О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Значение условных изображений. Символический язык гербов

Давным-давно миновали романтические рыцарские времена, нет больше герольдов, умеющих объяснить смысл любого герба. Однако и сегодня феодальный герб немало может рассказать сведущему и человеку. Прежде всего, совсем не так уж сложно, как кажется, определить, к какой стране он относится.

Дело в том, что хоть и существовали в средневековой геральдике достаточно общие законы, а все же у каждой из западноевропейских стран были свои отличительные особенности. Пожалуй, в этом можно сравнить геральдику с архитектурой средневековой Европы. Общее направление развития совпадало, но везде находятся собственные черты, соответствующие местным вкусам и привычкам, творческой фантазии, свойственной тому или иному народу.

Во Франции, скажем, заметна тщательная разработка геральдических символов. А свойственная французскому народу известная склонность к пышности, роскоши, сказывается в том, что на гербах преобладают металлы и меха. Часто фигуры, обозначающие меха, усеивают все поле щита. Шлемы на гербах почти всегда снабжены решетчатыми забралами, иногда позолоченными или посеребренными.

В старинных французских гербах преобладающим цветом щитового поля был лазоревый - в подражание королевскому цвету. В бургундских гербах распространен был красный цвет - опять-таки в подражание герцогам Бургундским. А особое почитание бургундскими рыцарями Святого Андрея выразилось в том, что часто главной геральдической фигурой был Андреевский крест.

В рыцарских гербах центральных провинций Франции часто встречались такие геральдические фигуры, как глава и перевязь. А гербы Прованса были совершенно не похожи на гербы всех других французских провинций. Объясняется это тем, что большая часть прованской знати ведет происхождение из Италии или Испании. Поэтому и на родовых гербах часто встречаются знаки, больше свойственные итальянскому и испанскому рыцарству - башни, стены, звезды.

В нормандских гербах очень распространены были кресты и раковины, потому что многие рыцари этого края принимали участие еще в самом первом крестовом походе. Столбы и каймы свойственны рыцарям Лангедока, а львы и леопарды преобладают на гербовых щитах Гюйена и Пикардии, как память о том, что этими краями долго владели англичане.

Гласные гербы, намекающие на имя владельца, больше всего были распространены в Италии. Испанцы и португальцы любили делить гербы на большое число частей и усложнять их самыми разнообразными сочетаниями геральдических фигур с крестами, звездами, полумесяцами и фигурками животных. Кроме того на гербах испанских рыцарей распространены были изображения котлов, кружек и цепей. Шахматные фигуры, полумесяцы и звезды обозначали победы над маврами, одержанные в ночных сражениях. В гербах Бискайи, Каталонии и Наварры часто встречались волки.

Свои характерные особенности были у английских гербов - щиты на них чаще всего заостренные, с выступающими верхними углами. Фигуры на щитах обычно были не геральдическими, а взятыми из природы.

Особенно свойственными древней английской геральдике были фигуры леопардов, изображения розы, рукавов одежды, водосточных труб, пересеченных горизонтальной чертой. Позже в гербах появились многочисленные фигуры, связанные с морем и мореплаванием - корабли, паруса, маяки, весла, якоря. Щитодержателями часто служили матросы, тритоны, русалки.

В германских гербах знаки пышности, роскоши встречались гораздо реже, чем в других странах, и свойственны были только высшей знати. Преобладали обыкновенные фигуры, а не геральдические. Особенно свойственны германским гербам пышные украшения-нашлемники.

А о чем еще могут сегодня поведать древние гербы? О многом: о том, как менялись и перекраивались границы государств, о завоеванных и потерянных владениях, о заключающихся и распадающихся союзах, о намерениях владетельных особ, о важных событиях, причем, возможно, и о совершенно неизвестных пока историкам, и даже о быте давно минувших времен. Так что еще не раз исследователи будут обращаться в своих изысканиях к геральдике...

Нам же пришла пора вспомнить один, связанный с геральдикой обычай - украшать гербами ворота и стены домов и замков. Дело в том, что о рыцарских замках и пойдет речь в следующей части книги.

Вот представьте - рыцарь подъезжает к воротам, трубит в рог... Из бойницы выглядывает стражник, поднимается на цепях мост через ров с водой, убирается железная решетка, и рыцарь въезжает под низкие башенные своды...

Сейчас и мы за ним последуем.

