Способы подчинительной связи согласование управление примыкание. Проект документа: стадия согласования. Существует две формы согласования документа - это

Проекты подготовленных документов перед подписанием в ряде случаев согласовываются с заинтересованными учреждениями, структурными подразделениями, отдельными должностными лицами.

Это делается для проверки целесообразности и своевременности , соответствия действующим законодательным и нормативным актам и является, по существу, оценкой проекта.

Согласование проводится внутри учреждения и вне его.

Виза согласования документа

Внутреннее согласование проводится с теми подразделениями, участие которых предусмотрено при реализации данного документа. В учреждениях, имеющих юридическую службу, документы до подписания согласовываются с юристом. Документ может быть также согласован с заместителем руководителя учреждения, курирующим вопросы, отраженные в документе.

Если выполнение документа связано с финансовыми затратами, требуется согласование с финансовой службой (главным бухгалтером).

Обычно это договоры и соглашения, заключаемые организацией (фирмой) на получение или отпуск товарно-материальных ценностей, выполнение работ и услуг; приказы об установлении должностных окладов, надбавке к заработной плате, премировании и т.д. Таким образом, виза бухгалтера предусмотрена на большом количестве документов.

Внутреннее согласование оформляется визой согласования документа, состоящей из указания должности визирующего, его подписи, ее расшифровки (инициалы и фамилия) и даты .

В случае несогласия с документом, наличия замечаний и дополнений к проекту они излагаются на отдельном листе, подписываются и прилагаются к документу. В этом случае виза оформляется так:

Место визы : если подлинник документа будет отправлен, то виза располагается ниже подписи или на левом поле последнего листа того экземпляра копии, который будет оставлен в учреждении.

Для документов, подлинники которых остаются в организации (это прежде всего внутренние документы), виза проставляется на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра подлинника документа.

В учреждении должен быть перечень важнейших документов с указанием лиц, визы которых необходимы при оформлении. Такой перечень целесообразно дать в приложении к . Работники службы делопроизводства должны хорошо знать, без чьих виз документ не может быть представлен на подпись руководителю.

При наличии компьютерной сети согласование текста документа можно провести одновременно с несколькими специалистами без его распечатки на бумаге.

Гриф согласования документа

Внешнее согласование в зависимости от содержания может проводиться с подчиненными и неподчиненными органами, если содержание документа затрагивает их интересы, с научно-исследовательскими организациями, общественными организациями, органами государственного и ведомственного контроля, вышестоящими органами.

Внешнее согласование документа может быть оформлено протоколом согласования или обсуждения проекта документа, справкой, но чаще всего грифом согласования документа.

Гриф согласования имеет два варианта: согласование с конкретным должностным лицом и согласование, другим документом, чаще всего письмом, протоколом и т.п.

В первом случае после слова СОГЛАСОВАНО указывается наименование должности, включая наименование организации, ставится личная подпись, дастся ее расшифровка и указывается дата. Во втором случае после слова СОГЛАСОВАНО указываются вид документа, его дата и номер.

Слово СОГЛАСОВАНО пишется прописными буквами без кавычек.

При необходимости согласования с несколькими организациями может составляться отдельный лист согласования.

Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование — это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.
  • Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

    Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

    Управление как способ подчинительной связи

  • Управление — вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);
  • Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

    При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

    Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание — это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).
  • Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

    Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

    Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

    Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

    Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

    Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чье?),
  • Увидеть его – управление (кого?).
  • В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.
  • Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

    Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

    В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем , управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем .

    Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу . В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

    Таблица с примерами

    Согласование

    При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми .

    Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

    жел­тые листья, пожел­тев­шие стра­ни­цы, тре­тий зво­нок, моя сум­ка, чистая сто­ло­вая, пере­до­вой рабо­чий, заго­ре­лый отды­ха­ю­щий, диван-кровать.

    Управление

  • писать (что?) кни­гу;
  • щел­кать (чем?) зуба­ми;
  • три (чего?) гри­ба;
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.
  • В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

    • гла­гол + суще­стви­тель­ное - зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму;
    • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние - нико­му не нуж­ный;
    • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное - дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра;
    • наре­чие + суще­стви­тель­ное - груст­но до слез;
    • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное - двое ребят, три мед­ве­дя;
    • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние - бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне.
    • Примыкание

      В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

      инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

      нау­ка наблю­дать, поз­во­лил выска­зать­ся, наме­рен отдох­нуть, читать быст­ро, пово­рот напра­во, стри­жен­ная по-мальчишески, спар­тан­ски стро­гий, раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь, летел кувыр­ком, пой­ду бегом, взгляд иско­са, пры­гать выше, чуть север­нее, крас­ка инди­го, цвет хаки, час пик .

      Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

      Видеоурок: «Виды подчинительной связи в словосочетании»


      russkiiyazyk.ru

      Русский язык. Литература

    • 10 класс (162)
    • 11 класс (197)
    • 5 класс (448)
      • Литература (190)
      • Русский язык (159)
      • 6 класс (244)
      • 7 класс (229)
      • 8 класс (332)
      • 9 класс (214)
      • ГИА (31)
      • Говорим грамотно (4)
      • ЕГЭ (77)
      • Индивидуальные траектории (1)
      • Концепция сайта (2)
      • Критерии оценок (2)
      • Метод.сундук (8)
      • Москва (5)
      • МХК (226)
      • Олимпиады (12)
      • Проекты. Рефераты. Дипломы (40)
      • Прочее (68)
        • Мы были, видели, чувствовали.. (7)
        • Разговор наедине 🙂 (родителям) (30)
        • РКИ (9)
        • Спецкурс (25)
        • Список для чтения (6)
        • Творческие работы (1)
        • Участники, победители, призёры (1)
        • Учебные программы (1)
        • Цитата дня (13)
          • Слова, которые меняют (2)
        • Читаю.. (35)
      • TOP-5 за сегодня

        • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (17)
        • Список чтения на лето после 5-го… Примерный список литературы для чтения… (15)
        • Д.з. на 24 марта A1 В каком слове допущена… (5)
        • Животные в каллиграфии Арабская каллиграфия получила особенное развитие… (5)
        • Упражнения к теме «Склонение… Упражнение 1. Определите склонение существительных.… (4)
        • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (282 206)
        • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (101 708)
        • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (94 527)
        • Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (79 258)
        • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (52 202)
        • Управление, примыкание, согласование

          Тема по предмету РКИ
          Согласование — это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: уважаемые провожающие, добрый человек и т.д.

          Управление — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих ) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния).
          Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы — в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

          Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше) , неизменяемое прилагательное (цвет хаки ), существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия» ), притяжательные местоимения его, её, их (его рубашка ) . Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: зависимое примыкает, то есть поясняет главное.

          Подсказка:
          При согласовании три требования главного к зависимому — род, число, падеж.
          При управлении одно требование главного к зависимому — падеж.
          При примыкании никто ничего потребовать не может.

          Определите вид связи слов:
          умный ученик, пойти в лес, поесть плотно, сделать хорошо, идти не торопясь, убежать налево, думать о доме, радоваться солнцу, улыбающийся человек.

          Комментарии

        1. ника написал(а):

        теперь всё ясно

        Поля написал(а):

        Спасибо. Очень-очень помогло.

        Анна написал(а):

        Очень всё понятно изложено. Спасибо.

        rob написал(а):

        теперь всё ясно.Очень всё понятно изложено. Спасибо. Очень-очень помогло.

        аня)) написал(а):

        спасибо))))вы очень помогли))))……….

        Алтын написал(а):

        Патина написал(а):

        Все очень понятно написано! Спасибо!!

        Мила написал(а):

        Спасибо! Все очень доходчиво.

        Лана написал(а):

        ТУТ ВСЁ ТАК ПОНЯТНО НАПИСАНО! СПАСИБКИ ВАМ БОЛЬШОЕ!

        Endo написал(а):

        Благодарю за столь корректно изложенное правило.

