История появления конституции рф проектно исследовательская работа. Творческий проект на тему «Конституция России – путь к правовому государству» (10 класс). Учебная и научная литература

Исследовательская работа на тему: Положительные и отрицательные стороны Конституции РФ.

Подготовила:

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №7 ст.Ессентукской

Магомедова С.Р

План работы:


  1. Введение

    1. Проблема исследования

    2. Актуальность исследования

    3. Предмет исследования

    4. Объект исследования

    5. Цель исследования

    6. Задачи исследования

    7. Гипотеза

    8. Методы исследования
2 Основная часть

2.1Общая характеристика Конституции РФ

2.3 Отрицательные черты Конституции РФ: ее недоработки и несоответствия

2.4 Перспективы совершенствования

3. Вывод

4.Заключение

1.Введение

1.1 Проблема исследования

С одной стороны, Конституция основной закон российского государства, имеет много положительных черт: она заложила фундамент новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах, способствовала стабилизации положения в российском обществе.

Но, с другой стороны, Конституция имеет множество недостатков, мешающих нормальному функционированию государственного аппарата.

1.2 Актуальность

Вопрос о целесообразности изменения Конституции сложен тем, что Конституция обладает статусом своего рода правовой «святыни», Основного закона, являющегося базой всего российского законодательства, правовой гарантией стабильности государственного и общественного строя.

1.3 Объект исследования

Действующая Конституция РФ.

1.4 Предмет исследования

Плюсы и минусы Конституции РФ.

1.5 Цель исследования.

Определить положительные и отрицательные черты действующей Конституции РФ, предложить пути решения некоторых недоработок документа и несоответствия статей.

1.6 Задачи исследования.

1. Изучить Конституцию РФ

2. Выделить плюсы и минусы Основного закона

Определить перспективы совершенствования документа

4. Предложить пути решения некоторых недостатков Конституции

1.7 Гипотеза

Я считаю, что действующая Конституция РФ имеет много недостатков и основным из них является несоответствие положений Основного закона и федеральных конституционных и федеральных законов.

1.8 Методы исследования

Теоретический (изучения текста Конституции РФ и подзаконных актов)

2.1 Общая характеристика Конституции РФ

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, определяющей его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г. Она подвела черту под существовавшим в стране коммунистическим строем, заложила фундамент новой общественно- политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах.

Основной закон Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоящее из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории, единое гражданство.

Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

Конституция закрепляет широкий круг политических и социальных прав и свобод граждан, при этом устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Основной закон определяет структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган –двухпалатное Федеральное Собрание, высшей исполнительный орган –Правительство РФ, высшей судебный орган- Верховный суд.

2.2 Положительные черты Конституции РФ

Если сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах
человека и гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в
этой сфере, то сразу же можно отметить не только совпадение общих
подходов, но и сходство многих конкретных норм. И это не случайно.
Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают
общемировой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых
документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в
Международном пакте о гражданских и политических правах и в
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает
Всеобщую декларацию прав человека. Устав ООН, Международные

пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках СБСЕ, многих международных конвенциях и др. Иными словами, в силу собственного выбора, восприятия ценностей человеческой

Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека
закрепляются в невозможно более полном объеме. Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни связанные с этим политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике. Безусловно, закрепление прав и свобод человека является одной из положительных черт Конституции.

Конституция расшифровывает непосредственное действие прав и свобод
человека и гражданина таким образом, что они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием (статья 18).

В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и
бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное
образование.
В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет
средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В сфере социального обеспечения Конституция предусматривает
государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет
добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм
социального обеспечения и благотворительность.

2.3 Отрицательные черты Конституции РФ: ее недоработки и несоответствия.

Одна из проблем связана с принципом прямого действия Конституции, непосредственно закрепленным в статье 15. Эта статья предполагает реализацию Конституции независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее нормативных правовых актов. Конституция призвана регулировать основополагающие начала общественных отношений, которым предстоит развиваться, что подразумевает, в определенной степени, ее стратегический характер.

Другая проблема реализации Конституции касается ее соотношения с актами действующего законодательства, которые, с одной стороны, призваны развить ее положения и обеспечить их воплощение в действительность, а с другой стороны, должны соответствовать ей как акту, обладающему высшей юридической силой.

Далеко не все из прямо предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов (а также законов, предполагаемых логикой конституционных положений), воплощены. Так, не приняты важнейшие федеральные конституционные законы о Конституционном Собрании, об изменении конституционно-правового статуса субъекта федерации.

Одна из наиболее обсуждаемых проблем связана с принципом разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Имеется некоторое несовпадение между статьей 10 Конституции, закрепляющей данный принцип, и частью 1 статьи 11, перечисляющей четыре звена в системе государственной власти (президент РФ, Федеральное Собрание РФ, правительство РФ, суды РФ). Исходя из смысла положений Конституции, участие президента в осуществлении государственной власти предполагает включение его в одну из ветвей власти. Конституция закрепляет за ним статус главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Однако положение президента в системе существующих трех властей Конституцией не определено, что дает почву для дискуссий о существовании особой формы власти – президентской и о сущности тех полномочий, которыми он должен быть наделен.

Не менее проблематичен вопрос о месте прокуратуры в системе трех ветвей власти и об обоснованности включения статьи о ней в главу 7 Конституции «Судебная власть», поскольку прокуратура не вправе осуществлять правосудие и потому, строго говоря, не может быть отнесена к судебной власти.

Не урегулирован Конституцией и ряд принципиальных вопросов о природе и статусе некоторых государственных органов, таких как федеральные органы исполнительной власти, прокуратура, избирательные комиссии, администрация президента. Наряду с правительством исполнительную власть осуществляют федеральные органы исполнительной власти, - министерства, службы и агентства, - статус которых определен указом президента. Между тем Конституция предусматривает осуществление исполнительной власти только правительством (ст.110 Конституции РФ). Ситуация осложняется и тем, что часть федеральных органов исполнительной власти действуют непосредственно под руководством президента.

