Бог древней греции зевс - как выглядел бог громовержец, миф о рождении зевса. Сообщение про зевса

В Древней Греции люди были язычниками и верили в существование большого количества богов и их помощников. Так, главным богом античного пантеона был Зевс, прозванный Громовержцем. Ему приписывалось управление громом, молниями и всем небом.

Зевс с другими 12-тью главными богами жили на вершине горы Олимп, поэтому их также называли «олимпийцами». Многие древнегреческие цари и военные полководцы утверждали, что они являются потомками бога Зевса. Этот бог был справедлив и всегда стремился сохранить равновесие вещей в мире. Кроме того, Зевс управлял погодой и творил ее в зависимости от своего настроения. Когда он находился в приподнятом настроении, то он благословлял мир хорошей погодой. В плохом же духе, он устраивал дожди, ветра, молнии и мог даже вызвать какие-нибудь климатические катастрофы.

Зевс был верховным богом всех греков. В римской культуре он получил наименование Юпитер. Его символами были орёл, дуб, королевский скипетр, а также гром. Первоначально он был богом неба и небесных сил. Люди в те времена полагали, что Зевс единственный бог, который занимался благополучием всей вселенной постоянно в течении суток. Позже греки стали связывать Зевса со справедливостью. Он сильно наказывал злых людей и недоброжелателей и вознаграждал творящих добро людей.

Зевс был шестым ребенком, рожденным титанами Кроном и Реей. Поскольку его отец Крон в свое время боялся, что его власть отберет кто-нибудь из его собственных детей, он просто их проглатывал сразу после рождения. Но мать Зевса спасла его, спрятав от отца на острове Крит, где малыш Зевс вырос и сверг власть отца, освободив старших пятерых братьев и сестер. Верховный бог-громовержец считался самым сильным из всех олимпийцев. Зевс не мог контролировать только богинь Судьбы. Кроме того, Зевс был очень любвеобильным мужчиной и имел много внебрачных романов, от которых появлялись дети-полубоги, становившиеся потом героями Эллады. Эти романы провоцировали конфликты между Зевсом и его женой богиней Герой.

Древние греки изображали Зевса сильным красивым зрелым мужчиной с волнистыми кудрями, спадающими до плеч, сидящим на золотом троне со скипетром в одной руке и разящими молниями в другой. Молнии Зевса были подарком Циклопов, которых он освободил из заточения после победы над своим отцом. Священным животным Зевса считался орел. Кроме того, если громовержца изображали в боевой облачении, вместо скипетра у него появлялся могучий щит, который назывался Эгида.

Вариант 2

В мифологии Древней Греции главным богом Олимпа был Зевс. Он по праву считался отцом всех богов и людей, ведь был самым сильным из них. Его звали Громовержцем, ведь его оружием были гром и молнии. Во время войн он насылал штормовые грозы, поддерживая армию войска тем, что вселял в их души уверенность и храбрость. Армия же противника, наоборот, испытывала ужас и подавленность, поэтому проигрывала. За это бога прозвали Зевс Победоносец.

Рождение Зевса

Родословная верховного бога ведет к богу Кроносу и титаниде Рее. Согласно мифологии, отец Зевса Кронос съедал всех своих детей из-за предсказания, что бог будет повержен своим собственным ребенком. Но в какой-то момент мать Зевса Рея обманула мужа, подав ему вместо ребенка камень, а сама спрятала сына на острове Крит, отдав его на воспитание куретам и корибантам.

Приход к власти

Время шло, Зевс вырос и решил выступить против отца. В первую очередь он заставил Кроноса выплюнуть своих братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Гестия, Деметру. В благодарность за свободу, они подарили Зевсу гром и молнию. А затем началась великая война, которая длилась 10 лет и закончилась победой Зевса над отцом. Все вместе, боги низвергли его в Тартар.

Разделение сфер влияния

После победы над отцом трое братьев, посовещавшись, решили разделить сферы своего влияния. Зевс выбрал править небом, Посейдон - морем, Аид - царством мертвых.

Помощники верховного бога

У Зевса было три помощницы, которые поддерживали порядок в мире людей и богов:

  1. Фемида наказывала нарушителей законов.
  2. Дике вершила справедливость, если таковая была нарушена.
  3. Немесида вершила возмездие и наказывала преступников.

Благодаря такому контролю правители мудро и разумно распоряжались своей властью, а ремесла, земледелие и искусство не земле развивалось.

Зевс-супруг

У Зевса было три жены:

  1. Метида - первая жена верховного бога. Именно она помогла Зевсу освободить братьев и сестер, сварив зелье для Кроноса. К несчастью, ее постигла печальная участь. Существовало пророчество, согласно которому их сын затмит Зевса во всем. Узнав о беременности жены, Зевс проглотил ее.
  2. Фемида - богиня справедливости, была 2й женой верховного бога. У них было 3 дочери и 3 сына.
  3. Гера - богиня, покровительствующая браку и материнству, 3 жена.

