Подготовка и подача жалобы в ФАС: сроки, этапы, рекомендации. С изменениями и дополнениями от Как проходит рассмотрение жалобы в фас

В жалобе необходимо указать:

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;

5. документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;

6. перечень прилагаемых документов.

Сроки подачи жалобы:

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

7. Жалоба участника(ов) торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
После регистрации жалобы ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.

Сроки рассмотрения жалобы.

В течение двух рабочих дней со дня поступления жалобы в ФАС России заявителю, заказчику, оператору электронной площадки направляется сообщение о времени и месте рассмотрения жалобы. ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Сведения о принятой жалобе, о решении по результатам рассмотрения жалобы размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

А также предпринимателей заставляют и тех, и других принимать кардинальные решения относительно сложившейся ситуации.

Некоторые, восприняв нарушения, достаточно эмоционально со временем «остывают» и не желают связываться с причиной своего нервного потрясения. А некоторые готовы идти дальше и доказывать свою правоту в государственных органах. И вот здесь стойкие борцы за справедливость наталкиваются на обязательство соблюдения четкого алгоритма действий.

Любые обращения в государственные структуры должны соответствовать требованиям нормативного характера. Соответственно, прежде чем подавать жалобу, нужно обратиться за профессиональной помощью к специалисту в данной области. Интернет-паутина просто пестрит объявлениями разнообразных консалтинговых и юридических организаций относительно предоставления услуг в области составления жалоб и сопровождения дел о нарушениях в сфере рыночных и финансовых отношений, а также конкуренции.

Однако стоимость таких услуг очень завышена. Только за одну жалобу в ФАС предприимчивые организации берут от 3 000 до 5 000 рублей. Разница в стоимости услуг зависит от региона, статуса и репутации исполнителей.

Что же делать, если оплатить полный пакет услуг накладно? В конце концов, не боги горшки обжигают. Нужно самостоятельно подготовить жалобу, а научиться этому очень просто, если четко следовать определенным инструкциям.

Предприниматель, потребитель или же законный представитель предприятия, организации или же учреждения, чьи права нарушены, для подготовки жалобы должен иметь:

  • регистрационные данные о предприятии (его руководителе-директоре) /предпринимателе/физическом лице (паспортные данные), адресные данные, контактные телефоны для связи, электронная почта;
  • код предприятия/номер ИНН;
  • документальные доказательства, которые могут подтвердить нарушение прав предпринимателя/предприятия/физического лица-потребителя;
  • нормативное определение реальности совершения незаконных действий;
  • компьютер/ноутбук;
  • доступ к Интернету (для того, чтобы определить правомерность своей позиции, с точки зрения закона, а также скачать образец жалобы в ФАС );
  • возможность распечатать и скопировать документы;
  • конверт и деньги на оплату расходов по отправке жалобы в соответствующее отделение ФАС.

Следует обратить особое внимание на то, что подготовку к самостоятельному составлению жалобы нужно начать с определения ее предмета и реальной целесообразности для обращения в ФАС. После этого необходимо уделить время изучению нормативной базы, которая регулирует отношения в сфере деятельности ФАС. Кроме того, следует изучить вопрос относительно того, действительно ли Федеральная Антимонопольная Служба имеет право рассматривать конкретное обращение.

Если жалоба будет абсолютно аргументирована, а документы, поданные вместе с ней, полностью раскрывают суть нарушения, ее имеют право не рассматривать, если нарушены сроки обращения. Чтобы избегать подобного рода нежелательных ситуаций, нужно отправлять жалобу в течение 10 календарных дней. Указанный срок начинает исчисляться со дня официального размещения на сайте:

  • протоколов оценки, а также сопоставления заявок для участия в конкурсе (если это был конкурс);
  • протокола аукциона (если это открытый аукцион);
  • протокола, в случае признания аукциона (конкурса) таким, что не состоялся;
  • протокола рассмотрения заявок (для обеспечения участия в будущем конкурсе/аукционе)

Если составляемая жалоба будет подаваться в связи с бездействием (действием) оператора электронной площадки, который влияет на аккредитацию участника размещения заказов, она может подаваться на протяжении 30-ти дней со дня совершения такого бездействия (действия) – глава 3.1 Федерального Закона 94-ФЗ.

