Был ли принят пакет яровой. Суть пакета яровой. В федеральный закон «о противодействии терроризму»

С 1 июля 2018 года вступили в силу очередные положения так называемого пакета законов Яровой. Несмотря на то, что вступление в силу новых норм было отложено практически на два года, после формального начала действия закона обнаружилось, что он по-прежнему невыполним чисто технически. Закон Яровой с 1 июля 2018 года - какие нормы начали формально работать в начале этого месяца, почему они не работают в реальности, как может отразиться на карманах россиян этот закон в будущем.

Период работы шестого созыва современной Государственной Думы стал самым скандальным в истории России. Дума шестого созыва - та самая, что была избрана на выборах декабря 2011 года. Масштаб подтасовки результатов голосования и беззастенчивость, с которой происходили фальсификации, впервые вывел на улицы такие огромные толпы протестующих.

Конец 2011 - начало 2012 года стало временем так называемого “белоленточного протеста”, протеста интеллигенции и среднего класса больших городов. Власть серьезно испугалась этого движения и начала усиливать репрессии. Шестой созыв Думы, понимающий свою нелегитимность, активно выпускал порой безумные и невыполнимые законы, которые должны были защитить политический режим от роста протестов.

Пакет законов депутата Яровой и сенатора Озерова стал одним из самых ярких примеров репрессивных законов, принятых шестым созывом Госдумы.

Закон Яровой состоит из двух документов, с помощью которых были внесены поправки в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, а также некоторые федеральные законы Российской Федерации.

Общая суть этих поправок - ужесточение наказания по некоторым статьям УК, а также:

  • дополнительные причины для запрета на выезд из России и въезд в страну,
  • уголовная ответственность за недоносительство о преступлениях,
  • право силовых органов на чтение электронной переписки.
  • хранение операторами связи записей телефонных разговоров, всей переписки и всех отправленных одним пользователем другому интернет-файлов в течение 6 месяцев,
  • хранение операторами связи технической информации о фактах телефонных звонков и передачи информации в течение 3 лет,
  • доступ к этим данным сотрудниками МВД, ФСБ, СВР, ФСО, ФСИН и таможни по решению суда.

Фактически это означает, что операторы обязаны записывать все наши разговоры по сотовому и городскому телефону, всю смс-переписку и переписку в интернете, все отправленные одним пользователем другому голосовые сообщения или фотографии и т.д.

Формальная причина появления такого закона - борьба с терроризмом и экстремизмом. Известно, что под словом экстремизм в российской практике обычно понимается любое недовольство действующей властью и любая, даже справедливая, критика любого, включая самого мелкого, чиновника, сообщает Ros-Registr. Под предлогом борьбы с терроризмом Дума приняла законы, которые позволяют устраивать в России точечные политические репрессии.

С 1 октября 2018 года должны начать работать еще более безумные нормы закона Яровой. Интернет-операторы должны будут хранить в течение месяца все данные, которые скачал или отправил любой пользователь.

Пакет законов Яровой-Озерова, кто бы их ни писал на самом деле (есть мнение, что указанные люди являются только формальными авторами), составляли люди совершенно некомпетентные.

После принятия закона в 2016 году внезапно выяснилось, что технических мощностей, которые позволяли бы хранить такие огромные объемы данных, нет не только в России, но и вообще в мире.

Разумеется, одной из реальных причин появления такого закона могла быть необходимость обеспечить многомиллиардными заказами нужные компании, принадлежащие людям, близким высокопоставленным чиновникам.

В России есть семь компаний, производящих оборудование, которое подходит для хранения данных операторами связи. В руководстве всех этих компаний случайных людей быть не может. Но проблема в том, что ни одна из этих компаний до сих не представила сертифицированное оборудование, которое позволило бы начать работать новым нормам закона Яровой с 1 июля 2018 года.

Проблема, правда, не в самих этих компаниях, а в том, что Россвязь не аккредитовала испытательные лаборатории, которые должны сертифицировать оборудование.