Проблемные формулировки главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», создают препятствия для реализации ряда конституционных прав и свобод. Это известно не только специалистам в сфере юриспруденции, но и обычным гражданам. К таким вопросам относятся двойное гражданство, реальность конституционного принципа равенства, разрешительного на практике характера реализации некоторых прав и свобод, размытые конституционные формулировки тех условий, при которых возможны ограничения прав и свобод. Примером этого могут служить услуги здравоохранения. Статья 41 гл.2 Конституции РФ предоставляет нам право на бесплатную медицинскую помощь. Но, в большинстве случаев, качество предоставляемых услуг настолько низко, что приходиться получать в дорогих частных поликлиниках. Статья 43 провозглашает бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Несомненно, это является большим плюсом, но, если сравнить системы образования многих стран Европы, то мы заметим, что в таких странах, как Германия, Норвегия, Финляндия, Чехия и Франция уже давно введено бесплатное высшее образование.

2.4 Перспективы совершенствования Конституции РФ.

Итак, Надо ли перерабатывать конституционные нормы? Конституция, как и любой другой закон, несовершенна. Она может содержать в себе противоречия и отставать от общественной практики или же, напротив, чрезмерно опережать ее, превращаясь в своего рода декларацию, недостижимый идеал. Любой закон, даже конституция, не является неприкосновенным и может быть подвергнут изменениям. Опросы общественного мнения показали, что более половины граждан считают необходимым вносить поправки в действующую Конституцию.

Согласно статье 134 гл. 9 Конституции РФ «Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ,

А также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы».

А что можем сделать для совершенствования Основного закона мы?

Ведь мы не имеем ни власти,ни права законодательной инициативы. Я считаю, что для решения этой проблемы мы можем громко и четко заявлять, что потребность в этом действительно существует, и первой ступенькой достижению цели будет призыв к законодательным органам нашего субъекта.Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Необдуманная переработка ее положений может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе. И нет никакой гарантии того, что обновленная или даже новая Конституция не столкнется с аналогичными проблемами.

3. Вывод

Моя гипотеза частично подтвердилась, так как Конституция РФ действительно имеет много недостатков, но наиболее остро стоят проблемы разделения органов власти и неточные формулировки некоторых статей Основного закона.

4. Заключение

В своей работе я выделила положительные и отрицательные черты Конституции РФ и сделала вывод о том, что она действительно нуждается в совершенствовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют более полно и разнообразнее понять недостатки и преимущества действующей Конституции ФРФ РФ. Полученный теоретический материал может быть использован на уроках правоведения и обществознания в учреждениях образования.

Первые конституции появились в XVIII в. и были призваны найти оптимальное соотношение между властью и свободой. В 1787 г. появилась Конституция США. Создатели Конституции попытались обойтись без раздела о правах и свободах граждан, с опорой на английский принцип “что не запрещено, то дозволено”. Но народ быстро заставил законодателей поправить положение, вследствие чего спустя два года был принят “Билль о правах” (первые десять поправок к Конституции). Во Франции была принята первая Конституция в 1791 г. Ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше - в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии.

Буржуазные революции XIX в. вызвали появление конституций в большинстве стран Европы. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман и др.) не имеют конституционных сводов законов.

3. Развитие конституционализма в России

В нашей стране долгое время существовало нигилистическое отношение к конституции. Славянофилы, например, считали, что у России - особый путь и ей чужды западный политический порядок и конституция. Со своими конституционными проектами выступали многие мыслители дореволюционной России. Например, М. М. Сперанский (1772 - 1839 гг.) мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “и правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”. Известна как проект радикальных государственных преобразований "Конституция" декабриста Н. М. Муравьева. Формой правления, наилучшей именно для России, Н. М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей.

Либералы-государствоведы второй половины XIX в. Б. Н. Чичерин (1828 - 1904 гг.), Н. М. Коркунов (1853 - 1904 гг.), М. М. Ковалевский считали, что идеалом для России может быть только конституционная монархия, так как именно в ней наиболее очевидно соглашение различных общественных элементов. Но только революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. 17 октября 1905 г. издается Манифест Николая II “Об усовершенствовании государственного порядка”, ставший первым конституционным актом. 23 апреля 1906 г. появились “Основные законы Российской империи”, но они, к сожалению, уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни. Перестройка абсолютной монархии в конституционную шла в России медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями правительства.

Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил незыблемыми свободы совести, слова, собраний, союзов, неприкосновенность личности. Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом. Манифест провозгласил также создание законодательного органа, несколько ограничивающего власть самодержавного монарха. Возник двухпалатный парламент. Верхней парламентской палатой являлся Государственный Совет, нижней палатой - Государственная Дума.

Для избрания Государственной Думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной Думе предоставлялось право утверждения всех законов, ее депутаты были неподотчетны избирателям. Государственный Совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривал все законопроекты, принятые первой палатой и лишь в случае их одобрения верхней палатой законопроект передавался на утверждение царя. Состав Государственного Совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговцев и промышленников.

За императором оставались широкие полномочия, без его одобрения ни один закон не приобретал силы. I Государственная Дума оказалась бесплодной и просуществовала 72 дня, II - сто два дня. Монарх активно пользовался правом издания указов законодательного характера “во время прекращения занятий Государственной Думы”, а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным Советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали доминировать.

В ходе Февральской революции 1917 г. монархия была свергнута. Государственная Дума сформировала Временное правительство и вскоре прекратила свою работу. Временное правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Были упразднены жандармерия, полиция, цензура, запрещены аресты без суда, отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих), проведена политическая амнистия. Временное правительство при содействии Юридического Совещания разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание. Учредительное собрание и должно было решить вопрос о будущей форме правления в России. Главой государства и правительства должен был стать президент республики с сильными полномочиями, от имени которого должны были вноситься законопроекты в Учредительное собрание. Оно тем самым превращалось в законодательный орган. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Октябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.

После Октябрьской революции 1917 г. начинает складываться тоталитарное государство. Общий подход большевиков к государству был далек от распространенной на Западе концепции. Государство рассматривалось как главное орудие построения коммунизма, закреплялось государственное руководство обществом, контроль огромной бюрократической машины распространялся на каждое действие человека. В июле 1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая не оставляла никаких надежд на демократическое государственное устройство.

