Классный час «Права ребёнка. Права ребёнка (классный час) Классные часы посвященные правам ребенка

Одна из значимых тем, на которые следует обратить внимание - обязанности и права ребенка. посвященный данному вопросу, можно провести как в первом, так и в одиннадцатом классе. Довольно часто дети не знают о своих правах, о том, как их защитить. Но что еще печальнее, школьники не знают и своих обязанностей. Поэтому главная цель любого педагога - рассказать детям об их правах и обязанностях, ознакомить с основными нормативными документами, такими как "Конвенция прав ребенка", и научить их защищать свои интересы.

Что такое классный час?

В первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое классный час, каковы его основные цели.

Классный час - воспитательное занятие, на котором не только планируется школьная коллективная жизнь класса, подготавливается то или иное задание, но и, в первую очередь, проводится воспитательная беседа.

Любой классный час начинается с определения темы, постановки целей и задач. Выбирается форма работы, жанр и название мероприятия. Затем проводится тщательная подготовка к нему - подбирается и компонуется материал, составляется конспект занятия.

После завершения мероприятия полезно провести его анализ как самостоятельный, так и с участием учеников.

Отличительная особенность классного часа от любого другого урока состоит в том, что он не имеет четкого временного регламента, не привязан к определенному месту. Его могут проводить как дети, так и взрослые работники школы, выбрав при этом любое место - классную комнату, актовый зал, музей, библиотеку или же и вовсе выйти на природу.

Как подготовить?

Вам срочно требуется провести классный час, посвященный правам и Вы не знаете, с чего начать? Предлагаем вам воспользоваться нашей помощью.

В первую очередь, определитесь с местом проведение занятия. «Азбука прав ребенка» - классный час, который лучше всего провести в классной аудитории.

Необходимо составить план мероприятия. Конспект любого состоит из:

1. Названия.

3. Перечня используемого оборудования.

4. Хода классного часа.

5. Подведения итогов.

6. Рефлексии.

Ниже мы предложим вам перечень основных названий, целей и возможных вариантов заданий, которые вы можете использовать при составлении конспекта занятия.

Название

Как известно, любой воспитательный час обязан иметь название, отображающее тему занятия. Мы предлагаем вам использовать одно из следующих названий:

1. "Азбука прав ребенка".

2. "Азбука правовой культуры".

3. "Наши права и обязанности".

4. "Ваши права, дети".

Классный час может иметь и другое название. Главное, чтобы оно отображало основные цели занятия.

Цели

В шапке конспекта вы также обязаны указать основные цели занятия. Если вы начинающий педагог, то данное задание может показаться вам сложным. Поэтому предлагаем вам воспользоваться следующими формулировками:

1. Образовательная:

Ознакомить учеников с правами ребенка;

Ознакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка»;

Познакомить учеников с основными правами детей;

Дать преставление об ООН и принятых ею документах;

Ознакомить с документами, защищающими права детей;

Повторить основные понятия из области права;

Запомнить основные права и обязанности граждан страны;

Научить детей защищать свои права;

Научить приметь свои права и обязанности в жизни.

2. Развивающая:

Развивать память и речь учащихся;

Развивать логическое мышление

3. Воспитательная цель, которую можно воплотить при проведении мероприятия «Права ребенка», классный час для учеников 1 - 11 классов:

Воспитывать чувство уважения к семье;

Формировать уважительное отношение к окружающим;

Воспитывать уважение к правам одноклассников;

Формировать отрицательное отношение к правонарушениям;

Формировать активную жизненную позицию;

Воспитывать ответственность за свое будущее;

Формировать правовую грамотность.

Оборудование

При проведении классного часа по правам ребенка можно использовать следующее:

Презентацию;

Компьютер и проектор;

Ситуативные карточки;

- "Конвенция прав ребенка" (классный час, посвященный правам ребенка, обязательно должен ознакомить с данным документом);

Конституция РФ;

Грустные и веселые смайлики;

Листы с индивидуальными тестами;

Устав школы.

