Последнее сообщение intellect board автомобиль и закон. Беспилотные авто и машины с искусственным интеллектом. С пугающей скоростью

Скорость - совершенное оружие, сказал недавно Илон Маск, обсуждая финансовые результаты Tesla за третий квартал этого года. Но он имел ввиду отнюдь не скорость своих машин. Речь шла о скорости работы роботов, которые эти машины собирают. Позднее в Твиттере Маск прокомментировал , что уже через несколько лет нам понадобится стробоскоп, чтобы оценить скорость движения роботов.

Скорость развития робототехники и искусственного интеллекта, по всей видимости, переходит на новый уровень. И человечество это понимает - в 2017 году, чтобы не вылететь с трассы, оно приняло национальные и общемировые правила обращения с ней. Проиллюстрирую текущий уровень технологий, и попробую объяснить, почему принятие законов робототехники - неизбежно.

На волне прогресса

По данным Международной Федерации Робототехники, невероятно быстро растет рынок промышленных роботов. В 2016 году их продажи достигли почти 300 000 единиц. Пять лет назад этот показатель был почти вдвое меньше. В результате объем только одного этого рынка составил $13 млрд, а с учетом смежных рынков ПО и компонентов – все $40 млрд.

Уже не первый год завод компании Siemens в Амберге один программируемый контроллер в секунду с невероятным уровнем качества - процент брака составляет всего 0,00115%. Достигнуть скорости производства в 12 млн единиц в год одновременно с сохранением качества помогают роботы - 75% операций автоматизировано.

В Великобритании уже несколько лет успешно используют хирургических роботов Da Vincie для борьбы с раком простаты. Их главное отличие от обычных - высочайшая точность, сохранение околооперационных тканей, а также быстрые сроки восстановления. В свежем исследовании рынка хирургических роботов говорится , что среднегодовой прирост этого рынка в 2017-2021 годах составит 10,53%.

Уже давно никого не удивляет робот-пылесос, как и робот-мойщик окон. Благодаря удешевлению компонентов и производству целого ряда моделей в Китае их стоимость стала серьезно падать, и они хлынули на рынок. Достаточно на финансовые показатели только одного производителя, чтобы понять насколько вырос рынок домашних роботов в последние несколько лет - они уже продаются миллионами штук.

Робот Cheetah компании Boston Dynamics еще в 2012 году показал скорость движения, сопоставимую с рекордами Усейна Болта, а их антропоморфный робот Atlas, в 2017 уже научился делать сальто назад. Но технические достижения - это, пожалуй, не самое впечатляющее. Поражает скорость проникновения робототехники во все аспекты нашей жизни.

Наконец, все чаще компании стали объявлять о наборе роботов в штат. Известный всем пример российского банка, который попытался заменить юристов «искусственным интеллектом», а в некоторые отделения уже поставил роботов для обслуживания посетителей, - одна из ярких, но далеко не единственных иллюстраций.

За робота ответишь?

Скорость внедрения новых технологий действительно поражает! Хорошо это или плохо, вопрос риторический. Однако с развитием робототехники активизировалась новая проблема – регулирования.

Действительно, чем больше появляется роботов (особенно, таких) и киберфизических систем, тем больше вопросов вызывает применение к ним действующих норм. Постулаты Азимова о непричинении вреда человеку и человечеству умными роботами уже давно не вызывают эмоций у большинства специалистов.

Вопросы, ответы на которые хотелось бы получить уже сейчас: есть ли ограничения на использования военных роботов? Кому принадлежат авторские права на созданные роботом произведения и кто ответит за его поступки, например ущерб, принесенный автопилотируемой машиной?

В применение «искусственного интеллекта» в финтехе уже нужно вмешаться, или стоит подождать еще нескольких сбоев бирж? Как будем защищать имплантируемые роботизированные механизмы и что делать, если имплантат в сердце есть, а компании-производителя уже нет?

Ну и наконец, проблема сильного искусственного интеллекта (ИИ, сравнимый с человеческим мозгом по уровню интеллекта) все-таки реальна и нам уже нужно контролировать его разработки, или разберемся как-нибудь потом?

