Как учить детей играть в шахматы. Как научиться играть в шахматы с нуля самостоятельно и дойти до уровня профи

Научить играть в шахматы можно практически любого ребёнка, если запастись терпением и подойти к процессу творчески, так сказать, со вкусом. Основные сведения о «тренажёре для мозга» и уроки шахмат вполне могут дать родители, старшие члены семьи, если они, хотя бы немного, когда-то играли или играют сами. Если вы не очень уверены в том, что всё правильно помните – достаточно освежить воспоминания, купив или скачав любой доступный учебник игры в шахматы.

Учиться игре в шахматы можно ещё до школы, ну и, конечно, в младших классах школы. Оптимальным возрастом для первого знакомства с игрой некоторые специалисты считают 3 года, когда заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство. Трёхлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, рисует, лепит, занимается конструированием, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх.

Важно изначально понимать, что цель игры в шахматы с малышом - не воспитать будущего чемпиона, а прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре. Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от ребёнка! Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30 минут с перерывом на физкультразминку. Заканчивать игровое занятие следует до того момента, когда малышу уже наскучит игра.

Первое занятие

Объясните вашему ребёнку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Убедитесь, правильно ли вы расположили шахматную доску: белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.

Расскажите, как называются фигуры, начиная с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Научите ребёнка расставлять пешки на доске: их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Объясните, как ходят и как «едят» пешки.

Попробуйте сыграть с чадом первую в его жизни партию только пешками: кто заберёт все или проведет хоть одну свою пешку на последнюю горизонталь, тот и выиграл. От первой игры во многом зависит, понравится эта игра вашему ребёнку или нет, поэтому первую партию можете поддаться или сыграть вничью.

Затем продолжайте рассказ о других шахматных фигурах. Король - самая главная фигура. Ферзь - самая сильная фигура, а за ней следует чуть менее сильная ладья. Слон и конь пришли к нам из Индии - как, собственно, и сами шахматы. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры (кроме короля, разумеется).

Второе занятие

Попросите ребёнка расставить шахматы и, если он ошибается, расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на чёрное.

Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой и объясните, как он ходит. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребёнку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую - пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребёнку, что означает «шах» (в переводе с персидского – «угроза королю»), и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Наглядно объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например).

Затем расскажите, что означает слово «мат» (в переводе с арабского – «смерть»). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Покажите ребёнку, как можно объявить простейший мат: «Видишь, королю шах, а защиты никакой нет». Малыш должен понять: не важно у кого сколько фигур – гораздо важнее удачный ход.

Третье занятие

Повторите коротко всё, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, если ребёнок будет путаться - постепенно он всё запомнит.

Объясните ребёнку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры - по горизонтали и по вертикали. Теперь дайте возможность ребёнку объявлять шахи королю. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребёнок попробует это сделать самостоятельно.

Теперь объясните как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их. Если ребёнок усвоит как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь.

Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь снова и снова объяснять ребёнку, как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение. Вообще старайтесь как можно чаще играть с вашим малышом (если игра ему нравится), вместе анализируйте ошибки после игры, и однажды ребёнок станет вашим достойным учеником и партнёром в шахматных партиях.

Нельзя не обратить внимания на серьезную проблему - отношение родителей к удачам и неудачам детей. Бурные наставнические эмоции, когда взрослые усматривают в детях лишь предмет удовлетворения своих амбиций, в большинстве случаев не укрепляют бойцовских качеств юного шахматиста, а, наоборот, вредят, внушая ему страх перед проигрышами. Детям надо играть и получать удовольствие оттого, что они растут и мыслят. Больше хвалите малыша за конкретные, хоть и маленькие достижения!

Встречается и другая крайность: довольно часто, чтобы заинтересовать ребёнка шахматами, родители постоянно подыгрывают ему в совместной игре. Однако психологи этого делать не рекомендуют, - ведь малыш может привыкнуть к лёгким победам, и первое же разочарование от поражения может навсегда погубить его интерес к игре. Лучше объяснить ребёнку, что это всего лишь игра, и поражение как трагедию воспринимать не стоит.

Для успешного освоения шахматного искусства недостаточно знать лишь правила игры - придется запоминать значительно больший объем информации и постоянно отрабатывать его на практике. Основой шахматной игры является знание многочисленных шахматных комбинаций, в частности, тактических приемов - их особенно важно изучать начинающим шахматистам, которым хочется узнать, как научиться хорошо играть в шахматы.

