Понятие предмет метод и система курса правоведение. Предмет и метод курса «Правоведение. действие на определенной территории

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

1. Понятие, предмет и метод правоведения

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли права, изучаемые правоведением :

1) конституционное право;

2) гражданское право;

3) наследственное право;

4) семейное право;

5) трудовое право;

6) земельное право;

7) налоговое право;

8) административное право;

9) гражданское процессуальное право; 10)арбитражно-процессуальное право; 11)уголовное право; 12)экологическое право; 13)международное право; 14)адвокатура и нотариат.

Предмет любой науки – это то, что она изучает, это та сторона действительности, на исследование которой данная наука нацелена. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает :

1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права;

2) основные, ключевые проблемы государства и права;

3) систему основных (базовых) понятий юриспруденции.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет.

Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения подразделяются на :

1) всеобщие;

2) общенаучные;

3) частнонаучные.

Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека.

Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением.

К их числу относятся :

1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого;

3) логический метод – изучение явления с помощью формальной логики;

4) исторический метод – изучение явления в историческом аспекте;

5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов;

6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе.

Частно-научные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук.

Среди таких методов можно назвать следующие :

1) статистический;

2) конкретно-социологический;

3) моделирование;

4) сравнительно-правовой.

«Правоведение»

В рамках данного курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства.

Правоведение-дисциплина, изучаемая в вузах неюридического профиля, которая необходима для получения общетеоретических знаний в области юриспруденции, а также для получения практических навыков и умений осуществления публично-правовой деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Знание основ права специалистами неюридического профиля, позволяет ему, верно и правильно, ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях. Понимание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

Главной целью первых занятий по данной дисциплине является формирование у студентов представления о правоведении. Необходимо разобрать значение этого термина, проанализировать междисциплинарные связи данной дисциплины с различными отраслями юриспруденции, выделить основной круг изучаемых вопросов.

При подготовке к последующим занятиям студентам рекомендуется ознакомиться с литературой по той или иной теме и получить чёткое представление об основных объектах и содержании комплексных исследований. Для более глубокого освоения материала целесообразно предложить несколько практических вариантов заданий с целью изучения на конкретных примерах.

Рассматривать вопросы, вынесенные на семинарское занятие, рекомендуется одновременно с анализом практических ситуаций, предлагаемых преподавателем. В ходе семинарских занятий студентам следует ознакомиться и с примерами, где фигурируют несколько объектов анализа.

Студентам может быть предложено письменное задание по анализу конкретного исследования, а также домашнее задание по проведению небольшого исследования. Завершить свой анализ рекомендуется раскрытием ключевых проблем в сфере правосознания и юридического образования. Вопрос о продолжении правовой реформы в России следует рассматривать в свете интенсивно развёртывающихся в настоящее время постмодернизационных процессов.



В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их.

Такое понимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.

Контенты лекционных занятий

Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

1. Конституционное право;

2. Административное право;

3. Финансовое право;

4. Земельное право;

5. Гражданское право;

6. Трудовое право;

7. Семейное право;

8. Уголовное право;

9. Гражданское процессуальное право;

10. Уголовно-процессуальное право;

11. Экологическое право;

12. Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Мункуева С.А.

М 905 Правоведение: учебн. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. -166 с.

Учебное пособие предназначено студентам неюридических специальностей к занятиям по дисциплине «Правоведение». Оно включает краткий курс лекций, вопросы для обсуждения, перечень нормативно-правовых актов, обязательных для изучения, и список рекомендуемой литературы.

© С.А. Мункуева, 2010

© Изд-во ВСГТУ, 2010

Введение

Изучение основ правоведения позволит студенту неюридического факультета:

1) научиться ориентироваться в основных началах и принципах государственно-правовой жизни, в нормативно-правовой базе Российской Федерации;

2) усовершенствовать правовую грамотность и, как следствие, научиться защищать свои права и законные интересы;

3) повысить осознание ответственности за последствия возможного противоправного поведения.

В программу курса, в основу которой положены государственные образовательные стандарты, включены разделы, посвященные теории государства и права, системе органов государственной власти, а также основных отраслей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Это нашло отражение и в данном учебно-методическом пособии.

Пособие включает в себя лекционный материал, темы семинарских занятий и их основное содержание, перечень рефератов или сообщений, вопросы и задания по теме и списки рекомендуемой литературы.

Применение данного пособия позволит оптимизировать учебный процесс, т.е. добиться более качественного усвоения. Поскольку формой итоговой аттестации является зачет, то предлагаемые материалы позволят студенту тщательно подготовиться к семинарским занятиям и экзамену, обеспечив качественное повторение курса, что особенно важно для студентов заочной формы обучения


Тема №1. Предмет, метод, задачи правоведения.

Общество, государство, политическая власть:

Понятие и их соотношение

1. Понятие, предмет, метод, задачи Правоведения.

2. Взаимодействие общества и государства. Сущность государства.

Понятие, предмет, метод, задачи правоведения

Юридические науки ставят задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о государстве и праве. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила.

Юридические науки - это система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Правоведение – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, исследуемых в целом. В павоведении изучаются закономерности государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства, а также их связь между собой и с другими общественными (социальными) явлениями.

Предмет правоведения – это особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования государственно-правовых явлений.

Понятия государства и права тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга. Государство формирует правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществлении государством политической власти. Правоведение изучает государство в его правовом оформлении, а право – в государственном выражении с учетом его социально-экономической обусловленности, политического назначения.

Устанавливая нормы права, государство обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества.