Вероятнее всего, к концу года лаборатории будут аккредитованы и начнут сертифицировать оборудование для хранения данных. Операторы связи будут вынуждены приступить к закупке этого оборудования.

Достаточно просто - услуги связи вырастут в стоимости. Хранение таких объемов данных, которые предполагает закон Яровой, требует огромных технических ресурсов.

Специалисты отрасли сотовой связи оценили, что за шесть месяцев (срок, в течение которого должны храниться все разговоры и отправленные данные) российские пользователи совершают:

  • 700 миллиардов минут телефонных разговоров,
  • 50 миллиардов смс-сообщений,
  • передается 6 эксабайт (6 миллиардов гигабайт) интернет-данных.

Еще большие объемы данных скачивают и передают пользователи интернета. Фактически операторы будут хранить не столько те интернет-странички, которые посмотрел пользователь, и не его переписку по электронной почте, а тысячекратно скачанные с торрент-трекеров фильмы и телесериалы в высоком разрешении.

Операторы связи оценили приблизительные расходы на выполнение закона Яровой следующим образом:

  • Почта России должна потратить 500 миллиардов рублей на покупку оборудования, а затем тратить по 100 миллиардов ежегодно на его поддержку,
  • другие логистические компании - около 180 миллиардов рублей,
  • сотовые операторы - около 2,2 триллионов рублей (по их собственным оценкам) при совокупной доходности за один год в 1,7 триллионов,
  • соцсети MailRu Group (“Одноклассники”, “Вконтакте”) - до 130 миллиардов рублей.

Все эти расходы должны понести сами компании. А поскольку они зарабатывают только на оказании своих услуг, то в конечном счете за все заплатят простые россияне.

По оценкам не только самих сотовых операторов, но и независимых экспертов, для исполнения закона Яровой сотовые операторы должны увеличить стоимость своих услуг почти в три раза. Стоимость проводного интернета и вовсе должна вырасти в 13-14 раз.

Понятно, что самим сотовым операторам и интернет-провайдерам невыгодно повышать тарифы и не хочется этого делать. Возможно, рост окажется не таким значительным, но о развитии той же сети покрытия сотовой связи придется забыть на много лет вперед.

Еще одна крупная проблема в российских условиях - насколько данные будут защищены. Одно дело, когда на рынке продаются персональные данные россиян, включающие паспортные данные, номера телефонов и т.д. Это очень неприятно и опасно, но использовать такую информацию для прямого шантажа или многих других преступлений вряд ли получится. Другое дело, когда появится рынок, на котором можно будет купить телефонные разговоры конкретного человека. Кто будет покупать такую информацию и как ее использовать в дальнейшем, если подобный рынок появится - вопрос как минимум любопытный.

Операторы связи подсчитали, что понесут убытки в размере 4% от выручки. Минимум на эту цифру им придётся увеличить тарификацию. Законопроект Ирины Яровой выдвигает требования хранения информации к операторам. При этом закупка соответствующего оборудования ложится на плечи представителей мобильных сетей.

На данный момент никаких официальных заявлений о повышении тарифов не поступало. МТС, Мегафон, Билайн и Ростелеком отказываются комментировать этот вопрос. Расходы на осуществление должных мер уже подсчитаны и составляют приблизительно шестьдесят миллиардов рублей.

Более сложная ситуация у интернет-провайдеров. В перспективе виднеется поднятие цен на услуги на 10%.

Суть закона Яровой (пакет) в 2019 году. На какие сферы распространяется? В 2007 году был принят пакет законопроектов, который получил название «Яровой».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В связи с этим понятие сути данного пакета остается актуальным и на сегодняшний день.

Что это такое простыми словами

Пакет Яровой – это два законопроекта, которые были разработаны с целью предотвращения развития экстремистских организаций.

