Психология раскаяния. Что такое Раскаяние? Значение и толкование слова raskajanie, определение термина. Педагогический терминологический словарь

Раскаяние - это осознание своих поступков как неправильных и неприемлемых. У каждого человека в душе есть некая граница, которую он старается не переходить, чтобы не оказаться «вне закона» в собственных глазах. Для одного вполне нормально, для другого даже поднять голос на другого – повод для угрызений совести впоследствии.

Внутренняя мораль – понятие очень индивидуальное.
Границы допустимости, впрочем, тоже могут меняться. Когда человек убеждается, что сами его внутренние нормы неправильны, это может заставить изменить всю систему ценностей. В такие условия человека обычно ставят повороты судьбы, например, когда он оказывается в той же ситуации, что обиженный им некогда человек. И это заставляет его серьезно задуматься о своих внутренних границах.

Самые чуткие люди - много страдавшие сами, если находят в себе силы не зациклиться только на себе. У таких людей внутреннее нравственное чувство очень сильно и к нормам общественной морали у них добавляются собственные, которые ими глубоко выстраданы. Например, если кто-то в семье не выполнил свои обязанности, такой человек никогда не спросит: «Почему ты не выполнил?». Ведь этот вопрос, по сути, не запрос на получение информации, а скрытое давление на человека. Люди с обостренным моральным чувством никогда его не зададут. Скорее, просто сдержанно напомнят о необходимости выполнить то или иное действие.

Иногда причиной для сдвига моральных границ становятся ситуации гражданской ответственности за поступки. Чаще, увы, уголовной. И тогда человек вдруг понимает, насколько он ушел, удалился от людей из-за того или иного поступка. Человек ставит себя вне правил других людей, отдаляет их тем самым от себя. Это может сопровождаться чувством некой избранности, как в «Преступлении и наказании», но со временем это положение становится крайне неприятным и человек стремится примириться, воссоединиться с другими через раскаяние, пусть даже ценой несения наказания. Что и произошло у героя Достоевского.

В такой инстанции как суд, искреннее раскаяние тоже ценится очень высоко и принимается во внимание при вынесении приговора именно потому, что означает перемену в человеке. То есть человеку жить, как раньше, уже представляется недопустимым.

Лучше учиться на ошибках других и как можно чаще соизмерять свое внутреннее моральное чувство с общественными нормами, чтобы общество было для вас комфортным.

Видео по теме

Совет 2: Что такое демагогия и как ее распознать в политике

Демагогия – это ораторская стратегия, с помощью которой говорящий вводит в заблуждение своих слушателей и заставляет их поверить его словам. В политике демагогия представлена наиболее ярко.

Вам понадобится

  • Компьютер с выходом в интернет, учебник по политологии.

Инструкция

Демагогия – это та же ложь, но благодаря тому, что строится на основе психологии, его результатом часто становится полное доверие говорящему. Демагоги могут сделать так, что аудитория сама придет к нужным выводам. Оратор прав, его слова – истина. Даже самая критически настроенная аудитория под воздействием опытного и талантливого вещателя становится лояльной и готовой поверить в самые нелепые доводы и факты.

Умышленное скрытие негативных сторон того или иного процесса также служит отличительной чертой демагогии. Так, политики часто умалчивают определенные проблемы в той или иной сфере, напоказ выставляя лишь успехи. Или же оратор говорит о проблемах в определенном направлении, но умалчивает, что этот упадок произошел вследствие его политики.

Часто во время пресс- политик-демагог отвечает совсем не на тот вопрос, который был задан. Порой применяется и такая стратегия: гость говорит долго, сложно, приводит различные ситуации в качестве примера и испытывает терпение слушателей до тех пор, пока его не прерывают. Аудитория в таком случае обычно забывает, о чем шла речь, и задаются новые вопросы. Еще одним отличительным признаком демагогии является признание незначительных ошибок и дальнейшее раскаяние. Однако признавать более крупные промахи и просить за них прощения демагог-политик отказывается.

Часто искусные демагоги смешивают ложь с правдой. Для этого нужны особые способности, так как запутаться легко при на сопутствующие вопросы. Иногда демагогия принимает агрессивные формы, когда в ход идут такие приемы, как рукоприкладство, ложные обвинения и все, что угодно, лишь бы избежать прямых ответов на поставленные вопросы.