После публикации герба Международного Союза Экологов, Промышленников и Предпринимателей мы решили обратиться к автору герба за консультацией, дабы раскрыть тайны гербоведения и популярно разъяснить нашим уважаемым читателям о сем произведении.

В гостях редакции сайта Игорь Станиславович Сметанников - президент Русской геральдической коллегии, главный редактор журнала «Гербовед».

Корр.:
Уважаемый Игорь Станиславович, для начала давайте совершим экскурс в историю. Расскажите о символических изображениях, знаках как таковых, о геральдике.

В качестве яркого примера я люблю приводить любопытный рассказ знаменитого российского геральдиста первой половины ХХ века Владислава Крескентьевича Лукомского о том, как увлекся геральдикой его друг художник Георгий Иванович Нарбут.

Георгий Иванович Нарбут полюбил «гербяку» (как он ласкательно называл герб) до увлечения, до мании. Его фантазию привлекало в гербе всё. Многообразные формы щита: треугольные, круглые, овальные, квадратные и квадратные с выступами, барочные - итальянские, в богатых картушах - французские и вырезные - немецкие. Шлемы - шлемы совсем примитивные, точно опрокинутый горшок, лишь с прорезями для глаз; с удлиненною маскою - копьевые; шлемы с забралами, прутьями и решетками самых затейливых положений. А короны? Целая коллекция сказочных головных уборов королей и принцев, герцогов и князей, графов и маркизов, баронов и духовных лиц; от простого металлического обода до совершенных ювелирных изделий, усыпанных жемчугом и всякого рода драгоценными каменьями; разнообразию корон по эпохам, странам и рангам нет конца. Выше, над шлемом, возникают «нашлемники» - развеваются красочные страусовые и павлиньи перья, прыгают легендарные звери, взлетают птицы, грозно потрясают мечами закованные в латы руки бойцов. Со шлема и вокруг щита опускается «намет» - род мантии, вырезанной затейливым рисунком разнообразнейших стилей. И здесь опять бесконечный простор художественным исканиям в области причудливейших извивов и орнаментальных форм. По сторонам щита - щитодержатели: от «диких людей» лишь с дубовыми венками на бедрах и изукрашенных в пестрые одеяния воинов всех времен и народов до золотистых с человеческими лицами львов, огнедышащих драконов, ярых грифов и загадочных единорогов. Внизу герба развеваются ленты с девизами - странными изречениями и призывами, далекими отзвуками, теперь непонятными, благородных движений человеческой души.

Но этим, конечно, не исчерпывается сокровищница геральдики и все богатства ее в щите. Здесь - «бездна возможностей»: бесконечно число сочетаний всяких узорных сечений и геральдических фигур в плоскости щита; именно здесь, где может быть использовано неимоверное количество комбинаций самых простейших предметов обыденного вида, где существует более ста видов рыцарского креста и где беличий мех изображается голубыми шапочками; где все полно чарующей тайны и навсегда останется непонятным тому, кто не проник в этот волшебный мир.

Вот этот мир и пленил Нарбута. И стал Нарбут грезить гербами. Рисует он иллюстрацию к какой-нибудь сказке; рисует всё по сюжету, и где-нибудь на стене остается неиспользованным свободное место; «голым» кажется оно ему - вот он герб туда и «посадит». Нужно ему сделать обложку или фронтиспис, он не ограничится одною рамкою и чеканными буквами, но в середину, в гущу сложной композиции всякой арматуры, поместит и герб «нарочитый» или «измышленный». А то и свой герб «Тромбы» (три охотничьих рога, соединенных наподобие звезды) куда-нибудь да пристроит средь живописных руин. И уж так полюбил он свой герб, что даже на силуэтном своем портрете поместил его в центре своей головы; вот он « Narbutissimus» - всем Нарбутам с Нарбутовки Нарбут.

Корр.:
Очень увлекательно. Вернёмся в сегодняшний день, к гербу Международного Союза Экологов Промышленников и Предпринимателей. О чём он рассказывает? Расшифруйте! Введите наших читателей в столь загадочный и прекрасный мир символов на конкретном примере. Ведь это целая наука.

Герб Международного союза экологов, промышленников и предпринимателей (МСЭПП) выполнен в соответствии с правилами классической геральдики, а также действующим Кодексом Русской геральдической коллегии, утверждённым на заседании Президиума Коллегии 1 августа 1995 года и зарегистрированным Российским Авторским Обществом 14 июля 1997 года за № 2169 (см. рисунок).

