Осуществление государственной экспертизы условий труда, ее цели и особенности проведения. Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы Органы государственной экспертизы условий труда

Минздравсоцразвития разработало проект Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации. Здесь впервые сказано о том, что входит в систему государственной экспертизы условий труда, определены полномочиям органа, проводящего данную экспертизу, а также права экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.

Положение
о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации
(проект)



1. Настоящее Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (далее - Положение) устанавливает порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее - органами государственной экспертизы условий труда), в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Государственной экспертизе условий труда подлежат фактические условия труда, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, проекты строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий нормативным требованиям охраны труда (далее - объекты экспертизы).
3. Государственная экспертиза условий труда в Российской Федерации осуществляется по запросам:
работников;
работодателей;
объединений работодателей;
иных уполномоченных работниками представительных органов;
профессиональных союзов;
объединений профессиональных союзов;
органов Фонда социального страхования Российской Федерации;
органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
судебных органов;
иных органов исполнительной власти общей компетенции и компетенции по видам деятельности.

4. Предметом государственной экспертизы условий труда является оценка соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда:

Фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию - производственных факторов, факторов условий труда и трудового процесса, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, новых технологий.
5. К полномочиям органа государственной экспертизы условий труда в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относится организация и проведение государственной экспертизы соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, финансируемых из федерального бюджета.
6. Государственная экспертиза в целях оценки фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию, проводится с проведением лабораторных исследований (измерений), выполняемых за счет средств работодателей лабораториями, прошедшими в установленном порядке аккредитацию Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
7. К проведению государственной экспертизы условий труда допускаются эксперты, прошедшие обучение на право проведения государственной экспертизы условий труда и имеющие удостоверения установленного образца.
8. Подготовка экспертов для проведения государственной экспертизы условий труда и аккредитация лабораторий, участвующих в государственной экспертизе условий труда, осуществляется научно-методическим центром государственной экспертизы условий труда, в состав которого входят центральная и региональные лаборатории.
9. Лица (эксперты по условиям труда), осуществляющие государственную экспертизу условий труда в соответствии с полномочиями, предоставленными действующим законодательством, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца, посещать для осуществления экспертизы условий труда хозяйствующие субъекты (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и материалы;
проводить оценку объекта экспертизы на предмет соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также привлекать для проведения контрольных измерений и расчетов аккредитованные в установленном порядке исследовательские (измерительные) лаборатории.
10. Органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений;
организовать в установленном порядке повышение квалификации лиц (экспертов по условиям труда), осуществляющих государственную экспертизу условий труда в учреждениях, аккредитованных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
11. Основанием для проведения государственной экспертизы условий труда является обращение заявителей (заказчиков), приведенных в п. 3 Положения (заявка установленной формы – Приложение №___к Положению).
12. Для проведения государственной экспертизы условий труда заявителем (заказчиком) представляются документация и материалы согласно регламентам, разработанным органами государственной экспертизы условий труда по каждому объекту экспертизы.
13. Органы государственной экспертизы условий труда имеют право для проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную сверх оговоренной регламентами информацию и документацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
14. Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда, регистрируются и передаются на исполнение уполномоченными лицами органа государственной экспертизы условий труда.
15. Руководитель органа, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, формирует состав экспертов по условиям труда из числа штатных и внештатных специалистов, обладающих соответствующими знаниями, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения. Порядок и условия привлечения внештатных специалистов к участию в осуществлении государственной экспертизы условий труда определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
16. Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.
В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен приказом руководителя органа, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, с обязательным извещением заявителя (заказчика), но не более чем на один месяц.
17. При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, в срок не более 10 рабочих дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заказчика сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы с мотивированным обоснованием.
18. Основаниями для отказа по выдаче заключений государственной экспертизы условий труда могут являться:
запрашиваемый объект государственной экспертизы условий труда находится вне компетенции органов государственной экспертизы условий труда;
на экспертизу предоставлен неполный пакет документов;
для проведения экспертизы необходим запрос дополнительных документов и материалов;
в представленных документах и материалах выявлена недостоверная или искажённая информация.
19. По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.
Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия для рассмотрения их руководителем экспертизы.
20. Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом, осуществляющим государственную экспертизу условий труда, проводившим экспертизу.
Один экземпляр экспертного заключения, документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда, выдаются на руки заявителю.
По просьбе заявителя экспертное заключение, документация и материалы объекта экспертизы вручаются полномочным представителям заявителя.
21. Экспертные заключения подлежат хранению органами государственной экспертизы условий труда в течение 5 лет.
22. Заказчик в случае несогласия с заключением эксперта, может обжаловать его у руководителя госэкспертизы или непосредственно в судебном порядке.

