Нужно ли хорошо учиться в школе? Стоит ли учиться на «отлично»

Приступая к учебе в вузе, абитуриенты порой находятся в растерянности. Хочется быть отличником и при этом наслаждаться жизнью. Студенты считают, что красный диплом может решить вопрос с будущим трудоустройством - именно поэтому многие учащиеся и хотят получать отметки «отлично». Но так ли важен красный диплом на самом деле?

Нужен ли красный диплом?

Приступая к учебе, нужно настраиваться на получение красного диплома только в том случае, если это важно самому студенту. Потому что работодателям нет дела до оценок выпускника. Работодатели чаще всего даже не смотрят на приложение к «корочкам». Им важен только серийный номер диплома.

Сам факт наличия диплома дает преимущества, а вот оценки ничего выпускнику не дадут. Конечно, если студент перфекционист, то ему стоит напрячься. Красный диплом также пригодится студенту, который планирует сделать карьеру в сфере науки.

Как стать отличником?

Чтобы стать отличником в , совсем не обязательно в течение врего срока обучения терзать себя зубрежкой. Можно поступить иначе. Красные дипломы чаще получают старосты групп и активисты-общественники, а также спортсмены, которые выступают за команду университета. Это актуально не всегда, но в большинстве вузов такой принцип работает безотказно.

На студента работает зачетка

Если студент не может похвастаться спортивными достижениями и не относится к числу общественников, то это не значит, что ему надо становиться отшельником и погружаться в учебу с головой. Известен принцип: сначала студент работает на зачетку, а потом зачетка - на студента. В первые два года можно постараться. Если в зачетке будут только пятерки, то в дальнейшем преподаватели будут ориентироваться на эти отметки, как на стандарт.

Стоит ли становиться отшельником?

Студенту стоит задуматься, так ли важен ему красный диплом, чтобы жертвовать радостями жизни. Студенчество - та пора, когда молодые люди наслаждаются юностью. Эти годы навсегда остаются в памяти. Возможно, стоит получать твердые четверки, чтобы не потерять стипендию, а в свободное время жить в свое удовольствие.

Отличные отметки - всего лишь формальность. Получить красный диплом можно позже, например, поступив на второе высшее. В более зрелом возрасте студенту будет легче решить, что для него важнее. Отмечено также, что учащиеся, перешагнувшие 30-летний возрастной рубеж, более усидчивы, они меньше страдают, сидя за учебниками. Не стоит тратить лучшие годы на то, что все равно не оценит работодатель.

Горы конспектов, стеллажи книг, шпаргалки, методички, пособия, учебники – все это помогает нам готовиться к семинарам и экзаменам. Но пригодятся ли полученные знания нам в реальной жизни? Скорее всего – нет. Так зачем же нам стараться?

«Стараюсь учиться, стараюсь… А толку?» - именно так многие студенты и школьники думают. Ребенок старается учиться, студенты и ученики стараются учиться хорошо, а в результате учителя и преподаватели не ценят затраченных усилий.

Многие взрослые говорят – мол, вы это делаете для себя. Кто ни учится и ни старается, тот ничего в жизни не добивается.

Однако практика показывает, что совершенно не важно хорошо учиться. Посмотрите на пример своих родителей. Многие из них, так же как и вы, оканчивали с отличием школу, у многих даже есть дипломы о высшем образовании (а возможно – и научные степени). И что в итоге? Работа на заводе и складах. Разве это причины хорошо учиться?

Первый, и, пожалуй, самый важный жизненный опыт, к которому приходит человек в размышлении над темой «Нужно ли хорошо учиться и почему это надо?», звучит так:

Я стараюсь учиться лучше, чтобы в скором будущем понять: учеба не сделает меня здоровым, богатым и счастливым!

Парадокс, не правда ли? И тем не менее, осознание этого факта важно для каждого человека.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Что мешает нам хорошо учиться?

А зачем нужна человеку мотивация хорошо учиться, если он понял это все еще до того, как поступил в вуз или другие профильные учебные заведения? На какие предметы нужно хорошо учиться в школе?

Вот примерный план оценок, которых стоит придерживаться хорошо учащимся:

  • Профильные предметы заслуживают большего внимания, чем непрофильные. Тут будет лучше получать высокие оценки. Поэтому ученики стараются учиться по ним хорошо.
  • Чтобы ребенок хорошо учился, совершенно не обязательно заставлять его зубрить дополнительные, непрофильные предметы. Именно экономия сил, времени и нервов – вот что поможет хорошо учиться и развиваться в тех отраслях, которые вам интересны. И в то же время что мешает хорошо учиться студентам и школьникам? Правильно – те предметы, которые никак не связаны с его возможным будущим.

