Сертификация колесных транспортных средств в беларуси. Белорусский государственный институтстандартизации и сертификации. «И зачем этот сертификат безопасности — непонятно!» Как мы ставили на учет автомобиль из США

Белорусы откровенно боялись минувшего 1 июля. И виной тому были нововведения вроде необходимости установки ЭРА-ГЛОНАСС, введения электронных ПТС, а также свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), которые должны были вступить в силу с этой даты. Что касается активности белорусов на американских аукционах, то первые два летних месяца наблюдалось затишье. Конечно, во многом из-за сезона отпусков, но отчасти из-за ситуации с 1 июля, когда планировалось ввести свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Слухов было много, поэтому многие решили повременить.

Напомним, дата введения обязательных СБКТС для транспортных средств, ввозимых физическими лицами, год назад была перенесена на 1 июля 2018 года. Юридические лица и ИП, ввозящие технику из-за пределов ТС, обязаны предоставлять их при продаже и последующей постановке на учет уже сегодня. А что касается частных лиц? Еще в конце июня, за несколько дней до назначенной даты, в Интернете появилась информация о пересмотре сроков обязательной сертификации. Но чтобы убедиться, как на самом деле обстоят дела, мы нашли белоруса, который недавно приобрел автомобиль в США и планировал ставить его на учет в ГАИ.

Дмитрий не в первый раз покупает машину за границей, поэтому вопрос о том, нужно ли предъявлять в ГАИ так называемое «свидетельство о безопасности конструкции», его, естественно, беспокоит. В конце апреля он приобрел американский кроссовер 2014 года выпуска. Интересующий экземпляр мужчина увидел на аукционе Copart.com. А посредником в покупке выступила одна известная компания , которая оказывает услуги по подбору и доставке автомобилей из США.

Аукционная цена на Explorer с 2,0-литровым турбированным EcoBoost и АКПП начиналась с 2900 долларов (канадских), и за него нужно было еще торговаться. На фотографиях было видно, что машина была ударена в переднюю часть. Подсчитывая, во сколько суммарно ему обошелся аварийный Ford Explorer, Дмитрий называет сумму примерно в 16 тысяч у.е., которая складывается из стоимости самой машины ($5900), аукционного сбора, расходов на доставку и таможенной пошлины.

Примерно два месяца машина провела на складе временного хранения, в конце июля Дмитрий ее растаможил, а затем занимался кузовом. Ведь чтобы поставить «американца» на учет, тот должен быть исправным и целым.

Пришлось заменить и покрасить переднее левое крыло, левую фару, бампер и решетку радиатора. Все элементы удалось найти на разборке в Беларуси, а оригинальное крыло Дмитрий заказывал через поставщиков в России. Еще примерно 2 тысячи долларов ушло на запчасти и покраску, а также замену торпедо из-за «стрелявших» подушек безопасности. «На рынке стоимость аналогичной модели доходит до 25 тысяч, а моя обошлась со всеми расходами и ремонтом в $18.000. Выгода налицо, при этом машина ехала чуть больше месяца», — рассказывает Дмитрий.

Важный момент — автомобиль в Канаде продавала страховая. И в данном случае проще установить прошлое автомобиля, в каком ДТП он побывал, каково его реальное состояние. Как правило, обычно страховая продает машину в таком виде, каком она попала к ним, и этот способ приобретения считается надежнее. Кто-то пытается купить машину самостоятельно и зачастую рискует нарваться на проблемный экземпляр. Чтобы не быть голословным, Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-ГРУПП», приводит свежий пример.

Один из клиентов заинтересовался BMW i8 2015 года и хотел за нее торговаться. «Но по вин-номеру мы узнали историю автомобиля: каким он был куплен на одном аукционе, а в каком виде выставлен на другом. Это одна из "бандитских" машин, которые покупают на аукционе в сильно аварийном состоянии, дешево восстанавливают для фотографий и перепродают через те же аукционы. Обычно машины подделывают и выставляют продажу, но в случае с BMW это груда металла, за которую просят почти 30 тысяч долларов! Такие случаи мы исключаем, проверяя Carfax и выясняя, кто выступает продавцом», — комментирует Виталий Скребец.

