Природные ресурсы основы рационального природопользования. Рациональное природопользование и его принципы. Что такое рациональное природопользование

Основными принципами рационального природопользования являются:

Полнота извлечения (в настоящее время в России используется только несколько или один компонент - остальное в отвал);

Комплексное использование сырья (разные отрасли должны использовать разные компоненты, чтобы в отходы не попало ничего):

Вторичное использование (рециркуляция отходов, веществ, материалов, предметов, конструкций и т. д.);

Экономическое использование (уменьшение расхода сырья на единицу готовой продукции -- уменьшение массы, замена на другое сырье).

Задача состоит в том, чтобы разумно управлять системой природопользования. Поэтому выдвигается концепция оптимизации природопользования и гармонизации системы «общество-природа».

В связи с проблемами оптимизации возникает вопрос и о процессах управления оптимизируемыми системами. Под управлением понимают процесс целесообразного воздействия одного объекта на другой, направленный на преобразование структуры второго (перевод его в некоторое заданное состояние) и корректировка первого объекта в связи с требованиями второго.

Поэтому смысл управления состоит не в консервации, а в систематически развиваемом целенаправленном и строго рассчитанном преобразовании природы и общества.

Поэтому понятие «оптимизация природопользования» включает принятие наиболее целесообразных (оптимальных) решений в использовании ресурсов и природных систем в общегосударственном стратегическом подходе и прогноза с учетом интересов различных отраслей производства и хозяйствования, как в текущий момент времени, так и с учетом ближаЙш Его и отдаленного будущего. При этом оптимум находится с позиций эколого-экономического подхода, экологии человека и экологического мониторинга.

При «оптимизации природопользования» решаются следующие проблемы:

Использование экологии с позиции экономики природы;

Разработка методов оценки природных ресурсов с целью включения их стоимости в технико-экономические и экологические расчеты при определении экологической целесообразности и экономической эффективности;

Создание механизма управления рационального использования природных ресурсов и охраной окружающей среды.

Повысить экологическую ценность природных ресурсов возможно и за счет улучшения или более правильного подхода к рассматриваемой системе за счет экологизации налогов и платежей.

Приоритет возрастания экономической ценности природных ресурсов позволяет решить две основные задачи при преобразовании налоговой системы:

С помощью дифференцированных налогов сделать цену природных ресурсов и ущербность наносимой окружающей природной среде более адекватной по отношению к затратам;

Способствовать более справедливой, с позиций законов мироздания экологии, компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не обществом или «жертвами» загрязнения, как происходит у нас в России.

Реализация этих задач предусматривает установление повышенных налогов для экологически опасных продуктов и видов деятельности и налоговые льготы для экологически чистых продуктов и деятельности.

В реформировании экологизации налоговой системы необходимо рассматривать два аспекта;

Возрастание в общей сумме налогов удельного веса налогов в природоэксплуатирующем секторе экономики;

Создание единой системы налогов, охватывающую всю природнопродуктивную вертикаль(цепочку).

Это будет способствовать адекватному отражению роли огромного природного

Потенциала в российской экономике, более рациональному использованию

Природных ресурсов, изъятию природной ренты в пользу общества. Должны, наконец, отойти от методики налогообложения, когда налоги взимаются, прежде всего, с населения, с прибыли, добавленной стоимости и пр. При сохранении общей суммы налогов (фискальная нейтральность) целесообразно резко изменить пропорции в пользу увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами - «зеленых» налогов. По имеющимся оценкам, сделанным на основе расчетов и реальных исследований, эта доля налогов должна возрасти в пять-двадцать раз, и составить существенную часть доходов государственного и региональных бюджетов. В Пензенской области это, прежде всего, необходимо применить к древесине и нефти. Только изъятие колоссальной природной ренты в пользу общества, мало реализуемой в настоящее время природоэксплуатирующими секторами может приостановить нелегальный вывоз миллиардов долларов из страны.

Единая налоговая система должна быть создана таким образом, чтобы на Единая налоговая система должна быть создана таким образом, чтобы на первых этапах природно-продуктивной вертикали налоги были максимальными (для «подавления» природоэксплуатирующей деятельности), и они должны убывать по мере приближения к стадии конечной продукции (для стимулирования высокотехнологических, инфраструктурных, перерабатывающих и | обрабатывающих отраслей). Только такая система может создать стимул для снижения природоемкости.

Недооценка природных ресурсов и экологического ущерба приводят к искажению показателей экономического развития и прогресса. Имеющиеся сейчас в этой сфере макроэкономические показатели (валовой внутренний продукт - ВВП, валовой национальный продукт - ВНП, доход на душу населения и пр.) игнорируют экологическую деградацию. Рост этих показателей сегодня может

Базироваться на техногенном природоемком развитии. Тем самым создается возможность резкого ухудшения экономических показателей в будущем в случае истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Если нет механизма компенсации эколого-экономического ущерба самим нарушителем, то это означает, что соответствующие потери реальны для других экономических агентов, населения. По расчетам западных ученых в развитых странах ущерб достигает 3-5% ВНП. По имеющимся оценкам в России экономический ущерб от загрязнения окружающей среды составляет 10-25% ВНП.

При этом целевые затраты на охрану окружающей среды несоизмеримо

Меньше 0,2. ..0,4%, да и те выделяются с больШи М трудом.

