Административная ответственность несется налагается в случае. Возбуждение дела об административном правонарушении. Виды административных наказаний

это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

одна из форм юридической ответственности - ответственность граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. К А.о. могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. Военнослужащие несут ответственность за административное правонарушение по дисциплинарным уставам. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

вид юридической ответственности. Выражается в применении к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам мор административного взыскания. Последние налагаются компетентными органами и должностными лицами государства на правонарушителей, которые им непосредственно не подчинены. Применение мер А. о. не влечет судимости гражданина, его увольнения с основного места работы. Меры А. о. налагаются в соответствии с законодательством в особом порядке, который именуется производством по делам об административных правонарушениях. Главным актом в этой сфере является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, но А. о. устанавливается и многими федеральными законами РФ, а также законами субъектов РФ и некоторыми актами представительных органов местного самоуправления (см.: Административное взыскание). (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и др.), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. А.о. обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. Она заключается, как и иные виды юридической ответственности, в предусмотренном законом лишении или ограничении определенных прав виновного субъекта. Вместе с тем А.о. характеризуется множественностью правовых норм, на основании которых она может быть реализована. Эти нормы регулируют разные аспекты деятельности органов государственного управления в различных сферах управленческой деятельности.

Принципы А.о.: законность, целесообразность, ответственность за вину, неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.

Основания административной ответственности:

1) нормативное основание – нарушение административно-правового предписания (запрета);

2) фактическое основание – совершение административного правонарушения;

3) процессуальное основание – издание правоприменительного акта

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

вид юридической ответственности, наступающей за административное правонарушения (проступок). А. о. представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, которое совершило административное правонарушение. А. о. влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По своему содержанию меры А. о. выражаются в предусмотренных КоАП РФ неблагоприятных последствиях - лишении или ограничении прав и свобод нарушителей как материального, так и моральнонравственного характера. А. о., предусмотренная КоАП РФ, наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Привлечение к А. о. и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы (военной службы и т. д.). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и др. правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Административная ответственность

один из видов юридической ответственности, заключающийся в наложении на нарушителей общеобязательных правил, действующих в сфере государственной исполнительной власти и в других сферах административных взысканий, которые влекут обременительные последствия имущественного или морального характера. Основанием административной ответственности служит, как правило, административное правонарушение (проступок). Административная ответственность устанавливается законодательством, в особых случаях - решениями местных органов власти. Административная ответственность реализуется в виде административных взысканий: предупреждения, штрафа, возмездного изъятия предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, конфискации, лишения специального права. За отдельные виды проступков предусмотрены исправительные работы и административный арест. К административной ответственности привлекают специально уполномоченные на то органы государственной исполнительной власти (должностные лица) или судьи. Между правонарушителем и государственным органом (должностным лицом), привлекающим к административной ответственности, не должно быть служебных отношений, которые характерны для дисциплинарной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены как физические лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, так и организации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ

в СССР ответственность за административное правонарушение, к которой виновное лицо привлекается по решению административного органа. Круг административных органов, полномочных устанавливать О. а., виды О. а. и ее пределы определяются законами и правительственными актами. О. а. может быть установлена местными Советами и их исполнительными комитетами за нарушение обязательных решений, а также некоторыми министерствами и главными управлениями за нарушение правил, относящихся к данной отрасли гос. управления.

О. а. выражается в административных взысканиях: предупреждении, штрафе (как правило, до 100 руб.), исправительно-трудовых работах (до 1 месяца), а в местностях, объявленных на военном положении,– лишении свободы сроком до 6 месяцев или штрафе до 3 тыс. руб. В отдельных случаях к О. а. (штраф) могут привлекаться юридические лица (за непредставление материалов об обороте предприятия; несвоевременное представление баланса; за нарушение санитарно-гигиенических правил).

Административное взыскание предусмотрено в качестве санкции в ряде статей УК; 61, ч. 1; 64, ч.ч. 1 и 2; 83; 108, ч. 2; 133, ч. 4; 191, ч. 2; 192. Исполнение по делам об административных взысканиях производится, как правило, в административном порядке.

Для изъятия имущества в покрытие недоимок по гос. и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам с колхозов и отдельных граждан установлен судебный порядок. Административный порядок взимания штрафов с отдельных лиц применяется при взимании штрафов, наложенных санитарной и торговой инспекциями, инспекцией труда, главными техническими инспекторами ЦК профсоюзов, штрафов за нарушение противопожарных правил и других штрафов, которые взыскиваются с зарплаты в бесспорном порядке.

