том, что в п.1.2 ПДД понятие объезда не прописано, а вот с обгоном – как раз наоборот. Понятие «обгон» четко регламентировано.

Обгоном называют опережение транспортного средства (1-го или нескольких), когда такой маневр однозначно связан с перестроением на «встречку». (Напомним, что опережением в РФ, согласно опять же п.1.2 ПДД, считается следование со скоростью большей, чем скорость попутного ТС).

И получается, что, если водитель не совершал опережения (то есть ТС, которое находилось впереди, стояло), то и наказывать за обгон нельзя, ибо никакого обгона в помине не было. Максимум водителю можно в 1-1,5 тыс. рублей за неправомерный объезд.

Как избежать произвола ГИБДД?

А вот это – ВАЖНО! Попробуем рассмотреть наиболее частые способы «развода» водителей со стороны работников ГИБДД. Главный их метод – это подмена понятий при квалификации правонарушений со стороны водителей. Подмены – с целью усиления штрафных санкций (а, следовательно, взяток!).

1. Подмена объезда обгоном.

Мы уже касались в предыдущем разделе этого способа «развода». Главное, помнить: выехали на «встречку» из-за неподвижного объекта, значит, — совершили объезд. А не обгон.

2. Фальсификация обгона.

Это очень распространенное явление среди сотрудников ДПС, рассчитывающих на элементарные незнания ПДД водителями. Очень часто за обгон принимают любое опережение ТС. Это неправильно! Только связанное с выездом на полосу встречного движения! Нет выезда на встречную полосу движения — нет обгона!

Это не обгон, а опережение транспортных средств, так как нет выезда на полосу встречного движения

3. Формирование ложного понятия – « ».

Это, пожалуй, самый популярный гаишный «развод». А водители ведутся на 5-тысячный штраф или 4-6-месячное лишение, инкриминируемый им гаишниками. Давайте разберемся!
Первое, с чего начнем: НЕТ ТАКОГО ПОНЯТИЯ в КоАП РФ. И наказания за это нет. Вернее, наказания есть, но не за «сплошную». «За сплошную» — это босяцко-гаишный термин. Наказывают за иное! И наказаний очень много. Но разные квалификации предполагают и разные наказания.

Ситуация 1. Пересечение «сплошной» (или «двойной сплошной») с выездом на «встречку».

Пересечение сплошной с выездом на встречку. Штраф 5000 руб или лишение прав на 4-6 месяцев

Это – обгон или объезд, то есть ВЫЕЗД. Мы их уже рассмотрели (как и санкции за такие нарушения). Тут не попишешь!

Ситуация 2. Пересечение «сплошной», обозначающей полосы движения, без выезда на «встречку».

Это перестроение из одной («своей») полосы в другую («свою») полосу. Никакого выезда здесь нет, и «драконова» санкция применяться не может.

Ситуация 3. Пересечение «сплошной», которая обозначает край проезжей части и .

Пересечение сплошной на обочине

Это тоже иное правонарушение, и иная санкция. ВЫЕЗДом здесь тоже «не пахнет».
Ситуация 4. Пересечение «сплошной», обозначающей парковочные места.

Квалификация этого правонарушения также не связана с ВЫЕЗДом.
Не попадайтесь на уловки инспекторов ДПС!

Сделаем вывод…

Выезд на полосу встречного движения и штраф за это – проблема несложная. Если, конечно, знаете ПДД и можете их применить для своей защиты! Главное, помнить: если не совершаете обгона и движения навстречу по «односторонке», то никаких серьезных штрафных санкций не последует. Максимум – 1,5 тыс. рублей, а минимум – вообще никакого наказания из-за отсутствия состава правонарушения.

Если верить статистике, которую ведет ГИБДД, то львиная доля штрафов приходится на движение машин по полосе встречного движения. И это понятно, поскольку большинству водителей, особенно тем, которые спешат по делам, хочется обогнать транспорт, движущийся впереди. Однако часто это оборачивается не только крупными ДТП, но и человеческими жертвами.

