Пожарная декларация образец. Пример заполнения декларации пожарной безопасности. Периодичность обновления и замены ДПБ

Декларация пожарной безопасности - образец является инструментом декларирования соответствия требованиям пожарной безопасности. Расскажем, в каких случаях нужна декларация и как она оформляется.

Декларация пожарной безопасности: кому нужна в 2018 — 2019 году

Декларирование, в соответствии со ст. 144 закона «Технический регламент…» от 22.07.2008 № 123 (далее — Техрегламент), является формой оценки соответствия характеристик объектов требованиям данного закона. Форма декларации утверждена приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91 (далее — приказ № 91). Основные правила декларирования закреплены в приложении 2 к приказу № 91 (далее — приложение 2).

Итак, кому нужна декларация пожарной безопасности? В соответствии с п. 1 приложения 2 пожарная декларация составляется в отношении следующих объектов защиты:

  • объектов капитального строительства;
  • зданий, где располагаются детские, дошкольные, образовательные учреждения;
  • зданий, где располагаются дома инвалидов или престарелых;
  • зданий больниц;
  • спальных частей зданий образовательных учреждений типа интернатов, а также детских учреждений.

Декларировать можно характеристики как целого здания или комплекса зданий, так и отдельных частей, корпусов, помещений, которые входят состав одного здания. При этом декларантами могут выступать следующие категории лиц:

  • владельцы соответствующих объектов;
  • застройщики проектируемых объектов.

Лицо, являющееся декларантом, в соответствии с п. 9 приложения 2 несет ответственности за полноту представленной в декларации информации, а также ее достоверность.

Кроме того, если характеристики, указанные в декларации либо оказывающие влияние на сведения, приводимые в ней, изменяются, необходимо представить уточнения. Также уточнения вносятся в случае, когда меняются технические требования к противопожарной безопасности.

Исключения

В п. 1 приложения 2 приводится перечень объектов, подлежащих декларации, со ссылкой на нормы Техрегламента и Градостроительного кодекса РФ (далее — ГК РФ). Декларировать следует объекты, подлежащие обязательной экспертизе.

П. 1.1 приложения 2 содержит исключения. Декларированию не подлежат:

  • обособленные жилые дома, высота которых составляет не более 3 этажей, предназначенные для одной семьи;
  • жилые застройки блокированного типа высотой не больше 3 этажей, состоящие из не более чем 10 блоков;
  • многоквартирные дома высотой не больше 3 этажей, состоящие из не более чем 4 секций с обособленными выходами;
  • обособленные объекты нежилого и непроизводственного назначения, площадь которых не больше 1 500 квадратных метров, высотой не больше 2 этажей;
  • обособленные объекты производственного назначения высотой не больше 2 этажей, для которых не требуется оборудование санитарно-защитных зон либо которые оснащены такими зонами.

Отдельно выделяются объекты, признанные особо опасными, уникальными или сложно-техническими. Для них декларирование является обязательным.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ экспертиза не проводится:

  • если на реконструкцию либо строительство не требуется разрешение;
  • в отношении модифицированной проектной документации;
  • в отношении проектной документации капитального ремонта.

П. 2 ст. 64 Техрегламента закрепляет, что собственники вправе задекларировать соответствие требованиям противопожарной безопасности добровольно.

Декларация пожарной безопасности: приказ № 91 МЧС с изменениями

С момента принятия в приказ № 91 были дважды внесены изменения и дополнения. Первый раз изменения, дополнения были внесены 26.03.2010 и затронули следующие моменты:

  • форму декларации;
  • п. 2 о декларации объекта целиком и частично;
  • п. 11 об органах, ведущих перечни деклараций;
  • п. 12 о должностных лицах, ведущих перечни деклараций:
  • п. 13 о возврате декларации при несоответствии заполнения;
  • п. 15 о структуре регистрационного номера декларации.

Во второй раз изменения были внесены 21.06.2012 и коснулись следующих пунктов:

  • п. 10 о порядке подачи декларации в уполномоченные органы;
  • п. 14 о направлении экземпляра декларации декларанту.

