Перспективное планирование занятий по обж в детском саду доу. Осторожные сказки для детей по обж Полезные советы по обж для детей
Образовательная область «Безопасность».
Асаева Екатерина Сергеевна - воспитатель подготовительной группы №6 Детского сада № 880 г. Москва
Цель : Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож).
Оборудование : иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта».
Материал к занятию:
Карточки с точным изображением предметов;
Опасные предметы: инструменты - пила, топор, молоток, гвоздь, нож, клещи, спички;
Швейные принадлежности - катушка ниток, иголка, ножницы;
Лекарственные препараты - таблетки, йод, микстура, градусник, шприц;
Игрушки - мяч, кубик, мелкие резиновые игрушки, кукла.
Ход занятия
1. Игра «Подбери игрушку Танюшке»
(Дети выбирают из коробки картинки с изображением предметов: инструменты, игрушки, швейные принадлежности и лекарства, те предметы, которыми, по их мнению, может играть кукла Таня).
Когда задание будет выполнено, предложить детям обосновать свой выбор.
В ходе беседы сделать выводы: можно/нельзя играть опасными предметами. Почему? Что может произойти? Как поступить, если получил травму? (Помазать йодом, вызвать скорую помощь - 03). Что нужно сделать, если случился пожар? (Позвонить по номеру 01, назвать имя, фамилию, адрес).
2. Работа с иллюстративным материалом. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением опасных ситуаций (неправильное пользование иглами, ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) и комментирует каждую иллюстрацию.
1. Не играй со спичками - это опасно!
Я спичек коробок нашел
И высыпал его не стол,
Хотел устроить фейерверк -
Все полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжет меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!!
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старый друг.
2. Не включать газовую плиту.
Как мама, я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай.
И к газу ты не подходи
Сперва немного подрасти!
3. Будь осторожен при обращении с источником тока.
Ты, малыш, запомнить должен;
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвозди в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком -
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти!
4. Не разбрасывай вокруг острые предметы.
Если кнопки из коробки
Разлетелись - собери,
Если гвози на дороге
Ты увидел - убери!
Это острые предметы
Не бросайте на полу.
Сам наступишь незаметно -
С раной поведут к врачу.
5. Не трогай незнакомые предметы.
Есть в квартире много скляночек.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки -
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
6. Не ешь незнакомые таблетки.
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут!
7. Будь осторожен с кипящей водой!
Не только огонь, но и пар обжигает,
Когда из кастрюли его выпускают.
Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надежно усвой.
3. Тренинг «Разложи предметы по местам».
Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.
Предложить детям разложить предметы по местам их хранения:
Инструменты - в ящик для инструментов;
Лекарственные препараты - в аптечку;
Швейные принадлежности - в специальную коробочку.
Воспитатель называет предмет (в виде загадки), дети отгадывают и кладут предмет «на место».
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собой иглу тащу. (Иголка).
Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь).
Не хочу я молчать -
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой. (Молоток).
Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать. (Ножницы).
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (спички)
Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Градусник)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг).
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Поломала
Зуб, зуб. (Пила)
Замечательный дружище:
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каленый гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый день с ним на работе. (Топор)
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он - шарф для Петеньки. (Спицы)
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с опасными предметами. Теперь вы будете внимательными и аккуратными используя их.
Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребенок и подавно склонен легкомысленно воспринимать эту жизнь, первопричиной этому является отсутствие большого груза знаний и явное недопонимание многих потенциальных опасностей. Задача родителей и педагогов максимально оградить детей от попыток всё проверять опытным путем и внушить им теоретические правила.
Правила безопасности жизнедеятельности детей младшего возраста
Рассмотрим вкратце безопасность жизнедеятельности детей с точки зрения базовых правил. Более подробно каждый пункт мы опишем в отдельных материалах.
Безопасность дошкольников на дороге
Приведем краткие правила:
- Переходи улицу только по пешеходным переходам;
- Не переходи улицу на красный свет, даже в том случае если рядом нет машин;
- Переходя улицу, вначале смотри налево, а как дошел до середины, направо;
- Никогда не выбегай резко на дорогу и не играй возле дороги;
- Всегда ходи по тротуару, а если его нет, иди по краю дороги навстречу движению машин.