Новая структура власти практически исключила свободу выборов. Глава 13 Конституции лишала избирательного права лиц, использующих наемный труд, живущих на проценты с капитала, частных торговцев, священнослужителей, служащих и агентов бывшей полиции, охранного отделения и жандармов. Это нарушало основной признак избирательного права - всеобщий характер. Представительство от разных социальных групп не было равным, при выборах в высшие органы власти преимущества имел сравнительно малочисленный рабочий класс (рабочие и другие жители городов избирали на съезд Советов одного представителя от 25 тысяч избирателей, а крестьяне - одного депутата от 125 тысяч избирателей). Выборы были не прямыми, многоступенчатыми (для отсева "чуждых элементов").

Конституция 1918 г. утверждала Россию как Республику Советов. В. И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы “шагом назад”. Не шло речи ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции. На словах декларировались гражданские права, но государству никаким образом не предписывалось их охранять или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу. Было обосновано единство исполнительной и законодательной власти. Высшим органом власти Конституция 1918 г. провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, который избирал ВЦИК - Всероссийский Центральный исполнительный комитет. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты (внутренних дел, по военным и морским делам, финансов, иностранных дел, юстиции, по делам национальностей и т. д.). Съезды Советов созывались нерегулярно, большевики манипулировали ими, как хотели, и практически не ставили на их обсуждение вопросов первостепенного значения. Фактически высшим органом власти являлись не съезд и не ВЦИК, а Совнарком. Совнарком мог издавать декреты без предварительного обсуждения их с ВЦИК и работал при закрытых дверях.

Большевики быстро разделались с другими политическими партиями, они были запрещены, а их лидеры репрессированы. Советы оказались под руководством партийного аппарата. Произошло сращивание партийной и государственной власти и ее полная централизация. На съездах Коммунистической партии и на пленумах ЦК открыто обсуждались и решались коренные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности. Все назначения в советский аппарат, общественные организации, прессу и т. д. осуществлялись только через партийные решения. Диктатура пролетариата, провозглашенная Конституцией 1918 г., как социальная основа новой государственности, превратилась таким образом в диктатуру одной партии, а через нее - в диктатуру вождей.

После образования в 1922 г. СССР потребовалась новая Конституция, которая была утверждена Вторым съездом Советов в январе 1924 г. Она содержала Договор и Декларацию об образовании СССР. За исключением Договора и Декларации, новая Конституция представляла собой слепок с Конституции РСФСР 1918 г. Однотипное содержание имели и принятые вслед за этим конституции всех союзных республик. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федерального союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. К ведению органов власти Союза были отнесены международные связи, руководство вооруженными силами, внутренняя и внешняя безопасность, общее управление народным хозяйством, финансами. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако Конституция 1924 г. не меняла суть советской государственности.

В 30-е годы в нашей стране складывается режим личной власти Сталина; партийный аппарат распространяет свое влияние на все сферы действия государственных органов, наблюдается ужесточение законодательства и вообще карательной политики. В 1933 г. организовывается Прокуратура СССР. В 1934 г. ОГПУ сливается с НКВД. Последний становится всесильным ведомством. Страна покрывается густой сетью лагерей, лагпунктов, колоний и спецпоселений. Происходят также существенные экономические и социальные изменения. Многоукладная экономика была реконструирована, произошло свертывание рыночных отношений, усилился государственный плановый сектор. Были ликвидированы остатки "эксплуататорских классов", сильные изменения произошли в среде крестьянства. В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внести изменения в Конституцию с учетом тех перемен, которые произошли в обществе. Так появилась Конституция 1936 г. Конституция была вполне демократической для того времени, однако действительность резко противоречила ее содержанию. Она отменяла откровенную дискриминацию в избирательном праве, провозгласив принцип равноправия всех граждан.

Высшим органом власти в стране провозглашался Верховный Совет СССР, избираемый на основе прямого тайного голосования, но о свободных выборах в условиях сталинского режима говорить не приходилось. Выборы в Советы, например, свелись к голосованию за единственного кандидата от так называемого “блока коммунистов и беспартийных”.

В марте 1936 г., незадолго до принятия Конституции, И. В. Сталин изложил собственное видение свободы при социализме, отвергая мысль, что социализм отрицает личную свободу: “Это общество мы построили не для ущемления личной свободы, а для того, чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной. Мы построили его для действительной личной свободы, свободы без кавычек... Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода”.

В соответствии с таким подходом первое место среди зафиксированных Конституцией прав занимали социально-экономические права: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. Это были не столько индивидуальные права, сколько направления государственной социальной политики. Гарантии этих прав опирались только на государственные меры, исключающие какие-либо частные системы (страхования, школ, бирж труда, санаториев и т. д.).

В Конституции были записаны политические права и свободы (слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, на объединение), которые в условиях жесткой однопартийности и уголовной репрессии на могли быть воплощены.

Лицемерием и цинизмом были пронизаны положения Конституции, связанные со свободой совести. Сталинская Конституция, провозгласив свободу антирелигиозной пропаганды, исключила свободу религиозной пропаганды, сведя свободу совести к свободе отправления религиозных культов. При Совете Министров СССР был создан Совет по делам Православной церкви, без разрешения которого церковь не могла ступить ни шагу; она также была поставлена под контроль органов государственной безопасности. Продолжалось уничтожение и закрытие храмов и монастырей, о церковном образовании и издательской деятельности не могло быть и речи. Конституция 1936 г. закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки. Это была абсолютно формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля за карательными органами в стране не существовало. По иронии судьбы подобные конституционные нововведения совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря.

Совершенно формальным являлся советский федерализм, легший в основу государственного устройства СССР. Фактически СССР представлял собой унитарное государство, где центр мог полностью контролировать республики. В 1937 г. была принята Конституция РСФСР (копия Конституции СССР 1936 г.).

Некоторое обновление государственно-правовых институтов происходит после XX съезда КПСС (1956 г.), когда была сделана попытка отбросить наиболее одиозные стороны сталинизма. Произошла демократизация правосудия, были несколько расширены гражданские свободы, но над всеми процессами давил контроль партаппарата, не желавший расстаться с властью. Государственно-правовая политика в 60–70-х гг. отличалась двойственностью. С одной стороны, происходили судебные процессы против инакомыслящих, сотни диссидентов были лишены свободы, отправлены в лагеря и психбольницы, высланы из страны, происходило идеологическое оболванивание народа. С другой стороны, правящие круги СССР решились на ратификацию принятых ООН в 1966 г. Пактов о правах человека. В 1975 г. Л. И. Брежнев подписал Хельсинский документ, в котором провозглашалась незыблемость общепринятых демократических прав и свобод человека.