На геральдическом языке описание герба МСЭПП звучит так:

«В золотом щите зелёное опрокинутое остриё, обременённое золотым кадуцеем Меркурия, увенчанным золотой раскрытой жемчужной раковиной с пурпурной жемчужиной в ней.

Щит увенчан стальным рыцарским шлемом с золотой социальной короной.

Клейнод: трилистник, в котором верхний лепесток зелёный, а боковые - золотые.

Намёт зелёный, подбитый золотом.

Над клейнодом золотая девизная лента, на которой зелёными литерами на английском языке начертана аббревиатура Международного союза экологов, промышленников и предпринимателей - «I .U .E .I .E » - « INTERNATIONAL UNION of ECOLOGISTS , INDUSTRIALISTS and ENTREPRENEURS ».

Под щитом зелёная девизная лента, на которой золотыми литерами начертан девиз на латыни: «fortis unione » - «Прочный союз».

Герб МСЭПП внесён в Гербовый матрикул Русской геральдической коллегии 29 октября 2013 года под номером 1629».

Факт матрикуляции (внесения в Гербовый матрикул) герба МСЭПП зафиксирован в соответствующей Гербовой грамоте (см. рисунок) и на официальном сайте «Гербовый матрикул Русской геральдической коллегии» .

Теперь давайте рассмотрим изображенные на гербе фигуры более подробно.

Основу герба составляет щит. На протяжении многих веков щит использовался как для защиты, так и для демонстрации своих символов. Геральдика не приветствует изображение в гербовом щите большого количества фигур. Чем меньше фигур, тем солиднее герб. Идеальный вариант - одна фигура.

Как мы видим из рисунка, щит окрашен в жёлтый и зелёный цвета. Золото (жёлтый цвет) всегда считалось символом богатства, процветания, уважения, справедливости, великодушия, постоянства, силы и верности, прочности и гармонии. В древности золото повсеместно ассоциировалось с Солнцем, благодаря чему олицетворяло божественное начало, познание, свет. В данном гербе золото отражает две составляющие Международного союза - промышленников и предпринимателей. Ещё одна составляющая - экологи - отражена с помощью зелёного цвета. Это цвет природы, жизни, надежды, радости, изобилия и здоровья. Зелёным цветом в щите герба МСЭПП окрашена геральдическая фигура под названием «опрокинутое остриё». Граница зелёного и жёлтого цветов образует латинскую литеру «V» - начальную букву слова «Vita» - «Жизнь».

В зелёное остриё вписан кадуцей (жезл) Меркурия - античного покровителя торговли и предпринимательства. Жезл увенчан золотой раскрытой жемчужной раковиной с пурпурной жемчужиной в ней. Как известно, жемчуг может рождаться только в экологически чистой воде. Поэтому жемчужина в данном гербе символизирует экологию.

Шлем с короной - непременный атрибут корпоративных гербов. В данном гербе применена золотая социальная корона, которая отражает функции Международного союза.

Из-под короны выходят края растительного орнамента, который в геральдике носит название «намёт». Эта деталь герба символизирует рыцарский плащ, которым рыцари накрывались во время походов, который трепался на ветру, вымокал под дождём и выцветал на солнце, который рвался в клочья в боевых сражениях и рыцарских турнирах. Форма намёта может быть разных видов: целого плаща, лент, полос материи, листьев, растительного орнамента. В нашем случае применён живописный растительный орнамент, отражающий экологическую составляющую организации. Цвета намёта должны соответствовать цветам щита, поэтому у нас он зелёный, подложенный золотом.

