Правовые основы социального государства. Россия на пути к социальному государству
Тема № 6
«Конституционно-правовая основа социального государства »
Вопросы темы:
1. Конституционный строй: понятие и основные элементы.
2. Основы конституционного строя: понятие, виды и их характеристика.
1. Конституционный строй: понятие и основные элементы
Краткая характеристика российского государства
Говоря о Российском государстве его можно охарактеризовать следующим образом :
1) РФ - демократическое государство;
2) РФ - правовое государство;
3) высшая ценность РФ - права и свободы человека и гражданина;
4) форма правления РФ - республика.
Демократическая природа РФ складывается из:
1) народовластия - как непосредственного, так и представительного;
2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ;
3) политического и идеологического многообразия.
Народовластие - осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства.
Правовое государство - это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.
Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.
В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.
Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию религии или отказу от нее, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.
Гарантирование прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.
Республиканская форма правления РФ означает, что:
1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;
2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными;
3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным. РФ - это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.
Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.
Понятие конституционного строя и его основ
Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.
Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.
Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.
Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.
Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.
Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.
Элементы конституционного строя РФ:
1) республиканская форма правления;
2) суверенитет РФ;
3) права и свободы личности;
4) источник власти - многонациональный народ России;
5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
6) федеративное государственное устройство;
7) гражданство РФ;
8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
9) организация местного самоуправления.
В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.
В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:
- верховенство права;
- широкие права и свободы человека, их гарантированность;
- участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
- разделение властей.
Защита конституционного строя обеспечивается:
- особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;
- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.
Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.
Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.
Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).
Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.
Таким образом, основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.
Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.
В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.
Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.
Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:
1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);
2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
3) верховенство закона;
4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);
5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);
6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);
8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);
9) разделение властей;
10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);
11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).
Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.
Конституци онные гарантии , определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:
- единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;
- признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;
- отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; - запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;
- право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.
2. Характеристика основ конституционного строя
В гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя" закреплены правовые основы общественного устройства страны. В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.
Основы конституционного строя РФ условно можно разделить на следующие группы:
- государственного устройства - государственные основы;
- политической системы - политические основы;
- экономической системы - экономические основы;
- социальной системы - социальные основы;
- правовой системы - правовые основы;
- правового статуса личности.
Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:
- по форме правления РФ - республика;
- по форме территориально-государственного устройства РФ - федерация;
- по форме государственного режима РФ - демократическое государство;
- в РФ гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти;
- Российская Федерация - суверенное государство;
- территория РФ целостна и неприкосновенна;
Политические основы
Среди политических основ конституционного строя РФ, относящихся к осуществлению государственной власти можно назвать следующие:
- народ - носитель суверенитета и единственный источник власти, он осуществляет свою власть непосредственно (на референдуме, на свободных выборах, в других формах) через органы государственной власти и через органы местного самоуправления;
- государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды;
- государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти;
- государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
- органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;
- предметы ведения и полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов разграничены (Конституцией РФ, Федеративным договором 1992 г. и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий);
- захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону;
- Российская Федерация - светское государство (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом);
- идеологическое многообразие, при котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
- политическое многообразие и многопартийность, при которых все общественные объединения равны перед законом.
Народовластие как основа конституционного строя и формирования социального государства
В РФ единственный источник власти - народ.
Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответственность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти 1 .
Элементы народовластия в РФ:
1) коллективный субъект - граждане РФ;
2) объект - власть.
Формы народовластия:
1) непосредственная (прямая) демократия;
2) представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на основе:
1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.
В зависимости от содержания институты прямой демократии могут быть:
1) способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.
Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы представительной демократии:
высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Формы косвенного народовластия; 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.
Референдум
Высшим непосредственным выражением власти наро да наряду со свободными выборами является референдум. Референдум - это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всеобщего голосования.
Референдум проводится на всей территории России на основе принципов:
- всеобщего голосования;
- прямого голосования;
- равного голосования;
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконодательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).
