Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Порядок, условия, последствия

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно-го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме-на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест-ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве-щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед-ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен-ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч-но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо-вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле-нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко-торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста-навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще-нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).

  • 8. Основания возникновения гражданского правоотношения. Юридические факты и их составы.
  • 9. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.
  • 10. Понятие, порядок и способы защиты гражданских прав.
  • 11. Понятие правоспособности граждан, ее основные черты. Содержание правоспособности.
  • 12. Полная дееспособность граждан. Эмансипация.
  • 13. Дееспособность лиц в возрасте до 14 лет.
  • 15. Ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, (основания, порядок, правовые последствия ограничения дееспособности).
  • 16. Признание гражданина недееспособным (основания, порядок, правовые последствия).
  • 17. Опека и попечительство. Понятие и значение опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей.
  • 18. Место жительства гражданина, его юридическое значение.
  • 19. Условия, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
  • 20. Условия, порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим.
  • 22. Классификация (виды) юридических лиц.
  • 23. Правоспособность юридических лиц, органы юридических лиц.
  • 24. Общие положения о хозяйственных обществах и товариществах.
  • 25. Полное товарищество. Товарищество на вере.
  • 26. Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо.
  • 27. Акционерные общества как юридические лица.
  • 28. Правовой статус представительств и филиалов.
  • 29. Характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  • 30. Общая характеристика некоммерческих организаций. Правовой статус учреждения.
  • 31. Реорганизация юридического лица (понятие, способы, правовые последствия).
  • 32. Ликвидация юридического лица (понятие, порядок удовлетворения требований кредиторов.
  • 36. Ликвидация юридического лица в порядке признания его несостоятельным (банкротом).
  • 37. Понятие и виды объектов гражданских прав.
  • 38. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
  • 39. Понятие ценной бумаги. Типы, формы, виды ценных бумаг.
  • 40. Личные неимущественные права и блага, их виды. Защита чести, достоинства, деловой репутации.
  • 41. Понятие, основания и порядок компенсации морального вреда.
  • 42. Понятие сделки, признаки, функции. Отличие сделки от иных юр. Фактов.
  • 43. Классификация сделок.
  • 44. Условия действительности сделок.
  • 45. Форма сделки, последствия ее несоблюдения.
  • 46. Общие положения о недействительности сделок. Понятие недействительности сделок. Момент, с которого сделка считается недействительной.
  • 47. Основные и дополнительные последствия недействительности сделок. Последствия недействительности части сделки.
  • 48. Классификация недействительных сделок. Сделки ничтожные и оспоримые. Недействительность мнимой и притворной сделки.
  • 49. Сделки с пороками воли, формы, содержания и субъектного состава.
  • 50. Представительство. Юридическая сущность представительства. Область применения.
  • 51. Доверенность: понятие, содержание, форма. Виды и сроки доверенностей.
  • 52. Понятие срока в гражданском праве. Виды сроков.
  • 53. Понятие и значение исковой давности. Применение сроков исковой давности.
  • 54. Течение, приостановление и перерыв истечения сроков исковой давности.
  • 56. Понятие и признаки вещных прав. Виды вещных прав.
  • 57. Собственность как экономическая категория. Право собственности в объективном смысле.
  • 58. Субъективное право собственности. Правомочия собственника.
  • 59. Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества. Бремя содержания имущества, риск случайной гибели имущества.
  • 60. Основания и способы приобретения права собственности.
  • 61. Основания прекращения права собственности.
  • 62. Право частной собственности граждан и юридических лиц. Объекты права частной собственности граждан и организаций.
  • 63. Понятие, виды и основания возникновения права общей собственности.
  • 64. Право общей долевой собственности. Понятие доли в праве общей долевой собственности.
  • 65. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
  • 67. Понятие и виды ограниченных вещных прав.
  • 68. Вещно-правовые способы защиты права собственности: виндикационный иск; негаторный иск.
  • 69. Понятие обязательства. Сравнительная характеристика правоотношений собственности и обязательств. Элементы обязательства.
  • 70. Основания возникновения обязательств: договоры, односторонние сделки, административные акты, события, правонарушения.
  • 71. Перемена лиц в обязательстве (уступка права требования, перевод долга).
  • 72. Понятие и принципы исполнения обязательств.
  • 73. Субъекты исполнения обязательства (должник, кредитор, возложение исполнения на третье лицо, исполнение кредитору и третьему лицу).
  • 74. Место, способ и срок исполнения обязательств.
  • 76. Неустойка, её значение. Виды неустойки.
  • 75. Понятие залога. Виды залога. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество.
  • 77. Поручительство. Ответственность поручителя.
  • 79. Банковская гарантия. Содержание правовых связей между гарантом и бенефициаром, гарантом и принципалом.
  • 80. Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств.
  • 81. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности (договорная, внедоговорная, долевая, солидарная, субсидиарная).
  • 82. Условия гражданско-правовой ответственности. Гражданское правонарушение и его состав.
  • 83. Объем гражданско-правовой ответственности. Убытки, их состав.
  • 84. Понятие и основания прекращения обязательств.
  • 19. Условия, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