Над короной помещён трилистник (клевер). Идеальная завершенность формы трилистника, выражающая магические свойства тройки, во многом предопределила мистическую символику клевера. В ряде древних традиций трилистник символизировал важнейшие триады: единство, гармонию и совершенство; прошлое, настоящее и будущее. В христианской традиции трилистник ассоциировался, конечно же, с Божественной Троицей. В религии древних кельтов листьям клевера приписывалась исключительная магическая сила. Друиды, видевшие в трилистнике эмблему плодородия, изобилия и возрождения, рассеивали пепел клевера над пашнями во время праздника весны. Египтяне, индийцы, индейцы, кельты и славяне усматривали в трилистнике талисман удачи и надежный оберег, защищающий человека от происков злых духов и козней нечистой силы. Магическую эмблему трилистника наши предки изображали на воротах и на стенах своих жилищ, американские индейцы рисовали ее на скалах, египтяне наносили магический знак на зеркальную поверхность, а индийцы вышивали трилистник на одежде и платках. И до сих пор существует поверье, согласно которому чтобы всегда быть с прибылью, надо носить с собой засушенный трилистник. В данном гербе трилистник окрашен в зелень и золото, где верхний зелёный лепесток символизирует экологов, а боковые золотые лепестки олицетворяют промышленников и предпринимателей.

Над трилистником размещена золотая девизная лента, на которой зелёными литерами на английском языке начертана аббревиатура Международного союза экологов, промышленников и предпринимателей - «I.U.E.I.E» - «INTERNATIONAL UNION of ECOLOGISTS, INDUSTRIALISTS and ENTREPRENEURS». А под щитом изображена зелёная девизная лента, на которой золотыми литерами начертан девиз на латыни: «fortis unione» - «Прочный союз». Вообще девиз может быть написан на любом языке, однако на гербах международных организаций используют в основном латинский язык.

Мне остаётся добавить, что герб Международного союза экологов, промышленников и предпринимателей будет положен в основу других геральдических знаков Союза: флага (см. рисунок), печати, наград и т.д.

Корр.:
Отвечая на первый вопрос вы, упомянули, о Фамильных символах. Это малоизвестный предмет. Коль вы у нас в гостях, что бывает не часто. Расскажите об этом. Предполагаю, что читателям будет интересно данное направление в столь многогранном мире геральдики.

Термин «родовой герб» в дореволюционной России прочно ассоциировался с дворянским гербом, т.к. по законам Российской Империи гербы могли иметь только лица дворянского происхождения. Однако во многих других зарубежных странах эта привилегия давно уже приобрела более демократические рамки, и гербы могли получать любые граждане независимо от сословия. И лишь совсем недавно благодаря стараниям эта традиция пришла наконец в Россию. Отныне любой уважающий себя россиянин независимо от происхождения, профессии, вероисповедания и национальности может иметь свой собственный герб, исполненный в лучших российских и мировых геральдических традициях.

Корр.
Зачем же надобен личный герб?

Прежде всего герб — это зримое свидетельство неординарности человека, незаурядности его личности. Он придает всему стилю жизни гербовладельца (армигера) чувство достоинства и ответственности перед собой и другими. Герб символизирует единство, солидарность семьи, рода, чувство принадлежности индивида к определенному сообществу и к определенному месту. Он является графическим средством идентификации и выполняет социально-знаковую, номинативно-назывную, семантическую, дидактическую и даже философскую функции. В личном гербе, как правило, отражаются заслуги гербовладельца и его рода перед отечеством, связь с предками, интересы, стремления, профессиональные особенности. Иногда в гербе шифруется фамилия владельца («говорящий» герб).

Степень чести и уважения, принадлежащая гербу, целиком зависит от его владельцев, от их вклада в общественное благо. Только посредством трудолюбия, ответственности, милосердия, честности и целеустремленности можно придать известность и славу своему гербу, который с честью воспримут потомки. Такой герб является ненавязчивым, но постоянным напоминанием будущим поколениям об их долге вести жизнь, исполненную достоинства и служения Родине, об их долге придать своему гербу, в свою очередь, еще больше чести и признания.

Герб зримо представляет существующие связи между членами семьи, он является связующим звеном между прошедшими, нынешними и будущими поколениями. Герб является символом преемственности, он придает силу и нерушимость родовому единству и духовной общности. Гербу присуще свойство неизменности, что очень важно для семьи. Земля, деньги и другое имущество могут быть утеряны в результате войн, революций, экономических реформ или других бедствий, оставляя, таким образом, потомков без наследства. Герб же, являясь графическим символом чести и достоинства семьи, имеет шансы сохраниться при всех обстоятельствах. Он может даже пережить долгий период безвременья и забвения, чтобы вновь через долгое время вернуться к жизни у законных наследников. Глава рода оставляет после себя геральдическое наследство, которое пронизывает все дальнейшие поколения, наследство, которое не может обесцениться, не может быть испорчено, утеряно или украдено. Более того, с течением времени герб только увеличивает свое значение и ценность, присоединяя к себе достоинства и заслуги последующей цепи поколений.

