Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Каждое государство можно охарактеризовать по степени свободы его граждан. На сегодняшний день это ключевой принцип в деятельности многих стран. Однако были времена, когда личностной свободы попросту не существовало. При этом жизнь человека подвергалась жесткому регулированию со стороны государственной власти. Безусловно, такое положение дел никого не устраивало. Поэтому период Нового времени принято считать революционным, так как люди начали активную борьбу за свои права и свободы. В XXI веке права и свободы людей во многих государствах обеспечиваются и поддерживаются.

Российская Федерация в этом вопросе не является исключением. Повседневная жизнь её граждан строится на выработанных и подтвержденных годами конституционных принципах. При этом большое значение имеют положения о свободе совести и вероисповедания. Они гарантируют фундаментальные права человека, а также прямо влияют на его жизнедеятельность. Но свобода совести и свобода вероисповедания являются не только отдельными нормами основного закона, а целой системой нормативного регулирования специфических правоотношений в обществе.

Конституция и её нормы

Следует помнить, что свобода совести и свобода вероисповедания - это, прежде всего, конституционно-правовые положения или же принципы, на основе которых строится жизнь индивида и общества РФ в целом. В данном случае ключевое значение играет основной закон. Именно он дает жизнь представленным категориям. Конституция представляет собой акт высшей юридической силы, в котором закрепляются положения о политическом и правовом устройстве страны. Принципы Конституции также имеют высшую силу и являются основой для нормотворчества в каждой отдельной сфере. Если мы говорим о правах и то все без исключения нормативно-правовые акты не должны нарушать конституционные возможности общества, к которым относится свобода совести и свобода вероисповедания.

статуса личности

Деятельность человека во всех случаях должна осуществляться в рамках закона. Все, что выходит за созданные границы, будет правонарушением. Основными положениями, которые регулируют деятельность человека, являются конституционные принципы. Они показывают спектр возможностей, которыми владеет каждый из нас. При этом конституционные принципы касаются разных сфер человеческой жизни. Те основные положения, которые непосредственно координируют существование общества, называются принципами конституционного статуса личности. Они являются классическими и в некотором роде основными положениями главного закона. К числу таких принципов можно отнести следующие: равноправие, свобода слова, недопущения ограничения прав, гарантирование правомочий, свобода совести и свобода вероисповедания.

Что такое свобода совести и вероисповедания?

Действующим законодательством РФ закрепляется множество ключевых для жизни населения принципов. Помимо того, Конституцией, как мы знаем, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. В большинстве случаев люди не понимают, что собой представляются упомянутые понятия. Невзирая на тот факт, что представленные возможности индивидов представлены в единой конституционной норме, они являются абсолютно разными правовыми конструкциями. Свобода совести - это возможность иметь любого рода убеждения, на которые никто не может влиять. А свобода вероисповедания представляет собой возможность исповедовать любую из существующих религий.

Тождественность понятий

Долгое время право на свободу совести и вероисповедания отождествлялось в форме единого правомочия. При этом считалось, что термины абсолютно равны. Однако данное утверждение является ложным. Проблема в том, что свобода совести характеризует возможность человека иметь свои мысли и убеждения по поводу любых событий и явлений которые его окружают. То есть каждый из нас имеет полное право критиковать действующую власть, законодательство, состояние экономики и т. п. Когда мы говорим о свободе вероисповедания, то мы имеем в виду ничем не ограниченную возможность быть приверженцем какого-либо религиозного верования. Помимо этого, данный принцип защищает права субъектов. Ведь, в соответствии с ним, никто не может угнетаться за свои религиозные взгляды и т. п. Учитывая представленные особенности, можно с уверенностью говорить, что свобода совести и вероисповедания - это абсолютно разные понятия.

История становления принципов

Развитие свободы вероисповедания и совести происходило на протяжении долгого времени. Последний принцип зародился во времена европейской Реформации. Идеологи данного движения утверждали, что католическая церковь с её убеждениями и иерархией совершенно не нужна обществу. Далее положение о свободе совести находит свое отражение в английской и которая была изобретена во Франции. Безусловно, ключевое значение в этом перечне имеет ООН. Именно она является основным международным правовым актом, который закрепляет представленный принцип. Что касается свободы вероисповедания, то долгое время это положение развивалось как часть возможности иметь свои убеждения. Однако ученые выяснили, что уже в Древнем Риме существовали задатки принципа свободы вероисповедания. Помимо этого, его становлению также способствовал английский Акт о веротерпимости, положения Варшавской конференции, российский указ "Об укреплении начал веротерпимости", отмена в Российской империи черты оседлости и т. п.