Самозарождение правил

Первые подходы к таким проблемам обозначили в Южной Корее. В 2007 году там анонсировали разработку Этического устава роботов (документа с тяжелой судьбой; о его существовании за пределами Кореи практически ничего так и неизвестно, хотя корейская версия, как оказалось, похоже все-таки существует). Затем там же приняли закон о содействии развитию умных роботов.

Но в последние годы проблема регулирования вышла на новый уровень. Обозначим основные подходы.

Частные законы . Множество экспертов высказывало свои мнения о том, как должны регулироваться отношения между роботами и людьми. Например, Три закона робототехники фантаста Айзека Азимова , или Десять законов ИИ Сатьи Наделлы , руководителя компании Microsoft. Даже Карел Чапек, создатель слова «робот», упоминает в R.U.R. некую Лигу Гуманности, борющуюся за права роботов на нормальное отношение со стороны людей.

Позиция сообществ . Иногда высказанные предложения о регулировании поддерживаются целым сообществом экспертов. Хороший пример - 23 Азиломарских принципа искусственного интеллекта, разработанных и опубликованных в январе 2017 года под эгидой Future of Life Institute. Их подписало уже почти 4 000 экспертов и специалистов. Ученые предлагают направить свои усилия на создание управляемого, надежного и полезного ИИ, отказаться от «гонки вооружений» на основе ИИ и подумать о безопасности разработок, а также ответственности самих разработчиков.

Предложения, которые высказываются экспертами, по существу являются примером первых попыток саморегулирования , когда частные лица или компании разрабатывают правила до того, как государство разработает законы, обязательные для выполнения. Одним из характерных атрибутов саморегулирования является объединение в ассоциации. Их правила становятся обязательными для ее членов. Примером такой ассоциации является Partnership on AI - партнерство, участниками которого являются Amazon, Apple, Google, IBM, Facebook, Microsoft и другие. Оно создано в 2017 году и о конкретных правилах говорить пока рано, но мы видим один из уникальных примеров объединения крупнейших компаний мира (к слову, конкурентов в ряде областей) вокруг проблемы развития искусственного интеллекта.

Регулирование на национальном уровне

На протяжении 2017 года мы увидели целый ряд примеров того, как государство пытается регулировать киберфизические системы.

Например, в Германии принят закон, призванный открыть дорогу автономному транспорту. Законодатели выделили категорию автомобилей «со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения» и разрешили водителями отвлекаться от ситуации на дороге. Одновременно, правда, удвоили лимит ответственности за причиненный вред и ввели правило обязательной установки «черного ящика».

Основные задачи, которые решает программный комплекс «Авто-Интеллект»

Автоматизация контроля проезда транспортных средств на территорию предприятия

В «Авто-Интеллекте» реализована функция распознавания номеров транспортных средств по видео, получаемому от видеокамеры. «Авто-Интеллект» сохраняет в базу данных распознанный номер, изображение транспортного средства, часть кадра с номерным знаком, дата и время регистрации, адрес и другие данные. Таким образом, формируется база всех транспортных средств, прошедших через зону контроля.

В единую систему может быть объединено неограниченное количество видеокамер, серверов хранения и обработки данных, а также автоматизированных рабочих мест оператора.

Автоматическое обнаружение нарушений ПДД и подготовка постановлений об административных наказаниях

Для получения из федеральных и региональных баз данных сведений о владельце транспортного средства, для создания, регистрации и печати постановлений о назначении административных наказаний используется информационная система, позволяющая автоматически обрабатывать и автоматизировать контроль фото- и видеоматериалов, поступающих в электронном виде от систем фотовидеофиксации правонарушений и формировать на их основе дел об административных правонарушениях. Данная система позволяет повысить эффективность пополнения муниципального бюджета за счет штрафов за административные правонарушения.

Розыск транспортных средств

«Авто-Интеллект» позволяет оперативно ввести в собственную базу номер и другие данные разыскиваемого транспортного средства, а также сравнить этот номер с всеми распознаваемыми номерами и в случае совпадения оповестить об этом оператора. «Авто-Интеллект» позволяет сравнивать распознанный номер с федеральными и региональными базами данных розыска, а также с собственными локальными базами.