Он включает в себя 2 Федеральных закона:

Данный пакет предусматривает поправки в Федеральном законодательстве, которые можно разделить на несколько частей:

  • расширение полномочий органов прав охранения;
  • введение новых требований к операторам связи и интернет-провайдерам;
  • введение требований к почтовой связи и перевозчикам-экспедиторам;
  • усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.

После принятия законопроекта все вышеперечисленные сферы были реформированы в соответствии с новым законодательством.

Возникающие вопросы

Данный законопроект был принят совсем недавно, поэтому вокруг него возникает масса вопросов.

Наиболее важными из них можно выделить следующие:

  1. На какие сферы он распространяется?
  2. В какие сроки будет реализован?
  3. Соответствие пакета законов нормативно-правовым актам Российской Федерации и мировым резолюциям.

Внесение поправок

Закон Яровой вызвал массу обсуждений. Многие специалисты предполагали сложности дальнейшего оказания в своей сфере.

С самыми большими затруднениями на сегодняшний день столкнулись мобильные операторы, так как обязательство их хранить сообщения, передаваемые абонентами три года, требует особой организации с технической стороны.

В связи с этим в законопроект были внесены правки, согласно которым хранение данных, передаваемой клиентами информации должно обеспечиваться не на 3 года, а на 6 месяцев.

Это позволит сделать выполнение требований государства в рамках данного закона в отношении работы мобильных операторов вполне доступными.

Помимо этого, стоит отметить, что первоначальный проект пакета законов Яровой предусматривал пункты лишения гражданства лиц, состоявших на службе в иностранных государствах, но они противоречили действующей . В связи с этим были приняты правки, исключающие данные пункты.

Когда вступает в силу закон Яровой

В большинстве сфер, которые затрагивает пакет законов, именуемый как «Яровой», он уже вступил в силу.

Но как уже было сказано выше, для мобильных операторов обеспечение выполнения данного закона предусматривает обеспечение технической базы.

На ее разработку и введение требуется большое количество времени. В связи с этим данная отрасль получила отсрочку.

В первоначальном варианте закон должен был вступить в силу с 1 июля 2019 года, но даже за данный период мобильные компании не успели создать специальную техническую базу.

Выше было указано о возможности внесения правок в закон. На их разработку и принятие также необходимо время. В связи с этим вступление закона в силу будет отсрочено на данный период.

Мобильные операторы получат возможность оснащать свои коммуникации специальным техническим оборудованием с целью выполнения данного законодательства.

Но стоит отметить, что данные правки находятся пока что только в проекте. Если они не будут разработаны и внесены, то дальнейшей отсрочки операторы не получат.

Они обязаны будут выполнять поставленные условия – то есть сохранять сообщения, передаваемые их абонентами друг другу, с 1 июля 2019 года.

Условия работы

Пакет законов «Яровой» предусматривает изменение условий работы определенных сфер. К ним относятся:

  1. Транспортная сфера.
  2. Сфера связи.
  3. Религиозная сфера.

Для транспортных компаний

Пакет законов «Яровой» предусматривает изменение в деятельности транспортных компаний.

Они включены в данный проект с целью предотвращения взаимодействия транспортных компаний с экстремистскими организациями. Согласно закону, на компанию возлагается обязанность проверки своих клиентов.

Прежде чем заключить договор, экспедитор обязан проверить физическое лицо или юридическую компанию, с которой предполагается сотрудничество, используя основные реквизиты или личные данные.

Если лицо проверено, то экспедитор может заключать с ним сделку. Еще 1 пункт закона предусматривает то, что экспедитор не только документально должен быть осведомлён о перевозимом грузе, но и убедиться в его фактическом соответствии к бумагам.

Таким образом, деятельность экспедиторских компаний не особо расширяется, просто к ним вменяется несколько дополнительных требований.

Для операторов связи

Отрасль связи на сегодняшний день состоит из мобильных операторов и интернет-провайдеров.

