Исправительные центры для принудительных работ в рф. Когда введут принудительные работы и что такое исправительный центр? Какие права будут у осуждённого в исправительных центрах

Недавно я прочитал слова одного очень хорошего священника о том, что «нам, людям внешне нормальным, как бы парадоксально и даже жестоко это ни звучало, нужны и инвалиды, и скорби для того, чтобы научиться состраданию и не превратиться в инвалидов духовных»

Нельзя сказать, что эта формулировка меня удовлетворила - очень не хочется осознавать, что Бог привел тебя в этот мир лишь в качестве тренажера для ближних.

Не слишком радостны и попытки объяснить врожденные физические недостатки родительскими грехами. Гораздо лучше звучит фраза апостола Павла о том, что «сила Божия в немощи свершается».

Сразу предупрежу читателя, что у меня нет одного ответа на этот вопрос, но есть размышления, возникавшие в голове на протяжении достаточно долгого времени.

Первое чувство, появляющееся у ребенка, который понимает свою ограниченность - это чувство несправедливости: «Почему я не могу бегать, прыгать, слышать или видеть также быстро, остро и далеко, как и мои сверстники». Жизнь воспринимается чередой упущенных возможностей - девочки влюбляются не в тебя, лучшим собеседником становятся книги.

Ребенок и подросток не слишком замечает, что судьба его может служить объектом зависти для других, поскольку хорошие оценки в школе, неплохой кругозор и способность связывать буквы в слова воспринимаются не как талант, следствие заслуг родителей и собственных усилий, а как данность, которой по умолчанию обладают все окружающие.

Иными словами, человек считает, что если бы у него было здоровое тело, то его интеллектуальные, эмоциональные и иные возможности раскрылись бы гораздо лучше. Эта гипотеза выдерживает даже испытание жизнью - сплошь и рядом люди со внешне нормальным телом проживают свою жизнь, не читая, не радуясь, не реализовывая себя в семье, работе или дружеском общении. Они спиваются, попадают под машины, разводятся, бросают семьи (число отрицательных глаголов можно продолжать до бесконечности), а ты (здесь можно найти много слов с положительным значением) наслаждаешься жизнью.

Аргумент от противного не самый лучший мотиватор, поскольку вокруг меня есть внешне здоровые люди с прекрасно сложившееся жизнью, а есть инвалиды со сломанной судьбой. В этот момент приходится искать другие оправдания для своего существования, а в голове впервые возникает ключевое слово, отравляющее жизнь многих инвалидов и их родственников, как и большинству жителей Земли.

Оправдание… Все претензии к Богу, соседу, родителям и мироустройству связаны с тем, что человек испытывает чувство вины за то, что он не такой как все. Некоторые при этом рассматривают собственную болезнь или участие в социальном служении как возможный карт-бланш для оправдания собственных проступков.

«Если я плохо хожу, я могу не выполнять собственных обещаний, поскольку люди все равно простят меня, убогого, поскольку им живется гораздо лучше, чем мне».

«Если я помогаю смертельно больным детям или перевожу старушек через дорогу, то я не обязан следить за состоянием сантехники в собственной квартире и могу заливать соседей, ибо я занимаюсь великим делом, и потому меня никто не осудит».

Набор мотиваторов у каждого свой, но скрывается за ним страх перед реальностью, стремление восстановить некую справедливость, компенсировать свои недостатки и неудачи.

У митрополита Антония Сурожского есть прекрасное толкование евангельской притчи о том, как Христос исцелил паралитика, который 38 лет лежал возле иерусалимской купели Вифезда. Прежде чем исцелить несчастного, Спаситель задает странный вопрос - хочет ли тот стать здоровым. Митрополит Антоний (Блум) поясняет, что 38 лет человек собирал подаяние, имел налаженную жизнь и не слишком отвечал за свои поступки. После же исцеления он должен был сам добывать себе хлеб насущный безо всяких скидок на состояние здоровья.