Теги: Минздравсоцразвития, государственная экспертиза условий труда, соответствие нормативным требованиям охраны труда, экспертное заключение

Государственная экспертиза условий труда – это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы).

Ее проводят следующие органы госэкспертизы (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы):

– федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);

– органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления установлены в абз. 2 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы.

  1. В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда

Как следует из анализа ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2, пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы.

Это даст ему возможность, в частности:

1) сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций;

2) исключить риск привлечения к административной ответственности.

Сокращение затрат работодателя на предоставление гарантий и компенсаций

Проведение госэкспертизы целесообразно, если у работодателя есть сомнения в том, что по результатам спецоценки работникам правильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если такие гарантии и компенсации установлены неверно, например противоречат нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные затраты на их предоставление.

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если результаты госэкспертизы свидетельствуют о неправильном предоставлении гарантий и компенсаций, работодатель обязан провести внеплановую спецоценку на основании предписания государственного инспектора труда. Только по ее итогам можно будет установить другие гарантии и компенсации.

Это следует из совокупного анализа п. 6 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке.

Процедура проведения специальной оценки условий труда

К расходам работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, относятся следующие:

– оплата труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);

– оплата ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);

– затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

Исключение риска привлечения к административной ответственности

Если по итогам проверки должностное лицо вынесло необоснованное, по мнению работодателя, предписание об устранении нарушений, касающихся предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель также может инициировать госэкспертизу по оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций.

В этом случае заключение госэкспертизы послужит доказательством соблюдения работодателем трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда, что позволит исключить риск привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ.

  1. В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда

Перечислим некоторые случаи, когда госэкспертиза может проводиться в отношении работодателя, который ее не инициировал.

Случай 1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в абз. 4 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

– органы исполнительной власти.

Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора (ст. ст. 365, 368 ТК РФ). В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям;

– работники;

– профессиональные союзы.

Это установлено в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной.

Плательщики взносов определяют размеры дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов спецоценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах). Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных страховщиков обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в абз. 3 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например:

– сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

– повысить размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);

– предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4 степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Если работник не удовлетворен уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. а п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 4 Порядка проведения государственной экспертизы).

Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, трудовая инспекция в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз.

  1. Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал

Рассмотрим, каким образом работодатель может узнать о проведении государственной экспертизы, которую он не запрашивал.

Если экспертиза проводится по обращению заявителей

Предварительного уведомления работодателя о проведении экспертизы по запросу органа исполнительной власти, работника, профсоюза, органа Фонда социального страхования и других заявителей, указанных в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, не предусмотрено. В открытых источниках соответствующая информация также не размещается.

Данный вывод следует из системного толкования ст. 216.1 ТК РФ, ст. 24 Закона о спецоценке условий труда, Порядка проведения госэкспертизы, Федерального закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В процессе проведения госэкспертизы работодатель может узнать о ней при следующих обстоятельствах:

1) затребование ответственным органом документов или материалов, необходимых для госэкспертизы, в соответствии с п. 13 Порядка проведения госэкспертизы;

2) обращение государственного эксперта (экспертной комиссии) с инициативой посетить исследуемые рабочие места (рабочее место) для получения необходимой информации согласно п. 26 Порядка проведения госэкспертизы;

3) получение от руководителя государственной экспертизы уведомления о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с п. 30 Порядка проведения госэкспертизы.

