Лестницы пожарные спасательные. Какие трехколенные лестницы бывают: виды и особенности Общий испытательный вес для штурмовой лестницы

Обязательным атрибутом снаряжения расчета пожарных частей МЧС России являются ручные пожарные лестницы, которые входят в комплектацию спецавтомобиля. Используются как для проведения спасательных операций — эвакуации людей из высотных горящих зданий, так и непосредственно для тушения огня из наиболее удобной точки.

В зависимости от задач делятся на три конструктивно отличающихся вида:

  • лестница-палка;
  • трехколенная выдвижная;
  • штурмовая пожарная лестница.

В данной статье мы подробно рассмотрим третий тип.

Конструкция штурмовой пожарной лестницы

Изготавливаются преимущественно из металла (маркировка ЛШ). Ранее использовались деревянные элементы конструкции.

Состоит из:

  • две параллельные тетивы (1-2 на рисунке);
  • 12 металлических ступеней, жестко зафиксированных между тетивами (3);
  • Металлический крюк (4).

Ручная штурмовая пожарная лестница отлично работает при подъеме-спуске бойца пожарного расчета на балконы и окна многоэтажных зданий. Так же при необходимости может использоваться при производстве работ в фиксированном положении на крышах домов, имеющих крутые скаты.
ВНИМАНИЕ! При эвакуации людей из горящего здания недопустимо одновременно нахождение двух взрослых людей на лестнице — максимальный вес до 200 кг.

Требования к штурмовой пожарной лестнице и ТТХ

Требования к ручным пожарным лестницам четко определены в НПБ 171-98 (нормы пожарной безопасности) и касаются номинальных сопротивлений деформации отдельных ее элементов при нагрузке.

Таблица 1. Требования НПБ к лестнице-штурмовке

Элемент Деформация
Тетива горизонтальная 490,5 Н (50 кгс) до 1% от длины
Тетива вертикальная (на ребро) 588,6 Н (60 кгс) до 1% от длины
Не опертый конец тетивы горизонтальная 294,3 Н (30 кгс) до 1% от длины
Ступенька вертикальная (середина) 3531,6 Н (360 кгс) до 2% от ширины
Ступенька вертикальная (у тетивы) 3531,6 Н (360 кгс)
Вся лестница вертикальная (на тетивах) 3531,6 Н (360 кгс)
Крюк вертикальная (подвешенная) 1569,6 Н (160 кгс)

Таблица 2. Тактико-технические характеристики штурмовой пожарной лестницы

Видео: подъем по ручной штурмовой пожарной лестнице на 4-й этаж здания

Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах. Ручные лестницы приводят в действие пожарными вручную без применения источников механической энергии.

Существуют три типа ручных пожарных лестниц:

  • лестница-палка;
  • штурмовая лестница;
  • выдвижная трехколенная лестница.

Изготавливают их из дерева и алюминиевого проката. Лестницы просты по конструкции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, которые доставляют их к месту пожара или чрезвычайной ситуации.

ТТХ лестниц пожарных

Лестница-палка

– предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования, как таран, при открывании дверей.

Лестница-палка вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в развернутом виде – как приставную. Она может также использоваться как носилки при выносе пострадавших.

Лестница состоит из двух тетив и восьми ступеней. Особенностью лестницы является шарнирное крепление ступеней, что позволяет ее сдвигать.

На каждом конце тетивы расположено углубление, за которое убирается конец другой тетивы при составлении ступеней. Ступени лестницы прячутся в пазы тетивы. Шарнир, соединяющий ступень с тетивой, является железной втулкой, плотно вставленной в конец ступени.

В сложенном состоянии лестница является палкой с закругленными и окованными концами, что дает возможность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

Характеристики ЛП

Испытание ЛП

Один раз в год и после каждого ремонта лестница-палка испытываться. Перед использованием ее на соревнованиях предоставляется акт проверки. Запрещается использовать лестницу, имеющею неисправности, повреждения основных частей или такую, которая не прошла испытаний.

При испытании на прочность лестница-палка раскладывается и устанавливается на твердую почву к стене под углом 75 0 к горизонтали. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка:

  • (1,2±0,05) кН ((120 ± 5) кгс) – для деревянных лестниц-палок;
  • (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс) – для металлических лестниц-палок.

Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается. После проверки лестница-палка легко разлагаться, свободно и плотно складываться не иметь никакой деформации.

Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Штурмовая лестница (лестница-штурмовка)

Штурмовая лестница

Штурмовая лестница (ЛШ) – предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий, а также для работы на крутых склонах крыш при раскрытии кровли, оборудована небольшим крюком, для подвешивания ее за подоконник и выступления здания.

Наиболее успешно используется в комбинации с трехколенной выдвижной и автолестницей. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Состоит из двух тетив, которые соединены 13-ю ступенями и стального крюка. Для повышения прочности тетивы под 1-м, 7-м и 12-м ступеням стянуты металлическими стяжками, нижние концы тетив заостренные.

Применение штурмовой лестницы

По внутренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные страховочные тросы, которые охватывают верхнюю ступень вместе со стяжкой, для укрепления лестницы по периметру. Стальной крюк имеет хвостовую и консольную часть. Форма крюка обеспечивает равномерную прочность по всей его длине. Крюк закрепляется к лестнице с помощью специальных металлических коробов на 10-12-й ступенях. На нижней стороне крюка есть зубы для надежного сцепления с подоконником. Вдоль крюка двух сторон имеются ребра жесткости.

Характеристика ЛШ

Испытание ЛШ

Один раз в год и после каждого ремонта ЛШ должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.

Порядок испытания лестницы штурмовой

Внешним осмотром у лестницы-штурмовой проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.

Испытания на прочность лестницы-штурмовой состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.

При испытании на прочность тетив лестница-штурмовой подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

При испытании на прочность крюка лестница-штурмовой подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

После испытаний лестница-штурмовая не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Трехколенная лестница

Выдвижная трехколенная лестница Л-60 – предназначена для подъема пожарных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасения людей, или подъема пожарно-технического оборудования.

Состоит из комплекта трех металлических колен однотипного профиля (нижнего, среднего и верхнего), механизма выдвижения, смещение и фиксации. Колени должны состоят из двух тетив специального сечения, которые соединены между собой рифленые трубами. Все колена имеют по двенадцать ступеней, которые закреплены в отверстиях тетив развальцовкой.

При выдвижении и составлении каждое колено скользит между тетивами предыдущего. Нижние концы тетив первого колена и верхние концы имеют по две стеновые опоры.

Выдвижение лестницы производится перемещением веревки через поперечный и подвижной блоки. Для прекращения выдвижения – прекращают перемещения веревки, и механизм остановки фиксирует лестницу в выдвинутом состоянии.

Для составления лестницы необходимо сначала переместить веревку и медленно уменьшать усилия на веревке. Обеспечить плавное опускание колен.

Характеристика Л-60

Длина лестницы, мм:
– в сложенном состоянии 4380
– в разложенном состоянии 10700
Высота пакета колен, мм 202
Длина колен, мм
– нижнего 4240
– среднего 4010
– верхнего 4010
Расстояние между тетивами, мм 250
Шаг между ступенями, мм 350
Масса, кг, не более 48

Испытание Л-60

Один раз в год и после каждого ремонта выдвижная лестница должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.

Во время проведения внешнего осмотра проверяется состояние тетив и ступеней. На поверхности выдвижной лестницы не должно быть трещин, выбоин, вмятин и следов коррозии, также проверяется состояние крепления арматуры, троса и веревки механизма выдвижения и фиксации колен.

Испытания выдвижной пожарной лестницы состоит из двух частей: проверка выдвижения и фиксации колен и испытания на прочность.

Проверка выдвижения и фиксации колен выдвижной пожарной лестницы должна проходить плавно, равномерно, без рывков и заеданий. Сдвиг колен лестниц должен проходить под действием собственной массы.

Фиксирующее устройство должен стопорить колени лестницы на любой высоте, что кратная шага ступеней. Оба крюка фиксирующего устройства должны входить в зацепление с ступенями колена, расположенного выше.

При испытании на прочность выдвижная пожарная лестница устанавливается на твердую почву, выдвигается на всю длину и приставляется к стене под углом (75±5) 0 к горизонтали (на расстоянии 2-3,5 м от стены).

К лестнице последовательно прикладывается такую ​​нагрузку:

  • (1,0±0,05) кН ((100±5) кгс) – одновременно на каждое колено посреди его длины, в середине ступени;
  • (2,0±0,05) кН ((200±10) кгс) – на второе колено посреди его длины, в середине ступени.