Эта иллюстрация и есть лучший ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Возможно, это прозвучит жестоко, но инвалиды, как и остальные люди при такой постановке вопроса, не нужны незачем и никому: мать ребенка с ДЦП или другой болезнью не воспитывает его как человека с ограниченными возможностями, но дарит ему свою любовь, стараясь раскрыть его таланты. Люди, создавая семью, не думают о том, что муж, жена или они оба являются неполноценными, поскольку любовь преображает человека, делая его совершенным в глазах влюбленного. Точно также и инвалид не смотрит на себя как на неполноценную человеческую особь: осознавая свои ограничения, он ищет возможности реализоваться в той сфере, где это возможно. Это бывает необычайно сложно, но после того, как самореализация состоялась, человек уже не задает вопрос о том «зачем нужны инвалиды». Он не оправдывает себя и свое существование, не обвиняет окружающих и даже не доказывает свою полноценность, а просто живет, не обращая внимания на косые взгляды за спиной, которых становится все меньше. Так что ответ на вопрос состоит в поиске смысла жизни, а он индивидуален и не зависит ни от физических или иных ограничений. Смысл в жизни у каждого свой, и каждый человек самостоятельно находит ответ на вопрос: для чего он пришел в этот мир.

Анна Климченко
Эссе «Мир глазами ребёнка-инвалида»

Люди разные, как звезды.

Я люблю всех.

Сердце вмещает все звёзды Вселенной.

(Шаталова Соня, 9 лет)

Каждый человек - уникальный, непохожий на других. Мы все живем вместе, рядом, мы интересны друг другу от всей своей непохожести. Просто надо слышать и чувствовать друг друга. Если речь идет о наших детях, то все мы, разумеется, стремимся, что бы у них было самое яркое и безоблачное детство, самый солнечный мир. Мир глазами детей – мир , в котором живут и которому радуются и удивляются наши малыши. Они у нас так мудры по жизни. Нам всем есть, чему у них поучиться - той трогательности и тому детскому восприятию, от которой мы постепенно отвыкаем в нашей повседневной обыденности. Они не могут спрятать своих эмоций, дружат искренне, а «не за что-то» . Они не стесняются быть самими собой, не боятся быть трогательными и смешными и всегда верят в чудеса.

А вы когда-нибудь представляли мир глазами ребенка-инвалида ? Эти дети живут рядом, но мы их стараемся не замечать. Они существуют в своем отдельном мире, о котором могут и не догадываться даже самые близкие люди. Они, зачастую, удивительно талантливые, душевно богатые люди, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в рамки всеобщей похожести. Дети-инвалиды - не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие свое лицо и индивидуальность. Они проживают свою уникальную и единственную жизнь. Мы должны осознавать, что эти дети являются людьми, такими же, как все.

В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем. Государство проявляет заботу о них, однако порой, дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места. Но ведь каждому ребенку, каким бы он не был, необходимо чувствовать заботу и поддержку не только близких, но и окружающих, ведь эти дети, как и мы, имеют право на счастье.

Я работаю воспитателем в детском саду в группе компенсирующей направленности. У нас воспитывается ребенок-инвалид Ванечка. Почему детей-инвалидов считают «не такими» ? Я считаю, что все дети одинаковы, просто они «другие» .

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

Общаясь с Ваней каждый день, я видела, как он воспринимает окружающий мир, и, поверьте мне, его восприятие ничем не отличается от других детей : такой же мир улыбок и слез, мир радости и печали. Это мир, где черно-белые краски сменяются ярким фейерверком. У Вани, как и у всех детей, чистый взгляд широко открытых глаз , в котором отражается светлый и удивительный мир. Но мы, взрослые, из-за ежедневных проблем, забот и обязанностей не замечаем ярких красок вокруг, а видим одни серые будни. Все дети видят эту жизнь идеализированной и смотрят на неё, как бы через розовые очки. Они еще не знают, что такое ложь, фальшь, злость, ненависть, лицемерие и обман. Дети искренние и непосредственные в проявлении своих чувств и пока живут в мире грез, впечатлений, надежд; в мире, где самая маленькая деталь отображается в ярких красках.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что наш Ванечка видит окружающий мир искрящимся радостью и светом. Он так же, как и все дети, чувствует заботу и поддержку не только своих родных, но и нас - окружающих его людей. Дети-инвалиды имеют такое же право на счастливую жизнь, образование, работу. Необходимо, чтобы было больше специалистов, понимающих проблемы «особых» детей, готовых в любую минуту прийти им на помощь. Только тогда исчезнут барьеры в их жизни, люди начнут понимать друг друга, сопереживать ближним, а дети с особыми потребностями реализуют свои способности и возможности. Я считаю, что каждый человек может и должен помогать нуждающимся детям в преодолении жизненных трудностей, чтобы дети-инвалиды не чувствовали в мире никаких барьеров.