Дети Зевса

Гера родила Зевсу сына Гефеста, титанида Лето - Апполона. Афину, по версии мифологии, создал сам Зевс, так как она появилась из его головы. Боги Гермес, Персефона, Дионис и Эрос тоже дети верховного бога. На земле у Зевса тоже были любимые женщины, которые родили таких героев, как Геракл, Гармония, Елена, Персей.

Зевс известен своим мудрым правлением. В честь него воздвигались величественные храмы. Все они были без крыши. Считалось, поскольку Зевс - бог неба, то так он услышит и увидит просящего человека во время молитвы или жертвоприношения.

Доклад Зевс - бог Древней Греции и его история

Зевс – древнегреческий мифологический бессмертный главенствующий бог над всеми богами и людьми, смертными и бессмертными, повелитель неба, грома и молнии, проживающий на Олимпе.

Реквизитами Зевса был щит, скипетр, колесница запряженная орлами, двухсторонний топор, именуемый по-гречески как лабрис, сам орел, но в большинстве в мифологии Зевс перевоплощался в него, как и в множество других животных.

С Зевсом всегда были рядом его три слуги – Власть, Сила и Победа (Ника).

Самый могущественный бог, был настолько силен, что все боги вместе, объединившись, не смогли бы его свергнуть.

Повелевая над людьми и богами, Зевс распределял добро и зло с помощью двух чаш, стоящих около его престола, основал стыд и совесть, карал людей, мог заглядывать в будущее, основал законодательство, установил царей, охранял бедных и больных, чтил традиции и следил, что бы люди соблюдали обычаи. Кроме того, благодаря Зевсу люди и боги начали жить как никогда прежде лучше. Питался Зевс за чсет молитв и поклонения людей.

Зевс родился в третьем поколении богов, от титанов Кроноса и Реи. По предсказанию, Кронос должен быть убитым собственным ребенком, и боясь этого, он проглатывал новорожденных младенцев. Но Рея, желая обмануть супруга, в тайне родила очередного ребенка и назвала его Зевсем, Кроносу же дала проглотить камень в пеленке. Согласно легендам Зевса растили в глубочайшем секрете и всячески оберегали, что бы про него не узнал Кронос.

Возмужав, Зевс достал зелье, заставившее Кроноса выплюнуть своих детей. Таким образом, у Зевса оказалось два брата – Аид и Пасейдон, и две сестры – Гестия и Деметра. После, длительной войны, длившейся 10 лет, Зевс одержал победу и сверх титанов, став главным среди всех.

Разыграв жребий, Зевсу выпало господство в небе, Пасейдону досталось море, Аид ушел в царство мертвых под землю. Гестия стала богиней семейного очага и жертвенного огня, Деметра обрела почет среди богов в лице богини плодородия и земледелия.

Зевс пользовался популярностью среди женщин, которых у него было не мало, связи с чем имел множество детей. Первой женой была Метида, богиня мудрости, которую Зевс, дабы не повторять ошибок отца, проглотил в беременном состоянии из-за пророчества, согласно которому рожденный ею ребенок должен был свергнуть Зевса. Вторая – богиня правосудия Фемида, третья официальная супруга была Гера, она же богиня брака, иными словами его сестра Гестия.

Зевс не признавал себе равных, тем не менее от разных женщин у него родились: Гефест, чудо-кузнец; Аполлон (красивейший из мужчин) и Артемида (богиня охоты и целомудрия); Афина – богиня мужества и мудрости; Гермес – бог торговли; Дионсис – бог виноделия; Эрос – бог любви, герои – Геракл, Персей, Елена и т.д.

  • Животные Арктики - сообщение доклад (4 класс. Окружающий мир)

    Арктика – это заснеженная, холодная территория вечной мерзлоты. Ее берега омывают морозные воды Северного Ледовитого океана. Климат здесь невероятно суров – ледяные ветры и нескончаемые снегопады

  • Божья коровка - сообщение доклад (1, 2, 3 класс)

    Божья коровка - очень распространенное насекомое. Обитают они почти на всей планете, исключением являются - Антарктида и вечная мерзлота.

  • Писатель Людмила Петрушевская. Жизнь и творчество

    Людмила Стефановна Петрушевская (1938 года рождения), настоящее имя Долорес Яковлева, относится к ярким представителям российской литературы, являющейся помимо прозаика и поэтессы знаменитым драматургом и сценаристом.

  • Иглокожие - сообщене доклад (3, 7 класс Биолоия. Окружающий мир)

    Иглокожие – морские беспозвоночные животные, численностью около 7000 видов. К ним относятся как свободноподвижные животные (морские звезды, морские ежи, голотурии, змеехвостки), так и прикрепленные виды (морские лилии).