Стоит отметить органы, куда подается декларация:

  • если объект, который принадлежит одному собственнику, расположен на территории 2 и более федеральных округов, декларация подается в ГПН МЧС России;
  • если объект расположен в пределах 2 и более субъектов РФ из одного федерального округа, декларация подается в региональный центр ГПН МЧС России;
  • если объект расположен в пределах 2 и более муниципалитетов одного субъекта РФ, имеет особое значение для нацбезопасности, особый пожароопасный статус, декларация подается в ГПН ГУ МЧС России субъекта РФ;
  • декларации по объектам, расположенным в пределах одного муниципального образования, подаются в территориальное подразделение ГПН ГУ МЧС России;
  • декларации по объектам, находящимся на территории режимных и военных образований, подаются в ГПН специального и воинского образования.

Разработка декларации пожарной безопасности: порядок заполнения

Действующий в 2018 — 2019 году образец заполнения пожарной декларации, приведенный в приложении 1 к приказу № 91, состоит из шапки и технической части. В шапке декларации необходимо указать:

  • наименование соответствующего органа;
  • данные декларанта;
  • сведения об объекте;
  • контактные сведения о декларанте.

В соответствии с п. 3 приказа № 91 разработка и составление декларации осуществляется следующими лицами:

  • собственниками объектов;
  • лицами, в чьем пожизненном наследуемом владении находится объект;
  • лицами, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится объект;
  • лицами, осуществляющими застройку вновь проектируемых и возводимых объектов.

ВАЖНО! Декларации в отношении зданий и сооружений, вновь возводимых, проектируемых зданий должны быть поданы до момента их ввода в эксплуатацию. Для всех остальных зданий был определен годичный срок для представления декларации с момента принятия Техрегламента от 22.07.2008.

В части разработки декларации в соответствии с формой, приведенной в приложении 1 к приказу № 91, декларанту необходимо:

  • рассчитать пожарный риск;
  • оценить ущерб от возможного пожара, нанесенный имуществу третьих лиц;
  • перечислить статьи, пункты статей федеральных законов, НПА по пожарной безопасности, под действие которых подпадает объект.

Расчеты пожарного риска, а также страховой полис прилагаются к декларации. Если же здание находилось в эксплуатации до момента вступления в силу Техрегламента, то осуществлять расчет пожарного риска не требуется.

Оценка пожарного риска и ущерба

МЧС России 01.01.2013 выпустило методические рекомендации по поводу заполнения деклараций. В данных рекомендациях особо отмечается, что основной целью декларирования является предоставление собственникам возможности самостоятельно оценить риски, степень опасности собственного производства и т. д., а также разобраться в требованиях противопожарной безопасности.

В свою очередь, собственники вправе самостоятельно рассчитать пожарный риск. Наличие особой аккредитации для этого не требуется. Так, пожарный риск не должен превышать 0,0000001, а при специфических видах производства — 0,00001. Основные правила определения пожарного риска установлены в следующих НПА:

  • постановлении Правительства РФ от 31.03.2009 № 272;
  • приказе МЧС России от 30.06.2009 № 382;
  • приказе МЧС России от 10.07.2009 № 404.

В свою очередь, возможный ущерб имуществу третьих лиц оценивается исключительно самими декларантами. Так, оценка ущерба может иметь как количественное, так и стоимостное выражение.

Вместе с тем оценка ущерба может быть осуществлена во время страхования ответственности декларанта. При этом копии страхового полиса и оценочного заключения представляются в уполномоченный орган вместе с декларацией.

***

Таким образом, образец декларации пожарной безопасности утвержден отдельным приказом МЧС России и является обязательным. Декларанты не могут подавать декларации в свободной форме. Не соответствующие установленной форме декларации не принимаются.

Порядок представления регулируется:
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон);
- Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и Порядка регистрации декларации пожарной безопасности";
- Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272) (далее - Правила расчетов).
Блок схема предоставления декларации пожарной безопасности в МЧС

Кто имеет право составлять пожарную декларацию ?
Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию . При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется (Письмо Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности").
Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.