Корр.
Где можно использовать личные гербы?

Во-первых, это предметы собственности: фамильная посуда (хрусталь, вазы, кубки, тарелки, сервизы, столовые приборы, кружки и проч.), книги (гербовые экслибрисы), бытовые предметы (портсигары, пепельницы, фляги, шкатулки, ларцы, канделябры, коврики для компьютерных мышей и проч.), автомобиль (бортовые дверцы, чехлы на запасные колеса, брелоки для ключей, коврики на сиденья), предметы мебели (спинки кресел, интарсия на дверцах шкафов), интерьер квартиры и дома (чеканка, лепнина, резьба по дереву, горельефы, витражи, инкрустация, шелкография, обои, фреска, гобелен, шпалера, вышивка, настенный ковер и проч.), постельное белье (наволочки, пододеяльники и проч.).

Во-вторых, представительская продукция: визитные карточки, бланки для писем, конверты, папки, личная печать, авторучки, вымпелы, флаги и проч.

А по большому счету, герб можно нанести на любую гладкую поверхность. Не следует, однако, изображать гербы на паркете, половых коврах, носовых платках, туалетной бумаге, салфетках и других подобных предметах.

Более подробно о личных гербах можно ознакомиться на нашем сайте:http://gerbovnik-rgk.ucoz.ru

Новым направлением в применении личных гербов в быту является Фамильная ювеластра (см. рисунок). Фамильная ювеластра (лат. juwel - драгоценность, драгоценный камень и astra - звезда) - нагрудный знак, ювелирное изделие из драгоценных (полудрагоценных) камней и благородных металлов (сплавов с серебрением или золочением), покрытых цветными эмалями. Имеет форму орденской звезды, в центре которой обязательно изображается щит зарегистрированного родового герба (герба главы рода).

Фамильная ювеластра - главная семейная святыня, передаваемая из поколения в поколение, мощное средство для стабилизации и укрепления семьи. Гербовый щит - это не только родовой знак, но и щит семьи, амулет, эгида, оберег от внешней агрессии.

Более подробно о Фамильной ювеластре можно ознакомиться на нашем сайте:

Title ?>" data-url="" data-url_text="">


Геральдика - наука, связанная с составлением и изучением гербов

Первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах. Это были знаки различия.

Герб был знаком

чести рода



Значение условных изображений

Дуб, медведь – сила

Факел, раскрытая книга- знание.

Пчела – трудолюбие

Лавр-слава.

Крылатый змей-зло, смута.

Дракон- могущество.

Рука-храбрость.


Символическое значение цвета

Жёлтый, цвет золота – богатство и справедливость.

Белый цвет, цвет серебра - символ невинности и чистоты.

Тёмно - красный -символ любви, смелости.

Пурпурный (красный с оттенком синего)- могущество.

Голубой- символ красоты и величия.

Зелёный – символ изобилия, молодости.

Чёрный – символ мудрости


Старинный герб

Западная

Европа

Элементы

герба:

а – корона

б – щитодержатели

в – щит

г – мантия


Старинный герб

Россия

Элементы

герба:

а – намёт

б – корона

в – щитодержатели

г – щит

д - девиз





Творческое задание:

Придумай свой собственный герб или герб своей семьи, используя язык символов.

  • Продумай форму щита, его деление
  • Фигуры-символы, дополнения к щиту
  • Девиз

Все элементы должны наиболее полно отражать твои интересы и членов твоей семьи.


Эмблема – это условное символическое изображение каких-либо идей и понятий.


Вопросы для закрепления изученного

материала:

  • Что такое геральдика?
  • О чём могут рассказать герб, эмблема?
  • Что изображено на гербе города Иркутска, Москвы?
  • Знаешь ли ты гербы городов России? Опиши их.
  • Что такое эмблема?

Так же многочисленны молоты, топоры, ножи, ножницы для стрижки овец, плуги, ключи, замки, столы, стулья. Любили украшать гербы предметами одежды, обувью, головными уборами...

Существовали строго определенные правила и на тот случай, если совершенно одинаковых фигур было на гербе несколько, в то время, как единичная фигура размещалась по середине щита. Если фигур было неопределенное число, причем некоторые не только касались краев щита, но даже как бы выходили за его площадь, оставляя видимой лишь какую-то свою часть, то поле щита получало название усеянного или усыпанного. Часто щит «усеивали» крестами, цветами, птицами.

