При ликвидации муниципального предприятия или учреждения происходит. Создание ликвидационной комиссии. Что это значит

Итак Вы ищете Порядок ликвидации муниципального предприятия . В интернете можно скопировать довольно много примеров. Как отыскать соответствующий и тот который подходит к конкретной ситуации. Юристы подготовили правила. Выясните составителя документа. Доверие адвоката, который изготовил образец сделает понятной полезность изделия. Важным будет сколько месяцев назад он был изготовлен. Старые формуляры мало доставят облегчения. Критичным выясняется вопрос в любой ли стране возможно было применять. Не все, что размещено в справочниках можно применять для каждого случая. Для страховки проверьте еще парочку подобных.

Муниципальные предприятия в России имеют организационно-правовую форму, которая наделяет их правом использования и управления имуществом, закрепленным за ними собственником. В качестве собственников муниципальных предприятий могут выступать так называемые муниципальные образования, т.е. районы, поселения, города и т.д., а также государственные органы.

Горячие новости

Порядок ликвидации предприятия в Украине от А до Я Аналитические материалы

  • admin
  • Апрель 29, 2013
  • 0 Комментариев

    Перед многими юридическими лицами однажды встает вопрос об окончании своей предпринимательской деятельности и ликвидации предприятия.

    Однако данный процесс достаточно «затянутый», в связи с тем, что в нем задействовано много органов, которые непосредственно связанны с соответствующим видом деятельности. Чтобы ускорить процесс ликвидации предприятия. необходимо соблюдать порядок предусмотренный законодательством Украины.

    Основные пункты при ликвидации предприятия:

    Решение о процессе ликвидации предприятия;

    Назначение комиссии по ликвидации предприятия

    Предоставление всех необходимых документов в налоговую службу согласно законодательству

    Закрытие банковского счета

    Налоговая проверка соответствующего предприятия на наличие задолженности перед государством;

    Передача предприятием печатей и штампов инстанции

    Подготовка и предоставление соответствующих документов для исключения юридического лица из единого государственного реестра

    Принятие решения о ликвидации предприятия

    Решение о ликвидации может быть принято в самостоятельном порядке, при котором онооформляется по форме протокола на основании общего собрания учредителей. Или же решение выносится органам исполнительной власти (судом), наиболее распространенной причиной, которого является – банкротство.

    Назначение ликвидационной комиссии

    После принятия решения о ликвидации предприятия, органом вынесшим решение назначается ликвидационная комиссия.

    План и сроки относительно ликвидации предприятия

    Назначив ликвидационную комиссию, обязательно требуется установить сроки и привести в действие план по ликвидации предприятия. В соответствии с законодательством срок должен быть не меньше двух месяцев со дня принятия решения о ликвидации предприятия.

    Однако данный срок не предусматривает ситуацию, при которой ликвидация была назначена судом из-за банкротства юридического лица.

    В чем заключается суть плана ликвидации предприятия?

    План ликвидации – это своеобразный порядокпроцесса по ликвидации предприятия, который регулируется законодательством Украины и ускоряет его завершение.

    В план ликвидации входит ряд пунктов, а именно:

    1. назначается комиссия по ликвидации предприятия, составляются соответствующие документы о сдаче и приеме реквизитов предприятия;

    2. оповещение о ликвидации – это предусмотрено для того чтобы кредиторы моги предъявить предприятию свои требования, в случае открытых у них счетов.

    3. составление смет относительно кредитной задолженности ликвидируемого предприятия и его доходов. А также полное взыскание, в случае нехватки средств у предприятия первоначально взымается сумма по задолженности перед государством.

    4. имущественная оценка предприятия

    5. после принятия решения о ликвидации составляется документ о финансовом состоянии ликвидируемого предприятия, который подтверждается подписью владельцев или соучредителями компании.

    6. уведомление о ликвидации государственных органов и соответствующее оформление данных уведомлений:

    Для государственного регистратора предоставляется копия с решением относительно ликвидации, которая заверена нотариусом и документы об оплате объявления о ликвидации

    Для налоговой инспекции следует подготовить пакет документов, который состоит из: заявление по форме №8-ОПП от юридического лица, справка формы №4-ОПП, копия решения о ликвидации предприятия, копия решения о назначении комиссии, ведомость от государственного регистратора, подтверждающая внесение в реестр отметки о ликвидации, далее в течение 10 дней, необходимо предоставить финансовый отчет, то есть ликвидационный баланс.

    7. подается заявление в государственные органы, связанные с деятельностью предприятия о снятии с учета юридического лица. Заявление подается в течение 10 дней со дня решения о ликвидации.

    8. рассматриваются требования от заемщиков, если у предприятия нет денежных средств для их погашения, то расчет производится посредством продажи имущества ликвидируемого предприятия.

    9. производятся взыскания и выплаты относительно задолженности по дебету;

    10. решается вопрос относительно кадровой ситуации на ликвидируемом предприятии;

    11. производятся внеплановые проверки и выезды налоговой инспекцией;

    12. производится проверка правильности расчетов и уплаты налогов и взносов в бюджет, при выявлении задолженности предприятие в обязательном порядке выплачивает всю сумму.

    13. выдача органами налоговой службы справки о том, что предприятие не имеет задолженности перед бюджетом государства. Данная справка действительна в течение месяца с момента ее получения;

    14. закрытие всех банковских счетов, ликвидируемого предприятия, при этом остается нетронутым счет, который предназначен для ликвидации. Для осуществления данного процесса в банк подается ряд документов: копия решения о ликвидации, заверенная нотариусом и нотариально заверенный документ с подписями соучредителей и членов ликвидационной комиссии.

    15. подача заявления об аннуляции регистрации предприятия в органы налоговой службы, через 10 дней налоговая служба должна предоставить решение об аннуляции;

    16. составляется итоговая ликвидационная смета, которая предоставляется для подписи государственному регистратору;

    17. передача всех реквизитов в МВД и их аннуляция

    18. составление комиссией акта по ликвидации предприятия

    19. передача всех документов ликвидируемого предприятия в архив

    20. предоставление справки о ликвидации

    21. Пройдя все пункты данного плана, следует государственному регистратору предоставить документы:

    Справки из государственных органов об отсутствии задолженности;

    Акт, составленный ликвидационной комиссией, а также ликвидационный баланс;

    Справка, предоставленная архивом;

    Свидетельство о государственной регистрации;

    После исключения предприятия из Единого реестра государства, уполномоченному лицу выдается справка о ликвидации предприятия.

    Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

    Организационная форма образованного предприятия подразумевает возможность или невозможность их собственников управлять вверенной собственностью. Согласно этому, к организационно-правовой форме, позволяющей собственнику пользоваться и управлять имуществом, за ним закрепленным, относятся и все муниципальные образования Российской Федерации. В качестве собственников в этом случае выступают непосредственно муниципальные образования, такие как районы, города, поселения и государственные органы.