Оптимизация дорожного движения

Данная задача может решаться детекторами транспортных средств, например, детектором транспорта, который считает количество транспортных средств, их скорость и длину.

Автоматизация взимания платы за пользование платными автодорогами

Автоматизация технологических процессов

В программную платформу «Авто-Интеллект» интегрированы специальные модули, позволяющие автоматизировать производственные процессы, в частности - организацию весового контроля. Модуль обеспечивает своевременный контроль и точный мониторинг работы системы безопасности, автоматически формирует отчеты и производит обмен данными в режиме реального времени в системы бухгалтерского учета.

Контроль оборота подвижного состава

«Авто-Интеллект» распознает номера пассажирских и грузовых железнодорожных вагонов по видеоизображению, определяет направление движения, ведет подсчет вагонов в составе и вносит полученные данные, синхронизированные с видеозаписью, в базу данных. Система позволяет получить по каждому железнодорожному вагону отчет, содержащий время прохождения поста контроля, название поста и связанные видеокадры.

Распознавание номеров грузовых контейнеров

Решение с использованием модуля «ARH-Контейнеры» распознает номерные знаки грузовых контейнеров и сохраняет в базу полученные данные, синхронизированные с видеозаписью. С его помощью осуществляется поиск контейнеров и отслеживается их перемещение. Решение ориентировано на применение в системах управления железнодорожной и портовой логистикой, таможенного контроля грузов.

Основные функции программного комплекса «Авто-Интеллект»:

  • автоматическое распознавание государственных номерных знаков транспортных средств;
  • автоматический поиск распознанных номеров в базах данных (в том числе базах правоохранительных органов) с оповещением оператора;
  • накопление результатов распознавания и соответствующих фото-, видео-материалов в базе данных для последующего использования;
  • интеграция со специализированным оборудованием: средства контроля скоростного режима, интеллектуальные видеокамеры;
  • автоматическое обнаружение фактов нарушения ПДД:

Уже совсем скоро роботы могут стать незаменимыми помощниками для сотрудников банков. Так, журнал Banking Technology провел опрос среди крупных банков о том, как они оценивают необходимость RegTech в своих бизнес-процессах. 93% респондентов ответили, что уже в ближайшем будущем такие технологии будут очень важны для финансового регулирования и качественного составления отчетности. Компания Baker McKenzie опросила более 400 руководителей крупных финансовых организаций. 49% участников сообщили, что планируют применять искусственный интеллект для управления рисками в ближайшие три года. 29% ожидают, что с помощью ИИ они смогут лучше знать своих клиентов и предотвращать риск отмывания денег. 26% полагают, что ИИ поможет их организации соответствовать требованиям законодательства.

Но это прогноз на будущее. А какие задачи по работе с правовыми рисками искусственный интеллект решает уже сегодня? Вот лишь несколько примеров.

  1. Разрешает конфликтные ситуации с клиентами.

Банки и инвестиционные компании должны хранить записи всех переговоров менеджеров с клиентами, в том числе текстовые сообщения из популярных мессенджеров. Чтобы разрешить противоречивую ситуацию, нужно быстро отыскать запись разговора, иногда даже через полгода после того, как сам диалог состоялся. Подобные решения уже предлагает ряд компаний: они одновременно «просматривают» записи из множества различных источников и проверяют тексты, аудио- и даже видеозаписи. Ряд банков, например Deutsche Bank , HSBC , уже тестирует искусственный интеллект для мониторинга переговоров и проведения служебных расследований. Это помогает департаменту комплаенс не заниматься «раскопками», часами прослушивая разговоры и анализируя переписку с клиентом, а находить нужные доказательства за несколько минут.

  1. Противодействует отмыванию денег.