  • Водопад Анхель - доклад сообщение

    Водопад Анхель - высочайший водопад во всем мире, его высота равна 979 метрам. Ну а высота сплошного падения водяного потока 807 метрам. Эта диковинка расположена в Венесуэле (Южная Америка).

А юные полубоги-куреты охраняли его, ударяя копьями о щиты, чтобы не услышал Кронос, когда плакал младенец.

Когда Зевс вырос и возмужал, он с помощью Метиды напоил Кроноса зельем, и могучий Крон изрыгнул своих детей, а также и камень, который Зевс оставил вблизи Парнаса как символ благодетельного обмана.
Затем Зевс начал борьбу с отцом и титанами, титаномахию, продолжавшуюся десять лет. Ему помогали гекатонхейры («сторукие») и киклопы , которые выковали Зевсу гром, молнию и перун. Но на этом борьба не закончилась. Гея, богиня Земли, насылает на Зевса других своих детей, гигантов, и чудовищного Тифона . Началась гигантомахия , в которой также победил громовержец.
После победы он поделил власть между собой и братьями, ему самому достается небо, Посейдону - море, Аиду -подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп вместе со своими родственниками, третьей женой, но первой по значению - Герой и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла, торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети Аполлон , Афина , музы .
На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь - постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища - амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей. Но и судьба богов не всегда в их собственных руках. Иногда Зевс подвластен Мойре .
Зевс - отец не только многих богов: Аполлона , Афины , Артемиды , Диониса , Персефоны , но и многих героев: Геракла , Персея , Диоскуров и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры. Гомер посвятил Зевсу небольшой гимн: Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня!
Громораскатный, владыка державный, судья возлагатель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей.
Милостив будь, громозвучный Кронид, - многославный великий!

Так же Зевс имеет имя Дий, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч. «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. - лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.
В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500).
Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493- 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение З. громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (Неs. Theog. 674-735; Apollod. I 2, 1).
Три брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мёртвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов З. - Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Hom. II. IX 457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстаёт Гея и насылает на него своё порождение - Тифона, но З. побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820-868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится ещё более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).
Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - З.). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496-511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. II. I 396-406). 3. - новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рождённым Землёй, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209-214). Именно по совету Геи - земли и Урана - неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца (Hes. Theog. 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную и Прометею (Aeschyl. Prom. 167-177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея (IV 805-809), З. способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга З. - богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. - уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о., З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. - Аполлон и Артемида. Третья по счёту, но первая по значению жена Гера - богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901-923). Так 3. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца З. на Крите. З. всё ещё пользуется своим древнейшим орудием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. II. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), 3. «дождит», по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей 3. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили 3. пролиться дождём над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).
З. Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. II. V 877 след.). Он даёт людям законы (Deinosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. 0. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого (Мах. Туг. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. «родовой» (Pind. O1. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией - «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух - «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn. 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. Ill 391 е). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. О. R. 1767). 3. - помощник воинов (Hom. Н. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 - Imperator), «воинский» (Hero-dot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ, 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учреждён специальный культ (Paus. I 18, 9).
З. Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. П. V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле - с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. Ill I, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З. превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречённым З. на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met. I 246-380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231-233). Троянская война - тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие (Hom. П. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b-c) З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256-264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d -322d). З., который мыслился «огнём», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. Ill 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами, Theog. 881-885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают монотеистические черты.
Атрибуты З. - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. З. соответствует римский Юпитер.

Во время Античности мифология оказывала огромное влияние на людей, тесно вписываясь в быт и религиозные обычаи. Основная религия этого периода – языческий политеизм, который основывался на многочисленном пантеоне богов. Боги древней Греции имели особенное значение и каждый выполнял свою роль. В разных регионах существовал культ того или иного бога, что во многом определялось особенностью жизни и уклада. В данной статье приведен список и описание богов.

Богов очеловечивали, наделяя их антропоморфными манерами поведения. Древнегреческая мифология имела четкую иерархию – выделись титаны, титаниды и младшее поколение богов, давшие начало Олимпийцам. Олимпийские боги – верховные небожители, жившие на горе Олимп. Именно они оказали наибольшее влияние на древних греков.

Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.

Первичный пантеон богов древней Греции:

  • Нюкта (Никта);
  • Эреб (Мрак);
  • Эрос (Любовь);
  • Гея (Земля);
  • Тартар (Бездна);
  • Уран (Небо).

Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.

Богам, в отличие от людей, было позволено вступать в родственные связи, поэтому дети часто были плодами инцеста.

Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.