Применение закона «Яровой» в отношении них основывается на возможности контроля и выявления заведомо опасных личностей.

Говоря простыми словами, правительство предусматривает, что используя средства связи, между собой могут общаться участники террористических организаций. Выявить это можно, проверив их диалоги.

Таким образом, правоохранительные органы, имея подозреваемого, получают возможность проверки его звонков, включая записи разговоров и сообщений, отправляемых другим абонентам, с целью доказательства его причастности к преступлению.

Введение закона предусматривает изменение одновременно для нескольких субъектов:

Из всех сфер, как уже было сказано выше, именно данная предусматривает большое количество затрат и работ для обеспечения поставленных задач.

Часть средств для этого предусмотрена бюджетом, но их может быть недостаточно, поэтому предусматривается вероятность подорожания услуг связи.

Стоит также обратить внимание, что введение закона «Яровой» в данной сфере может привести к нарушению международного законодательства. Каким образом это происходит, рассмотрим далее в статье.

Стоит заметить, что пакет законов коснётся не только услуг связи, но изменения предусмотрены также в работе мессенджеров и социальных сетей.

Все компании, которые ранее проводили шифрование данных, должны будут обеспечить полный доступ к ним правоохранительным органам.

О противодействии терроризму

В рамках борьбы с терроризмом законопроект «Яровой» предусматривает усиление координации действий между правоохранительными органами.

Данный нормативный акт позволяет повысить уровень информативности правоохранителей. В связи с этим появляется возможность предотвращать террористические акты.

О миссионерской деятельности

Не меньший ажиотаж вызвал принятие пакета «Яровой» в религиозной сфере. Как известно, миссионеры имеют большое влияние на общество.

В связи с этим их деятельность, по мнению авторов закона, должна строго контролироваться государством. По сути, законопроект не запрещает деятельность разных религиозных сообществ.

Но введение определённых норм предусматривает то, что они просто не смогут осуществлять ее.

Как известно, ряд религиозных направлений проводят свои собрания и учения не в специально отведенных местах, а просто в жилых строениях.

Закон «Яровой» предусматривает запрет проведения миссионерской деятельности в жилых помещениях. Исключением является только проведение религиозных обрядов.

При этом все религиозные организации, ведущие деятельность на территории Российской Федерации, должны быть зарегистрированы. Миссионеры должны получить разрешающие документы на выполнение деятельности.

Видео: пакет Яровой и удорожание интернета

В случае, если правила, предусмотренные пакетом законов «Яровой», будут нарушены, то данным нормативным актом предусмотрено в виде штрафов до 1 миллиона рублей.

В случае, если миссионерская организация имеет иностранное происхождение, а ее руководитель не является гражданином Российской Федерации, то она закрывается, а руководитель депортируется.

Противоречит ли он Конституции

При разработке законопроектов «Яровой» были допущены определенные ошибки. Часть из них была исправлена введенными правками, но ряд пунктов все еще идут вразрез с Конституцией.

Из них можно отметить следующие аспекты:

Статья Конституции Положение Противоречия закона «Яровой»
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права гражданства или права изменить его Предусматривает добровольный отказ от Российского гражданства лиц, работающих в иностранных государствах (данный пункт в связи с противоречием в конституции был отменен)
Ст. 6, ч. 2 Гражданин Российской Федерации имеет право на двойное гражданство и защиту прав по каждому из них Лицо, имеющее 2 гражданства, обязано сделать выбор в пользу одного из них (данный пункт в связи с противоречием с Конституцией был отменен)
Каждый имеет право на тайну общения (переписку, переговоры и т.д..) ограничивается оно только по решению суда Мобильные операторы и интернет-провайдеры обязаны обеспечить доступ правоохранительным органам к данным диалогов своих абонентов
Сбор хранение и распространение информации о жизни лица без его согласия не допускается Компании, предоставляющие услуги связи, обязаны сохранять сообщения и записи телефонных звонков в течение полугода

Из данных, указанных в таблице, можно сделать вывод, что текст закона «Яровой» противоречит Конституции.