        Тигран написал(а):

        Норм сайт.. создателю спасибо. Всё доступно изложено.

        zeke написал(а):

        такое чувство, будто все комментарии тут подставные, однако, спасибо

        ха-ха..А Вы настоящий? Однако, пожалуйста!

        Ольга написал(а):

        Все понятно, кроме «управления»я примеров бы к нему побольше, для наглядности.

        макс написал(а):

        Залина написал(а):

        Спасибо огромное. Очень помогли…надеюсь пошучу 5 завтра(экзамен)

        лязз написал(а):

        Я примыкание не поняла((можете обьяснить?

        Пойти в лес это примыкание или управление?

        Самуил написал(а):

        Дорогая Лязз! «Пойти в лес» - есть управление т.к. «Пойти» требует от «в лес» Дательного падежа, соответственно оно им «управляет».

        Олеся написал(а):

        Но уж извините меня!Однако все комментарии являются слишком фальшивыми, и довольно похвальными!А за вашу работу конечно же спасибо!

        Олеся, так Вас зовут Олеся или Кристина?
        Комментарии, как люди: есть фальшивые, а есть искренние. Ваш комментарий нельзя отнести к искренним, поскольку Вы и Кристина, и Олеся. И обидеть попытались меня, и благодарность выразить одновременно. ? Е.Ю.

        Владимир написал(а):

        Даже несмотря на то, что администрация сайта отвечает на комментарии, всё равно комментарии подставные. Даже мое. Статья очень помогла. Спасибо.

        Елена Юрьевна написал(а):

        Вячеслав написал(а):

        Очень хороший сайт, посоветовал всем друзьям, спасибо.

        Elton написал(а):

        Спасибо очень помогло

        феруза написал(а):

        А где согласование

        Олег написал(а):

        Спасибо большое. Здесь все более понятно и ясно, чем где либо. Самое главное, что я понял, так это то, что зависимое слово примыкания неизменяемо, и это мне очень помогло

        олеся написал(а):

        Помогите решить согласование.управление.примыкание

        Каролина написал(а):

        Спасибо очень помог этот сайт(:

        бакуль написал(а):

        Учить стихи, Сьездить отдохнуть, бегать быстро, это что будет? Спасибо заранее за ответ!

        VITALL написал(а):

        Всёё , разобрался но используя не этот сайт, хотелось бы больше примеров вопросов пояснений)
        1согл
        2упра
        3прим
        4прим
        5примык
        6упр
        7упр
        8управление
        9согласование
        Проверьте плиз

        Юля написал(а):

        Скажите пожалуйста какой вид связи:
        склад для пороха

        Русский язык для нас

        Форум лингвистов и всех интересующихся языком

        10 класс ⇒ Согласование, Управление, Примыкание

        Сообщение ed8009 » 04 сен 2011, 13:42

        Помогите найти Согласование, Управление, Примыкание, мы просто только начали изучать эту тему, я пока не до конца понимаю её(.

        Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются
        только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо
        ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.
        Солнце — не раскаленное, как во время знойной засухи, не багровое, как перед бурей — мирно
        всплывает над узкой и длинной тучкой.
        Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков,
        золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по
        бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами
        ровной синевы, они почти не трогаются с места.

        Помогите пожалуйста кому не трудно)).

        Я думаю что Примыкание это «Небо ясно», «Установилась надолго». Согласование думаю что это «Утренняя заря», ведь чтобы найти согласование нужно задать вопрос «Какая?/Какой?»

        Сообщение Селена » 05 сен 2011, 17:05

        Вот здесь вроде не слишком заумно всё объяснено:

        Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят , т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце , весеннего солнца, о весеннем солнце.

        Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу, интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством , интересующийся искусством , интересуясь искусством .

        Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух, яйцо всмятку, говорил улыбаясь, забыл позвонить.

        Не являются словосочетаниями:

        1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается;

        2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет;

        3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него;

        4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;

        5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.

        Словосочетание

        Что такое словосочетание?

        Словосочетание - это единица языка, большая, чем одно слово, но меньшая, чем предложение. Мы общаемся целыми предложениями, которые могут содержать несколько словосочетаний. А вот и формальное определение.

        Словосочетание - это соединение двух и более слов, связанных подчинительной связью по смыслу и грамматически, служащее для обозначения единого понятия (предмета, действия и др.). В словосочетании есть главное и зависимое слово, то есть от одного слова (главного) можно задать вопрос к другому (зависимому).

        пушистый кот - словосочетание, обозначающее предмет (или лицо) и его признак

        гладить кота - словосочетание, обозначающее действие с объектом

        громко мурлыкать - словосочетание, обозначающее действие и образ его совершения

        кот спит - это не словосочетание, а предложение: два слова обозначают два разных понятия - предмет и действие, при этом нельзя сказать, что одно из слов главное, а другое зависимое.

        Не являются словосочетаниями:

      • пары слов, образующие подлежащее и сказуемое
      • группы однородных членов
      • обособленный оборот (причастный, деепричастный, сравнительный) и слово, к которому он относится
      • Отметьте все соединения слов, которые являются словосочетаниями.

        Я не завалю экзамен.

        Подумаешь, какой-то экзамен!

        студенты и экзаменатор

        Типы связи в словосочетании

        Существует три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление и примыкание .

        Согласование - подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в форме рода, числа и падежа. При изменении главного слова меняется и зависимое.

        Главное слово - имя существительное, а зависимое чаще всего является прилагательным, а также может быть причастием, местоимением или числительным.

        Примеры словосочетаний со связью согласование: черная кошка , вкуснейший пирог, самый вкусный пирог, каждый студент, наш кот, первое сентября .

        Управление - подчинительная связь, при которой главное слово требует постановки зависимого существительного или местоимения в форме косвенного падежа с предлогом или без предлога. При этом при изменении главного слова зависимое не изменяется, но само зависимое слово является изменяемым.

        Примеры словосочетаний со связью управление: кормить кота , дружба с котом , подушка кота, поймать его .

        Примыкание - подчинительная связь, при которой неизменяемое зависимое слово примыкает к главному только по смыслу.

        Зависимым словом могут быть наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше ), неизменяемое прилагательное (цвет электрик ), существительное - несогласованное приложение (в газете «Коммерсантъ» ), притяжательные местоимения 3 лица его , её , их .

        Примеры словосочетаний со связью примыкание: долго спит , её кот , любит поесть .

        чеширский кот .

        Определите вид подчинительной связи в словосочетании кот Шрёдингера .

        Пройти тест на словосочетания можно здесь.

        12 ноября 2010 г. 17:16

        Иритикова В.С. , заведующий отделом документоведения ВНИИДАД, член Гильдии Управляющих Документацией

        Управленческий аспект согласования

        Лучшие практики современных организаций свидетельствуют, что реальная цель согласования - повысить качество не столько документов, сколько реальных управленческих процессов и решений, которые стоят за этими документами. Согласование документов становится важнейшей административной процедурой и организационным инструментом, с помощью которого обеспечивается управляемость.

        Согласование - не только способ предварительного рассмотрения и оценки проекта документа, суть согласования - совокупность действий, направленных на обеспечение разработки, правильного оформления и исполнения управленческих решений, принимаемых по наиболее важным направлениям деятельности. В процессе согласования необходимо обеспечить комплексный анализ юридических, экономических и финансовых факторов, влияющих на принятие решения, минимизировать возможные риски и обеспечить обязательность исполнения решения.

        Обычно считают, что согласование документов - прежде всего часть делопроизводства, а основная характеристика согласования - время и маршрут движения документов, т.е. один из признаков документооборота. При всей справедливости этого принципа попытки ускорить согласование только за счет внедрения систем электронного документооборота, в которых в качестве типовых решений предлагаются настройки маршрутов движения документов, признаны недостаточными. Службам делопроизводства необходимо строить процедуру согласования как систему. Регламентация процессов согласования решений и взаимодействия подразделений, а также наличие специального регламента согласования в международной практике управления оцениваются как элемент и признак качества управления, его полноценности. А это важно для тех организаций, которые желают сертифицироваться по стандартам системы менеджмента качества.

        Участвуя в процедуре согласования, сотрудник организации лучше осознает свой личный вклад в достижение общих целей, в выполнение плана мероприятий, разработку нового продукта, подготовку важной сделки и т.п. А подразделениям организации участие в процедуре согласования не позволяет замыкаться исключительно на собственных задачах и планах, принимать локальные решения без учета общей экономической и управленческой ситуации, конфликтовать из-за ресурсов или скрывать информацию от подразделений или организаций-смежников. В процессе согласования проекты решений лучше прорабатываются, а, следовательно, управляемость повышается за счет усиления внутренних связей и формирования интеграционных решений.

        Согласование способствует развитию командности, духа сотрудничества и товарищеского взаимодействия, т.к. в регламентированной процедуре на первый план выступают отношения и роли (функции подразделений) в рамках общего трудового процесса, создаются доброжелательная рабочая среда и позитивный стиль общения. Эта процедура помогает также формировать обязательность и уважение интересов друг друга, честность в принятии решений (правило «честной игры»). Отметим еще один важный этический аспект процедуры согласования, отражающий влияние личности первого руководителя на процесс управления. Управленческие решения, оформляемые в документах, которые подписывает руководитель, всегда «работают» на формирование его личного стиля управления, его «образа» как руководителя и лидера, показывают ценность его вклада в достижение стратегических целей организации. Поэтому решения должны быть точны, понятны, исполнимы, а приказы и распоряжения - безупречно изложены и оформлены.

        Система согласования документов в значительной степени формирует и исполнительскую дисциплину, т.к. главное в реализации управленческих решений - не контроль исполнения, который представляет собой «последующий» контроль, а планирование исполнения, т.е. всесторонняя подготовка качественного проекта решения, в котором выделяются и распределяются ресурсы, устанавливаются оптимальные сроки и минимизируются риски.

        Три «золотых» правила согласования

        Обратим внимание на правила организационного поведения, которые составляют основу для разработки процедуры согласования документов и в делопроизводственном (технологическом), и в управленческом аспектах. Изучение лучших практик современных организаций показывает, что именно эти правила можно назвать собственно «правилами согласования».

        Правило первое. На согласование должен быть направлен полностью подготовленный и оформленный в соответствии с установленными в организации правилами проект документа. Инициатор проекта документа (подразделение, исполнитель) подготавливает проект в соответствии с требованиями действующей Инструкции по делопроизводству, внутренними стандартами и иными внутренними нормативными документами организации, закрепляющими правила подготовки, составления и оформления конкретных видов документов. В Инструкцию по делопроизводству или специальный регламент согласования документов рекомендуем ввести строгую норму: запрещается использовать процедуру согласования в качестве способа подготовки (разработки) документа .

        Второе. За реализацию процесса согласования проекта конкретного вида или разновидности документа (контроль за соблюдением процедуры и общих сроков согласования, учет замечаний согласовывающих подразделений и их отражение в тексте проекта) несет ответственность инициатор документа (подразделение-инициатор, исполнитель), который разработал управленческое решение.

        Правило третье. Подразделение, участвующее в процедуре согласования, оценивая проект документа, делает замечания и вносит предложения в рамках своей предметной области и закрепленных зон ответственности, которые установлены в положении о подразделении. Эти замечания и предложения, а значит, и соответствующие экспертные заключения по проекту, являются обязательными.

        Пример 1

        Но подразделения - участники процедуры согласования рассматривают проект документа в целом и имеют право формулировать замечания и предложения, не относящиеся к их прямой или смежным закрепленным зонам ответственности. Инициатор должен обратить внимание на данные замечания и предложения, поскольку все риски решений, оформленных в проекте документа, ложатся на должностное лицо, подписывающее документ, но в системе согласования эти замечания будут факультативными, дополнительными.

        Пример 2

        Эти правила согласования должны соблюдаться на всех уровнях управления организацией и в процедурах согласования всех видов проектов решений и видов документов. Должны действовать единые правила и единые сроки согласования в процессе подготовки проектов решений вышестоящих органов управления, в центральном аппарате и в территориальных органах, в рамках подготовки проектов решений коллегиальных органов и издания приказов и распоряжений на основе единоначалия.

        Роли подразделений

        Любое подразделение организации может разрабатывать проект документа (а значит, и проект управленческого решения) в инициативном порядке или по поручению вышестоящего органа управления. В системе согласования такое подразделение является подразделением-инициатором .

        Подразделение организации может и должно участвовать в согласовании проектов решений и документов, если оно выполняет свои задачи и функции в рамках какого-либо общего бизнес-процесса по единой технологии, а общий результат зависит также и от его усилий. Это - подразделение-участник процесса согласования и одновременно контролер рисков по закрепленным за ним функциям .

        Подразделение в структуре организации может выполнять специальные контрольные функции в рамках общей системы контроля и ориентироваться на повышение эффективности совершаемых операций и соответствие деятельности требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов. Таким подразделением-контролером является, например, служба внутреннего контроля в открытых акционерных обществах.

        Есть подразделения, которые на предприятии отвечают за выполнение общих, так называемых «штабных» функций, или централизованно выполняющие функции административной поддержки и материально-технического обеспечения. К их числу обычно относят не дирекцию и аппарат помощников, а службы: делопроизводства, кадровую, юридическую, безопасности, информационно-технологического обеспечения, главного бухгалтера, планово-экономическую и т.п. В системе согласования такие подразделения являются «системообразующими», т.е. подразделениями обязательного согласования , т.к. в зоне их ответственности находятся основные юридические, финансовые, налоговые и операционные риски организации в целом.

        Зоны ответственности подразделений

        Анализ процедуры согласования показывает, что главное в ней - не организационная и структурная иерархия участвующих подразделений, а их функции и роли в системе управления организацией и в системе принятия решений. В связи с этим такие функциональные подразделения, как финансовая служба, служба главного бухгалтера, юридическая служба, служба делопроизводства, служба информационных технологий, служба безопасности, контрольная служба и т.п., могут и должны рассматриваться в статусе подразделений/инстанций обязательного согласования проектов документов, особенно в процедурах внутреннего согласования . Этот статус означает, что практически каждый проект решения/проект документа в маршруте своего согласования должен пройти анализ в данном функциональном подразделении, и без визы, полученной в инстанции обязательного согласования, никакой проект документа не может быть представлен на подписание или утверждение.

        Для разработки процедур и маршрутов согласования очень важно выявить и регламентировать зоны ответственности подразделений. Например:

        Пример 3

        А иные подразделения , участвующие в процедуре согласования (по специальным видам деятельности организации), а также заместители первого руководителя организации, «курирующие» деятельность этих подразделений по системе делегирования полномочий, отвечают за выявление и оценку рисков по закрепленному за ними виду деятельности, направлению бизнеса и т.п., за контроль соответствия проектов решений требованиям специального (отраслевого) законодательства и контролирующих / регулирующих органов, за соблюдение внутренних нормативных документов организации, регламентирующих соответствующие виды деятельности.

        Условия успешной реализации процедуры согласования

        В процессе разработки общей процедуры согласования, а также конкретных маршрутов и схем рекомендуем обратить внимание на некоторые особенности и условия, также относящиеся к культуре организационного поведения, которую необходимо формировать в процессе внедрения инструкции по делопроизводству и иных внутренних нормативных документов организации.

        Необходимым условием начала процедуры согласования является наличие «выпускающей» визы вышестоящего руководителя подразделения-инициатора (т.е. не только исполнители, но и руководители должны изучить и принять правила согласования документов).

        Визу от имени подразделения организации имеет право проставлять его руководитель или должностные лица, уполномоченные им. От согласовывающего подразделения проставляется только одна виза.

        Отсутствие визы подразделения, участвующего в процедуре согласования, не позволяет считать документ согласованным «по умолчанию» (даже при нарушении типовых сроков согласования). К сожалению, это условие не всегда соблюдается даже на уровне федеральных органов исполнительной власти, о чем свидетельствуют факты несогласованных действий государственных органов. Надеемся, что минимизировать риски подобной несогласованности поможет система межведомственного электронного документооборота, положение о которой в конце 2009 года утверждено постановлением Правительства РФ.

        Еще одним условием является установление перечня подразделений, с которыми согласование проектов документов Корпорации является обязательным, и закрепление их зон ответственности в процедуре согласования (возможный вариант подобного перечня мы привели в Примере 3).

        В должностные регламенты и должностные инструкции руководителей структурных подразделений, с которыми производится согласование, необходимо внести уточнения относительно их прав и обязанностей в процедуре согласования документов.

        Пример 4

        В рамках процедуры согласования могут быть предоставлены следующие права:

        ● потребовать от инициатора проекта дополнительно согласовать проект документа с подразделениями, участвующими в разработке управленческого решения, бизнес-схем, выполнении операций или подразделениями, контролирующими их выполнение;

        ● не согласовывать (отклонить) проект документа с обоснованием причин (в листе согласования или специальной служебной записке);

        ● продлить установленный срок согласования в зависимости от объема и содержания документа, но не более чем на конкретный регламентированный срок, например, пять дней;

        ● не принимать на рассмотрение документы, согласование которых в этом подразделении не предусмотрено утвержденной схемой или маршрутом (проект документа в данном случае визируется, но с комментарием, что согласование документа с подразделением не предусмотрено);

        ● не принимать от подразделений замечания без обоснования причин, если замечания не относятся к предметной области и зоне ответственности представившего замечания согласовывающего подразделения;

        ● направить документ на согласование по процедуре, отличающейся от установленной в организации, если она санкционирована первым руководителем организации или его заместителем и вызвана срочностью и важностью решения вопроса.

        Ответственность за содержание и качество оформления подготовленного проекта документа, учет, полноту и своевременность внесения замечаний и предложений подразделений, участвующих в процедуре согласования, возлагается на вышестоящего руководителя подразделения-инициатора, проставившего «выпускающую» визу.

        Соблюдение установленной процедуры согласования документов в организации с развитой организационной и корпоративной культурой является одним из показателей оценки деятельности руководства и линейных руководителей подразделений.

        Алгоритм и способы согласования

        Анализ показывает, что независимо от степени автоматизации документооборота маршрут движения проекта документа в процессе согласования как правило, следующий:

        1 этап.

        Получение подписи руководителя подразделения-инициатора и согласование с вышестоящим руководителем подразделения-инициатора (получение «выпускающей» визы «курирующего» заместителя первого руководителя).

        2 этап.

        Согласование с подразделениями, участвующими в выполнении операций, которые затрагиваются проектом разрабатываемого документа, а также с подразделениями обязательного согласования, с подразделениями, контролирующими риски, с подразделениями, обязательность согласования с которыми устанавливается для данного вида документа централизованно в регламенте согласования или самим инициатором. Маршрут проекта документа в процессе согласования определяется видом и содержанием документа. Но даже при утвержденной схеме обязательного согласования проекта документа данного вида / разновидности в зависимости от значимости вопроса и подготовленного проекта управленческого решения выбор маршрута зависит от инициатора процедуры согласования.

        Процедура согласования осуществляется одним из способов - параллельным, последовательным или комбинированным. При применении каждого из способов маршруты и сроки согласования должны соблюдаться в обязательном порядке.

        При параллельном способе согласования проект документа направляется на рассмотрение одновременно всем подразделениям / должностным лицам, включая вышестоящего руководителя подразделения-инициатора. Этот способ согласования наилучшим образом реализуется в системах электронного документооборота / корпоративных информационных системах, которые имеют соответствующий модуль электронного согласования.

        При последовательном способе проект документа направляется для согласования в три-четыре этапа в последовательности, которая установливается регламентом согласования, т.е. рассмотрение документа подразделениями, участвующими в процедуре, реализуется последовательно.

        Комбинированный способ согласования (на практике - самый распространенный) предполагает сочетание маршрутов направления проекта документа. Например, в начале процедуры инициатор получает визу подразделения-соисполнителя, а затем - параллельно направляет проект подразделениям-контролерам соответствующих рисков. Этот способ является основным в маршруте, когда условием начала процесса согласования является «выпускающая» виза вышестоящего руководителя подразделения-инициатора. Все знают, что «курирующие» вышестоящие руководители подразделений изучают подготовленные проекты документов и вносят свои изменения в представленные на их рассмотрение первоначальные проекты решений.

        Исполнитель или подразделение-инициатор согласования могут выбрать любой из способов согласования проекта документа, но при этом необходимо учесть, что фактической датой начала согласования проекта документа в подразделениях на конкретном этапе последовательного согласования считается фактическая дата завершения согласования проекта документа в подразделениях на предыдущем этапе. Каждое из подразделений, участвующих в согласовании, при последовательном способе согласования вправе не принимать к рассмотрению проект документа до тех пор, пока не завершен предыдущий этап согласования, что существенно удлиняет общий срок согласования документа.

        Порядок и процедуры согласования отдельных видов документов могут и должны уточняться и регламентироваться в конкретных инструкциях, правилах и других внутренних нормативных актах предприятия при условии обязательного соблюдения установленных инструкцией по делопроизводству общих правил согласования.

        Сроки согласования

        Практика показывает, что общий срок согласования одного проекта документа одним подразделением, как правило, составляет 5 дней и исчисляется с даты проставления на листе согласования «выпускающей» визы вышестоящего руководителя подразделения-инициатора .

        В конкретных инструкциях по делопроизводству сроки согласования документов рекомендуем уточнять в зависимости от вида / разновидности документа и его содержания, например, «пять рабочих дней», «пять календарных дней, не считая даты получения документа» и т.п. Кроме того, рекомендуем более тщательно разрабатывать и регламентировать сроки при проведении процедуры внешнего согласования, если организация не направляет проекты документов на согласование в сторонние заинтересованные или контролирующие органы, а сама является участником процесса согласования.

        Для рассмотрения и согласования проектов документов конкретных видов могут устанавливаться очень оперативные сроки, например: «в течение дня получения», «не позднее следующего дня с даты получения» и т.п.

        При установлении конкретных сроков согласования рекомендуем эти сроки соотносить также с утвержденными (типовыми) сроками исполнения конкретных видов и разновидностей документов и поручений в зависимости от содержащихся в них вопросов, т.е. возможно в работу исполнителей с документами внедрять те же контрольные 3, 5, 10 и не более 30 дней. Оптимальным является срок согласования проекта документа от 2-3 и до 5 дней , соблюдение которого обеспечивают параллельный или комбинированный способы согласования, реализованные в системе электронного документооборота.

        Схемы и маршруты согласования

        Маршруты движения документов в процессе согласования и сроки согласования нуждаются в мониторинге и постоянном внимании со стороны службы делопроизводства. В рамках реального управления документами и документооборотом организации перед этой службой встает задача не только регламентировать процессы согласования проектов документов в тексте Инструкции по делопроизводству, но и разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии перечни подразделений, участвующих в обязательном согласовании, типовые сроки согласования документов, типовые маршруты согласования и т.п. Подобные справочники не только помогут исполнителям качественно выполнить поручение, подготовить проект документа и согласовать его в оптимальные сроки, но в рамках управления всей организацией помогут самой службе делопроизводства представить руководителям схемы, по которым реально осуществляется документированное взаимодействие подразделений. Кроме того, утвержденные примерные или типовые схемы (маршруты) с установленными сроками согласования очень удобно использовать в качестве справочников для настройки модуля электронного согласования документов в системах электронного документооборота.

        Пример 5

        В процессе организации процедуры согласования следует помнить также, что к проекту документа, направляемого на согласование, почти всегда требуется прилагать иные документы, являющиеся основаниями для его подготовки / создания, а иногда и документы, на которые делаются ссылки в тексте проекта, т.е. весь комплект необходимых приложений, образцов и т.п. Сопроводительная документация может включать:

        ● обоснование необходимости разработки (подписания, утверждения) нового документа, заключения договора или внесения изменений в действующие документы;

        ● обоснование финансовых параметров или изменений финансовых условий договоров по сравнению с действующими;

        ● договоры и соглашения, являющиеся основными или первичными по отношению к направляемым на согласование документам;

        ● пояснения к «схемам» договоров и сделок;

        ● материалы проведенных тендеров / конкурсов;

        ● выписки из протоколов заседаний коллегиальных органов управления, во исполнение которых был подготовлен проект документа;

        К проектам договоров, направляемых на согласование, прилагается и обоснование выбора контрагента, копии учредительных документов и доверенностей должностных лиц контрагентов для проверки их полномочий. Поэтому в инструкции по делопроизводству рекомендуем четко устанавливать состав всего комплекта документов, направляемых на согласование, и указывать не только проект основного документа, но и обязательный состав сопроводительных документов к нему.

        Оформление результатов согласования

        Исполнитель или подразделение-инициатор направляют подготовленный проект документа в подразделения, участвующие в согласовании в соответствии с определенным маршрутом, который удобно фиксировать в листе согласования (образец оформления листа согласования приводим в Примере 5). Направление на согласование осуществляется централизованно через службу делопроизводства (в соответствии с Правилами делопроизводства) или через систему электронного документооборота. Следует отметить, что на этапе подготовки документа, разработки управленческого решения и до направления проекта на процедуру согласования все организационные, технологические, финансовые и другие вопросы уже должны быть спланированы и урегулированы с подразделениями, участвующими в исполнении, осуществляющими управление рисками, контрольные функции, реализацию подготовленных мероприятий и т.п.

        Должностные лица подразделений, участвующих в согласовании, или уполномоченные ими сотрудники рассматривают проект документа самостоятельно либо поручают согласование проекта документа конкретным исполнителям. Результаты согласования оформляются визой на проекте документа или визой, проставленной в листе согласования.

        При наличии замечаний (дополнений) к проекту должностные лица формулируют свои замечания и представляют их исполнителю. Проект документа в данном случае визируется с оговоркой о наличии замечаний, которые могут быть сделаны в тексте документа (выделены шрифтом, цветом или оформлены в режиме редактирования).

        В случае несогласия одного из согласовывающих подразделений может быть проставлена виза «Не согласовано» с обязательным письменным объяснением причин отказа в согласовании. Инициатор согласования в этом случае должен подготовить новую редакцию проекта документа и направить ее на повторное согласование в подразделение, которое проставило визу «Не согласовано», а также в подразделения, чьи интересы были затронуты при внесении изменений в проект документа по результатам согласования.

        Все противоречия, возникающие на этапе согласования, должны регулироваться в порядке конструктивного взаимодействия подразделений и сотрудников. В спорных случаях оформляется протокол разногласий , рассмотрение которых осуществляется на уровне «курирующих» вышестоящих руководителей подразделений или коллегиальных органов.

        При проведении процедуры внешнего согласования ее результаты оформляются соответствующей перепиской (письмами о согласовании).

        После получения виз от всех подразделений, причем даже в процессе внутреннего согласования возможно проставление виз по форме: «СОГЛАСОВАНО» («СОГЛАСОВАНО с замечаниями»), исполнитель:

        ● оформляет окончательную редакцию проекта документа, к которой прикладывает экземпляр полностью согласованного проекта с визами и замечаниями («визовой» экземпляр) или лист согласования и

        ● проставляет отметку об учете замечаний, которая является документальным подтверждением процедуры доработки проекта документа. Отметка об учете замечаний к окончательной редакции документа, оформленная на «визовом» экземпляре проекта или листе согласования, должна быть датирована и заверена подписью руководителя подразделения-инициатора;

        ● после завершения согласования проект документа направляется руководителю или уполномоченному им должностному лицу для утверждения или подписания централизованно через службу делопроизводства. Направление на подписание возможно осуществить в бумажном или электронном виде.

        Рекомендуем также обратить внимание, что Методические рекомендации при оформлении виз и грифа согласования как реквизитов документа вводят некоторые новации . Интересно, что «допускается полистное визирование документа и его приложений», что предполагает возможность использования не всех элементов визы как реквизита, состоящего из наименования должности, личной подписи, расшифровки подписи и даты визирования, а только одного его элемента - личной подписи (парафа), который широко применяется в нотариальном делопроизводстве и при оформлении гражданско-правовых документов для обеспечения их целостности. А если согласование проекта документа проводится с использованием листа согласования, то на документе под реквизитом «подпись» ближе к нижнему полю Методические рекомендации допускают вместо грифов согласования (на площади, предусмотренной для них на листе бумаги) оформление специальной отметки «Лист согласования прилагается».

        Контроль согласования

        Контроль за соблюдением установленной процедуры согласования документов является одной из функций службы делопроизводства. Контроль согласования включает:

        ● сопровождение процедуры согласования документов, обеспечение эффективного взаимодействия подразделений, контроль сроков согласования проектов документов в подразделениях (с помощью традиционных журнальных учетных форм или в системе электронного документооборота);

        ● информирование подразделений, участвующих в согласовании о приближении или наступлении сроков согласования документов (в системе электронного документооборота - за счет настройки автоматической рассылки уведомлений и предупреждений);

        ● анализ хода и результатов согласования документов, информирование руководителей о соблюдении процедур согласования и качестве взаимодействия подразделений (в рамках реализации информационно-аналитической функции службы делопроизводства).

        Лучшие практики организаций свидетельствуют, что общий контроль за качеством проектов документов, подготовленных подразделением-инициатором, должен осуществляться вышестоящим руководителем подразделения инициатора, который проставляет «выпускающую» визу. Регламентированная процедура согласования в целом должна утверждаться и вводиться в действие распорядительным документом первого руководителя организации в составе Инструкции по делопроизводству или в статусе самостоятельного нормативного документа.

        В заключение приведем пример оформления листа согласования документа. Эта форма удобна и для электронного заполнения, и для применения в бумажном виде.

        Согласование

        Проекты подготовленных документов перед подписанием в ряде случаев согласовываются с заинтересованными учреждениями, структурными подразделениями, отдельными должностными лицами.

        Это делается для проверки целесообразности и своевременности документа, соответствия действующим законодательным и нормативным актам и является, по существу, оценкой проекта.

        Согласование проводится внутри учреждения и вне его. Внутреннее согласование проводится с теми подразделениями, участие которых предусмотрено при реализации данного документа. В учреждениях, имеющих юридическую службу, документы до подписания согласовываются с юристом. Документ может быть также согласован с заместителем руководителя учреждения, курирующим вопросы, отраженные в документе.

        Если выполнение документа связано с финансовыми затратами, требуется согласование с финансовой службой (главным бухгалтером).

        Обычно это договоры и соглашения, заключаемые организацией (фирмой) на получение или отпуск товарно-материальных ценностей, выполнение работ и услуг; приказы об установлении должностных окладов, надбавке к заработной плате, премировании и т.д. Таким образом, виза бухгалтера предусмотрена на большом количестве документов.

        Внутреннее согласование оформляется визой согласования документа, состоящей из указания должности визирующего, его подписи, ее расшифровки (инициалы и фамилия) и даты. Например:

        Главный бухгалтер (подпись) Л.И. Иванова

        23.11.2007

        Юрисконсульт Зав. бюро персонала

        Подпись Е.М. Моисеева Подпись М.М. Черняк

        25.06.2007 26.06.2007

        В случае несогласия с документом, наличия замечаний и дополнений к проекту они излагаются на отдельном листе, подписываются и прилагаются к документу. В этом случае виза оформляется так:

        Замечания прилагаются. ........

        Должность

        Личная Расшифровка

        подпись подписи

        Дата

        Место визы: если подлинник документа будет отправлен, то виза располагается ниже подписи или на левом поле последнего листа того экземпляра копии, который будет оставлен в учреждении.

        Для документов, подлинники которых остаются в организации (это прежде всего внутренние документы), виза проставляется на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра подлинника документа.

        В учреждении должен быть перечень важнейших документов с указанием лиц, визы которых необходимы при оформлении. Такой перечень целесообразно дать в приложении к инструкции по делопроизводству. Работники службы делопроизводства должны хорошо знать, без чьих виз документ не может быть представлен на подпись руководителю.

        При наличии компьютерной сети согласование текста документа можно провести одновременно с несколькими специалистами без его распечатки на бумаге.

        Внешнее согласование в зависимости от содержания документа может проводиться с подчиненными и неподчиненными органами, если содержание документа затрагивает их интересы, с научно-исследовательскими организациями, общественными организациями, органами государственного и ведомственного контроля, вышестоящими органами.

        Внешнее согласование документа может быть оформлено протоколом согласования или обсуждения проекта документа, справкой, но чаще всего грифом согласования документа.

        Гриф согласования имеет два варианта: согласование с конкретным должностным лицом и согласование, другим документом, чаще всего письмом, протоколом и т.п.

        Например:

        СОГЛАСОВАНО

        Директор школы № 583 Подпись В.В. Соколова

        СОГЛАСОВАНО

        Протокол заседания профкома

        09.08.2007 № 25

        СОГЛАСОВАНО

        Письмо Минздрава России

        05.09.2007 №65-17/184

        В первом случае после слова СОГЛАСОВАНО указывается наименование должности, включая наименование организации, ставится личная подпись, дается ее расшифровка и указывается дата. Во втором случае после слова СОГЛАСОВАНО указываются вид документа, его дата и номер.

        Слово СОГЛАСОВАНО пишется прописными буквами без кавычек.

        При необходимости согласования с несколькими организациями может составляться отдельный лист согласования.

        Подписание и утверждение документов

        Подпись - обязательный реквизит служебного документа, придающий ему юридическую силу. Должностные лица подписывают документы в пределах их компетенции. Документы, составляе-

        мые в учреждениях, действующих на правах единоначалия, подписываются одним должностным лицом. На документах, принимаемых коллегиальными органами, ставятся две подписи. Например, решение подписывают председатель и секретарь коллегиального органа. Так же подписывается протокол.

        Две и более подписи ставятся на документах, за содержание которых отвечают несколько лиц. Договоры и контракты подписывают договаривающиеся стороны.

        Документы, составляемые комиссией, например акты, подписывают все ее члены.

        Денежно-финансовые документы имеют особенности в составе удостоверения. Их подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Специальный пункт Федерального закона «О бухгалтерском учете» посвящен порядку подписания первичных учетных документов. В нем говорится: «Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами» .

        Реквизит «подпись» состоит из наименования должности лица, подписывающего документ, его личной подписи и ее расшифровки, в которой указываются инициалы и фамилия.

        Придавая большое значение указанию должностных лиц, подписывающих документ, в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (ст. 9) и «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» реквизит «подпись» разделен на два реквизита: «должность лица, подписывающего документ» и «подпись должностного лица».

        В документах, изготовленных на бланках, в название должности название учреждения не входит.

        Например:

        Директор института Подпись В.Т. Логинов

        При оформлении документа на чистом листе бумаги название должности включает наименование учреждения.

        Например:

        Директор Всероссийского научно -иссл едова тел ъского института документоведения

        и архивного дела Подпись М.В. Ларин

        В вузах, научных учреждениях в должностях указываются ученая степень и звание.

        Например:

        Зав. кафедрой зоологии

        проф., д-р биолог, наук Подпись И.Ф. Милютин

        Допускается в реквизите «подпись» центровка наименования должности лица, подписавшего документ, относительно самой длинной строки».

        Подписи нескольких должностных лиц на документе располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности. Наименования должностей разделяются между собой двумя межстрочными интервалами.

        Например:

        Председатель Л.Н. Тучкова

        Секретарь О.И. Дубровина

        Если документ подписывает несколько лиц, равных по должности, их подписи располагаются на одном уровне.

        Например:

        Директор школы № 565 Директор бассейна «Заря»

        Подпись О. О. Никитина Подпись Е.А. Бландинская

        Следует помнить, что в случае отсутствия должностного лица, подпись которого заготовлена на документе, если документ подписывает его заместитель или исполняющий обязанности, обязательно указывается фактическая должность подписавшего документ путем внесения исправлений (допечатывается «зам.» или «и. о.») и указывается его фамилия. Проставление косой черты перед указанием должности или предлога «За» является грубой ошибкой. Не допускается также подпись от руки «Зам.».

        Порядок подписания документов, создаваемых и передаваемых с помощью компьютерных систем, определен в ст. 5 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»:

        «1. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

        • 2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
        • 3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

        Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

        4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации».

        Электронные документы с электронной подписью в последнее время получают все более широкое распространение, что связано с принятием Федерального закона «Об электронной цифровой подписи». Целью Закона «является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

        Принятие Закона «Об электронной цифровой подписи» открывает широкие перспективы использования электронного документа в сфере управления. Так, ст. 16 Закона гласит: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц указанных органов, организаций».

        Самое широкое распространение электронные документы с электронной подписью должны получить в коммерческих организациях и прежде всего в сделках по купле-продаже и в других операциях по предоставлению услуг, которые требуют наибольшей оперативности.

        Печать

        Для заверения подлинности на подпись ответственного лица проставляется печать. В учреждениях, как правило, печати бывают двух видов: одна гербовая печать (или приравненная к ней в коммерческих организациях) и несколько простых. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации» «Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органах, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями».

        Форма, размеры и технические требования к гербовой печати определены достаточно точно в новой редакции ГОСТ Р51511-2001 «Печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» с изменениями, внесенными постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 № 505.

        Гербовая печать изготавливается круглой формы. В центре печати изображается герб Российской Федерации, а по окружности наименование юридического лица, которое должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах. Сокращенное наименование приводится в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах и помещается в круглых скобках после полного. Наименование на иностранном языке воспроизводится в тех случаях, когда оно установлено в учредительных документах и пишется после наименования на русском языке.

        Требования к печати акционерных обществ описаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах»: «Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации».

        Гербовая печать или приравненная к ней в негосударственных учреждениях проставляется на подлинниках документов, требующих особого удостоверения: договорах, документах, удостоверяющих личность, трудовой стаж, квалификацию (паспорт, трудовая книжка, диплом и т.д.). Перечень документов, на которые ставится печать, дан в приложении к книге.

        Многие бухгалтерские документы требуют проставления гербовой (в коммерческих организациях - приравненной к ней) печати. Это и гарантийные письма на выполнение работ, услуг и т.д.; поручения (бюджетные, банковские, пенсионные, платежные и др.); заявления (на аккредитив, об отказе от акцепта и т.д.); доверенности (на получение товароматериальных ценностей) и т.д.

        Простые печати бывают различной формы: круглая, квадратная, треугольная и прямоугольная. На них нет изображения герба, а воспроизводится название учреждения или структурной части. В учреждении таких печатей может быть несколько, их оттиски проставляются на справках и пропусках, копиях документов, выходящих за пределы учреждения, размноженных экземплярах распорядительных документов при их рассылке, при опечатывании пакетов, бандеролей, шкафов и дверей сейфов и т.д.

        Письма, выполняемые на бланках, кроме гарантийных, не требуют удостоверения печатью.

        Отметка о заверении копии

        Службе делопроизводства или секретарям приходится заверять соответствие копии документа подлиннику. Отметка о заверении копии располагается ниже реквизита «Подпись документа». Она включает слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись, ее расшифровку (два инициала и фамилия) и дату заверения.

        Например:

        Секретарь Личная подпись Т. В. Романова

        14.07.2007

        Если копия документа пересылается в другое учреждение или выдается на руки, заверительную отметку удостоверяют печатью.

        Гриф утверждения документа

        После подписания некоторых видов документов, и прежде всего организационных, требуется их утверждение, после чего они приобретают юридическую силу. Необходимость утверждения этих документов обычно предусмотрена в нормативных актах.

        Утверждение санкционирует содержание документа или распространяет его действие на определенный круг лиц и организаций. Документ утверждается двумя способами, имеющими одинаковую юридическую силу: специально издаваемым документом (чаще всего распорядительным: постановлением, решением, приказом, иногда протоколом) или должностным лицом. На утверждаемом документе проставляется гриф утверждения, имеющий соответственно два варианта оформления:

        Слова УТВЕРЖДАЮ и УТВЕРЖДЕН пишутся прописными буквами без кавычек. Далее в зависимости от вида утверждения указывается должность лица, утверждающего документ, его подпись, расшифровка подписи (инициалы и фамилия) и дата. Документ может быть утвержден руководителем своей организации или вышестоящей.

        Если документ утверждается другим документом (постановлением, решением, приказом, протоколом), то указывается наименование утверждающего документа в творительном падеже, его дата и номер, а слово УТВЕРЖДЕН (о, а, ы) согласовывается с видом утверждения документа. Например: акт - утвержден; инструкция - утверждена; правила - утверждены; положение - утверждено.

        Располагается гриф утверждения в верхней правой части документа (на месте адресата в бланке письма).

        Примерный перечень документов, подлежащих утверждению, дан в приложении к книге.

        • Федеральный закон от 21Л1.1996 № 129-Ф «О бухгалтерском учете». Ст. 9, п. 3.

        Когда в «Справочнике кадровика» мы приводим образцы оформления документов, как правило, они включают визы согласования и ознакомления с данным документом (его проектом) заинтересованных лиц. Задумывались ли вы, насколько они нужны? Или это просто обычай делового оборота и лишняя головная боль для делопроизводителей? Постараемся разобраться.

        Согласование производится в случаях, когда документы содержат какие-либо правовые нормы и требуется их экспертиза на предмет соответствия действующим нормативным правовым актам, когда они затрагивают интересы других организаций, должностных лиц и т. п.

        В ходе согласования документа его текст корректируется и изменяется на основе замечаний, дополнений, вносимых специалистами в первоначальный вариант документа. Процедура согласования документа – одна из важных составных частей процесса своевременного принятия единственно верного управленческого решения.

        Виды согласования

        Обратите внимание!
        Процедура согласования проекта документа с заинтересованными должностными лицами по общему правилу не является обязательной. Но в тех случаях, когда действующие у работодателя локальные нормативные акты по делопроизводству предусматривают согласование тех или иных документов, оно становится обязательной процедурой в процессе создания документа

        Согласование может быть внешним или внутренним. При внутреннем согласовании оценку содержания проекта документа дают специалисты (сотрудники) организации-автора. При внешнем согласовании экспертизу (оценку) содержания проводят компетентные внешние организации, чьи интересы затрагивает документ, в т. ч. различные «разрешительные» инстанции и органы, не входящие в структуру организации. Внешнее согласование осуществляется после того, как проведено внутреннее согласование.

        Внутреннее и внешнее согласование выражаются в разных формах: для внутреннего согласования используется визирование документов, для внешнего – оформляется гриф согласования.

        Порядок внутреннего и внешнего согласования документов, а также требования к оформлению реквизитов документа «Виза» и «Гриф согласования» определены Государственным стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Минкультуры России от 08.11.05 № 536 (далее – Типовая инструкция по делопроизводству).

        Порядок согласования

        Работодатель определяет случаи и порядок согласования документов на локальном уровне. Работа с документами, как правило, регламентируется комплексом документов по делопроизводству, прилагаемых к Инструкции по делопроизводству. Движение потоков документов – от создания или получения до исполнения или отправки – обычно закрепляется в разделе «Организация документооборота» Инструкции. Материалы данного раздела являются основой для разработки Графика документооборота, где отражаются все действия, осуществляемые в процессе работы с документом, в частности согласование.

        Визирование проводится перед подписанием документа теми должностными лицами, в чью компетенцию входит оценка документа в целом или его отдельных положений. Виза – это реквизит, выражающий согласие или несогласие должностного лица с содержанием документа.

        При визировании проекта документа заинтересованными считаются структурные подразделения в следующих случаях:

        • в документах содержатся вопросы по направлению деятельности этих подразделений;
        • в их адрес имеются поручения;
        • из числа должностных лиц этих подразделений создаются комиссии или рабочие группы.

        Должности лиц, визирующих проект документа, всегда ниже должностного ранга руководителя, подписывающего (утверждающего) документ. При визировании проект документа последовательно перемещается с более низкого уровня управления на более высокий.

        Следует обратить внимание, что конкретный круг должностных лиц организации, визирующих проект документа, устанавливается самой организацией. Типовая инструкция по делопроизводству предусматривает, что перечень согласующих инстанций определяет составитель документа, исходя из его содержания. Вместе с тем порядок визирования типовых документов организации (т. е. документов, отражающих однотипные, повторяющиеся управленческие ситуации) можно закрепить в соответствующих организационных документах, например в Инструкции по делопроизводству данной организации, регламенте работы коллегиального органа и др.

        Процедуру визирования целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

        • составитель документа;
        • руководитель структурного подразделения, в котором составлен документ;
        • руководители структурных подразделений (руководители среднего звена), к деятельности которых имеет отношение содержание документа;
        • руководитель финансовой или бухгалтерской службы;
        • руководитель юридической службы (юрист организации).

        Типовой инструкцией по делопроизводству предусмотрено, что проекты приказов, распоряжений, решений подлежат согласованию с исполнителями и заинтересованными должностными лицами; приказы (распоряжения, решения), издаваемые в организации, в обязательном порядке согласовываются с юридической службой.

        Обратите внимание!
        В случае когда предусмотрено обязательное согласование документа с заинтересованными должностными лицами, отсутствие виз согласования на документе будет означать нарушение процедуры его подготовки

        При установлении порядка согласования документов на локальном уровне работодатель может предусмотреть, что при подготовке, например, приказа по личному составу проект документа в обязательном порядке должен быть завизирован юридической службой (юрисконсультом) организации, а также руководителем того структурного подразделения, где трудится работник, на которого распространяется действие приказа, начальником (инспектором) отдела кадров, главным бухгалтером. При необходимости проект приказа может визироваться и другими должностными лицами, например начальником отдела труда и заработной платы, начальником планово-экономического отдела.

        При переводе сотрудника из одного структурного подразделения в другое проект приказа целесообразно согласовать с руководителями обоих подразделений. При подготовке распорядительного документа, содержащего поручения структурным подразделениям, его следует согласовать с руководителями этих подразделений.

        Сроки согласования

        Во многих организациях, особенно крупных, имеющих сложную структуру, на процедуру согласования нередко уходит до месяца. Длительный срок визирования проекта документа может снизить эффективность принимаемого решения, поэтому целесообразно в Инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном акте по делопроизводству установить определенные временные ограничения на процедуру визирования.

        Сроки согласования больших по объему и сложных по содержанию документов не должны превышать, как правило, 2–3 дня (для каждой согласующей инстанции). Остальные документы желательно визировать в день их поступления на согласование. Приведем фрагмент документа «Об утверждении регламента согласования и подписания распорядительных и иных документов».

        Процедура согласования завершается, как правило, возвращением проекта документа исполнителю. В данном случае в документообороте имеет место возвратное движение (передача документа в инстанцию, где он уже находился), но это движение обусловлено деловой необходимостью.

        Доработка проекта распорядительного документа по замечаниям

        Следующий этап – передача проекта распорядительного документа исполнителю на доработку по замечаниям. После доработки проект документа окончательно оформляется на бланке и передается на повторное визирование.

        Если проект распорядительного документа готовился по поручению вышестоящей организации, то документ оформляется не на бланке организации, а на стандартных листах бумаги и направляется в вышестоящую организацию с сопроводительным письмом. При этом проект документа визируется руководителем организации.