Российское законодательство о свободе совести и вероисповедания

Если говорить о нашем государстве, то на сегодняшний день в нем разработана целая система соответствующих нормативных актов, которые регулируют упомянутые в статье проблематики. Согласно существующей нормативной системе, представленные вопросы координируются положениями разных правовых сфер, а именно:

  • положениями Конституции;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • соответствующим федеральным законодательством.

Прежде всего, российское законодательство о свободе совести и вероисповедания закрепляется на уровне Конституции, а именно в статье 28. Согласно её положениям, каждому гарантируется право иметь собственные убеждения и т. п. При этом свобода вероисповедания характеризуется тем, что человеку дана возможность свободно выбирать, распространять убеждения соответствующего характера.

ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Как уже указывалось ранее, в Российской Федерации существуют соответствующие законодательные акты, которыми регулируются гражданские правомочия в сфере религии и внутренней идеологии. Таковым является ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». После Конституции этот акт можно назвать основным координатором соответствующих правоотношений. Данный федеральный закон закрепляет в себе конкретные формы гарантирования свободы совести. Его действие основывается на том, что Российская Федерация является светским государством, в котором не должно быть главенствующей или превалирующей религии. Поэтому разрешается полная свобода религиозной деятельности. Следует отметить, что упомянутым законом также регламентируется деятельность такого интересного субъекта, как религиозные объединения.

Особенности объединений религиозного характера

Представленный закон о свободе совести содержит в себе нормы, которые регулируют деятельность определенных социальных групп. Таковыми являются религиозные объединения. Подобные формации представляют собой группы, существующие на добровольной основе. При этом участники объединений должны постоянно проживать на территории РФ и использовать свою формацию для общего проповедования определенной веры. Помимо того, религиозное объединение считается таковым, если оно существует для следующих целей, а именно:

Совершение обрядов и церемоний;

Религиозное обучение;

Исповедание веры и т. п.

При этом деятельность религиозных объединений может быть остановлена по решению соответствующих органов государственной власти, если она противоречит действующему законодательству России или же нарушает права и свободы граждан.

Гарантии реализации свободы совести и вероисповедания

Нормы Конституции и действующего законодательства закрепляют целый ряд положений, которые обеспечивают упомянутые в статье права человека. Прежде всего, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания положениями Конституции. Она содержит следующие обеспечивающие нормы:

  • свобода совести и вероисповедания никем не может быть ограничена, исключением является государственная необходимость;
  • каких-либо преимуществ или дискриминации в религии не может быть;
  • люди могут не сообщать о своих привязанностях в религиозном плане;
  • исповедь охраняется законом и является тайной.

Помимо этого, в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» также есть ряд гарантий. В большей части положения нормативного акта повторяют конституционные, однако существует некоторые особенности. Например, согласно Закону, человек может поменять воинскую службу на альтернативную, если она противоречит его религиозным убеждениям.

Ответственность за нарушение свободы совести и вероисповедания

Гарантирование человеческих возможностей подразумевает под собой существование нескольких уровней юридической охраны, которая проявляется в ответственности разной отраслевой направленности. При этом большую роль играет само нарушение права на свободу совести и свободу вероисповедания и негативные последствия, которое оно вызывает. Первое положение об ответственности закреплено в Конституции, а именно в части 5 статьи 3. Согласно её норме, деятельность, направленная на препятствие реализации человеком права на свободу совести и вероисповедания, сопряженная с применением насилия, преследуется федеральным законодательством. В соответствии с этой нормой существуют формы административной и уголовной ответственности. В первом случае правонарушение предусмотрено статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Что касается уголовной ответственности, то тут основную роль играет норма статьи 148. Она преследует деятельность, которая нацелена на препятствие или же нарушение права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Разделение церкви и государства

Свобода совести и вероисповедания достаточно неоднозначно существует в государствах, где церковь не отделена от политической власти. В подобных странах представленные в статье принципы, по сути, являются идентичными. Примером тому можно назвать шариат, который основывается как на правовых, так и на религиозных положениях. Таким образом, в государстве, где церковь является еще и политической силой, фактически не обеспечивается фундаментальная людская свобода совести и вероисповедания. Статья Конституции в подобной стране не будет играть никакой роли или же иметь юридическую силу. Это крайне негативный фактор, так как он наглядно показывает ущемление природных человеческих прав.