    Безвестное отсутствие – это удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установит место его пребывания.

    Признание гражданина безвестно отсутствующим производится, только в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц (иждивенцы, его супруг, его кредиторы). Согласно ГК РФ, суд может признать гражданина безвестно отсутствующим при наличии юридического состава, состоящего из следующих юридических фактов:

    Отсутствие лица в месте его постоянного жительства длительное время и невозможность установить его место пребывания

    Отсутствие сведений о его местонахождении

    Истечение срока в один год с момента получения последних сведений о месте нахождения данного лица.

    День получения последних сведений может быть подтвержден различными способам (получение последнего письма, кино- и фотосъемкой, свидетельскими показаниями). При невозможности установить день получения последних сведений о безвестно отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц, это будет первое января следующего года. Согласно ГПК, судья, при подготовке дела к слушанию, должен также выяснить, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине. Судья запрашивает сведения о возможном пребывании лица по месту рождения, прежнему месту жительства и работы, запрашиваются ОВД, военные части. Если длительные поиски не дают результата, только тога выносится решении о признании гражданина безвестно отсутствующим. Это влечет за собой следующие правовые последствия: если имущество, принадлежащее такому гражданину, необходимо поддерживать в надлежащем состоянии, это имущество передается в доверительное управление. После решения суда о передаче орган опеки и попечительства назначает доверительного управляющего и заключает с ним договор доверительного управления имуществом. Имущество передается в доверительное управление обычно если нет близких родственников. Из этого имущество выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующих должен был обеспечивать, а также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего лица.

    В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

    20. Условия, порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим.

    Объявление умершим - признание официальными инстанциями (обычно по решению суда) факта смерти физического лица при отсутствии его опознанного тела. Решение принимается по косвенным доказательствам или же автоматически в связи с продолжительным безвестным отсутствием. Влечёт те же юридические последствия, что и смерть, констатированная обычным образом, то есть открытие наследства, прекращение брака, пребывания в должностях и проч.

    По Гражданскому кодексу России, объявление умершим возможно только по решению суда:

    * в случае безвестного отсутствия - спустя пять лет после исчезновения;

    * если человек пропал «при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определённого несчастного случая» - через шесть месяцев;

    * пропавших без вести в связи с военными действиями - через два года после окончания военных действий.

    Дата смерти устанавливается, при трёхлетнем безвестном отсутствии, как дата вступления приговора суда в законную силу; в случае же конкретного несчастного случая датой смерти может быть указан день этого события.

