Понятие предмет метод и система курса правоведение. Предмет и метод курса «Правоведение. действие на определенной территории
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.
1. Понятие, предмет и метод правоведения
Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.
Основные отрасли права, изучаемые правоведением :
1) конституционное право;
2) гражданское право;
3) наследственное право;
4) семейное право;
5) трудовое право;
6) земельное право;
7) налоговое право;
8) административное право;
9) гражданское процессуальное право; 10)арбитражно-процессуальное право; 11)уголовное право; 12)экологическое право; 13)международное право; 14)адвокатура и нотариат.
Предмет любой науки – это то, что она изучает, это та сторона действительности, на исследование которой данная наука нацелена. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает :
1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права;
2) основные, ключевые проблемы государства и права;
3) систему основных (базовых) понятий юриспруденции.
Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет.
Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.
Методы правоведения подразделяются на :
1) всеобщие;
2) общенаучные;
3) частнонаучные.
Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека.
Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением.
К их числу относятся :
1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;
2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого;
3) логический метод – изучение явления с помощью формальной логики;
4) исторический метод – изучение явления в историческом аспекте;
5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов;
6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе.
Частно-научные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук.
Среди таких методов можно назвать следующие :
1) статистический;
2) конкретно-социологический;
3) моделирование;
4) сравнительно-правовой.
«Правоведение»
В рамках данного курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства.
Правоведение-дисциплина, изучаемая в вузах неюридического профиля, которая необходима для получения общетеоретических знаний в области юриспруденции, а также для получения практических навыков и умений осуществления публично-правовой деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Знание основ права специалистами неюридического профиля, позволяет ему, верно и правильно, ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях. Понимание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.
Главной целью первых занятий по данной дисциплине является формирование у студентов представления о правоведении. Необходимо разобрать значение этого термина, проанализировать междисциплинарные связи данной дисциплины с различными отраслями юриспруденции, выделить основной круг изучаемых вопросов.
При подготовке к последующим занятиям студентам рекомендуется ознакомиться с литературой по той или иной теме и получить чёткое представление об основных объектах и содержании комплексных исследований. Для более глубокого освоения материала целесообразно предложить несколько практических вариантов заданий с целью изучения на конкретных примерах.
Рассматривать вопросы, вынесенные на семинарское занятие, рекомендуется одновременно с анализом практических ситуаций, предлагаемых преподавателем. В ходе семинарских занятий студентам следует ознакомиться и с примерами, где фигурируют несколько объектов анализа.
Студентам может быть предложено письменное задание по анализу конкретного исследования, а также домашнее задание по проведению небольшого исследования. Завершить свой анализ рекомендуется раскрытием ключевых проблем в сфере правосознания и юридического образования. Вопрос о продолжении правовой реформы в России следует рассматривать в свете интенсивно развёртывающихся в настоящее время постмодернизационных процессов.
В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их.
Такое понимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.
Контенты лекционных занятий
Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»
Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.
Основные отрасли российского права:
1. Конституционное право;
2. Административное право;
3. Финансовое право;
4. Земельное право;
5. Гражданское право;
6. Трудовое право;
7. Семейное право;
8. Уголовное право;
9. Гражданское процессуальное право;
10. Уголовно-процессуальное право;
11. Экологическое право;
12. Международное право.
Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.
Предмет правоведения:
1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.
Методы правоведения:
1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);
2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;
а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;
б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;
в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;
г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;
д) функциональный-исследование функций различных явлений;
е) системный-изучение явлений как единой системы.
3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;
а) статистический;
б) социологический;
в) сравнительно-правовой;
г) моделирование.
Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.
Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.
В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Мункуева С.А.
М 905 Правоведение: учебн. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. -166 с.
Учебное пособие предназначено студентам неюридических специальностей к занятиям по дисциплине «Правоведение». Оно включает краткий курс лекций, вопросы для обсуждения, перечень нормативно-правовых актов, обязательных для изучения, и список рекомендуемой литературы.
© С.А. Мункуева, 2010
© Изд-во ВСГТУ, 2010
Введение
Изучение основ правоведения позволит студенту неюридического факультета:
1) научиться ориентироваться в основных началах и принципах государственно-правовой жизни, в нормативно-правовой базе Российской Федерации;
2) усовершенствовать правовую грамотность и, как следствие, научиться защищать свои права и законные интересы;
3) повысить осознание ответственности за последствия возможного противоправного поведения.
В программу курса, в основу которой положены государственные образовательные стандарты, включены разделы, посвященные теории государства и права, системе органов государственной власти, а также основных отраслей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Это нашло отражение и в данном учебно-методическом пособии.
Пособие включает в себя лекционный материал, темы семинарских занятий и их основное содержание, перечень рефератов или сообщений, вопросы и задания по теме и списки рекомендуемой литературы.