    Структура образовательного учреждения и система управления.

    Среди разнообразия существующих муниципальных организаций особое место занимают государственные бюджетные предприятия областного, краевого, городского или районного значения плюс государственные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, и т.д. Стало быть, каждое из них подразумевает прохождение нескольких этапов своего функционирования. Это организация, управление и ликвидация муниципального образования.

    Как и все другие организации, администрация муниципального уровня имеет право на прекращение своей деятельности 2-мя способами. Первый предполагает путь полной ликвидации организации или его своевременной реорганизации.

    Второй случай делает возможным слияние данной компании с другим предприятием: присоединение ее к существующему и успешно функционирующему государственному холдингу или разделение данной компании на несколько специализированных и т.д. При реорганизации муниципального образования поддерживается тенденция, предусматривающая сохранение имеющегося до данного процесса, его правового статуса.

    Законные основы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

    Прекратить свою работу муниципальное предприятие может согласно установленному для юридических лиц закону. Как и все другие организации, муниципальное образование ликвидироваться может 2-мя принятыми решениями. В первом случае это происходит согласно решению его учредителей или собственников.

    Второй случай предполагает вмешательство суда, который и выносит, опираясь на имеющиеся основания, свое решение. В список тех оснований, которых достаточно для ликвидации предприятия. согласно статьи 61.2.3. Гражданского кодекса Российской Федерации, включают грубые, неустранимые никаким способом нарушения законодательства, которые имели место в период создания или функционирования предприятия.

    А также в случае, если администрация организации осуществляет деятельность без разрешающих документов либо она противоречит целям, указанным в главном документе – уставе данного предприятия.

    Если вдруг какое-то из вышеуказанных условий приводит к необходимости пойти на ликвидацию муниципального образования, то нужно приступить к действиям, которые законодательно установлены.

    Порядок ликвидации предприятия муниципального уровня

    Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающая «Порядок ликвидации юридического лица », совместно с Федеральным законом и прикрепленными к нему иными нормативными правовыми актами позволяет администрации официальным образом справиться с поставленной задачей.

    После того как решение о прекращении существования образования уже принято, в силу вступает законная процедура. Для ее осуществления собственнику необходимо создать ликвидационную комиссию. В состав данной группы входят учредители и все непосредственные участники предприятия. Данная группа берет на себя существующие обязанности и права, связанные с функционированием и управлением делами муниципальной компании.

    Далее ликвидационная комиссия должна разместить в СМИ, в печатном виде, данные о ликвидации образования, об утвержденном порядке и сроках принятия требований к должнику, которые имеют кредиторы ликвидируемой фирмы.

    В срок за 2 месяца после данной публикации ликвидационная комиссия должна приступить к выявлению кредиторов, имеющихся у администрации образования, и к сбору дебиторской задолженности, если она имеется. Более того, к обязанностям данной комиссии относят и необходимость в письменном виде извещать кредиторов о процессе ликвидации муниципального образования.

    Когда же этот этап завершен, в порядке ликвидации муниципального предприятия происходит составление ликвидационного баланса. В нем указывается информация об имуществе администрации ликвидируемого предприятия, перечень долговых требований, которые предъявляются кредиторами, и итоги проведенной работы. Этот ликвидационный промежуточный баланс зачитывается на собрании кредиторов и принимается уполномоченным органом в государственном порядке.

    В той ситуации, когда у ликвидируемого образования нет достаточно средств на то, чтобы в полном объеме рассчитаться с кредиторами, ликвидационной комиссией принимаются меры по самостоятельной реализации имущества. Для этого комиссия организует аукцион, на что указывает Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 3, статьи 63.

    Администрации многих муниципальных организаций сталкиваются с такими ситуациями, когда дальнейшее существование их невозможно, по крайней мере, в их прежнем виде. Дела становятся настолько плохими, что единственным решением является его непременное закрытие.

    Хотя сегодняшний день предоставляет возможность прекратить деятельность образования многими другими способами. И выбрать самый подходящий из них можно будет в зависимости от тех обстоятельств, которые сложились в организации. Не менее важно и обратить внимание на преимущества, которыми обладают данные виды, предполагающие организацию процедуры ликвидации.

    Добровольная ликвидация организации

    Добровольной ликвидацией называют официальную деятельность, направленную на прекращение деятельности предприятия, при которой данное решение принимает сам учредитель, администрация или же все участники муниципального учреждения. Этот процесс длится очень долго и предусматривает определенный порядок действий, который установлен законодательно.

    Сперва в единый государственный реестр юридических лиц необходимо внести информацию о том, что предприятие вошло в стадию ликвидации.

    Затем организуется ликвидационная комиссия, с помощью которой публикуются сведения о прекращении деятельности организации в специализированном печатном издании. После этого в течение 2-х месяцев кредиторы предъявляют свои претензии. Затем комиссией организуется работа по получению дебиторской задолженности и определению всех требований по задолженности предприятия, после чего сводится баланс.

    Если необходимо, комиссия организует аукционную распродажу имущества муниципального образования. Одновременно с этим, свою проверку проводит и налоговая служба, цель которой определить, имеет ли предприятие задолженности государству. Если все эти этапы проходят без чрезвычайных ситуаций, то официально организация будет ликвидирована в течение полугода.

    Такой способ может гарантировать, что с закрытым предприятием в будущем, не возникнет никаких проблем, так как оно пройдет все необходимые проверки, что докажет отсутствие у муниципального предприятия долговых обязательств.

    Возможные способы ликвидации муниципального учреждения

    Многими юридическими фирмами предлагается несколько способов ликвидировать муниципальное образование.

    Ликвидировать путем постановления о смене администрации – директора и главного бухгалтера компании

    Данный способ занимает самое малое количество времени – всего 1,5-2 недели, да и стоимость его много дешевле, нежели всех остальных. Он будет приемлем для тех, кому необходимо в максимально сжатые сроки избавиться от имеющегося предприятия.

    Для этого необходимо быть уверенным в том, что это предприятие не имеет никаких долгов и обязательств перед кредиторами. Но этот случай абсолютно не застрахован от того, что организацию и ее новую администрацию не настигнет налоговая проверка. Это обусловлено тем, что запись о ликвидации организации будет внесена в Единый Государственный Реестр, что автоматически вносит все сведения о муниципальном образовании в базу данных налоговой службы.

    Реорганизация предприятия путем слияния или присоединения к другой компании

    В этом случае обеспечивается передача прав и обязанностей от бывшей администрации учреждения к его правопреемникам. Таким образом, предприятие фактически остается и функционирует в дальнейшем, но уже в новом для него виде. Данный способ занимает приблизительно 3-4 месяца.