Конституция СССР 1977 г. сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, но несколько попыталась расширить перечень прав и свобод. Конституция 1977 г. констатировала построение “развитого социализма” и создание “общенародного государства”, закрепляла новые формы “непосредственной демократии”; всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. Однако права и свободы, закрепленные Основным Законом, не соответствовали международным стандартам и подчинялись целям конституционного строительства. В Конституцию была включена пресловутая ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни. Советам как представительным органам отводилось место придатка к государственным органам. Конституция РСФСР, принятая в 1978 г., в основном повторяла положения Союзного Основного Закона.

С конца 80-х годов в Советском Союзе начался процесс реформ, который затронул и государственное право. Была разрушена монополия КПСС на руководство обществом и государством, произошла отмена ст. 6 Конституции СССР, а затем и соответствующей статьи Конституции РСФСР. Была сделана попытка повысить роль представительных органов (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Был введен пост Президента СССР. Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. впервые всенародно избран ее Президент - Б. Н. Ельцин. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии договорились о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). После этого были упразднены все союзные структуры власти и управления. Российская Федерация была провозглашена правопреемницей союзного государства.

После провозглашения России суверенным государством произошли определенные изменения в государственном устройстве и организации государственной власти. Появляются новые органы власти (двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд), расширились права местных органов власти. И в то же время в политической жизни страны сохранялось еще немало противоречий:

    прежние герб и гимн;

    отсутствие четкого принципа разделения властей, что порождало разногласие между исполнительной властью и Советами всех уровней - Съезд народных депутатов стоял над Верховным Советом и мешал его работе;

    Палаты Верховного Совета РФ (Совет Республики и Совет Национальностей) не обладали независимостью, ибо управлялись одним органом - Президиумом Верховного Совета.

В 1992–1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. Кризис был разрешен исполнительной властью силовым путем: роспуском Советов народных депутатов в центре и в регионах.

Одновременно шла работа над созданием новой Конституции РФ. Еще 22 июня 1990 г. была образована Конституционная Комиссия, создавшая проект Конституции. В мае 1993 г. проект Конституции был опубликован и одобрен Верховным Советом РФ. Это был фактически проект парламентской республики, который ставил Президента под контроль Верховного Совета. В мае 1993 г. было созвано Конституционное Совещание, составившее новый проект Конституции. Этот проект давал, напротив, чрезмерные права Президенту. В конституционный проект было внесено 500 поправок, 40 новых норм, после чего он был вынесен на всенародное обсуждение. 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту Конституции. Новая Конституция РФ была принята 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Одновременно были проведены выборы в новые органы власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

Итоги референдума вызвали неоднозначную оценку, в частности, из-за несоответствия его проведения процедуре, установленной Законом о референдуме 1990 г., согласно которому для внесения изменений в Конституцию, а следовательно, и для принятия новой Конституции необходимо было получить абсолютное большинство голосов избирателей, включенных в списки для голосования. Однако снижение избирательной активности в последние годы сделало нереальным проведение конституционного референдума по жесткой формуле прошлых лет. Отсутствие всеобщего одобрения можно рассматривать как нормальное, типичное для свободных выборов явление. Ни Федеральное Собрание, ни субъекты федерации не опровергли правомерность результатов этого референдума. Даже критикуя отдельные положения Конституции, необходимо соблюдать и уважать ее.

Селенгинское районное управление образованием
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №3 г. Гусиноозерск
Районная научно­практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция истории и обществознания

«История Конституции – основа
демократического устройства
российского государства»

Выполнила: Саввина Катя, ученица 9 класса

Руководитель: Бурлакова Н.М., учитель истории
1

Содержание
I.Введение 3
1.1.Цель 4
1.2. Задачи 4
1.3.Актуальность 4
1.4.Объект исследования 4
1.5Ход исследования 4
1.6. Предмет исследования 4
1.7. Методы исследования 4
1.8. Гипотеза. 4
II.Основная часть 5­10
2.1. Конституция Российской Федерации
2.2. Конституционный проект М.М. Сперанского.
2.3. Конституция Н.Муравьева, «Русская Правда» П.Пестеля.
2.4. Высочайший Манифест Николая II 1905г. «Об усовершенствовании
государственного порядка»
2.5. Первая конституция РСФСР 1918г
2.6. Вторая конституция СССР 1925г.
2.7. Принятие Конституции РСФСР 1937г.
2.8. Новая Конституция СССР 1977г.
2.9. Конституция РФ 1993г.
2.10. Права гражданина РФ.
3. Выводы. Заключение. 11
4. Список использованной литературы 12
5. Приложения 13
2

I.Введение
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,
использующее опыт людей на благо общества.
С.Джонсон
Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость…. Где
же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которых выросло раскидистое и могучее
«древо государства Российского»?
История России – это неисчерпаемый кладезь знаний о прошлом нашей страны и возможность
понимания будущих путей развития нашего государства.
Одно из юбилейных событий – 20­летие Конституции Российской Федерации. Это основной
закон нашей страны, и знать его должны все люди от мала до велика.
Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразлична судьба Родины,
кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
С начальной школы на уроках нам рассказывали о Конституции, но в раннем детстве я не
придавала особого значения этому документу. Изучая подробно Конституцию РФ 1993 на
уроках обществознания, я задумалась над тем, какова история становления этого закона.
История конституции – основа демократии. Так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот
вопрос необходимо обратиться к истории создания основного закона нашей страны.
Ныне действующая Конституция ­ пятая в истории России, но первая, принятая всенародным
голосованием. Первая из девяти глав ­ глава об основах конституционного строя. Высшей
ценностью по Конституции образца 93­го года является человек, его права и свободы, их
незыблемость и неотчуждаемость. Раньше права государство даровало гражданам, а в новой
Конституции ­ провозглашается приоритет прав и свобод человека, примат их, и только потом
государства. И в этом суть государства ­ признать эти права и защищать, обеспечивать их.
Сначала человек появился на земле, а потом государство. Надо бы, чтобы все граждане России
заразились идеей конституционного патриотизма ­ в России хорошая демократическая
Конституция.
3

1.1.Цель: изучить историю Конституции Российской Федерации.