Лестница содержится при каждой указанной нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

Веревка лестницы должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации и повреждений.

После испытаний лестница не должна иметь остаточной деформации и повреждений деталей определяется визуально, колени выдвижной лестницы должны свободно выдвигаться и сдвигаться. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

В верхние этажи зданий, а также для работы на крутых склонах крыш при раскрытии кровли, оборудована небольшим крюком, для подвешивания ее за подоконник и выступления здания.

Наиболее успешно используется в комбинации с трехколенной выдвижной и автолестницей . Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте .

В настоящее время применяется редко, в основном на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту . Штурмовые пожарные лестницы не предназначены для спасения людей из горящих зданий, кроме сложных экстренных случаев.

Конструктивные особенности

Отношение массы лестницы к ее длине не должно превышать 2,65 кг/м .

Каждая лестница на внешней стороне тетивы должна иметь маркировку, содержащую следующие данные:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • обозначение лестницы;
  • порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
  • месяц и год изготовления.
Маркировка должна сохраняться в течение всего срока эксплуатации изделия.

Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке .

Требования к штурмовым лестницам

Остаточная деформация тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине ее длины предварительной статической нагрузки 490,5 Н (50 кгс) и контрольной статической нагрузки 1569,6 Н (160 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация тетив штурмовой лестницы, установленной на ребро, после воздействия посредине длины нижней тетивы статической нагрузки 588,6 Н (60 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация неопертого конца одной из тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине длины неопертой тетивы статической нагрузки 294,3 Н (30 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация середины ступеньки штурмовой лестницы после воздействия на нее статической нагрузки 3531,6 Н (360 кгс) не должна превышать 2 % от ширины лестницы (колена) в свету.

Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс), приложенную вплотную к одной из тетив.

Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать циклический крутящий момент не менее 50 Нм.

Штурмовая лестница в рабочем положении должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс).

Штурмовая лестница, подвешенная за концевой зуб крюка, должна без деформации выдерживать статическую нагрузку не менее 1569,6 Н (160 кгс) .

При подъеме по штурмовой лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента .

Ранее, в приказе МЧС от 31.12.2002 №630, так же имелись следующие требования:

При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся .

Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных для страховки на этажах. Все виды работ выполняются в боевой одежде и в касках .

Внешним осмотром у лестницы-штурмовки проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.

Испытания на прочность лестницы-штурмовки состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.

При испытании на прочность тетив лестница-штурмовку подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

При испытании на прочность крюка лестница-штурмовку подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

После испытаний лестница-штурмовку не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части .

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка .

К работе с ЛШ допускаются лица, прошедшие проверку знаний правил работы с лестницей в соответствии с Правилами по охране труда в подразделениях

ТТХ различных модификаций

ПОКАЗАТЕЛИ МАРКА ЛЕСТНИЦЫ
ЛШМ ЛШ ЛШМ ЛШМ ЛШМ ЛШ ЛШМП
Код изделия 48 5485 1904* 48 5485 1916* 48 5485 1901* 48 5485 1425*
Нормативный документ ТУ 78.7.204-95 ТУ 4854-034- 00323890-99 с изм. ТУ 78.7.013-94 (ТУ 4854-013 -08556091-01) ТУ 4854-015-08559824-99 с изм.1 ТУ 4854-015-00232236-03 ТУ У 28.7-26287312-013 -2003 ТУ 4854-003-44036714-98
Код предприятия изготовителя
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры, (ДхВхШ), мм 4100х655х300 4110±5х655±5х300±3 4100х643х300 4100±5х641±5х300±3 4110±5x655±5x300±5 4100±5x655±5x300±5
Расстояние между ступенями, мм 340 340 340±3 340 355
Климатическое исполнение (ГОСТ 15150) У, ХЛ УХЛ 1 У, ХЛ УХЛ 1 УХЛ1
Расстояние между внутренними кромками стоек, мм 250 250 нет данных 250±2 нет данных нет данных
Масса, кг, не более 11 10,8 9,5 9 8,6 10,8 10,9
Гарантийный срок службы, мес, не менее нет данных 12...24 нет данных 12 12...24 12

Специализированная лестница, предназначенная для вертикального подъема и спуска на верхние этажи пожарных, вспомогательного оборудования тушения пожара, а также эвакуации и спасения людей из очага возгорания.


