Муза покровительница эпической поэзии и науки. Древнегреческая муза эвтерпа - муза-покровительница лирической поэзии

У любвеобильного громовержца Зевса, было много детей. У богини памяти Мнемосины от Зевса родилось 9 дочерей – муз. По другой версии их матерью была богиня Гармония.

Девять муз древней Греции

Музы сопровождали лучезарного Апполона, пели песни и водили хороводы, а также являлись покровительницами разных сфер и искусств, им предписывали дар ясновидения. Считалось, что музы проживают на священной горе Парнас. Муза переводится с греческого – мыслящая. Люди поклонялись музам в храмах, выстроенных для них - мусейонах, отсюда и название музея. Слово «музыка» также является производным от музы, в термином назывались не только искусства, но и науки. Всегда юные музы древней Греции, имена их отражали области, которым они покровительствовали.

Имена 9 муз древней Греции

В классическом варианте существовало девять муз древней Греции имена : Каллиопа, Мельпомена, Клио, Талия, Эвтерпа, Полигимния, Эрато, Терпсихора, Урания. Существуют и вариации, в зависимости от источников. Например, Плутарх считал, что существуют три музы: Гипата, Нэса и Мэта.

Каллиопа – покровительница эпической поэзии. Самая почитаемая из сесетер, спутница и покровительница царей. Каллиопа переводится как прекрасноголосая. От союза с Апполоном у Каллиопы родился Гомер и сладкоголосый Орфей. Также считается матерью сирен. Каллиопа учила петь Ахилла и вершила суд между Афродитой и Персефоной. В руках Каллиопы восковая табличка и стилос. Каждая муза имеет свой особенный атрибут, отличавший ее от сестер. Для формирования полной картины вы можете набрать запрос, в вашем поисковике: «Музы картинки древней Греции ». Веб-ресурсы предоставляют как изображения древних скульптур, так и рукописные портреты.

Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Атрибут Эвтерпы – флейта и цветочный венок. Была самой женственной музой, стихи, написанные Эвтерпой, жители Олимпа, слушали бесконечно, так они были великолепны.


Мельпомена
– муза трагедии. Изображалась в лавровом венке и драматическом облачении – мантии, с трагедийной маской и мечом в руках. От союза Мельпомены с Ахелоем родились сирены. По одной из легенд две из них решили соревноваться в искусстве пения с музами, но проиграли, за что были казнены. Мельпомена стала вечно их оплакивать, как и людей, непокорных богам. Символом этого считается меч, а на некоторых изображениях он заменен палицей – неминуемого наказания тому, кто перечит Богам.

Талия – муза легкой поэзии и комедии. Изображалась в скульптуре и на картинах с комедийной, улыбающейся маской в руках. Мельпомена является противопоставлением Талии. Вечно скорбящая Мельпомена и жизнерадостная, оптимистичная Талия. У обеих маски в руках – отражение, что человеческая жизнь – это театр богов. обольстился красотой и жизнерадостностью Талии. Зная, что гнев Геры – супруги Зевса безграничен, она попросила убежища у Аида – культа подземного царства.

Клио – муза истории. Считалось, что Клио сохраняет на своих свитках любые события, происходящие в мире, даже незначительные. В древних мифах, описывается конфликт музы с богиней Афродитой. Клио осудила богиню за любовные отношения с Дионисом, сама же муза любви не знала. Для того чтобы ее проучить, Афродита приказала сыну Эросу пустить любовную стрелу в Клио, а в Пиерона, стрелу убивающую любовь. Так Клио познала самое высокое чувство. На изображениях муза истории традиционно с пергаментом.


Эрато
– покровительница любовной поэзии. Изображалась с лирой или тамбурином. Она изображалась с розами, вплетенными в волосы. Согласно , на одной из свадеб Эрато заскучала, она протянула свою лиру слепому музыканту, тот заиграл мелодию и все присутствующие на свадьбе почувствовали непреодолимое желание никогда не расставаться. Так появилась музыка для брачных торжеств.

Терпсихора - символизировала танцы. Атрибут-лира. Танец Терпсихоры – это единение души и телесной оболочки.

Полигимния – сочинительница и покровительница гимнов. В мусейонах дары к ногам Полигимнии складывали ораторы. Она придает тексту оратора пламенность и складность.

Урания – покровительствует астрономии. В руках Урания держит глобус, расстояние на котором измеряет циркулем. Урания покровительствовала не только . Она является мудрейшей дочерью громовержца, естественно, после Афины.