Жалоба должна быть подана не только в установленные законом сроки, но и в определенной форме. В соответствии с нормативными требованиями такие жалобы в обязательном порядке подаются в письменном виде (нарочно, непосредственно в территориальный орган ФАС или же с помощью почты), а также с помощью факсимильной связи.

Кроме того, закон разрешает подавать жалобы с помощью электронной почты, предварительно подписав такую жалобу в ЭЦП. Но в этом случае существует реальная угроза, что поданную жалобу могут несвоевременно зарегистрировать, следовательно, отказать в рассмотрении и удовлетворении требований. Поэтому желательно жалобы стоит подавать в обычном бумажном виде.

Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

Федеральная антимонопольная служба России в соответствии с действующим федеральным законодательством обязана осуществлять рассмотрение поданных жалоб в четко установленное время.

На протяжении двух рабочих дней с момента фактического получения документа, ФАС обязана разместить поданный документ в соответствующем реестре ЕИС. Все заинтересованные лица имеют право (для того, чтобы отстоять свои интересы, обязаны) подавать в письменном виде возражения относительно предмета жалобы. Делается это в срок не позднее, чем за два дня до даты назначенного рассмотрения.

ФАС обязана рассмотреть поданную жалобу на протяжении пяти рабочих дней, а также разместить результаты ее рассмотрения в определенном реестре ЕИС в течение трех дней.

По результатам рассмотрения вопроса о нарушениях ФАС имеет полное право приостановить осуществление закупки и выдать конкретному заказчику четкое предписание на устранение допущенных нарушений.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы конкуренции, может быть уголовная, административная, а также гражданско-правовая. К таким видам ответственности лицо может быть привлечено в и административном порядке.

К уголовной и гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены виновные исключительно в судебном порядке. А к мерам административного характера могут привлекать федеральный антимонопольный орган и его многочисленные территориальные подразделения.

н/п Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Суть ответственности Примечание
1. Уголовная Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства наступает в связи с недопущением, устранением или же ограничением конкуренции. Этот вид применяется согласно статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации Ответственность наступает в виде штрафа, ареста лица или лишением свободы (до двух лет)
2. Гражданско-правовая Такой вид обязательства основывается на возмещении причиненных материальных убытков, на основании ст. 14, 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации Возмещение убытков может осуществляться как юридическим лицом, так и определенным субъектом РФ или же муниципальным образованием
3. Административная Данный вид представляет собой наложение на лицо (юридическое или физическое) административный штраф или же дисквалификацию Такие виды обязательства, разграничение и определение лица, которое должно быть привлечено, предусмотрены ч. 2 статьи 19.5 и статьей 19.8 КоАП Российской Федерации

Подводя итоги, можно сказать, что самостоятельно составить жалобу в Федеральную антимонопольную службу совсем не сложно, если подойти к этому вопросу со всей серьезностью. Минимум эмоций и максимум терпения помогут не только отстоять свои законные права, но и сохранить финансы.

Мы надеемся, что наша статья помогла читателю ответить на вопрос – как составить жалобу в ФАС.

В связи с многочисленными нарушениями в сфере защиты прав предпринимателей и потребителей, и те и другие вынуждены принимать кардинальные меры для исправления ситуаций. Некоторые из них, восприняв ущемление своих интересов весьма эмоционально, со временем успокаиваются и не желают вступать в конфронтации. Однако другие готовы отстаивать свою позицию и идти дальше. Именно здесь борцы за справедливость сталкиваются с установленным обязательным требованием соблюдать определенный алгоритм действий.

Актуальность проблемы

Следует знать, что любое обращение в госструктуры должно соответствовать нормативным требованиям. В соответствии с этим, перед тем как написать жалобу в ФАС или иной другой орган, целесообразно проконсультироваться с квалифицированным юристом. Сегодня достаточно много фирм предлагает свои услуги в данной сфере.