Заключение

Итак, в статье мы попытались рассмотреть конституционные права, свободы совести, вероисповедания. В заключение следует отметить, что данные принципы являются важным элементом на пути к построению нового европейского общества, которое не будет сковано идеологическими предрассудками.

Религия, свобода совести - это очень важные вопросы, непременно возникающие в социальном государстве. Как известно, основной ценностью и нашей страны, согласно Конституции 1993 года, является человек, его свободы и права. Поэтому тема, которую мы раскроем в этой статье, очень актуальна.

Прежде всего, определимся с основными понятиями. Свобода совести - это право каждого из нас верить в Бога согласно учению той или иной религии, выбранной нами самостоятельно, а также являться атеистом, то есть совсем не верить в него. Эта свобода особенно важна в странах, в которых установлена государственная религия, а значит и существует некоторое давление на человека, цель которого - заставить его эту религию принять. В других государствах, где нет такого давления, свобода является защитой для атеистов. В атеистических тоталитарных странах ей прикрывалась антирелигиозная пропаганда, всевозможные гонения на церковь.

Определения понятия "совесть"

Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками. Современные исследователи совесть определяют как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Понятие "свобода"

Можно выделить, рассматривая интересующее нас понятие "свобода", разные подходы к его осмыслению. В частности, Рене Декарт считал, что это автономность и произвольность воли. Свобода также может быть рассмотрена в идеальном и материальном смыслах. Материальная сторона ее означает свободу действий и является ограниченной физическими возможностями людей и воздействием законов природы на каждую личность. Идеальная сторона ее зависит в большей степени от свободы воли отдельного человека. Она ограничивается его нравственной позицией. Под свободой, таким образом, подразумевается возможность поступать в соответствии со своими целями, своей волей, а не по внешнему ограничению или принуждению.

Свобода совести - что это такое?

Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Однако нас интересует свобода совести в юридическом аспекте. В 1993 году принята была Конституции РФ. В 28-й статье этого документа затрагивается этот вопрос. Нередко свобода совести в нем равнозначна вероисповеданию,она отождествляется также атеизмом или же с выбором между ними. Тем не менее совесть и свобода ее хотя и являются ядром религиозной нравственности, они не определяют ничем не ограниченного выбора между отрицанием Бога и верой в него. Совесть - душевное свойство, присущее каждому человеку вне зависимости от его признания или отрицания. Оно заключается во врожденном различении и познании добра и зла. Еще в младенчестве закладывается совесть, когда родители объясняют детям, что хорошо, а что плохо.

Нравственные нормы определяют этот наш внутренний регулятор действий. Ими руководствуется человек во внешнем проявлении собственных чувств и мыслей. Если он поступает бессовестно, то обычно несет ответственность за это. Сначала она моральная, а затем может наступить и правовая. Совесть, являясь элементом нравственного сознания, служит для ориентации человека в мире правильных и неправильных поступков. Склонность к их оценке с точки зрения зла и добра - одна из главных черт натуры человека.

Понятие свободы совести в Конституции РФ

В 28-й статье Конституции РФ понятие "свобода вероисповедания" оценено как равнопорядковое рассмотренному выше понятию "свободы совести", однако не равнозначное ему. В 52-й статье Коституции СССР, принятой в 1977 году, свобода совести и вероисповедания в значительной степени приравнивались как понятия. Эта статья гарантировала гражданам право самостоятельно выбирать, исповедовать им или нет ту или иную религию. Она также предоставляла возможность вести антирелигиозную пропаганду и отправлять различные культы, защищая тем самым "свободу совести". Это же повторяется и в 50-й статье Конституции РСФСР, принятой через год. При изменении данного документа в 1990 году уже отмечается, что гарантируется свобода вероисповеданий и совести.