Различные варианты того как именовались музы древней Греции википедия отображает в полной мере. Музы покровительствовали только тем, кто имел чистые помыслы. Они были добры, прекрасны и не отказывали в помощи страждущим. Но если их разозлить, гнев дочерей Зевса был страшен. Существует легенда о девяти царских дочерях, соревновавшихся в пении с Каллиопой. Конечно, смертные проиграли, но проигрыш признать не захотели и строили склоку, за что были превращены в сорок.

Музы древней Греции: презентация

Творчество любого великого музыканта или художника невозможно представить без присутствия музы, которая его вдохновляет. Так, Рафаэль создавал свои бессмертные произведения тогда, когда рядом с ним была Форнарина, Микеланджело восхищался Витторией Колонной, а Сандро Боттичелли увековечивал красоту Симонетты Веспуччи. Сегодня предлагаем поговорить о музах Древней Греции, список и описание которых будут даны в нашей статье.

Кто такие музы

Жители Эллады верили в то, что каждая сфера жизни имеет свою покровительницу. Музы не только символизировали скрытые достоинства человеческой натуры, но и способствовали их проявлению. Если верить классической мифологии, верховный бог Зевс и дочь титанов Мнемозина стали родителями девяти дочерей. Мнемозина была богиней памяти, а ее 9 дочерей стали называться музами, что на греческом означает «мыслящие». Древние греки считали, что эти удивительные создания обитают на где они танцуют и поют под звуки лиры Аполлона.

Клио

Эта муза Древней Греции везде появлялась с пергаментным свитком или доской с письменами. Она записывала все происходящие события, чтобы сохранить их для потомков. Именно о ней древнегреческий историк Диодор писал:

Величайшая из муз внушает любовь к минувшему.

До наших времен дошел миф о конфликте, который произошел между Клио и богиней Афродитой. Покровительница истории не была знакома с таким чувством, как любовь, а потому осуждала богиню красоты, бывшую супругой бога Гефеста, за ее нежную привязанность к молодому богу Дионису. Афродита терпеть не стала. Она велела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, одна из которых разжигала любовь, а вторая - ее убивала. Первая стрела попала в музу Клио, вторая же досталась Пиерону. После того как Клио испытала страдания неразделенной любви, она уже никогда никого не осуждала.

Мельпомена

Эта муза Древней Греции связывалась с трагическими событиями. Две дочери Мельпомены были обладательницами волшебных голосов. Они решили бросить другим музам вызов, однако проиграли. Чтобы наказать их, Зевс превратил девушек в сирен (тех самых сирен, которые едва не погубили аргонавтов). После этих событий Мельпомена поклялась целую вечность сожалеть об их судьбе, как и о судьбах тех людей, которые бросают вызов Небесам. С тех самых пор эта муза появлялась лишь в театральной мантии, а символом ее была скорбная маска, которую она держит в руке. Кстати, в руках этой музы и меч, карающий за дерзость.

Талия

Муза Талия была покровительницей комедий. Она никогда не принимала веры своей сестры Мельпомены в то, что наказание всегда неизбежно. Именно поэтому между сестрами нередко возникали разногласия. Талию принято изображать с венком из плюща на голове и с комедийной маской в руках. Эта муза характеризуется оптимизмом и веселостью. Талия и Мельпомена являлись своеобразным отражением образа мыслей греков, которые считали, что мир - это лишь театр богов, где людям достается только исполнение предписанных им ролей.

Полигимния

Она считалась покровительницей ораторов. Жители Эллады называли ее музой веры, сумевшей найти отражение в музыке. От благосклонности именно этого создания зависела пылкость речей оратора и заинтересованность слушателей. Перед выступлением необходимо было попросить Полигимнию о помощи. Тогда она снисходила к просящему и наделяла его даром красноречия. Главным атрибутом этой дочери Зевса была лира.

Эвтерпа

Муза поэзии и лирики отличалась от своих сестер невероятно тонким восприятием поэзии. Когда она читала свои стихи богам Олимпа, ей аккомпанировал сам Орфей. Для него эта прекрасная и женственная муза Древней Греции стала настоящей спасительницей души. Обычно Эвтерпа изображалась в окружении лесных нимф, а ее атрибутами были венок из живых цветов и флейта.