Но Дмитрию повезло. У его Explorer «чистая» история, пробег — 74 тысячи км. Комплектация XLT, которая предусматривает тонированные стекла, ксеноновые фары, рейлинги на крыше, адаптивные фары головного света и противотуманки. Двухлитровый мотор агрегатируется 6-диапазонной автоматической коробкой передач.

Тем не менее мужчина не исключает риски, которые неизбежно возникают при покупке машины из США, но в его случае помощь посредника сыграла ключевую роль и получилось купить вариант с хорошим дисконтом. А вот с одним из прошлых , приобретенным ранее для жены, дела обстояли похуже: «Во-первых, автомобиль задержался на пять месяцев. А во-вторых, по прибытию меня ждал неприятный сюрприз: при погрузке машины в контейнер поцарапали бампера. Видимо, это фортуна».


Сверку номеров Дмитрий прошел поутру, а когда мы подъехали, взял талон на регистрацию транспорта и стал ждать своей очереди. Волнение слегка подогревали слухи, тем не менее наш герой спокоен: на руках у будущего владельца Ford были удостоверение таможни, международная накладная, title (аналог паспорта транспортного средства).

Что касается «сертификата безопасности», без которого якобы автомобиль не зарегистрируют, Дмитрий отзывается о нем скептически и считает, что касательно этого документа больше вопросов, чем ответов: «Вроде бы писали, что в Беларуси есть аккредитованные лаборатории, которые за 350 рублей в течение 3-5 дней сделают этот сертификат. Но меня интересует другое: допустим, прибыла машина, сваренная из двух частей. Теоретически она не должна проходить сертификацию, в тех же Европе и США автомобили с нарушенной геометрией сразу отправляют в утиль. Визуально такая машина выглядит целой, а если в процессе экспертизы ее растянут и она развалится на части, что тогда? Кто будет компенсировать человеку затраты на автомобиль? По-моему, сертификация транспорта — это лишние деньги, которые лягут на плечи конечного покупателя. Во-вторых, по каждой модели и модификации должна быть техническая документация, а это изначально затратная часть. Ну и как будет проводиться сертификация тоже отдельный вопрос».

По мнению Дмитрия, проверку соответствия автомобиля требованиям безопасности, включая целостность кузова, теоретически можно было бы обязать делать во время прохождения Гостехосмотра. «На мой взгляд, в том виде, какой предлагают сделать процедуру получения сертификата безопасности, он не нужен. При этом его хотят ввести в отношении транспорта, который ввозят только из-за пределов ЕАЭС. А сколько машин прибывает из России, и причем не в самом лучшем состоянии», — рассуждает он.

Время за разговорами летит незаметно, и вот уже Дмитрий подходит к окошку с документами. На прямой вопрос про сертификат безопасности сотрудники регистрационного отдела в Минске спокойно отвечают, что независимо от того, когда приехала машина из США, до (как в нашем случае) или после 1 июля, документ пока не требуется. Наш герой резюмирует: «Ничего не ввели, а даже если потом все изменят, уверен, никого это не остановит. Будут привозить и делать сертификаты ».

Еще в феврале Госстандарт, отвечая на запрос ООО «БелАукцион-Групп», сообщал, что МВД предписано осуществлять государственную регистрацию единичных транспортных средств, ввозимых физическими лицами — гражданами Республики Беларусь для собственных нужд без предоставления ими свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства до 1 июля 2018. Но сегодня в ГАИ подтвердили, что сертификат при постановке на учет пока предъявлять не нужно. А значит, на время можно выдохнуть с облегчением. Правда, о новой дате Х ничего конкретного не говорят, видимо, тоже, как и мы, ожидая будущих изменений.


Как мы наглядно убедились, техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» продолжает удивлять. Сначала разгорелись страсти по ЭРА-ГЛОНАСС (у нас ЭРА-РБ): ввоз авто без кнопки экстренного вызова в Беларусь должны были запретить с начала 2017 года, но внедрение системы отложили до 2019-ого. Потом ЭПТС — сроки перехода на электронные паспорта сместили на ноябрь 2019-го.