По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.
Виды референдума в зависимости от территории :
Всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);
Референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);
Местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).
Исключается проведение референдума:
- в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, и в течение трех месяцев после их отмены;
- повторно в течение года после дня официального: обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Политическая система - совокупность институтов, оказывающих какое-либо влияние на осуществление государственной власти, а также характер взаимоотношений между этими институтами. К ним относятся:
- государственные институты (парламент, правительство и др.);
- общественные институты (политические партии, другие общественные объединения и др.);
- иные (средства массовой информации и др.).
Общественные объединения
Важным элементом политической системы РФ являются общественные объединения, посредством которых граждане принимают участие в решении государственных и общественных дел. Конституционные основы их правового положения следующие:
- каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
- никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
- гарантируется свобода деятельности общественных объединений;
- запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
- общественные объединения равны перед законом.
Деятельность общественных объединений регулируется федеральными законами.
Граждане вправе:
- создавать общественные объединения без предварительного разрешения властей;
- вступать в них на условиях соблюдения их уставов;
- выходить из них беспрепятственно.
Учредителями общественного объединения (их должно быть не менее трех) могут быть совершеннолетние граждане и общественные объединения, которые на своем собрании, съезде или конференции принимают устав объединения, формируют его руководящие и контрольные органы.
Членами общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, которые вступают в него по заявлению и приобретают права (избирать, избираться, контролировать избранных) и обязанности (платить членские взносы, принимать в чем-то участие и др.).
Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие участие в его деятельности или отдельных акциях без обязательного оформления своего участия, если иное не предусмотрено уставом объединения.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - достигшие 8 лет.
Право юридического лица приобретают только зарегистрированные общественные объединения, а политические объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются:
- общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) и международные в Минюсте РФ;
- межрегиональные (действующие на территории менее половины субъектов РФ) - в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения;
- региональные (действующие на территории одного субъекта РФ) и
- местные (действующие в пределах территории муниципального образования) - в органе юстиции соответствующего субъекта РФ.
Основные виды общественных объединений:
- политические партии (выражают политическую волю своих членов и реализуют ее через своих представителей, избранных в органы власти);
- массовые движения (преследуют политические и иные цели, не имея фиксированного членства);
- профессиональные союзы (представляют и защищают интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями и иными объединениями);
- организации (женские, молодежные, детские, ветеранов, инвалидов и др.);
- общества (научные, технические, культурные, спортивные и др.);
- союзы (творческие, ветеранские и др.);
- землячества.
Организационно-правовые формы общественных объе динений:
* общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей на основе совместной деятельности;
* общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками;
* общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не запрещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;
* общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;
* орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей объединения.
Политические общественные объединения - общественные организации и движения, в уставных целях которых закреплены участие в выборах в органы власти, участие в организации и деятельности этих органов. Политическим не может быть признано общественное объединение:
- зарегистрированное в качестве профсоюза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;
- созданное для реализации неполитических интересов;
- преследующее цели извлечения прибыли и распределения ее между своими членами и (или) учредителями;
- допускающее в соответствии со своим уставом принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежать к политическим общественным объединениям, а также иностранных лиц;
- неполитический характер которого специально оговорен федеральным законом.
Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя, таким образом, новые общественные объединения.
Религиозное объединение
В соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. религиозное объединение - добровольное объединение граждан, иных лица постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и имеющее следующие признаки:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях запрещается.
Религиозные объединения образуются как религиозные группы (действуют без государственной регистрации) и как религиозные организации (зарегистрированы в качестве юридического лица).
Религиозные организации подразделяются на местные (имеющие не менее десяти участников, достигших 18 лет и проживающих постоянно в одной местности) и централи зованные (включающие не менее трех местных).
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет.
Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией.