Это соотношение указывает на то, что в стране не осознается реальности потерь, которые вызваны экологическими нарушениями и выражаются в объемах недополученной продукции и в неизбежных затратах на компенсацию последствий экологических нарушений.

Для России ориентация на традиционные экономические показатели в ближайшей перспективе может иметь самые негативные последствия. Несколько утрируя, быстрее всего роста этих показателей (тем самым формально осуществить стабилизацию экономики и выйти из экономического кризиса) можно добиться, быстр выкачав из недр нефть, газ, добывая руду и уголь поверхностным способом, вырубив леса, используя дешевые «грязные» технологии. (К сожалению, с упразднением президентом в 2000 году Госкомэкологии, это происходит в стране и скорости этого процесса увеличиваются). Например, принятые правительством энергетические программы, позволят увеличить валовой внутренний продукт, но и резко увеличат негативные экологические последствия такого курса для многих регионов страны. Поэтому, к сожалению, в сложившихся условиях для России возможный экономический рост в ближайшем будущем будет только при сохранении и усилении техногенных тенденций развития, базирующихся на сверх эксплуатации природы. То есть на бли-

Жайшие десятилетия закрепляется тенденция формирования «антиус-тойчивого» развития. Но в экономике необходимо ориентация на конечные результаты, а не на промежуточные валовые показатели, иначе разрыв с развитыми странами еще больше увеличится.

При составлении проектов, бизнес-планов разработчики в финансовом и экономическом анализе будущей деятельности должны учитывать полностью цену природных ресурсов (с учетом природной ренты), индексированные платежи за загрязнение, что создает дополнительные экономические препятствия для эко-лого-несбалансированной деятельности. Экологическая экспертиза и ОВОС также должны рассматривать проекты только с полностью индексированными платежами и с учетом природной ренты.

Кроме того, необходимо проводить различия между экономической ценностью природных ресурсов (услуг) и их ценой. По нашему мнению рост экономической ценности не означает автоматического повышения цены. Не должен использоваться на практике принцип «Экологизация экономики любой ценой». Любые ценовые изменения должны учитывать реальную экономическую и социальную ситуацию в стране.

В переходной нестабильной экономике резкое повышение цен на природные ресурсы может привести к негативным последствиям. Это вызывается, в частности, не эластичностью современной российской экономики в отношении цен. В нормальной рыночной экономике рост цен на природные ресурсы и услуги приводит к их экономии, сокращению потребления. Классическим примером в этой области является «нефтяной шок» в мире 70-х годов прошлого века, приведший к кардинальному повышению эффективности использования энергетических ресурсов, повсеместному энергосбережению. Напротив, в России с 90-х годов по настоящее время повышение цен на природные ресурсы сопровождается ростом природоемкости, увеличением потребления природных ресурсов в

Одних секторах и параличом других секторов. Естественно в этом оказывает огромную «помощь» и правительство. Прежде всего, эта тенденция проявилась в отношении энергетических, водных, ценных минеральных сырьевых ресурсов.

При нравственном, рациональном отношении к ресурсам их экономическая ценность охватывает три функции природы:

Обеспечение природными ресурсами;

Регулирующие функции природы, в том числе ассимиляции отходов и загрязнений;

Обеспечение людей природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и др.

Цена же фактически «работает» только в случае первой природной функции, оценки природных ресурсов. Если оценка первой функции рыночной экономикой осуществляется, хотя часто и с занижением (то, что идет в бюджет), то эко-

Логические оценки второй и третьей природных функций практически отсутствуют или минимальны. А именно эти экономические оценки регулирующих функций, ассимиляционного потенциала и природных услуг являются решающими для определения экономической ценности многих природных объектов, например, биоразнообразия, особо охраняемых природных территорий, вырубка лесов без расчетных лесосек и др. Экономическая ценность и рыночная цена может быть представлены, например, как на рис. 1.7.

Рис. 1.7. Экономическая ценность и рыночная цена

1 - рыночная цена; 2 - природные услуги;

3 - регулирующие функции природы

В идеале цена природных благ должна совпадать и их экономической ценностью или приближаться к ней; тогда функционирования экономики, соотношение спроса и предложения, поведение потребителей будет учитывать экологический фактор. В этом отношении позитивным является появление рынков новых товаров и услуг, связанных с еще не имеющим в настоящее время цены природным функциям. Например, такая функция как депонирование углерода. Киотский протокол (Япония, 1997), подписанный всеми развитыми странами и странами с переходной экономикой для предотвращения глобального изменения климата, создает реальные предпосылки для формирования нового мирового рынка торговли углеродными квотами. То есть, связываемый углерод будет иметь цену, как это фантастично не звучит.

Экономическая ценность природы наиболее близка к концепции общей экономической ценности (стоимости) (total economic value). Эта концепция с точки зрения комплексности подхода к оценке природы и попытке учесть не только зрения комплексности подхода к оценке природы и попытке учесть не только ее прямые ресурсные функции, но и регулирующие, ассимиляционные функции, природные услуги, является наиболее перспективной среди имеющихся экономических подходов. Такая концепция, возникшая в 90-х годах прошлого века, получает признание в мире, как в теории, так и на практике, что подтверждает наши мысли.