"О свободе вероисповеданий"

Закон РСФСР, принятый в 1990 году, 25 декабря, носит название "О свободе вероисповеданий". Необходимость в нем связана была главным образом с религиозной многообразностью, которая сложилась исторически на территории нашей страны. Православие, протестантство, католичество, буддизм, ислам, иудаизм, а также разнообразные секты этих и других религий, которые имеют своих приверженцев, являются конкретными вероисповеданиями. При этом приобщение к тому или иному из них - это реализация свободы вероисповедания. То есть она означает право граждан на выбор религиозного учения, а также беспрепятственного отправления обрядов и культов, определенных им. Эта свобода, таким образом, уже свободы совести по содержанию. В субъективном смысле, как право человека, является равнозначным ей понятие свободы религии.

Можно выделить следующие составляющие в свободе вероисповедания: равноправие всех религий, а также верующих и равенство их перед законом, отсутствие дискриминации граждан по религиозному признаку, возможность менять религию, исповедовать любую из них, отправлять различные религиозные обряды.

Соотношение свобод совести и вероисповедания

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свобода совести и вероисповедания соотносятся как видовое и родовое понятие, как частное и общее. Обе они предполагают, что никакая власть - ни духовенство, ни государство - не имеют права вмешиваться в религиозную жизнь отдельного человека.

Обеспечение защиты прав на свободу вероисповедания

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты - дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия.

Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Как мы уже отмечали, в 1990 году принят был закон "О свободе вероисповеданий". Однако это не единственный федеральный закон о свободе совести. Расскажем еще об одном очень важном документе.

В 1997 году, 26 сентября, появился закон "О свободе совести и о религиозных о религиозных объединениях". Он состоит из 3-х разделов. Первый из них - это общие положения, во втором рассматриваются религиозные объединения, а в третьем - условия деятельности и права религиозных организаций. Самые важные принципы, освещенные в первом разделе, следующие:

1) Равноправие граждан вне зависимости от того, какое у них отношение к религии.

2) Должно обеспечиваться равенство перед законом религиозных организаций.

3) Существование особых законодательных актов, которые обеспечивают реализацию в стране свободы вероисповедания, а также устанавливают ответственность за нарушения их.

4) Система государственного образования имеет светский характер.

В 3-й статье этого закона можно найти принцип свободы вероисповеданий, то есть право любого гражданина выбирать, распространять и иметь любые атеистические и религиозные убеждения, а также действовать в соответствии с ними, но при одном условии - следует соблюдать законы нашей страны. В дальнейшем уточняется, что равноправие не допускает ограничения прав или же установления тех или иных преимуществ, зависящих от отношения к религии человека. Также недопустимым является возбуждение ненависти или вражды в связи с этим и оскорбления граждан.

Религиозные объединения, таким образом, от государства отделены. Этот принцип предполагает невмешательство его должностных лиц и органов в вопросы, которые определяют отношение к религии, а также во внутреннюю деятельность различных религиозных объединений, конечно, если она не нарушает законы страны. Гражданская власть не должна финансировать религиозные организации. Это же касается и деятельности в сфере пропаганды различных убеждений. Религиозные объединения, в свою очередь, в дела государства вмешиваться не могут. Они не имеют права участвовать в выборах органов управления и власти, влиять на деятельность различных политических партий. Однако служители данных организаций могут участвовать в политической деятельности, как и другие граждане и наравне с ними.

В этом законе четко указано, что государственное образование имеет светский характер. Доступ к нему на его основе предоставляется всем одинаково как неверующим, так и верующим. Государственное образование не должно преследовать цели формирования того или иного отношения к религии. Следовательно, в учебных заведениях религиозная проповедь, катехизация, обучение Закону Божьему недопустимы. Тем не менее изложение истории религии, а также ее роли в жизни человека и общества не исключается. Недопустима в равной мере и атеистическая пропаганда, целенаправленное и сознательное формирование у учащихся атеистических убеждений. Получение религиозного образования, а также обучение вероучению той или иной религии возможны лишь на основе внегосударственной. Региональные организации с данной целью могут создавать специализированные учебные заведения, открывать группы для детей и взрослых и т. д. Для атеистических организаций подразумеваются аналогичные права, хотя в законе они и не прописаны. Должно быть выражено в общеобразовательных программах отношение взаимного уважения и терпимости между гражданами, которые исповедуют и не исповедуют те или иные религии. Перед законом все они равны, и ни одна не должна пользоваться ограничениями или преимуществами. В вопросах убеждений и веры государство нейтрально.