Декларация пожарной безопасности должна составляться в отношении каких объектов
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности (ч.1 ст.49 ГрК РФ) предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
При этом в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения - виды объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится;
2) зданий (их частей) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
К ним относятся:
- здания дошкольных образовательных организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные) (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.3 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (далее - Порядок));
- больницы (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.4 Порядка);
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Декларация может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию (п. 5 Порядка).

Случаи, в которых не требуется составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности не составляется в отношении зданий следующих классов функциональной пожарной опасности (ч. 1 ст. 64 Закона):
- Ф1.3 - многоквартирные жилые дома (пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Также декларация пожарной безопасности не должна составляться в отношении объектов капитального строительства, по которым не проводится экспертиза проектной документации (ч. 1 ст. 64 Закона). Данные объекты перечислены в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и п. 1.1 Порядка. Некоторые из них (п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ) относятся к зданиям указанных выше классов Ф1.3 и Ф1.4. Однако в отдельных случаях, если при строительстве (реконструкции) используются бюджетные средства, экспертиза обязательна. Это правило предусмотрено для следующих объектов (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ):
- жилые дома блокированной застройки;
- многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из блок-секций (от одной до четырех), каждая из которых включает несколько квартир, помещения общего пользования и имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Соответственно, при строительстве или реконструкции указанных объектов с привлечением бюджетных средств необходимо составить .
В ч. 2 ст. 49 ГрК РФ также названы:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м, предназначенные для осуществления производственной деятельности и не требующие установления санитарно-защитных зон (либо если такие зоны для них установлены или должны быть установлены в пределах границ земельных участков, на которых расположены эти объекты) (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов) (п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- буровые скважины, предусмотренные техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или другой проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Такой технический проект (проектная документация) должен быть подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством РФ о недрах (п. 6 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).
В отношении объекта, имеющего не более двух этажей и общую площадь не более 1500 кв. м (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), владелец может добровольно составить декларацию пожарной безопасности (ч. 2 ст. 64 Закона).

Кто обязан представлять декларацию пожарной безопасности ?
Декларация пожарной безопасности должна разрабатываться и представляться собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (например, на праве аренды) (ч. 5 ст. 6 Закона).
Арендатор помещения также обязан подавать декларацию о пожарной безопасности, если согласно договору аренды, он несет ответственность за противопожарное состояние помещения и арендуемое помещение является отдельно стоящим зданием высотой более двух этажей и общей площадью более чем 1500 квадратных метров или отдельным пожарным отсеком в составе такого здания, к которому установлены требования пожарной безопасности. В иных случаях декларация пожарной безопасности подается в добровольном порядке.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - № 123-ФЗ) декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий и сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Согласно ч. 5 ст. 6 № 123-ФЗ, п. 3 Порядка декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.
Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав части здания к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Также арендодателями могут быть лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Таким образом, декларацию пожарной безопасности должны разрабатывать и составлять собственники объекта (или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании), в котором расположено арендуемое помещение. Подавать декларацию можно как для здания в целом так и для его части.
В договоре аренды можно указать, что ответственность за противопожарное состояние арендуемого помещения лежит на арендаторе: в этом случае декларацию должен подавать арендатор.

Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения
В КоАП РФ ответственность за непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями напрямую не установлена. Исходя, в частности, из судебной практики непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями может повлечь за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:
- для граждан (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 2000 до 3000 руб.;
- для должностных лиц (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 6000 до 15 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 руб.;
- для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Если декларация пожарной безопасности не представлена (либо представлена с неполными или недостоверными сведениями) в условиях введенного особого противопожарного режима, ответственность в виде штрафа наступает в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для граждан - от 2000 до 4000 руб.;
- для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб.;
- для юридических лиц - от 200 000 до 400 000 руб.

