Новый закон: что нужно знать турагенту. Ростуризм приглашает к обсуждению Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации Такие подвижные и долгие сроки

8327 27 апреля 2016

Чуть больше, чем через полгода, с 1 января 2017 г., вступит в силу новый закон, регулирующий туристическую деятельность. Последние поправки в закон о туризме - наиболее масштабные со времени отмены лицензирования в 2007 г. и внедрения системы финансового обеспечения туроператоров в 2012 г. Изменения затрагивают всех игроков рынка, но мы подробно остановимся на тех положениях, которые будут наиболее интересны турагентам.

Первое. Работа по поручению туроператоров.

Требование ФЗ-49 работать по поручению ТО. Данная норма прописана недостаточно чётко и, возможно, будет дорабатываться. Дмитрий Морозов, председатель комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности СТА трактует это положение так: «Гражданское законодательство для правоотношений, связанных с реализацией турпродукта, предполагает агентирование в двух видах - от собственного имени и от имени туроператора (поручение и комиссия). Турагент является агентом от туроператора, который реализует турпродукт потребителю. Это основная схема и именно она закреплена в действующей редакции основного отраслевого закона 132-ФЗ. Ей уже следуют. Закон 49-ФЗ, внесший изменения, которые вступят в силу с 1 января 2017 г, говорит о том, что туроператор поручает турагенту продвижение и реализацию турпродукта, то есть он говорит то же самое, но уже более конкретно и предметно. Таким образом, отраслевой закон устанавливает, что реализация турпродукта турфирмой осуществляется на основании поручения. иными словами, в рамках договора агентирования, как основного договора для видов поручения. Согласно Гражданскому законодательству, если турагент действует от имени туроператора - выдается доверенность. Но в ситуации, когда турагент действует от собственного имени - доверенность не нужна. Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Я читаю закон так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора. Если от имени туроператора, то должна быть доверенность, если от собственного - то не должна. Данного мнения придерживаюсь не только я, но и многие эксперты отрасли».

Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Эксперт: «Я трактую это так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора».

Инна Руденская, руководитель юридического департамента Сети МГП, также согласна с коллегой: «В п.10 49-ФЗ в последнем предложении пункта говорится: “Турагент осуществляет продвижение и реализацию турпродукта по поручению туроператора”. Мы считаем, что это поручение может быть реализовано двумя формами. Первая - от собственного имени турагента. Вторая - от имени туроператора. В случае, когда реализация турпродукта производится от имени туроператора, необходимо оформление надлежащим образом доверенности турагенту. Данную норму закона было бы логично подкорректировать, чтобы не пришлось трактовать по-разному и, чтобы она была доступна для понимания широкому кругу специалистов, а не только юристам. В данный момент мы с туроператорами обсуждаем конкретную реализацию этого положения. Каким образом будет оформляться доверенность, как ее будут доставлять, например, из Москвы в районы крайнего севера в сжатые сроки. Ведь, если говорить о форме доверенности, оформленной надлежащим образом, то это только оригинал. У нас есть время обсудить неточности в формулировках, которые первоначально ни нам, ни нашим коллегам туроператорам были не видны. Хотелось бы подойти ответственно к этому вопросу и снять все разночтения с формулировок в законе. Потому что и турагентства, и туроператоры заинтересованы в адекватных условиях реализации турпродукта, без искусственно созданных препон».

Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи.

От чего в данном контексте эксперты предостерегают категорически: «Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи. Турагент не может работать по договору купли-продажи, не может покупать турпродукт - это запрещено законом, услуга не может быть предметом купли-продажи. Услуга - не телевизор, ее нельзя купить. Услугу можно реализовать или предоставить только по поручению агенту, а также по договору поручения и комиссии».

Второе. Факт завуалированной туроператорской деятельности агентов будет регулироваться.

Статья 10 закона 49-ФЗ гласит: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Комментарий Дмитрия Морозова: «В части формирования турпродукта законодательство не изменяется, в нем предусмотрено, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а турагентская деятельность - это продвижение и реализация, без формирования турпродукта.

Не стоит заниматься скрытым формированием турпродукта, поскольку при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность.

Вот здесь агенты часто могут хитрить, продавать перевозку и размещение не в составе пакета, а отдельно (при этом проводить сделки через разные юрлица и формально не нарушать ст.10), то есть фактически заниматься формированием турпродукта, не имея на то законных оснований. И появление такой формулировки в обновленном законе говорит о том, что факт завуалированной туроператорской деятельности агентов известен на государственном уровне и будет регулироваться. Ведь если агент начинает формировать турпродукт, то он фактически трансформируется в туроператора, а это влечет за собой ряд дополнительных обязанностей: необходимость получения фингарантий, необходимость внесения компании в реестр туроператоров и т.п. В принципе, случаи превращения турагентской компании в туроператорскую известны и в их новом статусе бизнес продолжался весьма успешно, но на данный момент часто турфирмы предпочитают идти на некий подлог, выдавая туристам разные договоры на разные юрлица и не информируя о потребительских свойствах такого продукта. Но это до тех пор, пока все идет хорошо и не возникает судебных конфликтов или чрезвычайных ситуаций на отдыхе, когда туристу может понадобиться компенсация или вмешательство «Турпомощи». Мое мнение таково: я однозначно не рекомендую заниматься скрытым формированием турпродукта, так как при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность. И ст.10 49-ФЗ это строго регулирует».