В общую экономическую ценность (стоимость), в основном входят два агрегированных слагаемых: стоимость использования (потребительская стоимость) и стоимость не использования. В свою очередь первое слагаемое состоит из трех элементов:

Прямая стоимость использования - туризм, рекреация, устойчивые охота рыболовство, сбор трав, ягод, грибов и др.;

Косвенная стоимость использования - глобальные эффекты, экологические функции, связывание углекислого газа и др.;

Стоимость отложенной альтернативы - потенциальные выгоды от использования природного блага в будущем. Особое значение имеет стоимость не использования, существования природы самой по себе (экономическая оценка весьма тонких моментов - социальных, этических и эстетических аспектов природы). В развитых и развивающихся странах проведено довольно много исследований с целью определений стоимости существования, в основном для редких животных и национальных парков. В основе этих исследований лежат социологические опросы населения по определению им экономической оценки уникальных объектов биоразнообразия, потенциальной готовности населения платить за их существование. В экономической теории эти исследования связаны с субъективной оценкой стоимости, «готовности платить». Все перечисленные выше дополнительные оценки зачастую коренным образом меняют приоритеты в экономических решениях.

В таблице предлагаются примеры природных функций и услуг, учитываемых в общей экономической ценности природных ресурсов.

Приоритетной основой для выбора целесообразных решений является здоровье и нормальное функционирование всего многообразия живого вещества биосферы и, прежде всего, здоровье и комфортность жизни современного человека и будущих поколений. Таблица 7.1.

Природные функции и услуги, учитываемые в общей экономической ценности природных ресурсов.

Для построения гармоничных отношений природы и человечества ему необходимо предварительно решить три важнейшие задачи.

Первая состоит в формировании нового типа социального и экологического мышления, которое должно базироваться на новых моральных критериях общественного развития, исключающих чисто утилитарный подход к природе.

Вторая задача состоит в обеспечении широкой гласности и освещения социально-экологических проблем, сопровождающих развитие человеческой цивилизации. Скрывая от людей информацию об условиях их существования, например, о степени загрязнения среды обитания, органы власти не смогут рассчитывать на общественность при необходимости решения крупных вопросов.

Третьей задачей является построение такого хозяйственного механизма природопользования, который обеспечивал бы наиболее полное согласование индивидуальных, коллективных и государственных интересов в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Согласно Н.Ф. Реймерсу (1990 г.), рациональное природопользование - система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося

То есть, рациональное природопользование - высокоэффективное хозяйствование, которое не приводит к резким изменениям природно-ресурсного потенциала и к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, в частности сводит до минимума нарушение естественных круговоротов веществ.

Несмотря на тесную связь экологии с природопользованием, эти термины не следует смешивать. Природопользование (здесь имеется в виду только рациональное), основываясь на экологических законах и принципах, является в большей степени одной из сфер экономики, постоянно требующих новых подходов для решения назревших проблем.

Основные принципы рационального природопользования - это изучение, охрана, освоение и преобразование различных типов ресурсов окружающей природной среды.

Здесь изучение ресурсов означает учет и оценку, прогноз развития, разработку системы управления и использования ресурсов. Охрана ресурсов среды означает поддержание их качеств, благоприятных для ведения хозяйства, а преобразование - их улучшение (мелиорация, рекультивация земель и др.). В понятие о рациональном освоении природных ресурсов и условий входит наиболее полное использование достоинств среды и экономичное получение энергии, сырья.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях экономия сырья и топлива по все большему числу позиций становится экономически гораздо предпочтительнее, нежели дальнейшее наращивание объемов их производства. Наглядным примером здесь может служить Япония. В этой стране после нефтяного кризиса 1973 г. главной задачей правительства стала экономия энергетических ресурсов. В результате такой политики потребности в энергии возросли в 1984 г. всего на 7-8% по сравнению с 1973 г., в то время как валовый национальный продукт увеличился более чем в 2 раза.

Современное человечество в целом пока опирается на экстенсивный тип природопользования, при котором рост производства осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природные комплексы, причем эта нагрузка растет заметно быстрее, чем увеличивается масштаб производства. Общая нагрузка на природные системы, обусловленная антропогенной деятельностью, стала превышать их потенциал самовосстановления (самоочищения), что во многих случаях затронуло природные системы планетарного уровня и все важнейшие экологические системы планеты: Мировой океан, атмосферу, почвы, речные системы, леса, животный мир.

Все это определяет необходимость перехода к экологически сбалансированному природопользованию, когда общество контролирует все стороны своего развития с тем, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на природную среду не превышала самовосстановительного потенциала природных систем.

В табл. 10.2. приведены формы управления природопользованием.

Таблица 10.2. Формы управления природопользованием.

Основными причинами истощения, загрязнения и разрушения природной среды, которые обусловлены антропогенной деятельностью на базе экстенсивного природопользования, являются, по мнению многих ученых, следующие:

1) ограниченность возможностей природной среды по переработке, очистке антропогенных отходов. Емкость ее не позволяет перерабатывать все возрастающие количества таких отходов, их накопление привело к глобальному загрязнению;

2) вследствие ограниченности территории планеты запасы полезных ископаемых, используемых человеком, постепенно расходуются и перестают существовать. Тем самым человечество создало себе проблему изыскания альтернативных источников энергии и некоторых материалов;

3) в отличие от природного, созданные человеком производства являются отходными. Так, для обеспечения жизнедеятельности лишь одного человека ежегодно расходуется не менее 20 т природных ресурсов. Однако из них лишь около 5% идет на выработку чистой продукции, а остальное - отходы;

4) законы развития экосистем и биосферы в целом, на основе которых можно прогнозировать последствия антропогенной деятельности, человек, к сожалению, постигает в основном посредством накопления опыта ведения хозяйства, а это фактически метод «проб и ошибок».