А с 1 июля должно было вступить в силу еще одно требование техрегламента — обязательное свидетельство о безопасности конструкции. Но, как видим, обязательный СБКТС для машин, ввозимых из-за пределов ТС, в отделах регистрации Минска в настоящий момент не требуют. С одной стороны, это радостная весть для тех, кто смотрит в сторону американского авторынка, а с другой, хочется надеяться, что о подобных нововведениях или их переносе белорусам сообщат не в самый последний момент.

Компоненты транспортного средства:

Изделия системы зажигания для двигателей с принудительным зажиганием: распределители, датчики-распределители, катушки зажигания, модули зажигания, электронные коммутаторы, контроллеры, датчики, прерыватели;

Генераторы электрические, выпрямительные блоки, электродвигатели (приводов вентиляторов, бензонасосов, стеклоомывателей, стеклоподъемников, отопителей, управления зеркалами, блокировки дверей).

ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых сетях. Требования и методы испытаний

СТБ ISO 7637-2-2008 Транспорт дорожный. Помехи кондуктивные, емкостные и индуктивные. Часть 2. Кондуктивные импульсные помехи в цепях питания

СТБ ISO 7637-3-2008 Транспорт дорожный. Помехи кондуктивные, емкостные и индуктивные. Часть 3. Импульсные помехи в емкостных и индуктивных цепях (кроме цепей питания)

Правила ЕЭК ООН 10(05)/Пересмотр 3,4,5 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости

Испытания электронных сборочных устройств на автоматизированном рабочем месте по испытаниям на устойчивость к кондуктивным помехам на базе системы Spitzenberger PAS 5000

Если недавно еще были какие-то сомнения по поводу того, станет ли обязательным с 1 июля для физических лиц свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств, то сегодня вопрос окончательно закрыт - свидетельство требуют во всех регистрационных отделах. Хотя до недавнего времени об этом свидетельстве в МРЭО некоторых городов даже не упоминали.Чтобы удостовериться в этом, 1 июля мы отправились в МРЭО ГАИ на улице Тимирязева в Минске. Как всегда в будний день народу в ГАИ много, однако ни автомобилей, ни мотоциклов, пригнанных недавно из Европы, среди них нет. Относительно свидетельства задаем вопрос в окошко регистрации.
"Свидетельство о безопасности конструкции обязательно, пришло распоряжение, что с 1 июля оно вводится", - ответили нам. Также в ГАИ пояснили, что делать его должно лицо, являющееся владельцем автомобиля, данные которого указаны в таможенных документах.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), вступил в силу в РБ с 1 января 2015 года. Документом, удостоверяющим соответствие требованиям данного регламента для единичных транспортных средств, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. В обязательном порядке со дня вступления регламента в силу данный документ получали юридические лица, для физлиц же была сделана отсрочка до 1 июля 2017 года. Начиная с сегодняшнего дня физические лица, которые ввозят на территорию Таможенного союза серийные транспортные средства, обязаны будут получать свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Выдачей этого документа в стране в данный момент занимается три организации:

Государственное научное учреждение "Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси"

Филиал БНТУ "Научно-исследовательская часть"

ООО "Центромаш"

Все три организации находятся в Минске, однако у нас есть сведения, что список будет расширен и организации, выдающие подобные разрешения, появятся и в регионах.

В предыдущем материале мы говорили, что у владельцев автомобилей возникает много вопросов относительно порядка получения данного сертификата. В частности, с какого момента требуется данный сертификат - с момента ввоза ТС или непосредственно перед постановкой его на учет. К нам обратился владелец автомобиля, который столкнулся с подобным вопросом - он растаможил автомобиль 30 июня, а поехал ставить его на учет 1 июля в Барановичах. Как сообщил мужчина, у него потребовали данное свидетельство. Еще один обратившийся в редакцию автовладелец успел ввезти один автомобиль до 1 июля, однако на таможне находится еще один, который он будет ставить на учет уже после этой даты. Водители отметили, что перед поездкой они уточняли в ГАИ вопросы по документам, однако ничего о данном свидетельстве в ГАИ не упоминали либо говорили о том, что достоверной информации у них нет.