Правила безопасности жизнедеятельности детей на улице
- Никогдане разговаривай с незнакомцами. Если с тобой заговорили, то ни на что не соглашайся. Ничего у них не бери и никуда не иди ни под каким предлогом. Запомни, хороший взрослый не будет просить помощи у ребенка. Если тебя пытаются силой увести, то кричи «Помогите! Это не мой папа, он хочет меня украсть!»;
- Если тебя преследуют (взрослый или подросток), то никогда не убегай в безлюдные места, наоборот, иди на остановку, к магазину, на почту. Проси помощи у полицейского (милиционера), охранника, продавца или просто прохожих на улице. Всегда объясняй, что это не твои родители, это не твой брат, а кто-то чужой тебя преследует;
- Не говори с пьяными, лучше побыстрее уйди с того места;
- Не ходи с незнакомыми ребятами в безлюдные места;
- Увидев сверток, сумку или коробку на улице ничего не трогай, там может оказаться настоящая бомба;
- Не ходи гулять без спросу. Если куда-то идешь, всегда рассказывай родителям точное место и адрес. Не гуляй сам вечером;
- Если потерялся в людном месте, стой, жди родителей, если их долго нет, то иди, проси помощи у взрослых. Всегда старайся обращаться к полицейскому, к дежурному по станции, к продавцу, диспетчеру или охраннику. Не проси помощи у подозрительных взрослых странного вида и поведения;
Правила пожарной безопасности и защиты от электричества
- Не баловаться с огнем. Зажигалка, спички, бенгальские огни детям не игрушка;
- Выходя из дома, проверяй и выключай электроприборы и газ;
- Не разжигай костер без взрослых;
- В селе не пользуйся самостоятельно печкой;
- Не используй электроприборы мокрыми руками, не дергай за шнур, вытаскивая вилку из розетки. Не используй поврежденные электроприборы и искрящие розетки;
- Не суши ничего над газовой плитой;
- Не клади посторонние предметы на горячую плиту или включенные электроприборы;
- Зажигая газовую плиту без электроподжига спичкой, вначале всегда зажги спичку.
Правила поведения при пожаре
- Небольшой огонь можно потушить, накрыв одеялом или другой плотной материей. Также можно вылить на него воду или засыпать песком. Не лей воду, если рядом электричество;
- Если огонь большой надо немедленно покинуть помещение, забрать с собой всех детей, звать взрослых и звонить в пожарную службу 01 (с мобильного телефона номер зависит от оператора);
- При пожаре не используй лифт – это опасно;
- Если убежать ты не можешь, зови на помощь через окно, звони в пожарную службу;
- Не прячься в комнате, пожарным будет трудно тебя найти;
- Если ты задыхаешься от дыма, сядь на пол там дыма меньше.
Правила безопасности жизнедеятельности детей дома
- Тяжелые, острые и режущие предметы всегда должны быть спрятаны на своих местах. Будь аккуратен, используя нож;
- Уходя их дома, всегда проверяй, чтобы была закрыта вода;
- Никогда не трогай оголенные провода под напряжением;
- Не принимай самостоятельно лекарства без прямого указания взрослых;
- Старайся меньше касаться бытовой химии (средство для мытья посуды, стиральный порошок и т.д.), если какая-то химия попала в глаз его надо немедленно промыть прохладной водой минимум в течение 20 минут;
- Если греешь себе еду, то будь аккуратен, чтобы не обжечься;
- Всегда мой руки перед едой.
Правила безопасности с газом
- Не оставляй без присмотра включенную газовую плиту. После использования всегда её выключай;
- Если в доме есть запах газа, немедленно открой окна и двери чтобы газ вышел;
- Ни в коем случае не включай свет или огонь пока в доме газ, может быть взрыв;
- Если можешь, то проверь газовый вентиль на плите, если он открыт, то закрой его;
- Сообщи взрослым и в службу газа 04;
- Покинь помещение с сильным запахом газа, пока он не выветрится.
Безопасность детей в интернете
- Никогда не сообщай никому в интернете своих данных или данных своих родителей (адрес, телефон, пароли и т.д.). Никто не имеет право их требовать у тебя. Если кто-то их просит, позови родителей или уйди с этого сайта;
- Не ходи без родителей ни на какие реальные встречи с виртуальными друзьями из интернета, вместо друзей там могут оказаться бандиты;
- Не скачивай самостоятельно с интернет никаких программ, они могут содержать вирусы;
- Если ты случайно попал на плохой сайт, то немедленно закрой его. В интернете много хороших сайтов пользуйся ими.