    При всем при этом он считается самым сложным из всех остальных видов ликвидации муниципального учреждения, что сказывается и на цене данной процедуры, которая дороже всех остальных. Более того, подобным способом, администрация ликвидируемого учреждения может избежать лишних проблем с налоговыми структурами, что особенно привлекательно для муниципального предприятия с государственными долгами.

    Этапы, входящие в процедуру ликвидации

    Ликвидации может пройти по 2-м сценариям: полное и официальное прекращение всех действий учреждения или же обыкновенная перерегистрация, смысл которой заключается в получении постановления о выводе предприятия из государственного реестра. Во втором случае администрации компании предстоит пройти процедуру, содержащую полную проверку ИФНС и другими государственными учреждениями. Производится аннулирование всех документов учреждения, в том числе и его устава, удаление печатных документов или сдача их в государственный архив.

    Для достижения успешного результата придется пройти несколько этапов. На первом из них участники собрания должны принять решение о ликвидации учреждения. создании соответствующей комиссии, которая станет заниматься делами, при помощи которых обеспечивается порядок ликвидации и обеспечивается контроль сроков осуществления работы.

    На следующем этапе в течение 3-х дней происходит оповещение официальных государственных органов о решении прекратить деятельность администрации и всего учреждения. После чего процедура ликвидации отмечается в государственном реестре. Организованной комиссией публикуется объявление о принятом решении, где указывается информация о сроках подачи претензий со стороны кредиторов и адресе, по которому это можно сделать.

    Установленный срок не должен превышать 2-х месяцев от момента публикации в прессе. Затем ликвидационная комиссия должна подать заявление в те органы, которые контролируют данное учреждение, о снятии его с налогового учета.

    Дальнейшая работа связана с описью обязательств и имущества муниципального предприятия. В этот процесс может быть вовлечена и администрация учреждения. Более того, в этот же момент происходит поиск всех, если таковые имеются, кредиторов. Их необходимо письменно известить о предстоящем закрытии компании.

    Итоговые этапы процедуры

    В итоге периода, отведенного для того, чтобы кредиторы выразили претензии, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждает администрация учреждения. Это означает начало конечного этапа по ликвидации муниципального образования.

    Далее имеющийся промежуточный баланс по ликвидации отправляется в инспекцию, согласно которому все счета учреждения закрываются. Если у него есть долги, то их необходимо погасить. Вспомогательным моментом тут может стать распродажа имущества и оплата долгов вырученными средствами. Происходит это в установленном Гражданским кодексом порядке.

    Когда все процедуры уже окончены, ликвидационная комиссия должна собрать все документы и отправить их в органы регистрации, там решается вопрос о том, снимут данное муниципальное учреждение с реестра или нет. Срок ликвидации предприятия по общей схеме может продлиться от 6 месяцев до 1 года. Если администрация решает перерегистрировать муниципальное образование посредством изменения его руководителей, то измениться, по желанию новой администрации, может только устав и договор учреждения.

    Алгоритм быстрой ликвидации компании

    Для того чтобы процесс ликвидации муниципального образования прошел успешно и не затянулся на долгие годы, необходимо грамотно подойти к его организации. Для этого был разработан пошаговый алгоритм действий администрации по прекращению деятельности организации.

    Первое действие: сразу же при образовании необходимости ликвидировать предприятие поставьте в известность Федеральную налоговую службу, которая должна будет на основании вашего заявления внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации. Если в течение 3-х дней вы сделать это не успеете, то штрафа в размере 5 тысяч рублей не избежать.

    Второе действие – создайте ликвидационную комиссию.

    Третье действие предполагает работу комиссии по публикации сведений о прекращении работы муниципального учреждения. В статье необходимо сообщить срок, в который кредиторы смогут предъявить требования, касающиеся платежных обязательств администрации предприятия. Этот срок должен равняться примерно 2-м месяцам.

    Следующее действие предполагает проведение инвентаризации имущества и оповещение кредиторов об официальном закрытии предприятия.

    Пятое действие состоит в необходимости составления промежуточного ликвидационного баланса, в который входит информация об имуществе муниципального образования, список требований, предъявленных кредиторами и результаты по их рассмотрению. После того как администрация и учредители образования утвердят данный документ, он отправляется в налоговую инспекцию.

    Следующее действие предполагает распределение материальных средств, собранных с продажи имущества по кредиторам. Параллельно производиться деятельность ликвидационной комиссии по получению дебиторской задолженности с полным погашением долговых обязательств. После чего предприятие считается практически готовым к официальному закрытию. Ликвидационной комиссии нужно будет снова составить баланс, который администрация должна подписать.

    Если вдруг после погашения долгов учреждения остаются какие-нибудь средства, то распределяться они будут между учредителями или участниками закрывающегося предприятия. Когда данные действия полностью завершатся, все его банковские счета будут закрыты.

    Последним действием станет подача в налоговую службу заявления по особой форме № Р16001, согласно которому производится государственная регистрация юридического лица, связанная с его ликвидацией. Заявление должно быть подписано руководителем ликвидационной комиссии и заверено нотариусом. Более того, необходимо будет заплатить и государственную пошлину, после чего выйдет постановление о ликвидации.

    Успешное решение проблемы по ликвидации муниципального образования будет возможным при грамотном подходе администрации данного предприятия, с обращением к опытным юристам.

    Порядок ликвидации муниципального предприятия

    Муниципальные предприятия в России имеют организационно-правовую форму, которая наделяет их правом использования и управления имуществом, закрепленным за ними собственником. В качестве собственников муниципальных предприятий могут выступать так называемые муниципальные образования, т.е. районы, поселения, города и т.д. а также государственные органы.

    Среди разновидностей муниципальных предприятий встречаются государственные бюджетные организации областного, городского, районного значения, а также учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д.

    Как и любая другая организация, муниципальное предприятие может прекратить свою деятельность двумя способами: путем ликвидации предприятия и его реорганизации. Во втором случае возможны слияние с другим предприятием, присоединение к какому-либо государственному холдингу, а также его разделение и другие способы реорганизации предприятия. Процесс реорганизации муниципального предприятия имеет определенную специфику, которая предусматривает сохранение его правового статуса.

    Прекращение работы муниципального предприятия осуществляется по закону, установленному для юридических лиц. Как и многие другие организации, муниципальное предприятие ликвидируется по двум решениям: по решению его учредителя или собственника, а также по судебному решению на определенных основаниях. В числе оснований для ликвидации предприятия, относительно статьи 61.2.3. в Гражданском кодексе РФ, грубые неустранимые нарушения законов во время создания или действия предприятия, осуществление данным предприятием деятельности без разрешительных документов либо противоречащей целям, прописанным в уставе предприятия, и т.д.