У человечества, конечно, есть еще возможность заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, при этом понижается качество продукции. Следовательно, одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида («человека разумного») является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Отсюда вытекает важнейшая задача современной цивилизации - скорейший переход к контролируемому использованию природных ресурсов и систем с максимально возможным их сбережением.


Похожая информация.


Характер взаимоотношений природы и человека изменялся с течением истории. Впервые о рациональном природопользовании начали всерьез задумываться где-то в середине ХХ века. Именно в это время антропогенное давление на окружающую среду стало максимальным. Что такое рациональное природопользование и каковы его принципы - об этом пойдет речь в данной статье.

Сущность понятия "природопользование"

Данный термин имеет две трактовки. Согласно первой, под природопользованием понимают комплекс мероприятий по использованию природных ресурсов с целью удовлетворения экономических, промышленных, лечебно-оздоровительных или иных потребностей человека.

Вторая трактовка предусматривает определение понятия "природопользование" как научной дисциплины. То есть это, по сути, теоретическая наука, изучающая и оценивающая процесс использования человеком природных ресурсов, а также разрабатывающая пути его оптимизации.

Сегодня принято выделять рациональное и нерациональное природопользование. О них мы и будем говорить далее, делая акцент на первом виде. Для полного понимания того, что такое рациональное природопользование, следует также разобраться в том, какие бывают виды природных ресурсов.

Классификация природных ресурсов

Под природными ресурсами понимают те объекты (или явления), не созданные человеком, которые используются им для удовлетворения целого ряда своих потребностей. К ним относятся полезные ископаемые, грунты, флора и фауна, поверхностные воды и т. д.

Все природные ресурсы по характеру их использования человеком можно поделить на следующие классы:

  • промышленные;
  • сельскохозяйственные;
  • научные;
  • рекреационные;
  • лечебные и т. д.

Их также делят на две большие группы:

  • неисчерпаемые (например, солнечная энергия, вода);
  • исчерпаемые (нефть, природный газ и т. п.).

Последние, в свою очередь, подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

Стоит отметить, что относить тот или иной ресурс к определенной группе можно лишь условно. Ведь даже наше Солнце не вечно и может в любой момент времени "погаснуть".

Рациональное природопользование предусматривает охрану и грамотное использование всех видов природных ресурсов и компонентов.

История природопользования

Взаимоотношения в системе "человек - природа" не всегда были одинаковыми и изменялись с течением времени. Можно выделить пять периодов (или вех), во время которых произошли самые важные изменения в этой системе отношений:

  1. 30000 лет назад. В это время человек полностью приспосабливался к окружающей его действительности, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством.
  2. Около 7000 лет назад - этап сельскохозяйственной революции. Именно в это время начинается переход человека от собирательства и охоты к обработке земли и скотоводству. Для этого периода характерны первые попытки преобразования ландшафтов.
  3. Эпоха средних веков (VIII-XVII ст.). В этот период нагрузка на окружающую среду заметно возрастает, зарождаются ремесла.
  4. Около 300 лет назад - этап промышленной революции, которая началась в Британии. Масштабы влияния человека на природу возрастают в разы, он пытается полностью приспособить её под свои нужды.
  5. Середина ХХ века - этап научно-технической революции. В это время отношения в системе "человек - природа" качественно и сильно изменяются, а все экологические проблемы заостряются.

Природопользование рациональное и нерациональное

Что же означает каждое из этих понятий и в чем их принципиальные различия? Стоит отметить, что рациональное и нерациональное природопользование - это два антипода, термины. Они полностью противоречат друг другу.

Рациональное природопользование подразумевает такой способ использования природной среды, при котором взаимодействие в системе "человек - природа" остается максимально гармонизированным. Основными признаками такого вида отношений являются:

  • интенсивное хозяйствование;
  • применение новейших научных достижений и разработок;
  • автоматизация всех производственных процессов;
  • внедрение технологий безотходного производства.

Рациональное природопользование, примеры которого мы приведем ниже, более характерно для экономически развитых стран мира.

В свою очередь, под нерациональным природопользованием понимают неразумное, несистематическое и хищническое использование той части природно-ресурсного потенциала, которая является наиболее доступной. Такое поведение приводит к быстрому истощению природных ресурсов.

Основными признаками такого вида природопользования являются:

  • отсутствие систематичности и комплексности в разработке конкретного ресурса;
  • большое количество отходов при производстве;
  • экстенсивное хозяйствование;
  • большой вред для окружающей среды.

Нерациональное природопользование наиболее характерно для стран Азии, Латинской Америки и для некоторых государств Восточной Европы.

Несколько примеров

Сначала рассмотрим несколько мероприятий, которыми можно описать рациональное природопользование. Примеры такой деятельности можно привести следующие:

  • повторная переработка отходов, создание и усовершенствование безотходных технологий;
  • создание природных заповедников, национальных парков и резерватов природы, в которых полным ходом (не на словах, а на деле) осуществляется охрана флоры и фауны региона;
  • рекультивация территорий, которые пострадали от промышленной разработки недр, создание культурных ландшафтов.