Начало мероприятия

В начале занятия необходимо подвести детей к теме урока, провести актуализацию опорных знаний по теме. Сделать это можно следующим способом:

1. Для начала рекомендуется зачитать фрагмент из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино», в котором описывается обращение Карабаса Барабаса с куклами. Затем необходимо поинтересоваться у детей, как владелец кукольного театра ведет себя с куклами. Хорошо ли это? Нарушает ли он права ребенка?

Классный час в начальной школе желательно начинать именно так. Отметим, что заинтересовать таким образом можно не только малышей, но и старшеклассников.

2. Провести беседу с учениками, задав им следующие вопросы:

Что они понимают под понятием "право"?

Какие права ребенка им известны?

Как они думают, кто и как защищает их права?

После того как дети выскажут свое мнение, педагог может переходить к основной части и ознакомить детей с правами ребенка.

Беседа

Обязательной частью воспитательного мероприятия является беседа, в ходе которой педагог знакомит детей с их правами и обязанностями, документами, которые охраняют их права.

Так, в ходе беседы классный руководитель обязан:

1. Рассказать о документах, которые регулирую права ребенка и человека:

Конституции РФ.

Семейном кодексе РФ.

Федеральном законе об образовании.

2. Классный час «Права и обязанности ребенка» также подразумевает разбор основных прав ребенка, таких как:

Право на имя;

Право проживать с родителями;

Право на получение образования;

Право на медицинскую помощь;

Право говорить на родном языке;

Право на отдых;

Право на свободу слова;

Право на уважение.

3. Рассказать об основных обязанностях. По возможности ознакомить с уставом школы.

Примерные виды заданий

Предлагаем вам использовать следующие виды заданий при изучении темы «Права ребенка» классный час. 7 класс справится с данными заданиями лучше всего. Интересны они будут и для старшеклассников. Для начальной школы рекомендуем подобрать что-то попроще.

1. Класс делится на три больших группы. Ученикам предлагается составить собственную декларацию в виде таблицы. При этом первая группа заполняет колонку «Мы имеем право на...», вторая - «Мы обязаны...», третья - «Мы никогда не обязаны...»

2. Обсудите с детьми, какие права и обязанности выполняются, а какие - нарушаются. Почему?

3. Еще одно весьма интересное задание для старшеклассников. Предложите им составить памятку-устав школы для младших школьников, оформить ее в виде плаката.

4. Дайте ученикам список основных нормативных документов о правах ребенка. Предложите разделить их на две колонки - международные и российские правовые акты.

5. Мероприятие на тему «Права ребенка» (классный) час можно начать с заполнения следующей анкеты:

1. Какие ты имеешь права?

2. Каковы твои обязанности?

3. С какими нарушениями ты чаще всего сталкиваешься? Нарушение прав или обязанностей?

4. Что такое права?

5. Что такое обязанности?

6. Зачем нужны права и обязанности?

В конце занятия предложите школьникам перечитать свои анкеты. Спросите, изменили бы они свои ответы.

6. Предложите жизненные ситуации и попросите ребят прогнозировать их, указать, кто прав, а кто виноват.

Отметим, что при проведении занятия «Права ребенка» (классный час для 1 - 5 классов) можно использовать также ситуации из сказок.

Примеры ситуаций для старшеклассников:

Вася не хочет дежурить, так как детский труд запрещен.

Федя разрисовал парту, так как он имеет право на творчество и самовыражение.

Настя слушает громко музыку после 12 часов ночи, так как имеет право на отдых.

Петя бегает по классу во время урока и утверждает, что имеет право на свободу передвижения.

Подведение итогов

Для подведения итогов мероприятия «Права ребенка» (классный час, 7 класс) можно использовать упражнение «микрофон».

Детям можно предложить ответить на следующие вопросы:

Что нового вы узнали в ходе классного часа?

О каких правах вы узнали?

Каковы ваши обязанности?

Как необходимо относиться к окружающим, чтобы не нарушать их права?

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если ваши права нарушают?

Каким правом вы пользуетесь в школе?