Правоведение изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются закономерности возникновения государства и права; развитие сущности и содержания государства и права; механизм; внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права; пределы правового регулирования.

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

    Конституционное право;

    Административное право;

    Финансовое право;

    Земельное право;

    Гражданское право;

    Трудовое право;

    Семейное право;

    Уголовное право;

    Гражданское процессуальное право;

    Уголовно-процессуальное право;

    Экологическое право;

    Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

    Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

    Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

    Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

    Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

    Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

    Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

    Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ».

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Предмет и метод курса «Правоведение».

Курс «Правоведение» традиционно предусматривается государственным стандартом для студентов экономических специальностей. Данная дисциплина предназначена для того, чтобы студенты-экономисты получили основные сведения о правовых явлениях, которые имеют место быть в обществе. Изучая правоведение, обучающиеся должны постичь основные моменты, касающиеся возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений. Более того, в рамках данной дисциплины, в отличие от классической классификации юридических наук, изучаются не только общетеоретические моменты названных выше аспектов, но и конкретные отрасли права. При этом упор делается на изучение тех отраслей права, которые в первую очередь связаны с опосредованием экономических отношений. Тем самым сохраняется профессиональная ориентация дисциплины.

Как известно, юридические науки можно классифицировать следующим образом:

· науки теоретико-исторические (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран);

· отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право, конституционное право, трудовое право и т.д.);

· прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и пр.);

· специальные юридические науки, связанные с отраслевыми (правоохранительные органы, криминология);

· науки, изучающие международное право.

Государство и право изучаются не только общей теорией госу­дарства и права, но и всем комплексом других юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зре­ния множества отраслей юридического знания, что, однако, не оз­начает совпадения предметов каждой из этих наук. Отраслевые юридические науки изучают отдельные сферы, стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности. Го­сударство и право, как и иные сложные социальные феномены, име­ют в своем составе огромное количество разнокачественных компо­нентов, различных подсистем и многогранных в структурном и функциональном отношениях образований. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций (или их целостностей, уровней, аспектов) являются объектом изучения, и составляется соответственно предмет каждой отраслевой (специаль­ной) юридической науки.

Предмет дисциплины «Правоведение» для экономистов включает целый ряд составляющих: во-первых, это общие вопросы теории государства и права, то есть государство, право, закономерности их возникновения, развития, функционирования, понятие государства и понятие права; формы функции, содержание, сущность, механизм, типы государства, права и связанных с ними государственно-правовых явлений; процессы функционирования государства, реализации, применения, толкования права; правовое регулирование общественных отношений, его механизм.


Кроме того, это вопросы конституционного строя России, его федеративного устройства, правового положения человека и гражданина, а также основные вопросы отраслей современного права России, преимущественно тех, которые прежде всего связаны с опосредованием экономических отношений.

Что касается методологии курса, то методология в науке может пониматься и как система методов изучения действительности, и как учение об этих методах, и как первые два явления, взятые воедино. Прежде всего в данном параграфе нас интересуют методы, используемые юридическими науками при изучении государственно-правовой действительности.

Философской основой методологии правоведения служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных из­менений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной соб­ственности, привело к делению российского права на част­ное и публичное); закон единства и борьбы противополож­ностей (единство прав и обязанностей, централизация и де­централизация в государственном строительстве); закон от­рицания (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Творческое применение законов диалектики, отраже­ние богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость", "исто­рическое и логическое", "должное и сущее", "свобода и от­ветственность" и т. д., помогают избежать вульгарных субъек­тивистских и волюнтаристских истолкований государствен­но-правовых явлений.

К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конк­ретному и от конкретного к абстрактному . Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстрак­ции "форма государства" к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновиднос­тям названных форм. При подобном подходе познание фор­мы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие "форма государства" начнет обогащаться кон­кретными признаками и особенностями. При движении мыс­ли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

Наука должна исследовать государство и право не в стати­ке. Напротив, она должна исходить из того, что анали­зируемые явления исторические, динамичные, изменяющи­еся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения ци­вилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и пра­во обогащают свое содержание гуманизмом и демократиз­мом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные кор­ни государства и права. Изложенное обусловливает приме­нение при познании государственно-правовых явлений ис­торического метода.

На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, вза­имодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по струк­туре - сложные, системные явления. Основными элемен­тами первого выступают органы государства, второго - нормы права. В целом же государство как важнейший поли­тический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право - в норма­тивную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов госу­дарства и права, прямого и обратного влияния на государ­ство и право внутренней и внешней среды, для предупреж­дения противоречий и "возмущений" в правовой и государ­ственной системах.

Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение спе­циальных и частных методов познания государственно-пра­вовых явлений.

Традиционен для юридической науки формально-юри­дический метод. Исследование внутреннего строения пра­вовых норм и права в целом, анализ источников (форм пра­ва), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. - все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юри­дическом оформлении компетенции органов государства и т. д.

Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-пра­вовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются инте­грационные процессы, возрастает роль метода сравнитель­ного государствоведения и правоведения , который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты раз­личных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставле­нии большого числа сходных объектов. Например, достоин­ства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с анало­гичными институтами других стран. Значение данного мето­да возрастает, когда возникает необходимость в политичес­ких и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механи­ческим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования . Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлени­ями имеется определенное сходство, а потому, зная свой­ства и признаки одного из них (модели), можно с достаточ­ной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального де­ления, при формировании системы законодательства и др.

В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государ­ственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей го­сударственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологи­ческие исследования содействуют разработке ключевых воп­росов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, стати­стических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода исполь­зуются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, ин­тервьюирование, эксперимент и др .



Просмотров