    Если какое-либо из названных условий привело к необходимости произвести ликвидацию муниципального предприятия, то здесь дальнейшие действия должны производиться в соответствии с установленным порядком.

    Порядок ликвидации муниципального предприятия определяется статьей 63 Гражданского кодекса РФ «Порядок ликвидации юридического лица», а также по Федеральному закону и иным нормативным правовым актам.

    После принятие решения о прекращении существования предприятия начинается процедура прекращения деятельности муниципального предприятия. Согласно установленному порядку, собственник имущества предприятия создает ликвидационную комиссию, в состав которой войдут учредители и участники предприятия. С этого момента она берет на себя обязанности и право управления делами муниципального предприятия.

    Комиссия размещает в СМИ сведения о ликвидации предприятия, а также о порядке и назначенном сроке принятия требований от кредиторов ликвидируемой фирмы. В период двух месяцев после публикации сообщения ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов, а также сбором дебиторской задолженности, если таковые имеются. Помимо этого в обязанности комиссии входят письменные извещения кредиторов о ликвидации предприятия.

    По завершению данного срока порядок ликвидации муниципального предприятия предполагает составление комиссией так называемого промежуточного ликвидационного баланса. Он будет содержать информацию об имуществе ликвидируемого предприятия, а также перечень требований, предъявленных кредиторами и итоги их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс принимается определенным государственным органом.

    В ситуации, когда не хватает средств для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, действуя соответственно пункту 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидационная комиссия принимает меры по реализации имущества предприятия посредством аукциона.

  • В соответствии с решениями собственника, унитарное предприятие может быть ликвидировано. Данная процедура регламентируется нормами законодательства РФ. Помимо решения владельца, основанием для начала процесса ликвидации может служить решение судебного органа РФ.

    Для начала процедуры следует назначить ликвидационную комиссию, которая утверждается собственником УП. При ликвидации все дела данного предприятия лежат на ликвидационной комиссии. В случае осуществления ликвидации фирм ООО права и обязанности не ложатся на другие юридические лица, при этом деятельность полностью прекращается.

    Стоит отметить, что если ликвидационной комиссией отмечается невозможность выполнения обязательств по кредитам на момент начала процесса, представители предприятия либо его руководитель, согласно закону, обязаны начать процедуру банкротства.

    Статья 35 Закона конкретизирует общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 ГК РФ. Содержащиеся в ней правовые нормы имеют универсальное значение для всех унитарных предприятий - основанных как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления.

    Главное отличие ликвидации унитарного предприятия, как и ликвидации любого юридического лица, от его реорганизации в предусмотренных законом формах (о реорганизации см. ст. 29-34 Закона) заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота. ГК РФ и Закон достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). Об основаниях прекращения обязательств см. гл. 26 ГК РФ.

    Пункты 1 и 2 ст 35 Закона предусматривают возможность: а) добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества; б) ликвидации такого предприятия на основании судебного решения.

    Общий порядок добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества регулируется ГК РФ, Законом и другими нормативными правовыми актами (п. 5 ст. 35 Закона).

    Решение о добровольной ликвидации унитарного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов является исключительным правомочием собственника имущества соответствующего предприятия (подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона). Поскольку норма, установленная в п. 1 ст. 35 Закона, является императивной, в уставе унитарного предприятия нельзя предусмотреть иной, по сравнению с указанным в ней, порядок принятия решения о ликвидации такого предприятия. В то же время исполнительному органу унитарного предприятия не запрещается, например, инициировать принятие соответствующих решений собственником и подготовить проекты необходимых документов.

    Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации юридического лица на основании судебного решения могут быть: а) допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; б) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); в) осуществление деятельности, запрещенной законом; г) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов; д) иные основания, предусмотренные ГК РФ.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61).

    Следовательно, неисполнение организацией требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта. реорганизация унитарный ликвидация разделение

    Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и др., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).

    Согласно ст. 20 ФЗ от 8.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

    Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

    Нормы, установленные в п. 5 ст. 35 Закона, корреспондируют правилам ст. 9 ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных указанной статьей, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств.

    При большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.

    О ликвидации унитарного предприятия должно быть помещено объявление в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц. Поэтому опубликование такого объявления, например, в рекламной газете, как это нередко имеет место на практике, не должно рассматриваться как выполнение требований ГК РФ об обязательной публикации сообщения о ликвидации. Подобная публикация может иметь лишь вспомогательное значение и являться не более чем дополнением к объявлению, опубликованному в установленном порядке. Самостоятельного юридического значения такая публикация не имеет.

    Следующий этап ликвидации унитарного предприятия заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов предприятия служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения аудитора, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы предприятия.

    Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации унитарного предприятия и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации предприятия, о котором говорилось выше, не заменяет собой письменного уведомления персонально каждого кредитора. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления кредиторов о ликвидации данного унитарного предприятия и сроках для предъявления требований кредиторами.

    ГК РФ (п. 1 ст. 63) требует также принятия ликвидационной комиссией мер к получению унитарным предприятием дебиторской задолженности.

    Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к числу исключительных правомочий собственника имущества предприятия в силу подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона, где говорится об утверждении ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного). Данное полномочие не может быть реализовано решением исполнительного органа унитарного предприятия.

    Согласно ст. 64 ГК РФ требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:

    В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

    Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

    В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

    Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

    Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица определен в ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Государственная регистрация в таких случаях осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

    Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

    Документы унитарного предприятия, предусмотренные п. 1 ст. 28 Закона, при ликвидации предприятия передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

    Процесс ликвидации долгий и порой трудоемкий. Он имеет свой порядок, который определяется, и регламентируются относительно федерального закона. Ликвидация или реорганизация предприятий требуют создание ликвидационной комиссии, и далее операции по обеспечению законного устранения предприятия. Существует специальные сроки подачи документов и особые процедуры. Так унитарное предприятие в письменной форме должно разослать уведомления кредиторам о своем решении не позднее 30 дней с начала процедуры реорганизации или ликвидации и поместить эти данные в органы печати. Кредиторы, в свою очередь, могут заявить свои требования к предприятию путем обращения в суд. Рамки исполнения этих дел определяются и рассматриваются Гражданским кодексом Российской Федерации.