Кроме того, узнать о госэкспертизе работодатель может после ее окончания, когда получит копию соответствующего заключения согласно п. 40 Порядка проведения госэкспертизы.

Если экспертизу назначает суд

Работодатель, который участвует в судебном деле, может узнать о назначении госэкспертизы в порядке, определенном процессуальным законодательством.

В частности, суд может назначить экспертизу при рассмотрении трудового спора о предоставлении работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда. Работодатель может узнать о таком назначении из определения суда:

1) непосредственно в судебном заседании, в котором вынесено определение о проведении экспертизы;

2) при ознакомлении с материалами дела.

Данный вывод следует из системного толкования ч. 1 ст. 35, ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 79, ч. 1 ст. 80 ГПК РФ.

Если экспертиза проводится по инициативе ГИТ

Уполномоченный орган может провести госэкспертизу по представлению ГИТ в связи с осуществлением, в том числе по заявлению работника, мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением Закона о специальной оценке условий труда (пп. “в” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы). К указанным мероприятиям, в частности, относятся плановые и внеплановые проверки ГИТ, которые проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Это следует из системного толкования ч. 1 ст. 25 Закона о специальной оценке условий труда, ч. 1 ст. 353, абз. 2 ст. 356 ТК РФ, п. п. 7, 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875; далее – Положение), гл. 2 Закона N 294-ФЗ.

В указанном случае работодатель может узнать об экспертизе в процессе или по окончании ее проведения. Предварительное уведомление работодателя о проведении госэкспертизы законом не предусмотрено. О том, что планируется госэкспертиза, ему может стать известно, если ГИТ до начала проверки примет решение о привлечении к ней государственного эксперта (экспертной комиссии). В частности, как следует из ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, перед началом выездной (как плановой, так и внеплановой) проверки до сведения работодателя должна быть доведена информация в том числе о составе экспертов, привлекаемых к проверке.

Эти сведения работодатель может получить также из распоряжения (приказа) о соответствующей проверке, в котором они должны быть отражены. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 353 ТК РФ, ч. 1 ст. 14, пп. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. п. 2, 7, 8 Положения.

Так, перед проведением плановой проверки (не позднее трех рабочих дней до ее начала) копию такого приказа ГИТ направляет работодателю заказным письмом с уведомлением или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Отметим, что в качестве одного из доступных способов оповещения ГИТ используют факсимильные сообщения.

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

  1. Оплата госэкспертизы условий труда

Проведение государственной экспертизы условий труда по инициативе работодателя может быть как платным, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения.

В некоторых случаях сама экспертиза осуществляется бесплатно, однако все необходимые исследования (испытания) и измерения в отношении вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса работодатель оплачивает.

Цель экспертизы Необходимость оплаты
Оценка качества проведения спецоценки условий труда Экспертиза проводится платно (абз. 3 п. 5 Порядка проведения госэкспертизы).

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы также оплачиваются (абз. 1 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)

Оценка фактических условий труда работников Экспертиза проводится бесплатно (п. 6 Порядка проведения госэкспертизы), исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы оплачиваются (абз. 2 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)
Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Экспертиза проводится бесплатно (п. 7 Порядка проведения госэкспертизы)

Нужно ли оплачивать госэкспертизу, за проведением которой в целях оценки качества проведения спецоценки работодатель обратился не в орган госэкспертизы, а в ГИТ?

Ответ: Нет.

Обоснование: В этом случае госэкспертиза будет инициирована ГИТ, а не работодателем. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 2 п. 5, пп. “в” п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если работодатель не произведет оплату или представит заведомо ложные сведения о ней, госэкспертиза не проводится. Это следует из пп. “а”, “в” п. 20 Порядка проведения госэкспертизы.