Но опираясь на , в которой предусмотрено, что государство обязано обеспечить защиту свободы прав, а также безопасность своих граждан и учитывая то, что данный пакет законов принимается с целью борьбы с террористическими организациями, Совет Федерации постановил, что данные нормативные акты соответствуют законодательству РФ.

Но при этом остается под вопросом его соответствие международным правовым стандартам. Введение закона «Яровой» является противоречием Европейской правовой базе.

В ней предусмотрены изменения, которые вступят в мае 2019 года. Они распространяются на сферы, предоставляющие услуги связи.

Согласно правкам, Европейский Союз предполагает усилить защиту данных, передаваемых через Интернет и мобильные потоки. В свою очередь, закон «Яровой», наоборот, предусматривает их открытость.

Специалисты дают разные прогнозы того, чем это чревато для российских мобильных операторов. Предусмотрены 2 варианта развития событий:

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

  • содействие экстремистской деятельности;
  • несообщение о преступлении террористического характера;
  • совершение акта международного терроризма.

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности»)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38

Закон Яровой, также широко известный как «пакет Яровой», это ряд законопроектов, принятых 6 июля 2019 года, которые вызвали большой общественный резонанс.

Данные законы критиковались в интернет-сообществе и независимых СМИ почти во всех направлениях и проявлениях, хотя изначальная его цель довольно верна и позитивна – противодействие терроризму и экстремизму.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что бы разобраться в том, почему же меры, преследующие такие благородные цели, оказались крайне непопулярны в народе, необходимо рассказать, что это такое простыми словами, рассмотреть каждую его ипостась и ответить на ряд вопросов, которые и будут рассмотрены ниже.

Об авторе

Говоря о «пакете Яровой», в первую очередь необходимо понять, в честь кого названы данные законопроекты.

Ирина Анатольевна Яровая является действующим депутатом Государственной Думы от партии «Единая Россия», в которой с 2008 года является членом Генерального Совета. Поскольку речь идет о ее, в какой-то степени, политическом детище, останавливаться на подробностях ее личной жизни и личной биографии не будет этичным — здесь будет рассмотрена лишь ее политическая деятельность.

А начало политической карьеры Ирины Анатольевны довольно сильно противоречит ее нынешнему положению. Ее деятельность началась в партии «Яблоко», оппозиционной ее нынешней партийной принадлежности.

Будучи членом Совета народных депутатов Камчатской области, она также возглавляла фракцию «Яблока», активно выступая против политики «Единой России» в данном регионе. Неоднократно баллотируясь в Государственную Думу, она не смогла получить депутатский портфель, не прекращая, однако, свою политическую деятельность в партии «Яблоко» на Камчатке, находясь в оппозиции руководству области.

В 2003-и году, со стороны «Единой России» ей предлагался переход в эту партию, от которого она отказалась.

В 2007 году, Ирина Анатольевна вышла из партии «Яблоко» и присоединилась к «Единой России», мотивируя это тем, что хочет переехать в Москву на постоянное место жительства. На очередных выборах в Государственную Думу она оказалась на втором месте, однако все же получила мандат после отказа от него победителя.

В Госдуме она стала известна благодаря участию в создании законопроектов, касающихся проведения митингов, миграционной политики, и многих других сфер, однако наиболее известным стал недавний «пакет Яровой», который уже пора рассмотреть поближе.