В свою очередь, можно привести и несколько самых ярких примеров нерационального отношения человека к природе. Например:

  • бездумная вырубка лесных массивов;
  • браконьерство, то есть истребление отдельных (редких) видов животных и растений;
  • выброс неочищенных стоков, осознанное загрязнение вод и грунтов промышленными или бытовыми отходами;
  • хищническая и агрессивная разработка доступных недр и т. д.

Принципы рационального природопользования

На протяжении многих десятков лет ученые и экологи разрабатывали те принципы и условия, которые смогли бы помочь оптимизировать взаимоотношения человека и природы. Основы рационального природопользования кроются, прежде всего, в эффективном хозяйствовании, которое не провоцирует глубоких и серьезных изменений в окружающей среде. При этом природные ресурсы используются максимально полно и систематично.

Можно выделить основные принципы рационального природопользования:

  1. Минимальное (так называемый "нулевой уровень") потребление природных ресурсов человеком.
  2. Соответствие объема природно-ресурсного потенциала и антропогенной нагрузки на окружающую среду для конкретного региона.
  3. Сохранение целостности и нормального функционирования экосистем в процессе их производственного использования.
  4. Приоритетность экологического фактора перед экономической выгодой на долгосрочную перспективу (принцип устойчивого развития региона).
  5. Согласование хозяйственных циклов с природными.

Пути реализации этих принципов

Существуют ли способы реализации перечисленных принципов? Можно ли решить все проблемы рационального природопользования на практике?

Пути и способы реализации принципов природопользования на самом деле существуют. Их можно свести к следующим тезисам:

  • глубокое и комплексное изучение особенностей и всех нюансов освоения природных ресурсов;
  • рациональное размещение на территории промышленных предприятий и комплексов;
  • разработка и внедрение эффективных региональных систем хозяйствования;
  • определение комплекса природоохранных мероприятий для каждого региона;
  • мониторинг, а также прогнозирование последствий того или иного вида хозяйственной деятельности человека.

Экономика и экология: соотношение понятий

Эти два понятия тесно связаны друг с другом. Не зря же у них и корень один - "ойкос", что в переводе означает "дом, жилище". Однако многие до сих пор не могут осознать, что природа - это наш общий и единственный дом.

Понятия "экология" и "рациональное природопользование" практически тождественны. Наиболее доходчиво их могут раскрыть так называемые парадигмы экологического природопользования. Всего их три:

  1. Минимизация воздействия человека на природу в процессе использования природных ресурсов.
  2. Оптимальное (полное) использование конкретного ресурса.
  3. Максимально возможное извлечение пользы из конкретного природного ресурса для улучшения благосостояния общества.

В заключение

Рациональное природопользование и охрана природы - понятия, которые стали необычайно важными на пороге нового тысячелетия. Человечество впервые всерьез задумалось о последствиях своей деятельности и о будущем нашей планеты. И очень важно, чтобы теоретические принципы и декларации не расходились с реальными делами. Для этого нужно, чтобы каждый житель Земли осознавал всю важность правильного и рационального экологического поведения.

Для построения гармоничных отношений природы и человечества ему необходимо предварительно решить три важнейшие задачи.

Первая состоит в формировании нового типа социального и экологического мышления, которое должно базироваться на новых моральных критериях общественного развития, исключающих чи­сто утилитарный подход к природе.

Вторая задача состоит в обеспечении широкой гласности и освещения социально-экологических проблем, сопровождающих развитие человеческой цивилизации. Скрывая от людей информацию об условиях их существования, например, о степени загрязнения среды обитания, органы власти не смогут рассчитывать на общественность при необходимости решения крупных вопросов.

Третьей задачей является построение такого хозяйственного механизма природопользования, который обеспечивал бы наиболее полное согласование индивидуальных, коллективных и государственных интересов в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Согласно Н.Ф. Реймерсу (1990 г.), рациональное природопользование - система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

То есть, рациональное природопользование - высокоэффективное хозяйствование, которое не приводит к резким изменениям природно-ресурсного потенциала и к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, в частности сводит до минимума нарушение естественных круговоротов веществ.

Несмотря на тесную связь экологии с природопользованием, эти термины не следует смешивать. Природопользование (здесь имеется в виду только рациональное), основываясь на экологических законах и принципах, является в большей степени одной из сфер экономики, постоянно требующих новых подходов для решения назревших проблем.

Основные принципы рационального природопользования - это изучение, охрана, освоение и преобразование различных типов ресурсов окружающей природной среды.

Здесь изучение ресурсов означает учет и оценку, прогноз развития, разработку системы управления и использования ресурсов. Охрана ресурсов среды означает поддержание их качеств, благоприятных для ведения хозяйства, а преобразование - их улучшение (мелиорация, рекультивация земель и др.). В понятие о рациональном освоении природных ресурсов и условий входит наиболее полное использование достоинств среды и экономичное получение энергии, сырья.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях экономия сырья и топлива по все большему числу позиций становится экономически гораздо предпочтительнее, нежели дальнейшее наращи­вание объемов их производства. Наглядным примером здесь может служить Япония. В этой стране после нефтяного кризиса 1973 г. главной задачей правительства стала экономия энергетических ресурсов. В результате такой политики потребности в энергии возросли в 1984 г. всего на 7-8% по сравнению с 1973 г., в то время как валовый национальный продукт увеличился более чем в 2 раза.