Освобождение от административного взыскания производится либо органом, наложившим взыскание, либо вышестоящим органом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Административная ответственность

это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности; во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; в-третьих, предупреждение административных правонарушений. Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.

Следует четко разграничивать понятия "установление" и "применение" а.о., а равно и всех других мер административного принуждения.

В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, т.е. принципы привлечения к а.о.: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).

Структура а.о. (как, впрочем, и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы: основание а.о. (юридическое, фактическое и процессуальное); правовые условия привлечения к а.о., а также исключающие ее; субъекты а.о.; санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.

вид юридической ответственности, которая выражается в применении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи специфические признаки, характерные только для этого вида юридической ответственности. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок). Административная ответственность - это, как правило, внесудебная ответственность. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами исполнительной власти и местного самоуправления во внесудебном порядке, хотя некоторые административные правонарушения рассматриваются судами. В отличие от уголовной ответственности и гражданской ответственности, которые устанавливаются только федеральным законом, административная ответственность устанавливается большим числом федеральных законов и подзаконных актов, законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Особое место среди таких актов принадлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Кодекс не только устанавливает ответственность за значительное количество административных правонарушений, но и регулирует общие вопросы административной ответственности, а также производство по делам об административных правонарушениях, т.е. содержит как материальные, так и процессуальные нормы. В числе иных федеральных актов, устанавливающих административную ответственность, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", Закон РФ "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и многие другие. Среди законов субъектов Российской Федерации, касающихся вопросов административной ответственности, можно назвать Кодекс Свердловской области об административной ответственности, кодифицированный закон об административных правонарушениях Республики Карелия, законы Ивановской, Кировской и других областей, устанавливающие административную ответственность за конкретные административные проступки и т.д. Существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования - организации, в том числе филиалы организаций, их представительства, а также их структурные подразделения. Институт административной ответственности коллективных образований относительно нов и требует дальнейшего осмысления и развития. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение, и его увольнения с работы, это лицо считается имеющим административное взыскание лишь в течение установленного законом срока.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Административная ответственность физических лиц — достаточно запутанная система, которая регулирует особенности поведения всех категорий населения, частично учитывая некоторые особенности отдельного лица или места его нахождения. Предусматриваются различные типы наказаний, которые зависят от большого числа факторов, включая сюда и частоту подобных нарушений, степень их серьезности, возможный риск для здоровья людей и так далее. Большинству людей вполне достаточно знать основные моменты и особенности этой ответственности, когда она наступает, что собой представляет, как проявляется и что может быть за нарушение.

Что такое административная ответственность

Такой практически ничем не отличается от уголовной или любой другой. Основные принципы тут абсолютно те же, различаются только проступки, за которые последует наказание, а также непосредственно само наказание, которое значительно легче, чем за уголовные преступления. То есть за проступок может быть наложен штраф, официальное, письменное порицание, принудительные работы на срок административного ареста и так далее. Вариантов масса, и все они могут применяться по-разному, в зависимости от многочисленных факторов. К примеру, за курение в наложат штраф, а вот за вандализм могут послать на принудительные работы на определенное должностным лицом время и место.

Разновидности наказаний

Не только примеры административной ответственности представляют собой большое количество возможных вариантов. Также сами виды наказаний сильно отличаются друг от друга. Выделяют семь основных типов воздействий, которые могут быть применены к нарушившему законы лицу.

Самым простым является обычное предупреждение. Оно не носит неофициальный характер и не высказывается устно. Такие предупреждения выносятся в письменном формате и строго учитываются на будущее. Они могут ужесточить дальнейшие наказания за абсолютно другие проступки.

Вторым, уже более серьезным видом наказания, которое может принять административное взыскание, является штраф. Его размер устанавливается в зависимости от многих факторов, включая сюда и наличие ранее предупреждений.

Следующие два вида несколько схожи друг с другом. Если некое лицо нарушает закон при помощи определенного объекта, находящегося в его частной собственности, должностные лица имеют право изъять данный объект. Будет ли он возвращен в дальнейшем или конфискован окончательно — зависит от степени вины и тому подобных показателей. Также гражданин может быть лишен определенных прав и возможностей, которые в обычном состоянии гарантируются Конституцией, но после нарушений будет принято решение о возможном пресечении подобных событий в дальнейшем. К примеру, запретить человеку приближаться к какому-либо объекту или другому лицу на расстояние менее 30 метров.