О сути поправок

По сути, закон Яровой – это два законопроекта, вносящие ряд поправок в закон «О противодействии терроризму» и другие акты, касающиеся этого вопроса, и в статьи Уголовного кодекса РФ, также касающиеся антитеррора:

  • Первая часть «пакета» — это федеральный закон от 6 июля 2019 года № 374-ФЗ. Он накладывает обязательства на крупнейшие операторы связи хранить на серверах записи звонков, сообщений и истории посещения интернет страниц своих пользователей. Именно этот законопроект вызвал больше всего недовольства среди населения, так как многие сочли это вмешательством в личную жизнь;
  • Второй законопроект принят в тот же день, за номером 375-ФЗ. Как уже было сказано выше, он вносит ряд поправок в Уголовный Кодекс РФ. В первую очередь он увеличил сроки по таким статьям, как участие в террористической и экстремистской группе, агитация к этим видам деятельности и вообще по многим статьям, касающимся террористической и экстремистской деятельности. Так же, он позволил привлекать к судебной ответственности подростков от 14 лет, за участие в террористических группировках. Так же внес множество нововведений в УК РФ, одним из них является «недоносительство», т.е. несообщение о преступлении, что с вступлением в силу данного закона, является уголовно наказуемым преступлением.

Кроме этого, новшеством стало понятие «акт международного терроризма». Если сказать кратко, это понятие подразумевает под собой совершение террористического акта за пределами Российской Федерации, которое подвергло опасности граждан РФ, их жизнь и неприкосновенность

Кроме этих, наиболее важных, моментов, законопроект вносит огромное количество поправок и дополнений, касательно террористической деятельности.

Видео: Чем грозит

Про что закона Яровой

Тексты обоих законов довольно просты для восприятия. Полное название первого законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Он состоит из 19 статей, каждая из которых перечисляет поправки в отдельный закон, который указан в начале статьи. Пункты этих статей довольно коротки и понятны.

Второй закон, «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», состоит из четырех статей, которые, однако, куда более объемные, что опять таки не мешает их правильному восприятию.

Оба закона написаны довольно лаконичным и понятным языком, что исключает его какую либо другую трактовку, кроме как задуманной авторами.

Условия работы для операторов связи

Как уже было сказано, первый закон «пакета» внес ряд поправок в закон «О противодействии терроризму», которыми обязал ряд операторов сотовой связи, создавать базы данных и хранить на них записи телефонных разговоров и СМС-сообщений пользователей этих самых операторов.

А устроено это следующим образом – ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров, определенных специальным реестром, должны хранить все эти данные в специально созданных для этого дата-центрах и передавать их силовым структурам по первому требованию.

Этот пункт закона возмутил многих еще и потому, что помимо вмешательства в личную жизнь, это должно было спровоцировать большой рост на цены сотовой связи, о чем не забыли сообщить сами операторы. Дело в том, что хранение подобных объемов данных, а это миллионы терабайт информации, очень дорогостоящая процедура, требующая затрат, сопоставимых с бюджетами целых стран.

Постройка дата-центров, обеспечение бесперебойной работы серверов – все это сулило огромные затраты.

На сегодняшний день в правительстве ведется обсуждение по смягчению этого пункта закона, однако из заявлений экспертов известно, что отмена закона, или глобальное его превращение во что-то другое невозможно.

Условия работы для транспортных компаний

Кроме закона «О противодействию терроризма», первая часть «пакета Яровой» также внесла изменения в закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». Поправки обязывают экспедиторов проводить дополнительную, усиленную проверку документов клиента, а также информации о грузе и особенностях его перевозки.

Как и в случае с мобильными операторами, это сулит многомиллиардные расходы для транспортных и логистических компаний, на закупку специального оборудования для усиленного досмотра грузов и посылок – металлодетекторов, рентгеновских установок и другой аппаратуры.

Это же сулит резкий рост цен на доставку посылок и грузов, что также возмущает многих людей. По расчетам аналитиков, это может снизить количество покупок в интернете до 40%.

О противодействии терроризму

Помимо всего прочего, закон № 374-ФЗ наложил запрет на использование незарегистрированных средств шифрования, со штрафом от 3 до 5 тыс. рублей за нарушение. Помимо штрафа, конфискуется также само средство кодирования.

Также, во избежание конфликтов на религиозной почве, закон запретил религиозным обществам и организациям ходить по квартирам и домам и читать проповеди, о чем следует сказать отдельно.