Также у автомобилистов возник вопрос по пакету документов, который необходим для выдачи данного разрешения - во время подготовки предыдущего материала в одной из организаций нам сообщили, что помимо прочего физическим лицам необходимо будет брать у дилера копию одобрения типа транспортного средства, но, как выяснилось, не на все автомобили, ввезенные из-за пределов Таможенного союза, у белорусских дилеров есть эти документы.

В данный момент мы готовим материал, в котором попытаемся ответить на все вопросы, касающиеся оформления свидетельства о безопасности конструкции. Следите за сайтом.

До 1 июля - даты, с которой владельцы транспортных средств, пригнанных из-за пределов Таможенного союза, должны будут при постановке на учет предоставлять в ГАИ свидетельство о безопасности конструкции, осталось всего два дня. Но множество вопросов по требованиям и получению данного документа до сих пор остается без ответов. Две недели назад мы отправляли официальные запросы в ГАИ, чтобы хоть как-то прояснить ситуацию. Недавно в редакцию пришли ответы.

15 июня на нашем сайте вышел материал , в котором рассказывалось, как у новоиспеченного владельца мотоцикла при постановке его на учет в Барановичах потребовали свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Парень делать его не стал, так как в других городах в то же время о данном свидетельстве никто не знал, и зарегистрировал транспортное средство на свою девушку, которая проживает в Минске. В то же время в МРЭО ГАИ Могилева, Гродно и Кобрина, когда мы звонили туда под видом владельца мотоцикла из Европы, посоветовали поторопиться с постановкой на учет, пояснив, что с 1 июля вступят в силу изменения в Указе Президента РБ №200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан" и данный документ станет обязательным для владельцев всех транспортных средств, пригнанных из-за пределов Таможенного союза. Так как вышла неразбериха, мы попытались разобраться в вопросе и отправили письменные запросы в УГАИ Брестского облисполкома и ГАИ МВД Республики Беларусь. Когда до дня икс осталось меньше недели, мы решили поинтересоваться, что говорят о данном документе в МРЭО ГАИ г. Минска и знает ли кто-то о нововведениях на авторынке.


Для начала рассмотрим ответы из Госавтоинспекции. В УГАИ Брестского облисполкома в ответ на наше обращение пояснили, что перечень документов, необходимых для осуществления процедуры государственной регистрации, указан в п.15.11 Указа Президента РБ №200 и что в этом пункте одним из требуемых документов для транспортных средств, ранее не зарегистрированных на территории ТС, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Получение данного документа предусмотрено п.68-71 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011. Как было указано в письме, в качестве заявителя может выступать изготовитель транспортного средства, или его представитель, или лицо, которое осуществляло ввоз данного транспортного средства на территорию Таможенного союза, или его представитель.

В официальном ответе из ГАИ МВД было указано, что в соответствии с ТР ТС 018/2011 единичным транспортным средством является средство, ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза физическим лицом для собственных нужд или ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет. В письме было указано, что с целью приведения нормативных правовых актов РБ в соответствие с требованиями данного техрегламента в определенные законодательные акты были внесены изменения и дополнения. В частности, в марте 2015 года был подготовлен и направлен в Министерство юстиции проект указа "О внесении дополнений и изменений в Указ Президента РБ №200". Данные дополнения и изменения были утверждены 20.01.2017 и вступили в силу 26.04.2017.

Также в письме говорится, что Советом Министров РБ было принято решение, в соответствии с которым физические лица могут ввозить единичные транспортные средства для собственных нужд на территорию Евразийского экономического союза без подтверждения процедуры соответствия до 1 июля 2017 года. После этой даты для транспортных средств, с момента изготовления которых прошло более трех лет, уже необходимо будет предоставлять в отдел регистрации свидетельство о безопасности конструкции, а для транспортных средств моложе трех лет - заверенную копию одобрения типа транспортного средства.

Что касается нашего случая, в ГАИ пояснили, что так как мотоцикл героя нашего материала был ввезен юридическим лицом, оно обязано было получить и при продаже предоставить каждому покупателю на каждое транспортное средство свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Если бы данный мотоцикл был ввезен физическим лицом, до 1 июля документ ему бы не требовался.