Централизованные религиозные организации, имеющие местные организации на территориях двух и более субъектов РФ, регистрируются Минюстом РФ, а остальные религиозные организации - органами юстиции соответствующих субъектов РФ.
Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своем наименовании слова "Российская Федерация", "российский" и производные от них.
Контроль за соблюдением религиозной организацией ее устава осуществляет зарегистрировавший ее орган, а надзор за соблюдением законодательства - прокуратура.
Ликвидация религиозной организации может быть осуществлена:
÷ по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на то ее уставом;
÷ по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений ею закона либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей ее уставным целям (представление в суд вправе вносить орган, регистрирующий религиозные организации, орган прокуратуры, орган местного самоуправления).
Экономические основы
В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).
Экономические основы конституционного строя РФ включают:
- разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);
- свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;
- добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);
- единство экономического пространства - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.
Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь 1 .
1 См . подробнее: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИНФРА-Норма, 1997, с. 138-144.
Социальные основы
Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.
Социальная сущность РФ складывается из:
1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан ;
2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в экономической деятельности, производстве.
В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Социальные основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):
- охрана труда и здоровья людей ;
Охрана труда выражается:
* в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);
* в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ);
* в охране здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ст.41 Конституции РФ);
* в ответственности государства за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Однако этот размер зависит от экономических возможностей государства и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен.
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
Конституция Российской Федерации устанавливает, что
* семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ);
* брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их до совершеннолетия.
* законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.
- развитие системы социальных служб ;
В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.
- гарантированный минималь ный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гарантий социальной защиты.
Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реальной социальной ориентации экономической реформы, а следствием - нарушения неотъемлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства 1 .
Правовые основы
В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация является правовым государством.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (XVII-XVIII вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Г. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности. В России теоретическую завершенность концепция правового государства получила в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Гессена, Н.А. Бердяева и др.
Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Однако можно выделить основные признаки, характерные для правового государства.
- Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления (ст. 15 Конституции РФ).
- Абсолютный приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.
Приоритет Конституции и верховенство закона, зафиксированные в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установления в России режима законности и правопорядка.
- Реальность прав и свобод человека и гражданина , обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Реальное его проявление выражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», - и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».
РФ как правовое государство обеспечивает на своей территории:
1) народовластие на всех уровнях власти;
2) соблюдение и реализацию прав и свобод человека и гражданина;
3) республиканскую форму правления при уважении иных политических взглядов и мнений;
4) федеративное устройство РФ при соблюдении прав малочисленных народов России и т. д.
Правовые основы конституционного строя РФ, относящиеся к правовой системе РФ включают:
- Россия - правовое государство (в основе его функционирования находится право, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы);
- Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ;
- никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя;
- общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы;
- законы подлежат официальному опубликованию, любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.
Указанные признаки правового государства являются основными. Практика правовой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных решений, и особенно - связанных с применением принуждения.
Основы правового положения личности
Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоотношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государства, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей.
В ст. 18 Конституции закрепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать);
- гражданство РФ - единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, при этом гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его);
- равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.
Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное.
Функционирование социального государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это, прежде всего, право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи. И право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».
В силу требований норм международного права социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами. Что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах.
К правам такого рода относятся:
- а) право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
- б) право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации;
- в) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;
- г) право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов;
- д) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).
Эти и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.
По мнению авторитетного российского ученого Н.В. Витрука, в государствах с традиционной демократией накоплен достаточно большой опыт в разработке социальной политики и ее реализации, в признании и обеспечении социальных прав граждан. Причем существенные социальные достижения в провозглашении социальных и культурных прав на конституционном уровне и в их реальном гарантировании (отсутствие безработицы, бесплатное здравоохранение, образование, система государственных пенсий и иных социальных пособий для многодетных семей, женщин, лиц с ограниченными физическими возможностями и т.д.) имели место в СССР и иных социалистических государствах. Многие политики и ученые на Западе признают, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят под воздействием достижений социальной практики СССР и других социалистических государств
Сегодня правовой основой социального государства служит совокупность как внутригосударственных, так и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.