О миссионерской деятельности

Закон запрещает вести миссионерскую деятельность всем, кроме официально зарегистрированных религиозных групп. Однако и для них есть ряд территорий, на которых запрещено проповедовать.

Что бы получить разрешение на осуществление своей деятельности, у представителей религиозных организаций должны быть все документы, подтверждающие их принадлежность к, подчеркиваю, зарегистрированной организации.

А на изданиях и материалах для распространения должна быть специальная маркировка. За нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Когда вступает в силу

Большинство поправок уже вступило в силу 20 июля 2019 года. К ним относятся поправки в Уголовный Кодекс РФ об увеличении сроков за террористическую и экстремистскую деятельность в любом ее виде, а так же снижение возрастного порога для привлечения к уголовной ответственности и «недоносительство».

Так же в силу вступили поправки, касающиеся миссионерской деятельности и транспортно-экспедиторской деятельности.

Поправки, касающиеся хранения мобильными операторами персональных данных российских граждан вступят в силу с 1 июля 2019 года, когда для этого будет подготовлена соответствующая почва и все разногласия между политиками по поводу осуществления такого масштабного проекта будут разрешены.

Последние новости

Как уже говорилось, в правительстве активно идет обсуждение осуществления всех мер, предусмотренных «пакетом Яровой». И ключевым пунктом, конечно, является хранение персональных данных. По предварительным оценкам, это сумма должна была составлять около 5 трлн. рублей.

Сумма поистине космических масштабов и далеко не у каждой страны в мире в казне есть такое количество денег.

Однако в январе 2019 года, Министерством связи и массовых коммуникаций было заявлено, что при доработке закона стоимость реализации этих проектов можно снизить до 100 млрд. рублей, за счет исключения из перечня хранимых данных истории торрент-загрузок и онлайн-видео. Разумеется, с уменьшением объема хранимых данных, отпадает нужда в большом создании большого количества хранилищ для этих данных.

Однако, сотовые операторы считают, что объем хранимой информации следует сократить исключительно до голосовых вызовов и СМС-сообщений, в противном случае реализация проекта невозможна и приведет лишь к колоссальному росту цен на мобильную связь и интернет.

Как мы видим, этот пункт пакета еще не готов к реализации и в настоящее время вокруг него идут жаркие споры, и судя по тенденциям, что бы воплотить его в жизнь, «гайки» будут немного «ослаблены».

Как это работает

После того, как основные механизмы работы закона рассмотрены, можно взглянуть на то, как эти поправки работают в деле, ведь прошел практически год с момента принятия большинства из них.

Самым печально известным и широко обсуждаемым случаем стало кошмарное убийство Андрея Карлова, российского дипломата в Турции. Напоминаем, что в 19 декабря 2019 года на фотовыставке в Анкаре, террорист почти в упор застрелил российского посла, после чего угрожал оружием остальным посетителям, выкрикивая исламские лозунги.

Он назвал это местью за действия России в Сирии. По этому случаю было заведено уголовное дело по статье 361 УК РФ «Акт международного терроризма». Эта статья была введена вместе с остальными поправками законом Яровой.

Статья о миссионерской деятельности успела проявить себя уже несколько раз, за прошедший год. Наиболее известным стало задержание Дмитрия Угая, в отношении которого начали административное разбирательство за прочтение лекции о йоге.

Ему ставили в вину не просто прочтение лекции, а вовлечение в индуизм и его пропаганду. Однако судом было решено прекратить разбирательство.

Это наиболее обсуждаемые случаи работы «пакета Яровой» в деле. Но поскольку поправок много, как крупных, так и мелких, соответственно и разбирательств, о которых не пишут СМИ, куда больше. А значит, можно сказать, что законы Яровой работают и приносят свои плоды. А хорошие они или плохие – вопрос исключительно субъективный.