Таким образом, демагогию в политике можно по излишней эмоциональности речи, признанию незначительных ошибок и, на первый взгляд, искреннему раскаянию. Слишком длинные и наполненные чувствами речи производят на аудиторию большее впечатление, чем сухие факты. Поэтому демагогия будет использоваться до тех пор, пока люди не научатся отличать правду от желания ввести в заблуждение.

Видео по теме

Понятие греха в современном обществе по-большому счету утратило емкость и религиозное наполнение. Грехом сегодня принято называть проступки, которые - помнят не многие – были поименованы в Книге Бытия, Торе, Библии, Коране

Грех - отступление от традиционных укладов, навязанных той или иной религиозной конфессией или же от традиций, продиктованных общественным мнением, порождение страстей и искушения Евы сладострастным змеем. Каждый хотя бы раз в жизни слышал сказание о семи грехах, среди которых гордыня, жадность, блуд, зависть, любовь к еде, гнев и даже уныние. Грехопадением считается не только нарушение определенных, установленных канонов, но даже желание и мысль об их нарушении.

Бывает, что грех не связан с людскими законами и не влечет за собой никаких мер ответственности, однако, осуждается моралью либо религией.

В буддизме и иудаизме

Во многих религиях совокупность греховных и положительных дел определяет судьбу человека, как на земле, так и после окончания его пребывания в рамках телесной жизни. Буддизм, например, считает грех результатом заблуждения и неведения человека, жизнь- это путь к постижению истины, а значит избавлению от греха. Иудаизм причисляет грех к проступкам, связанным с нарушениями одной из 613 заповедей.

В исламе

Ислам относит грехопадение к слабостям человека, поддавшегося искушению дьявольскими силами, а самым страшным грехом считает поклонение или признание наличия помощников Бога-Аллаха.

Ислам, в отличие от православия, полагает, что грех, совершенный однажды, не может быть искуплен или отпущен вплоть до страшного суда, человек может лишь изменить свое поведение и наполнить жизнь хорошими поступками, которые так или иначе смогут повлиять на движение чаши весов.

В христианстве

Православие придерживается традиционных верований о том, что грех - опущение духовное, а не телесное, то есть сам по себе он (грех) может не показываться, а жить и расти внутри человека, однако, покаяние, или искреннее раскаяние способно вылечить и избавить от страданий и неправедной жизни раз и навсегда.

Католики убеждены, что служитель церкви способен не только облегчить душу покаявшемуся, но и полностью отпустить содеянные и замышленные грехопадения, связанные, прежде всего, с эгоизмом и самолюбованием. В средние века католическая церковь ранжировала грехи, выделяя семь смертных и многие сотни побочных или производных от них. В соответствии с нарушениями определялась степень вины и уровень последующего наказания.

Протестантство утверждает, что грех изначально живет в человеке, являясь его естеством, связанным с родством с Адамом.

Современное общество порой далекое от верований и религиозных конфессий называет грехом серьезные проступки и злодеяния, связанные с неким неписанным моральным запретом или нарушением общепризнанных моральных ориентиров. Только вы можете понять и решить, что для вас грех и каковы его последствия.

(28 голосов : 4.32 из 5 )

Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние – это первый этап покаяния. Раскаяние – сожаление, что грех совершён, – твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.

При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится.

В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. При раскаянии разум признается в том, что цель оказалась неправильной, что средства оказались не те, что результат получился неожиданным. При этом испытываются эмоции от сожаления до стыда. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения. Раскаяние есть сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций.

Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния.

В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины - покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. ), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метания) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ - заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.

В Священном Писании встречаются, на первый взгляд, непонятные слова о раскаянии Бога. Например: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле » () . «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем » () , и тут же в этой главе выше (ст. 29) читаем: «и не раскаялся Верный Израилев: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему ». Это классический . Можно попытаться передать указанное выражение, как состояние сильной скорби, но это тоже будет антропоморфизмом. (См. )

Олеся Николаева:
Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько () и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.
Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (

Что такое Раскаяние? Значение и толкование слова raskajanie, определение термина

1) Раскаяние - - признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Р. всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Р. может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, к-рая направляет его дальнейшие действия. Р. - специфически моральный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом Р. виновного. Здесь мы имеем дело с одним из случаев взаимосвязи морали и права.

2) Раскаяние - (лат. poenitentia) - мучительное чувство, связанное с мыслью о том, что дело идет не так, как оно - в соответствии с совестью - должно было бы идти. В раскаянии содержится намерение в будущем следовать голосу совести.

Раскаяние

Признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Р. всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Р. может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, к-рая направляет его дальнейшие действия. Р. - специфически моральный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом Р. виновного. Здесь мы имеем дело с одним из случаев взаимосвязи морали и права.