Именно такой подход позволяет говорить о необходимости формирования российской модели социального государства, в основе которой ключевое место должно принадлежать принципу социального гуманизма. В силу этого модель построения в России социального государства, с учетом имеющегося международного и российского опыта, должна предусматривать:
- - социально-гуманистическую направленность экономической политики (все ради человека, его благополучия, здоровья, культурного развития и профессионального роста);
- - равные возможности для всех вне зависимости от социальных, национальных и религиозных признаков, а также места жительства для реализации своих социально-экономических интересов и потребностей;
- - активную роль государства в обеспечении интересов всего общества, в формировании политики доходов, в предоставлении основных социальных гарантий всему населению, в развитии науки, культуры, здравоохранения, просвещения, в охране окружающей среды, поддержке инновации и технического прогресса, в борьбе с преступностью и в поддержании необходимого морально-психологического климата в стране;
- - поддержку и развитие разнообразных институтов гражданского общества.
Современная Россия переживает начальный этап формирования социально ориентированной экономики, гражданского общества и правового государства, который накладывает отпечаток на процесс становления институциональных, процессуальных и иных элементов социального государства. Основными средствами реализации идеи социального государства должна выступать эффективная социальная политика государства. При этом все национальные проекты, направленные на повышение качества здравоохранения, образования и строительства жилья, улучшение демографических показателей, должны рассматриваться как основополагающие составляющие содержания социальной политики современного Российского государства.
Вопрос № 1. Возникновение и развитие у чения о правовом государстве
Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.
Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.
Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.
Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.
Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.
Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
И.Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода.
И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.
Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).
Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».
Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.
Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».
Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.
Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.
На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.
Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.
С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.
Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.
Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.
Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:
а) разделением отдельных функций между различными органами;
б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);
в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.
Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.
Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.
Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения.
Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.
Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.
Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву.
Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.
Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.
Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.
Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.
Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к которой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.
1)особенности взаимодействия правового и социального характера государства. Роль гражданского общества в процессе правового становления социального государства.
2)Понятия социальных прав и их законодательное закрепление.
3) формирование правовой основы социального государства в РФ.
Социальное государство имеет правовой характер, социальное государство имеет правовой характер который предполагает законодательное гарантирование прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства которые служат обществу. Стремится свести к минимуму социальные риски и создает условия для самореализации личности.
Признаки правового государства.
1) Наличие гражданского общества. Т.е сознательных и обладающих высокой правовой культурой граждан.
2) Суверенитет народа. Следует понимать как существование народа в качестве высшего источника власти.
3) Всеобщность права и верховенство закона.
4) Разделение властей. в федеративном горизонтальное и вертикальное разделение властей
5) Приоритет прав и свобод личности, при этом для правового государства важно обеспечение свободы развития личности, правовое государство ограждает личность от вмешательства в ее жизнь в том числе от государства.
6) Взаимная ответственность и доверие государства и общества.
Правовое государство- это особая форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона и легитимностью, высоким престижем и эффективностью права, гарантирующими правовую защищенность личности и беспрепятственное использование ею демократических прав и свобод в своих законных интересах.
Социальное государство или социально-правовое государство – это особый исторический этап в развитии правового государства. Ставший результатом трансформации или критики демократического правового общества и его недостаткам и ответом на появление и распространение социализма в мире.
Отличия социального и правового характера государства.
1. Для правового государства приоритет является права и свободы гражданина и защищает государство эти свободы и от себя. Социальное государство наоборот обеспечивая право человека на достойное существование допускает ограничение свободы человека и признает государственное вмешательство. И признает государственное вмешательства в сферу распределения общественного блага.
2. Приоритет равенства в правах для правового государства. Социальной справедливости и равенства в том числе материального для социального государства.
Роль гражданского общество
1. Эффективно выполняет часть социальных функций.(создание благотворительных обществ, страховых организаций) отстаивание и обеспечение социальных прав граждан.