Второй раздел данного закона регулирует право на религиозную деятельность и убеждения. В 7-й статье предусмотрено право менять, иметь и выбирать религиозные убеждения, распространять и высказывать их в печатной, устной и любой иной форме, совершать беспристрастно религиозные обряды, исповедовать любую религию, вступать добровольно в различные религиозные объединения, а также выходить из них. В 8-й статье (закон "О свободе совести...") последние определены как добровольные объединения достигших совершеннолетия граждан, которые образуются для осуществления права на свободу вероисповедания. В 11-й статье закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указано, что они обретают права юридического лица после регистрации их устава в Министерстве Юстиции или же в его органах, функционирующих на местах. В 14-й статье определено, что прекратить деятельность того или иного религиозного объединения можно либо по решению собрания его учредителя или его образовавшего съезда, либо в случае его распада (самоликвидации), либо по решению суда.

Религиозные объединения также могут осуществлять благотворительность и милосердие, миссионерскую деятельность, религиозное воспитание и обучение, подвижничество в скитах, монастырях и т. д., паломничество, а также иные виды деятельности, соответствующие вероучению и предусмотренные положением (уставом) данного объединения. В третьем разделе регулируются финансовые и имущественные правоотношения этих организаций. Принципы, сформулированные в данном законе, закреплены в Конституции РФ.

Отрицательная сторона закона

ФЗ "О свободе совести..." имеет и отрицательную сторону. Религиозной организацией в нем признается лишь та, у которой есть подтверждение ее существования на этой территории не менее 15 лет, которое было выдано местными органами самоуправления; либо выданное указанной организацией подтверждение о его вхождении в состав централизованной религиозной организации. Однако не все из них могут доказать сегодня свое существование в этом периоде, необходимо учесть и то, что в стране до 1991 года велась атеистическая политика, так что многие религиозные организации возникли совсем недавно. Поэтому возможны определенные трудности для регистрации той или иной религиозной организации, а следовательно, и новое проявление бюрократизма. Также можно сделать вывод о том, что закон "О свободе совести и религиозных объединениях" фактически лоббирует православие, поскольку многие годы именно оно было единственной в стране разрешенной религией. Может возникнуть ситуация, при которой, не признавая иные религиозные направления, органы местной администрации могут их запрещать со ссылкой на пункт в нем. Таким образом, законодательство о свободе совести целесообразно было бы пересмотреть, поскольку складывается монопольное влияние на общество православной церкви, а это ограничивает свободу вероисповедания. По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, этот закон далек от совершенства. Российская Хельсинская группа, более того, ратует за его отмену. Представители ее считают, что таким образом нарушается свобода совести в России.

Однако данный закон, несмотря на это, функционирует и по сей день. В правительстве РФ была создана и работает вот уже несколько лет группа по анализу предложений по его совершенствованию, поступающих из регионов страны.

Положительная тенденция

Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.

Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют "господствующим" в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их - важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.

Новые поправки к закону

24 июля 2015 года вступили в силу очередные поправки, которые были внесены в ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях". Отныне религиозной группой считается добровольное объединение граждан, которое уведомило в обязательном порядке о своей деятельности Управление Министерства юстиции, а также предоставило сведения о своих руководителях, местах совершения богослужения, основах вероисповедания. В предыдущей редакции сообщать о начале деятельности было не обязательно. Также была поставлена точка в вопросе о том, нужна ли лицензия при организации курсов катехизации, воскресных школ и др. Согласно новой поправке в ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", религиозное воспитание и обучение религии образовательной деятельностью не являются, следовательно, в лицензии нет необходимости.

ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

Д. КАЗАНЦЕВ

Дмитрий Казанцев, юрист, г. Москва.

В этом году исполняется 15 лет со дня принятия Закона "О свободе совести". Этот Закон открыл в России принципиально новую эпоху существования религиозных организаций, да и просто верующих людей. Впервые государство взяло на себя обязанность не вмешиваться в религиозную сферу жизни общества своим властным регулированием.