Терпсихора

Ее жители Эллады именовали музой танца, который исполняется в одном ритме с ударами сердца. Совершенство этого искусства древнегреческой музы символизировало абсолютную гармонию движений и эмоций человека с природой. Терпсихору обычно изображали в легкой тунике с лирой в руках. Голову музы украшал венок из плюща.

Эрато

Описание музы Древней Греции по имени Эрато гласит, что она покровительствует любовной поэзии. Песнь, которую исполняет эта муза, рассказывает о том, что нет никакой силы, которая могла бы разлучить два сердца, любящие друг друга. Эту музу поэты призывали на помощь, когда источник их вдохновения иссякал. Как выглядит Эрато? Обычно ее изображали с тамбурином или лирой в руках, на голове ее находился венок из роз, символизирующих бесконечную любовь.

Каллиопа

Имя этой музы можно перевести как «прекрасноголосая», а потому совершенно очевидно, что она являлась покровительницей поэзии, правда, не лирической, а эпической. Каллиопа была старшей из девяти дочерей Мнемозины и Зевса. Обычно греки изображали прекрасную музу в позе мечтательницы, в руках которой находилась восковая дощечка и стилос, которым она писала.

Урания

Девятая муза Древней Греции по праву считалась жителями Эллады мудрой. В своих руках она держала глобус и циркуль. Кстати, имя этой музе было дано в честь бога небес Урана, который был известен задолго до Зевса. Может показаться странным, что покровительница науки связана с музами. Однако Пифагор сравнивал размерные соотношения звуков музыки с расстояниями, разделяющими небесные светила. То есть этот ученый утверждал, что практически невозможно достичь гармонии в одном, не зная другого.

Как мне писать не так кургузо?
Красиво, умно, быстро, складно -
Терзал поэзии я Музу...
И потрепал её изрядно.

Акакий Швейк, «Потрёпанная Муза»

Не раз и не два вам, наверное, доводилось слышать такие фразы, как «меня посетила муза», «муза трагедии», «нет вдохновения». Кто же такие музы и как они связаны с творчеством и вдохновением?

Понятие «муза» берет корни в древнегреческой мифологии и буквально означает «мыслящие». Девять сестер, покровительниц наук и искусств, назвали аонидами, пиэридами, парнасидами. У них было еще много имен, которые ничего не скажут обывателю, поэтому останавливаться на них не будем.

Все 9 муз Древней Греции – дочери Зевса Громовержца, и каждая из них обладает своей уникальной способностью. Чаще всего 9 муз Древней Греции изображают в облике молодых прекрасных женщин. Эти леди обладали пророческим даром и благоволили к людям творческого склада ума, всячески поощряя и помогая художникам, артистам, поэтам, скульпторам. Однако горе талантливому писателю, если он прогневает свою музу. Капризная леди может и оставить его без своего покровительства и лишить вдохновения. Древние греки вдохновение ценили и, чтобы не отказаться «за бортом», воздвигали музам специальные храмы, называемые мусейонами. От мусейона и берет корни современное слово "музей". Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон.

Давайте посмотрим подробнее, кто же были эти 9 муз Древней Греции и какие искусства пользовались их вниманием.

Каллиопа - муза эпической поэзии

С древнегреческого «Каллиопа» переводится как “имеющая прекрасный голос”. Это – старшая из сестер. Она муза красноречия и героических баллад. Красавица Калиопа побуждает человека преодолевать свой эгоизм и страх перед судьбой, она пробуждает в нем чувство жертвенности.

На голове Каллиопы золотая корона – того, что она главная среди других муз, благодаря своему таланту приобщать человека к первым шагам по пути его освобождения.

Каллиопу художники изображают с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой стилосом в руках, который выглядел как бронзовый стержень с заострённым концом, использующимся для нанесения букв на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец стилоса делали плоским, чтобы вытереть написанное.

Муза Клио - покровительница истории

Имя Клио произошло от «слава», древнегреческого «Клеос». Клио, дарующая славу, напоминала о том, чего человек может добиться в жизни, помогала ему отыскать свое истинное предназначение. Атрибутами Клио был свиток пергамента или скрижаль. Порой ее атрибуты дополняют солнечные часы, поскольку следит муза за порядком во времени.

Муза Мельпомена - муза трагедии

Музу трагедийного жанра описывали как женщину, на голове которой повязка, виноградный или плющевой венок. Греческая муза Мельпомена – это “мелодия, радующая слушателей”. Мельпомена вооружена мечом или палицей. Ее оружие символизирует неотвратимости божественной кары. Также в число ее атрибутов входит трагическая маска.