В случае неоплаты исследований (испытаний) и измерений руководитель госэкспертизы:

1) принимает решение о невозможности проведения госэкспертизы и делает об этом запись в заключении госэкспертизы;

2) направляет копию указанного заключения в гострудинспекцию по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась госэкспертиза, для принятия решения о проведении на данных рабочих местах мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Это предусмотрено в абз. 2, 3 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы.

Работодатель оплатил госэкспертизу в целях оценки качества проведения спецоценки, но не отразил этот факт в заявлении. Могут ли ему отказать в проведении госэкспертизы?

Ответ: Да.

Обоснование: Основания для отказа в проведении госэкспертизы перечислены в п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы. Одним из них является отсутствие в заявлении сведений об оплате госэкспертизы.

Если работодатель произвел оплату, но не отразил это обстоятельство в заявлении, ему могут отказать в проведении госэкспертизы по формальному признаку. Такой вывод следует из пп. “е” п. 11, пп. “а” п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы.

Определение стоимости госэкспертизы

Стоимость госэкспертизы может состоять из двух частей:

– плата за экспертизу;

– плата за проведение исследований (испытаний) и измерений в отношении вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Стоимость проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки вычисляется по формуле, включенной в Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества спецоценки условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.10.2014 N 682н. Как следует из п. 1 названных Рекомендаций, размер оплаты устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Стоимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса определяет руководитель госэкспертизы на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). На это указано в п. 29 Порядка проведения государственной экспертизы.

Порядок и сроки оплаты проведения госэкспертизы

Госэкспертиза условий труда оплачивается до подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. Это следует из пп. “е” п. 11 Порядка проведения госэкспертизы, согласно которому сведения об оплате экспертизы работодателю необходимо внести в указанное заявление.

Оплата исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проводимых в рамках госэкспертизы, работодатель оплачивает отдельно и только в том случае, если он получил соответствующее уведомление от руководителя госэкспертизы.

В течение 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления работодателю необходимо предпринять следующие действия (абз. 1 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы).

Шаг 1. Внести денежные средства на соответствующий лицевой счет органа госэкспертизы.

Шаг 2. Направить в соответствующий орган госэкспертизы документ, подтверждающий оплату проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если госэкспертиза не проводится по причине того, что не соблюдены требования к содержанию заявления о ее проведении и (или) перечню прилагаемых документов, работодателю возвращаются денежные средства, которые он внес в счет оплаты экспертизы. Если основанием для отказа стало представление заведомо ложных сведений или подложных документов, деньги не возвращаются. Это следует из п. 21 Порядка проведения госэкспертизы условий труда.

  1. Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя

Результатом госэкспертизы является заключение с выводом о качестве проведения спецоценки, о правильности предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций работникам либо о соответствии условий труда работников нормативам (п. 34 Порядка проведения госэкспертизы).

Заключение утверждается руководителем государственной экспертизы и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения выдается или направляется непосредственно заявителю (его полномочному представителю) либо в соответствующий судебный орган или ГИТ (п. п. 37, 39 Порядка проведения госэкспертизы).

Последствия госэкспертизы для работодателя

Внеплановая спецоценка

Обязанность работодателя провести внеплановую спецоценку в случае получения предписания государственного инспектора труда, основанного на заключении госэкспертизы о некачественном проведении спецоценки или о несоответствии условий труда работников требованиям охраны труда, установлена в пп. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке, ст. 216.1 ТК РФ.

Внеплановая спецоценка должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня получения названного предписания (ч. 2 ст. 17, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о спецоценке).

Сроки проведения внеплановой спецоценки условий труда

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников

В результате пересмотра гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателя могут обязать:

– установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

– выплатить денежные средства, в том числе компенсацию морального вреда.

Это следует из анализа ст. ст. 419, 236, 237, 219, 92, 117, 147 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”.

Если установлено, что труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не оплачивается в повышенном размере, работодатель должен будет выплатить доплату к заработной плате с учетом процентов (денежной компенсации).