Помимо всего прочего, нарушитель может быть арестован на срок вплоть до 15 суток или же отправлен на выполнение исправительных работ на несколько месяцев.

Особенности и признаки

Выделяют определенные признаки административной ответственности, которые характеризуют абсолютно все нарушения подобного рода.

Первым из них считается противоправность. То есть личность сознательно нарушает закон в отношении другого человека или объекта, в то время как последний является чьей-то собственностью, имеет определенную ценность, права и так далее.

Второй признак подразумевает, что вина нарушителя однозначно доказана. Таким образом, если человек действует не по закону, но никто не сможет это доказать, хотя бы косвенно, наказание к нему применяться не будет.

Третий признак указывает на то, что действия лица относят к антиобщественным, направленным против данного общества и порядка. Более детальный перечень всех вариаций таких действий указан в законодательстве.

Последний признак указывает на то, что лицо сознательно, понимая, что оно делает, совершило проступок. При этом абсолютно не важно, было ли это бездействием, или действием. Примеры административной ответственности тут представлены двумя видами. Если человек что-то делает специально или специально не делает. Он может не пойти в суд по повестке, хотя получил ее. Это пример нарушения бездействием. Второй вариант — гражданин пересек дорогу на красный свет. Это уже пример нарушения действием.

Административная ответственность военнослужащих

В целом для военнослужащих и иных подобных граждан действуют точно такие же законы, как и для всех остальных. Различаются меры наказаний, которые в данном случае могут считаться или излишне строгими, или слишком мелкими. Рассматривает меру наказания военный суд, который и выносит свой вердикт по данному конкретному случаю правонарушения, сразу же вместе с указанием наказания, которое будет наложено на военнослужащего.

Административная ответственность военнослужащих вместо стандартных штрафов или исправительных работ подразумевает дисциплинарное взыскание в той или иной форме. К примеру, если не служащий на данный момент гражданин может отделаться крупным штрафом, то за то же нарушение военнослужащий получит несколько нарядов вне очереди. Это самый простой пример, так как фантазия в плане наказаний в армии всегда была на высоте.

Для иностранцев

В соответствии с действующим законодательством, на данный момент административная ответственность иностранных граждан является аналогичной той, которая применяется касательно жителей данной страны. То есть за один и тот же проступок, при прочих равных условиях, и гражданин, и негражданин получат абсолютно одинаковое наказание, без всяких скидок в ту или иную сторону.

Единственным исключением из данного правила является возможность применения к иностранному гражданину одной меры, которая не может использоваться по отношению к гражданину, — выдворение из страны. Безусловно, за мелкие нерегулярные проступки настолько жестко никто реагировать не будет, но если они носят систематический характер или являются действительно очень серьезными, то подобный тип наказания можно считать абсолютно оправданным. Нужно помнить, что никаких поблажек по незнанию законодательство в данном случае не делает.

К примеру, нарушение тишины в обозначенное время суток будет караться одинаково и для иностранца, и для лица без гражданства, и для гражданина страны. Но если при систематическом нарушении на протяжении длительного срока гражданину будет присуждаться более значительный штраф, то негражданина могут просто выгнать из страны.

Для несовершеннолетних

Примеры административной ответственности для лиц, которые ещё не достигли возраста 18 лет в целом аналогичны тем, которые применяются к совершеннолетним гражданам. Практически все доступные наказания могут использоваться, кроме ареста, который в данном случае строго запрещен. На практике чаще всего ограничиваются порицанием или же, в особо серьезных случаях, наложением штрафа. Обычно учитывается наличие у несовершеннолетнего гражданина самостоятельного источника дохода, однако если такового нет, выплачивать средства придется родителям нарушителя.

Признаки административной ответственности в данных случаях являются идентичными, но остальные меры наказаний применяются крайне редко и уже касаются очень значительных случаев или ситуаций, при которых нарушения происходят систематически, и несовершеннолетний сознательно отказывается от следования законодательству. К примеру, если человек в возрасте 17 лет нарушает правила общественного порядка один раз, он может отделаться предупреждением. А вот если через некоторое время он вновь попадается на противоправных действиях того же рода, то, скорее всего, будет назначен штраф. Дальнейшие нарушения уже могут привести к назначению и тому подобным мерам пресечения.