Рейтинг и репутация банка или инвестиционной компании напрямую связаны с тем, что делают их клиенты и контрагенты. Чтобы предотвратить возможные риски, финансовые организации тратят огромные ресурсы на проверку информации в базах данных. Такие проверки необходимы, ведь банк отвечает за все операции, которые проходят через его систему. В то же время любая компания хочет сделать этот процесс «безболезненным» и удобным для своих клиентов. Искусственный интеллект помогает быстро собрать всю информацию, не требуя много времени. Например, при участии интеллектуальной технологии ABBYY Compreno банк может автоматически собрать информацию из заявки клиента и документов, дополнив их при необходимости данными из поисковых систем и отраслевых баз. А затем определить, единственный ли он владелец бизнеса, не является ли он индивидуальным предпринимателем, которому уже заблокировала счет налоговая инспекция, не наложены ли на его активы обременения по решению суда, а также не ведется ли в отношении него исполнительное производство. В отличие от человека искусственный интеллект может проверять и обновлять всю информацию постоянно, в режиме 24 х 7, к тому же он не устает.

Другая проблема, с которой сталкиваются компании, - это «ложные тревоги». Как правило, большинство расследований об отмывании денег проводят вручную тысячи сотрудников банков. Если подозрительная активность не подтвердилась, время тратится впустую. Системы на основе искусственного интеллекта помогают сравнить действия контрагентов с типовыми моделями недобросовестного поведения, проверять взаимосвязи клиентов, а используя текстовую аналитику - и сопоставлять назначения платежей с видом деятельности компании. Так, если бизнес, который по документам занимается производством фастфуда, вдруг безо всякой причины массово закупает лекарственные препараты - это не пройдет для системы незамеченным. В то же время робот не будет блокировать счет просто потому, что клиент поехал в отпуск в Рио-де-Жанейро и снял в банкомате крупную сумму денег. HSBC уже протестировал подобную систему и сократил случаи потенциального мошенничества на 20%.

  1. Отвечает на запросы регуляторов.

Банки отвечают за свои действия перед контролирующими органами. Так, они должны давать Центробанку ответы на жалобы от клиентов на качество услуг. Число таких обращений от граждан огромно: только в Московской области по итогам года Центробанк ожидает получить 128 000 жалоб . ЦБ может попросить банк предоставить подробный отчет о его деятельности, особенно если речь идет о жалобах, связанных со взысканием задолженности. Поиск нужной информации занимает массу времени и ресурсов.

Центробанк также имеет право требовать от банка доказательства, что его капитал сформирован надлежащими активами . Регулятору может понадобиться информация о различных доходах банка, например платежах страховых компаний в рамках программ страхования заемщиков; средствах, предоставленных аффилированным структурам или юрлицам, не ведущим реальной деятельности; случаях безвозмездного финансирования. Время на то, чтобы предоставить сведения, ограничено - всего два рабочих дня. Искусственный интеллект помогает быстро найти информацию о любом клиенте или транзакции. Так, например, технология ABBYY Compreno обрабатывает данные, содержащиеся в приказах, отчетах, письмах. Можно выделять в тексте конкретные объекты и связи между ними: имена людей и их паспортные данные, названия компаний и их ИНН, ОГРН и другие характеристики. Это помогает сильно сократить сроки для обработки запросов и обходиться меньшими ресурсами при поиске информации.

  1. Помогает регуляторам в законотворческом процессе.

Огромные массивы информации - проблема не только для бизнеса, но и для законодательных органов. Например, одна только российская Дума прошлого созыва рассмотрела 6012 законопроектов и приняла 1817 законов . Каждый такой документ - это комплекс норм, который устанавливает новые правила, изменяет или отменяет уже существующий порядок вещей. Нормативные акты входят в единую систему, содержат перекрестные ссылки, а это означает, что чиновникам нужно редактировать связанные законы, указы, постановления, инструкции и решения на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В будущем такие задачи смогут решать с помощью машинного обучения. Роботы будут отслеживать версии документов при межведомственном согласовании. Автоматически добавлять во множество подзаконных актов ссылки на новые правила. Искать разъяснения Конституционного суда, связанные с текстом того или иного закона. В более отдаленной перспективе роботы даже смогут находить те области нашей жизни, которые еще не регулируются законодательством, и помогать людям формировать законодательную базу на простом языке, исключающем двойные трактовки.

