Гуго гроций о государстве и праве. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве. Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений

Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в.

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Его основной труд – это фундаментальное произведение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625).

Обосновывая свой юридический подход, Гроций подчеркивал, что предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза.

В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, – это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности". Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность).

Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т.е. формы волеустановленного права) является правом, в конечном счете, постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Из трактовки Гроцием проблем возникновения внутригосударственного права, перехода от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность – лишь как повод.


По существу, такова же и логика происхождения международного права, которое как форму волеустановленного права Гроций в работе "О праве войны и мира" отличает от права естественного. Подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так и известные права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или большинством государств, возникают в интересах обширной совокупности всех таких сообществ, а не каждого сообщества (государства) в отдельности.

Проблема соотношения права и силы – это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т.е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находят свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. "Государство же, – подчеркивал Гроций, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и нравам того или иного народа. Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

Рассматривая классификацию форм правления, данную различными авторами (Аристотелем, Цицероном, Сенекой и др.), Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет "закон о непротивлении", отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира.

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву. Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение". К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов).

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.


Гроций Гуго де Гроот (1583-1648) - голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государ ства и естественного права. Основатель науки международ ного права.

Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландс кая революция (1566-1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Запад ной Европе (1618-1648), которая привела к распаду Свя щенной Римской империи на 355 самостоятельных госу дарств.
Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал сту дентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском уни верситете (Франция). В 1601 г. стал историографом Респуб лики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покрови тельством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при фран цузском дворе (1634 г.).
Логическое основание поштико-правовогоучения: раци онализм, политические и правовые идеи философов антично сти (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
Основная работа: «О праве войны и мира».
Содержание политико-правового учения. Происхожде ние государства. Гроций определяет природу человека акси оматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus - социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными».
На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договор ную теорию происхождения государства, противопостав ляя ее теории божественного происхождения государства: «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств про тив насилия, откуда берет свое происхождение гражданс кая власть».

Понятие государства. Государство представляется Гро- цию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» .
Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, - это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».
Гроций различает общего носителя суверенитета - го сударство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государ ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: «ибо ка кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей».
Учение Гроция о суверенитете связано с его представле нием о договорном происхождении государства: до момен та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.
Право народа на низложение и наказание носителей су веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас но предписаниям естественного права должны соблюдать ся. И потому народ, согласно такой логике, не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые зло употребляют своей властью.
Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь:
-> становится «явно враждебным всему народу»;
-> уже отрекся от престола;
- > утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;
-> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», кото рые являются для индивидов обязательными: «Во всяком
случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают на звания закона или права».
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций де лил право на естественное и позитивное (волеустановлен- ное).
В отличие от Аристотеля, для которого источником ес тественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права - разули Естественное право - это «предписания здравого разума».
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник есте ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс лящему индивиду:
воздержись от присвоения чужого имущества;
верни полученную тобой чужую вещь;
возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизмен ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По-этому естественное право незыблемо и не может быть из менено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четы рем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу об ратить в добро».
Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает за щиту в силу права естественного: «Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установ лено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности».
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчи няться правовым ограничениям, если война уже началась:
«Я был свидетелем такого безобразия на войне между хри стианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не со блюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний».
Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку междуна родного права.

Еще по теме 6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве:

  1. § 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583-1645).

Нидерланды* XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимости и создания республики. Между группами горожан и дворянства Нидерландов шла борьба за власть, нередко в форме столкновений кальвинистских сект. Приняв участие в этой борьбе, Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмигрировать во Францию. Там он написал знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).

* Нидерланды - Соединенные провинции - объединяли семь провинций и несколько областей; это государство нередко называли просто "Голландия" по имени наиболее многолюдной и богатой провинции.

Цель трактата - решение актуальных проблем международного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.

Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.

Гроций писал, что он не стремится затрагивать жгучие вопроси современности и будущего: "Поистине признаюсь, что, говоря о праве, я отвлекался мыслью от всякого отдельного факта, подобно математикам, которые рассматривают фигуры, отвлекаясь от тел". Однако уже исходная, стержневая категория его доктрины - понятие и содержание справедливости и естественного права - раскрывается через те частноправовые институты, воплощение которых в законодательстве имело первостепенную важность для становления гражданского общества. "Общество, - утверждал Гроций, - преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия". Поэтому справедливость как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние".

Противопоставление Гроцием требований естественного права нормам права волеустановленного, т.е. существовавшим в большинстве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гроций еще не делал из теории естественного права радикальных выводов; но теоретические основы для таких выводов заложены были Гроцием.