Личная безопасность жизнедеятельности детей дома
- Никогда не открывай дверь незнакомым людям. Даже если тебе говорят, что это из милиции или сантехник или почта. Никому из незнакомцев не открывай дверь;
- Если кто-то из чужих людей пытается открыть дверь твоего дома, немедленно звони в полицию. В крайнем случае, можно открыть окно и позвать на помощь соседей или прохожих с улицы;
- Когда ты дома сам, лучше не бери телефонную трубку, но если взял и там чужой голос спрашивает, дома ли родители скажи, что дома, но заняты и подойти не могут. Пусть звонящий оставит свой номер телефона, а родители потом перезвонят;
- Не верь, что кто-то к тебе пришел или что-то принес по просьбе родителей, если те сами об этом не сказали.
Безопасность жизнедеятельности летом на воде
- Не заплавай за специальные границы – буйки;
- Не ныряй в незнакомых местах;
- Если не умеешь плавать, то не заходи глубоко в воду;
- Не подплывай близко к судам, существует опасность, что тебя засосет под винты. Не плавай на реке с быстрым течением или водоворотами;
- Не заплывай далеко на надувном матрасе или на самодельном плавательном средстве – это опасно, так как оно может пойти ко дну;
- Соблюдай осторожность в играх на воде, не играйте в опасные игры, например, кто глубже нырнет со скалы или кто кого «утопит».
Безопасность детей зимой
- Не ходи без взрослых по речному льду, он может проломиться;
- Будь аккуратным на скользком покрытии, чтобы не упасть. Старайся никогда не падать на спину, лучше упасть вперед и опереться на руки;
- Не забывай хорошо одеваться и закрывать уши, голову и горло, чтобы не обморозиться и не простудиться;
- Ходи подальше от стен домов, чтобы сверху на тебя не упал снег или сосульки;
- Не прикасайся к ледяному металлу, особенно языком ты можешь примерзнуть;
- Не бросай снежки в лицо, не бросайся льдинками;
- На лыжах, коньках и санках можно кататься только в безопасных специально отведенных для этого местах. Не катайся возле дорог;
- Переходи дорогу крайне аккуратно. Зимой скользкая дорога и машине трудно остановиться.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ
Опасность первая : «Острые, колющие и режущие предметы» .
Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Опасность вторая: . «Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара».
Правило 1 . Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.
Правило 2 . Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).
Правило 3 . Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.
Опасность третья : «Лекарства и бытовая химия».
Правило 1 . Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
Правило 2 . Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.
Опасность четвёртая: (невидимая и неслышимая). «ГАЗ».
Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:
Правило 1 . Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2 . Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3 . Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4 . Немедленно позвони по телефону 04.
Правило 5 . Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ
Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.
Правило 1 . Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.
Правило 2 . На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет".
Правило 3 . Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.
Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес.
Правило 5 . Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона.
Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: "Дома ли родители?" - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.
Правило 7 . Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.
Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила.
Правило 1 . Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному.
Правило 2 . Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.
Правило 3 . Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время.
Правило 4 . Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.
Правило 5 . Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными.
Правило 6 . Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей.
Правило 7 . Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.
Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Правило 3 . Не суши бельё над плитой.
Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
Правило 5 . В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).
ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР
Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ
Правило 1 . Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".
Правило 2 . Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Правило 3 . Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
Правило 4 . Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.
Правило 5 . Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Правило 6 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Правило 7 . Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Правило 8 . Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что:
автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Правило 9 . Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ
Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде.
Правило 1 . Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.
Правило 2 . Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.
Правило 3 . Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.
Правило 4 . Нельзя заплывать за буйки.
Правило 5 . Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.
Правило 6 . Никогда не играй в игры с удерживанием "противника" под водой - он может захлебнуться.
Правило 7 . Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.
Правило 8 . Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.
Правило 9 . Игры в "морские бои" на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.
Правила безопасности жизнедеятельности детей – формальность или реальная защита?
Насколько полезными будут правила, во многом зависит от родителей. Правил жизнедеятельности много и зубрить их ребенку может быть нудно. Прочитав и рассказав очередной раздел учебника по безопасности жизнедеятельности, он рискует на следующий день его уже забыть. А ведь мы не этого добиваемся! Для того чтобы ребенок четко уяснил правила поведения, родителям надо не надеяться на школьный курс, а проработать со школьником каждый пункт. Лучше это делать в игровой форме, с примерами из своей жизни или жизни литературных героев. Будет отлично, если вы сможете использовать какие-то картинки, компьютерные игры или мультфильмы посвященные теме безопасности жизнедеятельности.