Правовая основа социального государства - это совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов провозглашающих и гарантирующих социальные права личности в самом широком понимания.
Социальные права- это совокупность конституционных прав дающих человеку фактические и юридические возможности для обеспечения достойного уровня жизни, социальные права граждан позволяют им реализовывать свои потребности и интересы. Существуют так нормативно правовые акты, которые позволяют определить что такое достойного уровень жизни. Достойный уровень жизни это тот который позволяет человеку поддерживать его здоровье и благополучия как его так и его семьи.
Социальные права отличаются от других гражданских прав.(особенности соц. Прав)
1) Их объем и возможность реализации во многом зависит от состояния экономики ресурсов и основных направлений деятельности конкретного государства.
2) Социальные права распространяются только на сферу материально-бытовую.
3) Юридические формулировки социальных прав могут иметь рекомендательных характер
4) Социальные права кореспандируют государству обязанность обеспечивать их экономическими, политическими правами
5) Относительное прямое действие этих прав относительно.
Дописать.
6) социальная ответственность слоев населения.
7) социальная функция частной собственности. В конституции Мексики 1917г. В германии 1919. Социальное государство закрепляет право частной собственности, однако в отличии от старых конституции в новых речь не идет о священной и не прикосновенной частной собственности, напротив частная собственность наряду с интересами собственника должна служить и общественному благу. Выражение подобного отношения приводит к законодательному закреплению права государства отчуждать частную собственность в случае если это необходимо для удовлетворения общественных нужд. Отчуждения происходит согласно закрепленной законе процедуре и проводится за вознаграждение.
8) социально ориентированная экономика. Положение такого рода редки. В конституции Польши 1997г. Суть положения- законодательное конституционное закрепления, определенного процента ВВП которое следует тратить на образование науку.
Становление социального правовой основы РФ.
1. Конституция РФ
2. Международные нормативно правовые акты.
3. Федеральные конституционные законы. Федеральные, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.
4. Постановления конституционного суда РФ и верховного суда РФ.
5. Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
6. Нормативно правовые акты органов местного самоуправления.
7. Соглашения и коллективные договоры.
8. Локальные акты организации рассчитанные на неоднократное применению к неопределенному кругу лиц.
Основной закон регламентирует единство социально пространства, единые для всех регионов принципы организации социальных отношений, основные направления государственной и социальной политики, в конституциях республик, в уставах субъектах федерации положения конституции уточняются и конкретизируются. В законах и подзаконных актах субъектах органах местного самоуправления, нормативно правовых актах организаций социальные нормы приближаются к реальным проблемам человека и усиливают социальную защищенность.
Ст 40 закрепляет право на жилище, которое понимается как социальное право каждого. Запрет на произвольное лишения человека жилища, и юридическую защиту малоимущих.
Ст 41 охрана здоровья и медицинскую помощь.которая предполагает бесплатную медицинскую помощь для граждан в государственных и муниципальных учреждениях, предоставляемую за счет средств соответствующих бюджетов.
Ст 43 право на образование. Оно включает в себя доступность образования. В государственных и муниципальных учреждениях. Право на сздание частных образовательных учреждений.
Среди действующих законов следует отметить: 1) трудовой кодекс РФ 31 декабря 2001. 2) федеральный закон об основах обязательного социального страхования. 3) федеральный закон о государственном пенсионном обеспечение РФ 15 .12 2001. 4) федеральные закон об обязательном пенсионном страхования российской федерации. 5) жилищный кодекс РФ. От 29.12.2004г. 6
Основы законодательства РФ об охране здоровья. 7) закон РФ об образование 10.07.92
3 группа отношений. последующие отношения. это отношения по обязательному страхованию. В случае предусмотренным законом.
СТАТЬЯ 43 право на получение образования. Общедоступность и бесплатность.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОСНОВНЫЕ НАПРВАЛЕНИЯ.