В трудах Гроция нередки ссылки на бога и священное писание; однако бог в его доктрине откровенно подчинен законам природы: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом... Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро". Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Согласно Гроцию некогда существовало "естественное состояние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

Теория договорного происхождения государства резко противостояла феодальным концепциям богоустановленности власти. "Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, - писал Гроций, - но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть".

Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публичного права. Но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII-XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Государство Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в области как религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верховной власти, а тем самым о формах правления. Выводы Гроция в этой части довольно умеренны. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор, считал он, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, обладающие атрибутами верховной власти.

Носители верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры в соответствии с естественным правом должны исполняться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если такое право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасности", грозящей подданным со стороны правителей государства. К таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа". В частности, замечал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если "ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, чтобы устроить там колонии".

Прогрессивны также международно-правовые взгляды Гроция. Главной причиной написания "Трех книг о праве войны и мира" было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войн, о чем, печалился Гроций, нередко забывали его современники: "Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний".

Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. Одним из принципов международного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.

Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была внесена в "Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупнейшим их теоретиком был англичанин Т.Гоббс (см. § 3), делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма. С этими выводами резко полемизировал нидерландский философ Спиноза (см. § 5).


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет политических и социальных наук
Кафедра международных отношений

Гуго Гроций о государстве и праве

Курсовая работа
студента 1 курса,
специальности «международные отношения»
Шестаковой Екатерины Андреевны

Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры международных отношений,
кандидат политических наук,
Питухина М.А.

Введение

На протяжении развития мировой политической мысли, политики, ученые и философы, прежде всего, рассматривали вопрос взаимоотношений отдельного человека с обществом и государством. Основным понятием и объективной мерой для таких взаимоотношений стало право, в частности, права человека.
Гуго Гроций впервые рационально обосновал естественное право, отходя от богословской трактовки.
Идеи Гуго Гроция о естественном праве актуальны и сегодня, так как естественные права человека являются неотъемлемой частью жизни гражданского общества и в целом современного демократического государства. В условиях непрекращающихся споров и военных конфликтов между государствами, прежде всего, важен вопрос о регулировании этих процессов, а также о взаимоотношениях между государствами в принципе. Подобная проблематика рассматривалась философами и в античные времена, а особенно острый интерес возник к ним в Средние века.
Сочинение Гуго Гроция «О праве войны и мира» оказало поистине изумительное влияние на его современников: Густав Адольф 1 во время походов всего имел его при себе вместе с Евангелием, которое служило ему руководством; после издания трактата в различных германских университетах были учреждены кафедры для его изучения. Наконец, книга Гроция стала родоначальницей философского и позитивного течений, в которых развивалась наука международного права уже после него.
Первым последователем Г. Гроция был Пуффендорф 2 . Пуффендорф отождествлял международное право с естественным, отрицая саму возможность существования позитивного международного права. Он объяснял свою позицию тем, что государства не признают над собой никакой высшей власти. Пуффендорф говорил о том, что отношения между государствами в действительности регулируются не правом, а силой.
Касательно современного мира, необходимо сказать о «Всеобщей декларации прав человека», которая была принята 10 декабря 1948 года. В этой декларации утверждаются равные и неотъемлемые права и свободы человека, о которых Гроций писал в своих работах. Это доказывает тот факт, что взгляды мыслителя актуальны и сегодня.
Целью данной работы является изучение политических и правовых взглядов Гуго Гроция. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Рассмотреть историческую обстановку и биографию Гуго Гроция как факторы влияния на его политико-правовую теорию;
    Исследовать основную работу Гуго Гроция – трактат «О праве войны и мира»;
    Изучить учение Гуго Гроция о естественном законе;
    Проанализировать взгляды и идеи Гуго Гроция о государстве и праве;
    Исследовать учение Гуго Гроция о праве войны и мира как основу международной политики.
Объектом исследования являются взгляды на проблему государства и права в странах Западной Европы Нового времени. Предмет исследования – идеи Гуго Гроция касательно права и государства.
Для написания курсовой работы были использованы такие методы, как аналитический, с помощью которого был проанализирован трактат Гуго Гроция «О праве войны и мира», а также научная литература, сравнительный для сравнения различных точек зрения о концепции Гроция, а также исторический для рассмотрения исторической обстановки и предпосылок для становления концепции.
Основным источником по проблематике исследования являлся трактат «О праве войны и мира: три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», в котором раскрывается содержание учения Гроция.
Также при написании курсовой работы использовалась научная литература по проблематике исследования, среди которой особый интерес представляют такие работы, как статья О. Бородина «Война и мир на острие пера: концепция Гуго Гроция» 3 , в которой приводится подробный разбор и анализ концепции Гроция; статья Т.П. Лебедевой «Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции» 4 , в которой автор рассматривает нравственные основы теории права, в частности естественного права; а также работа И.Ю. Козлихина «Гуго Гроций» 5 , в которой не только подробно рассматривается концепция, но также и критика, которой впоследствии подвергалось учение мыслителя.
Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением и библиографией.
Первая глава называется «Роль концепции Гуго Гроция в истории мировой политической мысли» и описывает основную биографию ученого, историческую эпоху и мировую политическую обстановку, а также рассматривает понятие естественного права.
Вторая глава – «Учение Гуго Гроция о государстве и праве»» посвящена подробному разбору основного трактата мыслителя. В ней рассматриваются виды права, а также происхождение и роль государства.

Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений

Гуго Гроций – (настоящее имя Гуго де Гроот) голландский юрист и государственный деятель, а также философ, драматург и поэт. Родился 10 апреля 1583г, во время Нидерландской буржуазной революции. Заложил основы науки международного права, основываясь на естественном праве.
Г. Гроций родился в старинной, уважаемой семье. Его отец бы очень образованным, а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. В восьмилетнем возрасте Гроций уже писал латинские стихи. В 11 лет Г. Гроций поступил в Университет Лейдена, где удивлял преподавателей своими обширными знаниями. В возрасте 15 лет, уже окончив университет и участвуя в посольстве во Францию, он попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания восхитили двор. Сам Генрих IV сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Вернувшись на родину, Гроций занялся адвокатурой, иногда выступая на ученом поприще. Был назначен в Гааге адвокатом (1599), позже – официальным историографом государства Голландия (1601). В 1604 году он занялся исследованием международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.
Время жизни и деятельности Г. Гроция совпало по времени с эпохой разрушения феодализма. Голландия, родина мыслителя, первой встала на путь капиталистического развития. Началом этого пути стала Нидерландская буржуазная революция или «Восьмидесятилетняя война» - успешная революция в борьбе за независимость от Испании. В XVII в. Нидерланды являлись одной из самых развитых стран того времени. В результате революции Нидерланды добились независимости, однако при этом очень остро стоял вопрос о власти. В борьбе за власть участвовали горожане и дворянство, чаще всего столкновения принимали форму борьбы религиозных сект.
В 1618 году Гуго Гроций занял пост ратспенсионария (главы местного самоуправления) в Роттердаме. Он оказался замешанным в противостояние кальвинистов и протестантов, был осужден на пожизненное заключение вместе с другими деятелями. В 1621 году ему удалось сбежать из-под стражи с помощью жены Марии и служанки. Следующие 11 лет Гроций провел во Франции, где и написал свои лучшие труды: «Истинное благочестие христианское» 6 (1627 г.) работа, посвященная христианской религии, а также «О праве войны и мира» 7 (1625 г), который мы рассмотрим далее более подробно. Дальнейший жизненный путь Гроция полон не только научными занятиями, но и активной дипломатической деятельностью. После неудачной попытки вернуться на родину, Гроций, по предложению шведского канцлера, перешел на службу к шведскому королю и был назначен послом в Париже. В 1645 г. он вышел в отставку и в августе того же года скончался, простудившись во время кораблекрушения. Его прах был перенесен на родину в Дельфт.
Гуго Гроций дал определение международному праву и фактически является его основателем. Каждый год проводятся торжественные церемонии вручения международных премий его имени.
Также, Г. Гроций совершил огромный вклад в развитие международного морского права. В 1609 году он опубликовал сочинение “Mare liberum”, в котором доказывал, что в силу своей необъятности и текучести океан не может принадлежать никому. Он выступил с позиции свободы деятельности в море (свободы судоходства и рыболовства), полагая, что морские ресурсы бесконечны. Его заслуга состоит в том, что он отменил средневековую традицию отождествления суверенитета и собственности, благодаря которой многие страны выражали свои претензии на обширные морские пространства 8 .
Самой известной работой Г. Гроция по праву считается «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Свой труд Гуго Гроций посвятил французскому королю в ответ на его радушный прием. Книга была опубликована в 1625 году. Трактат имел огромный успех, и к 1775 году появилось 77 изданий произведения на голландском, французском, немецком, английском, испанском и латинском языках. Но не менее знаменательно то, что в 1627 году «Три книги…» были внесены в индекс запрещенных книг папской курией, где оставались вплоть до 1900 года.
Впоследствии Гроцию нередко давались разные характеристики. Так, Француа-Мари Вольтер 9 назвал его «компилятором цитат», Жан-Жак Руссо 10 писал о его беспорядочной эрудиции, Георг Вильгельм Фридрих Гегель 11 заявил, что Гроция уже никто не читает, а П.И. Новгородцев 12 говорил о том, что его значение сильно преувеличено.
Трактат развивал систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Он представляет собой три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Цель трактата – решение актуальных проблем международного права. Чтобы разобраться, какие проблемы являлись наиболее актуальными для того времени, следует обратиться к истории.