Важно чтобы ваш ребенок хорошо усвоил правила безопасного поведения. Старайтесь не просто что-то внушать, а и слушать, как ребенок вас понял. Используйте наглядные примеры. Допустим, если вы будете изучать раздел «Безопасность - Газ», то дайте ребенку понюхать, как он пахнет, если «Безопасность жизнедеятельности на дороге», то пройдитесь с ребенком в разных местах и пусть он расскажет, как правильно переходить улицу и так далее. И не забывайте, что ваш личный положительный пример – очень много значит.
Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.
Как научить ребенка безопасности?
Каждому возрасту нужен свой подход. Для малышей - игра лучший способ познания мира. Сгодятся сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки или утюга пальчиком – научить, что такое «горячо». Не достаточно просто запрещать и говорить «нельзя» нужно объяснять почему.
Школьникам постарше – моделировать путь из школы домой, различные ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если... Подросткам – давать нужную литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к авторитетам.
Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.
Прививать навыки безопасного поведения необходимо именно с дошкольного возраста, впоследствии развивая и усложняя эти правила в течение всего школьного обучения. Маленькие дети должны усвоить, желательно в игровой форме преподнесения материала, самые базовые понятия о себе, о здоровье, механизмах общения и возможных опасных ситуациях.
Рассмотрим основные правила безопасности жизнедеятельности для детей и постараемся придать им некую игровую форму для более легкого восприятия материала. Еще вы можете прочесть статью "Безопасность детей летом ", а воспитателям будет особенно интересен материал "Детский сад беседы с родителями по безопасности".
Правила безопасности жизнедеятельности детей – основные моменты
Разбить обучение малышей можно на следующие мини разделы:
- Самоидентификация – общие знания о здоровье и себе
- Ребёнок и окружающая природа – возможные опасности
- Малыш в домашних условиях
- Бережем здоровье, избегаем опасностей
- Находимся на улице – возможные опасности
В качестве методик эффективно применять картинки, игровые ситуации, сказки и активное общение с малышами. В зависимости от выбранной насыщенности материала каждому разделу можно посвятить одно или несколько занятий.
Малыш должен усвоить моменты:
- Нельзя брать опасные предметы ни дома ни на улице.
- Нельзя пользоваться без взрослых сложными электрическими и тепловыми приборами.
- Нельзя делать опасные для себя или окружающих поступки.
- Нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними или брать что-то у них.
- Надо всегда быть осторожными и знать о информацию о себе и о возможных проблемах, дома, на улице, в природе.
Уроки обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности
Приведем возможные уроки по безопасности жизнедеятельности детей.
Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «кто я?»
Ребенок должен усвоить основные понятия о себе и своих близких. К таким знаниям относятся:
- Имя, Фамилия, домашний адрес и телефон. Имена родителей.
- Базовые особенности организма: об острое можно пораниться, об горячее обжечься, об тяжелое удариться и т.д.
- Ребенок в общих чертах должен понять, каких ситуаций надо избегать: трогать огонь, падений на асфальт, бросков камней и т.д.
- Ребенок должен понять, что окружающие люди тоже подвержены опасности, поэтому вести себя надо аккуратно, чтобы не нанести им вред (например, детям, которые рядом)
В занятии используйте картинки и описание ситуаций. Общайтесь с детьми, расскажите историю, в которой знания помогли ребенку избежать опасности. Расскажите об устройстве человека, о кровообращении, о том когда может понадобиться знание адреса.
Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «Природа и её опасности»
Изучение правил безопасности жизнедеятельности детей в условиях природы должно сопровождаться прогулками, экскурсиями, показом картинок и плакатов. Всегда учитывайте особенности вашей местности.
Малыш должен усвоить, что
- В природе существуют опасные явления – удары молний, град и т.д.. Привяжите информацию к вашему региону, например, возможные наводнения или землетрясения или оползни.
- В природе существуют опасные болезни. Методы защиты от них. Гигиена, закаливание и т.д.
- В природе существуют опасные животные, в том числе опасность может исходить и от городских животных, например, собак.
Активно применяйте игровые ситуации и изображения опасностей, закрепите визуальную память у малышей.
Урок безопасности жизнедеятельности детей на тему «Наш дом – правила безопасного поведения»
Правила безопасности жизнедеятельности детей в домашних условия очень важны, сделайте особый акцент на этом уроке.
Ребята должны усвоить следующие понятия:
- Дома есть опасные предметы, которые нельзя вообще трогать детям. Зажигалки, электрообогреватели, розетки и т.д.