Классификация пожарных лестниц по видам

По своим видам пожарные лестницы разделяются на три группы:

  • Лестницы ручного применения.
  • Автомобильные пожарные лестницы.
  • Стационарные лестницы, которыми в обязательном порядке оснащаются все высотные и малоэтажные здания любого назначения, еще на этапе строительных работ.

Ручные пожарные лестницы

В свою очередь, лестницы, предназначенные для личного, а также группового применения без использования механических средств делятся на:

  • Складная лестница.
  • Выдвижная трехколенная лестница.
  • Подвесная штурмовая лестница.


Трехколенная пожарная лестница (ТТХ)

Лестница ручная трех коленная пожарная - это конструкция из алюминиевого сплава из трех параллельно соединяющихся частей (колен), снабженная механическим приспособлением для их свободного перемещения по отношению друг к другу по оси, в целях быстрой регулировки длины. Начальный отсчет по коленам производится с верхней части лестницы.

На сегодняшний день производятся лестницы только одного типа-трехколенного, имеющие следующие ТТХ.

  • Длина лестницы в сложенном виде составляет 4 метра 38 сантиметров (4380 мм).
  • В раздвинутом, рабочем состояние - 10 метров 70.6 сантиметров (10706 миллиметров).
  • 12 ступеней с шагом в 35 см (350мм) у первого и второго колена и 11 ступеней - у третьего.
  • Ширина в собранном виде - 48 сантиметров.
  • Общий вес конструкции - 46.2 килограмма.


До того как, на вооружение пожарных расчетов появилась трех коленная алюминиевая лестница, в качестве материала для их изготовления использовалось дерево. И ныне существующая маркировка пожарной лестницы Л-60, осталась как раз из того времени. То есть, л - это, лестница, а 60 - ее вес. С тех пор так и повелось на Руси трех коленку называть Л-60. Потом пришли новые технологии, алюминий, Но название не было изменено.

Схему конструкции и работы выдвижного механизма трех коленной пожарной лестницы из алюминия, можно подробно рассмотреть на прилагаемом фото и видео материале.

Правила подъёма и установки выдвижной лестницы

Все действия по перемещению, установке лестницы в рабочее, вертикальное положение, а также выдвижение колен и их последующие складывание производиться боевым расчетом пожарных из двух человек.следующим образом:

Один из бойцов удерживает лестницу за тетиву (боковые, вертикальные стойки) 3 колена, тем самым предотвращая ее опрокидывание. Одновременно с этим, 2 пожарный путем перебора натяжного каната руками вниз, выдвигает 2 часть лестницы до ее установки на крючья останова.третьего колена.

Схема механизма выдвижения и останова колен пожарной лестницы

Точно таким образом происходит выдвижение и третьего участка. Возвращение лестницы в исходное состояние производиться в обратной последовательности.

Спуск, подъем по трех коленной лестнице, как и ее приведение в рабочее состояние и сборка, неотъемлемая часть подготовки современных пожарных отрабатывается на обязательных тренировках до полного автоматизма по установленным временным нормативам при различных ситуационных обстоятельствах.


Испытательные проверки

Испытание трехколенной лестницы, проводятся не реже одного раза в год и в обязательном порядке, после ее ремонта. Что фиксируется в специальных актах.

Применение пожарного оборудования, в данном случае ручной, выдвижной трех коленной лестницы имеющей повреждения и неисправности конструктивных элементов как самой лестницы, так и выдвижного механизма или не прошедших плановую техническую аттестацию, для тушения пожаров либо тренировочных процессов, строго запрещено.


При проведении испытаний, исправность состояния лестницы производиться следующим образом:

Собранная на полную длину, на ровной и твердой площадке по выше названым правилам лестница, устанавливается под углом в 75 градусов относительно к горизонтальной поверхности, к стене подходящего по высоте здания. Угол (75°) определяется расстоянием в 280 сантиметров между опорными башмаками лестницы и стеной.

Далее, каждое из трех колен подвергается нагрузке в своей средней части, весом в двести килограмм на протяжение двух минут времени. В таком виде происходит и проверка выдвижного механизма и вспомогательной веревки и троса.

Испытания считаются успешно проведенными, только в том случае, если после снятия нагрузки с составных частей конструкции в ее работе не происходит изменений, типа деформации отдельных деталей и всей лестницы в целом. Заедание при выдвижении и сборке колен или обрыве веревки (троса).



Просмотров