Дорогие родители и преподаватели! Пожалуйста, не давите на своих детей и студентов! Помните: гораздо лучше красный нос и синий диплом, чем синий нос и красный диплом!

Стоит ли учиться хорошо учиться?

Почему учиться хорошо? Потому что учение помогает нам приобретать навыки победителей! А чтобы хорошо учиться, надо быть целеустремленным, смелым, настойчивым. А если преподаватели требуют от вас знания неважных предметов - студенческий сервис всегда поможет и разгрузит голову от лишних и ненужных знаний.

Все добропорядочные родители хотят, чтобы их ребенок был лучше всех, особенно, в учебе. А вы никогда не задумывались, надо ли требовать от ребенка больше, чем он может сделать?

1. Теория и практика

«Ученье свет, а неученье – тьма». Сколько раз в жизни нам приходилось выслушивать это спорное изречение бесспорно, великого человека? Те, кто принялся считать, наверняка, сбились со счету. Вряд ли автору цитаты, А. В. Суворову, именно хорошее учение помогло достичь таких высот. Если бы это было так, то уже б, как минимум, две трети мира стали бы талантливыми полководцами, гениальными учеными и писателями, исключительными ораторами и управленцами. А где они все? Увы, их единицы, в отличие от тех миллионов, кто отлично учится.

Конечно, никто не говорит, что получать хорошие отметки в учебном заведении это плохо. Но вспомните, как говорили наши древние мудрецы: «Знания не добавляют ума». Имелось ввиду, что если полученные знания тебе не добавляют мудрости, если эти знания ты не можешь применить на практике, то они станут бесполезными для тебя и в жизни. А для чего, скажите на милость, тащить за собой на протяжении всей жизни груз бесполезности и пустоты?! Правы были наши древние! Ну, на то они и мудрецы.

Наверняка, в этом многие сейчас узнали себя. Ответьте себе честно на один вопрос. Вот вы, как и ваш верный слуга, хорошо учились в школе. Посчитайте, сколько процентов этих знаний вы, хотя бы иногда, применяете в своей повседневной жизни? Я – где-то от 1% до 5%. Ну, плюс, минус. Профессию, о которой я мечтала с детства, я так и не смогла получить, так как у меня не хватило проходного балла (в денежном эквиваленте). Я, даже, не помню, где валяется мой аттестат. Узнаете себя?

А теперь главное. Когда я после школы продолжила образование в одном учебном заведении, у меня был удивительный случай, запомнившийся мне на всю жизнь. К нам приставили нового педагога, о котором тянулся шлейф славы безумно строгого учителя, которого все боялись. Первая пара уроков. Заходит учитель, действительно, грозного вида. Мы все повтыкались в учебники, чтобы не было видно наших лиц. И тут слышим: «Не, не, не! Подняли головы! Книжки закрыли! Даю задание: вы приходите на рабочее место (указывает на какое конкретно). Происходит такая-то ситуация (указывает какая именно). Ваши действия!». Короче, за те два часа мы научились и узнали больше, чем за предыдущие полгода. Эх, если б все преподаватели так учили!

Это я к тому, что вспомните, насколько, к огромному сожалению, у нас теория расходится с практикой. Приходишь на работу и первым делом что? Правильно! Начинаешь учиться заново. Как показывает опыт – практика это лучший учитель! Об этом хорошо сказал Марк Фабий Квинтилиан: «Практика без теории ценнее, чем теория без практики».

2. Теория и пример

Уважаемые родители, прежде, чем давать своему чаду подзатыльник за двойку, вспомните, как учились вы! Являетесь ли вы безупречным примером для подражания? Часто слышу нелепую фразу: «Да, я плохо учился, но сделаю ВСЕ, чтобы мой ребенок учился хорошо!» Позвольте, а что значит вот это ваше «ВСЕ»?! Ну, по опыту знаю, что «все» включает в себя: те же подзатыльники. Различные наказания, в виде лишения ребенка каких-либо удовольствий. На худой конец – «благодарность» учителю. Учебный процесс окончен. Такими действиями вы только обозлите человека. Помните, ребенок будет мотивирован на успех, только если он будет видеть перед собой успешный пример!
И еще очень важный момент. Если у вас в семье по тем или иным причинам неблагоприятная обстановка, то будь ваше дитя, хоть семь пядей во лбу, ему будет просто не до учебы.