    Согласно российскому закону, если объявление умершим последовало ошибочно и объявленный умершим гражданин явился живым, то соответствующее решение упраздняют, запись о смерти аннулируют. «Воскресшее» лицо имеет право, по российским законам, востребовать себе всё, кроме супруги (супруга), если она (он) состоит уже в новом браке, и безвозмездно и добросовестно взятых денег и ценных бумаг. Если же его супруг(а) не вступил(а) в новый брак, то брак восстанавливается. Если некоторое его имущество за время «смерти» продано или иначе возмездно перешло к другим, то и оно может быть востребовано при условии, что покупатель знал о том, что истинный владелец имущества жив; при невозможности его возврата натурой взимается стоимость.

    21. Понятие юридического лица, признаки юридического лица .

    ЮЛ – коллективное образование, обладающее правосубъектностью.

    ЮЛ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

    Можно выделить 4 формально-юридических принципа:

    1. Организационное единство. Под организационным единством надо понимать внутреннее устройство организации, проявляющееся в разграничении и взаимосвязи отдельных структурных подразделений юридических лиц, регламентации отношений между участниками и подчинения единому органу. Будучи единым целым, организация нередко состоит из структурных подразделений. Структура и состав определяется по-разному: вышестоящим органом или самим лицом. Это закреплено в уставе или в учредительном договоре (Учредительные документы).

    2. Имущественная обособленность. Проявляется в том, что либо должно иметь свое имущество, составляющее материальную основу его деятельности. Это имущество отделено от имущества других субъектов гражданского права. Внешнее проявление находится в учете имущества на бухгалтерском балансе. Т.о., само собой, все они должны иметь самостоятельный баланс.

    3. Самостоятельная имущественная ответственность. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юр. лица выражена в том что оно само отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, и за причинение вреда. Кредиторы с требованиями могут обращаться только к нему. Отвечает организация всем имуществом. Бывает регрессное обращение.

    4. Выступление в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени. От своего имени распоряжается имуществом. Имущество находится на разных правах:

    Преобладает право собственности, которое позволяет распоряжаться имуществом в своих интересах.

    Как это не странно звучит, но далеко не все люди умирают, ведь часть из них просто исчезает из нашего поля зрения и никаких сведений о человеке больше не слышно.

    Простой пример – военная командировка или авиакатастрофа. Человек уехал и не вернулся, а на деле его тело не было найдено и значит, что факта физической смерти не наступало. Именно в этой ситуации и есть смыл говорить про признание гражданина безвестно отсутствующим. Это юридическая формулировка, которая в последствии способна решить некоторые из возникнувших проблем.

    Безвестное отсутствие – это установленная судом процедура, согласно которой выявлено, что гражданин длительное время отсутствует по месту своей прописки и проживания. В случае отсутствия сведений о человеке возникают определенные трудности с выполнением им ряда правовых обязательств – кредит, поручительство, трудовые взаимоотношения и др.

    В отсутствии человека его права собственника на движимое и недвижимое имущество не могут передаваться иным лицам , как и кредитные обязательства, возложенные на плательщика, который по факту исчез. К тому же нельзя забывать и про трудо-правовые и семейно-правовые отношения, где большинство споров также невозможно решить без одной из сторон.

    Легко ли признать человека безвестно отсутствующим

    Очень многих в настоящий день интересует вопрос о том, как признать человека безвестно отсутствующим в рамках правового и юридического законодательства.

    На самом же деле решение этого вопроса четко прописано в ГК РФ и согласно юридическому законодательству существует несколько решений этого вопроса:

    • Отсутствие возможности уточнить текущее местонахождение человека без наличия любых сведений о нем за прошедшее время.
    • Если по месту проживания человека отсутствуют какие-либо сведения о его фактическом пребывании на протяжении 1 календарного года. Исчисление сего срока начинается с момента, когда были предоставлены или получены последние данные о человеке. Если невозможно установить конкретный день, то началом отсчета выступает первый день месяца, а если невозможно подтвердить и месяц, то исчисление производится с 1 января.
    • Согласно решению суда гражданин может быть признан безвестно отсутствующим. Предоставленное заявление в судебную инстанцию рассматривается в очереди особого производства. Заявителем могут выступить родственники, опекуны, прокурор или кредиторы. В ходе совершения подготовки судом выясняется круг лиц, который способен уточнить информацию касательно того, когда гражданин был замечен в последний раз.

    Ряд правовых последствий

    Если человеку засчитают статус безвестно отсутствующего, при наличии подобного судебного заключения, необходимо вести речь о дальнейших правовых последствиях. По законодательству в этом случае большая часть финансовых обязанностей возлагается на доверенных лиц . Давайте об этом и поговорим.

    Правовые последствия в случае использования официальной формулировки «безвестно отсутствующий гражданин» вступают в действие с момента вынесения настоящего решения в суде.

    Если в собственности у безвестно отсутствующего человека имелась квартира или любой объект недвижимости, который может нуждаться в регулярном его использовании, то согласно судебному предписанию выбирается доверительное управляющее лицо. Его обязаны выбрать органы попечительства и опеки.

    Будет подписан договор о варианте доверительного использования недвижимой собственностью. Человек, оказывающее доверительное управление, производит погашение задолженностей и производит иные необходимые действия, которые были возложены на безвестно отсутствующего гражданина.

    Действие любых доверенностей, которые были выданы этому или этим человеком также аннулируются. Это хорошо прописано в законодательстве, а именно в статье 188 ГК. И на 2019 год все эти пункты остаются в силе.

    Фидуциарные договоры с самим гражданином также прекращают свое юридическое действие. Агентский договор, поручения, комиссионные расчеты – в дальнейшем они недействительны по отношение к безвестно отсутствующему человеку.

    Определенные правовые последствия касаются и регистрации семьи. Муж или жена безвестно отсутствующего человека имеют законное право аннулировать брак в упрощенном варианте. Никакого значения в этой ситуации не играет количество малолетних детей и не потребуется обоюдного согласия на развод. Более подробно этот момент расписан в пункте 2 ст. 19 СК.

    Также прекращает свое действие трудовой договор с нанимателем по факту признания гражданина безвестно отсутствующим. По аналогичному принципу трудовые договора должны быть расторгнуты и с теми лицами, для которых безвестно отсутствующий выступал в роли работодателя.

    Необходимо учитывать и иные правовые последствия, действие которых прописано в федеральном блоке законов.

    Юридические последствия вопроса

    Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующем касаются в большей мере имущественных споров. Уместно ли в этой ситуации говорить про наследство и строить на него планы?

    После признания судом гражданина в качестве безвестно отсутствующего лица, потенциальные наследники не имеют законных оснований для раздела имущественной собственности .

    Доверительное управление становится обязанностью нового лица и именно он распоряжается жилплощадью. Наследство может быть рассмотрено лишь через 5 лет , когда в факт безвестного отсутствия может быть трактован юридической смертью человека.

    Правовая сторона вопроса в случае обнаружения гражданина

    Давайте же рассмотрим этот вопрос и с другого ракурса. Скажем, что предусмотрено законодательством в том случае, если человек сам явится или же будет обнаружено место его текущего нахождения . В этом варианте развития событий суд аннулирует свое изначальное решение об одобрении статуса гражданину безвестно отсутствующего, возвращает ему изначальные права на личное имущество и предоставляет возможность восстановить брак при обоюдном согласии сторон.

    Юридическое объявление о смерти

    Безвестно отсутствующее лицо не остается в этом статусе навсегда, что прописано государственным законодательством. Человек будет объявлен умершим при следующих условиях:

    • Отсутствие фактической возможности установить место проживания человека в настоящий момент времени. Также невозможно подтвердить того, что он бодрствует и жив сейчас.
    • Если по месту проживания отсутствуют сведения о его существовании на протяжении последних пяти лет. Если имел момент определенный риск для его жизни на день исчезновения, то в таком случае достаточно 6 месяцев нахождения в статусе «безвестного отсутствующего», чтобы в дальнейшем объявить о юридической смерти. Решение суда в этом вопросе исходит из поступившего заявления от заинтересованной стороны.