Шахматы для начинающих: простые тактические приемы

На самом деле шахматные комбинации включают в себя множество разных тактических приемов, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Отвлечение

Этот тактический прием направлен на то, чтобы отвлечь фигуру противника от защиты поля или выполнения какого-либо действия. Посмотрите на следующий рисунок:

Как видим, пока что преимущество у черных, так как у них есть лишняя фигура. Но расположены их фигуры не самым лучшим образом: ладья и слон на клетках e7 и g7 мешают королю свободно передвигаться, оставляя нам возможность для использования тактического приема.

Из белых фигур препятствием для черного короля может стать слон по диагонали a2-g8, а белый ферзь мог бы объявить королю мат, перейдя на g8, если бы не черный слон. Выходит, надо отвлекать вражеского слона:


Перекрытие

Научиться хорошо играть поможет и данный прием: он используется, когда нужно создать препятствие по линии действия вражеской фигуры. Смотрим на исходную картину:

Белые могли бы забрать ладью противника на клетке f8, но она обеспечена защитой черного ферзя. Тут-то нам и понадобится перекрыть ход ферзю и оставить ладью без поддержки.


Завлечение

Как отвлекать фигуры, мы уже узнали, теперь нужно научиться их завлекать - такой прием подойдет, когда нужно, чтобы фигура противника перешла на неудачное для себя поле.

На рисунке выше очевидно, что черные обладают преимуществом по фигурам, так как у них есть черный ферзь против белых коня и слона. Но белым может помочь то, что король соперника делит с ферзем общую диагональ, открывая путь к нанесению тактического удара.


Важно изучать и практиковать и другие шахматные комбинации, чтобы развить у себя комбинационное зрение и хорошо научиться видеть все возможные ходы, знать, где напасть, а где защититься. Еще больше тактических приемов, которые помогут вам узнать, как научиться хорошо играть в шахматы, увидите в следующем видео:

Работая над тактикой и стратегией игры, обратите внимание и на следующие пункты, которые помогут вам научиться хорошо играть в шахматы:

  • Не забрасывайте обучение. Постоянно осваивайте новую информацию - читайте специальную литературу, ищите уроки в Интернете, смотрите обучающие видео.

  • За теорией всегда следует практика, а в этом вам всегда может помочь игра в шахматы онлайн. В Интернете есть очень много бесплатных ресурсов, где можно играть в шахматы в режиме реального времени, с компьютером или с настоящим соперником: например, lichess.org, chess.rcmir.com и другие. Также вы можете зарегистрироваться на форуме любителей шахмат, искать партнеров для игры и задавать вопросы более продвинутым игрокам.
Компьютер — единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает. (Роберт Фишер, знаменитый шахматист )

Кроме онлайн-игр, можно скачать программы для шахмат прямо себе на компьютер или приложение на телефон, чтобы научиться хорошо играть в шахматы даже при отсутствии Интернета. А развить память и смекалку помогут и другие интеллектуальные игры, например, ключворды и прочие виды кроссвордов онлайн, которые можно найти на данной странице .

Все же будет хорошо, если вы найдете себе опытного наставника, который сможет вам помогать, объяснять ходы, указывать на ошибки. Еще лучше, если играть партии вы будете вживую: игра в шахматы онлайн все же не заменит захватывающую атмосферу обыкновенной игры на настоящей шахматной доске.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Онлайн шутеры - отличный способ провести время за ПК. Вы погружаетесь в вымышленный мир, но от вашего выбора зависит судьба реальной команды, а победы героя становятся вашими собственными. Конечно, чтобы получать от этого удовольствие, нужно выбрать хорошую стрелялку и научиться мастерски в нее играть.

История появления шахмат теряется в глубине веков. Честь изобретения интеллектуальной игры готовы приписать себе сразу несколько азиатских стран. По самому распространённому мнению, наиболее похожая на современные шахматы игра появилась в Индии в середине первого тысячелетия нашей эры.

В ту игру – она называлась чатуранга – играли вчетвером, а фигуры каждого из квартета игроков размещались по углам 64-клеточной доски. Постепенно видоизменялось не только название настольного состязания, но и его концепция. Если изначально игра представляла собой имитацию военного сражения, то со временем шахматы превратились в чисто интеллектуальное соревнование. Военная составляющая осталась лишь во внешнем виде фигур да в части их названий.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

В Европу шахматы попали кружным путём через Ближний Восток и Северную Африку. Завоевавшие Испанию арабы привезли их на Пиренейский полуостров в конце 1-го тысячелетия н. э. Ещё примерно через 500 лет в Европе были сформированы первые устойчивые правила шахмат, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней.