Данное письмо, которое должно было разрешить все вопросы, вызвало еще больше сомнений. Почему в ответе ГАИ везде фигурирует слово "ввоз", а требуется данное свидетельство при постановке на учет? Почему, если данный документ должно делать лицо, которое ввозит мотоцикл или автомобиль, его требуют при регистрации, ведь человек, который ввез мотоцикл, может и не ставить его на учет или вовсе не использовать как транспортное средство? Когда необходимо его получать: перед постановкой на учет или сразу после ввоза на территорию РБ? Почему данное свидетельство не требуется при заключении сделок купли-продажи, ведь порядок, который существует сейчас, может спровоцировать волну недовольства, когда продавец ввезет мотоцикл из Европы, продаст его у нас и исчезнет, а потом окажется, что он не сделал это свидетельство. Сможет ли в этом случае покупатель сделать документ? Опять же как быть, если человек ввозит транспортное средство до 1 июля, а ставит на учет после этой даты: кто должен будет делать свидетельство?

"Что-то, может, и вводят, но достоверно ничего не знаю"

Чтобы попытаться разрешить данные вопросы, во вторник, 27 июня, отправляемся в МРЭО на ул. Тимирязева. По легенде мы хотим пригнать из Европы автомобиль Ford Fusion в 20-х числах июля и обратились за помощью в фирму, которая занимается подбором авто и их пригоном.

"Вам потребуется удостоверение таможни, таможенный приходный ордер и утилизационный сбор. Свидетельство о безопасности конструкции? Автомобиль же не новый? Вам не понадобится этот документ".

Ответов мы не получаем - сотрудники МРЭО утверждают, что даже после 1 июля данный документ нам не понадобится. Может, нам удастся найти среди посетителей человека, который недавно пригнал машину из-за пределов ТС? В зале многолюдно, однако желающих поставить на учет авто из Европы мы не нашли - люди в основном держат в руках белорусские номерные знаки или "транзиты". У одного человека замечаем в руках "номера" Казахстана - логично, что он не в курсе вопроса.

В зоне досмотра за несколько часов наблюдения не видим ни одной машины с европейскими "транзитами". В основном приезжают машины с белорусскими "номерами" или российскими - их примерно шестая часть всего потока. С вопросом о том, как часто ставят на учет машины из Европы, обращаемся к стоящим рядом с въездом "перекупам".

"Я что-то слышал такое, что что-то вводят, но достоверно не знаю. Мало машин из Европы, редко заезжают на немецких "номерах", но бывает. Хотя я сегодня ни одной машины не видел", - отвечает один из них.

В итоге мы решили пройти на авторынкок, чтобы поинтересоваться, знают ли и что думают о нововведении продавцы авто. Машин, недавно ввезенных из Европы, на рынке нашли всего три. По словам продавцов, "свежие" машины не пользуются спросом. Хотя на ценниках многих выставленных авто написано "из Германии", по факту практически все были привезены в Беларусь из Европы еще лет 6 назад и уже имеют пробег по нашей стране.

"Если сейчас пригнать машину из Германии, там будет проблем целая куча. Таможенные платежи, утильсбор плюс хотят сделать сертификацию. Что за сертификация? Я сам еще толком не знаю, но вижу, что стоимость машин от этих всех сборов поднимется скоро настолько, что гонять их станет совсем не выгодно".

Таблички в стиле "2 дня из Германии" красовались на трех автомобилях: VW Golf 2013 года, Skoda Octavia 2013 г.в. и SEAT Ibiza 2014 года.

"Проблем с постановкой на учет не будет, никакие сертификаты не понадобятся, - рассказал нам продавец, когда мы поинтересовались у него насчет табличек. - Эта машина уже стояла на учете у нас. Мы же привозим авто на границу, там у нас забирают немецкие "номера", дают белорусские, две недели машина должна стоять на учете, пройти все проверки, после чего мы только можем ее снять. О сертификатах с июля ничего пока не знаю".