XVII век – эпоха буржуазных революций в Западной Европе. Основной задачей этих революций, несомненно, являлось уничтожение феодального строя и установление власти буржуазии, создание буржуазного государства. В зависимых и колониальных странах революция также была направлена на отстаивание национальной независимости. Быстро распространяющиеся по Европе антикатолические настроения послужили поводом для конфликта. Первой страной, успешно осуществившей революцию, стала Голландия, выдержавшая освободительную войну против Испании. Вторая буржуазная революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1642–1649 гг. и «Славная революция» 1688–1689 гг.) Итогом этих революций стало появление теорий естественного права и общественного договора, основанных на рационализме 13 . С помощью рационализма и идеи природного равенства людей несправедливость феодального строя становилась совершенно очевидной. Нидерландская буржуазная революция также носит имя «Восьмидесятилетняя война». В результате этой революции были провозглашены независимыми Семь Соединенных Провинций 14 . Нидерландская революция стала одним из первых успешных расколов в Европе и привела к появлению первых европейских республик современного времени.
Карл V получил Нидерланды в наследство от отца и Испанию от матери. В 1549 году он отделил Семнадцать Провинций от территорий Священной Римской Империи и сделал их наследственным владением дома Габсбургов. В 1555 году он отрекается от нидерландской, а в 1556 году и от испанской короны. В 1556 году Карл передал трон своему сыну Филиппу II. Филипп родился в Испании и не говорил ни по-голландски, ни по-французски.
Причинами революции послужили неурожай 1566 года, повышение налогов, нетерпимость к протестантизму со стороны Испании. В конечном итоге, протестантскими агитаторами было спровоцировано иконоборческое восстание. Так началась война за независимость.
В ходе иконоборческого восстания ущерб был нанесен 5500 церквям и монастырям. Маргарита Пармская, являющаяся на тот момент штатгальтером Нидерландов, была вынуждена приостановить действия инквизиции по преследованию еретиков и легализовать кальвинизм. Успешное начало революции повлекло за собой антииспанские настроения также и в южных провинциях. Центр освободительного движения переместился на юг. Битвы испанских войск с севером принесли большие потери, в том числе, и в территориальном вопросе. Северные провинции обрели независимость – в 1572 году фактически, в 1648 году – юридически.
Голландия после революции оказалась молодой буржуазной республикой, которая находилась в окружении феодальных монархий. Политическая жизнь Голландии протекала в борьбе между сторонниками двух основных партий – республиканской и Оранжистской. Республиканская партия придерживалась буржуазно-патрицианской ориентации, Оранжистская, в свою очередь, состояла из приверженцев правления Оранского дома, в котором должность главы государства передавалась по наследству. В религиозной жизни господствовал кальвинизм, который сыграл идеологическую роль в объединении сил против гнета католической Испании. После победы официальная кальвинистская церковь в союзе с оранжистами выступала против республиканской партии. Причиной для борьбы послужила идея партии о свободе мысли и творчества, а также терпимое отношение к различным сектам и вероисповеданиям. В центре внимания европейской философской и политико-правовой мысли этой эпохи стояла борьба против теологии, духовного диктата церкви. Основной целью стала разработка новых светских и рациональных воззрений на мир. Классическим воплощением нового мировоззрения стала теория естественного права, которая начала складываться в XVII веке и сразу же получила широкое распространение. Теория естественного права основана на признании всех людей равными от природы. Согласно теории, от природы люди наделены одинаковым разумом, правами и стремлениями. Предписаниям естественного права должно соответствовать положительное право. Антифеодальный характер теории заключается в том, что люди признаются равными от природы, и равенство становится обязательным предписанием естественного права для права положительного.
Естественное право – это одна из наиболее устойчивых концепций философии права, заключающаяся в возведении конкретных правовых норм к совокупности закономерностей либо принципов, наделяемых качествами объективности, всеобщности, безграничности сферы и сроков действия 15 . Естественное право часто противопоставляют праву положительному, которое составляют законы и прописные нормы. Противопоставление естественного права и права положительного заключается в том, что естественное право – это идеал, а положительное – это действительность, в которой присутствуют недостатки и несовершенства положительных установлений.
Существует тесная связь между философией естественного права (античная традиция), эллинизма и средневекового христианства, и школой естественного права Нового времени. 16 Яркими представителями эволюции естественного права были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и схоласты. Идеи о естественном праве возникли в древности. Демократические философы Греции говорили о праве, которое существует от природы и противопоставляли его праву, которое является результатом человеческого установления. Естественный закон, который был систематизирован Аристотелем, получил развитие у греческих стоиков. Цицерон, в свою очередь, придал учению стоиков ту форму, в которой она просуществовала до XIX века.