Доска

На шахматной доске располагаются 64 поля – 32 чёрных и 32 белых. Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Это позволяет свести запись даже относительно длинной шахматной партии к небольшому набору кодов, состоящих из букв и цифр.

При анализе партий и в их текстовых, кроме вертикалей и горизонталей, также применяются следующие термины:

– диагональ (косой ряд одноцветных клеток, примыкающих друг к другу углами);

– ферзевый фланг (четыре вертикали от центра доски влево);

– королевский фланг (четыре вертикали от центра доски вправо);

– центр (клетки d4, d5, e4, e5).

Начальное расположение фигур

16 фигур, которыми располагают соперники, располагаются на крайних горизонталях – 1-2 у играющего белыми, и 7-8 у партнёра, играющего чёрными фигурами. Восемь пешек, стоящих на второй горизонтали у белых и на седьмой у чёрных, как бы прикрывают строй основных фигур. За ними фигуры располагаются в такой последовательности (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь и ладья у белых. У чёрных фигур ферзь и король как бы меняются местами, но стоят всё равно на вертикалях d и e соответственно.

Выполнение ходов

Ходы выполняются поочерёдно, причём право первого хода всегда принадлежит белым. Ход не должен заканчиваться на поле, занятом своей фигурой или пешкой. Все шахматные фигуры имеют свой диапазон ходов, от узкого у короля и пешек, до широкого у ферзя, слона или ладьи.

Фигуры

Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Рокировка

Уже упоминавшаяся рокировка является уникальным ходом. При нём перемещаются сразу две фигуры – ладья и король. При выполнении рокировки между ними не должно быть других фигур, а сами ладья и король должны находиться на начальных позициях. Рокировки бывают длинные и короткие. В обеих король перемещается на две клетки влево или вправо. Ладья же в длинной рокировке прыгает через голову короля на три клетки из угла по горизонтали, а в короткой на две. Формально же любая рокировка является ходом короля. Король не может с помощью рокировки уходить от шаха, также совершать рокировку через поле, находящееся под шахом. Рокировка наиболее полезна для создания оборонительной позиции в начале партии.

Взятие фигуры

В просторечии вместо официального термина “взятие” фигура объявляется убитой. Это происходит, когда фигура находится на траектории движения фигуры соперника и ничем не защищена. В этом случае она снимается с доски, а “убившая” её фигура занимает её место. Исключение составляют конь и пешка. Конь может взять чужую фигуру только в конечной точке своего хода. Пешка же берёт фигуру оппонента по диагонали, хотя её собственное движение строго прямолинейно. А ещё пешка может взять чужую пешку на проходе, если та будет совершать ход на две клетки через поле, находящееся под ударом. Взятие в шахматах не обязательно. И если соперник не обращается внимания на опасность для своей фигуры, стоит задуматься – не жертвует ли он ей ради далеко идущих планов.

Особые ситуации

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, его владелец должен следующим ходом уйти из-под шаха. Собственные фигуры можно передвигать только для того, чтобы прикрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает в том случае, если король не находится под шахом, а играющий им шахматист не может сделать по правилам ни одного хода (собственноручно короля под шах ставить, понятно, нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее очевидный результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую невозможно отразить. Владелец такого короля проигрывает партию.

Возможные исходы

Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью. Шахматист может поставить сопернику мат. Также оппонент может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого материального перевеса соперника. На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно. На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Простейшие комбинации

Существует несколько простых комбинаций, с помощью которых можно добиться материального перевеса за счёт пары остроумных ходов.

Вилка

Ход, после которого конь атакует сразу две фигуры соперника, к примеру, две ладьи или ладью и ферзя. Одна из тяжёлых фигур неминуемо будет взята. Даже в случае последующего взятия коня размен будет выгодным. На рисунке ниже белые могут вывести из-под удара одну из ладей, передвинув её на одну клетку по горизонтали. После того, как конь возьмёт вторую ладью, он, в свою очередь, также будет взят, но чёрные получат серьёзный материальный перевес.

Жертва

Приём часто применяющийся и разнообразный. Применяется как отвлекающий манёвр, для развития темпа или для того, чтобы впоследствии вернуть потери с выгодой для себя. Отдавая или неравномерно разменивая фигуру (ладью на слона или коня), игрок может улучшить свою позицию, с выгодой вернуть потери через несколько ходов и даже организовать решающую атаку.