Например, в Интернете можно увидеть множество объявлений, в которых компании готовы помочь в написании жалобы и сопровождать дело о нарушении в области финансовых и рыночных отношений и конкуренции. Однако в большинстве случаев цена на такие услуги непомерно высока. В среднем заполнить образец жалобы в ФАС, например, будет стоить от 3-х до 5-ти тысяч рублей. Разница в цене будет зависеть от репутации исполнителя и его статуса, а также от региона, в котором оказывается услуга. Как поступить в случае, когда средств на оплату работы фирмы нет? В этом случае придется составлять ее самостоятельно.

Алгоритм действий

Перед тем как будет направлена жалоба в ФАС, представитель учреждения, компании либо организации, чьи интересы нарушены, должен иметь:


Желательно иметь также персональный компьютер с выходом в Интернет. В Сети можно не только ознакомиться с действующими законами. Согласно существующему порядку, может быть отправлена электронная жалоба в ФАС.

Важный момент

Когда будет оформляться жалоба в ФАС, заявитель должен четко определить предмет претензии и реальную целесообразность обращения. Необходимо также обосновать свою позицию. Это значит, что жалоба в ФАС, кроме непосредственно описания самого нарушения и требований, должна содержать и ссылки на действующее законодательство. Вместе с этим следует точно установить, находится ли данное дело в компетенции Службы.

Жалоба в ФАС: сроки

Если обращение будет содержать нормативное обоснование, и к нему будут приложены документальные доказательства случившегося, полностью раскрывающие суть нарушения, и не будет пропущен период, в течение которого его можно направить, то претензию не могут не принять. Что касается срока, в который следует отправлять жалобу, то он составляет 10 дней (календарных). Он начинает исчисляться с даты размещения на официальном сайте протоколов:


Необходимо отметить, что при проведении закрытого конкурса или аукциона подача жалобы в ФАС осуществляется в течение семи дней. При этом учитывается дата размещения протоколов на сайте. В случае если претензия будет направляться в связи с действием или бездействием оператора, влияющего на аккредитацию участника, период установлен в 30 дней с момента случившегося.

Особенности отправки

Жалоба в ФАС должна составляться согласно установленным в законе требованиям. В соответствии с порядком, определенным нормативными актами, претензия оформляется письменно и отправляется непосредственно в территориальное подразделение Службы по почте. Ее также можно принести лично. Как выше было сказано, жалоба в ФАС может направляться через Интернет. В этом случае она должна быть заверена эл. подписью. Но в таком случае существует вероятность, что заявление вовремя не зарегистрируют. Это, в свою очередь, станет причиной направить автору претензии отказ на рассмотрение жалобы. В ФАС лучше все-таки отправлять обращение на бумаге.

Правила оформления

Жалоба в ФАС на заказчика должна содержать обязательные реквизиты:

  • Контактные данные, наименование/ФИО отправителя.
  • Реестровый номер конкурса/аукциона.

Далее в содержании обращения излагаются доводы, в соответствии с которыми заявитель считает действия заказчика неправомерными и нарушающими его интересы. При этом приводятся ссылки на соответствующие нормативные акты. Далее следует указать причину отклонения, приведенную заказчиком. К претензии необходимо приложить экземпляры документов, на которые есть ссылки в содержании. В качестве таких бумаг могут выступать заявка на тендер, ГОСТы, уведомление о недопуске и прочее. В конце обращения проставляется число составления и подпись заявителя.

Причины отправки претензии

Жалоба может направляться участником размещения заказа. При этом причины могут быть следующими:

  • Документация аукциона противоречит ФЗ №44, вводит заинтересованное лицо в заблуждение, ограничивает конкуренцию, недостаточно полно описывает состав работ либо объем поставки. Также требования к характеристикам соответствующих материалов не согласуются с ГОСТами и прочими стандартами.
  • Заказчик уклоняется от заключения госконтракта.
  • Не соблюдены временные рамки и порядок публикации документации и протоколов по результатам аукциона.

Во всех указанных случаях необходимо подавать жалобу в ФАС.

Принятие претензии

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим работу антимонопольной службы РФ, четко установлен период, в течение которого осуществляется рассмотрение жалоб в ФАС. Так, на протяжении двух дней с даты фактического получения претензия должна быть размещена в соответствующем реестре ЕИС.