Третье. Турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору.

Закон с 1 января 2017 г. устанавливает, что турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору. «Для агентов это правило может обернуться новой головной болью, - комментирует Дмитрий Морозов. - Почему? Потому что, с одной стороны, 49-ФЗ устанавливает, что турагент действует по поручению туроператора, то есть агент выполняет действия по подбору тура, реализации тура, получению денег и передачу их туроператорской компании. А с другой стороны, установив, что турагент отвечает перед туристом за передачу денег туроператору, можно сделать вывод, что агент выполняет уже поручение туриста, а не оператора. Получается, что закон содержит в себе противоречие. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - турагент является агентом туриста.

Положение может обернуться новой головной болью для турагентов, поскольку закон содержит в себе противоречия. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - агентом туриста

То есть, какой теперь договор заключать турагенту с туроператором? Поручения? Что логично. Туроператор заключает турагентский договор, по которому поручает турагенту реализовать турпродукт, или туроператор заключает с туристом договор реализации. Или наоборот? Если турагент несет финансовую ответственность перед туристом, тогда какой нужен договор? Получается, что агентский договор от туриста к турагенту, по которому агент покупает продукт для туриста. Но это же не купля-продажа. Агент как бы заключает с туроператором договор реализации турпродукта, по которому туроператор реализует его через агента для конкретного физического лица. И в этом есть нестыковка. Какое будет правоприменение данной нестыковки - пока сложно предугадать, но в моем понимании, это явная коллизия норм в одном и том же законе. Я за четкие и понятные договорные отношения в конкретном сегменте и за защиту прав потребителя. Надеюсь, что нам до января 2017 г. удастся обратить внимание законотворцев на данное положение и попытаться принять меры по их урегулированию.

Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов.

И еще один момент, вызывающий обеспокоенность. Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов и в полном объеме, закрывая глаза на установленное разграничение ответственности, и “притягивая за уши” все остальные виды ответственности. Чем это грозит турагентам? Например, решения не в пользу агентов при судебных разбирательствах. Очевидно, что операторские компании владеют огромным штатом профессиональных юристов, в то время как агенты зачастую в этом плане уязвимы. Особенно независимые турфирмы. Совет здесь может быть такой - заранее озаботиться юридической поддержкой и быть готовым к тому, что подобные случаи вполне реально могут возникнуть. Предупрежден - значит вооружен», - резюмирует эксперт.

Долгое время «кочевавший» по инстанциям отраслевой закон, наконец, был в начале марта принят Госдумой и подписан Президентом. Что меняет новый закон о туризме в жизни туроператоров и турагентств, что от него участникам рынка? Сейчас это наиболее частные вопросы, которые приходят в редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ». Мы попросили юристов разъяснить, что существенно изменилось для турагентств и туроператоров, и где у них могут возникнуть «скользкие места».

«Для туроператоров в первую очередь расширен список условий, когда финобеспечение ответственности туроператора не требуется. В частности, оно не требуется для туроператора в сфере выездного туризма, имеющего сформированный фонд персональной ответственности в размере не менее семи процентов от общей цены туристического продукта по выездному туризму за предыдущий год», - пояснил , член правления , основатель юридического агентства «Персона Грата». При этом решение об освобождении туроператора от финансового обеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на следующий календарный год принимается Турпомощью по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления туроператора.

В итоге для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам создается резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператора. «Взнос в резервный фонд должен перечисляться ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности или её представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, но не позднее чем 15 апреля текущего года. Фонд персональной ответственности формируется за счет ежегодного взноса туроператора в сфере выездного туризма, равного одному проценту общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Перечисление взноса производится равными долями не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом», - пояснил Георгий Мохов. При этом туроператоры, которые не вывозили туристов за границу и «новички», готовые войти на рынок, должны перечислить взнос в фонд персональной ответственности туроператора до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма в размере 100 тысяч рублей.

Максимальный размер фонда составляет не менее семи процентов от общей цены выездного турпродукта за предыдущий год, по достижении которого перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператора прекращается.