    Как правило, заявления граждан подобного плана рассматриваются судом в формате особого производства. Порядок признания человека умершим регламентируется федеральным законодательством.

    Если сам гражданин в последующим объявится, то порядок правовых последствий будет выглядеть следующим образом:

    • Судом отменяется изначальное постановление о смерти безвестно отсутствующего гражданина.
    • Отделение ЗАГС должно вынести человека из списка умерших и восстановить его в базе по месту регистрации.
    • Гражданин обладает правом затребовать своего личного имущества, которое перешло в собственность к наследникам. Возврат ценных бумаг и денег реализовать куда сложнее. Скорее всего, потребуется оформлять исковое заявление и обращаться в суд.

    Видео: Юрист об особенностях признания лица безвестно отсутствующим

    Оформление официального заявления

    Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим является единственным правильным юридическим шагом на этапе получения законности данного статуса.

    Официальное заявление может оформляться как в произвольной форме, так и по образцу, который можно найти в интернете.

    Важно, чтобы после оформления подобного заявления заинтересованное лицо заверило подлинность документа у нотариуса. Далее оригинал документа оставляется в суде, где и будет рассмотрен вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим.

    В пунктах заявительного письма должно прописываться следующее:

    • Когда в последний раз гражданина видели лица, способные это подтвердить.
    • По какой причине сторона подает данное заявление.
    • Иные важные дополнение по вашему мнению.

    Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

    2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

    признание гражданин умерший отсутствующий

    Лицо, в случаях, предусмотренных российским законодательством, а в частности, гражданского права, признается безвестно отсутствующим или умершим. Если же гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, появляется в месте его жительства после решения суда, то в таких, соответственно ситуации, случаях наступают определенные правовые последствия, которые закрепляются в Гражданском Кодексе РФ, в частности, ст. 43, 46. Статьи, указанные ранее, содержат в себе следующий правовой смысл. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012-1026 ГК РФ. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

    В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последнее он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.

    Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).

    Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

    Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

    Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

    На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.

    Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

    Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

    В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

    Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).

    Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.

    Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.

    Я считаю, что приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.

    Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.

    Объявление же умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

    Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

    Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.

    Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

    Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.

    Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

    Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

    Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

    Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

    Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?

    Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

    Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

    Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презумировать смерть безвестно отсутствующего.

    В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

    Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

    Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.

    Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

    В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

    Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

    Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

    Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти - фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.

    Делись добром;)

    Основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

    признание гражданин отсутствующий умерший В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим...

    Понятие и значение юридических фикций в гражданском праве (на примере правового регулирования безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим)

    Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В Германии, Фрaнции...

    Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

    Конституция РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7. закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах...

    Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

    Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц...

    Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

    Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

    Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является...

    Признание безвестно отсутствующим - это весьма сложный и длительный юридический процесс, но его прохождение имеет зачастую принципиальное значение. Кроме того, данная процедура влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Что же необходимо сделать для получения статуса отсутствующего безвестно?

    Признание гражданина таковым является крайне важным моментом для иных лиц, с которыми этот человек вступал в определенные правоотношения. Отсутствие лица и любых вестей о нем на протяжении длительного времени приводит к юридической неопределенности, последствия которой нередко нарушают права и интересы других людей.

    В каких случаях лицо могут назвать «безвестно отсутствующим»?

    Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и основания для этого прописаны на законодательном уровне. Принципиально важным моментом здесь является отсутствие каких-либо сведений о месте временного пребывания или постоянного жительства лица на протяжении конкретного периода.

    В соответствии со ст. 42 ГК РФ, один календарный год - это тот самый предельный срок, по истечении которого заинтересованные лица, не владеющие сведениями о местонахождения гражданина, могут ходатайствовать об объявлении последнего отсутствующим безвестно.

    Получение статуса пропавшего без вести: кому это необходимо?