1.2. Задачи:
1.
Провести анкетирование учащихся разных возрастов 5­9 классов, с целью
определения знаний учащихся о Конституции РФ.
2.
Рассмотреть этапы становления Конституции России.
3. Собрать материал об истории Конституции РФ.

1.4.Объект исследования: история Конституции РФ.

1.5. Предмет исследования: тексты, документы
1.6. Практическая значимость исследования: С созданной работой выступала на уроках
обществознания на классном часе по теме: «История конституционной монархии». Собран
фактический материал, для классных руководителей. Материал также может использоваться на
родительском собрании. Конкурс сочинений проводился школьный и районный. По итогам поиска
систематизирован для уроков истории и обществознания.
1.7. Методы исследования:
1. Теоретический (изучение литературных источников).
2. Метод опроса (беседы с учащимися, анкетирование).
3. Метод изучения документов.
1.8. Ход исследования:
1.Изучение литературы по поставленной проблеме; ресурсов Интернет.
2.Сбор фактического материала на основе опроса учащихся.
3.Проведение анализа собранного материала, его систематизация.
4.Формулирование выводов, оценка полученных результатов.

Гипотеза: демократия – форма политической организации общества, основанная на признании
народа в качестве источника власти
II. Основная часть.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая
страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою Конституцию. И это закономерно.
Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего, потому, что в ней
закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и
методы деятельности. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в
которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом
юридических актов, начиная с «Хабеас корпус, акт» и «Билля о правах» (оба приняты еще в
XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для XX
столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих
стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это
продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в
названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в
России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей. Если представить
себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного
организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то Конституция ­ это основание,
стержень и одновременно источник развития всего права. Становление демократии в России
сложный и противоречивый процесс. На первый взгляд, кажется, что может быть проще? Все
желают иметь гарантированные права и свободы гражданина, независимо от пола, расы,
национальности, языка, имущества и должностного положения. Самое ценное для людей – их
жизнь, и в демократическом государстве основной закон – Конституция защищает это право
человека. Она дает гражданам экономические, социальные, политические, культурные, личные
гражданские права.
Вне всякого сомнения, Конституция (от лат. «устройство») ­ это явление демократического
порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы,
обязанности, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее
принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности,
определенности в развитии общественных отношений.
5

Конституция ­ это договор между государством и его гражданами. Она устанавливает
пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного
развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное –
Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам
человека, защищает его честь и достоинство.
В нашем государстве во все времена народ также стремился создать правовое
демократическое общество. Демократия является формой правления, при которой все граждане
участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом
либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей. Демократические
государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют
процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и
местный уровень.
Элементы конституционной монархии присутствовали в России в начале XVII века,
власть
царя Василия Шуйского была ограничена. В 1730 году Дмитрий Михайлович
Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны
Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена.
Опираясь на нижние чины армии, Анна надорвала кондиции, и Россия стала абсолютной
монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по
кондициям, были почти все репрессированы.
В 1773 году дипломат Н.И.Панин и литератор Фонвизин попытались осуществить
переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича и ввести в России конституцию.
Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям.
«Дней Александровских прекрасное начало…» ­ так начиналось правление Александра 1.
Начав преобразования, я думаю, что в начале 19 века у нашего государства была альтернатива
развития демократии. Первым конституционным проектом, появившемся в России можно назвать
"План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Но
Царь не дал возможности продолжать дальнейшее реформирование государства. Желание
сохранить свою власть оказалось сильнее.
Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во многом
будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал проекты ее
совершенствованияюОн прекрасно понимал значение "чиновничьей армии" для будущих реформ
и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. Но большинство его
реформ потерпело фиаско.
6

В чем же причина неудач реформ? Причин тому было несколько:
Первая обнаруживается по существу уже в самом возвышении Сперанского, превращении его ­
выскочки, «поповича» ­ в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. Уже
в 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому
начинает усиливаться во всех слоях русского общества. Оскорбления и насмешки в его адрес
сделались явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и
очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный
совет и повышены налоги,
Второй причиной их неудачи было то, что лишь немногие знали и четко представляли цели и
всеобщее недовольство достигло апогея.
задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям.
Да и сам Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить его со своими проектами,
показать подлинные цели и смысл своих начинаний. Отсутствие определенных сведений о
предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям возможности выступить активно в
их поддержку и тем самым лишало их основы. В этом есть некий парадокс. Поскольку
Сперанский, первоначально придававший в своих трудах огромное значение общественному
мнению, когда дело дошло до практики, совершенно исключил «народный дух» из числа своих
союзников, сделав ставку на верховную политическую власть.
Наконец третьей причиной неудач реформ была их непоследовательность. Сперанский и
Александр I решились вводить новые правительственные учреждения раньше, чем будут созданы
согласованные с ними гражданские отношения, желая построить либеральную конституцию в
обществе, половина которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного произвола
владельца. Они надеялись получить быстрые результаты, не до конца оценив реальную
действительность, и эта поспешность во многом обусловила неудачу их начинаний.
Закон требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810­
х годах. Проекты конституции, предлагавшие лучшие люди из дворян, были самыми различными:
от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, предлагала
введение гражданских прав для всего населения России, до радикальной «Русской Правды»
декабриста Павла Пестеля, которая не только уничтожала крепостное право, но и отменяла
самодержавие, учреждая республику.
Проект конституции создал и Лорис­Меликов. Его обсуждение было назначено на март 1881
года, но, увы, это так и не состоялось, царь Александр II был убит. На престол взошел его сын,
который только укрепил свою реакционную политику. Ни о какой Конституции – как об
ограничении власти монарха речи быть не могло.
7