Современное человечество в целом пока опирается на экстенсивный тип природопользования, при котором рост производства осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природные комплексы, причем эта нагрузка растет заметно быстрее, чем увеличивается масштаб производства. Общая нагрузка на природные системы, обусловленная антропогенной деятельностью, стала превышать их потенциал самовосстановления (самоочищения), что во многих случаях затронуло природные системы планетарного уровня и все важнейшие экологические системы планеты: Мировой океан, атмосферу, почвы, речные системы, леса, животный мир.

Все это определяет необходимость перехода к экологически сбалансированному природопользованию, когда общество контролирует все стороны своего развития с тем, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на природную среду не превышала самовосстановительного потенциала природных систем.

На рис. 3.2 приведены формы управления природопользованием.

Рис. 3.2 Формы управления природопользованием

Основными причинами истощения, загрязнения и разрушения природной среды, которые обусловлены антропогенной деятельностью на базе экстенсивного природопользования, являются, по мнению многих ученых, следующие:

1) ограниченность возможностей природной среды по переработке, очистке антропогенных отходов. Емкость ее не позволяет перерабатывать все возрастающие количества таких отходов, их накопление привело к глобальному загрязнению;

2) вследствие ограниченности территории планеты запасы полезных ископаемых, используемых человеком, постепенно расхо­дуются и перестают существовать. Тем самым человечество создало себе проблему изыскания альтернативных источников энергии и некоторых материалов;

3) в отличие от природного, созданные человеком производства являются отходными. Так, для обеспечения жизнедеятельности лишь одного человека ежегодно расходуется не менее 20 т природных ресурсов. Однако из них лишь около 5% идет на выработку чистой продукции, а остальное - отходы;

4) законы развития экосистем и биосферы в целом, на основе которых можно прогнозировать последствия антропогенной деятельности, человек, к сожалению, постигает в основном посред­ством накопления опыта ведения хозяйства, а это фактически метод «проб и ошибок».

У человечества, конечно, есть еще возможность заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, при этом понижается качество продукции. Следовательно, одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида («человека разумного») является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Отсюда вытекает важнейшая задача современной цивилизации - скорейший переход к контролируемому использованию природных ресурсов и систем с максимально возможным их сбережением.

    Мониторинг окружающей среды

Под экологическим мониторингом (мониторингом окружающей среды) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Экологический мониторинг является основным способом выявления информации о качестве окружающей среды, необходимой для подготовки органами управления решений на обеспечение экологической безопасности объектов инфраструктуры в условиях негативного воздействия на них экологических факторов, а также управление их деятельностью по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Рис 4.1. Структура информационного поля системы мониторинга.

Система экологического мониторинга объектов включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также мониторинг объектов животного мира и состояния недр территорий.

Осуществление экологического мониторинга позволяет решать следующие задачи :

наблюдение за качеством окружающей среды;

выявление фактов угрозы негативного воздействия или воздействия неблагоприятных экологических факторов на объекты, а также источников и причин возникновения этих факторов;

наблюдение за источниками природного и антропогенного воздействия на окружающую среду;

выявление фактов угрозы применения экологического оружия, а также воздействий на окружающую среду, запрещенных нормами международного права;

выявление предпосылок к экологическим последствиям чрезвычайных ситуаций, прогноз и определение их характеристик;

оценка и прогноз развития экологической обстановки, а также негативного воздействия экологических факторов на функционирование объектов инфраструктуры;

оценка негативного воздействия деятельности и функционирования объектов инфраструктуры на окружающую среду, рациональности использования и воспроизводства природных ресурсов;

оценка экологических последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и разработка рекомендаций по их ликвидации;

обеспечение органов управления данными:

    об экологической обстановке и прогнозе ее развития;

    о фактах угрозы или применения экологического оружия;

    о фактах угрозы или применения воздействий на окружающую среду, запрещенных нормами международного права;

    об экологических последствиях чрезвычайных ситуаций;

    о состоянии охраны окружающей среды и использованию и воспроизводству природных ресурсов;

    защите объектов инфраструктуры, окружающей среды от негативного воздействия экологических факторов в условиях неблагоприятной экологической обстановки;

    защите объектов инфраструктуры и окружающей среды от поражающих факторов экологического оружия и воздействий на окружающую среду, запрещенных нормами международного права;

    предупреждению и устранению экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

    охране окружающей среды, организации рационального использования и воспроизводству природных ресурсов;

формирование информационных ресурсов о состоянии окружающей среды, по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

осуществление информационного взаимодействия по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга с организациями специально уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих организацию и осуществление экологического мониторинга, в пределах предоставленной им законодательством Российской Федерации компетенции.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется для принятии решений на:

обеспечение требуемого уровня функционирования объектов инфраструктуры в условиях угрозы и негативного воздействия на них экологических факторов;

предотвращение угрозы возникновения и ликвидацию неблагоприятных экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

обеспечение защиты окружающей среды от негативного воздействия на нее с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и норм международного права по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

организацию и осуществление деятельности объектов инфраструктуры по охране окружающей среды, по рациональному использованию и воспроизводству ими природных ресурсов.

Результаты анализа информации мониторинга используются органами военного управления также при:

разработке программ и средств обеспечения экологической безопасности, целевых и инвестиционных программ экологического развития территорий;

организации и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов этих территорий;

создании и совершенствовании инфраструктуры Российской Федерации

планировании и осуществлении мероприятий по экологическому контролю;

разработке прогнозов и принятии решений на социально-экономическое развитие объектов РФ;

подготовке данных о состоянии и охране окружающей среды на объектах РФ для ежегодного Государственного доклада.