Гуго Гроций справедливо считается отцом науки международного права. Однако он имел предшественников, в трудах которых уже появлялось осознание необходимости определить международные отношения юридическим образом. К числу этих юристов относится испанский писатель конца XVI начала XVII столетия Франциско Суарес 17 . В своем трактате «De legibus ac Deo legislatore» 18 он различает право народов «jus gentium» и право естественное «jus naturale». По его мнению, христианские государства должны определять отношения между собой трактами и обычаями, которые составляют право, которое не является естественным. Однако он не развил свою мысль подробно, вследствие чего она не получила ясного выражения.
Наиболее известным предшественником Г. Гроция является Альберико Джентиле 19 . В своем сочинении «О праве войны» он говорит о том, что государства должны определять взаимные отношения не по фактически существующим правилам, а по известным юридическим нормам, которые должны быть признаны всеми европейскими народами.
Естественно-правовое мышление Нового времени привело к возникновению общности современного типа – демократического конституционно-правового государства. В нем были определены границы свободы человека, которые никому было не позволено переступать. Также оно позволило появиться таким фундаментальным понятиям, как разделение властей, национальный суверенитет и права человека.
Естественное право делится на объективное и субъективное. Субъективное естественное право есть мера свободы субъекта права, его возможного поведения. Основные субъектные естественные права закрепляются позитивным правом в большинстве государств, но они не создаются государством и, соответственно, не могут быть ограничены или ликвидированы им. Объективное естественное право – это система социально оправданных правил поведения, которые существуют независимо от воли и усмотрения государства и общества.
Существует мнение, что естественное право не является противоположностью позитивного права, а составляет его идеальную сущность и основу. При этом ценности естественного права не исчезают, даже если они переходят в позитивное право. Очевидно также, что естественное право оказывает серьезное влияние на юридическую деятельность, не являясь при этом официальным регулятором общественным отношений.
Существуют определенные требования к содержанию естественного права: истинность, доказываемость, профессиональная и общественная очевидность, обобщенность, стабильность, историчность, авторитетность источника, реальная применимость 20 .
Истинность предполагает соответствие принципов естественного права действительности; доказываемость означает логическую обоснованность этих принципов. Принципы естественного права должны быть очевидны в общем для людей, не имеющих отношения к юриспруденции, и в частности, для профессиональных юристов в более конкретном виде. Обобщенность предполагает возможность применения этих принципов для множества аналогичных случаев. Стабильность означает устойчивость содержания принципа. Историчность учитывает исторические особенности развития общества, что ведет за собой некую модификацию содержания принципов. Авторитетность подразумевает фундаментальность источника и высокую степень доверия к этому источнику. Наконец, реальность применения предполагает работу только с теми принципами естественного права, которые четко и ясно сформулированы и исчерпывающе регулируют общественные отношения.
С первой трети XIX века интерес к естественному праву начал постепенно угасать. Традиция подвергается резкой критике. Одним из первых ее критиков был И.Бентам 21 . Он утверждал, что все то, что не содержится в кодексе законов, не может быть законом. Только писаный закон имеет надежное основание, а закон неписаный всегда вызывает сомнения.
Новый расцвет происходит в 1940-1950 гг. Апогеем этого расцвета можно считать Декларацию прав человека, которая была составлена Объединенными Нациями в 1948 году, где естественно-правовое мышление обрело политический и правовой смысл 22 . Из-за возрождения в западной научной литературе вопроса о справедливости происходит своего рода реабилитация естественно-правовой тематики Нового времени.
Естественно-правовое мышление привело к появлению идеологии либерализма и становлению демократического государства. Принципы естественного права входят в качестве фундаментальных и составных в частное и публичное право.
Таким образом, Гуго Гроций внес существенный вклад в развитие мировой политической мысли и его взгляды являются актуальными и сегодня. После создания Гроцием концепции естественного права все последующие мыслители обращались к ней для обоснования своих идей. Принципы концепции Гуго Гроция лежат в основе как внутрегосударственных, так и внешнеполитических отношений всех демократических стран.