(лат. poenitentia) - мучительное чувство, связанное с мыслью о том, что дело идет не так, как оно - в соответствии с совестью - должно было бы идти. В раскаянии содержится намерение в будущем следовать голосу совести.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...
Язык - - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную...
Янсенизм - - религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся...

Словарь Ушакова

Раскаяние

раска яние , раскаяния, мн. нет, ср. Действие и состояние по гл. - , сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке. «Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.» Пушкин . Преступник заявил о своем раскаянии в совершённом преступлении. Принести род. заявить о своем раскаянии).

Педагогический терминологический словарь

Раскаяние

признание человеком собственной вины, осуждением им своих проступков. Р. тесно связано с проявлением совести, чувств стыда и вины и в этом смысле выполняет роль нравственной самооценки личности. Р. может выступать в форме публичного признания собственной виновности и готовности понести наказание, в выражении сожалений по поводу содеянного и др. Христианская этика придаёт большое значение исповеди как форме Р. В современном обществе Р. играет существенную роль в нравственном самоочищении и самоусовершенствовании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 235)

Энциклопедия иудаизма

Раскаяние

(Тшува )

Смысл понятия "тшува" (дословно: "возвращение") - Р. в прегрешениях и решение не грешить в будущем. "Если человек нарушил одну из мицвот* Торы, злонамеренно или по ошибке, будь это запрет или повеление, - в любом случае он обязан раскаяться перед Богом, благословен Он. Раскаяние - это мицва, обязанность. Как кается грешник? Он говорит: "Господи, согрешил я, нарушил и преступил пред Тобою и совершил то-то и то-то, и вот: я раскаялся и стыжусь своего деяния, и никогда не совершу его вновь". И славен всякий, кто продлевает свое покаяние" (Рамбам, Гилхот тшува, I).

Человек должен стремиться раскаяться и принести покаяние устами своими, и отречься от греха своего, чтобы мог он умереть раскаявшимся и удостоиться жизни в будущем мире. Сказали мудрецы: "Там, где стоят раскаявшиеся [баалей тшува], не достойны стоять праведники", - то есть раскаявшийся поставлен на ступень выше того, кто никогда не грешил, ибо он сумел обуздать свое злое начало. Все пророки требовали от Израиля Р., ибо только в нем обретет Израиль свое спасение. И обещала Тора, что на исходе дней диаспоры раскаются евреи и тотчас спасутся, ибо сказано: "И будет: когда сбудутся на тебе все эти слова [...] и вернешься к Господу, Богу твоему" (Втор. XXX, 1-2).

Раскаявшиеся должны быть скромны и смиренны. Если попрекнут их глупцы прошлым и скажут им: вчера еще ты поступал и говорил так-то, - пусть не обращают внимания на это, а радуются и знают, что это их заслуга. Ибо то, что они стесняются и стыдятся за прошлые грехи, углубляет их раскаяние. Тяжек грех того, кто скажет раскаявшемуся: помни свои деяния в прошлом; ибо сказано: "Не попрекайте друг друга" (Рамбам, Гилхот тшува, VII).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Раскаяние

раск’аяние - перемена отношения к своему поведению, отречение от соответствующего убеждения (Рим.42:6 ). Человеческое раскаяние - это скорее сожаление, перемена мнения о чем-то, чем новое убеждение и состояние - раскаялся и Иуда (Мат.27:3 ), но он не изменился. Бог иногда раскаивается (Быт.6:6 ; 1Цар.15:35 ), ибо Он может изменить Свои планы и действия (Исх.32:14 ; Иер.18:8 ; Иер.26:13 ,19; Ион.3:9 -10), но Бог раскаивается не как человек (1Цар.15:29 ). (см. )