Олимпийские боги Греции

Это дети и потомки детей Кроноса и его жены Реи. Титан Кронос изначально считался богом земледелия, а позднее – времени. Обладал суровым нравом и жаждой власти, за что был свержен, кастрирован и отправлен в Тартар. На смену его правлению пришли Олимпийские боги, возглавляемые Зевсом. Жизнь и отношения Олимпийцев подробно описаны в древнегреческих легендах и мифах, им поклонялись, уважали и подносили дары. Выделяют 12 основных богов.

Зевс

Младший сын Реи и Кроноса, считается отцом и покровителем людей и богов, олицетворял добро и зло. Он выступил против своего отца, свергнув его в Тартар. После этого власть на земле была разделена между ним и его братьями – Посейдоном и Аидом. Является покровителем молнии и грома. Его атрибутами являлся щит и топор, позднее рядом с ним начали изображать орла. Зевса любили, но и боялись его кары, поэтому подносили ценные дары.

Люди представляли Зевса, как сильного и крепкого мужчину средних лет. Имел благородные черты лица, густую шевелюры и бороду. В мифах Зевс изображался как персонаж любовных историй, обманывавших земных женщин, в результате чего дал начало множеству полубогов.

Аид

Старший сын Кроноса и Реи, после свержения правления титанов стал богом подземного царства мертвых. Олицетворялся людьми, как мужчина старше 40 лет, который перемещался на золотой колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Ему приписывают страшное окружение, например, Цербера – пса с тремя головами. Считали, что он владеет несметными богатствами подземного царства, поэтому боялись и уважали его, иногда больше, чем Зевса. Женат на Персефоне, которую он похитил, вызвав тем самым гнев Зевса и безутешную скорбь Деметры.

Среди людей его имя боялись произносить вслух, заменяя его различными эпитетами. Один из немногих богов, культ которого было практически не распространен. Во время ритуалов ему приносили в жертву скот с черной шкурой, чаще всего быков.

Посейдон

Средний сын Кроноса и Реи, после победы над титанами, получил во владение водную стихию. Согласно мифам, живет в величественном дворце в подводных глубинах, вместе со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном. Передвигается по морю на колеснице, запряженной морскими коньками. Владеет трезубцем, имеющим огромную мощь. Его удары приводили к образованию родников и подводных ключей. На древних рисунках изображен как могучий мужчина с голубыми, как цвет моря, глазами.

Греки считали, что он имел тяжелый нрав и вспыльчивый характер, что противопоставлялось спокойствию Зевса. Культ Посейдона был распространен во многих прибережных городах Древней Греции, где ему приносили богатые дары, в том числе девушек.

Гера

Одна из самых почитаемых богинь Древней Греции. Являлась покровительницей брака и супружества. Имела жесткий характер, ревнивость и большую любовь к власти. Является супругой и сестрой своего брата – Зевса.

В мифах Гера изображается, как властолюбивая женщина, насылаемая бедствия и проклятия на многочисленных любовниц Зевса и их детей, что приводит к усмешкам и смешным выходкам со стороны своего супруга. Ежегодно проводит купания в источнике Канаф, после чего вновь становится девственницей.

В Греции культ Геры был широко распространен, она являлась защитницей женщин, ей поклонялись и приносили дары для помощи во время родов. Одна из первых божеств, кому построили святилище.

Деметра

Вторая дочь Кроноса и Реи, сестра Геры. Богиня плодородия и покровительница земледелия, поэтому пользовалась большим уважением у греков. На территории страны существовали большие культы, считалось, что невозможно получить урожай, не принеся дар Деметре. Именно она научила людей возделывать землю. Представлялась молодой женщиной красивой внешности с локонами цвета спелой пшеницы. Наиболее известный миф – о похищении ее дочери Аидом.

Потомки и дети Зевса

В мифологии Древней Греции большое значение имеют рожденные сыновья Зевса. Это боги второго порядка, каждый из которых был покровителем той или иной деятельности людей. Согласно легендам, они часто входили в контакт с земными жителями, где плели интриги и строили отношения. Ключевые из них:

Аполлон

В народе его называли «лучезарный» или «сияющий». Представлялся златокудрым юношей, наделенный внеземной красотой внешности. Являлся покровителем искусств, покровителем новых поселений и врачевателем. Широко почитался греками, большие культы и святилища были найдены в Делосе и Дельфах. Является покровителем и наставником муз.

Арес (Арей)

Бог кровопролитной и жесткой войны, из-за чего часто противопоставлялся Афине. Греки представляли его, как могучего воина с мечом в руке. В поздних источниках изображен рядом с грифоном и двумя спутницами – Эридой и Энио, сеявших раздор и злобу среди людей. В мифах описан, как любовник Афродиты, в отношениях которых родились многие божества и полубоги.

Артемида

Покровительница охоты и женского целомудрия. Считалось, что принесение даров Артемиде подарит счастье в браке и облегчит роды. Часто изображалась рядом с ланью и медведем. Самый известный храм находился в Эфесе, позднее являлась покровительницей амазонок.