Рефлексия

Классный час «Права и обязанности» ребенка желательно завершать рефлексией. Для ее проведения можно использовать смайлики с различными мордочками. Ученики должны взять в руки и показать смайлик, который отображает их настроение по окончанию занятия.

Желательно, чтобы они объяснили свой выбор.

Выводы

Хотя бы раз в год необходимо обсуждать со школьниками такой вопрос, как "Конвенция прав ребенка". Классный час на эту тему поможет не только ознакомить детей со своими правами, но и научить их выполнять возложенные на них обязанности.

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, детские ноутбуки.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение - пожмите друг другу руки.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Прошу всех ребят подойти ко мне. Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Учитель: Какие правила вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила - законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям сесть на свои места и продолжить знакомство с данными документами.

1 ученик:

Первый документ, о котором я вам расскажу - «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

2 ученик:

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

Ученики зачитывают права детей:

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • дети имеют право жить с родителями;
  • дети имеют право на медицинскую помощь;
  • дети имеют право на обучение;
  • дети имеют право на отдых;
  • дети имеют право на охрану и защиту.

1 ученик:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Дети садятся за парты.

III. Игра «Разрешается - запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках - разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить -
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое - калечит».

Ответы детей.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Ответы детей.

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого - уберем.

IV. Обязанности

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

Работа в парах.

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть ).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола ). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор ).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение).

Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

Работа в парах на детских ноутбуках.

VI. Обобщение

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.

1 ученик

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

2 ученик

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3 ученик

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4 ученик

Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Песня «Мир ребенка».

Авторы: Лариса Юрисовна Хусаинова, учитель начальных классов поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности - 1 год; Евгения Михайловна Тютрюмова, учитель начальных классов 1 квалификационной категории поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности - 23 года. (Кальиночка)

Проверочные задания «Занимательное правоведение»

Классный час

«Права ребенка –

твои права»


Классный руководитель: Панюшкина Светлана Васильевна


(занятие проходит в виде беседы, командная игра)

Цель классного часа:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход мероприятия

Вступительное слово . - Сегодня у нас необычное занятие.

Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

Мы с вами отправимся в путешествие к своим сказочным друзьям, чтобы узнать что-то новое по данным вопросам. Во время путешествия будем выполнять задания по командам. Каждая команда имеет свой цвет:

Синего цвета – «Правда»;

Желтого – «Дружба»;

Зеленого – «Справедливость»;

Красного – «Право».

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы. Тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с их появлением возникли и главные вопросы:

Что люди могут делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что они имеют права и на что не имеют?

Но что это…

Классный руководитель: Ребята, скажите, пожалуйста, может ли кто-нибудь нарушать наши права и права других людей. Мы сегодня отправимся в плавание на корабле и узнаем, что такое закон, Декларация, Конвенция, Конституция, права и обязанности.

Классный руководитель : И так мы начинаем наше плавание…

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Что же это такое – законы, по вашему мнению?(ответы детей) На доске появляется слово Закон.

Классный руководитель: -Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

На доске появляется слово Конституция .

Итак, Конституция (показываю брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Классный руководитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей. )

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка . Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 24 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

К
онвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что

Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Классный руководитель:

Задание: Выбрать из предложенных права ребенка (прикрепляется на доску)

Карточки с правами и обязанностями

Право на жизнь. Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Право на употребление наркотиков

Право на курение

Право на несение военной службы в соответствии с федеральным законом

Дети имеют право говорить на своём языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры

Соблюдать Устав Школы

Соблюдать правила внутреннего распорядка работы Школы

Добросовестно учиться

Бережно относиться к имуществу Школы

Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы

Классный руководитель:

Задание : каждую картинку поместить около соответствующей статьи, в которой говорится о правах детей (приложение №1)

Классный руководитель: А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

Игра «Разрешается – запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается ).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить – Это (разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –
Это (разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается ).

Классный руководитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь снова работа в командах. Все 4 команды получают задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?