Ситуация изменилась в начале XX в, когда уже общество все настойчивее требовало
реформ, своего участия в государственном управлении.
Однако в этом случае роли поменялись, власть оказалась неготовой к решительным
политическим преобразованиям. Так как они были навязаны снизу, не удалось реализовать
стратегический замысел М.М.Сперанского ­ постепенно меняя, согласно «духу времени», систему
государственного управления, обеспечить России исторический неизбежный переход к
конституционной форме правления без «воспаления страстей и крайности обстоятельств».
«Власти и обществу» не удалась дружная реформаторская деятельность, что привело Россию в
начале прошлого века к глубокому кризису.
Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в
в результате опубликования
1832 году под руководством М. М. Сперанского,
Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно
изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.
Этот
обнародован 17 октября 1905.
законодательный акт Верховной Власти Российской империи,
был
Он разработан Сергеем Витте по поручению
Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». Высочайший Манифест
Николая II от 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод
основных государственных законов 1906г. В России впервые провозглашались неотъемлемые
гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и
др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и
Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва
Государственной думы при общем сроке 20 лет – безусловно, значимый этап в становлении
российского парламентаризма.
После свержения царского самодержавия в российской империи была установлена
советская власть. Первая конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом
Советов на заседании 10 июля 1918 года. Она закрепляла федеративное устройство России и
утверждала конструкцию советской власти. Также признавались равные права граждан
независимо от расовой и национальной принадлежности. Но эта Конституция не была
совершенной. Статья 65 лишала избирательного права лиц, прибегающих к наемному труду.
Статья 19 ограничивала их в праве на военную службу. Также в Конституции не было закреплено
право на образование. Не признавалось равенство прав.
В связи с образованием нового государства ­ СССР 31 января 1924 года была принята первая
Конституция Советского Союза. Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации
8

об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР. Для всех республик СССР
этой конституцией устанавливалось единое гражданство ­ "смотрите, завидуйте, я гражданин ­
Советского Союза".
Вторая конституция 1924 закрепила отношение между гражданами и новым союзом.
Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав
которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою
конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 31 января 1924
года закон был единогласно принят II съездом Советов.
Конституция утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая
1925года.

Начавшийся процесс перестройки и демократизации всех сторон жизни общества был
ознаменован законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР», принятым в
1989г.12 декабря 1993 года была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая после политического противостояния и
трагических событий октября 1993 года, создавала новый политический режим с сильной
президентской властью.
Эта Конституция ­ пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием
– референдумом. Высшей ценностью по Конституции является человек, его права и свободы, их
незыблемость и не отчуждаемость. По Конституции Российской Федерации ­ Россия есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Согласно второй главе Основного закона РФ провозглашаются права и свободы человека, такие
как: право на жизнь, всеобщее равенство перед законом, право на свободу и личную
неприкосновенность, каждый имеет право определять и указывать свою национальную
принадлежность и многие другие. Если в отдельности рассмотреть все права гражданина России,
то можно убедиться в том, что все они существуют, и государство их всецело защищает.
Так же в нашей стране присутствует множество партий, например: «Единая Россия»,
«Патриоты России», «Справедливая Россия», «КПРФ». Все эти партии обеспечивают
соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной
власти Российской Федерации.
Эти исторические факты свидетельствуют о том, что именно мнение народа сыграло
решающую роль в вопросе о принятии Конституции. Ведь демократия – это степень участия
народа в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан прав и свобод,
официально признанных и закрепленных в политике.
Нельзя создать полностью идеальный документ, поэтому в конституцию РФ вносились
многочисленные поправки, а это говорит только об усовершенствовании законодательства нашей
страны и дальнейших процессах демократизации общества. Человек, его права и свободы
признаются высшей ценностью. Впервые в Конституции 1993 года закреплен принцип
непосредственного действия конституционных прав и свобод.
3.Выводы.
Таким образом, высшим непосредственным выражением власти народа являются
референдум и свободные выборы, благодаря чему человек может принять участие в голосовании
по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения, в
10

формировании органов власти за выдвинутых представителей народа, выражая свои политические
предпочтения.
Уровень развития Конституции напрямую зависит от народа, проживающего на территории
Российского государства. А именно от нашей законопослушности. Только мы –народ Российской
Федерации можем своими действиями и поступками укреплять, способствовать развитию нашего
государства или разрушать его. Выбор за вами – быть патриотом или вредителем. Искренне
любить свою родину просто – знать историю, уважать предков, которые много сделали для нашей
страны и, конечно же, соблюдать законы своего государства.
Наши предки начали путь к демократическому устройству страны. Наша же цель ­ не
останавливаться на достигнутом, и продолжать усовершенствовать наше великое государство во
имя счастья будущих поколений.
И если вернуться к вопросу, вставшему передо мной в самом начале, «История Конституции
основа демократии. Так ли это?» я с уверенностью, отвечу: «Да!», так как по сути именно народ
пришел к принятию основного закона – Конституции.
Я горжусь своей Великой Россией и благодарна ее не менее великим сынам за то, что у меня
есть много гарантированных прав и свобод. Но нельзя забывать, что моя свобода заканчиваются
там, где начинается свобода другого человека, а это означает почтительное уважение и
беспрекословное соблюдение законов моей многонациональной Родины. С 18­летнего возраста я
обязательно реализую свое избирательное право, а также надеюсь принять участие в
усовершенствовании демократического устройства Российской Федерации
Пройдя двадцатилетний путь, Конституция Российской Федерации 1993г. доказала свою
жизнеспособность, действенность и адекватность реалиям и перспективам развития
современного российского общества и государства.
4.Заключение.
В ходе проведенного исследования мне удалось достигнуть поставленной цели.
В большей мере история Конституции изучена. В результате проделанной работы на основе
официальных документов:
­ дополнена и проанализирована история создания Конституции РФ;
­ систематизированы знания;
­собран и передан в кабинет истории материал по данной теме.
Изучив историю становления конституционного строя в России я поняла, что Конституция РФ
11