Социальная политика - это деятельность государства других политическое и социальных институтов (органы местного самоуправления, общественные организации, производственные и иные коллективы)направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества повышение уровня и качества жизни людей, обеспечение их жизнен потребностей и защиты с использованием финансового и другого потенциала.
Субъект – государственные орган власти, негосударственные объединения.
Объектом – является все население страны
Основные направления социальной политики: это оплата и охрана труда, развитие рынка труда, обеспечение занятости и трудоустройства, регулирования доходов и потребление товаров массового спроса, пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание в виде обеспечение жильем и предоставление коммунальных услуг, развитие систем образование и науки. Развитие ситем здравоохранения, физкультуры, спорта и туризма.
Культурная политика
Демографическая политика- охрана семьи материнства, отцовства и детства, молодежная политика.
Обеспечение экологической безопасности. Защита от природных и техногенных аварий и катаров.
1) Условие реализации эффективной социальной политики
2) Высокий уровень конкурентно способности национальной экономики
3) Наличие законодательной базы гарантирующей свободу политическое и правовое равноправие граждан
4) Наличие развитого гражданского общества, способного отстаивать свои интересы и обеспечивать контроль за деятельностью государства.
Принципами социальной политики является всеобщность в сочетание с дифференцированным подходом, активность и динамизм социальной политики, социальное партнерство, научная обоснованность нормативов и стандартов социальной политики, разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами власти местным самоуправлением и общественными организациями.
Эволюция от обеспечения минимальных стандартов к более высокими показателями жизни, которые могут быть описаны показателями достойного образа жизни. В нашей стране социальные стандарты и коррелированные с ними социальные обязательства не взаимосвязанные. Социальные стандарты рассчитываются с учетом минимальных потребностей.
Качество жизни который включает в себя уровень з\п, уровень потребительских цен. Развитой социальной инфраструктура, развитость инфраструктуры. Показатели уровня безработицы, количество граждан проживающих за чертой бедности, рассчитываются пороговые показатели.
Первый уровень Центальный и федеральный уровень социальной политики: формулируются нормотивно правовые акты, формирующие стандарты социальной политики, принимаются и минимальные нормативы.
Второй уровень региональный уровень социальной политики, дополняется законами субъектами, органами местного самоуправления.
Третий уровень корпоротивная социальная политиак на данном уровне соиальная сфер арегуилируется субъектами прелствавляющие отдельные социальные группы с учетом их особенностей, взаимосвязь всех уровней политики, взаимозависимость гибкость и улучшение сцальнйо политика на каждом из последних уровней приводит к дстижению максимальных потребностей человека.
Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социального государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение - конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека. Конституция РФ 1993 определили механизм выработки федеральных законов, которая утверждается Госдумой, советом Федерации и Президентом. Федеральные законы действуют на территории всей страны, региональные законы не могут их отменять и даже им противоречить, но они имеют право на преломление федеральных законов в соответствии с региональными особенностями. В РФ созданы правовые основы регулирования рыночных реформ нацеленных на решение социальных проблем (тендерная продажа государственной собственности, т.е. пример регулирования рыночных реформ), создана нормативно правовая база реализации законов, регулирующих экономическую деятельность.
Органы федерального, регионального и муниципального управления реализовывают ещё ряд направлений. Федеральный закон «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (2003). Федеральный закон «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 2006. Социальное законодательство стало заметно меняться в связи с тем, что оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура. Однако, наметились и существенные различия между регионами в вопросах социального и эконмического развития, и уровня жизни. В нескольких регионах сохраняется дефицитность бюджета. По мнению ряда аналитиков, вопросы выравнивания уровня жизни на себя должно взять государство.
Таким образом, после принятия концепции социального государства в России сделан значительный шаг по формированию правовой и нормативной основы рыночного социального государства, но нормативная база не отвечает уровню социального государства, т.к. невелика роль социальности в политике.