Долгий путь к веротерпимости

Право на свободу совести и религиозных убеждений, являясь одним из базовых прав человека, особенное значение имеет в нашей стране. Еще в Российской империи фактически сложилось многообразное отношение к религии, которое было легализовано Манифестом 17 октября 1905 года и ст. 81 Основных Законов. Первые шаги к веротерпимости Российская империя сделала в XVIII веке, на заре своего существования. А ко времени конституционных преобразований начала XX века Россия уже давно переросла рамки национального православного государства - многочисленные народы империи исповедовали разные религии, а многие подданные и вовсе были атеистами (не всегда, правда, осознанными, а в основном латентными). И сегодня российское общество невозможно однозначно идентифицировать по религиозному признаку и отнести его, допустим, к странам христианской цивилизации.

Однако вплоть до 1917 года нельзя было говорить о полной свободе религиозной жизни в Российской империи, поскольку православная церковь, будучи государственной, находилась под правительственной опекой и подчинялась специализированному государственному ведомству - Синоду. Последующие же события XX века и провозглашение государственного атеизма надолго сделали невозможной терпимость в религиозной сфере. Религиозные организации, которые не удалось полностью уничтожить, государство стремилось контролировать и использовать в своих интересах. Это обстоятельство наряду с уничтожением верующих и тотальным изъятием имущества религиозного назначения делало невозможным нормальное существование религиозных организаций.

Наконец, ст. 28 Конституции Российской Федерации было провозглашено, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" . Государство самоустранилось из духовной сферы, присутствие в которой органически не свойственно для публичной политической власти в современных условиях. Все верующие независимо от религии были уравнены в правах между собой и, кроме того, получили равные права с неверующими гражданами. Это дало религиозным организациям возможность наиболее естественного для них существования и развития в условиях формального равенства без государственной опеки и без государственных репрессий.

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" призван был развить положение ст. 28 Конституции РФ и урегулировать отношения в религиозной сфере жизни общества. В этом Законе закреплены важнейшие принципы взаимоотношений государства, общества и религиозных организаций:

- "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ч. 1 ст. 4);

- "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (ч. 1 ст. 4);

- "В Российской Федерации гарантируются право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ч. 1 ст. 3);

- "Ничто в законодательстве не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией " (ч. 3 ст. 2);

- "Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается" (ч. 3 ст. 3);

- "Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти" (ч. 2 ст. 4);

- "Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений" (ч. 2 ст. 4);

- "Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами" (ч. 4 ст. 4);

- "Религиозное объединение не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь" (ч. 5 ст. 4);

- "Религиозные организации вправе создавать образовательные учреждения" (ч. 3 ст. 5);

- "Религиозные организации вправе распространять религиозную литературу и иные предметы религиозного назначения" (ч. 1 ст. 17).

Однако прошедшие со дня принятия Закона "О свободе совести" полтора десятилетия показали, что даже самые правильные принципы не всегда легко реализовать на практике.

Что есть свобода совести?

Российское общество только начинает жить в условиях свободы совести, а потому неизбежны недопонимания и в отношении самого этого понятия, и в отношении принципов его правового регулирования.

Недопонимания начинаются уже при чтении преамбулы, которая гласит, что Закон "О свободе совести" принят "подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии" .

Споры вызывает тезис о признании особой роли православия в истории России. И действительно, если рассматривать Российскую Федерацию как государство, впервые в истории возникшее на карте мира в 1991 году, то такая формулировка преамбулы является хотя и не юридически значимым, но все же очевидным нарушением принципа равенства религий. Но коль скоро Российская Федерация претендует если не на юридическое, то хотя бы на культурное преемство по отношению к тысячелетней цивилизации России, то логична декларация признания особенностей данной цивилизации. Одной из ключевых особенностей как раз и является та, что на протяжении большей части своей истории Россия была православной страной. А значит, признание особой роли православия в формировании российской культуры является исключительно констатацией культурологического и исторического факта.

Не вполне обоснованными представляются утверждения о том, что спорная формулировка чуть ли не нарушает конституционный принцип светского государства. Ведь на деле светский характер государства как такового не нарушает даже конституционное закрепление статуса одной или нескольких религиозных организаций. В самом деле, сложно усомниться в светском характере Финляндии, хотя в финской Конституции за лютеранской и православной церквями закреплен статус государственных. Кроме того, в российском законодательстве упоминание об "особой роли православия" закреплено не на уровне норм, а на уровне преамбулы, что не дает оснований говорить о юридической, а тем более фактической привилегированности рядовых последователей данной конфессии в государстве.