От Мельпомены появились морские существа сирены, потопившие немало кораблей, приманив мореплавателей на рифы и скалы своим божественным пением.

Муза Талия - муза комедии

Милашку Талию (Фалию, согласно другим вариантам) художники изображали юной девушкой с жезлом в руке, комической маской, венком плюща на голове, а также иногда – в «мохнатой» одежке. Муза получила имя от процветания (таллейн), прославленных в поэтических произведениях на многие века.

Талия была супругой Зевса. Громовержец похитил музу, обернувшись в коршуна. Опасаясь гнева Геры, Талия скрылась в земных недрах.

Муза Полигимния - муза торжественных гимнов

В греческой мифологии Полигимния «отвечала» за торжественные гимны. Данное ей имя исходит из словосочетания «создания многими восхвалениями» известности тем, кто был увековечен в веках поэзией. Поэты, сочиняющие гимны, находятся под покровительством Полигимнии. Согласно древнегреческим легендам, у Полигимнии более чем феноменальная память, она хранит в ней все когда-либо написанные гимны, песни и ритуальные пляски, в которых люди прославляли богов олимпийцев. Считается, что Полигимния была изобретательницей лиры.

Покровительницу гимнов зачастую изображают в задумчивой позе со свитком в руках. Она также помогает людям в изучении риторики и ораторского искусства, которое становится орудием правды в руках искусного вещателя.

Полигимния дает возможность осознать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно оживлять и убивать, вдохновлять и ранить.

Муза Терпсихора - муза танца

Терпсихора – изящная муза танцев. Свое имя Терпсихора получила от наслаждения (терпейн) зрителей благами, дарованными искусством. Терпсихора считается покровительницей танцев и хорового пения. Художники изображают изящную леди как молодую женщину. Иногда она принимает позу танцовщицы, но чаще сидит и играет на лире с непременной улыбкой на лице. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей его атрибут плющ, помимо собственных лиры и плектра.

Муза Урания - муза астрономии

Урания - мудрая муза астрономии. Атрибутами этой музы были небесный глобус и циркуль. Согласно одной из версий, муза астрономии является матерью Гименея. Свое же имя она получила от стремления к небу (“уранос”) тех, кто постиг искусство астрономии.

Урания – живая созерцательная сила, она призывает человека покинуть внешний хаос, в котором пребывает он, и предаться созерцанию величественного и спокойного хода небесных тел и звезд, которые есть суть отражение судеб мира. Урания олицетворяет силу познания и тягу к таинственному и неизведанному, высокому и прекрасному, к звездному небу.

Муза лирической поэзии Эвтерпа

Веселая муза Эвтерпа, чье имя дословно переводится как «увеселяющая», получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, оценивших благо знаний и образования. Музу лирической музыки и поэзии чаще всего изображают с флейтой либо лирой в руках.

Романтичная Эрато - муза любовной поэзии

Имя Эрато – производное от имени древнегреческого бога любви Эрота. Эрато была названа в честь умения быть желанной, любимой. Эта муза покровительствует лирике и поэтам, которые пишут о высоких чувствах. На своих изображениях Эрато появляется с кифарой. К ее символике часто прибегают в литературе, в том числе пользовались ею и Вергилий с Апполонием Родосским.

Романтичная муза обладает даром вдохнуть в душу любовь к целой Вселенной. Она искусно преображает быт физической реальности в красоту и гармонию.

Как привлечь музу?

Итак, с древнегреческими музами мы познакомились, и каждый выбрал, кого пригласить к себе вечерком на чай с печенькой. Но давайте узнаем, чем же интересуются музы?

Люди творческие, как известно, не могут жить без любимого занятия. В этом их отдушина и их маленькая скромная радость. Кто-то пишет картины или романы, кто-то рисует баллончиком граффити на стенах и заборах, кто-то вышивает крестиком или занимается дизайном. Однако одного лишь умения выполнять свою работу порой оказывается мало - нужен какой-то творческий порыв, толчок, вдохновение. Для создания даже маленького шедевра нужна душа, а не просто монотонный, машинный труд.

Увы, муза – мадмуазель капризная и ветреная. Ни с одним человеком ей не сидится с утра до ночи. Не изъявляет она желания приходить по зову. Вот и сидит в итоге бедняга поэтом целым день с записной книжкой или, что сегодня вероятнее, открытым вордом и гипнотизирует взглядом покрасневших уставших глаз одну-единственную строчку. И все никак не клеится! Он и так, и эдак посмотрит, и чаю уже третью кружку выпьет, а все не идет к нему муза, не несет ту душевную искорку, столь необходимую для того, чтобы задеть струны чужой души.