закрепляет правовой статус гражданина России, а это значит что дает человеку возможность не
чувствовать себя чужим в стране.
Быть гражданином России почетно это значит иметь права и обязанности, установленные
юридическими нормами, получать государственные гарантии соблюдения прав. Я поняла, что
главная ценность демократической КРФ 1993 года ­ это основные права, зафиксированные во 2
главе конституции, которых не было в предшествующих.
Когда я окончу школу, мне придется учиться или работать. Все это также мне гарантирует
Конституция. Ведь каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на
жизнь. Принятие Конституции – это всегда событие, событие для всех граждан, живущих в этом
государстве. Мне кажется, что человек чувствует себя увереннее в правовом государстве, которое
признает его источником власти. Поэтому, чтобы чувствовать себя полноправным гражданином
России, необходимо знать и уважать наши законы, а главное, соблюдать их.
Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права!
5.Список использованной литературы:
Конституция РФ 1993г
Учебник. История России 8, 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Учебник. Обществознание. Кравченко А.И.
http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovy_demokratii_v_rossii.html Ссылка:
http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b656
http://istoricus.ucoz.ru/index/izuchaem_konstituciju_rf/0­34
http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovy_demokratii_v_rossii.html
Основы демократии в России Дальневосточный Юридический Институт МВД России
Будников В.А
История развития Конституции Российской Федерации
Ссылка: http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b656
История

http://istoricus.ucoz.ru/index/izuchaem_konstituciju_rf/0­34 ИСТОРИКУС 1529
- Википедия
конституции

Конституция

Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".

Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось.

С этого момента до лета 1918 года в России действует неписаная конституция - свод основных декретов большевистского государства. Декреты провозглашали диктатуру пролетариата и закрепляли полновластие Советов. Они ликвидировали частную собственность, узаконивали национализацию помещичьих земель и крупной собственности. В ожидании близкой победы социализма во всем мире и скорейшего установления коммунизма Советы принимали утопичные декреты. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, впоследствии ставшая одной из основных частей первой конституции РСФСР, выражала решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей советской власти провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".

Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов.

Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.

Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Непролетарские слои населения - а это "эксплуататорский класс", духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии и охранки - были лишены избирательных прав. В эту же категорию попали члены дома Романовых, осужденные и душевнобольные.

Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет.

Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР.

В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. В частности была такая формулировка: "Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма, национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма, взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов".

Целая глава была посвящена работе Объединенного главного политического управления (ОГПУ). Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.

Для всех республик СССР Конституцией 1924 года устанавливалось единое гражданство - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза".

В народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего социализма" - начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире.

Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование.

В отличие от предыдущей Конституции 1924 года, где не было ни слова о правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки. Все судебные заседания должны были быть открытыми.

Статья 127: "Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора". Это 36-й год... Открыто в государстве диктатуры не существовало.

Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование землю, заложила главные принципы социализма: "Кто не работает, тот не ест" и "От каждого по его способности - каждому по его труду".

С этого момента 5 декабря стал выходным праздничным днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции 1977 года.

Хотя там были некоторые основы, некоторые идеи, опираясь на которые, скажем, правозащитники могли выйти на площадь с плакатом "Соблюдайте хотя бы эту свою Конституцию!" Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать. Для этого нужны были законы, подзаконные акты, инструкции. Была масса благих пожеланий, которые просто не могли реализоваться. Скажем, было записано право граждан на жалобу на административные органы в суды. Много лет эта норма не действовала, потому что закона не было. Никто никаких жалоб не принимал на основании прямой нормы Конституции. Никто, потому что не было закона.

Брежневская конституция - 1977 год. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного совета СССР 7 октября. С этих пор выходной день не пятое декабря - День сталинской конституции, а седьмое октября - День брежневской конституции.

В этой советской конституции впервые появляется преамбула. В ней рассказывается об историческом пути Советского Союза за 60 лет, дается характеристика "развитого социалистического общества".

Конституция 1977 года назвала Советский Союз общенародным государством, то есть "государством при развитом социализме". Это, кстати, и было причиной принятия новой конституции - новое государство построено, нужна новая конституция.

Тем не менее основная часть брежневской конституции взята из сталинской. Только брежневская, по сравнению с предыдущими тремя, более четко утверждает ведущую роль коммунистической партии.

КПСС - по новой конституции - руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа.

В 1985 году генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев объявил курс на перестройку. Одновременно начался процесс существенного изменения конституции РСФСР образца 1978 года.

С учетом поправок 1989-1992 годов конституция совершенно преобразилась. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская" и "социалистическая". Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Изменилась государственная символика России. Теперь в Конституции подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. В обновленном варианте конституция фактически закрепляла отказ от единовластия компартии. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Были учреждены институты Президента, и 30 октября 1991 года - Конституционный суд РФ.

Идея создать Конституционный суд, наверное, витала в воздухе, потому что теория уже давно считала, что разделение властей до конца никогда не может быть осуществлено, если судебная власть не уравновешивает законодательную власть, не проверяет ее акты на соответствие Конституции. До 1991 года в России и бывшем СССР эта идея никогда не получала должного развития. Считалось, что контроль за содержанием законов - это функция парламента. И поэтому в СССР уже в последние годы, в 1989 году, был создан парламентский орган конституционного надзора, который давал рекомендации законодателю о том, что какие-то акты, принимаемые им, не соответствуют Конституции. Для законодателя эти акты, если это касалось проектов законов, рассматриваемых законов, не имели обязательного значения. И комитет конституционного надзора не являлся судебным органом. Это была немножко другая организация, организация парламентского контроля за содержанием законов. Общепризнанная модель требует, чтобы это делала судебная власть. Это случилось впервые в России в 91-м году.

В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, - о доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту - Верховному совету. "Да, да, нет, да" - известные ответы на вопросы. После этого образовался какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.

На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа Ельцина о роспуске Верховного Совета в России разразился кризис власти. Съезд народных депутатов, обладающий неограниченными полномочиями, мог принять к рассмотрению любые вопросы, в том числе и те что, находились в непосредственном ведении Президента.

После заседания конституционного суда ночью с 21 на 22 сентября господин Зорькин поехал в Белый дом к Хасбулатову и Руцкому, и торжественно зачитал с трибуны решение конституционного суда, которое признавало действия президента неконституционными и достаточными для отрешения от должности аж по двум статьям конституции. Впрочем, "белодомовские сидельцы" отстранили президента еще и до вынесения решения конституционного суда и тут же назначили исполняющего обязанности (потом он стал писать себя просто как "президент"), Руцкого. А решение конституционного суда было размножено в тысячах экземпляров, распространялось в толпе у Белого дома и стало правовым основанием для всего последующего действа, завершившегося трагедией 3 и 4 октября. Поэтому вина или доля участия конституционного суда во всей этой истории чрезвычайно велика.