При всём разнообразии шахмат, подсчитано, что если оценивать значимость фигур в пешках, то коня или слона можно условно приравнять к трём пешкам. Ладья оценивается вдвое дороже, ну а “ферзь” стоит девяти пешек или сразу трёх лёгких фигур. Из этих соотношений видно, что, к примеру, размер слона и пешки на ладью затевать не стоит. Хотя шахматные позиции слишком многообразны и универсального рецепта разменов нет.

Не стоит слишком увлекаться давлением на противника, даже если есть преимущество в фигурах. Стремительная атака на вашего короля может привести к мату даже при самом большом материальном перевесе.

Ферзь – сильнейшая фигура на доске, но не стоит сразу вводить его в бой в дебюте. Он сразу окажется под атакой лёгких фигур соперника, а вы будете вынуждены реагировать с развитием собственных фигур. Ферзь должен выходить на уже подготовленные для атаки позиции. В начале партии нужно стремиться выводить на простор слонов и коней.

И главное для начинающего шахматиста – внимание и концентрация. И великие чемпионы проигрывали партии из-за одного неудачного хода или недооценки хода противника. Нужно стремиться постоянно анализировать не только свои будущие ходы, но и ходы оппонента, ведь он тоже задумывает какие-то атаки или комбинации. Их недооценка, как и собственная невнимательность, может привести к проигрышу партии.

Перед вами встал нелегкий вопрос, для поиска ответа на который требуется немало времени и терпения. Все усилия буду вознаграждены, если с самого начала вам удастся заинтересовать малыша старинной интеллектуальной игрой. Встает логический вопрос – как этого добиться?

Научить ребенка игре в шахматы может оказаться даже занимательнее, чем обучать взрослого-сверстника. Вы сами погружаетесь в детство, чтобы проникнуться давно забытым детским мышлением и понять уже известное вам с другой точки зрения./

Перед тем как читать статью дальше , ознакомьтесь вот с этим замечательным видеокурсом КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ от основателей онлайн-школы “Шахматы с Жориком”. Благодаря ему ваш ребенок научится играть в течение 1-2 недель даже если ему нет и 5 лет. Он выполнит норму 2-3 юношеского разряда по шахматам и сможет принять участие в каком-либо шахматном турнире. Данная методика опробована уже на десятках детей и дает хорошие результаты.

Воспользовавшись простыми и нехитрыми подсказками, вы сумеете добиться положительных результатов уже через несколько недель. Как показал опыт, успехов на начальном этапе обучения шахматам может достигнуть даже 4-хлетний кроха.

Помните – вы учите ребенка

Нет ничего сложного в том, чтобы научить трехлетнего ребенка . Детский дошкольный возраст характерен тем, что большая часть времени уделяется игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что знакомство с шахматами от начала и до конца должно происходить исключительно в игровой форме.

Избегайте строгого и поучительного тона, но и не сюсюкайтесь с юным учеником. Информация усваивается быстрее и проще, когда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Лучше приводить все объяснения на наглядных и максимально простых примерах. Можно воспользоваться методом сказки – пусть ребенок представляет яркие сцены из древности, где королей защищают верные подданные, статные слоны гордо вышагивают по боевому полю, а соперник коварно отправляет кавалерию из двух коней.

С чего начать обучение ребенка шахматам?

Психологи утверждают, что учить ребенка играть в шахматы с нуля нужно постепенно, двигаясь с простейших азов и понемногу переходя к более сложным деталям. Главное сохранять принцип доступности и высокого интереса к игре на всех этапах обучения.

Расскажите малышу немного о том, как появились шахматы. Не забудьте уделить внимание самой доске – ведь это основное место для сражения. По очереди показывайте каждую фигуру, кратко и выразительно поведайте, как она называется и почему важна. Начните с низших чинов (пешки) и закончите королем, указывая на их законное место. Вооружившись пешкой, сделайте элементарный ход и предложите ребенку сделать ход своей пешкой.

Будьте терпеливы и снисходительны. Для первого занятия, если ребенок очень мал, будет достаточно 10-15 минут. Не пытайтесь освоить всю программу за один присест. Старайтесь увлечь в игровой процесс неторопливо, каждый раз показывая новый захватывающий кусочек правил. Если тяга к шахматам у ребенка только растет от урока к уроку – вы на верном пути.