То и дело пресса и интернет сообщают о массовых авариях, которые спровоцированы небрежными водителями. Поэтому совершенно естественно, что законодательство сурово карает тех автолюбителей, которые решились на недозволенный маневр. В то же время, существуют и некоторые исключения из правил.

Что ожидать водителю, который совершил выезд на встречную полосу в 2019 году

Сегодняшнее административное законодательство за пересечение встречной полосы устанавливает максимальное наказание в виде штрафа в 5 тысяч рублей или лишения прав. Такие санкции будут иметь место тогда, когда водитель допустил серьезное нарушение повторно. Однако далеко не всякий выезд на полосу встречного движения будет чреват лишением прав.

Например, если автолюбитель совершил поворот или разворот через встречную полосу, то за это может быть выписан штраф в сумме от одной до полутора тысяч рублей. Хотя еще несколько лет назад такие действия могли стать причиной того, что у водителя отбирались права.

Говоря о том же обгоне можно отметить, что правило дорожного движения позволяют его делать через встречную полосу в следующих случаях:

  • если дорога узкая и на ней не нанесена разметка;
  • когда обгон происходит на границе сплошной и прерывистой линии;
  • если выезд на встречную полосу обусловлен препятствием на дороге и его нельзя обойти иным способом.

Существует еще несколько ситуации, при которых за выезд на встречную полосу присуждается только штраф. Например, это касается поворота налево . Здесь размер штрафа варьируется от 1000 до 1500 рублей. Если человек вынужден пересечь разметку при выезде со двора, магазина или другого объекта, где он ранее припарковал свою машину, то можно ожидать предупреждения от инспектора ГИБДД или наложения штрафа в размере 500 рублей.

Однако существуют ситуации, когда выезд на встречную полосу не должен обернуться для водителя никакими последствиями. Например, водитель просто вынужден столкнуться со встречным движением, если дорога вдруг сужается. Кроме того, не будет штрафа, если маневр был сделан в целях избежания аварийной обстановки и других непредвиденных обстоятельств. Наконец водитель просто будет вынужден выехать на «встречку» когда впереди серьезное ДТП и двигаться дальше прежним образом просто невозможно.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что многие нормы КоАП и правил дорожного движения допускают множественное толкование. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, применяя к водителям различные санкции.

Когда же речь заходит (которое всегда происходит в суде), то опытный юрист может использовать нестыковки в законодательстве в качестве одного из аргументов для защиты законных прав водителя. Например, внешне одни и те же действия водителя могут быть объектом разных статей КоАП. Поэтому юрист может добиться вместо изъятия прав уплаты штрафа.

Теперь рассмотрим случаи, при которых высока вероятность временно лишиться своих прав. Так, за выезд и движение по встречной полосе или трамвайным путям может обернуться изъятием водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода (об этом говорит часть 4 статьи 12.15 КоАП).

Если же такие маневры будут сделаны повторно, то права могут забрать на год. Произойдет это только тогда, когда водитель попал в поле зрения инспектора ГИБДД. Если же нарушение правил зафиксировала внешняя камера, и постановление пришло человеку по почте, то ему придется заплатить штраф в сумме пять тысяч рублей.

Сегодня тенденции таковы, что изменения в ПДД и административный кодекс могут вноситься несколько раз. Поэтому водителю следует заранее ознакомиться с новшествами, чтобы потом не попасть в неприятную ситуацию.

Ну, и естественно, нужно соблюдать все правила. Ведь от этого зависит не только безопасность самого водителя, но и окружающих его участников движения.

« Штраф выезд на встречную полосу » — такой запрос характерен для тех, кого разметка дорожных полос не остановила при обгоне впереди идущего транспорта. Между тем наказание за данное нарушение еще никто не отменял, причем санкцией здесь может быть не только штраф, но лишение прав. Подробности — в нашей статье.