Всем заинтересованным лицам предоставляется право направить в письменном виде свои возражения, касающиеся предмета претензии. Это можно сделать за 2 дня (не позднее) до даты рассмотрения жалобы. Антимонопольная службы обязана исследовать претензию в течение 5-ти дней. В трехдневный период ФАС должна разместить результаты рассмотрения в соответствующем реестре. Разобрав и исследовав претензию, антимонопольная служба вправе приостановить на время осуществление закупки. При этом ФАС выдает заказчику четкие предписания для устранения выявленных нарушений.

Виды наказаний

Предусмотрено три вида ответственности за нарушение норм антимонопольного законодательства, положений, регулирующих сферу конкуренции. Она может быть гражданско-правовой, административной и уголовной. К ответственности виновное лицо может привлекаться разными способами. Уголовное и гражданско-правовое наказание устанавливается в судебном порядке. Меры административного характера могут применять непосредственно антимонопольный орган и его различные территориальные подразделения.

Характеристика ответственности

Уголовное наказание за нарушения антимонопольного законодательства применяется при недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Данная ответственность наступает согласно ст. 178 УК РФ. В качестве наказания назначается штраф, арест либо лишение свободы до 2-х л. Гражданско-правовые последствия наступают в виде обязательства возместить материальные убытки, причиненные вследствие нарушений. Этот вид ответственности предусматривают ст. 14-16 ГК. Возмещение материального вреда может быть осуществлено как организацией, так и конкретным муниципальным образованием либо субъектом РФ. Административное наказание представляет собой штраф либо дисквалификацию. Данная мера может применяться как к физлицам, так и к организациям. Виды штрафов, а также классификация субъектов, которым они вменяются, установлены в ст. 19.5, ч. 2 и 19.8 КоАП.

В заключение

Таким образом, основываясь на законодательных актах и соблюдая установленный порядок, можно отстоять и восстановить свои права. При подаче жалобы следует внимательно отнестись к ее составлению. Если в ней будут отсутствовать обязательные реквизиты, она будет возвращена заявителю. Кроме того, следует тщательно продумать содержание обращения. Претензия должна основываться на действительном факте нарушения. Как и во многих других случаях, позиция заявителя должна быть обоснована ссылками на нормативные акты антимонопольного и гражданского законодательства. Факты нарушений должны быть подтверждены документами. В зависимости от серьезности неправомерных действий будет устанавливаться характер ответственности и, соответственно, наказание.

Если жалоба будет безосновательной, и это выяснится при ее рассмотрении, для заявителя могут наступить неблагоприятные последствия. В удовлетворении претензии может быть отказано, если она не входит в компетенцию ФАС. В этой связи предварительно стоит узнать круг вопросов, которые относятся к компетенции антимонопольной службы. Для этого можно посетить официальный сайт ФАС или обратиться лично за консультацией в территориальное подразделение. Там же можно получить информацию по правильному составлению и отправке претензии. Если по каким-то причинам нет уверенности в своих силах, целесообразнее обратиться к квалифицированному юристу. Он не только поможет в оформлении и отправке жалобы, но и сможет представлять интересы заявителя. В последнем случае нужен будет нотариально заверенный документ – доверенность.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы, или ФАС России, заключается в поддержании принципов свободной конкуренции.

Главным образом ФАС России рассматривает следующие случаи:

    злоупотребление доминирующим положением;

    сговор с целью завышения цен;

    преференции со стороны органов власти по отношению к подрядчикам;

    навязывание дополнительных услуг;

В чем заключается работа ФАС?

На практике деятельность антимонопольной службы может быть очень полезна как простым людям, так и юридическим лицам.

В сфере государственных закупок самым распространенным случаем является подача жалобы в ФАС на ошибки в документации и неправомерные действия заказчика

Чтобы воспользоваться своими правами нужно, во-первых, их знать, а во-вторых, грамотно составить обращение в соответствующий орган.

В 2017 году количество проверок по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году уменьшилось более, чем на 20% .