3. Теория и память

Шерлок Холмс не помнил имя премьер-министра Англии. Помните, как доктор Ватсон возмутился по этому поводу? На что великий сыщик ответил, что информация размещена у него в голове только нужная и так аккуратно, что в любой момент он сможет достать необходимое. Не правда ли, удобно? Подумайте, сколько ненужного хлама у нас в головах в век информационных технологий! Это как-то развивает память? Отнюдь.

4. Теория и здоровье

«Продвигаясь вперед, наука неустанно перечеркивает сама себя». В. Гюго
От такого пессимистического высказывания, хочется себя спросить: «А стоят ли полученные знания, например, нашего здоровья?» Для себя я ответила: «Нет». Вы – как хотите. Знаю таких мамочек, мечтающих вырастить гения, которые просто лишают ребенка детства. Это как минимум. Интересно, скажут ли такие дети за это «спасибо»? Кто из нас в школе не заработал сколиоз, головную боль или гастрит? А сколько детей от перегрузок падает в обморок? Это ж все будет аукиваться пожизненно. Я не агитирую за то, чтобы учиться спустя рукава. Ни в коем случае! Просто не забывайте, что во всем нужно знать меру.

5. Теория и время

Самое ценное, что мы можем отдать – это время потому, что его никогда не вернешь и ничем не заменишь. Неизвестно, сколько кому на роду написано. А если свое драгоценное время отдавать знаниям, которые тебе не пригодятся в жизни, будет совсем обидно. Вспомните о детях, лишенных детства только потому, что у их мамочки была идея «фикс», как из собственного чада сделать «человека». Для таких родителей открою еще один секрет: дело в том, что Господь УЖЕ сделал из вашего ребенка человека! Не забывайте, пожалуйста, об этом.

6. Теория и… образование

Совсем уж интересный заголовок, не правда ли?! А тут все просто: вспомните, где сейчас валяется ваш диплом о высшем образовании и какая деятельность «кормит» вас? Ну, вот у меня, примерно, так же.

И последнее. Увы, не все в жизни решает многознаемость и хорошее образование. Не забывайте о таких важных вещах, как талант и везение. Без них вообще никуда!

Это вечная загадка: как стать успешным и состоятельным в жизни? На что потратить драгоценное время юности и молодости, чтобы вся оставшаяся большая жизнь была интересной, насыщенной и безбедной? Почему один - неудачник, хотя вроде бы и старательный, и ответственный смолоду человек. Тем более, всегда, будучи трепетным учеником и студентом, выкладывался в семестрах на все 100%. Денно и нощно бдил над конспектами и учебниками, и, казалось бы, небезосновательно радовался - был просто «на седьмом небе» - когда сдавал экзамены на «отлично». И действительно, как же было не радоваться и не чувствовать себя счастливым, когда сызмальства со всех сторон все только и твердили: «Будешь хорошо, на пятерки учиться, будешь иметь в жизни все».

Но жизнь оказывается на удивление странной. И не понятной. Другой в это время совсем не «парился» над книжками. Закинув подальше портфель после последнего урока, он бежал туда, где его ждала разношерстная братва, футбол и речка до упада. И звонкая гитара томными весенними вечерами полностью заменяла ему нудную зубрежку. Которой в это время занимался тот - первый, который всегда учился, учился и учился.

…А потом… а потом, как это зачастую и бывает. Вернее, как чаще всего и бывает….Тот, первый, который всегда был отличником пришел наниматься на работу к тому, который учился «так-сяк». В найм. С оплатой, естественно, на порядки, а то и на десятки порядков меньше, чем у хозяина…

И все чаще и чаще у современных родителей возникает большое сомнение по поводу необходимости заставлять своих чад оценки в школе и вузе ставить выше и впереди всего на свете. И все чаще и чаще их терзает «смутное сомнение» в беспрекословности истины, что «Будешь хорошо, на пятерки учиться, будешь иметь в жизни все».

Вот мнение по этому поводу одного очень опытного человека, который тоже когда-то был зубрилой и отличником, а со временем стал умудренным жизненным опытом папой.

Я учился, как зверь - говорит он. Изнурял себя занятиями. Не видел белого света. Почему? Потому, что был так мотивирован своими родителями. Отличный аттестат откроет тебе дорогу к процветанию и счастью! Это жизненное кредо старшего поколения стало образом жизни очень многих, кто теперь сам уже имеет детей. И еще, имеет жизненный опыт. Свой собственный. Увы, очень и очень далекий от этого навязчивого кредо.