Как правильно составлять декларацию пожарной безопасности в 2018 году
Декларация пожарной безопасности должна быть составлена согласно установленной форме, при ее составлении в бумажном виде необходимо заполнить два экземпляра (п. 10 Порядка). Форма декларации утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (Приложение N 1 к Приказу).
В декларации отражаются следующие сведения:
- данные об объекте защиты и лице, которому он принадлежит.
В отношении юридического лица, которому принадлежит объект защиты, указываются его организационно-правовая форма и наименование - полное, сокращенное (при наличии) и фирменное. Если объект защиты принадлежит физическому лицу, в декларации приводятся его фамилия, имя и отчество. Необходимо также указать функциональное назначение объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта). Кроме того, рекомендуем привести класс функциональной пожарной опасности объекта защиты;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
Если объект защиты принадлежит физическому лицу, данную строку декларации можно не заполнять;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- место нахождения объекта защиты.
Указывается адрес фактического места нахождения объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта);
- контактная информация лица, которому принадлежит объект защиты.
Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты, телефон, факс юридического или физического лица, которому принадлежит объект защиты.
Далее в декларации последовательно заполняются три раздела:

Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.
В форме декларации указано, что данный раздел должен заполняться в том случае, если проводился расчет пожарного риска. Такой расчет не требуется, если выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 3 ст. 6 Закона).
Также расчет пожарного риска не требуется по объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу Закона (ч. 3 ст. 6 Закона).
В разделе указываются:
- расчетные значения уровня пожарного риска;
- допустимые значения уровня пожарного риска;
- комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272. Расчеты проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Законом (п. 2 Правил расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются на основании (п. 3 Правил расчетов):



г) оценки последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 5 Правил расчетов). На данный момент утверждены:
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (утв. Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382);
- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета (п. 7 Правил расчетов), который, как указано в форме декларации, должен прилагаться к ней.

Какой порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска при составлении декларации пожарной безопасности ?
Из ч. 7 ст. 6 Федерального закона следует, что порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 утверждены Правила, устанавливающие порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом, при составлении декларации пожарной безопасности.
Согласно п. 2 Правил расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом.
На основании ст. 79 Федерального закона индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
Согласно п. 3 Правил определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382.
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах утверждена Приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

Раздел II. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.
Данный раздел, согласно форме декларации, может быть заполнен одним из двух способов:
- исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В таком случае сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно (абз. 9 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности");
- путем приведения реквизитов документов страхования (страхового полиса, прилагаемого к декларации при его наличии).
К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В разделе могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.

Раздел III. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.
В данном разделе, как указано в форме декларации, должен приводиться перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов для конкретного объекта защиты (ч. 4 ст. 64 Закона).
Перечислим эти Законы и документы:
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия»;
- Приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
В перечне должны быть указаны не просто документы, а конкретные пункты, которые выполняются декларантом на своем объекте . Для этого необходимо изучить документацию, требования которой распространяются на объект. На сайтах различных организаций размещены примеры заполнения ДПБ для объектов защиты различного функционального назначения.
их называют образцами пожарной декларации и предлогают скачать примеры..
декларации пожарной безопасности на детский сад

автошколу
декларации пожарной безопасности на автомастерскую
декларации пожарной безопасности на торговый ценктр
декларации пожарной безопасности на больницу
декларации пожарной безопасности на доу
декларации пожарной безопасности на школу
декларации пожарной безопасности на магазин
декларации пожарной безопасности на поликлинику
декларации пожарной безопасности на производство
Однако все они заполнены по устаревшей форме, в них не указаны последние нормы, в декларации должен быть только перечень пунктов и как можно меньше текста.
В декларации указываются должность, фамилия и инициалы разработавшего ее лица (которое должно заверить декларацию своей подписью), проставляется дата заполнения. Декларант - юридическое или физическое лицо также проставляет на ней оттиск печати.

Основание для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности
Основанием для отказа в регистрации декларации может послужить только ее несоответствие установленной форме. В таком случае должностные лица органа МЧС возвращают декларацию ее составителю с письменным указанием причин отказа (п. 13 Порядка, абз. 10 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности").
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС только при дальнейшем проведении мероприятий по контролю (абз. 2 п. 12 Порядка).

В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?
Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64 Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.
Декларация уточняется путем внесения изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации (п. 8 Порядка). Уточненная декларация должна быть представлена в течение одного года со дня изменения сведений (ч. 3 ст. 64 Закона).
Первый вариант - если требования пожарной безопасности или сведения в декларации изменились, компания должна будет подать в территориальный орган МЧС заявление о внесении изменений в реестр. Оно будет составляться в произвольной форме. К заявлению нужно будет приложить копии документов, подтверждающих наличие изменений.
Второй вариант - разработать новую пожарную декларацию с учетом всех поправок.
Сейчас * в случае изменений декларация уточняется или разрабатывается вновь. При этом уточнение ** происходит путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации.
*7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
**8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".