При этом в законе обновлен список случаев исключения сведений о туроператоре из реестра: в него добавлен пункт об исключении в случае нарушения существенных условий договора перевозки, включая договор фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком. В их числе - гарантии оплаты услуг по договору и сумма таковой гарантии, а также обязанность туроператора выдать документ на перевозку. Отметим, что также дополнен перечень существенных условий договора о реализации турпродукта, ко которым в том числе относятся и условие выдачи туристу отдельно либо в составе турпродукта электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно. Если договор о реализации турпродукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия. Аналогичная ситуация и с ваучером гостиниц.

«Законом предусмотрено досрочное расторжение договора страхования ответственности туроператора, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Туроператор не позднее 30 календарных дней со дня досрочного расторжения договора страхования ответственности либо отзыва банковской гарантии обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора.

В случае отзыва у страховой компании лицензии на осуществление страхования либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством РФ туроператор не позднее 45 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления от Ростуризма обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора», - также добавил Георгий Мохов.

Что касается турагентств, то первое - и наиболее «скользкое» место в том, что новый закон обязывает турагентов осуществлять продвижение и реализацию турпродукта от имени и по поручению туроператора. «В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора. При реализации турагентом турпродукта он предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта», - говорится в законе. При этом туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком. В договоре о реализации турпродукта должно содержаться условие о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность по договору о реализации турпродукта в отношении обязанностей турагента; об обязательстве турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором.

«Договор с туристом, заключенный агентом с туристом по доверенности от имени туроператора, это договор туроператора, а не турагента. Соответственно и правоотношения по данному договору строятся по иной модели, нежели сейчас, в привычном варианте сделок, совершенных агентом от своего имени. Но при этом нужно учитывать то обстоятельство, что у агента (поверенного) есть собственные обязанности перед принципалом (доверителем), установленные договором между ними. Обязанности эти могут сопровождаться установленной принципалом ответственностью за те или иные действия агента, а в некоторых случаях и содержать крайне неприятное поручительство за исполнение договора третьим лицом (делькредере), когда агент несет ответственность за неисполнение договора в той или иной форме. Турагенту нужно будет хорошо подумать, прежде чем подписать такой договор», - прокомментировал ситуацию Георгий Мохов.

По его словам, новая редакция закона строит отношения туроператора и агента по модели коммерческого представительства (ст 184 ГК) с открытым объемом сделок. В любом случае, это не поручение в прямом смысле (глава 49 ГК), поскольку поручение предполагает совершение только юридических действий, в то время как действия агента шире: это не просто подписание договора от имени, это фактическая деятельность по продвижению и реализации турпродукта. Суды голову себе сломают, когда придётся разделить ответственность этих двух субъектов, если она прямо не будет разделена в договоре, причем корреспонденцией между договором ТО-ТА и ТА-Турист», - резюмировал Георгий Мохов.

13 сентября открылась работа осенней сессии Госдумы, от которой турбизнес ждет рассмотрения поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», устраняющих ряд пробелов в текущей редакции закона. В очередном выпуске "Туризм и законодательство" мы рассмотрим изменения, которые предлагается внести в отраслевой закон.

Напомним, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" был внесен в Думу и направлен в Комитет ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи 21 июля 2017 г.

Основной целью законопроекта является устранение технических ошибок и ряда правовых пробелов, которые были допущены при написании федерального закона № 49-ФЗ, содержавшего текущую редакцию закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

С полной таблицей изменений, предлагаемых проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можете ознакомиться здесь, а мы дадим ниже разбор самых значимых поправок с "переводом с юридического".

ИСПРАВЛЕНЫ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ В ЗАКОНЕ

Одна из самых обидных ошибок содержится в ст.4.1. закона в текущей редакции, в которой устанавливается, что должностные лица туроператора не могут занимать свои должности, если сведения о компании были исключены из реестра туроператоров по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 6-14 части пятнадцатой ст. 4.2.

«В переводе» это подразумевает практически все поводы для исключения сведений о туроператоре из реестра - даже если туроператор сам (!) подал в Ростуризм заявление о прекращении деятельности в какой-то определенной сфере туризма. Новый законопроект этот пробел устраняет, ограничивая перечень «нарушений» должностных лиц абзацами 4,6, 9, 12 и 13 части пятнадцатой ст.4.2.

Еще одна правка ст.4.1. относится к туроператорам, которые в полном объеме сформировали фонд персональной ответственности. Сейчас в законе указано, что таким операторам финансовое обеспечение ответственности не требуется. Законопроект же уточняет, что это правило распространяется только на тех туроператоров, которые осуществляют деятельность только в сфере выездного туризма. Если же речь идет о компаниях, работающих еще и в других сферах, им необходимо будет оформлять фингарантию в размере, действующем для рынков внутреннего и въездного туризма.

Законопроект также уточняет период, за который туроператоры должны отчитываться в Ростуризм и считать количество туристов, общий объем денежных средств, полученных от реализации турпродукт и проч. Сейчас в законе этот период звучит как «предыдущий год». