Создание нового государственного органа казны. Государственная и муниципальная казна. Что входит в понятие государственной казны
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.
Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
- а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
- б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
- в) недвижимое имущество в том числе:
- - здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
- - объекты инженерного и коммунального назначения;
- - бесхозное имущество (на период установления собственника);
- - имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
- г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;
- д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;
- и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.
При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.
В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имущество (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.
Введение.
В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество), включенные в казну, составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество (активы казны), принадлежащее Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Имущество казны России, составляющее основу национального богатства, является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и, в основном, обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета) и возможностями по пополнению (формированию) таких активов.
Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны казна рассматривается как хранилище имущества, и данная трактовка казны приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе значение института казны - система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам, основное назначение которой - перераспределение государственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников, для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется, в основном, органами государственной власти различных уровней, на которые возложены функции приобретения, инвентаризации, учета, оценки, хранения, контроля, передачи в хозяйственное пользование и оперативное управление, приватизации, ликвидации соответствующих видов активов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций), которые, в свою очередь, группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования. При формировании активов казны можно выделить следующие процедуры: оценка текущего состояния казны и прогноза ее изменения, выработка политики по формированию казны, нормативно-правовое обеспечение формирования казны, информационное обеспечение и ведение баз данных по активам. В составе перечисленных процедур, а также в качестве самостоятельных единиц при формировании казны используются отдельные операции, такие как операции учета, оценки, инвентаризации, хранения и т. п.
1. Теоретические аспекты государственной казны России.
1.1. Понятие, сущность, цели и задачи государственной казны.
В гражданском кодексе РФ дается следующее определение государственной казны – «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» 1 .
В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ, республикой в составе РФ, автономной областью, автономным округом, краем, областью в соответствии с законом.
Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:
1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством
расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий, отраслей экономики публично-правового образования, образуются доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения, инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.
2. Социальная функция. Осуществляется в связи с финансированием социально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государственной казны производит опосредованный социальный эффект, заключающийся в сохранении и создании новых рабочих мест.
3. Функция капитализации. Реализуется при поступлении в государственную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ.
4. Инвестиционная функция. Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики публично-правового образования (обеспечительная мера).
5. Организационная функция. Проявляется в обеспечении деятельности органов государственной власти публичного субъекта, государственных унитарных предприятий и учреждений.
6. Гарантийная функция. Выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и т.д.).
7. Правовая функция. Обусловливает возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления, в реализации которых она должна участвовать:
рост социально-экономического уровня жизни населения;
пополнение бюджетов соответствующих уровней;
Развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;
Учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного государственного имущества;
Вывод общественных ресурсов из теневой экономики.
Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства
должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики, активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ресурса необходимо:
четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъектами общества, в том числе общественно-правовыми образованиями;
учет потенциального имущества, который должен производиться на основе социально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспективу включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов социального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения потенциального имущества.
Кроме того, формирование казны как инструмента, позволяющего решать социально-экономические задачи, предусматривает вложение средств для придания объектам имущества товарного вида в целях передачи правомочий собственности на имущество казны, как субъектам государственных предприятий, учреждений, так и частным организациям социального блока.
При этом основными задачами в отношении государственной собственности являются:
поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства;
переход к новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства;
качественное повышение эффективности управления федеральной собственностью с целью существенного увеличения доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций и временно находящегося в федеральной собственности.
1.2. Структура государственной казны России.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов, относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то, что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года, что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации», утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)» 1 .
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, кроме средств федерального бюджета, Пенсионного фонда, Государственного резерва, Алмазного фонда, Фонда социального страхования, других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации, уставного капитала и иного имущества Банка России, включая золотовалютные резервы, относится движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Таким образом, к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
в) недвижимое имущество, в том числе:
Здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
Объекты инженерного и коммунального назначения;
Бесхозное имущество (на период установления собственника);
Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
г) движимое имущество, в том числе акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в федеральной собственности;
д) имущественные права, в том числе права на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств федерального бюджета;
Казна Российской Федерации 1 аккумулирует финансовые средства государства и имущество, находящееся в государственной собственности и не распределенное между государственными предприятиями и учреждениями. ГК РФ предусматривает наделение и закрепление за федеральными унитарными предприятиями государственного имущества на правах владения, пользования, распоряжения (но без права отчуждения). Таким образом, их имущество, принадлежа государству, не входит в казну, так же как и сами предприятия в целом. Аналогичная ситуация имеет место и применительно к имуществу государственных учреждений.
При анализе состава и характеристик казны в проводимых управленческих разработках необходимо обратить внимание на сложившееся разделение в понимании казны на ее денежную и вещественно-имущественную составляющие.
В состав денежной составляющей казны входят:
♦ бюджет,
♦ средства Центрального банка РФ,
♦ средства различных фондов Российской Федерации (Пенсионного, Социального развития, Резервного, Будущих поколений и иных внебюджетных фондов),
♦ золотовалютный и алмазный фонды.
В состав вещественно-имущественной составляющей казны включают основные виды недвижимого и движимого имущества, находящегося в государственной собственности и относимого к казне как нераспределенные между унитарными предприятиями и учреждениями:
♦ объекты природно-ресурсной сферы (земельные участки и участки недр, лесные и водные объекты и др.);
♦ имущественные, в том числе производственно-технологические и иные комплексы предприятий и учреждений;
♦ нежилые здания и сооружения;
♦ объекты жилого фонда и социально-культурной сферы;
♦ объекты инженерной инфраструктуры, сети и коммуникации;
♦ иные материальные ценности.
1 Согласно законодательству различают казну Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Приводимые материалы, в основном, изложены применительно к федеральному уровню казны. Как и в рамках всей книги, будем исходить из того, что основные методологические положения, в частности, по регулированию, использованию и контролю казны в своей основе идентичны для всех названных уровней управления.
Определенная неполнота законодательства, регулирующего состав, формирование и управление казной в современных условиях развития рыночных реформ, стимулирует постановку и активные поиски управленческих решений. Основными при этом являются требования комплексности и соответствия главным целям государственного управления. Возможный механизм формирования и управления вещественно-имущественной составляющей казны можно представить следующим образом.
♦ Основанием для включения имущества в состав казны, зачисления в реестр казны и его исключения из него являются юридические факты, с которыми связано возникновение и прекращение права собственности на данное имущество.
♦ Имущество считается включенным в состав казны с даты подписания ответственной государственной структурой (департаментом, агентством, службой и т. д., на которые возложена ответственность за данный вид имущества) акта приема-передачи, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, или с даты перехода права собственности на имущество к Российской Федерации.
♦ Имущество считается исключенным из состава казны с
даты перехода права собственности на него к иным лицам
по гражданско-правовым сделкам или с даты подписания
ответственной государственной структурой акта приема-
передачи имущества.
♦ Имущество казны принадлежит на праве собственности Российской Федерации и должно быть отражено в документах учета соответствующей ответственной государственной структуры (ОГС) по нормативам инструкций о бюджетном учете. Названные структуры обобщают сведения о подотчетном им имуществе казны в соответствии с установленными требованиями.
♦ Возможную передачу и перераспределение имущества казны между различными ОГС осуществляют на основании актов приема-передачи.
♦ Реестр имущества казны содержит сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, другие сведения, соответствующие требованиям законодательства о бухгалтерском учете. В Реестр включают также сведения о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих его исключение из состава имущества казны и его возврат.
♦ Порядок обобщения данных, предоставления документов, содержащих сведения для внесения их в Реестр, а также порядок выдачи информации определяется Положением о Реестре имущества казны.
♦ Оценку имущества казны проводят в установленном порядке с привлечением независимых оценщиков.
♦ Расходы по учету, сохранности, движению и управлению имуществом казны производят за счет средств бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.
♦ Контроль за содержанием, сохранностью и использованием имущества казны, не переданного в пользование юридическим и физическим лицам, осуществляют подразделения ОГС.
♦ Контроль за сохранностью, состоянием и целевым использованием имущества казны, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, по условиям заключенных договоров о передаче имущества осуществляют соответствующие ответственные государственные структуры.
♦ На срок передачи имущества казны в пользование бремя его содержания и риск случайной гибели ложится на пользователя в соответствии с заключенным договором.
♦ В период, когда имущество казны не обременено договорными обязательствами, обязанности по его содержанию и сохранности такого имущества выполняют соответствующие ОГС за счет средств федерального бюджета.
♦ Инвентаризацию имущества казны и учет операций с ним ведет Федеральное казначейство Российской Федерации во взаимодействии с соответствующими федеральными отраслевыми структурами с привлечением лиц, в пользовании которых находится имущество казны.
♦ Юридические и физические лица, а также должностные лица подразделений ОГС, совершившие действия (бездействия) или принявшие противоправные решения, причинившие ущерб имуществу казны, несут ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.
Курсовая на тему: Государственная казна. Ее содержание, значение, правовые основы функционирования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие государственной казны
1.2. Функции государственной казны, и её место в системе финансов РФ
1.3. Экономическое содержание понятия «государственная казна»
2. Гражданско-правовые способы пополнения государственной казны
2.1 Приватизация как один из способов пополнения Казны
2.2 Доходы от предпринимательской деятельности предприятий
2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности
2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление
3. Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны
3.1 Обращение взыскания на имущество Казны
3.2 Порядок обращения взыскания на имущество Казны
4. Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
Система управления общественными финансами достаточно сложна. Она зависит от множества факторов, условий, правовых ограничений и применяемых в процессе управления бюджетных инструментов. Конкретные формы и методы государственного финансового регулирования зависят от выбора стратегических приоритетов и находят отражение в консолидированном бюджете страны и государственных внебюджетных фондах социального назначения - категориях, наиболее рельефно выражающих общественное назначение государственных финансов в целом.
Порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях закреплен в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При этом правовой статус указанных субъектов характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых можно отметить следующие: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях от собственного имени, но представляют при этом не частный, а публичный интерес; конечной целью их участия в гражданских правоотношениях является удовлетворение интересов определенной группы людей (граждан Российской Федерации, населения отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального образования); 2) публичные собственники в законодательном порядке в ряде случаев имеют возможность самостоятельно устанавливать для себя правила поведения как собственника (Российская Федерация и, в определенных рамках, субъекты Российской Федерации, - путем установления норм гражданского законодательства); 3) публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо в лице иных органов государственного управления, местного самоуправления, юридических и физических лиц - на основании специальных поручений; 4) публично-правовые образования вправе наделять вещными правами на имущество, находящееся в их собственности, создаваемые ими юридические лица (унитарные и казенные предприятия, учреждения); 5) публично-правовые образования могут выступать носителями права собственности на отдельные категории объектов гражданских правоотношений, изъятых либо ограниченных в гражданском обороте (объекты, которые могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).
Сформулировать и четко определить роль и значение казны в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, т.к. казна является довольно многогранным институтом, плюс ко всему данный институт играет огромную роль в общем деле пополнения бюджета Российской Федерации из чего вытекает огромная практическая и теоретическая значимость выбранной темы курсовой работы.
Работа состоит из трех глав. Первая глава – Проблема многозначного использования понятия Казна – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются формы участие государства в гражданско-правовых отношениях. Вторая глава – Гражданско-правовые способы пополнения Казны - посвящена различным источникам доходов государства, таким как доходы от приватизации государственной собственности, доходы от предпринимательской деятельности государственных предприятий, доходы от облигаций и прочим. Третья глава – Взыскание задолженности РФ за счет Казны – затрагивает проблемы взыскания долгов по гражданским обязательствам с государства в лице Казны, здесь же рассматриваются основные проблемы взыскания задолженности.
1. Понятие государственной казны
1.1. История Российского бюджета
Тема бюджета все время стоит на первом плане, когда говорят об устойчивости государства, региона или муниципалитета. Мы не замечаем сами, но большинство из нас начинает следить за ценой на нефть, когда говорят о возможных проблемах в бюджете из-за недопоступления налогов, или наоборот, когда цена на нефть у большинства аналитиков сопровождается эпитетом «перегрета».
Но для полного понимания этого вопроса, я хочу рассмотреть краткую историю зарождения бюджета на Руси, и наиболее интересные моменты построения государственных финансов.
Во времена Древней Руси впервые появилась должность казначея -хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. Состояние казны было предметом особой заботы для всех правителей: от великого князя до императора. В средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, причем доходы поступали как в натуральной, так и в денежной форме.
С образованием Русского централизованного государства в пользу московского князя стала собираться посошная подать. Кроме того, доходы казны формировались за счет таможенного, соляного, кабацкого и других сборов.
В XV веке в России начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.
Местные налоги были введены в Русском государстве в ХV веке: для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с населения собирались денежные и натуральные сборы.
В XVI веке сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения собирались также оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др., с народов Поволжья, Урала, Сибири - ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением винных откупов. В XVI веке появилась таможенная пошлина на заграничную торговлю, со второй половины XVI века в структуре государственной казны стала увеличиваться денежная часть и уменьшаться доля натуральных платежей и личных повинностей.
В XVII веке доходы казны формировались из трех основных источников: налогов, доходов от перечеканки монет, доходов от казенной промышленности и торговли. Также в XVII веке были предприняты попытки составления государственной сметы, стал формироваться учет казенных доходов и расходов.
Интересно: Во время правления Петра 1 был введен налог на бороду. Петр 1 повелел оценивать дворянские бороды в 60 рублей, первостатейные купеческие в 100 рублей, рядовые торговые – в 60 рублей, холопьи в 30 рублей. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее 1 копейку. Банный налог – по указу 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы – по 1 рублю, крестьяне по 15 копеек. Был принцип – или плати, или не мойся.
В 1862 году впервые были изданы правила составления сметы по росписи, улучшен контроль и на каждый год министерством финансов стал составляться проект росписи. Этот проект рассматривался и уточнялся в государственном совете и окончательно утверждался императором. В это же время началась публикация бюджета.
В 1906 году были изданы правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России, а государственный бюджет принял окончательное оформление.
Понятие государственной казны, включающей в себя государственные денежные средства, золотой запас, валютные средства, казенные земли, природные ресурсы и иное имущество, широко употреблялось в дореволюционном русском гражданском праве. Советское гражданское право исключило понятие государственной казны из гражданского законодательства. Государственная собственность была провозглашена основной формой социалистической собственности, являющейся достоянием всего советского народа 1 . При этом государство исходило из позиции закрепления основной доли государственной собственности за государственными предприятиями. В этой связи управление государственной собственностью (за исключением средств государственных бюджетов всех уровней) большей часть сводилось к регулированию хозяйственной деятельности государственных предприятий, осуществляемого на основе долгосрочного планирования. Лишь природные ресурсы (земля, ее недра, воды и леса) продолжали находиться в непосредственном управлении государства в лице уполномоченных органов и могли бы быть отнесены к современному определению государственной казны. Порядок управления данной частью государственной собственности был подробно регламентирован нормами соответствующего законодательства.