Есть вопросы по Закону

Сомнения могут вызвать и формулировки собственно норм Закона "О свободе совести". Например, нормы о том, что конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания может регулироваться федеральными законами (ч. 2 ст. 2). Или предоставление ст. 11 этого Закона и Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 Минюсту полномочий по принятию решения о государственной регистрации религиозных организаций или об отказе в такой регистрации. Ведь тем же Законом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений лишь в том случае, если их цели и действия противоречат закону (ч. 4 ст. 6), а, значит, все остальные религиозные организации могут существовать, причем существовать легально, независимо от мнения Минюста. Законодательные требования к порядку регистрации религиозных организаций в России зачастую становятся предметами судебного разбирательства (Определения Конституционного Суда РФ от 13.04.2000 N 46-О, от 07.02.2002 N 7-О, от 25.01.2012 N 115-О-О).

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона "О свободе совести" деятельность госорганов не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами. Иными словами, чиновник, как и любой гражданин, свободен в выборе отношения к религии, но, как представитель власти, он должен воздержаться от публичного и освещаемого в официальных СМИ участия в мероприятиях религиозного характера, тем более что такое участие может необоснованно толковаться как признак создания государственных преференций для той или иной конфессии. Ни одна религиозная организация, как гласит ч. 5 ст. 4 Закона "О свободе совести", не должна оказывать помощь политическим партиям. Это касается не только материальной, но и информационной помощи. Следовательно, даже самым политизированным священнослужителям стоит воздержаться в своих проповедях от электоральных намеков, а тем более от осуждения и необоснованных обвинений в адрес своих политических противников. Обе эти нормы все еще ожидают адекватного толкования, понимания и исполнения.

Не всегда верно понимается правоохранителями и содержащийся в ч. 6 ст. 3 Закона "О свободе совести" запрет на пропаганду религиозного превосходства. Так, в одном из регионов уголовному преследованию подверглись православные миссионеры, распространявшие религиозную литературу. Разумеется, в этой литературе содержались утверждения об истинности христианской веры, что и было истолковано как нарушение закона. Между тем очевидно, что утверждения об истинности собственной веры содержатся в литературе любой религии, а согласно ч. 1 ст. 17 Закона "О свободе совести" организации вправе распространять религиозную литературу и иные предметы религиозного назначения.

Здесь важно понимать, что уверенность в собственном превосходстве должна касаться только вопросов вероучения. Преследовать людей за убежденность в истинности именно своей веры означало бы нарушать принцип свободы совести. Однако мысль о превосходстве своей религии не должна трансформироваться в публичные заявления об исключительности своих единоверцев и неполноценности всех, кто таковыми не является. Озвученное в интервью СМИ высказывание высокопоставленного духовного лица о том, что "только последователи нашей веры являются честными и трудолюбивыми, а все остальные пьяницы и бездельники" , не может оцениваться как религиозная проповедь, а потому подлежит уголовной квалификации как экстремистское высказывание. Однако нам еще только предстоит научиться узнавать религиозную нетерпимость там, где она есть, и не притягивать ее за уши там, где ее нет.

Основа сосуществования в равенстве

Последовательная реализация принципов, заложенных в Законе "О свободе совести", выходит за рамки его норм. Эти же принципы должны соблюдаться и в остальных отраслях права, иначе они останутся лишь красивой декларацией.

Например, запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии, установленный ч. 3 ст. 3 Закона "О свободе совести", должен соблюдаться и в гражданско-правовых, и в трудовых отношениях. Особенно опасно, если деление на обычные и привилегированные религии проникает в сферу уголовного права и влияет на квалификацию преступного деяния. Безусловно, недопустимо криминализировать действия, прямо предписываемые религиозными нормами. Так, нельзя признать нормальной ситуацию, при которой массовые собрания верующих могут подпасть под признаки правонарушения. Но, если принцип декриминализации собственно религиозных обрядов соблюден, в судебном разбирательстве религиозные воззрения человека не могут служить оправданием совершенного им преступления.