Ответы на вопросы литературно-правовой викторины.

1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)

3.Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4
.Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

Физминутка под песню «Друзья»

Конкурс «Песня о правах»

1 команда: «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

2 команда: «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)

3 команда: «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)

4 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .

(Право пользоваться благами, право на отдых)

Ответы детей

Классный руководитель: Только ли права есть у детей? Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях.

Обязанности – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка:

Соблюдать законы; охранять природу; защищать Отечество;

заботиться о родителях; получить образование.

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять.

Игра “Как поступлю ”

1задание: Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

а) пойдешь домой б) сделаешь вид, что не услышал маму в) начнешь просить маму погулять еще

г) договоришься с друзьями встретиться завтра

2 задание: Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:

а) ты будешь ему подсказывать б) поможешь разобраться после уроков

в) будешь смеяться и подшучивать г) ничего не предпримешь

3 задание: Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:

а) ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой

б) постараешься найти хозяина в) пройдешь мимо

4 задание: В автобусе бабушке не хватило места, ты:

а) уступишь бабушке место б) сделаешь вид, что не заметил

в) притворишься, что спишь

Классный руководитель: У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Классный руководитель: Вот и подошел к концу наше путешествие. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения.

Просмотр Мультфильма «Права детей»

Сделайте вывод по просмотру видеоурока наших сказочных друзей? Что вы можете сказать про их права? Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

Вывод: каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него, - это право на жизнь и её охрану, право на охрану здоровья, чести и достоинства, право жить в мире, среди своих близких, в своей родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитой.

Классный руководитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами (читает ребенок):

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я
имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Классный час

«Права детей».

Цели : ознакомить учащихся справами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, покланялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было воин, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Но придти к единому мнению они не смогли… Почему? (не было общего Закона – правил, которые уравнивали бы права всех людей)

Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. Одинаковы ли права взрослых и детей?

С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы

* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Поэтому нам нужны правовые знания. (предлагается игра «Составь пару»)

(Обязанность) . Законные возможности . (Права) (Семья) . То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания) (Потребности) (Гражданин) (Ребёнок)
Открытое столкновение.
(Конфликт) (Закон) (Наказание)

Давайте познакомимся с основными моментами принятия Декларации.

А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.

«У детей с момента рождения,как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»

Вы имеете право:

Иногда ставить себя на первое место
Просить о помощи и поддержке
Протестовать против несправедливого обвинения
Иметь собственное мнение
Говорить «нет»
Побыть одному
На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие
Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает
Вы не обязаны:
Быть безупречной(ым) на все 100%
Следовать за толпой
Любить людей, приносящих вам вред
Мириться с неприятной ситуацией
Сохранять отношения, ставшие унизительными

Но помните!

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!

2.Практическая работа.

Сейчас вы по группам выполните следующее задание.

  1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?
  2. Потребности человека со временем меняются. И в 12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-ти летнего ребенка.
  3. Обсуждение. На доске - таблица потребностей 2-х месячного и 12-ти летнего ребенка.

Потребности 2-х месячного ребенка

Потребности 12-ти летнего ребенка

Имя

Уход

Медицинская помощь

Питание

Любовь и ласка

Забота

Защита

Медицинская помощь

Образование

Друзья, общение

Жилище, питание

Родители, семья

Свобода слова

Свобода мысли

Поддержка родителей

Собственность

Учитель. Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

Учитель. Сейчас вам будет предоставлен небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией.

Учитель. Сравните свои списки, вы заметили, что много совпадений.

3. Сценка «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Вика:

Лена: Нет, я освобождена.

Лена:

Вика:

Лена:

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

4. Ситуация «Громкая музыка»

5. Ситуация. «На уроке истории»

Ученик.

Учитель истории.

Ученик.

Учитель. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13)

6. Ситуация. «Я получаю образование»

Мама.

Сын

Мама.

Сын.

Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)

7. Путешествие.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся с небольшое путешествие.

Наша первая остановка будет на станции «Право на жизнь».

В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Вот несколько исторических примеров.