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Раскаяние

Раскаяние

♦ Repentir

«Это вид печали, – утверждает Декарт, – происходящий от сознания того, что мы совершили какой-то дурной поступок; оно очень горько, потому что причина его зависит только от нас. Но это не мешает ему быть весьма полезным» («Страсти души», часть III, § 191). Это определение с равным, а возможно, и с большим успехом следовало бы отнести к угрызениям совести. Декарт разделял эти два аффекта по признаку сомнения, которое присутствует в угрызениях совести и отсутствует в раскаянии. Однако подобное толкование не прижилось. Более глубокое определение принадлежит Полю Жане (***): «Угрызения совести отличаются от раскаяния, которое являет собой более волевое и менее пассивное состояние души. Раскаяние – почти добродетель; угрызения совести – всего лишь кара» («Трактат об основах философии»). Скажем так: угрызения совести – всего лишь чувство, тогда как раскаяние – уже воление; это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное. Является ли раскаяние добродетелью? Спиноза так не думал. Во-первых, потому, что раскаяние подразумевает свободу воли («Этика», часть III, «Определение аффектов», 27), следовательно, оно иллюзорно. Гораздо больше пользы принесет изучение причин содеянного и самопознание. Во-вторых, потому, что раскаяние сопряжено с печалью, а всякая добродетель прежде всего радостна. В-третьих, наконец, потому, что раскаяние – не более чем чувство бессилия, но никак не осознание своих возможностей, пусть даже ограниченных: «Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком-либо поступке, вдвойне жалок или бессилен» («Этика», часть IV, теорема 54; см. также доказательство, отсылающее к доказательству теоремы 53 о приниженности). Почему же жалок вдвойне? Во-первых, потому, что не удержался от дурного поступка; во-вторых, потому, что не удержался от дурных мыслей. И все-таки раскаяние не в пример лучше сознательного довольства подлеца: «Как страдание, точно так же и стыд, хотя и не составляют добродетели, тем не менее хороши, поскольку они показывают, что человеку, который стыдится, присуще желание жить честно, точно так же как боль называется хорошей, поскольку она показывает, что поврежденная часть еще не загнила. Поэтому хотя человек, который стыдится какого-либо поступка и подвергается в действительности неудовольствию, однако он совершеннее бесстыдного, не имеющего никакого желания жить честно» (часть IV, теорема 58, схолия). Как видим, эта мысль довольно близка идее Жане, по мнению которого раскаяние это почти добродетель. Оно не дотягивает до добродетели, поскольку не является актом, но способно к нему подвести. Мало того, только при условии хотя бы частичного приближения к акту раскаяние и становится возможным, в противном случае следует говорить лишь об угрызениях совести.

Текст Психология:

Слово раскаяние родственно используемому в церкви слову «покаяние». Различие состоит в том, что раскаяние – это процесс внутренней переоценки, который происходит внутри человека, в то время как покаяние – это рассказ о своих неправильных поступках.

Раскаяние - это осознание своих поступков как неправильных и неприемлемых. У каждого человека в душе есть некая граница, которую он старается не переходить, чтобы не оказаться «вне закона» в собственных глазах. Для одного ударить человека вполне нормально, для другого даже поднять голос на другого – повод для угрызений совести впоследствии.

Внутренняя мораль – понятие очень индивидуальное.
Границы допустимости, впрочем, тоже могут меняться. Когда человек убеждается, что сами его внутренние нормы неправильны, это может заставить изменить всю систему ценностей. В такие условия человека обычно ставят повороты судьбы, например, когда он оказывается в той же ситуации, что обиженный им некогда человек. И это заставляет его серьезно задуматься о своих внутренних границах.

Самые чуткие люди - много страдавшие сами, если находят в себе силы не зациклиться только на себе. У таких людей внутреннее нравственное чувство очень сильно и к нормам общественной морали у них добавляются собственные, которые ими глубоко выстраданы. Например, если кто-то в семье не выполнил свои обязанности, такой человек никогда не спросит: «Почему ты не выполнил?». Ведь этот вопрос, по сути, не запрос на получение информации, а скрытое давление на человека. Люди с обостренным моральным чувством никогда его не зададут. Скорее, просто сдержанно напомнят о необходимости выполнить то или иное действие.

Иногда причиной для сдвига моральных границ становятся ситуации гражданской ответственности за поступки. Чаще, увы, уголовной. И тогда человек вдруг понимает, насколько он ушел, удалился от людей из-за того или иного поступка. Человек ставит себя вне правил других людей, отдаляет их тем самым от себя. Это может сопровождаться чувством некой избранности, как в «Преступлении и наказании», но со временем это положение становится крайне неприятным и человек стремится примириться, воссоединиться с другими через раскаяние, пусть даже ценой несения наказания. Что и произошло у героя Достоевского.

В такой инстанции как суд, искреннее раскаяние тоже ценится очень высоко и принимается во внимание при вынесении приговора именно потому, что означает перемену в человеке. То есть человеку жить, как раньше, уже представляется недопустимым.

Лучше учиться на ошибках других и как можно чаще соизмерять свое внутреннее моральное чувство с общественными нормами, чтобы общество было для вас комфортным.



Просмотров