        Повторное визирование

        Повторное визирование проекта документа необходимо для того, чтобы все заинтересованные должностные лица проставили визы на том экземпляре документа, который будет представляться руководителю на подпись.

        Если в процессе визирования в проект документа вносятся существенные изменения, он подлежит повторному визированию. При внесении в проект документа не меняющих сути уточнений (исправление опечаток, грамматических ошибок и т. п.) повторное визирование не требуется.

        Завизированный всеми заинтересованными лицами документ передается руководителю организации на подпись.

        Виза согласования

        Виза согласования включает в себя название должности визирующего документ, его личную подпись, расшифровку подписи и дату визирования. Слово «Виза (визы)» при оформлении внутреннего согласования проекта документа не пишется. Виза согласования может частично заготавливаться при печатании документа. В этом случае визирующий от руки проставляет личную подпись и дату, например:

        Мнение эксперта

        Потапова А. В., эксперт журнала «Справочник кадровика»

        Когда специалист отсутствует

        При организации процесса согласования документов работодателю следует учитывать один нюанс. В локальных нормативных актах по делопроизводству целесообразно указывать должности специалистов, отвечающих за подготовку документа, и должности заинтересованных должностных лиц, имеющих право согласовывать документы (без указания конкретных фамилий и инициалов). Тогда в случае перевода на другую работу или увольнения конкретного работника обязанность согласования документов перейдет к тому работнику, который будет занимать эту должность, и при этом не нужно будет вносить изменения в нормативные документы.

        В случае временного отсутствия на работе конкретного работника, обычно визирующего тот или иной документ, согласовывать документ будет тот работник, который в настоящий момент исполняет обязанности временно отсутствующего работника.

        ТК РФ предусматривает несколько вариантов исполнения обязанностей отсутствующего работника:1. Временный перевод на другую работу по соглашению сторон трудового договора (ч. 1 ст. 72 2 ТК РФ).2. Временный перевод на другую работу без согласия работника в исключительных случаях, перечисленных в ч. 2 и 3 ст. 72 2 ТК РФ.

        В случаях временного перевода на другую работу работник занимает должность временно отсутствующего работника, соответственно в реквизите «Виза» указывается именно эта должность.

        3. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60 2 ТК РФ).

        При исполнении обязанностей временно отсутствующего работника в этом случае работник занимает должность, определенную трудовым договором, которая и будет указываться в реквизите «Виза».

        При этом полномочия работника на согласование документов за временно отсутствующего работника будут подтверждаться дополнительным соглашением к трудовому договору и приказом работодателя, где установлен срок, в течение которого работник выполняет дополнительную работу, ее содержание и объем.

        Для тех ситуаций, в которых по каким-то причинам должностные обязанности временно отсутствующего работника никто не исполняет (не осуществлен временный перевод на эту должность, обязанности по согласованию документов не возложены на другого работника), целесообразно для обеспечения процесса согласования документов в локальных нормативных актах предусмотреть порядок замены работника, визирующего те или иные документы. Например, можно предусмотреть в Инструкции по делопроизводству норму следующего содержания: «Приказы по основной деятельности, приказы по личному составу согласовываются с … и начальником юридического отдела. При длительном отсутствии на работе (временная нетрудоспособность, командировка, отпуск) начальника юридического отдела документы … согласовывает главный специалист юридического отдела».

        Если документ визируется несколькими должностными лицами, визы располагаются одна под другой в порядке визирования. Например:

        Делать какие-либо исправления в проекте документа не следует. Если лица, визирующие проект документа, не согласны с его отдельными положениями или содержанием в целом, они вправе изложить свои замечания. В этом случае виза дополняется надписями: «Не согласен», «С пунктом 5 не согласен», «Возражаю», «Замечания прилагаются» и т. п. Замечания излагают на отдельном листе, подписывают и прилагают к документу. В этом случае виза может быть оформлена следующим образом:

        Визированию подлежат как внутренние документы, так и исходящие.

        Процесс принятия решения – «внутреннее дело» организации. Получателя документа (адресата) о технологии принятия решения в известность, как правило, не ставят. Поэтому в документе, подлинник которого отправляют из организации (например в письме), визы проставляют в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа. Если же письмо будет отправлено по факсу, визы следует проставлять на оборотной стороне последнего листа единственного экземпляра письма, т. е. на той стороне листа, которую факсимильный аппарат «не считывает».

        Для документа, подлинник которого остается в организации (например для приказа), визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа.

        Для проектов некоторых документов (организационных документов, приказов по основной деятельности, бизнес-программ, бизнес-планов и т. д.) допускается оформление виз на отдельном листе согласования (визирования), где указывается, к какому документу этот лист относится: наименование документа, его автор, дата и номер.

        По усмотрению организации допускается полистное визирование проекта документа и (если необходимо) его приложения. К такой процедуре обычно прибегают при визировании договоров, протоколов.

        Работа с договорами

        С особым вниманием следует отнестись к процедуре согласования договорных документов.

        Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). Правильно налаженная система договорной работы на предприятии может предотвратить ошибки и недоразумения, которые оттягивают на себя людские и финансовые ресурсы. Кроме того, она поможет избежать судебных споров. Например, незначительная ошибка в договорной работе способна привести вашу организацию не только в арбитражный суд, но и стать причиной налогового спора. Это, в свою очередь, может сказаться на репутации организации, а в случае проведения тендеров отрицательно повлиять на их результаты.

        Поскольку договорные отношения обслуживаются многими службами – и юридической, и бухгалтерской, и финансовой, получается, что договорная работа насквозь пронизывает всю хозяйственную деятельность предприятия. Именно правильно организованное согласование договоров помогает исключить вероятность негативных последствий, связанных с недействительностью договора или дополнительными экономическими, налоговыми, валютными, таможенными и другими потерями.

        Схема процедуры согласования договорных документов может быть следующей.

        1. Подготовленный проект договора ответственный исполнитель представляет в службу делопроизводства (или договорный отдел) вместе с листом согласования документов.

        2. Все специалисты, согласующие проект договора, делают отметки в листе согласования, а при несогласии с проектом договора они должны написать мотивированное заключение в листе замечаний или оформить его в виде отдельного документа.

        Сроки согласования проекта договора каждым специалистом должны быть определены в локальном нормативном акте, это может быть Положение о договорной работе. При этом ответственность за соблюдение сроков согласования возлагается на специалистов, осуществляющих согласование, а контроль за соблюдением сроков – на руководителя службы делопроизводства (начальника договорного отдела).

        3. Листы согласования проектов договоров регистрируются в специальном журнале, что позволяет четко фиксировать количество поступающих на согласование проектов договоров. В журнале также отражается ход согласования проектов договоров. Ссылки на дату поступления договора на согласование и дату возврата от специалистов помогают отслеживать сроки согласования каждым специалистом и видеть их нарушение.

        4. При наличии замечаний у согласующих лиц к проекту договора он передается работниками службы делопроизводства (договорного отдела) исполнителю для устранения замечаний, а затем повторно направляется на согласование. Если разногласия остаются, то ответственный исполнитель инициирует совещание с участием руководителей заинтересованных подразделений. Совещание протоколируется, а по его итогам директор организации принимает решение о целесообразности или нецелесообразности заключения договора.

        5. Согласованный всеми специалистами проект договора служба делопроизводства (или работники договорного отдела) готовит для подписания.

        6. В практике договорной работы применяется прошивание листов договора с указанием количества прошитых, пронумерованных листов и скрепление этих сведений печатями и подписями сторон. Обычный вид надписи показан ниже в примере. Следует обратить особое внимание на проставление оттиска печати при заверении документа. Он должен захватывать часть наименования должности лица, подписывающего документ, и часть листка, на которой написано: «Прошито, пронумеровано, скреплено печатью ___ листов». Именно такое расположение оттиска печати помогает избежать подделки документов.

        Помимо визы согласования, в делопроизводственной практике часто применяется и виза ознакомления, которая служит письменным подтверждением факта доведения содержания документа до сведения работника. Об этом пойдет речь в следующем номере.



    Просмотров