И теперь, говорит он, я «стою на другом берегу» и убеждаю своего сына не повторять ошибок, подчас роковых, бывших отличников, положивших на алтарь аттестационных оценок истинные навыки хозяина собственной судьбы. И вот почему:

1. Сколько бы раз в жизни мне не приходилось устраиваться на работу, ни один работодатель, ни разу не поинтересовался, какого цвета у меня аттестат.

Каким образом работодатель знакомится с кандидатами на вакансию и оценивает их? С каждым встречается лично? Да, нет. Для этого существуют резюме. Вот только ни в одном резюме, ни на одну работу - от грузчика до менеджера проектов - нет почему-то графы «Успеваемость». А что есть в обязательном порядке? «Опыт работы»!

Те же спортивные достижения и навыки в разных сферах деятельности - а все это в резюме включено, как правило - а никакие ни отметки в аттестате, имеют реальное значение для положительного решения.

2. Наша память так устроена, что она уже давно «освободилась» от всего этого нагромождения научных теорий, гипотез и «сданных» дисциплин.

Практика и реальная работа мгновенно расставили все по своим местам. То есть, жизненные приоритеты. Все те зазубренные в предэкзаменационные ночи науки и на следующий же день загнанные в глубины памяти, и растворившиеся там, оказались попросту не востребованы. За считанные недели практики пришлось освоить профессиональные навыки сначала и всерьез. Нужно ли было столько лет мучиться и переживать за оценки по «мертвым» знаниям? Сама жизнь указала на очевидность ответа.

3. Постоянная изнурительная погоня за «отлично» обратно пропорциональна крепкому здоровью.

Опять-таки реальная жизнь и реальный план на работе расставили по ранжиру ценностные приоритеты. Как выяснилось, уже после университета, что здоровье, а не цифры в аттестате, во главе угла профессиональных и жизненных достижений.

Ведь приходилось не спать сутками. Не доедать. Нервничать до икоты и коликов. Худеть, или, наоборот, резко набирать вес. То есть, по сути, целенаправленно, собственными руками, гробить свое здоровье. И все, из-за чего?!...Из-за того, что потом никогда не будет даже маломальским «протеже» в карьере?

4. Постоянная учеба - это постоянное уединение. Отсутствие навыков коммуникабельности может стать фатальной привычкой.

Душа компании, заводила, балагур и весельчак. Он был всегда в центре коллектива - и за столом, и на перерывах между лекциями, и в курилке, и в спортзале. Вот только учился еле-еле. Но был зато «розов», свеж и динамичен. Все отличники относились к нему свысока. Слабенький троечник, что его ждет?

А ждала его широкая сеть личных знакомств - то, что было упущено высокомерными отличниками - которые впоследствии легко помогали решать вопросы в бизнесе и в карьерном росте.

Это по прошествии многих лет уже стало понятно, что бизнес и карьера - это, прежде всего, взаимоотношения между людьми. А вовсе не отметки в зачетном листе. А учеба - лучшее время для устойчивых знакомств. Стоит ли упускать столь бесценный шанс?

5. Всему самому ценному с точки зрения профессионализма дал не университет, а мотивация для решения результативных задач.

Самый яркий, распространенный и наглядный пример этого - иностранный язык. Сколько мы его учим, вернее, вымучиваем? Вместе со школой - лет 13-15! И что? Да, ничего….Зато, когда понадобилось для повышения карьерного роста, что, естественно, влечет за собой и зарплату, в совершенстве овладеть иностранным, понадобилось не многим более года.

Мотивация, а не моральное удовлетворение от пятерки, является стимулятором для эффективного овладения новыми знаниями и навыками.

1. Разница между «4» и «5» не стоит титанических усилий, потому что это никак не влияет абсолютно ни на что.

2. Личный счет в банке складывается из реальных профессиональных навыков, а не перечня оценок на экзаменах.

3. Коммуникабельность и личные связи, а вовсе не «нимб» диплома обеспечат тебе карьерные и материальные преимущества.

4. Во главе угла должен стоять мотивированный смысл собственных действий, а не стремление угодить желаниям окружающих людей.

Большинство в нашем мире живёт стереотипами. И работают эти установки во всех сферах жизни, включая и образование: т.е. сначала ребёнок должен посещать детский сад, затем школу, потом обязательно поступить в институт. А дальше что? Потом, кому повезёт больше, устроятся на хорошо оплачиваемую должность и будут работать до пенсии, во время которой заслуженно отдохнут, отдав государству свой честный гражданский долг. Этот шаблон закладывают с самого детства настолько глубоко, что, когда уже взрослым говоришь, что вообще-то есть альтернатива такой жизни, на тебя начинают смотреть косо. Давайте же попробуем сломать некоторые стереотипы.