В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных переходах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения)

  1. «Снежная королева»

Какие права Кая были нарушены? Кем?

В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь в международной конвенции о защите прав ребенка законах России, и все обязаны соблюдать это право.

А теперь давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции. Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?

3.«Право на защиту от разлучения с родителями»

Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.

(«Гуси-лебеди», «Маша и Медведи», «Снежная королева». Возможен вариант просмотра отрывков из названных мультфильмов)

Учитель. Кто героям наших сказок помог вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда?

Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований.

8. Подведение итогов.

Подведем итог и проверим, как вы усвоили сегодняшний урок.

1) Иллюстрация сказки «Гадкий утенок»

Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:

А) он был самый умный;

Б) он был всем не похож на других;

В) он был самый красивый;

Г) он был самый вежливый.

Поступают ли ребята нашего класса как обитатели двора?

2) Иллюстрация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

А) право на жизнь;

Б) право на получение образования;

В) право на владение имуществом.

Чьи права нарушены в этой сказке?

3) Иллюстрация сказки «Серая Шейка»

Чья жизнь в опасности?

Кто посягает на жизнь?

Назови героев этой сказки.

4) Иллюстрация сказки «Теремок».

Выберите право, которое изображено на экране (рисунке):

А) право на жизнь;

Б) право на свободу;

В) право на справедливый суд;

Г) право на труд.

Кто нарушал это право?

Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

5) Иллюстрация сказки «По щучьему веленью» (фрагмент мультфильма).

Вспомните сказку «По щучьему веленью». Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?

Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?

Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

Какое право нарушил Емеля в этом случае?

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению?
(Волк – бабушку и Красную шапочку).
Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом?
(Лиса – зайца).
Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества?
(Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии?
(Мышь –

Дюймовочку).

Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)
Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ?
(Девятилетнее)
Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?

(До 14 лет)

С какого возраста ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?

(С 14 лет)

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?

(С 16 лет)

9. Заключение.

Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому!

Защищая индивидуальность, Конвенция помогает созданию свободного общества. Индивидуальность – это великий дар природы. Способности каждого из вас и ваших друзей – это будущее богатство нашего народа. Вот почему Конвенция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.

Древний мудрей Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.

Творческая работа в группах.
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав 6В класса.

Примеры прав:

Учащиеся 8 б класса имеют право просить помощи у своих одноклассников
Учащиеся 8 б класса имеют право получать отличные оценки и т.д

Но учтите:

1. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей , а от самого себя
(в течении 2 минут дети придумывают свои права как учащихся класса, записывают их на стикерах и клеят на ватман. Далее 1 из учеников зачитывает все права и проходит голосование).

Действия в соответствии с законом.

Законные возможности .

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями.

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись.

То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись.

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства.


Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет.


Открытое столкновение.


Норма, поддерживаемая государством.

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок.

Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование

Каждый из вас имеет право на:

Имя
Гражданство
Надлежащее питание
Жилище
Медицинское обслуживание
Здоровый рост и развитие
Защиту от жестокости
Выражение своих мыслей и др.

- «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст.1, согласно определению Конвенции);

Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.1);

С момента рождения ребенок имеет право на имя, приобретение гражданства (ст.1);

Ребенок имеет право свободно выражать свою мысль (ст.13);

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14);

Ребенок имеет право на образование (ст.28);

Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37);

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

  1. Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.
  1. Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.
  1. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  1. В соответствие с этим международным договором Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
  1. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Сценка «Чужое письмо»

Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?

Лена: Нет, я освобождена.

(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.)

Лена: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.

Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела?. Разве нельзя?

Ситуация «Громкая музыка»

(Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что таким образом проводит свой досуг?)

Ситуация. «На уроке истории»

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и Вы сами истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории дадут, который поумнее Вас.

Учитель истории. Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я вчера от него пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ситуация. «Я получаю образование»

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын . Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.


Классный руководитель: Сеймовская А.А.

Тема: «Знатоки права».