Упрямая леди! Тут уже задумываешься, а не освоить ли профессию шамана – ну, вдруг пляски с бубном помогают не только программистам и прочим компьютерщикам? Что ж этой музе, окаянной, надо?

Учитесь у детей! Вы когда-нибудь задумывались о том, почему дети так восторгаются, увидев красивую бабочку, необычной формы облачко, забавного взъерошенного воробушка на покосившемся заборе? Вспомните себя в юном возрасте! Увы, чем старше мы становимся, тем реже удается найти минутку для того, чтобы заметить нечто удивительное в нашей повседневной жизни.

Ведь никто не задумывается и не ценит тех маленьких радостей, которые окружают каждого из нас. Так тот, кто никогда не испытывал удушья, не в состоянии оценить, насколько это прекрасно – свежий воздух. Или огородник, постоянно копающий и копающийся в своем саду, только пожмет плечами на блаженное выражение лиц приехавших на пикник жителей мегаполисов после долгой унылой зимы.

Обратите внимание на мелочи, оставьте дома свою мизантропию и сарказм, растолкайте в себе романтика, хватить ему спать летаргическим сном – пусть тоже поработает на вас. Вы уже наполнились счастьем и удовольствием? Ждите, муза уже вылетела к вам!

Муза любит угощаться чем-то вкусненьким. Побалуйте вас обоих, но не перекормите ее – наевшаяся муза нетороплива, а ваша лень с радостью вступит с ней в сговор, и вместе они обломают вам все творческие порывы.

Зато свою музу можно устыдить – прогулявшись с ней по выставкам и экспозициям. Пусть этой бездельнице станет стыдно – ведь ваших работ там еще нет, верно?

На заметку любителя «творческого беспорядка» на рабочем месте. Не вопрос, речь не идет о педантичном вытирании пылинок утром и вечером. И чашечку с кофе поставить можно, и финтифлюшку какую, радующую глаз, муза тоже одобрит. Но вот горы грязных тарелок, не заправленную кровать или кучи хлама на столе вдохновительницу не привлекут. «Творческий беспорядок» - возможно, но не стоит превращаться в свинюшку.

Со всеми своими капризами муза – не меркантильная фифа. Не нужен ей ни дорогой шкаф, ни ручка Паркер, ни ноутбук последней модели. Прежде всего она ценит уют, в котором найдется все, чтобы создать шедевр.

Если вам нужно пространство для любимого дела, организуйте его! Да и просто совершить некоторую рокировку мебели бывает полезно. И забавно наблюдать, как домашние по привычке огибают шкаф, вернее, то пустое место, где он раньше стоял. Ничего, 21 день – и они это делать перестанут.

Нашли время на отдых? А теперь, по принципу барона Мюнхгаузена, у вас по расписанию подвиг! Порядок в доме, жизни и голове навели, теперь ловим музу, сажаем рядом – и вперед, к звездам!

Поделись статьей с друзьями!

    9 муз Древней Греции. Кого позвать в гости?

    Как мне писать не так кургузо? Красиво, умно, быстро, складно - Терзал поэзии я Музу... И потрепал её изрядно. Акакий Швейк, «Потрёпанная Муза» Не раз и не два вам, наверное, доводилось слышать такие фразы, как «меня посетила муза», «муза трагедии», «нет вдохновения». Кто же такие музы и как они связаны с творчеством и вдохновением? Понятие...


Само же слово музы происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово музей.




Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.












Муза Каллиопа – муза эпической поэзии Имя этой музы с греческого может быть переведено как имеющая прекрасный голос. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой и грифельной палочкой в руках – стилус, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.



Богини древней Греции

Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.

Описание:

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.

Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Афродита (Венера Таврическая)

Описание:

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж

Описание:

Статуя Афродиты -богини красоты и любви

Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Афродита (Венера) и Амур

Описание:

Афродита (Венера) и Амур.

Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Описание:

Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.

Описание:

Венера в раковине.

Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.

Афродита (греч.) - Венера (рим.)

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клио. Муза истории

Описание:

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Мельпомена (Муза трагедии)

Описание:

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.

В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Терпсихора. Муза танцев

Описание:

Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.



Просмотров