Режим тишины

Многие сталкивались с такой проблемой, что невозможно уснуть из-за громких криков, музыки и подобных действий других лиц. Это все классифицируется как нарушение тишины и также является административным нарушением. В разных регионах действуют разные правила, но в общем и целом, начиная с 23 часов и до 7 утра, каждое лицо, не важно юридическое или физическое, обязано вести себя тихо и не мешать окружающим. В некоторых областях или населенных пунктах этот промежуток времени может несколько отличаться, как и факторы, которые влияют на шум. Где-то есть запрет на автомобильные сигналы, а в другом месте — на громкие звуки, издаваемые домашними животными. Чтобы лучше ориентироваться в этом, следует изучить действующие в текущем регионе пребывания требования к шуму в ночное время.

Основные в таких случаях чаще всего ограничиваются денежными штрафами, а вот их размер может очень значительно варьироваться как в зависимости от региона, так и от источника шума, типа нарушителя и так далее. К примеру, если звук издает магнитофон — можно отделаться выплатой 2,5 тыс. рублей. А вот за ремонтные работы придется заплатить уже 5 тысяч рублей. При этом для юридических лиц эти суммы будут намного выше: 25 и 250 тысяч соответственно.

Штраф за курение

Большинство курильщиков уже в той или иной мере столкнулись с проблемой запрета на курение в общественных местах. Некоторые это поддерживают, некоторые нет, но общая суть состоит в том, что штраф за курение налагается как непосредственно на самого нарушителя, так и на лицо, которое в понятном виде не обозначило факт запрета в данной местности. Причем для самого курящего штраф не будет слишком большим, а вот если выясниться что при этом не присутствовали запрещающие знаки, тогда уже наказание для владельца указанной территории будет намного более существенным.

К примеру, гражданин, который курит не там, где положено, должен будет заплатить от 500 до 3000 рублей, в зависимости от многих факторов, включая сюда и место нарушения, и пример для подрастающего поколения и так далее. А вот юридическое лицо, которое не повесило соответствующие предупреждения будет оштрафовано уже на сумму от 30 и до 90 тысяч рублей, что уже намного серьезней. Курение на детской площадке карается серьезней, чем в другом месте, а попытки приучить курить детей — ещё строже. Особенно если это делают родители. Отдельное наказание продумано для тех, кто реализует табачную продукцию несовершеннолетним, тем самым способствуя детскому курению.

Несоблюдение правил

Правила общественного порядка, по своей сути, - это все, что происходит в обществе. Любое действие каждого человека рассматривается с точки зрения соблюдения им соответствующих правил. Из них можно выделить 5 основных групп нарушений, которые встречаются чаще всего.

Первым из таких противоправных действий является курение. Предаваться пагубной привычке разрешается, по сути, только дома и в специально отведенных зонах. В теории, закон подразумевает возможность курения на отдалении от мест массового скопления людей, входов в и так далее. На практике, придется выехать за город, чтобы найти такое удаленное место.

Вторым по распространенности нарушением, за которое полагается административное взыскание, считается Особенно учитывая, что в него же входит использование ненормативной лексики, которая звучит очень часто и абсолютно везде.

Третий, и уже более серьезный, тип нарушения общественного порядка — распитие алкогольных напитков. И если за сам факт придется заплатить около 1 тысячи рублей штрафа, то вот за нахождение на улице в нетрезвом виде штраф уже несколько больше — около 1,5 тысячи рублей.

Следующим по тяжести является употребление наркотиков и других сходных веществ. Тут уже штраф около 5 тысяч рублей, а иностранца за такое могут и из страны выгнать.

Самым серьезным нарушением считается организация без разрешения соответствующих органов массовых мероприятий. Тут уже меньше чем 25 тысячами обойтись не получится, а в некоторых случаях могут применяться и другие виды наказаний типа ареста или исправительных работ.

Подводя итоги

В целом примеры административной ответственности интуитивно понятны абсолютно всем более-менее адекватным гражданам. Если вести себя нормально, не шуметь, не мешать окружающим, не пить, не курить и уж тем более не употреблять наркотики, то никаких вопросов правоохранительных органов к отдельно взятому лицу не возникнет. Следует отметить, что из всех нарушений именно курение является самым спорным, и к ответственности за него привлекают реже всего, только тогда, когда можно гарантированно доказать вину. Зато за все остальные виды нарушений можно с очень большой долей вероятности распрощаться с достаточно существенными суммами средств, собственным имуществом или даже отработать на благо государства некоторое время.