Глава II. Учение Гуго Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций принадлежит к числу выдающихся мыслителей в истории человечества, которые продолжили изучение государства с позиций «разума и опыта, а не теологии». Значительная часть его жизни пришлась на годы Тридцатилетней войны. В эти годы Гроций не был в Германии, но отлично понимал ее бедственное положение и горячо сочувствовал. Несомненно, события войны наложили сильный отпечаток на труд Г. Гроция «О праве войны и мира…». Можно даже полагать, что сам труд и вызван этими событиями, он является откликом на сильно волновавшую Г. Гроция проблему установления действительного мира. Ужасы и бедствия, порожденные Тридцатилетней войной, побудили его задаться вопросом: не должны ли христианские народы, во время войны между собой, подчиняться известным законам, сдерживающим животные страсти людей 23 ? Для решения вопроса Г. Гроций обратился к истории и литературе древнего мира и Средневековья. Он собрал огромное количество фактов и мнений авторитетных мыслителей, которые утвердили его в убеждении, что христианские народы имеют право вести войну, но тогда они обязаны ограничивать свой произвол уважением неотъемлемых прав, вытекающих из самой человеческой природы.
Трактат Г. Гроция преимущественно посвящен вопросам войны. С целью более подробно и точно выяснить эти вопросы он досконально рассматривает начала, на которых основывается право в целом и международное право в особенности.
Прежде всего, Гроций был заинтересован в вопросах регулирования международных отношений. По его мнению, предписания международного права должны выводиться из обычаев и договоров, которые могли бы считаться обязательным для всех народов 24 . Можно сказать, что Гроций хотел, чтобы международное право, основанное на обычаях и договорах, было положительным правом в истинном смысле 25 . Его энциклопедическая образованность дала ему возможность совершить научный подвиг – создать систему международных отношений как науку. Гуго Гроций – провозвестник нового: он боролся за науку против схоластики, поэтому его система основана на светских философских принципах и значительно освобождена от богословия.
Чтобы понять вклад мыслителя в мировую политическую мысль, необходимо вспомнить, каково было состояние юридической науки и международного права до Гроция. Философская и правовая мысль к концу XVI века становилась самостоятельной, постепенно отходя от богословия. Было бы неправильным считать, что идеи о естественном праве и теория общественного договора являются открытием Нового времени, так как они были известны еще в древности. В эпоху реформации учение о естественном праве постепенно отходит от идей католицизма.
Исходная позиция Гроция весьма знаменательна – с одной стороны, он призывает не обращаться к доводам религии, с другой – боится быть обвиненным в неверии. На протяжении всей книги Гроций неоднократно ссылается на Священное Писание, но рассматривает изложенные в нем события как реальные исторические факты и прецеденты. Можно сказать, что, сохраняя верность религии, Гроций стремится освободить философскую и политико-правовую мысль от непосредственного влияния богословия 26 .
Гуго Гроций – прежде всего юрист, соответственно, право – предмет его исследования. Основная цель его трактата – придать юриспруденции научную форму, которой она, по мнению Гроция, ранее не имела. Его идея состоит в том, что есть право естественное и положительное (позитивное).
Нельзя не заметить, что в своем, поистине колоссальном по объему, труде Гуго Гроций не слишком занимается теоретическими построениями. Общие положения опираются на бесчисленные примеры, высказывания, ссылки, цитаты и т.п 27 . Он стремится привести как можно больше высказываний разных авторов: философов, историков, писателей, политиков, поэтов, таких как, Аристотель, Платон, Цицерон, Плутарх, Тит Ливий и другие. Также Г. Гроций снабжает каждую главу примечаниями, в которых также приводятся высказывания авторитетов разных эпох. Гроций проштудировал сотни трудов предшественников: поэтов, философов, географов, среди которых – греки, римляне, византийцы. Тексты цитируются на оригинальном языке – на греческом, латинском и еврейском. Все это говорит о колоссальной эрудиции Гуго Гроция и о его энциклопедических знаниях, без которых, разумеется, было бы невозможно установить основы новой отрасли юриспруденции.
Трактат Гроция «О праве войны и мира» - произведение энциклопедического охвата 28 . Трудно найти область международного права, которую он не затронул. Историческое значение книги имеет непреходящий характер: в ней были собраны воедино и сформулированы все аксиомы международного права, что дало ему возможность превратиться в отдельную самостоятельную отрасль юриспруденции. Несколько столетий труд Г. Гроция являлся непосредственным источником практических решений для тех, кто занимался международными правовыми актами. По сей день трактат остается фундаментом международного права в качестве и юридической дисциплины, и непосредственно деятельности по регулированию межгосударственных отношений.