Минимальный размер такой компенсации составляет 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре может быть предусмотрен больший размер компенсации (ст. 236 ТК РФ).

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Апелляционные определения Свердловского областного суда от 01.07.2014 по делу N 33-7308/2014 и от 20.06.2014 по делу N 33-7296/2014).

Пересмотр на основании заключения госэкспертизы гарантий и компенсаций в пользу работников возможен как по соглашению с работодателем, так и в результате обращения работников с иском в суд либо с жалобой в ГИТ. При этом работники могут самостоятельно обратиться в Роструд (органы исполнительной власти субъектов РФ) для проведения госэкспертизы до обращения в суд (ГИТ) либо она может быть назначена в ходе рассмотрения иска в суде (жалобы в ГИТ), если ранее не проводилась (п. 3 Порядка проведения госэкспертизы).

Привлечение к административной ответственности

Если госэкспертиза условий труда осуществлялась ГИТ при проведении проверки деятельности работодателя и по ее результатам были выявлены нарушения требований охраны труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (ст. 419, ст. 220 ТК РФ).

Ответственность за нарушения норм о спецоценке условий труда

Ликвидация организации

Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда (пп. “е” п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если при проведении госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом (в том числе когда из-за неправильного проведения спецоценки допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными), они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены. В этом случае по итогам госэкспертизы работодателю необходимо провести внеплановую спецоценку с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. Проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой будут подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Последнее возможно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке изменений условий договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). При этом уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания документа об изменениях, вносимых в трудовой договор, работником и работодателем.

Можно ли снизить размер гарантий и компенсаций с даты утверждения отчета спецоценки, в котором указано, что гарантии и компенсации должны предоставляться работникам в меньшем объеме?

Ответ: Нет.

Обоснование: Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными условиями трудового договора, поэтому снизить либо отменить их можно только после внесения соответствующих изменений в трудовые договоры. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 7 ч. 2 ст. 57, ст. 72, ст. 74 ТК РФ.

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте );
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия. При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п. 18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и , то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи ). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — );
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ. Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно. Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Расходы на проведение экспертизы

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п. 7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2019 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке .
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Чтобы минимизировать перечисленные риски, необходима предварительная оценка перспектив проведения экспертизы.

По вопросам проведения государственной экспертизы условий труда юрист проконсультирует вас в комментариях к статье

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из статьи вы узнаете:

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно .

В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.

Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.

1. В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.

Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными . В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Статья 216.1 ТК РФ Н3

ГЭУТ осуществляется в соответствии со федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

Заявление о проведении госэкспертизы

Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

Заключение госэкспертизы

По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям и .

Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

Комментарий к статье 216.1

1. Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанная оценка в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда (ч. 1 ст. 21 Закона об охране труда).

Названные органы решали поставленные перед ними законодательством задачи и тем самым способствовали реализации государственной политики по улучшению условий и охраны труда и сохранению здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральной службой по труду и занятости), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Наряду с этим ст. 216.1 уточнила задачи, подлежащие решению в ходе государственной экспертизы условий труда, определила объекты государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов. Однако в связи с тем, что начиная с 1 января 2007 г. оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда должна производиться в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 215 ТК), указанные в ч. 1 комментируемой статьи государственные органы осуществлять государственную экспертизу условий труда этих проектов не вправе.

3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда регулируется Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716).

В связи с изменением порядка проведения оценки соответствия проектов строительства и реконструкции промышленных объектов требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 215 ТК) данное Положение подлежит применению только в части, касающейся экспертизы иных, помимо названных проектов, документации и материалов по условиям труда, указанных в ч. 2 комментируемой статьи.

4. В соответствии с названным Положением государственной экспертизе условий труда (в т. ч. проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов) подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Минздравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные на государственную экспертизу условий труда, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти. Его руководитель (далее - руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении месяца со дня регистрации сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении экспертизы могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в 2 экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан в письменной форме изложить причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой - остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.



Просмотров