Афина (Паллада)

Высокопочитаемая богиня в Древней Греции. Являлась покровительницей организованной войны, мудрости и стратегии. Позднее стала символом знаний и ремесел. Изображалась древними греками, как высокая и хорошо слаженная женщина, с копьем в руке. Храмы Афине возводились повсеместно, был широко распространен культ почитания.

Афродита

Древнегреческая богиня красоты и любви, позднее считалась покровителем плодородия и жизни. Оказывалась огромное влияние на весь пантеон, в ее власти были как люди, так и боги (кроме Афин, Артемиды и Гестии). Являлась супругой Гефеста, но ей приписывают любовные интриги с Аресом и Дионисом. Изображалась с цветами роз, мирты или мака, яблока. В ее свиту входили голубки, воробьи и дельфины, а спутниками являлись Эрот и многочисленные нимфы. Самый крупный культ находился в городе Пафос, распложенный на территории современного Кипра.

Гермес

Крайне противоречивый бог древнегреческого пантеона. Он покровительствовал торговле, красноречию и ловкости. Был изображен с крылатым жезлом, вокруг которого обвиты две змеи. Согласно легендам, он был способен им мирить, будить и усыплять людей. Гермес часто изображен в сандалиях и широкополой шляпе, а также с ягненком на плече. Зачастую не только помогал земным жителям, но и плел интриги, сводя граждан между собой.

Гефест

Бог-кузнец, являющийся покровителем кузнечного дела и строительства. Именно он изготовил атрибуты большинства богов, а также делал молнии для Зевса. Согласно легендам, его родила Гера без участия супруга, из своего бедра в отместку за рождение Афины. Часто изображался широкоплечим и некрасивым внешне мужчиной, хромым на обе ноги. Был законным супругом Афродиты.

Дионис

Самый младший олимпийский бог, широко любимый древними греками. Является покровителем виноделия, растительности, веселья и безумия. Его мать – земная женщина Семела, убитая Герой. Зевс лично выносил ребенка с 6 месяцев, родив его из бедра. Согласно мифам, этот сын Зевса изобрел вино и пиво. Диониса почитали не только греки, но и арабы. Часто изображается вместе с посохом, имеющим навершие из хмеля и гроздью винограда в руке. Основная свита – сатиры.

Древнегреческий пантеон представлен несколькими десятками крупных богов, божествами, мифическими созданиями, чудовищами и полубогами. В легенды и мифы Античности имеют множество толкований, поскольку при описании использовались разные источники. Древние греки любили и уважали всех богов, им поклонялись, приносили дары и обращались для благословления и проклятия. Подробно древнегреческая мифология была изложена Гомером, который описал все крупные события и внешность богов.

На первый взгляд, греческая мифология представляется сложной и запутанной, в которой очень сложно разобраться. Еще бы, такого количества богов, их жен и детей больше не встретишь нигде. Наша задача, разобраться, кто такой Зевс поэтому не вдаваясь в лишние подробности, попытаемся это сделать.

Рождение

Для того, чтобы продолжить свой род, верховный бог всех богов Кронос, вынужден был вступить в связь со своей сестрой Рейей. Последняя происходила из рода титанов, считавшихся самыми первыми богами, которые поселились на земле.

Родился Зевс именно от этого союза. Появление на свет проходило в обстановке скрытности и тайны, потому что предыдущих пятерых своих детей, отец убивал, проглатывая, как только те появлялись на свет. Он изначально не хотел иметь детей, а особенно сыновей, так как боялся, что сын вырастет более сильным, чем сам и сможет посягнуть на статус главного правителя. Ему так было предсказано — умереть от собственного отпрыска.

Мать не захотела мириться с таким положением дел и по совету своих родителей, она решает оставить сына и сбегает в секретное место, чтобы родить будущего царя богов. Кронос знал о беременности жены и скорых родах, поэтому ждал дома, чтобы поступить известным образом. Рея обманывает мужа и относит ему камень, завернутый в пеленку. Ничего не подозревая, тот проглатывает сверток и успокаивается на некоторое время. Но это еще половина дела. Как сохранить жизнь, вырастить и воспитать сына?

Мать решает его спрятать в одной из пещер на острове Крит и приставляет людей для охраны. Так и проходит жизнь юного бога. Он взрослеет, учится, набирается опыта, не забывая о поставленной перед собой цели — свержение деспота отца и захвата всей власти. Все на его стороне. Охранники заглушая крики младенца громко стучат в свои щиты. Кормят только отборными продуктами. Подготавливают к великим свершениям.