Встречная полоса — когда на нее разрешен выезд?

Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?

Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:

  1. Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
  2. Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
  3. Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.

Административное наказание за выезд на встречную полосу

За выезд на встречную полосу водителя ожидает 2 вида наказаний:

  • штраф;
  • лишение права управления автомобилем.

Остановимся на штрафах:

  1. Часть 3 статьи 12.15 КоАП утверждает, что в случае выезда на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия водителю грозит штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. Препятствием в этом случае считается неподвижный объект, который находится на полосе движения и мешает водителю проехать вперед. Затор или автомобиль, который остановился в соответствии с правилами, таковыми не считаются. То есть мы беспрепятственно можем объехать сломавшийся автомобиль, место аварии и т. п.; а вот если водитель выезжает на полосу встречного движения потому, что ему не хочется стоять в пробке, придется платить штраф.
  2. Часть 2 статьи 12.16 содержит норму, в соответствии с которой разворот или поворот налево в нарушение разметки на дорожной части и запрещающих знаков влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
  3. Выезд на встречку в нарушение правил дорожного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, когда водитель объезжает препятствие, влечет наложение штрафа в размере до 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Здесь стоит обратить внимание на способ фиксации правонарушения: если выезд на встречку зафиксировала видеокамера, то максимальным наказанием, которое может получить водитель, будет штраф; если же речь идет о сотрудниках ДПС, то они вправе сами выбирать вид наказания, так как санкция у данной статьи альтернативная.
  4. Часть 4 статьи 12.15 рассматривает повторный выезд на полосу встречного движения. За такое правонарушение водитель вполне может лишиться прав на 1 год (хотя в случае фиксации нарушения видеокамерами санкция ограничивается штрафом в размере 5000 рублей).

Еще раз подчеркнем основную направленность норм КоАП, предусматривающих наказание за выезд на встречку: административное наказание назначается только в том случае, если выезд на полосу встречного движения был осуществлен в нарушение правил дорожного движения. В остальных случаях действия водителя окажутся безнаказанными.

Не знаете свои права?

Выезд на встречную полосу движения — кто виноват и что с этим делать?

После того как в 2007 году в КоАП появились нормы, предусматривающие наказание за выезд на встречку, эта тема стала весьма актуальной. С одной стороны, водителей наказывают за то, что они своими действиями не только подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих пассажиров, но также могут нанести вред лицам, находящимся в автомобиле, который едет по встречной полосе. С другой же стороны, многие предприимчивые инспекторы ДПС, пользуясь неграмотностью водителей в области правил дорожного движения и несовершенством законодательства, специально применяют данные нормы КоАП.

Иногда встречаются и такие случаи, когда инспекторы ДПС намеренно или по незнанию «путают» маневр по выезду на встречную полосу для обгона и разворот. В данной ситуации действия инспектора можно оспорить. Если мы совершаем выезд на полосу встречного движения, то речь идет о незначительном перестроении, если же водитель решил развернуться, то на полосе встречного движения оказывается как минимум часть корпуса автомобиля.

Еще один нюанс касается передвижения в зоне действия знака «Въезд запрещен». В большинстве случаев такой знак располагается на дороге с односторонним движением. Если водитель свернул в такую зону, то он не выехал на полосу встречного движения в соответствии со статьей 12.15, а лишь нарушил положения статьи 12.16, т. е. должен подвергнуться наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей. Если же он не только свернул, но еще и продолжает движение, то получается, что он двигается по встречной полосе дороги с односторонним движением — а за это уже полагается штраф в размере 5000 рублей или лишение права управление автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.

Кроме того, встречаются случаи вынужденного выезда на встречку, например во избежание столкновения с другим автомобилем. Хотя сотрудников ГИБДД данный факт волнует мало, именно это может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

Как защитить свои права?