Две фигуры помещались одна возле другой или друг над другом. Три могли располагаться и в один ряд, и друг над другом, или две сверху, одна внизу. Четыре фигуры ставились по две в ряд. Пять могли размещаться тремя разными способами: два ряда по две и одна внизу; три в ряд и по одной сверху и снизу - в виде креста; одна в центре и четыре по углам, как андреевский крест.

Фигур могло быть и шесть, и семь, и восемь. Если они располагались, следуя направлению какой-либо геральдической фигуры, при описании герба так и указывалось - подобно столбу, подобно поясу или перевязи справа, слева, крестообразно...

Обращены фигуры тоже были по-разному - или в одну сторону, или в разные, или друг к другу. При этом требовалось, чтобы они распределялись по щиту красиво и симметрично, соответствуя его форме.

Конечно, всем этим геральдические правила и головоломные тонкости далеко не исчерпываются. Их было великое множество; чтобы усвоить их, научиться ими пользоваться, требовались долгие годы учения.

Полностью ими владели лишь герольды, стоящие на самой верхней ступени иерархической лестницы своего сословия - так называемые гербовые короли. Они возводились в это звание в торжественной церемонии, получая корону, скипетр и золотую цепь, как знаки высокого достоинства. Гербовые короли были окружены почетом и уважением. Служа какому-то монарху или рыцарскому ордену, они пользовались гостеприимством и неприкосновенностью при любом западноевропейском дворе даже во время войны.

Геральдические шлемы, щитоносцы, девизы

Второй важнейшей составной частью герба, как и щит, был геральдический шлем.

Появился он, как эмблема, позже щита, да и войдя в употребление, присутствовал не на каждом гербе. Шлем, как и щит, символизировал участие в войнах, турнирах, поэтому включался лишь в те гербы, что принадлежали воинам. Шлем не приличествовал женским гербам, да и щит, кстати говоря, был на них одной определенной формы - ромбический.

Исключение составил лишь герб с рыцарским щитом (но без шлема), пожалованный Карлом VII Жанне д`Арк. Читался он так: «На лазоревом поле золотой меч, сопровождаемый двумя золотыми цветками лилий и поддерживающий золотую корону». Смысл такого герба и объяснять не надо, но можно напомнить, что включение королевских символов в чей-нибудь герб (в этом случае королевских лилий), было высшей почестью, какую мог оказать монарх.

Разумеется, к гербовому шлему тоже относилось великое множество геральдических правил.

Строго определялись размеры - от двух третей до половины гербового щита. Шлем должен был иметь цвет полированной стали, иногда с украшениями из золота и серебра. В гербах высшей знати шлем мог быть целиком золотым или серебряным.

Располагался шлем над серединой верхнего края щита. Если же щит на гербе был наклонен, шлем помещался над тем углом, что был выше.

Согласно общему правилу, на гербе должен помещаться лишь один шлем. Однако при соединении на одном щите разных гербов, шлемов могло быть больше. Тогда они изображались уменьшенными и помещались по почету: главный, относящийся к основному гербу, стоял над правым, почетным углом щита. Если шлемов было три, главный располагался в центре, а следующий по значению - справа.

Все больше и больше с течением времени усложнялся герб. Один из мелких немецких князей, например, включил в свой герб... семь рыцарских шлемов с различными украшениями - перьями, крыльями, рогами. В герб стали включать и корону, обозначающую достоинство владельца. Хоть на деле короны одевали в торжественных случаях лишь короли и герцоги, символическую геральдическую корону имели на гербе и графы, бароны, простые рыцари. Различались они количеством зубцов, украшенных драгоценными камнями: рыцарю полагалось пять, барону семь, графу девять зубцов.

Гербы позднего средневековья совсем уж не похожи на те, что были прежде. Появились на них нашлемники - особые украшения в виде тех же крыльев, рогов, перьев. железных перчаток, человеческих и звериных фигурок, которыми украшали боевые шлемы. Еще одной деталью стал намет - ткань, покрывающая шлем и свисающая с него в виде небольшого плаща.