    В порядке, установленном в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 96, решения о ликвидации унитарного предприятия принимаются Правительством Российской Федерации. Органом, проводящим процедуру ликвидации унитарного предприятия в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 62 ГК РФ, является ликвидационная комиссия, к которой переходят фун­кции и права органов ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия создается учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом юстиции на основании распоряжения, в котором указываются порядок и сроки ликвидации предприятия. Высший Арбитражный Суд РФ придерживается точки зрения, в соответствии с которой ликвидация юридического лица, проведенная с нарушением предусмотренного гражданским законодательством порядка, может быть признана незаконной даже после исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, исполнение в строгом соответствии с законом всех требований, предъявляемых при ликвидации унитарных предприятии, позволяет избежать негативных последствий незаконной ликвидации. В работе ликвидационной комиссии могут, принимать участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, органов исполнительной власти и другие специалисты. Полномочия ликвидационных комиссий прекращаются с момента исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц. Основная задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества. Во исполнение этой задачи ликвидационная комиссия:

    • · письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприятие находится в процессе ликвидации;
    • · помещает в средствах массовой информации сведения о ликвидации государственного унитарного предприятия, порядке и сроке заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);
    • · направляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во внебюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с приложением списка работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;
    • · проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задол­женности.

    Очень важным этапом работы ликвидационной комиссии является составление промежуточного и ликвидационного балансов. Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого предприятия на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после прекращения всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 ст. 63 ГК РФ. Именно на этапе составления промежуточного баланса должно быть выяснено, хватает ли этих активов для покрытия всех долгов. Если при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась недостаточность имущества ликвидируемого лица для удовлетворения всех требований кредиторов, то в силу п. 4 ст. 61|ГК РФ дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ о признании его несостоятельным

    (банкротом). Составленные ликвидационной комиссией промежуточный и окончательный ликвидационные балансы представляются на утверждение Минимуществу России и органу исполнительной власти, осуществляющему руководство в соответствующей отрасли. Статья 63 ГК РФ предусматривает обязательное согласование промежуточного ликвидационного баланса органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Кроме того, в этой статье указано, что ликвидационная комиссия: осуществляет продажу имущества унитарного предприятия с публичных торгов в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требовании кредиторов, а также выплачивает денежные суммы кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ направляет после завершения процедуры ликвидации в орган «юстиции пакет документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, получает соответствующее информационное письмо и уведомляет о ликвидации государственные органы статистики и другие органы в соответствии с действующим законодательством;

    осуществляет другие юридические действия в строгом соответствии сост. 6164 ГКРФ. Имуществом ликвидированного федерального унитарного предприятия, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов, распоряжается Минимущество России в соответствии с российским законодательством как имуществом казны, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или уставом унитарного предприятия. Имущество ликвидированного предприятия получает статус имущества казны. После этого оно по решению собственника может быть закреплено за другим унитарным предприятием или учреждением либо реализовано в порядке приватизации,

    Ликвидация унитарного предприятия может быть также проведена по основаниям, предусмотренным ст. 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица» ГК РФ. Если унитарное предприятие не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнит обязанность по уплате обязательных платежей и при этом соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, то соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6ФЗ < несостоятельности (банкротстве)» такое предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда. Признание государственного унитарного предприятия банкротом в судебном порядке влечет его ликвидацию. Однако положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

    Организационная форма образованного предприятия подразумевает возможность или невозможность их собственников управлять вверенной собственностью. Согласно этому, к организационно-правовой форме, позволяющей собственнику пользоваться и управлять имуществом, за ним закрепленным, относятся и все муниципальные образования Российской Федерации. В качестве собственников в этом случае выступают непосредственно муниципальные образования, такие как районы, города, поселения и государственные органы.

    Среди разнообразия существующих муниципальных организаций особое место занимают государственные бюджетные предприятия областного, краевого, городского или районного значения плюс государственные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, и т.д. Стало быть, каждое из них подразумевает прохождение нескольких этапов своего функционирования. Это организация, управление и ликвидация муниципального образования.

    Как и все другие организации, администрация муниципального уровня имеет право на прекращение своей деятельности 2-мя способами. Первый предполагает путь полной ликвидации организации или его своевременной реорганизации.

    Второй случай делает возможным слияние данной компании с другим предприятием: присоединение ее к существующему и успешно функционирующему государственному холдингу или разделение данной компании на несколько специализированных и т.д. При реорганизации муниципального образования поддерживается тенденция, предусматривающая сохранение имеющегося до данного процесса, его правового статуса.

    Прекратить свою работу муниципальное предприятие может согласно установленному для юридических лиц закону. Как и все другие организации, муниципальное образование ликвидироваться может 2-мя принятыми решениями. В первом случае это происходит согласно решению его учредителей или собственников.

    Второй случай предполагает вмешательство суда, который и выносит, опираясь на имеющиеся основания, свое решение. В список тех оснований, которых достаточно для , согласно статьи 61.2.3. Гражданского кодекса Российской Федерации, включают грубые, неустранимые никаким способом нарушения законодательства, которые имели место в период создания или функционирования предприятия.

    А также в случае, если администрация организации осуществляет деятельность без разрешающих документов либо она противоречит целям, указанным в главном документе — уставе данного предприятия.

    Если вдруг какое-то из вышеуказанных условий приводит к необходимости пойти на ликвидацию муниципального образования, то нужно приступить к действиям, которые законодательно установлены.

    Порядок ликвидации предприятия муниципального уровня

    Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающая « », совместно с Федеральным законом и прикрепленными к нему иными нормативными правовыми актами позволяет администрации официальным образом справиться с поставленной задачей.

    После того как решение о прекращении существования образования уже принято, в силу вступает законная процедура. Для ее осуществления собственнику необходимо создать ликвидационную комиссию. В состав данной группы входят учредители и все непосредственные участники предприятия. Данная группа берет на себя существующие обязанности и права, связанные с функционированием и управлением делами муниципальной компании.

    Далее ликвидационная комиссия должна разместить в СМИ, в печатном виде, данные о ликвидации образования, об утвержденном порядке и сроках принятия требований к должнику, которые имеют кредиторы ликвидируемой фирмы.

    В срок за 2 месяца после данной публикации ликвидационная комиссия должна приступить к выявлению кредиторов, имеющихся у администрации образования, и к сбору дебиторской задолженности, если она имеется. Более того, к обязанностям данной комиссии относят и необходимость в письменном виде извещать кредиторов о процессе ликвидации муниципального образования.

    Когда же этот этап завершен, в порядке ликвидации муниципального предприятия происходит составление ликвидационного баланса. В нем указывается информация об имуществе администрации ликвидируемого предприятия, перечень долговых требований, которые предъявляются кредиторами, и итоги проведенной работы. Этот ликвидационный промежуточный баланс зачитывается на и принимается уполномоченным органом в государственном порядке.

    В той ситуации, когда у ликвидируемого образования нет достаточно средств на то, чтобы в полном объеме рассчитаться с кредиторами, ликвидационной комиссией принимаются меры по самостоятельной реализации имущества. Для этого комиссия организует аукцион, на что указывает Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 3, статьи 63.