РЕКЛАМА В БЛОГЕ
Разработка декларации пожарной безопасности и регистрация в МЧС, сроки и гарантии на сайте https://dekpb.ru

Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Составление декларации в кратчайшие сроки. Сдача в ОНД МЧС.

ДЕКЛАРАЦИЯ СОСТАВЛЯЕТСЯ:

в соответствии с ФЗ №123 статьей 6 ("Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности ") Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона.

Декларация утверждается уполномоченным органом - МЧС России. В обязанности собственника здания, сооружения, строения или производственного объекта входит заполнение декларации в рамках реализации мер пожарной безопасности. Декларация в уведомительном порядке подается в уполномоченный орган. Важно помнить, что декларацию представляют до ввода в эксплуатацию объекта защиты.

Не всем предпринимателям необходима Декларация пожарной безопасности. Только те здания, сооружения и производственные объекты, для которых законодательством предусмотрено проведение экспертизы проектной документации, должны иметь соответствующую декларацию. О форме Декларации и порядке ее подачи можно узнать из утвержденного приказа МЧС РФ «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

Заполняется Декларация в двух экземплярах, после чего ее с подписями направляют в территориальный отдел МЧС России. На проверку сведений, указанных в декларации у сотрудников МЧС России уходит 5 рабочих дней. Если нормативно-правовой акт заполнен правильно, то осуществляют его регистрацию. С момента присвоения декларации регистрационного номера в течение трех рабочих дней один экземпляр Декларации направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй хранится в органе МЧС России.

Декларация пожарной безопасности является формой оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и составляется в отношении:

1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:

  • отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

1.4. Больниц.

1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2. может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - декларант).

4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.

7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Пожарная декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган МЧС России), непосредственно либо по почте.

11. Орган МЧС России ведет перечень деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносит в него необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

13. При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.

15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.
Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.
Первая часть номера декларации состоит из кода населенного пункта и кода субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.

Вторая часть номера декларации является порядковым номером.

Третья часть номера декларации является номером контрольно-наблюдательного дела, в котором она хранится.

Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.

XX XXX XXX - XXXXX - XXXX ────┬───── ──┬── ──┬── │ │ │ │ │ └───── номер контрольно-наблюдательного дела │ │ │ └───────────── порядковый номер │ └──────────────────────── код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации

16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:

  • представления декларантом недостоверной информации;
  • изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;
  • изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.

17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:

  • регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
  • полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;
  • функциональное назначение объекта защиты;
  • фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;
  • полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;
  • наличие дополнений к декларации;
  • информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).

18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности , по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.

Что такое декларация пожарной безопасности?

Какую информацию включают в декларацию?

Кто оформляет декларацию?

Что будет, если не оформить декларацию?

Что такое декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности (далее - декларация) - это документ, который подтверждает соблюдение норм пожарной безопасности на объекте. Ее составляют как на предприятие в целом, так и на его отдельные части: здания, сооружения, помещения.

Декларация обязательно нужна для ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства, кроме:

  • зданий детских дошкольных образовательных учреждений и их спальных корпусов;
  • больниц, домов престарелых и инвалидов;
  • жилых домов высотой до трех этажей;
  • нежилых объектов высотой до трех этажей и площадью до 1500 кв. метров, которые не относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Объект капитального строительства

Это любое недостроенное здание, сооружение, объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.

Какую информацию включают в декларацию

Декларация состоит из титульного листа, на котором указывают информацию о декларируемой организации, и трех разделов:

Раздел 1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год (Статья 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») и другими нормативными документами, о которых будет сказано ниже.