В заключение я хочу сказать вот что. Ребенок родился и создал свой собственный мир. Теперь он живёт в нем со своими персонажами, историями. Пустит ли он вас туда, не знаю. Но я уверена, что насильно вы туда не попадете. И если вы хоть чуточку сумеете растопить его маленькое сердечко, он будет приоткрывать дверцу, и вы сможете туда заглянуть.

Как-то раз пили мы чай после службы в храме. С нами за столом была девушка – волонтер из фонда, безвозмездно помогающего инвалидам. И вот во время беседы один человек, из тех, кто постоянно ищет ответы на всякие заковыристые вопросы про Бога, веру и церковь, спросил у нее: «Вот вы помогаете инвалидам, со светской точки зрения – людям, для жизни в обществе, для свершения дел на благо общества, бесполезным… А зачем инвалиды нужны Богу?» Ну, думаю, сейчас разгорится яростный спор!… Но спора не вышло, девушка ответила спокойно и просто: «Инвалиды нужны нам с вами, здоровым людям. Чтобы о них заботиться. И самим учиться быть людьми».

Действительно, Бог – Отец, люди – Его дети, а любящему Отцу дорог каждый ребенок, тем более – немощный, о котором больше болит сердце, зачем любящей матери больное дитя – вопрос нелепый … А вот нам, обычным людям, которые имеют здоровье и живут, зачастую не замечая его, которые вращаются ежедневно в колесе суеты будничных забот, что ни день – все новых и новых, но в своей материальности однообразных, очень важно не утратить в этой суете память о своем человеческом, то есть – небесном, происхождении. Вступая в сферу по-настоящему человеческого (кто-то еще назовет ее сферой «духовного»), мы понимаем: в наш век можно многое купить за деньги, этот век предоставляет нам огромную сферу услуг для поддержания разных сторон нашей жизни, от фитнеса для тела до фитнеса психологического. Но все-таки есть вещи, которые невозможно приобрести за деньги, и они очень важны. Милосердие, ответственность, любовь, забота – всё то, что можем проявить по отношению к больным и инвалидам, а в основе всего этого – бескорыстие. Прилагая труды в помощь немощным и больным, мы проделываем гигантскую работу прежде всего в себе самих – преодолеваем свою лень, инфантильность, нежелание прислушаться к чужой беде, к душе другого человека, изживаем в себе тщеславное желание гордиться результатами своей деятельности, приобретаем евангельское умение отпустить хлеб свой по водам, давать, не ожидая отдачи, трудиться ради ближнего, не подсчитывая дивидендов. И плоды этой работы – во внешнем мире зачастую невидимы, но для нас самих – первостепенно важны, так мы, разумные человекообразные, учимся быть по-настоящему людьми…

Есть такая старая притча. Один человек просил Бога показать ему, что такое ад, а что такое – рай. Явился человеку ангел и повел его в ад. Смотрит человек: огромный стол, полный яств, сидят за ним люди, но у каждого из них руки не сгибаются в локтях. Пытаются они ухватить еду со стола, но ко рту поднести ее не могут, страдают от голода и невозможности его утолить, кричат и проклинают свою долю… А потом отвел ангел того человека в рай. Там – точно такой же стол, и точно так же у людей руки не гнутся в локтях. Но эти люди радостны: они сыты, потому что научились своими негнущимися руками кормить друг друга. Все мы с вами в жизни в чем-то немощны. И не менее важно, чем получить от кого-то помощь, обрести радость в том, чтоб научиться бескорыстно помогать ближнему.