1. Понятие и основание административной ответственности, ее отличие от других видов юр. от-ти.

2. Понятие, признаки адм. пр-ния.

3. Юридический состав адм. пр-ния.

1. Административная ответственность – это применение уполномоченного органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное пр-ние.

В РФ действует большое количество административных правил. Правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, таможенные, правила пограничного режима, ЧП и т.д. Нарушения административных правил могут повлечь АО, УО и МО.

Особенности административной ответственности:

1. Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности (з-ны и подг.).

КоАП, Таможенный Кодекс, Положение о комиссии по делам о несовершеннолетних, закон "О порядке перерасчета штрафов, КоАП".

УО – з-нами, ДО – о труде з-вом, МО – з-вом о труде и гражд. з-вом.

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

УО – преступление,

ДО – дисциплинарный проступок,

МО – причинение материального вреда.

3. Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, УО – только физические лица, МО – физические и юридические лица.

4. За административное правонарушение применяются меры административного взыскания (штраф), за преступление – меры УО (лишение), за дисциплинарные – дисциплинарные взыскания (замечания).

5. Административное взыскание налагается органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей, а также судами. Меры УО – только судом, дисциплинарные взыскания – вышестоящими по подчиненности органами и должностными лицами, МО – только судом.

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Применение мер УО влечет судимость, одной из мер дисциплинарного взыскания является увольнение с работы.

7. Большинство составов административного проступка можно назвать формальными, т.е. административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, имеются ли непосредственно отрицательные последствия от данного нарушения или нет.

(например, водитель превысил скорость)

МО – матер., УО – мат. , фор. и усеч.

2. ст. 10 КоАП

Адм. пр-нием (проступком) признается посягающее на гос. или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством УО.

Характеристикой признаков административного правонарушения является понятие действие или бездействия, которые отражают правовые понятия деяния. Действие – это форма поведения пр-ля, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запретов (например, нарушение правил дорожного движения). Бездействие – это пассивная форма поведения правонарушений, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, отсутствие сертификата).

Признаки административного правонарушения:

1. антиобщественность, т.е. причиненный вред законным интересам граждан, общества и государства.

2. противоправность заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

3. виновность, противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.

4. наказуемость деяния, т.е. наступает административная ответственность.

3. Под составом административного правонарушения понимается совокупность таких элементов, как объект (объект. сторона, субъект). Объект административного правонарушения – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (права и свободы, нравствен. Общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления и т.д.

ОС заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Наличие ОС во многих случаях зависит от времени, способа, места, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершение противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния.

1. неоднократность, т.е. совершение 2-х и более однородных административных деяния.

Неод. квалифицируется как единое правонарушение.

2. повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение 1 года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Оно является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

3. длящееся правонарушение является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (нарушение сан.-эпид. правил на транспорте).

Субъект – лицо, совершившее административное правонарушение. Субъекты административного правонарушения бывают индивидуальными и коллективными.

Коллективные – юридические лица и коллективные образования.

Индивидуальные – физические лица.

Признаки индивидуального субъекта делятся на 2 группы:

1) общие, кот. должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16 лет, вменяемость).

2) специальные, отражающие

а) особенности труда или служебного положения (должностное лицо, водитель, работник предприятия торговли).

б) прошлое противоправное поведение

(лицо, находящееся под надзором, лицо, ранее привлекавшееся к административной ответственности).

в) иные особенности правового статуса (лица без гражданства, военнослужащие).

ст. 14, 15, 16.

Субъективн. С административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствий. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности. (задачу № 6, 10, 12, стр. 195).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным не неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления, хотя должно было и могло их предотвратить.

Отличие административного проступка от п p в степени общественной опасности. П p влекут более серьезные последствия, чем административные проступки: (нарушение правил дорожного движения, повлекшие аварию).

Иногда уголовная ответственность наступает за совершение повторно административного правонарушения и примен. адм. наказания.

часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях , формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц?

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица :

  1. При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.
  2. При разделении виновной организации на 2 или более новых будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.
  3. В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.
  4. Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц .

Какие правонарушения административного плана наказуемы?

Административная ответственность юридического лица , как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют?

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлеченииадминистративной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц , перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;


· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификаци я – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.



Просмотров