В современном обществе неприемлем и принцип "чужая религиозная активность оскорбляет мои убеждения". Ведь если гражданину не навязывают чуждых для него убеждений, то и он, в свою очередь, не должен навязывать другим гражданам свое неприятие этих убеждений. Разумеется, деятельность религиозных организаций и функционирование культовых сооружений не должны сопровождаться нарушением уголовного законодательства. Желательно также не нарушать общественный порядок при проведении религиозных мероприятий. Но при соблюдении этих двух условий религиозные организации не обязаны осуществлять свою деятельность подпольно, если только они не вовлекают граждан в эту деятельность насильно. Более того, Законом "О свободе совести" религиозным организациям разрешено создавать свои образовательные заведения (ч. 3 ст. 5), осуществлять благотворительную деятельность (ч. 1 ст. 18) и даже пользоваться при благотворительности господдержкой (ч. 3 ст. 18).

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания влечет наложение штрафа на граждан в размере до 300000 руб. (ч. 1 ст. 5.26 КоАП РФ). А незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов наказывается штрафом в размере до 80000 руб., либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо арестом на срок до 3 месяцев (ст. 148 УК РФ).

Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 21 Закона "О свободе совести" передача в собственность и в пользование религиозным организациям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно в порядке, установленном Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ. Реализация этой нормы позволит хотя бы отчасти заменить полноценную реституцию ранее изъятого государством имущества религиозного назначения, что особенно важно, поскольку без имущественной самостоятельности любая религиозная организация будет зависеть от сторонних подачек. Следовательно, она рискует превратиться в рупор нерелигиозных идей. При этом, однако, нелишним представляется установление хотя бы общих принципов распределения имущества внутри религиозной организации, дабы это имущество не концентрировалось у узкого круга лиц. Это тем более важно, поскольку при ненадлежащем распределении переданного религиозной организации имущества рядовые священнослужители и верующие все равно обречены на прозябание в нужде, а сама конфессия - на дискредитацию в глазах общества. Едва ли можно назвать конструктивными и предложения по передаче культовых сооружений одной конфессии в пользование другой конфессии.

Особенно важно, чтобы все перечисленные принципы применялись в равной степени к представителям всех религий и людям нерелигиозным, обеспечивая их равенство перед законом и судом.

В условиях информационного общества для обеспечения равенства всех религиозных организаций бывает недостаточно их равенства перед законом и судом. В многоконфессиональном государстве, большинство жителей которого являются людьми нерелигиозными, ключевая роль в обеспечении межрелигиозного мира принадлежит средствам массовой информации. Недопустимо, когда об одной конфессии СМИ, тем более государственные СМИ, упоминают лишь в контексте скандальной хроники, тогда как упоминания о другой не могут носить критический характер, даже если ее культовые сооружения регулярно фигурируют в криминальных сводках.

При наличии плюрализма среди единоверцев по вопросам, не относящимся к духовной жизни, внимания к своему мнению и освещения своей позиции в СМИ заслуживают представители всех точек зрения. Это важно как для развития навыков цивилизованной дискуссии между единоверцами, так и для формирования более объективного образа данной конфессии у остальных граждан.

Вопрос 1

Понятие «свободы совести» и «свободы вероисповедания»

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире.

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные» .

Свобода совести и вероисповедания в различных источниках

Свобода совести и вероисповедания по Конституции РФ

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 28 предусматривает, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…. Исходя из названной формулировки, получается, что на конституционном уровне теперь свобода совести хотя формально и связывается со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней, как это было ранее. Следовательно, согласно Конституции, это самостоятельные понятия, каждое из которых должно иметь специфическое юридическое наполнение. Однако дальнейшее содержание названной статьи Конституции опровергает это. И свобода совести, и свобода вероисповедания рассматриваются как единое понятие, включающее в себя: «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии и ними». То есть, согласно конституционно-правовому содержанию и смыслу статьи 28 свобода совести и вероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт.

Такой вывод подтверждается и специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. В подготовленных ими Комментариях к Конституции РФ, категория «свобода вероисповедания» и «свобода совести» рассматриваются в неразрывном единстве как одно понятие и единый правовой институт. Л.А.Окуньков.

М.В. Баглай и в.А. Туманов также рассматривают свободу совести и вероисповедания как единое понятие. По их мнению, «свобода совести и вероисповедания - право человека как быть атеистом, то есть не верить в Бога, так и верить в Бога в соответствии с учением той или иной религии».

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой .

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.



Просмотров