Информационная безопасность

Из всего написанного вытекает логичный вопрос – является ли «пакет Яровой» покушением на личную информационную безопасность? Вопрос очень спорный. Вне сомнения, телефонные переговоры отдельного гражданина должны быть приватными и не должны быть услышаны никем, кроме собеседника на другом конце провода.

С другой стороны, данные переговоров будут просто храниться на серверах и потребуются силовым структурам, только в случае, если этого гражданина заподозрят в причастности к террористической или экстремистской деятельности. Поэтому, вокруг этого законопроекта идут такие жаркие споры.

Так называемый «закон Яровой». Это означает, что операторы связи обязаны начать хранить данные своих пользователей, включая записи разговоров, переписку, видео, изображения и сопутствующую информацию. Хранить все это придется в течение полугода.

Операторы связи уже приступили к реализации мер, прописанных в законе, но для того, чтобы выполнить все предписания, придется потратить много времени и еще больше - денег. Например, в случае «Мегафона» на организацию хранения данных пользователей во всей сети необходимо около пяти лет, о чем сообщает «РБК».

«Мы не могли на всей сети организовать хранение с 1 июля. Система будет поэтапно разворачиваться в разных регионах в течение пяти лет и к концу этого срока будет развернута по всей стране», - заявил гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков.

Стоит отметить, что в законе нет четких формулировок относительно поэтапности введения положений. Говорится следующее: «порядок, сроки и объем хранения <...> информации устанавливаются правительством». В ходе обсуждения закона операторы связи просили правительство возможности поэтапно реализовать положения закона - сначала в регионах, затем - по всей стране. Эту точку зрения поддерживал Николай Никифоров, который в 2017 году занимал пост главы Минкомсвязи. Но затем чиновники пришли к мнению , что закон необходимо реализовать одномоментно во всей стране.

Другие операторы связи не раскрывают ход реализации положений «закона Яровой», сообщая лишь, что все действия ведутся в рамках текущего законодательства. В Минкомсвязи говорят, что операторы должны вводить все положения закона сразу во всей сети, а не поэтапно. Тем не менее, в апреле этого года правительство опубликовало пояснения к закону. В нем говорилось о необходимости хранения текстовых сообщений и записей разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Что касается интернет-провайдеров, то им придется хранить данные клиентов в течение 30 суток, начиная с 1 октября этого года. Затем каждые пять лет компании обязаны на 15% в год увеличивать емкость «технических средств накопления».

Проблемой является то, что до настоящего момента не приняты документы с необходимыми техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. Например, «Ростелеком» до настоящего момента не заложил в собственный бюджет расходы на исполнение требований законодательства. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», - заявил представитель компании.

Как бы там ни было, но проекты требований к оборудованию есть, поэтому провайдеры связи могут временно руководствоваться ими. А вот уровень ответственности операторов и интернет-компаний за неисполнение требований «закона Яровой» до сих пор не определен. По мнению специалистов, государство должно дать возможность обеспечить хранение данных, а не просто так наказывать операторов.

Что касается финансовых затрат, то у каждого из операторов реализация положений «закона Яровой» обойдется в миллиарды рублей. Общие расходы операторов, по мнению рабочей группы «Связь и информационные технологии» при правительстве России составит 5,2 трлн рублей. МТС необходимую сумму в 60 млрд рублей на ближайшие пять лет, «Мегафон» - 35-40 млрд, «Вымпелком» - 45 млрд.

Суммы могут изменяться в зависимости от того, какая именно конфигурация оборудования и какие требования к его производителям будут утверждены. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», - говорит гендиректор Linxdatacenter в России Ольга Соколова.

Затраты, насколько можно понять, будут возмещаться за счет клиентов. , что для компенсации затрат такой крупный оператор, как «Вымпелком» должен взимать с абонентов около 13 рублей на одного человека в месяц в течение пяти лет. Скорее всего, на такую сумму будут повышены тарифы для населения.



Просмотров