Можно ли полностью исключить правовые риски с помощью роботов? Пожалуй, нет. Даже самым совершенным ИИ необходимо управлять, отсеивать ошибки, изучать проблемные случаи, а здесь не обойтись без опытных юристов, в том числе со знанием международного права. Но с помощью искусственного интеллекта можно значительно уменьшить количество случаев, связанных с нарушениями законодательства, и при этом освободить время юристов для решения более сложных задач. Не случайно Transatlantic Policy Working Group (TPWG) - совместная рабочая группа Великобритании и США для разработки нормативов в секторе финтеха - рекомендует регуляторам обеих стран поддерживать технологические разработки в области RegTech. Не за горами обновление «правил игры» от Базельского комитета - крупнейшего отраслевого регулятора, определяющего стандарты для банков стран «большой двадцатки», в которую входит и Россия. Помимо более жестких требований к капиталу банки должны будут предварительно высчитывать частоту дефолтов и проверять каждую транзакцию. Эти стандарты будет проще выполнить, если усилить команду юристов несколькими десятками неутомимых помощников.

Делегация Госдумы во главе со спикером Вячеславом Володиным посетила Татарстан

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин,Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Васильев и председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин на презентации технопарка. Фото Анны Исаковой/Фотослужба Государственной Думы

В Госдуме создадут Совет по законодательному обеспечению цифровой экономики. Депутаты разработают законопроект о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. По прогнозам футуролога Рэя Курцвейла, к 2022 году все страны мира примут похожие законы.

Цифровые технологии стремительно развиваются

В Казань с Вячеславом Володиным приехали заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев, руководители думских комитетов Леонид Левин, Сергей Жигарев, Дмитрий Морозов и Вячеслав Никонов. Утром 13 февраля депутаты побывали в IT-парке. Такие площадки в России есть только в Сколково, Зеленограде и Казани. Технопарк представляет собой комплекс зданий с современной технической инфраструктурой, созданной для начинающих IT-компаний. Им создают все условия для разработки и вывода новых продуктов на рынок. Ключевое направление работы резидентов технопарка - программное обеспечение, в том числе для «электронного правительства» и «электронных госуслуг». В технопарке работает 31 компания, общая численность работающих - 800 человек.

В ходе встречи с представителями IT-бизнеса Вячеслав Володин напомнил, что Президент России в своём Послании уделил особенное внимание развитию цифровой экономики. «Сегодня IT-индустрия одна из самых перспективных отраслей в нашей стране, и она стремительно развивается», - констатировал спикер Госдумы.

По его словам, парламентариям предстоит подготовить целый ряд законопроектов, развивающих сферу цифровой экономики. Один из них - о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. В России уже принят ряд законов по поддержке IT-сектора, действуют налоговые льготы. В конце прошлого года Госдума приняла закон, по которому IT-компании будут до 2023 года платить сниженные до 14 процентов страховые взносы. Приняты законы, уравнивающие в правах российские интернет-компании с зарубежными. Необходимо поддерживать российских программистов, создать специалистам в IT-сфере все условия, чтобы они работали в России, а не уезжали за границу.

«Надо заниматься этим фундаментально, создавая условия для любой точки роста в этой отрасли», - сказал Вячеслав Володин. Инновационных площадок в России должно быть много, и если наша страна эффективно сработает в этом направлении, то будет успешно развиваться вся экономика. Кстати, даже в разгар кризиса рост IT-сектора составил 15 процентов.

Утро депутата начнётся с обращений граждан

Депутаты познакомились с новыми технологиями, которые делают жизнь людей удобнее. В Татарстане разработали систему электронного документооборота, электронные дневники. В электронном режиме идёт работа с обращениями граждан, отслеживаются сроки рассмотрения, реакция на просьбы. С 2006 года рассмотрено 167 миллионов обращений граждан.

Опыт Татарстана пригодится при разработке программы мониторинга законопроектов для Госдумы, о создании которой Вячеслав Володин говорил в декабре 2016 года. В зале Совета Думы может появиться большой экран, на котором будет отображаться, как комитеты рассматривают законопроекты, кто эффективно работает, а кто отстаёт.