    Администрации многих муниципальных организаций сталкиваются с такими ситуациями, когда дальнейшее существование их невозможно, по крайней мере, в их прежнем виде. Дела становятся настолько плохими, что единственным решением является его непременное закрытие.

    Хотя сегодняшний день предоставляет возможность прекратить деятельность образования многими другими способами. И выбрать самый подходящий из них можно будет в зависимости от тех обстоятельств, которые сложились в организации. Не менее важно и обратить внимание на преимущества, которыми обладают данные виды, предполагающие организацию процедуры ликвидации.

    Добровольная ликвидация организации

    Называют официальную деятельность, направленную на прекращение деятельности предприятия, при которой данное решение принимает сам учредитель, администрация или же все участники муниципального учреждения. Этот процесс длится очень долго и предусматривает определенный порядок действий, который установлен законодательно.

    Сперва в единый государственный реестр юридических лиц необходимо внести информацию о том, что предприятие вошло в стадию ликвидации.

    Затем организуется ликвидационная комиссия, с помощью которой публикуются сведения о прекращении деятельности организации в специализированном печатном издании. После этого в течение 2-х месяцев кредиторы предъявляют свои претензии. Затем комиссией организуется работа по получению дебиторской задолженности и определению всех требований по задолженности предприятия, после чего сводится баланс.

    Если необходимо, комиссия организует аукционную распродажу имущества муниципального образования. Одновременно с этим, свою проверку проводит и налоговая служба, цель которой определить, имеет ли предприятие задолженности государству. Если все эти этапы проходят без чрезвычайных ситуаций, то официально организация будет ликвидирована в течение полугода.

    Такой способ может гарантировать, что с закрытым предприятием в будущем, не возникнет никаких проблем, так как оно пройдет все необходимые проверки, что докажет отсутствие у муниципального предприятия долговых обязательств.

    Возможные способы ликвидации муниципального учреждения

    Многими юридическими фирмами предлагается несколько способов ликвидировать муниципальное образование.

    Ликвидировать путем постановления о смене администрации — директора и главного бухгалтера компании

    Данный способ занимает самое малое количество времени — всего 1,5-2 недели, да и стоимость его много дешевле, нежели всех остальных. Он будет приемлем для тех, кому необходимо в максимально сжатые сроки избавиться от имеющегося предприятия.

    Для этого необходимо быть уверенным в том, что это предприятие не имеет никаких долгов и обязательств перед кредиторами. Но этот случай абсолютно не застрахован от того, что организацию и ее новую администрацию не настигнет налоговая проверка. Это обусловлено тем, что запись о ликвидации организации будет внесена в Единый Государственный Реестр, что автоматически вносит все сведения о муниципальном образовании в базу данных налоговой службы.

    Реорганизация предприятия путем слияния или присоединения к другой компании

    В этом случае обеспечивается передача прав и обязанностей от бывшей администрации учреждения к его правопреемникам. Таким образом, предприятие фактически остается и функционирует в дальнейшем, но уже в новом для него виде. Данный способ занимает приблизительно 3-4 месяца.

    При всем при этом он считается самым сложным из всех остальных видов ликвидации муниципального учреждения, что сказывается и на цене данной процедуры, которая дороже всех остальных. Более того, подобным способом, администрация ликвидируемого учреждения может избежать лишних проблем с налоговыми структурами, что особенно привлекательно для муниципального предприятия с государственными долгами.

    Этапы, входящие в процедуру ликвидации

    Ликвидации может пройти по 2-м сценариям: полное и официальное прекращение всех действий учреждения или же обыкновенная перерегистрация, смысл которой заключается в получении постановления о выводе предприятия из государственного реестра. Во втором случае администрации компании предстоит пройти процедуру, содержащую полную проверку ИФНС и другими государственными учреждениями. Производится аннулирование всех документов учреждения, в том числе и его устава, удаление печатных документов или сдача их в государственный архив.

    Для достижения успешного результата придется пройти несколько этапов. На первом из них участники собрания должны принять решение о , создании соответствующей комиссии, которая станет заниматься делами, при помощи которых обеспечивается порядок ликвидации и обеспечивается контроль сроков осуществления работы.

    На следующем этапе в течение 3-х дней происходит оповещение официальных государственных органов о решении прекратить деятельность администрации и всего учреждения. После чего процедура ликвидации отмечается в государственном реестре. Организованной комиссией публикуется объявление о принятом решении, где указывается информация о сроках подачи претензий со стороны кредиторов и адресе, по которому это можно сделать.

    Установленный срок не должен превышать 2-х месяцев от момента публикации в прессе. Затем ликвидационная комиссия должна подать заявление в те органы, которые контролируют данное учреждение, о снятии его с налогового учета.

    Дальнейшая работа связана с описью обязательств и имущества муниципального предприятия. В этот процесс может быть вовлечена и администрация учреждения. Более того, в этот же момент происходит поиск всех, если таковые имеются, кредиторов. Их необходимо письменно известить о предстоящем закрытии компании.

    Итоговые этапы процедуры

    В итоге периода, отведенного для того, чтобы кредиторы выразили претензии, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждает администрация учреждения. Это означает начало конечного этапа по ликвидации муниципального образования.

    Далее имеющийся промежуточный баланс по ликвидации отправляется в инспекцию, согласно которому все счета учреждения закрываются. Если у него есть долги, то их необходимо погасить. Вспомогательным моментом тут может стать распродажа имущества и оплата долгов вырученными средствами. Происходит это в установленном Гражданским кодексом порядке.

    Когда все процедуры уже окончены, ликвидационная комиссия должна собрать все документы и отправить их в органы регистрации, там решается вопрос о том, снимут данное муниципальное учреждение с реестра или нет. Срок ликвидации предприятия по общей схеме может продлиться от 6 месяцев до 1 года. Если администрация решает перерегистрировать муниципальное образование посредством изменения его руководителей, то измениться, по желанию новой администрации, может только устав и договор учреждения.

    Алгоритм быстрой ликвидации компании

    Для того чтобы процесс ликвидации муниципального образования прошел успешно и не затянулся на долгие годы, необходимо грамотно подойти к его организации. Для этого был разработан пошаговый алгоритм действий администрации по прекращению деятельности организации.

    Первое действие: сразу же при образовании необходимости ликвидировать предприятие поставьте в известность Федеральную налоговую службу, которая должна будет на основании вашего заявления внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации. Если в течение 3-х дней вы сделать это не успеете, то штрафа в размере 5 тысяч рублей не избежать.

    Второе действие — создайте ликвидационную комиссию.

    Третье действие предполагает работу комиссии по публикации сведений о прекращении работы муниципального учреждения. В статье необходимо сообщить срок, в который кредиторы смогут предъявить требования, касающиеся платежных обязательств администрации предприятия. Этот срок должен равняться примерно 2-м месяцам.