Свержение царя царей Кроноса

Зевс понимал всю серьезность своих замыслов, понимая, что в случае победы, он получит все. Но, если проиграет, то навечно окажется в царстве Аида на самом нижнем уровне. Это место называлось Тартар, куда ссылались все, кто посмел оскорбить богов. Зная о том, что сам не сможет победить могущественного отца, Зевс принимает решение освободить братьев, которые были проглочены ранее. Все это время, находившиеся в животе, росли, развивались и накапливали силу. В дальнейшем Прометей и Аид ему помогли взобраться на трон.

Чтобы осуществить задуманное, он готовит отравленный напиток, пробирается в спальню и подливает зелье в кубок с напитком. Кроносу становится плохо и он изрыгает камень, переданный Реей, а за ним и всех братьев.

Теперь остается убедить и объединить всех родственников в одну мощную, сильную группу, способную противостоять верховному правителю. Храброму юноше удается это сделать. Оценив свои возможности, последние понимают, что имеющихся сил не достаточно для полной и окончательной победы. Нужно срочно принимать решение и привлекать на свою сторону еще более могущественных сторонников.

Решение находится очень быстро. Юный бог вспоминает о давних врагах отца, которые содержались в нижнем мире. Это были циклопы и сторукие существа, называвшихся Гекатонхейрами. Всеми правдами и не правдами, ему удается освободить, а после привлечь на свою сторону новых союзников. Вот теперь, объединенная коалиция, становится реальной силой.

Решающая битва

Равнина, находящаяся между горами Отрис и , называлась Фессалия и именно в этом месте должен был происходить бой. Все начинается как и ожидалось. Зевс и его армия начинает сражаться с титанами, которых выставил Кронос. Гром и молнии, обломки скал летят в сторону гигантских исполинов, с грохотом раскалывая землю под их ногами. Такая сила и мощь, заставляет отступить. Сдерживать натиск становится все труднее и труднее. Победа близка, как никогда, но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Гиганты решаются на последнюю, отчаянную попытку и предъявляют свой оставшийся козырь. Из нижнего мира, титаны призывают к себе на помощь страшнейшее чудовище огромнейших размеров, которое называлось Тифон.

Битва начинается с новой силой. На какое-то время кажется, что чаша весов склоняется на сторону проигрывающих, но это лишь не надолго. Собрав всю свою силу и мощь в кулак, Зевс, с новой ожесточенной яростью, поражает противника сильнейшими разрядами молний. В результате, не выдержав такого натиска, титаны, вместе со своим чудищем, низвергаются в Тартар, где и будут находиться вечность.

Таким образом, юный бог становится самым главным царем среди богов, обладавший даром пускать гром и молнии, находясь в гневе.

О его любовных приключениях можно будет прочитать в другой статье. Имел очень много потомков. Самые известные среди них: , .

Религия Древней Греции относится к языческому политеизму. Боги играли важные роли в устройстве мира, выполняя каждый свою функцию. Бессмертные божества были похожи на людей и вели себя вполне по-человечески: грустили и радовались, ссорились и мирились, предавали и жертвовали своими интересам, хитрили и были искренними, любили и ненавидели, прощали и мстили, наказывали и миловали.

Поведением, а также повелениями богов и богинь древние греки объясняли природные явления, происхождение человека, морально-нравственные устои, общественные отношения. Мифология отражала представления греков об окружающем их мире. Мифы зарождались в разных районах Эллады и со временем слились в упорядоченную систему верований.

Древнегреческие боги и богини

Главными считались боги и богини, принадлежащие к младшему поколению. Старшее поколение, воплощавшее силы вселенной и природные стихии, утратило господство над миром, не устояв под натиском младших. Победив, молодые боги выбрали своим домом гору Олимп . Древние греки из всех божеств выделяли 12 главных олимпийских богов. Итак, боги Древней Греции, список и описание:

Зевс - бог Древней Греции - в мифологии назван отцом богов, Зевсом-громовержцем, повелителем молний и облаков. Именно он обладает могущественной силой творить жизнь, противостоять хаосу, учреждать порядок и справедливый суд на земле. Легенды рассказывают о божестве, как о существе благородном и добром. Повелитель молний породил богинь Ор и Муз. Ор управляют временем и сезонами года. Музы несут людям вдохновение и радость.

Женой громовержца была Гера. Греки считали её вздорной богиней атмосферы. Гера - хранительница дома, покровительница жён, хранящих верность мужьям. С дочерью Илитией Гера ослабляла боли при родах. Зевс славился своей страстностью. После трехсотлетнего брака повелитель молний стал посещать обычных женщин, которые рождали от него героев - полубогов. Являлся Зевс своим избранницам в разных обликах. Перед красавицей Европой отец богов престал как бык с золотыми рогами. Данаю Зевс посетил как золотой дождь.

Посейдон

Морской бог - повелитель океанов и морей , покровитель моряков и рыбаков. Греки считали Посейдона справедливым богом, все кары которого посылались людям заслуженно. Готовясь к плаванию, моряки возносили молитвы не Зевсу, а владыке морей. Перед выходом в море на жертвенниках возносились курения, чтобы угодить морскому божеству.