Важно совершенствовать и работу с письмами избирателей. «Депутат должен видеть, как идёт работа с обращениями граждан, в том числе в регионе, - продолжил Володин. - Находясь в Москве, депутат должен начинать утро с контроля за обращениями граждан». Эти вопросы визуализируют, а обратная связь у депутатов и избирателей станет постоянной, а не только во время региональной недели. Программа контроля за прохождением обращений приобщит депутата к избирателю в режиме реального времени и оптимизирует работу парламентариев, добавил глава нижней палаты парламента.

Находясь в Москве, депутат должен начинать утро с контроля за обращениями граждан.

Госдума разработает законопроекты о телемедицине и ГЛОНАСС

Отдельный зал в технопарке посвящён системе ГЛОНАСС. Во многих городах страны её используют, чтобы информировать пассажиров, когда общественный транспорт прибудет к остановке. «Возможно, пора подумать о законе, который позволил бы пассажироперевозчикам раскрывать данные о координатах транспорта для распространения этой практики по всей России», - сказал Вячеслав Володин.

В технопарке разработана новая система контроля скорости на дорогах, позволяющая определять нарушения скоростного режима не в одной точке, а на целом отрезке дороги, чтобы водители не допускали резкого повышения скорости на участках, где нет камеры. Такая система, по словам разработчиков, «гармонизирует» транспортный поток. В зонах контроля за скоростным режимом в Татарстане смертность от ДТП снизилась на 50 процентов. Заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев спросил, в какую сумму обходится проект. Работа системы стоит недёшево: 100 километров обойдётся примерно в 6,5 миллиона рублей в месяц, если приборы контроля устанавливать на каждые 1-2 километра дороги.

Уже в этом году Госдума может принять закон о телемедицине, которая способна расширить возможности российского здравоохранения, повысить его доступность. «Применение телемедицины позволит обеспечить пациентов новыми медицинскими услугами, сократить время принятия решений в трудных ситуациях, - сказал спикер. - Всё вместе это повысит эффективность оказания медицинских услуг, поможет снизить смертность и увеличить продолжительность жизни в России».

Для Володина тема инноваций не новая. Работая в Администрации Президента России, он курировал вопросы развития IT и Интернета, регулярно встречался с представителями этих отраслей. При его поддержке в 2004 году был создан Институт развития Интернета (ИРИ), который занимается современными технологиями и выстраивает диалог между участниками рынка и властью. По поручению президента институт в 2015 году подготовил долгосрочную программу развития российской части сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики.

Иннополис - город будущего

В ходе визита в Татарстан делегация из Москвы побывала в Иннополисе. Это город в Верхнеуслонском районе в 30 километрах от Казани. Его достроят к 2030 году, а численность составит 150 тысяч человек.

В Иннополисе уже сооружены технопарк, спорткомплекс, а скоро появятся детский сад, общеобразовательная школа, медицинский центр. Глава Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул, что университет - это интеллектуальное ядро города. Численность студентов доведут до 5000, и рядом с университетом появится инфраструктура, которая обеспечит комфортные условия для лучших специалистов IT-сферы.

Депутаты пообщались с профессорами и студентами вуза, который специализируется на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий и робототехники. Вячеслав Володин обратил внимание на то, что весь мир скоро столкнётся с необходимостью комплексного правового регулирования этой сферы. Это нужно делать и в России. Инициатива подготовки законопроекта на эту тему была на днях озвучена Дмитрием Гришиным, председателем совета директоров и сооснователем Mail.ru Group. Спикер Госдумы предложил профессорам и студентам на правах экспертов по робототехнике принять участие в обсуждении этой темы.

Университет Иннополиса - первый в России вуз, специализирующийся на робототехнике. Здесь 85 профессоров, 75 процентов которых иностранцы. Вячеслав Володин спросил у профессоров, когда, по их мнению, в России должен появиться законопроект о взаимодействии искусственного интеллекта и человека? Специалисты университета считают, что такой закон появится в течение пяти лет.

Володин подчеркнул, что, исходя из прогнозов футурологов, в 2022 году во всём мире будут приняты законы, регулирующие взаимоотношения человека и роботов. По его словам, не за горами время, когда роботы придут, например, на смену водителям автобусов и троллейбусов. Насколько быстро это произойдёт, зависит от студентов инновационных вузов.



Просмотров