Основная цель трактата Гуго Гроция – выявить начала справедливости в международных отношениях. Гроций считал, что если войны избежать невозможно, то вести ее нужно в соответствии с принципами гуманности и права 29 . Гроций отрицает такую точку зрения, как то, что во время войны нет законов, и все решает сила 30 .
Таким образом, перед Г. Гроцием встал вопрос о том, что собой представляет право вообще. Гуго Гроций разделял право на естественное и волеустановленное. Естественное право, по Гуго Гроцию, это «предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым» 31 . Источником естественного права, по мнению Г. Гроция, является сама природа человека, потому что человек отличается от других существ тем, что он наделен разумом и стремлением к общению: «К числу свойств, присущих человеку, относится стремление к общению или, что то же, общительность, но не всякая общительность, а именно - стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными…» 32 . Естественное право не зависит ни от произвола людей, ни от божьей воли. Гроций не отрицает существование Бога, но это не мешает ему твердо придерживаться мнения о том, что естественное право не зависит от божественных установлений, и даже Бог не в силах изменить его требований, например, сделать зло добром: «Естественное право, с другой стороны, столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом. Хотя божественное всемогущество и безмерно, тем не менее можно и назвать нечто такое, на что оно не распространяется» 33
и т.д.................

Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) – известный голландский юрист, государственный деятель и писатель. Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет стал студентом Лейденского университета. Обладал обширными знаниями в различных областях познания. В 15 лет Гроций участвовал в работе посольства, отправленного во Францию ко двору Генриха IV. Король уже знал Гроция по Оде, посвященной ему, и, представляя его своим царедворцем, воскликнул: «Вот чудо Голландии».

В Орлеане Гроций изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатской практикой. В 1601 году он был назначен историографом Голландской республики, в 1607 году – генерал-фискалом, с 1613 года служил в Роттердаме.

В результате успешной революционной борьбы против гнета испанского короля и феодалов (1565 – 1609 гг.) республика Нидерланды (республика соединенных провинций) добилась независимости, власть в ней стала принадлежать торговой буржуазии. Между группами буржуазии и дворянства Нидерландов шла борьба за власть. Принявший участие в этой борьбе Гроций был заключен в тюрьму сторонниками враждебной группировки, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика ХIII. После неудачной попытки вернуться снова на родину он по предложению шведского Канцлера перешел на службу к Стокгольскому двору и был назначен Шведским послом в Париже (1634 г.). В 1645 г. Гуго Гроций вышел в отставку и в том же году умер.

Творчество Гуго Гроция относится на период, когда, во-первых, Нидерландская революция победила и Нидерланды становятся республикой; во-вторых, закончилась 30-летняя война в Европе 1618 – 1648 гг., в результате чего в Европе образовалось 350 государств по Вестфальскому мирному договору. Все это определило творчество мыслителя.

Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, вопросам общей истории, этнографии, античной литературы. К числу основных трудов по праву следует отнести трактат «О праве войны и мира» (1625 г.), благодаря которому Гроций считается основателем всеобщего государственного права, философии права и имущественного права.

Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в трактате «О праве добычи», часть которого под на названием «Свободное море, или о праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией» была опубликована в 1609 г. Этот труд он написал против притязаний Исландии на исключительное право торговли в Индии. Он защищал здесь проект свободного пользования морями.

Исходный пункт учения о праве Гроция – природа человека, социальные качества людей, а не божественные. Гроций делит право на право:

· естественное;

· волеустановленное.

Естественное право – предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему. Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.

На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):

· воздержись от присвоения чужого;

· верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении;

возмести выгоду за пользование чужой вещью;

· выполни договор;

· возмести ущерб, причиненный по твоей вине;

· воздай людям заслуженное наказание.

Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное , т.е. имеющее своим источником волю. Последнее, в свою очередь, подразделяется на две ветви :

· право человеческое;

· право божественное.