Применение данного пособия позволит оптимизировать учебный процесс, т.е. добиться более качественного усвоения. Поскольку формой итоговой аттестации является зачет, то предлагаемые материалы позволят студенту тщательно подготовиться к семинарским занятиям и экзамену, обеспечив качественное повторение курса, что особенно важно для студентов заочной формы обучения
Тема №1. Предмет, метод, задачи правоведения.
Общество, государство, политическая власть:
Понятие и их соотношение
1. Понятие, предмет, метод, задачи Правоведения.
2. Взаимодействие общества и государства. Сущность государства.
Понятие, предмет, метод, задачи правоведения
Юридические науки ставят задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о государстве и праве. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила.
Юридические науки - это система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
Правоведение – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, исследуемых в целом. В павоведении изучаются закономерности государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства, а также их связь между собой и с другими общественными (социальными) явлениями.
Предмет правоведения – это особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования государственно-правовых явлений.
Понятия государства и права тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга. Государство формирует правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществлении государством политической власти. Правоведение изучает государство в его правовом оформлении, а право – в государственном выражении с учетом его социально-экономической обусловленности, политического назначения.
Устанавливая нормы права, государство обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества.
Правоведение изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются закономерности возникновения государства и права; развитие сущности и содержания государства и права; механизм; внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права; пределы правового регулирования.
Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.
Основные отрасли российского права:
Конституционное право;
Административное право;
Финансовое право;
Земельное право;
Гражданское право;
Трудовое право;
Семейное право;
Уголовное право;
Гражданское процессуальное право;
Уголовно-процессуальное право;
Экологическое право;
Международное право.
Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.
Предмет правоведения:
Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.
Методы правоведения:
Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);
Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;
а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;
б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;
в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;
г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;
д) функциональный-исследование функций различных явлений;
е) системный-изучение явлений как единой системы.
Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;
а) статистический;
б) социологический;
в) сравнительно-правовой;
г) моделирование.
Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.
Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.
В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ».
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.
Предмет и метод курса «Правоведение».
Курс «Правоведение» традиционно предусматривается государственным стандартом для студентов экономических специальностей. Данная дисциплина предназначена для того, чтобы студенты-экономисты получили основные сведения о правовых явлениях, которые имеют место быть в обществе. Изучая правоведение, обучающиеся должны постичь основные моменты, касающиеся возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений. Более того, в рамках данной дисциплины, в отличие от классической классификации юридических наук, изучаются не только общетеоретические моменты названных выше аспектов, но и конкретные отрасли права. При этом упор делается на изучение тех отраслей права, которые в первую очередь связаны с опосредованием экономических отношений. Тем самым сохраняется профессиональная ориентация дисциплины.
Как известно, юридические науки можно классифицировать следующим образом:
· науки теоретико-исторические (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран);
· отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право, конституционное право, трудовое право и т.д.);
· прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и пр.);
· специальные юридические науки, связанные с отраслевыми (правоохранительные органы, криминология);
· науки, изучающие международное право.
Государство и право изучаются не только общей теорией государства и права, но и всем комплексом других юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зрения множества отраслей юридического знания, что, однако, не означает совпадения предметов каждой из этих наук. Отраслевые юридические науки изучают отдельные сферы, стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности. Государство и право, как и иные сложные социальные феномены, имеют в своем составе огромное количество разнокачественных компонентов, различных подсистем и многогранных в структурном и функциональном отношениях образований. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций (или их целостностей, уровней, аспектов) являются объектом изучения, и составляется соответственно предмет каждой отраслевой (специальной) юридической науки.
Предмет дисциплины «Правоведение» для экономистов включает целый ряд составляющих: во-первых, это общие вопросы теории государства и права, то есть государство, право, закономерности их возникновения, развития, функционирования, понятие государства и понятие права; формы функции, содержание, сущность, механизм, типы государства, права и связанных с ними государственно-правовых явлений; процессы функционирования государства, реализации, применения, толкования права; правовое регулирование общественных отношений, его механизм.
Кроме того, это вопросы конституционного строя России, его федеративного устройства, правового положения человека и гражданина, а также основные вопросы отраслей современного права России, преимущественно тех, которые прежде всего связаны с опосредованием экономических отношений.
Что касается методологии курса, то методология в науке может пониматься и как система методов изучения действительности, и как учение об этих методах, и как первые два явления, взятые воедино. Прежде всего в данном параграфе нас интересуют методы, используемые юридическими науками при изучении государственно-правовой действительности.
Философской основой методологии правоведения служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).
Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость", "историческое и логическое", "должное и сущее", "свобода и ответственность" и т. д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений.
К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конкретному и от конкретного к абстрактному . Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции "форма государства" к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие "форма государства" начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.
Наука должна исследовать государство и право не в статике. Напротив, она должна исходить из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода.
На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре - сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго - нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право - в нормативную систему общества.
Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и "возмущений" в правовой и государственной системах.
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.
Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. - все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.
Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.
В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения , который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.
К специальным относится и метод государственного и правового моделирования . Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.
В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.
В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др .