Вас остановили, обвинили в нарушении норм статьи 12.15, хотят лишить прав на управление автомобилем, но вы понимаете, что инспектор не прав? Давайте разбираться, как можно отстоять свои права.

Самый главный документ в случае привлечения вас к ответственности — это протокол об административном правонарушении, поэтому внимательно читайте все, что написал сотрудник ДПС. Если у вас имеются какие-то возражения и вы не согласны с выводами его представителя, пишите все это в протоколе, так как именно этот документ, если вы решите обратиться в суд, будет основным доказательством.

Если у вас имеется при себе фотоаппарат или мобильный телефон, зафиксируйте дорожные условия, при которых произошел выезд на встречную полосу, дорожное полотно и т. д. — в общем, все те факты, которые могли бы подтвердить вашу правоту.

После того как вы получили копию протокола на руки, у вас есть 10 суток на его обжалование. Если вы по объективным причинам не уложились в этот срок, его можно восстановить, подав соответствующее ходатайство в орган, занимающийся рассмотрением вашей жалобы.

И помните: лишить прав вас может только суд, поэтому собирайте все необходимые доказательства и в случае необходимости пользуйтесь услугами квалифицированного юриста.

По указанию ст. 12.15 КоАП РФ, за нарушение принятых норм расположения автомобилей на дорожном полотне, или выезд на встречную полосу, полагается штраф или лишение водительского удостоверения. Неправомерным выездом на встречную полосу является тот, при котором водитель покинул свою сторону движения, игнорируя разметку, дорожные знаки и ПДД. Размеры штрафа зависят от обстоятельств правонарушения.

Выезд на встречную полосу при объезде

В ситуациях, когда объезд с выездом недопустим, водителю в 2019 году назначается штраф за выезд на полосу встречного движения на основании ст. 12.15, ч.2 КоАП РФ. Выезд с целью объезда облагается административным наказанием, выраженным в штрафе 1 – 1,5 тыс. руб.

Выезд при совершении маневра

Штраф за выезд на встречную полосу с целью совершения маневра на дороге (повороты, развороты), имеет размер 1 – 1,5 тыс. руб. на основании ст. 12.15, ч.2 КоАП РФ.

Выезд на встречную полосу

Самовольное покидание своей полосы движения, пересечение разделительной линии и выезд на полосу встречного движения – штраф до 5 тыс. руб. , за исключением объезда препятствий согласно ПДД (ст. 12.15, ч. 3 КоАП РФ).

Выезд на встречные трамвайные пути

Выезд на встречную полосу. Штраф — это едва ли самое суровое последствие для нарушителя. Все может закончиться куда более серьезно:

Конкретные ситуации

Нарушение ПДД за выезд на полосу встречного движения чаще всего происходит по причине маневрирования. Автомобилист совершает рискованные операции, тем самым провоцируя опасную ситуацию на дороге. Рассмотрим некоторые случаи, при которых выезд на встречную полосу допускается или запрещается законом:

  • Объезд препятствия с в том случае, если дорога заблокирована непредвиденной преградой. Упавшее дерево или авария не позволит продолжить движение. Автомобиль, остановившийся на полосе движения, препятствием не является. Объезд запрещается выполнять с выездом на четырех или более полосную дорогу встречного движения. Разрешается объезд без выезда на встречное движение. За нарушение выезда на встречную полосу при объезде препятствия назначаются штрафные санкции до полутора тысяч рублей .
  • Обгон с выездом на полосу встречного движения одно из самых частых нарушений. Водитель, переехавший сплошную линию на дороге с двухсторонним движением в 4 или более полосы, автоматически становится нарушителем. Правонарушение карается штрафом в 5 тысяч рублей . За пренебрежение правилом во второй раз штраф будет ужесточен и дополнительно водителя лишат прав. Важно помнить, что при совершении обгона необходимо подать предупредительный сигнал.
  • Выезд на встречную полосу одним колесом по закону обременяется штрафом в 5 тысяч рублей , или нарушитель


Просмотров