Система экологического мониторинга Российской Федерации (далее Система), является измерительно-информационной системой и представляет собой совокупность правовых, нормативных, организационных, методических документов, технических, математических, программных, информационных и других средств, предназначенных для:

слежения за качеством окружающей среды, отклонениями эксплуатационных характеристик объектов инфраструктуры в целом от нормативов безопасного воздействия на окружающую среду;

регистрации, сбора, обработки результатов наблюдений, оценки и прогноза экологической обстановки по результатам наблюдений, разработки рекомендаций органам управления по защите от воздействий неблагоприятных экологических факторов, организации деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, обеспечения этой информацией должностных лиц органов управления установленным порядком.

Структурное и функциональное построение Системы производится, исходя:

из целей и задач экологического мониторинга на объектах РФ;

принципов создания и функционирования систем;

особенностей организационной и административно-территориальной структуры, функциональных задач, видов и режимов деятельности и структурных единиц организационной и административно-территориальной структуры;

особенностей информационной технологии выполнения должностными лицами органов управления различных уровней и звеньев возложенных на них задач и функций по обеспечению экологической безопасности, при обработке информации результатов наблюдения и контроля состояния окружающей среды, оценки и прогноза экологической обстановки, ее влияния на окружающую среду;

видов экологических факторов, воздействий и загрязнителей, подлежащих наблюдению и измерению (ингредиентный, параметрический, биоценотический, стациально-деструкционный);

структурных компонентов биосферы (атмосфера, гидросфера, литосфера, биота);

среды, в которой функционируют средства размещения (носители) приборов и устройств наблюдения и регистрации качества окружающей среды (наземные, морские, авиационные, космические).

Система создается и функционирует с учетом реализации следующих основных принципов и требований:

руководства созданием и функционированием Системы экологического мониторинга;

соответствия структуры Системы иерархичной структуре Российской Федерации;

соответствия режимов функционирования Системы режимам деятельности;

системности;

применения принятых на снабжение информационно-измерительных систем и средств, а также средств промышленного применения, позволяющих производить наблюдения, выявление негативных воздействий экологических факторов, измерение и оценку значений показателей параметров и характеристик качества окружающей среды в интересах выполнения задач, возложенных на Систему;

применения единого информационного пространства Российской Федерации для передачи, обработки и документирования данных в Системе;

проведения оценки и прогнозирования развития экологической обстановки с учетом данных, получаемых от федеральных, территориальных (региональных), местных и локальных организаций специально уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих организацию и осуществление экологического мониторинга и государственной сети наблюдений;

информационной и функциональной совместимости с другими системами управления;

открытости системы;

унификации составных частей Системы (элементов, блоков, изделий, программных продуктов);

непрерывности функционирования;

предохранения сведений, составляющих государственную и военную тайну, от несанкционированного доступа к ним и разглашения, а также от разрушения информации, хранящейся в базах данных.

Основу организационной структуры Системы составляют системы экологического мониторинга.

Система экологического мониторинга каждой единицы организационной структуры, в общем случае, состоит из следующих основных функциональных подсистем:

1. Наблюдения, измерения, оценки и прогнозирования значений показателей параметров и характеристик:

источников негативного воздействия на компоненты окружающей среды;

состояния зон прямого воздействия источников негативного воздействия на окружающую среду (импактный мониторинг );

качества атмосферного воздуха, водных объектов (поверхностных и подземных вод) и почв территории (мониторинг абиотических сред );

качества атмосферного воздуха, воды, придонного слоя акваторий водных объектов;

качества земель и недр земли;

качества земной поверхности и водных объектов, в части их механических загрязнений твердыми отходами бытовой деятельности, а также стациально-деструкционных изменений ландшафта местности и геологической структуры из-за негативного воздействия на них сейсмических, тепловых и других экологических факторов;

растительности территорий и лесов;

воздействий неблагоприятных экологических факторов;

2. Наблюдения, измерения, оценки и прогнозирования значений показателей параметров и характеристик негативных воздействий на окружающую среду;

3. Сбора, обработки и выдачи данных результатов наблюдений, а также информационного взаимодействия с государственными информационно-измерительными системами, а также с автоматизированными системами РФ;

4. Управления функционированием Системы экологического мониторинга РФ.

Функциональная структура может быть дополнена другими функциональными подсистемами, учитывающими особенности, а также ожидаемые последствия от негативного воздействия их деятельности на окружающую среду.

Функционирование указанной Системы и ее структурных и функциональных систем (подсистем) обеспечивается следующими средствами:

инструментального экологического контроля качества окружающей среды;

биоиндикации и биоконтроля качества окружающей среды;

сбора, обработки информации результатов наблюдений;

передачи информации результатов наблюдений по назначению;

управления функционированием Системы в целом и единицами ее структуры.

Поддержание средств Системы в установленной степени готовности к применению и применение их по назначению возлагается на персонал, привлекаемый к организации и осуществлению мониторинга.

Средства инструментального экологического контроля (СИЭК) . Они предназначены для наблюдения и контроля качества окружающей среды, выявления негативного воздействия экологических факторов на объекты инфраструктуры и окружающую среду. К ним относятся:

специальные средства инструментального экологического контроля экологической службы;

средства наблюдений, измерений и контроля;

организационно-методические документы, устанавливающие порядок организации и проведения наблюдений с применением средств инструментального экологического контроля.