Если рассматривать период с 2015 года, то количество жалоб, которые подали участники закупок, увеличилось практически на 28%.

Порядок подачи жалобы в ФАС и в каких случаях ждать отказа?

Существует два способа обращения в антимонопольную службу:

    жалоба - просьбу о защите прав или свобод заявителя;

    заявление - по сути, сообщение о нарушении закона. Заявитель может сообщать, как о нарушении непосредственно своих прав, так и о нарушениях, не касающихся его лично. Главное, чтобы вопрос, описываемый в заявлении, был в компетенции службы.

В ФАС можно обращаться, как по почте, так и через интернет, заполнив форму на сайте ведомства. Жалобу, связанную с нарушениями в сфере государственных закупок можно подать либо в бумажном виде, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты территориального контролирующего органа (управление ФАС в субъекте РФ).

Данные для отправки жалобы в антимонопольный орган обычно указаны на сайте каждого УФАС.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Сроки подачи жалобы в ФАС

Срок подачи жалобы в ФАС, согласно 44-ФЗ составляет 10 дней с момента размещения в Единой информационной системе итогового протокола. В течение 2 дней после подачи жалобы, информация о ней размещается в ЕИС, а также направляется уведомление лицам, участвующим в рассмотрении (заявителю, заказчику, оператору электронной площадки):

  1. о поступлении жалобы;
  2. ее содержании;
  3. о месте и времени ее рассмотрения.

В течение 5 рабочих дней контролирующий орган рассматривает жалобу по существу и выносит мотивированное решение. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и, в случае выдачи предписания, с даты выдачи такого предписания, направляет копию решения и предписания участнику, подавшему жалобу, заказчику, а также оператору электронной площадки.

Иногда обращение остается без ответа. Основания для этого четко оговорены законом:

    Вы не сообщите фамилию;

    Вы наберете текст одними заглавными буквами, латиницей или не разобьете его на предложения;

    Вы повторно обращаетесь с одним и тем же вопросом, не сообщая новые факты;

    Вы обращаетесь с вопросом по поводу решения суда.

Как подавать жалобу в ФАС в электронном и письменном виде знают не все. И то, и другое должно содержать одинаковую информацию, отличаются они исключительно оформлением.

Жалоба в ФАС - как оформить обращение?

    К подготовке пакета документов стоит подойти очень тщательно. Небрежность может стать козырем в руках вашего будущего оппонента, привести к затягиванию процесса рассмотрения.

    Составление жалобы в ФАС требует грамотности и терпения, если она подается письменно, то по установленной форме.

    Если речь идет о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя компании и заверяется его личной или электронной цифровой подписью.

    К жалобе прикладываются документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.

    Не забудьте об информации о Вас или о компании.

В конце статьи Вы увидите образец жалобы в ФАС, составленной на фирменном бланке организации.

Если обращение будет от юридического лица, то Вам потребуется фирменный бланк организации и также необходимо будет завизировать его как исходящий документ. Документ должен быть подписан подающим лицом или его уполномоченным представителем (в этом случае пакет документов должен содержать доверенность на право подписи).

Порядок подачи жалобы в ФАС

Когда подготовка окончена, нужно решить, каким образом будет подана жалоба: в электронном виде или в бумажном.

При любом варианте необходимо помнить, что:

    Важно соблюсти сроки подачи.

    Вам необходимо подать жалобу в территориальный орган ФАС России, его адрес можно найти в интернете на официальном сайте службы.

Уведомление о принятии жалобы к производству будет отправлено на Ваш адрес электронной почты, либо почтой России, а также размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе.

В принципе, порядок всегда один и тот же, хотя и имеет свои отличия в зависимости от того, какое нарушение совершено.

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ - новые условия с 2018 года

Жалобы в ФАС на заказчика

Участие в аукционах часто приводит к конфликтным и просто неоднозначным ситуациям. Желание какой-либо структуры оттеснить одного или нескольких участников, сговоры, затягивание сроков приема заявок - то, с чем часто встречаются, подрядчики. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, то обращаться нужно именно в антимонопольную службу.