Советует

Александр МАКУШКИН,

начальник отдела независимой оценки риска и экспертизы пожарной безопасности ООО «Серконс» (Москва)

В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Раздел 2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Раздел 3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
  • свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (Утвержден приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14);
  • СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Утверждены постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78);
  • СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений (Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. № 18-7);
  • СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (Введены в действие постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78.);
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 115.);
  • ГОСТ 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст.);
  • Правил устройства электроустановок;
  • свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171.);
  • свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (Утвержден приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693);
  • свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
  • свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (Утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288);
  • свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175);
  • свода правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 115);
  • свода правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 116);
  • свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178);
  • свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179);
  • свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный трубопровод. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 180);

Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.

Кто оформляет декларацию

Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.

Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:

  • для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
  • для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.

Функциональная пожарная опасность

По пожарной опасности здания разделяют на следующие классы:

Ф1 - здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

  • Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;
  • Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
  • Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
  • Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • Ф2.3 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
  • Ф2.4 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
  • Ф3.1 - здания организаций торговли;
  • Ф3.2 - здания организаций общественного питания;
  • Ф3.3 - вокзалы;
  • Ф3.4 - поликлиники и амбулатории;
  • Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
  • Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
  • Ф4 - здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
  • Ф4.1 - здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • Ф4.2 - здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
  • Ф4.4 - здания пожарных депо;
  • Ф5 - пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
  • - Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
  • Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
  • Ф5.3 - сельскохозяйственные здания.

Оценкой пожарных рисков занимаются специализированные организации. Стоимость такой услуги начинается от 50 000 рублей по московским расценкам и зависит от площади предприятия.

Предупреждает

Алексей АНДРЕЕВ,

генеральный директор ООО «ЭАЦ «Технологии труда» (Москва)

При подаче декларации не забудьте приложить к ней расчеты по оценке пожарного риска (если он проводился) и копию страхового полиса (если объект застрахован). Иначе в пожарном надзоре МЧС России откажутся регистрировать документ.

Как самостоятельно оформить декларацию

Если оценивать пожарные риски не требуется (Для предприятий, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное - соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию

Если при проверке обнаруживается отсутствие декларации пожарной безопасности, то владелец объекта может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20.4 КоАП РФ. За это и иные нарушения должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 6 до 15 тысяч рублей, юридическому лицу придется заплатить от 150 до 200 тысяч рублей. Разумеется, документ составляется в том случае, если категория помещения по взрывопожарной опасности того требует.

В случае отсутствия декларации при проверке на объекте в рамках особого противопожарного режима виновные могут быть подвержены административному штрафу в следующих размерах: должностные лица от 15 до 30 тысяч рублей; юридические лица — от 400 до 500 тысяч рублей.

Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободы на срок до пяти лет;
  • или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

Ответы на ваши вопросы

На какой срок разрабатывается декларация?

Правда ли, что декларация имеет ограниченный срок действия? Тогда как часто нужно ее сдавать?

Нет, это неправда. У декларации нет срока действия, ее нужно сдать один раз за все время существования объекта. Переработать документ и сдать повторно придется, если:

  • изменятся сведения об объекте, в том числе его функция (например, магазин решат переоборудовать под ресторан);
  • изменятся требования пожарной безопасности.

Нужно ли согласовывать декларацию?

С кем нужно согласовать декларацию и где ее зарегистрировать? Могут ли отказать в регистрации? Что делать в такой ситуации?

Декларацию не нужно согласовывать, а только зарегистрировать в территориальном органе государственного пожарного надзора МЧС России. Есть несколько основных причин для отказа в регистрации декларации:

  • документ не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91;
  • не заполнен первый раздел декларации без обоснования причины;
  • не приложен отчет по оценке пожарного риска (в случае указания величины риска) или копия договора страхования (в случае если объект застрахован);
  • декларация не подписана разработчиком;
  • некорректные сведения на титульном листе;
  • документ не прошит и не скреплен печатью.

При отказе вам вернут декларацию с письменным перечнем ее недостатков. Документ нужно будет переделать и подать на регистрацию повторно.

Кто проверяет наличие декларации?

Кто может проверить наличие у организации декларации пожарной безопасности?

Проверить наличие зарегистрированной декларации, а также правильность ее заполнения мож ет только сотрудник государственного пожарного надзора МЧС России во время плановой или внеплановой инспекции.



Просмотров