    Следующее действие предполагает проведение инвентаризации имущества и оповещение кредиторов об официальном закрытии предприятия.

    А.Г. Шалапугин, исполнительный директор Адвокатского бюро "Лекс"

    Н.В. Сандалова, исполнительный директор ООО "Лекс-Консалтинг"

    Как показывает практика, механизм ликвидации предприятия , организации используется в основном для того, чтобы освободить предприятие от кредиторской задолженности или переоформить право собственности на активы.

    Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены две основные формы прекращения деятельности юридических лиц: добровольная ликвидация или принудительная ликвидация посредством процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.02 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

    Добровольная ликвидация

    Правовыми основаниями для добровольной ликвидации юридических лиц служат положения Гражданского кодекса РФ (ст. 61-64 ч. 1) и специальных законов: Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон № 14-ФЗ), Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ), Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др. Кроме того, Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее-Федеральный закон № 129-ФЗ) установил порядок государственной регистрации факта добровольной ликвидации,

    Наиболее распространены следующие причины добровольной ликвидации юридических лиц :

    Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес);

    Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности;

    окончание срока, на который была создана организация;

    Достижение целей, ради которых создавалась организация;

    Состояние чистых активов предприятий.

    Решение о ликвидации организации, предприятия принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. Для муниципальных унитарных предприятий - это решение органа местного самоуправления.

    Обычно принимается решение о ликвидации предприятия , назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и избирается председатель ликвидационной комиссии, определяются сроки и порядок ликвидации, в т. ч. порядок уведомления кредиторов.

    Нормативными актами могут быть установлены специальные требования к составу ликвидационной комиссии юридических лиц соответствующего вида. Например, когда акционером ликвидируемого акционерного общества является государство или муниципальное образование либо учредителем муниципального унитарного предприятия выступает орган местного самоуправления, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, фонда имущества или органа местного самоуправления.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде. В ее состав обычно включают участников и сотрудников ликвидируемого предприятия. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель предприятия.

    Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом уполномоченному государственному органу для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Статья 20 Федерального закона № 129-ФЗ предписывает сделать это в течение трех дней с даты принятия решения о ликвидации. Для этого в регистрирующий орган представляются следующие документы:

    Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001;

    Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002;

    Протокол собрания учредителей, принявших решение о ликвидации (для муниципального предприятия - решение учредителя);

    Решение уполномоченного органа о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя;

    Доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности).

    Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических или запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственная регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации.

    В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов № 208-Ф31 № 14-ФЗ, от 14.11.02 № 161 -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон» № 161 -ФЗ) юридические лица в случае ликвидации обязаны опубликовать сообщение в специализированном журнале "Вестник государственной регистрации".

    Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сведения о ликвидации данного юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации.

    Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, получена дебиторской задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    При подаче объявления необходимо указать следующие сведения о ликвидируемое предприятии:

    Полное наименование юридического лица;

    ИНН (КПП);

    Адрес (местонахождение) юридического лица;

    Сведения о том, кем и когда принято решение о ликвидации;

    Порядок и сроки заявления требований кредиторами, способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон).

    Заявку о публикации подписывает руководитель.

    В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает согласно разработанному и утвержденному ею плану, в обязательном порядке включающему:

    Инвентаризацию имущества предприятия;

    Подготовку сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристику активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности);

    Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами;

    Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации;

    Увольнение персонала ликвидируемого предприятия;

    Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей.

    Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация тоже должна быть ликвидирована;

    Сверку расчетов по всем федеральными территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;

    Анализ и оценку дебиторской задолженности, разработку мероприятий по ее взысканию (группировку дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализацию);

    Анализ и характеристику кредиторской задолженности (подготовку решения по каждому долгу);

    Определение порядка реализации иму­щества ликвидируемого предприятия (группировку имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации);

    Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов;

    Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

    Подготовку документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

    В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

    Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток.

    По правилам ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемого предприятия. Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

    О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работодатель предупреждает работников персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, одновременно выплатив ему дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.

    При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более чем на два месяца со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

    Кроме того, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. В соответствии со ст. 140 ТК РФ администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если в этот день его не было на рабочем месте, то следует выплатить ему деньги на следующий день, после того, как он за ними обратится.

    Согласно п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, поступающих от реализации имущества. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

    Если денежных средств ликвидируемой организации, в частности полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

    Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

    После получения уведомления о начале ликвидации предприятия налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае не доначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Проверка проводится по всем налогам независимо оттого, когда проводились предыдущие проверки.

    Проведение налоговой проверки является самым длительным периодом в процедуре ликвидации, который зависит от оборотов конкретной организации и загруженности инспектора, контролирующего данную организацию. Согласно Налоговому кодексу РФ проверка охватывает три последних календарных года. По закону она является выездной, однако на практике проводится только у средних и крупных налогоплательщиков. Небольшие компании, как правило, сами представляют в инспекцию все запрашиваемые документы.

    По необходимости, уполномоченные должностные лица, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых им для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

    Промежуточный ликвидационный баланс составляется по действующим правилам ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете при ликвидации юридического лица для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ликвидационная комиссия обязана в ходе инвентаризации имущества и обязательств юридического лица проверить и документально подтвердить их наличие, состояние и оценку. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаются перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией.

    Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие и размер обязательств юридического лица. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в т. ч. векселя, платежные поручения и т. п.).

    В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса. При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда.

    Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В частности, ликвидационная комиссия должна совершить действия либо по подготовке к применению процедуры добровольной ликвидации, что предусматривает принятие такого решения совместно с кредиторами, либо по подаче в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица.

    Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации, и утверждается ими. Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых утверждение промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом.

    Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления баланса - уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

    В регистрирующий орган представляются:

    Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003;

    Доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности);

    Промежуточный ликвидационный баланс.

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

    Законом установлены очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Основанием для начала выплаты денежных сумм кредиторам является утверждение промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

    Выплаты кредиторам первых четырех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам пятой очереди по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

    В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными.

    Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, также считаются погашенными. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлен законом. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредите ров, заявленных в срок.

    Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торге в порядке, установленном для исполнена судебных решений. Порядок реализации имущества определен Федеральным закону от 21.07.97 № 119-ФЗ "Об исполнительно) производстве" и осуществляется в следующей очередности. Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организацией.

    Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводя организации, имеющие право совершат сделки с недвижимостью. Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги валютные ценности, транспортные средств и т. д. Затем подлежит продаже готова продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы иные средства.

    Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия, исходя из экономической целесообразности.

    Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

    После осуществления расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия в соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ должна составить ликвидационный баланс. Этот баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям. Баланс утверждается учредителями (участни­ками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласовывается с налоговым органом.

    Имущество, оставшееся после расчетов организации с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указывается, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации.