С начала следующего года Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН) будет готова принять около 900 осужденных к новому виду наказания - принудительным работам. Они назначаются в качестве альтернативы лишению свободы на срок от двух месяцев до пяти лет за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

О новом виде наказания, для которого уже с 1 января заработают исправительные центры, в интервью ТАСС рассказал заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний России Валерий Максименко.

- Что представляет собой этот вид наказания?

В первую очередь, это еще одна альтернатива лишению свободы. Этот вид наказания выгодно отличается тем, что все-таки это не изоляция от общества. Принудительные работы и нахождение в исправительных центрах, несмотря на их название, можно сравнить с работой вахтовиков, которые работают вдали от дома, проживая в общежитиях.

Для осужденных есть лишь несколько ограничений: они не смогут самостоятельно выбирать работу, уволиться или поменять работу, без разрешения администрации покинуть исправительный центр. Других ограничений, по сути, нет - они живут в обычных общежитиях, а после отбытия одной трети срока наказания, если не было никаких нарушений, осужденному может быть разрешено проживать за пределами центра с семьей, но в пределах муниципального образования, где находится исправительный центр. Они могут пользоваться мобильными телефонами и интернетом, что, к примеру, запрещено в исправительных колониях и тюрьмах. Они настолько самостоятельны, что, даже заболев, идут к обычным врачам по медицинскому полису. На них в полном объеме распространяются все положения социального, пенсионного законодательства, в том числе Трудового кодекса. Они получают зарплату, из которой по решению суда в доход государства будет удерживаться от 5% до 20%, могут быть и взыскания по исполнительному производству, если есть удовлетворенные судами иски, но как и с любого гражданина, который выплачивает, например, алименты.

У них есть право на оплачиваемый отпуск 18 рабочих дней после первых шести месяцев работы. Проводить этот отпуск за пределами исправительного центра разрешается только осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий.

- Где появятся первые исправительные центры?

Мы открываем с 1 января 2017 года четыре исправительных центра: в Тюменской области на базе исправительной колонии №6 (Ишим) исправительный центр на 100 мест; в Ставропольском крае на базе воспитательной колонии в Георгиевске, которая перепрофилируется, - центр на 144 места; в Тамбовской области на базе реформируемой ИК-3 (поселок Зеленый) - центр на 70 мест; в Приморском крае на базе колонии-поселения №51 (Уссурийск) откроется центр на 150 мест.

Кроме того, участки для осужденных к принудительным работам открываются: в Республике Башкортостан (в Уфе) при колонии-поселении (КП-5) - на 100 мест, в Забайкальском крае при ИК-10 (Краснокаменск) - на 50 мест, в Самарской области при ИК-10 (поселок Волжский) - на 35 мест, в Смоленской области при ИК-1 (поселок Анохово) - на 55 мест, в Архангельской области при ИК-21 (поселок Североонежск) - на 50 мест, в Новосибирской области (Новосибирск) при ИК-8 - на 92 места и в Карелии также открывается участок в городе Сегежа при ИК-7 - на 50 мест. То есть уже на первом этапе возможностью применения этого вида наказания будут охвачены все федеральные округа - появится 896 мест для осужденных к этому новому виду наказания по всей стране.

- Но все-таки они остаются под надзором?

Осужденный к принудительным работам в первую очередь обязан работать там, куда его направила администрация исправительного центра, а также соблюдать правила внутреннего распорядка.

Хотя в "исправцентре" не будет такой охраны, как в исправительной колонии, покидать территорию центра в ночное или нерабочее время, в выходные дни он может лишь с разрешения администрации центра, а если он получил право проживать вне пределов центра, он обязан отмечаться четыре раза в месяц. Есть определенный распорядок дня, хотя в нем и предусмотрено личное время.

Кроме того, Министерством юстиции разработаны подробные правила внутреннего распорядка исправительных центров. Там есть и перечень предметов, которые запрещено хранить отбывающему этот вид наказания, в том числе наркотические вещества, все виды алкоголя, включая пиво, запрещены даже дрожжи, игральные карты и принадлежности для нанесения татуировок. Наши сотрудники вправе проводить досмотр вещей осужденного.