Цель: знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека в игровой форме; формирование и развитие системы правовых знаний, познавательного интереса, критического мышления; способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам,

Форма проведения: игра.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, уважаемые дети!

К вам спешит игра «Знатоки права». Игра, на которой мы будем с вами знакомиться и рассуждать о ваших правах.

Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялась разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины.
Часто и с детьми обращаются не справедливо, порой жестоко, поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.

Так был составлен документ «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей и каждый человек на земле, в том числе ребенок, должен знать и уважать эти права.

Итак, что же такое право? Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями.

И сейчас мы проверим, как же вы знаете свои права.

Задание 1. Уважаемые ребята, вы получили чистые бланки и ручки. Сейчас вы должны их заполнить, написав как можно больше прав человека, которые вам известны. Но помните, что ваше время ограничено, у вас есть 2 минуты.

Задание 2. «Установи соответствие». Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.

1 команда

Что я делал сегодня?

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Право на образование

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

2 команда

Что я делал сегодня?

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Посещал кружки и секции

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

Встречался с друзьями

Задание 3. «О чем идет речь..». Сейчас каждой команде будет задано по 4 вопроса, на которые должен ответить представитель этой команды. Если команда не знает ответа на вопрос, то право ответить предоставляется другой команде. Но вопросы будут не простые, сейчас мы вспомним многие сказки и сказочных героев.

Вопросы для команды № 1.

1
Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. В той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А папа Карло был беден. И чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
Определите право Буратино.

Каждый человек имеет право на получение образование.

2
Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом Золушку заставит все до крупинки рассортировать. И никогда она не подумала, что Золушка живой человек и ей необходим отдых.
Какое право человека все время нарушала мачеха?

Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

3
– Волк, ты нарушаешь закон я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
Какое право хотел нарушить волк?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

4
Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать в родной стране, и если получится, то побывать в других странах. Но жители солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку), но Незнайка тоже был хитер. Выбрался из дома через печную трубу и на звездочке, пролетающей в этот момент мимо, улетел на Луну.
Какое право человек нарушили жители Солнечного города?
Каждый человек имеет право свободно передвигаться.

Вопросы для команды № 2.

5
Кот Базилио и Лиса Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав в Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.
О каком праве человека забыли Кот Базилио и Лиса Алиса?
Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества.

6
Барон Мюнхгаузен был знаменит своими выдумками, причем во все свои небылицы он свято верил, и доказывал всем свою правоту очень убежденно. Но в один прекрасный день бургомистру города, в котором жил Мюнхгаузен, надоели эти разговоры, и он решил заточить барона в темницу.
Что вы думаете по поводу убеждений и небылиц Мюнхгаузена. О каком праве здесь идет речь?
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

7
Карабас Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что Карабас нарушает Конвенцию о правах ребенка.
О чем говорил Буратино?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

8.

Сказка К. Чуковского «Айболит»

«Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит».

Какое право реализуют перечисленные животные, придя к доктору?

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Задание 4. Конкурс капитанов «Ситуация». Сейчас капитаны команд получат карточки с ситуациями, которые они должны объяснить с правовой точки зрения. Капитанам дается 2 минуты, чтобы подготовиться.

Ситуация 1.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами говорили о правах детей, но вы хорошо должны знать, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности. Помните «золотое право морали»: никогда не делай другому того, что не пожелал бы себе!



Задание 1

Команда 1

Задание 1

Команда 2

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

1 команда

Что я делал сегодня?

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Право на медицинскую помощь.

Завтракал, обедал

Право на доступ к информации и СМИ

Смотрел телевизор

Право на заботу и воспитание родителями.

Сходил в школу

Право на отдых и здоровье

Лечил зубы

Право на образование

Задание 2

2 команда

Что я делал сегодня?

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Посещал кружки и секции

право на справедливое вознаграждение

Играл в компьютер

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на свободу мирных собраний

Встречался с друзьями

Право на всестороннее развитие

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на отдых и досуг

Ответы:__________________________________________________________

Задание 4

Ситуация 1.

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос . Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Ситуация 2.

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?



Просмотров