Что же, на рынке достоверно о введении данного свидетельства никто не знает. Пробуем позвонить в регистрационные отделы ГАИ других городов в надежде получить какую-то новую информацию, ведь сроки уже подходят. Но новой информации нет - в Барановичах все так же нам говорят, что свидетельство нужно и что предприниматель, который ввозил, все должен знать и все дать.

В ГАИ Пинска по номеру заместителя начальника МРЭО нам сказали, что данное свидетельство не требуется, хотя ранее сотрудники говорили, что оно обязательно.

"Вы сейчас ставите на учет на физическое лицо, поэтому вам свидетельство не требуется. Сейчас оно обязательно только для юрлиц. С 1 июля 2017 года его будет нужно получать всем. В Минск, может, вам ехать и не придется, в Бресте, насколько я знаю, есть организация. Телефон не подскажу, посмотрите в интернете", - сказали по телефону.

Названия организации нам не дали, найти ее в интернете не удалось. В минских организациях, где выдают данные свидетельства, тоже ответить на все возникшие у нас вопросы не смогли. Сможет ли владелец поставить на учет машину, ввезенную из-за границы индивидуальным предпринимателем? В организации считают, что заказчиком является владелец транспортного средства, то есть если у вас есть договор купли-продажи, вы можете обращаться за получением свидетельства. С какого все же числа требуется данное разрешение? По официальным данным документ требуется с 1 июля для физических лиц, но если в ГАИ требуют уже сейчас, они могут его выписать. "Мы являемся исполнителями. Наша задача - выдавать документы, мы не отвечаем за работу ГАИ, возможно, у них есть какие-то иные сведения, чем у нас", - сказали нам.

В ГНУ "Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси" пояснили, что для получения данного свидетельства необходимо подать заявку и собрать пакет документов, в числе которых должна быть и копия одобрения типа транспортного средства, взятая у дилера. Как пояснили в организации, это прописано в ТР ТС 018/2011, без данного документа выдать свидетельство нам не смогут. В филиале БНТУ "Научно-исследовательская часть" сказали, что если нам удастся за определенную плату взять у дилера копию одобрения типа транспортного средства и пойти с ней в ГАИ, то на учет наш автомобиль поставят. Но мы выяснили у дилера, что в нашем случае делать свидетельство все равно придется, так как автомобили Ford Fusion в Беларусь не возят уже около трех лет, у дилера закончилось действие выданного ему сертификата. В любом случае, даже если бы сертификат был, представитель дилера сообщил, что этот вопрос требует рассмотрения.

"Этот вопрос нужно обсуждать с руководством, потому что мы заинтересованы в том, чтобы защитить Беларусь от ввоза "серых" автомобилей из Европы", - пояснил представитель дилера Ford во время телефонного разговора.

Опять выходит путаница: до этого нам никто не говорил, что для того, чтобы получить сертификат о безопасности конструкции, нам придется искать одобрение типа. Тут либо сотрудники еще до конца не знают перечень документов, который требуется, либо автовладельцы окажутся в незавидном положении - где взять документ, когда у дилера его попросту нет? В самом же нормативном документе, в пункте 3 Приложения 12, указано, что данный документ нужно предоставлять "при его наличии".

Получить оперативный комментарий в Государственном таможенном комитете не удалось - делать это по телефону в пресс-службе отказались.

Вердикт сайт

Судя по всему, до вступления в силу изменений осталось несколько дней, но, как и раньше, в деле получения данного свидетельства больше вопросов, чем ответов. Сотрудники регистрационного отдела в Минске никак не предупреждают граждан о грядущих изменениях, много вопросов и по процедуре получения свидетельства, и по количеству организаций, которые будут выдавать эти документы, - на данный момент официально их всего три, все находятся в Минске. В регионах нам говорят о вступлении в силу изменений. Как мы выяснили, процедура получения данного документа будет стоить от 250 до 450 рублей. Но что представляет собой процедура, за что берут именно такую сумму? Одно известно: получение данных разрешений скажется на стоимости конечного товара, то есть независимо от того, кто будет оплачивать получение документа, повышение стоимости все равно ляжет на плечи покупателя.

Мы будем освещать ход развития событий. Следите за сайтом.



Просмотров