- Дома есть вещи, которые можно использовать только со взрослыми. Наример, телевизор, компьютер и т.д.
- Дома есть опасные предметы, с которыми надо быть аккуратным. Ножницы, ножи, иголки и т.д.
- Дома есть вещи, которые должны брать только взрослые. Лекарства, бытовая химия, красители и т.д.
- Есть места, куда подходить нельзя. Включенная плита, открытые окна и т.д.
- Есть ситуации, когда для детей может быть опасно. Например, стоит кастрюля с горячим супом или включенный утюг.
- Дома нельзя открывать чужим людям двери или говорить с ними по телефону.
- Нельзя открывать газовый кран или оставлять без присмотра открытый кран с водой.
Все сопровождайте картинками, плакатами. Ведите живое и активное общение с малышами.
Безопасности жизнедеятельности детей - урок на тему «Общие опасности»
Обучая правилам безопасности жизнедеятельности детей, опишите общие опасности, с которыми малыши могут столкнуться. Ребенок должен усвоить:
- Опасность общения с незнакомцами
- Опасность падений на твердую поверхности
- Опасность порезаться, обжечься.
- Как избежать травм и как не нанести их окружающим. Нельзя бросать камни, палки, лезть на большую высоту, бить детей и ит.д.
- Чего нельзя делать самому? Например, включать плиту, утюг, зажигать спички.
- Что опасного вокруг: розетки, осколки стекла, открытые люки, большие собаки и т.д.
Задавайте ребятам много вопросов, пусть они комментируют любые ситуации и говорят о правильном и неправильном проведении.
Урок про безопасность жизнедеятельности на тему «Возможные опасности на улице»
Обучение правилам безопасности жизнедеятельности детей должно содержать перечень потенциальных проблем на улице и автомобильной дороге. Ребята должны усвоить:
- Нельзя поднимать с земли предметы, особенно брать или подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки и т.д.
- Нельзя говорить или идти куда-то с чужими людьми, что-то у них брать.
- Малыш должен знать, как действовать, если он потерялся, например, в супермаркете. Что надо стоять ждать родителей. Ему надо знать к кому подходить в первую очередь, например, к охраннику магазина, продавцу или полицейскому (милиционеру).
- Нельзя убегать от родителей, прятаться.
- Ребенок должен усвоить базовые правила ПДД (правил дорожного движения). Переход только по переходу, на зеленый свет, не играть возле дороги и т.д.
Итог по правилам безопасности жизнедеятельности для детей
Всегда объясняйте правила доходчиво и просите ребят комментировать полученные сведения, так вы узнаете уровень усвоения материала. Правила безопасности жизнедеятельности для детей должны прививаться совместно с родителями, для этого следует также проводить активную работу со взрослыми, чтобы они на практике закрепляли у малышей подобные знание. А также важно, чтобы взрослые не показывали своим поведением дурной пример.
Обобщение опыта работы по ОБЖВоспитателя подготовительной группы № 2 МКДОУ БГО Детский сад№21 комбинированного вида КОВЫГА С.Б.
Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и глупо питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.
Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.
Цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.
2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.
3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.
5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия: родительские собрания; консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем»; наглядную агитацию: анкетирование для родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту, папка-передвижка «Опасности»; выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
Данная работа ведется через:
Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, беседы.
Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения;
Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц) .
В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Все необходимые книги и театр находятся в доступном для детей месте.
Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо? » и дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у наших воспитанников. Дети знают, что пить можно только кипяченую воду, быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, об опасности находиться у открытого окна, двери балкона, имеют четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, на улице). Мы рассматриваем и обсуждаем с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая их внимание на недопустимость и опасность оставаться наедине с незнакомым человеком.
Мы используем и метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. В книжном уголке подборка книг по обеспечении безопасности жизнедеятельности детей: «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.
Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей.
Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами и в совместной с детьми игре «Парикмахерская».
Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для детей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».
Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».
Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараемся делать минимальным.
Проводим игровые практикумы с телефоном и советуем родителям закреплять их дома для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.
Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ. В игре «Дочки-матери» можно закрепить правила поведения на кухне; в игре «Пожар» дети учатся правилам поведения при пожаре; в игре «На дорогах города» закрепляют правила дорожного движения.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаем детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом используем образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;
Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;
Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты) .
Это объясняем детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций познакомим детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, используем соответствующую детскую литературу: “Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
Мы понимаем, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.
Литература
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.
2. В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 – 48 с.
3. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : Просвещение, 2006 – 94 с.