Важной составной частью герба стали щитодержатели - человеческие, звериные или фантастические существа, помещенные по разным сторонам щита, который они как бы держат или несут. Видимо, вошли такие символы в геральдику, потому что на турнирах и в самом деле оруженосцы носили за рыцарем его щит.

Щитодержатели могли быть одинаковыми, могли быть разными. На английском королевском гербе, например, справа щит поддерживал коронованный золотой лев в синем вооружении, а слева серебряный единорог с золотой короной и длинной золотой цепью на шее...

На развевающейся длинной ленте помещался на гербе девиз - короткое изречение. Девизы были самыми разными. Иногда они представляли собой просто имя, иногда боевой клич. Нередко смысл девиза понятен был только самому владельцу герба.

И наконец весь герб был размещен на фоне горностаевой мантии, ниспадающей по бокам складками.

Соединенные все вместе, эти знаки представляли собой очень сложную, запутанную картину. В королевском французском гербе есть, например, и две короны - одна в качестве нашлемника, другая венчает собой весь герб, и два щитоносца в виде ангелов, и флаги с лентами, и орденские кресты на золотых цепях. А ведь сам рыцарский щит, первооснова герба, очень лаконичен и прост - три королевских лилии на лазоревом поле...

О чем гербы могут поведать историкам?

Давным-давно миновали романтические рыцарские времена, нет больше герольдов, умеющих объяснить смысл любого герба. Однако и сегодня феодальный герб немало может рассказать сведущему и человеку. Прежде всего, совсем не так уж сложно, как кажется, определить, к какой стране он относится.

Дело в том, что хоть и существовали в средневековой геральдике достаточно общие законы, а все же у каждой из западноевропейских стран были свои отличительные особенности. Пожалуй, в этом можно сравнить геральдику с архитектурой средневековой Европы. Общее направление развития совпадало, но везде находятся собственные черты, соответствующие местным вкусам и привычкам, творческой фантазии, свойственной тому или иному народу.

Во Франции, скажем, заметна тщательная разработка геральдических символов. А свойственная французскому народу известная склонность к пышности, роскоши, сказывается в том, что на гербах преобладают металлы и меха. Часто фигуры, обозначающие меха, усеивают все поле щита. Шлемы на гербах почти всегда снабжены решетчатыми забралами, иногда позолоченными или посеребренными.

В старинных французских гербах преобладающим цветом щитового поля был лазоревый - в подражание королевскому цвету. В бургундских гербах распространен был красный цвет - опять-таки в подражание герцогам Бургундским. А особое почитание бургундскими рыцарями Святого Андрея выразилось в том, что часто главной геральдической фигурой был Андреевский крест.

В рыцарских гербах центральных провинций Франции часто встречались такие геральдические фигуры, как глава и перевязь. А гербы Прованса были совершенно не похожи на гербы всех других французских провинций. Объясняется это тем, что большая часть прованской знати ведет происхождение из Италии или Испании. Поэтому и на родовых гербах часто встречаются знаки, больше свойственные итальянскому и испанскому рыцарству - башни, стены, звезды.

История в символах. Кубановедение 4 класс

Замени слова близкими по смыслу.
Используй слова для справок.

символ - знак

символизирует -обозначает

символический - условный

Слова для справок: знак, условный, обозначает

Сделай подписи под рисунками. Используй описание герба Краснодара в тексте на стр. 67 учебного пособия.

Нарисуй или приклей изображение герба своего района (города) или населённого пункта, в котором ты живёшь. Объясни, что отражают символы, изображённые на нём.

Герб Краснодара



Щит разделён на четыре части. В первой и четвёртой - двуглавый орёл, который опирается на крепостную стену с открытыми воротами, символизирующими дружелюбие и открытость города. Во второй и третьей - атаманская булава, бунчуки и знамёна. В середине - красный щит с золотым вензелем царицы Екатерины II. Сверху щит венчает золотая башенная корона. С двух сторон его поддерживают два казака. Золотая кайма щита обрамлена 59 золотыми шестиконечными звёздами - по количеству казачьих станиц в Черноморском казаьем войске в 1849 году.

Придумай герб своей семьи. Используй символы, отражающие историю рода, славные дела твоих предков. Помести герб на обложку альбома - вкладыша "Моя родословная".


О чём может рассказать герб?
Запиши ответ на вопрос.

Герб содержит в себе информацию о прошлом и может ответить на многие вопросы, связанные с историей рода или целого государства.



Просмотров