Греки верили, что Посейдона можно увидеть при сильном шторме в открытом море. Его великолепная золотая колесница появлялась из морской пены, запряжённая быстроногими конями. Лихих коней владыка океана получил в подарок от брата Аида. Жена Посейдона - богиня шумящего моря Амфтрита. Трезубец - символ власти, давал божеству абсолютную власть над морскими глубинами. Посейдон отличался мягким характером, стремился избежать ссор. Его верность Зевсу не подвергалась сомнению - в отличие от Аида, повелитель морей не оспаривал первенства громовержца.

Аид

Господин подземного мира. Аид с женой Персефоной правил царством мёртвых. Жители Эллады боялись Аида больше, чем самого Зевса. Попасть в подземный мир - а тем более, вернуться - без воли мрачного божества невозможно. Аид путешествовал по поверхности земли в колеснице, запряжённой конями. Глаза лошадей пылали адским огнём. Люди в страхе молились, чтобы мрачный бог не забрал их в свои обители. Любимец Аида треглавый пёс Цербер охранял вход в царство мёртвых.

Согласно легендам, когда боги делили власть и Аиду досталось владычество над царством мёртвых, небожитель остался недоволен. Он посчитал себя униженным и затаил обиду на Зевса. Открыто Аид никогда не выступал против власти громовержца, но постоянно старался как можно больше навредить отцу богов.

Аид похитил прекрасную Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, силой сделав её своей женой и правительницей подземного мира. Зевс не имел власти над царством мёртвых, поэтому отказал Деметре в просьбе вернуть дочь на Олимп. Огорчённая богиня плодородия перестала заботиться о земле, настала засуха, затем пришёл голод. Повелителю грома и молний пришлось заключить договор с Аидом, по которому Персефона две трети года будет проводить на небесах, а треть года в подземном мире.

Афина Паллада и Арес

Афина - наверное, самая любимая богиня древних греков. Дочь Зевса, рождённая из его головы, она воплощала три добродетели:

  • мудрость;
  • спокойствие;
  • проницательность.

Богиня победоносной энергии, Афина изображалась могущественной воительницей с копьём и щитом. Она также была божеством чистых небес, имела власть разгонять тёмные тучи своим оружием. Дочь Зевса путешествовала с богиней победы Никой. Афину призывали как защитницу городов и крепостей. Именно она ниспослала справедливые государственные законы Древней Элладе.

Арес - божество бурных небес , вечный соперник Афины. Сын Геры и Зевса, он почитался как бог войны. Воин, исполненный ярости, с мечом или копьём - таким рисовало Ареса воображение древним грекам. Бог войны наслаждался шумом боя и кровопролития. В отличие от Афины, которая рассудительно и честно вела битвы, Арес предпочитал яростные схватки. Бог войны утвердил трибунал - специальный суд над особо жестокими убийцами. Холм, где проходили суды, назван в честь воинственного божества Ареопагом.

Гефест

Бог кузнечества и огня. Согласно легенде, Гефест был жесток к людям, пугал и губил их извержениями вулканов. Люди жили без огня на поверхности земли, страдая и погибая в вечном холоде. Гефест, как и Зевс, не хотел помогать смертным и даровать им огонь. Прометей - титан, последний из старшего поколения богов, был помощником Зевса и обитал на Олимпе. Исполненный сострадания, он принёс огонь на землю. За похищение огня громовержец обрёк титана на вечное мучение.

Прометею удалось избежать кары. Обладая провидческими способностями, титан знал, что Зевсу в будущем угрожает смерть от руки собственного сына. Благодаря подсказке Прометея, повелитель молний не соединился в брачном союзе с той, кто родила бы сына-отцеубийцу, и укрепил своё владычество навечно. За тайну сохранения власти Зевс даровал титану свободу.

В Элладе существовал праздник бега. Участники соревновались с зажжёнными факелами в руках . Афина, Гефест и Прометей были символами торжества, которое послужило зарождением Олимпийских игр.

Гермес

Божествами Олимпа были свойственные не только благородные порывы, ложь и коварство нередко руководили их поступками. Бог Гермес - плут и вор, покровитель торговли и банковских дел, магии, алхимии, астрологии. Рождён Зевсом от плеяды Майя. Его миссией было передавать волю богов людям через сновидения. От имени Гермеса произошло название науки герменевтики - искусства и теории толкования текстов, в том числе древних.

Гермес придумал письменность, был молод, красив, энергичен. Античные изображения рисуют его как симпатичного юношу в крылатых шляпе и сандалиях. Согласно легенде, Афродита отвергла ухаживания бога торговли. Гремес не женат, хотя детей у него много, как много и возлюбленных.