Шахматы – это весело и познавательно

Необходимо во что бы то ни стало привить ребенку уважение к этой настольной игре. Ребенок не только развивает свое мышление, но и учится усидчивости и аккуратности, пока познает основы шахмат. В доступе имеется множество видео, детально объясняющие, как научить ребенка играть в шахматы в кратчайшие сроки и с наилучшими результатами.

Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня я хочу рассказать вам еще об одной отличной возможности повлиять на интеллектуальное развитие вашего ребенка. Многие родители отдают своих деток в шахматные кружки. Я же дам вам несколько советов, как научить ребенка играть в шахматы в игровой форме самостоятельно. Интересно? Читайте и учитесь маленьким родительским хитростям.

Игра в шахматы является эффективной настольной игрой, влияющей на детское умственное развитие. Благодаря этой игре ребятишки становятся более усидчивыми , внимательными, самостоятельными. Развивается память, а также прочие ценные черты характера.

Замечено, что дети, занимающиеся шахматами, хорошо ориентируются на плоскостях, умеют сравнивать, обобщать и предвидеть результаты своих действий. И в интеллектуальном развитии они намного опережают своих сверстников.

Также наблюдается одна закономерность — дети, которые с раннего детства начали играть в шахматы, проявляют не только блестящие математические способности, но и очень успешно учатся в школе. Поэтому начинать знакомство с шахматами желательно как можно раньше!

С какого же конкретно возраста следует начинать обучение ребенка шахматам? Единодушного мнения по этому вопросу нет, все зависит от уровня развития конкретного ребенка, но следует знать, что период с 2,5 до 5 лет является оптимальным для начала обучения этой умной игре.

Как научить ребенка играть в шахматы: с чего начать

Если вы решили, что уже пора начать обучение вашего малыша шахматам, то имейте в виду, что для первого знакомства лучше приобрести деревянные фигурки достаточно крупного размера. Диаметр основания должен быть минимум 3−4,5 см и строгой формы.

Первоочередная задача родителей — это необходимость познакомить ребенка с наименованием каждой фигурки и научить его отличать одни фигурки от других по цвету и форме.

В обучении игре в шахматы вашему ребенку очень поможет книга «Шахматы для самых маленьких », автор И.Г. Сухин. Почитайте отзывы о книге и учите малыша увлекательной игре!

Следует помнить, что не каждый ребенок способен с первого раза запомнить наименования всех шахматных фигур. Поэтому достаточно длительный период времени следует посвятить запоминанию этих фигур. Чтобы ребенку все это быстро не наскучило, попробуйте преподнести новые знания в виде увлекательной игры!

Варианты игры

Можно предложить крохе сыграть в «Волшебный мешочек» . Для этого спрячьте поочередно в непрозрачный мешок фигурки шахмат и предлагайте малышу определить на ощупь, какая фигурка спрятана. Чтобы достигнуть наибольшего эффекта, позвольте малышу самому спрятать фигурки, а сами отгадывайте — какая фигурка в мешочке. Давайте возможность ребенку поправлять ваши «неверные ответы».

Еще одна интересная игра называется «Шахматный теремок» . Создайте из деревянной шахматной доски домик — «теремок». Пусть сюда, как по сюжету из сказки, забегут шесть различных белых фигурок: пешки, король и прочие. Король у вас может забраться на «теремок» и «сломать» его, а другие фигурки пусть помогут его поднять.

Можно поиграть в «Школу» . Для этого переверните шахматную доску клеточками вниз и в углубление поставьте шахматные фигурки. Скажите ребенку, что он учитель, а это его ученики. Пусть он назовет «имя» каждого ученика.

Таким образом, можно самим выдумать великое множество подобных маленьких игр, в результате которых ребенок с легкостью запомнит и выучит названия всех шахматных фигур. Это будут ваши первые совместные шаги к большому успеху!

Постепенно усложняйте задачи перед ребенком , однако следите за тем, чтобы у него из-за сложности не пропало желание! А для этого следует знать, что занятие должно идти не более 20 минут, у ребенка должен сохраняться положительный эмоциональный настрой, и при первых признаках переутомления ребенка игру следует прекратить!

Так, маленькими шажками, при условии регулярных занятий ваш ребенок научится хорошо играть в шахматы! И кто знает, может именно ваш ребенок через несколько лет станет победителем на каком-нибудь международном шахматном турнире!



Просмотров