    Когда же пора обращаться в суд? Иск о признании гражданина безвестно отсутствующим и решение по данному делу могут стать в юридическом смысле отправной точкой. Вот лишь несколько примеров ситуаций, в которых может возникнуть острая необходимость объявления лица пропавшим без информации о его местонахождении:

    • Кредитор не имеет возможности получить от должника причитающееся ему имущество или денежные средства.
    • В случае пропажи кормильца нетрудоспособные иждивенцы автоматически лишаются ухода и источников к существованию.
    • Несовершеннолетний ребенок, проживающий с одним из родителей, не сможет выехать за территорию государства без нотариального разрешения второго родителя, если о его местонахождении ничего неизвестно.
    • У оставшегося законного супруга отсутствует законная возможность расторгнуть официальный брак с пропавшим без вести лицом.
    • Интересы и права самого безвестно отсутствующего лица остаются без защиты на протяжении длительного времени. Без должного присмотра находится и имущество, что может привести к его окончательной утрате или противозаконному посягательству иных лиц.

    Исковое заявление о признании лица без вести отсутствующим

    С целью преодолеть подобную юридическую неопределенность и был разработан правовой механизм признания безвестно отсутствующим лица, связь с которым оборвалась. По сути, это единственный способ защитить или восстановить нарушенные права и интересы третьих лиц. Следующим шагом на пути разрешения неординарных ситуаций станет признание безвестно отсутствующего умершим. Для обеих процедур установлен отдельный судебный порядок, характеризующийся особым процессуальным производством.

    Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим проходит несколько этапов рассмотрения по существу. Первое, на что судебная инстанция обращает внимание, - это наличие оснований для подачи иска. Заявителю необходимо собрать доказательства отсутствия человека. К тому же, иск будет рассматриваться только в случае годичной пропажи гражданина. Все аргументы, представленные заявителем, подлежат тщательной проверке. Положительное решение по делу возможно только в том случае, если суду не удастся найти никакой значимой информации о местонахождении отсутствующего. Также перед истцом стоит еще одна задача - подтвердить, что получение подобных сведений абсолютно невозможно в настоящий момент.

    Отказ: почему суд не всегда признает факт пропажи человека?

    Как уже было отмечено, моменту обращения с заявлением должен предшествовать конкретный прописанный ст. 42 ГК РФ срок, который предполагает вероятность появления информации о пропавшем лице. Однако соблюдение данного требования еще не говорит о том, что суд примет иск к рассмотрению.

    В частности, объявление гражданина безвестно отсутствующим будет под вопросом, поскольку практике известны случаи, когда отдельные лица из корыстных мотивов намеренно скрывают свое место жительства, временного пребывания. Причиной такого поведения может служить желание избежать долговых обязательств перед кредитором, уклониться от уплаты алиментов.

    Нередко граждане скрываются от уголовной или административной ответственности за совершенное ими противоправное деяние. При возможности применения к пропавшему лицу любого из вышеперечисленных обстоятельств признание его без вести отсутствующим становится маловероятным.

    Как определить дату, с которой лицо будет считаться отсутствующим безвестно?

    Таким образом, поиск людей, от которых нет известий, является первостепенной задачей для заинтересованного лица. Бесспорно, сам факт признания человека пропавшим влечет за собой наступление некоторых юридически значимых последствий, а потому подойти к его утверждению судья должен ответственно. Течение периода, на протяжении которого ни малейших сведений об отсутствующем не было получено, исчисляется с момента получения последних вестей о местонахождении разыскиваемого лица.

    В противном случае, если определить ту самую дату затруднительно, за начало срока берется первый день следующего месяца после получения какой-либо информации о месте пребывания или жительства отсутствующего, а если не удается установить последний месяц, период отсчитывают с первого января следующего года.

    В чем разница между признанием отсутствующим и объявлением умершим?