    После проведения взаиморасчетов необходимо закрыть все счета организации в банках, для чего достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. Следует уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. Для этого нужно подать сообщение о закрытии счета в двух экземплярах, на одном из которых налоговая инспекция поставит отметку с датой принятия. Такое сообщение необходимо сдать не позднее десяти дней со дня закрытия счета. Невыполнение данного требования влечет наложение штрафа в размере 5000 руб.

    Предприятие прекращает свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

    После утверждения ликвидационного баланса заявитель (руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий) направляет в регистрационный орган:

    Заявление о государственной регистрации по форме Р16001, утвержденной Правительством РФ, с нотариально заверенной подписью заявителя. В заявлении подтверждаются соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение его расчетов с кредиторами и согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

    Подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.;

    Два экземпляра расписки;

    Ликвидационный баланс.

    Необходимо отметить, что от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц освобождаются:

    Органы государственной власти и местного самоуправления;

    Профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в частности при государственной регистрации изме­нений, вносимых в их учредительные документы.

    В течение пяти дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица и уведомление о снятии с налогового учета. Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ) осуществляют снятие с учета только после того, как это будет сделано в налоговом органе.

    Снятие с учета в фондах осложняется следующим обстоятельством: внебюджетные фонды так же, как и налоговая инспекция, обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. В случае выявления у ликвидируемой организации задолженности оплата происходит не с расчетного счета, так как он уже закрыт, а через Сбербанк России. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

    После получения свидетельства о прекращении деятельности нужно уничтожить печать и сдать документы в архив. Действующее законодательство не разъясняет процедуру уничтожения печати. Обычно составляется акт об уничтожении, который подписывается председателем ликвидационной комиссии. Собственно, на этом процедура добровольной ликвидации заканчивается.

    Данный механизм является началом ликвидации предприятия в принудительном порядке (по заявлению собственника (учредителя) или руководителя предприятия) при наличии задолженности, которую невозможно погасить в установленный законом срок.

    Срок проведения всех предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации ликвидационных процедур составляет от 2 до 7 месяцев с момента опубликования соответствующего сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации".

    С проведением процедуры добровольной ликвидации муниципального унитарного предприятия связаны следующие затраты: на вознаграждение членов ликвидационной комиссии (заработная плата в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации); на публикацию соответствующих сообщений в СМИ; на нотариальное заверение документов, представляемых в государственные органы.

    Принудительная ликвидация

    Как и другие коммерческие организации, муниципальное унитарное предприятие может быть признано несостоятельным и подвергнуто процедуре принудительной ликвидации (банкротству) в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 127-Ф; Согласно действующему законодательству несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника:

    В полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (банковские кредиты, расчеты по договорам, оплата векселей, бюджетные кредиты и др.);

    В полном объеме исполнить обязанности по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, другие платежи в бюджеты и уровней и в государственные внебюджетные фонды).

    Муниципальное унитарное предприятие считается несостоятельным, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии что требования к должнику - унитарному предприятию в совокупности составляет не менее 100 000 руб.

    При рассмотрении дел о банкротстве муниципальных унитарных предприятий, как правило, применяются следующие процедуры банкротства:

    Наблюдение - процедура банкротства применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в
    обеспечения сохранности его имущества проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

    Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях сораз мерного удовлетворения требований кредиторов за счет продажи имущества должника.

    Специфика применения процедур бан­кротства в отношении муниципальных уни­тарных предприятий связана с их особым правовым статусом, который определен федеральным законодательством.

    Процедура банкротства, как правило, преследует две цели:

    Освобождение предприятия от кредитор­ской задолженности при сохранении действующего бизнеса в ходе финансо­вого оздоровления или внешнего управ­ления;

    Перераспределение ресурсов в пользу нового собственника в результате ликви­дации предприятия-должника в ходе конкурсного производства.

    В обоих случаях процедура банкротства призвана защищать интересы и должника, и кредитора. При этом должник в лице муни­ципального унитарного предприятия получа­ет возможность восстановить свое финансо­вое состояние, не подвергаясь ликвидации, а кредиторы получают гарантию исполнения в их пользу денежных обязательств за счет продажи имущества должника.

    Если собственник унитарного предпри­ятия не заинтересован в продолжении его деятельности, Федеральный закон № 127-ФЗ дает возможность добровольно объявить о банкротстве предприятия-должника. Осно­ванием для объявления должника - унитар­ного предприятия банкротом является реше­ние собственника его имущества в лице уполномоченного органа.

    Согласно Федеральному закону № 161 -ФЗ при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требова­ния кредиторов в полном объеме руководи­тель муниципального предприятия или лик­видационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Ситуация осложняется тем, что ряд муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, не имеют собствен­ных средств и имущества для удовлетворе­ния в полном объеме требований кредиторов и возмещения расходов на ликвидационные мероприятия.

    Таким предприятиям арбитражный суд отказывает в принятии заявления о призна­нии несостоятельным (банкротом), ссылаясь на недостаточность средств для финансиро­вания судебных расходов, а именно на возна­граждение арбитражного управляющего и оплату услуг привлекаемых лиц, на опуб­ликование соответствующих сведений. Под­тверждением этому являются положения ин­формационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.05 № 94 "О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкро­том при отсутствии у него имущества, дос­таточного для покрытия расходов по делу о банкротстве". Если выясняются подобные обстоятельства, предусмотренные ст. 230 Федерального закона № 127-ФЗ, то арбит­ражный суд применяет положения о банкрот­стве отсутствующего должника. По смыслу п. 1 ст. 227 Федерального закона № 127-ФЗ заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд только конкурсным кре­дитором либо уполномоченным органом.

    Таким образом, необходимым условием для принятия арбитражным судом заявления собственника (учредителя) или руководителя предприятия о признании муниципального унитарного предприятия несостоятельным (банкротом) является нахождение на балансе предприятия достаточного количества иму­щества для покрытия судебных расходов.

    К числу преимуществ начала процесса банкротства через добровольную ликви­дацию необходимо отнести отсутствие про­цедуры наблюдения (срок от 2 до 7 месяцев с соответствующими затратами на вознагра­ждение временного управляющего и его расходов на проведение соответствующих мероприятий), в ходе которой анализируется финансово-хозяйственная деятельность и выявляются признаки преднамеренного (фиктивного) банкротства. Конкурсное про­изводство, как правило, открывается сроком на один год.

    К затратам, связанным с ходом конкурс­ного производства, можно отнести:

    Вознаграждение конкурсного управляю­щего, которое составляет законодательно установленный ежемесячный минимум в размере 10 000 руб.;

    Расходы, связанные с вознаграждением бухгалтера, лиц, привлеченных к проведению инвентаризации и прочим мероприятиям.



    Просмотров