Для проведения наблюдений с применением средств инструментального экологического контроля привлекается персонал служб, в табели к штатам которых включены эти средства.

Средства инструментального экологического контроля изготовляются в стационарном, мобильном или в носимом, исполнении и могут быть наземного, морского (берегового или корабельного), воздушного (вертолетного или самолетного) и космического базирования.

Организационно-методические документы, определяющие порядок организации и проведения наблюдений, включают совокупность документов, устанавливающих методы, порядок и правила проведения измерений и наблюдений, а также права и обязанности должностных лиц при их выполнении.

Принципы создания и применения средств инструментального экологического контроля определяются отдельным положением.

Специальными средствами Системы инструментального экологического контроля являются отдельные приборы, устройства, комплекты и системы, разработанные и принятые на снабжение экологической службы, с целью применения их для наблюдения и выявления негативных воздействий экологических факторов, а также определения качества окружающей среды (ее отдельных компонентов) в интересах оценки их влияния на функционирование объектов инфраструктуры. Поддержание специальных средств инструментального экологического контроля в готовности к применению и применение их по назначению возлагается на экологическую службу.

Среди технических средств мониторинга укладка эколога, подвижные и стационарные лаборатории, судовые лаборатории.

Укладка эколога (рис. 4.2) предназначена для оснащения экологических служб отдельных объектов и экологических лабораторий космодромов и полигонов. Ее достоинствами являются небольшие габариты (2636106 см) и масса (16,5 кг), модульность конструкции и удобство применения.

Модульность конструкции позволяет осуществлять раздельное применение технических средств для отбора и анализа проб почвы, воды, воздуха как в составе укладки, так и в составе подвижных и стационарных лабораторий.

В состав укладки входят следующие основные модули:

      «ПОЧВА» -для отбора проб почвы (масса около 5,0 кг);

      «ВОЗДУХ» -для отбора проб и экспресс-анализа выбросов приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (масса около 3,0 кг);

      «ВОДА» -для отбора, консервации и экспресс-анализа проб воды и донных отложений (масса около 4,5 кг);

      «ТЕРМОКОНТЕЙНЕР» -для консервации, охлаждения, транспортировки проб воды и почвы (масса около 3,0 кг).

Кроме того, в состав укладки входят планшет со вспомогательными средствами измерения и регистрации и жилет для ношения предметов общего назначения.

Судовая лаборатория “ГВОЗДЬ-К”. Для контроля загрязнения водных объектов разработана судовая лаборатория “ГВОЗДЬ-К”. Она позволяет производить контроль приповерхностного слоя воды, отбор проб из придонного слоя и донного грунта, а также с любого водного горизонта. Кроме того, в состав судовой лаборатории входят система вычислительной техники и спутниковой навигации, комплекс устройств для дистанционного обнаружения пленок нефтепродуктов и измерения их толщины, а также комплект оборудования для проведения гидрохимического анализа.

Для построения гармоничных отношений природы и человечества ему необходимо предварительно решить три важнейшие задачи:

формирование нового типа социального и экономического мышления, которое должно базироваться на новых моральных критериях общественного развития, исключающих чисто утилитарный подход к природе;

обеспечение широкой гласности и освещение социально-экологических проблем, сопровождающих развитие человеческой цивилизации; скрывая от людей информацию об условиях их существования, органы власти не смогут рассчитывать на общественность при необходимости решения крупных вопросов;

построение такого хозяйственного механизма природопользования, который обеспечивал бы наиболее полное согласование индивидуальных, коллективных и государственных интересов в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Рациональное природопользование (согласно Н.Ф. Реймерсу, 1990 г.) - это система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. То есть, рациональное природопользование - высокоэффективное хозяйствование, которое не приводит к резким изменениям природно-ресурсного потенциала и к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, в частности сводит до минимума нарушение естественных круговоротов веществ. Природопользование (рациональное), основываясь на экологических законах и принципах, является в большей степени одной из сфер экономики, постоянно требующих новых подходов для решения назревших проблем.

Основные принципы рационального природопользования:

изучение (учет и оценка, прогноз развития, обработка системы управления и использования);

охрана (обеспечение качества, поддержание продуктивности (воспроизводство));

освоение (эффективность, комплексность и экономичность добычи и переработки);

преобразование (улучшение и оптимизация, количественное и качественное обогащение).

В современных условиях экономия сырья и топлива становится экономически гораздо предпочтительнее, нежели дальнейшее наращивание объемов их производства. Наглядным примером может служить Япония. В этой стране после нефтяного кризиса 1973 г. главной задачей правительства стала экономия энергетических ресурсов, в результате потребности в энергии возросли в 1984 г. всего на 7-8 % по сравнению с 1973 г., в то время как ВНП увеличился более чем в 2 раза.

Современное человечество в целом пока опирается на экстенсивный тип природопользования, при котором рост производства осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природные комплексы, причем эта нагрузка растет заметно быстрее, чем увеличивается масштаб производства. Общая нагрузка на природные системы, обусловленная антропогенной деятельностью, стала превышать их потенциал самовосстановления (самоочищения), что во многих случаях затронуло природные системы планетарного уровня и все важнейшие экологические системы планеты: Мировой океан, атмосферу, почвы, речные системы, леса, животный мир. Все это определяет необходимость перехода к экологически сбалансированному природопользованию, когда общество контролирует все стороны своего развития с тем, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на природную среду не превышала самовосстановительного потенциала природных систем.



Просмотров