    Заинтересованные лица редко прекращают поиск людей, признанных безвестно отсутствующими. Согласно ГК РФ, лицо может быть объявлено умершим спустя три года после постановления решения суда о признании последнего пропавшим. Стоит отметить, юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и обстоятельства, открывающиеся после признания его же умершим, имеют существенные различия.

    Так, в первом случае кардинальных и необратимых правовых изменений не наступает. Вследствие признания человека пропавшим без вести по решению суда назначается смотритель, на которого возлагаются обязательства поддерживать собственность и имущество отсутствующего хозяина. В соответствии со ст. 43 ГК РФ, данное лицо наделяется рядом полномочий по усмотрению органов опеки и попечительства.

    Фактически, гражданин, пропавший без вести, не лишается дееспособности, ведь официального подтверждения его гибели нет, а значит, в случае его возвращения решение суда о признании его безвестно отсутствующим может быть аннулировано.

    Объявление умершим: открытие наследства и другие последствия

    Признание гражданина умершим при положительном рассмотрении ходатайства в большей степени связаны с дальнейшей судьбой имущества пропавшего человека. Наиболее распространенными можно назвать следующие правовые ситуации:

    • Открывается наследство, вступить в которое могут лица в соответствии с порядком и очередностью наследования.
    • Часть нажитых материальных ценностей идет на погашение кредитных задолженностей и обязательств, взятых на себя отсутствующим лицом до момента пропажи.
    • Другая часть средств направляется на содержание иждивенцам (например, малолетним детям или опекаемым, нетрудоспособным родителям).
    • У иждивенцев, содержащихся за счет пропавшего лица, с признанием его таковым возникает право обратиться к государству за правом на получение пособия (пенсии по утрате кормильца).
    • Третьи лица автоматически теряют права и обязательства, выходящие из договоров поручения, в которых отсутствующий гражданин являлся одной из сторон при жизни.
    • С момента признания лица без вести отсутствующим, теряет свою легитимность доверенность. Причем это касается и того документа, который был выписан на имя пропавшего, и того, который был выдан им самим.

    Возможно ли сокращение сроков для признания лица умершим?

    При этом для получения акта гражданского состояния о смерти человека, как уже было отмечено, должно пройти три года со дня принятия решения о наделении лица статусом безвестно отсутствующего. Умершим лицо объявляется и в том случае, если имели место обстоятельства, способные повлечь за собой смерть, т. е. заведомо опасные ситуации (стихийные бедствия, катаклизмы, крушения, авиакатастрофы и т. д.).

    В этом случае лицо будет признано умершим, даже если его тело так и не было обнаружено к моменту подачи искового заявления в суд.

    Процедура вынесения судебного решения

    Таким образом, признание безвестно отсутствующим - первый этап на пути к освидетельствованию смерти пропавшего лица, который подразумевает выполнение ряда последовательных действий от заинтересованных граждан:

    • составление заявления в письменном виде;
    • подача иска в судебную инстанцию;
    • рассмотрение ходатайства в суде;
    • ознакомление с доказательствами отсутствия сведений о местонахождении пропавшего;
    • принятие решения по делу.

    Кто такие «заинтересованные лица»?

    Кстати, в гражданско-процессуальном законодательстве нет четкого определения термина «заинтересованное лицо». Однако на практике с заявлением в суд о признании лица пропавшим без вести чаще всего обращаются граждане:

    • законный супруг (супруга);
    • нетрудоспособные родители;
    • несовершеннолетние дети;
    • опекаемые иждивенцы;
    • лица, интересы и права которых были нарушены пропавшим гражданином;
    • представители местной администрации;
    • прокурор.

    Случается и так, что пропавшие люди находятся. При появлении лица, в отношении которого было вынесено решение о признании его безвестно отсутствующим, все связанные с этим правовые последствия, касающиеся имущественных прав, нивелируются. Но отмена судебного вердикта не позволяет, например, признать незаконным расторжение брака, если второй супруг за период отсутствия уже успел оформить новые семейные отношения.



    Просмотров