Человеческое право складывается из права внутригосударственного (исходящего от гражданской власти) и права народа (получающего «обязательную силу волею всех народов или многих из них»). Проводя эти и другие разграничения внутри человеческого права, Г. Гроций постоянно подчеркивает, что прародительница такого права – «сама природа человека», и потому все производные от естественного права образования должны соответствовать его началам, т.е. человеческое право должно соответствовать естественному праву.

Сколько-нибудь значительной роли божественному праву Гроций не отводит: «Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом…» Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Частная собственность не является естественным правом, а является позитивным правом. Но в силу перечисленных положений естественного права посягать на нее нельзя. Исходная, стержневая категория его доктрины – понятие и содержание справедливости и естественного права – раскрывается через частноправовые институты. Поэтому справедливость, как условие общежития «целиком состоит в воздержании от посягательства на чужое достояние».

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как естественное состояние. В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сначала движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры. Появилась частная собственность.

Такие естественные качества людей, как общительность (люди тянутся к людям), разум (люди могут договориться и общаться между собой) побудили заключить договор о создании государства. Итак, государство создается на основе договора людей .

Теория договорного происхождения государства противостояла феодальной концепции «богоустановленности» власти. Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, а добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств противостоять насилию, оттуда ведет свое происхождение гражданская власть.

Целью государства является правопорядок , охрана частной собственности , ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами.


Государство, по Гроцию, «есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Признакам государства является верховная, суверенная власть , к атрибутам которой относится:

· издание законов (как в области религиозной, так и светской);

· правосудие;

· назначение должностных лиц и руководства их деятельностью;

· взимание налогов;

вопросы войны и мира;

· заключение международных договоров.

Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является государство в целом (как совершенный союз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и правам того или иного народа. Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса как о носителе верховной власти, так и о формах правления.

Каждая существенная форма правления , а Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть , власть знатных вельмож , свободную гражданскую общину , демократическую республику , имеет своим источником общественный договор, а поэтому соответственно носителям суверенитета является лицо, или группа лиц, или собрание, либо сочетание лиц и собраний, обладающих атрибутами верховной власти. Носителем верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом.

До заключения общественного договора суверенитет принадлежал народу, поэтому при создании государства народ мог избирать любую форму правления, но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполнятся. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться, хотя бы и несправедливым предписанием властей. Однако в эту концепцию Г. Гроций внес ряд существенных корректив, в частности, о праве подданных сопротивляться верховной власти. Это было во многом обусловлено необходимостью обосновать правомерность борьбы народа Голландии за свою независимость от Испании.

Гроций юридическими доводами стремится доказать, что если король помышляет против всего народа и ведет истребительную войну, то это оправдывает восстание народа. Поскольку при заключении общественного договора люди, вряд ли, возложили на себя суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть, необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц. Кроме того, народ, заключая этот договор, не мог дать право государю вести истребительную войну. Если монарх ведет такую войну то, он не выполняет условия общественного договора, и подданные вправе считать общественный договор расторгнутым.

Гроций оправдывает также сопротивление узурпатору, незаконно захватившему власть. Народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором, либо если договор расторгнут правителями государства.

Международно-правовые взгляды Гроция изложены в труде «Три книги о праве войны и мира». В нём просматривается стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Основой международных отношений считал не силу, а право и справедливость.

Гроций отчетливо осознавал, что в современном мире нельзя избежать войн. Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «По природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые , Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что «справедливой причиной начало войны может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества – это ответ на совершенное правонарушение.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужым имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций обязаны к возмещению за содеянное. Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

Признавая войны неизбежными, он вместе с тем настоятельно призывал воюющие стороны по возможности смягчать ужасы и жестокости войны; щадить женщин, детей и стариков, по-человечески обращаться с военнопленными, не обрушать гнев победителей на мирных граждан побежденной страны, не допускать напрасных захватов и истребления имущества враждебного народа и т.д. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права.

Учение Гроция о праве войны и мира было направленно на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. В этой связи одним из принципов международного права считал незыблемость договоров между государствами.

Книги Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы были внесены в индекс запрещенных книг, но, тем не менее, уже два столетия гуманистические идеи в области международного права не теряют своей ценности и актуальности.

Гуго Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права Нового времени. Ему принадлежит введение социальной аксиомы – человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежития . Эта аксиома противоречила исторической практике, и поэтому в этой аксиоме содержался большой революционный смысл.



Просмотров