Важно понимать, кто в каком случае имеет право подать жалобу:

  1. на содержание конкурсной документации - любое лицо;
  2. на действия комиссии или заказчика при рассмотрении заявок, подведении итогов, проведении аукциона или иных действиях, совершенных после срока окончания подачи заявок - только лицо, подавшее заявку.

Формулировок жалоб немало. Каждая из них эффективна в конкретном случае. Их виды зависят от типа конкурса:

    заказ для федеральных нужд госорганами и органами, управляющими внебюджетными фондами: жалоба на поведение заказчика во время размещения заказа, его действие или бездействие;

    участвуя в закрытом конкурсе для потребностей субъекта РФ или муниципальных нужд, Вы также можете написать жалобу в ФАС на действия или бездействия заказчика;

    будучи участником электронного аукциона, Вы можете обжаловать действия оператора электронной торговой площадки, в том числе, если у вас возникли проблемы с аккредитацией.

Совет: если Вы подаете жалобу в антимонопольную службу на нарушение законодательства о госзаказе, очень важно не терять времени из-за незнания формальностей. Именно поэтому лучший выход - доверить подготовку специалистам , обратившись в «РусТендер».

Однако некоторые правила должен знать каждый. Мы перечислим только основные моменты, которые не ограничивают всего многообразия возможных ситуаций:

    Жалоба в ФАС на документацию должна быть подана до того, как закроется прием заявок на участие;

    она должна быть в письменной форме и заверена личной или электронной подписью;

    действия оператора ЭП обжалуются в течение 30 дней, а жалоба на заказчика должна быть подана до заключения контракта, в течение 10 дней с даты размещения итогового протокола;

    о месте и времени рассмотрения обращения Вы узнаете в течение двух дней после подачи документов.

В ходе рассмотрения проводится проверка, по итогам которой Ваше обращение может быть признано обоснованным, необоснованным или частично обоснованным.

В чем же главная цель подачи жалобы в ФАС? В выявлении нарушений закона: если таковые будут выявлены, то контракт не будет заключен до их устранения.

Помощь при подготовке обращения

Очень важно подготовить все необходимые документы оперативно и оформить их в соответствии с требованиями закона. От этого во многом зависит вероятность быстрого и благоприятного для Вас решения о нарушении в сфере госзаказа.

Доверьтесь команде профессионалов компании «РусТендер». Наши специалисты обладают большим опытом работы в сфере госзаказа, а это значит, что мы сумеем обойти подводные камни и опасные мели. Хотите подать жалобу в ФАС? Просто оставьте на заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру 8-800-700-23-26 и мы:

    проанализируем ситуацию;

    подготовим документы так, чтобы не допустить затягивания дела;

    подадим пакет документов с соблюдением всех сроков.

Работа с нами - это оперативная помощь Вашему бизнесу. Наша компания оказывает целый комплекс услуг в сфере госзаказа и закупок государственных компаний. Нам есть что предложить, как опытным, так и начинающим игрокам.

Образец жалобы в ФАС

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

1. В соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:

1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящей части, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

5.1. Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

6. Жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

7. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

8. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

9. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

10. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

11. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

13. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

15. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

15.1. Уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу письменное обоснование законности принятого акта и (или) совершенного действия (бездействия) с указанием положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия такого акта и (или) совершения такого действия (бездействия).

15.2. Антимонопольный орган в случае необходимости направляет организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, заявителю запрос о представлении иных сведений и документов для рассмотрения жалобы. Запрос о представлении иных сведений и документов направляется в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи. Запрашиваемые сведения и документы должны быть представлены в антимонопольный орган до рассмотрения жалобы по существу.

16. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

17. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

20. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного

25. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме (далее в настоящей статье, а также в пункте 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона - организатор продажи), при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом следующих особенностей:

1) обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение пяти рабочих дней со дня размещения на данном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества;

2) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается антимонопольным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы;

3) в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания;

4) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с признанием претендентов участниками торгов (участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены) или с отказом в таком признании, не может быть подана по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на указанном в пункте 1 настоящей части официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или, если размещение на сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены).



Просмотров