Интересно было бы посмотреть на статистику: сколько из имеющих дипломы работают по специальности? И ещё сколько желающих при возможности заниматься чем-то другим, к чему лежит душа, но вынужденных сидеть не на своём месте? К сожалению, шаблонное мышление и устаревшая система образования не располагают к раскрытию талантов и развитию, совершенствованию человека. Поэтому если сам ребенок и его родители не будут в этом заинтересованы, то он будет вынужден следовать стереотипам, получит «корочку», устроится на работу, как все, но будет ли счастлив при этом?

В каждом из нас заложен огромный потенциал, который мы не всегда используем. Не бывает людей, лишённых таланта, просто надо его найти. И для того, чтобы реализовать его, совсем необязательно иметь стандартное образование или диплом. По крайней мере, не во всех областях он бывает необходим. А подтвердить это могут примеры знаменитостей, которые учились дома и занимались самообразованием . Поскольку их действительно очень много, и в одной статье обо всех не расскажешь, остановимся лишь на некоторых.

Вы, наверное, удивитесь, но самый богатый в мире человек за всю историю Джон Рокфеллер окончил всего лишь трёхмесячные бухгалтерские курсы. Он начал свою карьеру с помощника бухгалтера и стал крупнейшим бизнесменом в истории. Рокфеллер говорил: «...Диплом создаёт иллюзию, что у тебя вообще нет проблем. Внушая тебе ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что всё получается, что завтра ты пойдёшь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия».

Генри Форд , к примеру, не имел никакого диплома, учился лишь в церковной школе, но это не помешало ему основать одну из крупнейших компаний Ford Motor Company с автомобильными заводами по всему миру и стать автором 161 патента. «Самая трудная вещь на свете - это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются» , - говорил он.

Стив Джобс , один из богатейших людей современности, также не имел высшего образования, бросил учёбу в университете, считая дальнейшее обучение в нём бессмысленным и впоследствии ни разу не пожалел об этом.

Получил домашнее образование изобретатель Томас Эдисон , который просто не смог вписаться в школьную систему, его там признали «необучаемым». Он не учился ни в колледже, ни в университете. И во многом добился успеха благодаря своей матери: «Меня сделала моя мать. Она была так тверда, так искренне верила в меня, что я чувствовал, у меня есть ради кого жить и я не должен ее разочаровывать». А сколько людей у нас учатся в ВУЗах ради «корочки», только лишь для того, чтобы оправдать надежды своих родителей?

Среди наших соотечественников тоже немало тех, которые учились дома. Один из известнейших хоумскулеров - Лев Николаевич Толстой . Он считал, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 16 лет он поступил в Казанский университет, но его не окончил, а занялся самообразованием в Ясной поляне. «Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы я не нашёл цели для моей жизни - цели общей и полезной» , - писал Л.Н.Толстой.

Обучался дома и Фёдор Иванович Тютчев - известный русский поэт, дипломат, публицист, член-корреспондент петербургской Академии Наук. Родители очень поддерживали его таланты и помогали ему творчески раскрыться. Уже в 14 лет он стал вольным слушателем в Московском университете, через год стал студентом, в 17 лет сдал последний экзамен и получил кандидатскую степень!

Получил домашнее образование знаменитый пианист Святослав Рихтер . С 11 до 14 лет он учился в школе, и это время он называл самой ужасной порой в его жизни: «Школу я ненавидел, и даже сейчас при одном воспоминании о ней меня бьёт дрожь. Всё в ней меня отвращало, и прежде всего то, что она была обязательна». В 22 года он поступил в консерваторию, но ему разрешили учиться вне программы и государственным экзаменом Рихтеру засчитали один из его концертов.

Сергей Павлович Королёв - основоположник практической космонавтики, одна из величайших фигур ХХ века, в школе тоже не учился. Но поступил в строительную профессиональную школу и занимался во многих кружках. В 17 лет стал автором проекта безмоторного самолёта К-5, который был официально защищён перед комиссией и рекомендован к постройке. Позже с блеском окончил МВТУ имени Н.Э.Баумана. Сергей Королёв - один из тех, кто сделал СССР передовой державой.

Как видите, обучение в школе - это не показатель успешности, получение диплома о высшем образовании - далеко не всегда путёвка в достойную жизнь. Каждый человек по-своему уникален, и поэтому задача родителей - не загрузить его школой, множеством кружков и любыми путями дать высшее образование. А их задача - увидеть талант ребёнка и помочь ему раскрыться, дать направление. Только в этом случае человек сможет найти своё призвание, которое сделает его счастливым и успешным.



Просмотров