Первая кража Гермеса - 50 коров Апполона, он совершил её совсем ещё в юном возрасте. Зевс задал малышу хорошую «трёпку» и тот вернул украденное. В дальнейшем громовержец не раз обращался к находчивому отпрыску , чтобы решать щекотливые проблемы. Например, по просьбе Зевса Гермес выкрал у Геры корову, в которую обратилась возлюбленная повелителя молний.

Аполлон и Артемида

Апполон - бог солнца у греков. Будучи сыном Зевса, Апполон зимнее время проводил в землях гиперборейцев. В Грецию бог возвращался весной, неся пробуждение природе, погружённой в зимнюю спячку. Апполон покровительствовал искусству, а также был божеством музыки и пения. Ведь вместе с весной к людям возвращалось желание творить. Апполону приписывалась способность исцелять. Как солнце изгоняет тьму, так небожитель изгонял хвори. Бог солнца изображался чрезвычайно красивым юношей с арфой в руках.

Артемида - богиня охоты и луны, покровительница животных. Греки верили, что Артемида совершала ночные прогулки с наядами - покровительницами вод - и проливала росу на траву. В определённый период истории Артемида считалась жестокой богиней, которая губит мореплавателей. Божеству приносились человеческие жертвы, чтобы добиться расположения.

Одно время девушки поклонялись Артемиде как устроительнице крепкого брака. Артемиду Эфесскую стали считать богиней плодородия. Скульптуры и картинки Артемиды изображали женщину с большим количеством сосцов на груди, чтобы подчеркнуть щедрость богини.

Вскоре в легендах появился бог солнца Гелиос и богиня луны Селена. Апполон остался божеством музыки и искусства, Артемида - богиней охоты .

Афродита

Афродите Прекрасной поклонялись как покровительнице влюблённых. Финикийская богиня Афродита сочетала два начала:

  • женственность, когда богиня наслаждалась любовью молодого человека Адониса и пением птиц, звуками природы;
  • воинственность, когда богиню изображали как жестокую воительницу, которая обязывала своих последовательниц принимать обет целомудрия, а также была ревностной хранительницей верности в браке.

Древним грекам удалось гармонично соединить женственность и воинственность, создав совершенный образ женской красоты. Воплощением идеала стала Афродита, несущая чистую, непорочную любовь. Богиню изображали как прекрасную нагую женщину, выходящую из пены моря. Афродита - самая почитаемая муза поэтов, скульпторов, художников того времени.

Сын прекрасной богини Эрос (Эрот) был её верным посланником и помощником. Главной задачей бога любви было соединять жизненные линии влюблённых. По преданию, Эрос выглядел как упитанный малыш с крылышками .

Деметра

Деметра - богиня-покровительница земледельцев и виноделов. Земля-мать, так ещё ее называли. Деметра была воплощением природы, которая дарит людям плоды и злаки, впитывая солнечный свет и дожди. Изображали богиню плодородия с русыми, пшеничными волосами. Деметра даровала людям науку хлебопашества и урожаи, выращенные тяжёлым трудом. Дочь богини виноделия Персефона, став царицей подземного царства, связывала мир живых с царством мёртвых.

Вместе с Деметрой почитался Дионис - божество виноделия. Диониса изображали весёлым молодым человеком. Обычно его тело оплетала виноградная лоза, а в руках бог держал кувшин, наполненный вином. Дионис научил людей ухаживать за виноградными лозами, петь буйные песни, которые позже легли в основу древнегреческой драмы.

Гестия

Богиня семейного благополучия, единения и мира. Жертвенник Гестии стоял в каждом доме возле семейного очага. Жители Эллады воспринимали городские общины как большие семьи, поэтому в пританеях (административные здания в греческих городах) обязательно присутствовали святилища Гестии. Они были символом гражданского единения и мира. Существовала примета, что, если в дальнее путешествие взять угли с жертвенника пританея, то богиня окажет своё покровительство в пути. Богиня также оберегала чужеземцев и страждущих.

Храмы Гестии не строили , ведь ей поклонялись в каждом доме. Огонь считался чистым, очищающим природным явлением, поэтому Гестия воспринималась как покровительница целомудрия. Богиня испросила у Зевса разрешения не выходить замуж, хотя Посейдон и Аполлон добивались её расположения.

Мифы и легенды складывались в течение десятилетий. При каждом пересказе истории обрастали новыми подробностями, возникали неизвестные ранее персонажи. Список богов увеличивался, позволяя объяснять природные явления, суть которых древние люди понять не могли. Мифы передавали мудрость старших поколений молодым, поясняли государственное устройство, утверждали морально-нравственные принципы общества.

Мифология Древней Греции подарила человечеству множество сюжетов и образов, которые нашли отражение в шедеврах мирового искусства. На протяжении веков художники, скульпторы, поэты и архитекторы черпали вдохновение в легендах Эллады.



Просмотров