Ночное сентябрьское заседание 1993 года было тяжелым и трагическим. Этому, наверное, способствовало ненужное в то время полномочие суда самому выбирать вопросы для собственного рассмотрения и проявлять инициативу. Момент был очень политически острый, и суду как раз не нужно было именно по этому политическому моменту выступать, но по инициативе тогдашнего председателя собрались, сразу после того, как был обнародован указ президента о конституционной реформе, очень долго и яростно спорили. Большинство голосов было вынесено с заключением, что этот указ не соответствует Конституции. Но надо сказать, что он так и остался в своей только резолютивной части, потому что потом мы не смогли, по крайней мере, большинством суда сформулировать мотивировку этого решения. В истории это осталось. Потом практически все судьи участвовали в конституционном совещании по разработке новой Конституции 1993 года и новым законом о конституционном суде, который вобрал в себя уже предыдущую практику за два года нашей деятельности.

После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна новая конституция.

12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

19 сентября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал указ, в соответствии с которым 12 декабря объявлялся государственным праздником.

Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием.

Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость.

В основном законе закреплено народовластие, разделение властей, светский социальный характер государства, верховенство права.

Конституция гарантирует равноправие всех субъектов федерации и обеспечение прав всех наций. Президент России - гарант Конституции.

В ней указано, что он избирается всенародным голосованием на четыре года, не более двух сроков подряд. Правда, есть в России люди, которые уверены, что эти нормы немного устарели. Как вносить поправки в Конституцию, оговорено в ее девятой главе. С подобными предложениями могут выступать Президент, Федеральное собрание, правительство и законодательные органы субъектов федерации.

Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция - это Основной Закон государства, что он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный праздник в честь этого важного документа. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть его значимость, значимость правовых актов для нашего общества.

Теперь какое бы дело не рассматривал суд, всегда рассматриваются права граждан. Любой гражданин может обратиться в Конституционный суд, у него просто фантастическое право - он равен законодателю. Он может обжаловать закон, принятый высшей федеральной властью: Государственной думой, Федеральным собранием, но в том случае, если этот закон был применен в его конкретном деле, если этим законом его права нарушены, если есть сомнения в том, что этот закон противоречит Конституции. Огромное количество дел, которые касаются вопросов судебной защиты граждан, вопроса равенства сторон в процессе, вопросов применения разного рода репрессивного воздействия на граждан и т.д. Очень много вопросов по налоговому законодательству, прав собственности или свободы предпринимательской деятельности, проблемой прописки, когда гражданин был прикреплен к какому-то определенному месту, и от этого места зависели большинство его прав.

Надо бы, чтобы все граждане России заразились идеей конституционного патриотизма - в России хорошая демократическая Конституция.

Раньше права государство даровало гражданам, а в новой Конституции - провозглашается приоритет прав и свобод человека, примат их, и только потом государства. И в этом суть государства - признать эти права и защищать, обеспечивать их. Сначала человек появился на земле, а потом государство.

Конституция - это достаточно емкий нормативно-правовой акт, учредительный, высшей юридической силы, но емкий. И если представить себе, что граждане, общество будут жить только по Конституции, не имея системы законодательства, регулирующего и контролирующего те же права и свободы человека и гражданина, организацию власти, экономические основы жизни, политическое устройство, - это невозможно. Поэтому любое государство имеет систему законов, от 10 тысяч наименований законов... , однако в 2003 году было 16 тысяч обращений в Конституционный суд, из них 98 процентов - от граждан.

Например, Конституционный суд объяснил, что регистрация имеет уведомительный характер, что она не носит характера обязательного, что граждане не обязаны регистрироваться теоретически.

Люди понимают, что теперь парткома нет, что остается в любом случае, так сказать, последнее - это получить на руки судебное решение. Это переворот в истории России, могу вам сказать, - мирный, тихий, не насильственный.

Как бы ни относиться к процессу приватизации, к залоговым аукционам и прочему, что на слуху, колоссальнейшие изменения произошли в отношении собственности. Сегодня число собственников измеряется миллионами, свои права они на основе этой Конституции защищают в разных инстанциях, и в судебной системе прежде всего.

Фантастические изменения произошли в политической системе. Мы впервые имеем структуру, которую называем парламент. Как бы мы не относились, это зеркало, оно отражает нас, но у нас есть двухпалатный парламент, у нас есть "фабрика по производству законов". Как она работает - это другой вопрос. Но те 1,5 тысячи законов федеральных, которые приняты за 10 лет с изменениями, поправками и так далее, - это колоссальнейший прорыв вперед, колоссальный.

Есть развитие системы судебной защиты, судебной власти. Она становится все-таки на ноги. Должность судьи становится все более уважаемой. Но самое главное, что все эти и многие другие преобразования, прошли благодаря Конституции в мирных условиях (я выношу за скобки сейчас Чечню, хотя есть решение Конституционного суда по этому поводу), Конституция обеспечила это.

Более того, могу сказать, что это единственная Конституция на российской земле, в которую за 10 лет по существу не внесено никаких изменений и дополнений, ни одна запятая не изменена. Только субъекты Федерации там себя по-разному называли - вот и все поправки. И это очень хорошо.

У нас есть гарант Конституции - это Президент. У нас есть главный хранитель Конституции - это Конституционный суд и все другие суды. И главные субъекты, которые должны эту Конституцию знать, требовать ее исполнения, оказывать влияние на всю публичную власть, на всю бюрократию, если хотите, - это народ, это избиратели.

Благодаря этой Конституции все большая и большая часть нашего населения становится избирателями в подлинном, а не формальном смысле слова, которые делают осознанный выбор, определяя свою судьбу.

Давно пора - и это дело исполнительной власти, прежде всего, президентских структур - ввести курс в общей школе нашей, обязательное преподавание курса Конституции Российской Федерации, в обязательном порядке. В преддверии 10-летия можно издать Конституцию (можно с комментариями, с решениями Конституционного суда, с толкованиями) таким тиражом, чтобы сделать подарок каждой российской семье - бесплатно по почте.



Просмотров