- Что будет грозить нарушителям?

Законом установлено, что является нарушением, а также какие из них признаются злостными. За нарушение порядка трудовой дисциплины, правил проживания в исправительном центре, неявку на регистрацию или за нарушение общественного порядка, за которое было применено административное наказание, может быть наложено взыскание - выговор, отменено право проживать вне общежития либо водворение в помещение для нарушителей.

А вот за злостные нарушения - употребление спиртных напитков, наркотиков, изготовление запрещенных предметов, за мелкое хулиганство, неповиновение администрации "исправцентра" или оскорбление сотрудников, опоздание с возвращением в исправительный центр более чем на 24 часа или самовольный уход, а также за организацию забастовки - мы должны направлять материалы в суд для решения вопроса о замене принудительных работ на лишение свободы из расчета один день принудительных работ - один день в колонии. Злостным признается и тот, кто трижды допустил простые нарушения в течение года.

Кроме того, наши сотрудники должны ставить вопрос о замене наказания в случаях, если осужденный уклоняется от получения предписания о направлении в исправительный центр, не прибыл в установленный срок или не возвратился по истечении разрешенного срока выезда.

Но есть и меры поощрения, например, благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания или разрешение покидать исправительный центр по выходным и праздничным дням, но только в пределах муниципального образования, на территории которого он расположен.

- Какие обязанности у сотрудников ФСИН перед осужденным?

После вступления приговора суда в силу наши сотрудники выдают осужденному предписание, и он самостоятельно едет в исправительный центр.

Если же он содержался под стражей, его отконвоируют в "исправцентр" и уже там освободят из-под стражи. Наша задача - разместить вновь поступившего в общежитии, привлечь его к труду и осуществлять контроль и надзор за ним. При этом осужденный ежемесячно возмещает из собственных средств расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. В том случае, если осужденный не обеспечен одеждой и нет денег на еду, мы обеспечиваем его всем необходимым по соответствующим нормативам.

- Есть оценки, насколько широко может применяться этот вид наказаний и как вы будете подыскивать работу?

Так как это новый вид наказания и правоприменительная практика отсутствует, мы будем смотреть, как часто его будут применять суды. Это наказание можно сравнить с исправительными работами, которые человек отбывает, как правило, в районе места жительства. На сегодня их отбывает около 41 тысячи человек, за этот год прошло 68 тысяч.

Когда говорят, что это чуть ли не возврат к ГУЛАГу, - это глупость

В первую очередь исправительные центры будут развиваться в тех регионах, где есть хорошее взаимодействие с местными властями для трудоустройства осужденных. Мы сможем обеспечить осужденных жилищными условиями, но многое зависит от муниципалитетов, от их подачи заявок на работу. Например, в Ставропольском крае у нас практически 100-процентное исполнение приговоров к исправительным работам. Если на первом этапе мы так распределили исправительные центры, чтобы они действовали по всем федеральным округам, то затем планируем их открывать в тех регионах, где больше всего готовы обеспечить осужденных работой. Чаще всего это неквалифицированный рабочий труд, который на рынке является непрестижным и невостребованным и где сегодня часто заняты мигранты. И там, где у промышленных предприятий нехватка рабочей силы в части низкоквалифицированного труда, например подсобных рабочих. Будем изучать их заявки на бирже труда. Но мы обязательно будем учитывать и имеющуюся квалификацию осужденных, будем стараться устраивать их по специализации.

Кстати, в СМИ не очень удачно сравнили этот вид наказания с "химией" - когда труд применялся на так называемых опасных производствах. Уверяю вас, несмотря на название - принудительные работы, - это наказание носит больше социальный характер. При подготовке и разработке нормативной базы мы учитывали лучшее из опыта СССР. Но когда говорят, что это чуть ли не возврат к ГУЛАГу, - это глупость, здесь даже и близко ничего подобного нет. Работа нашей службы больше имеет социальную ориентацию, в том числе в оказании помощи при трудоустройстве, создании социальной поддержки. В этом году мы готовы продемонстрировать планируемые к открытию центры журналистам.

Беседовал Александр Шашков



Просмотров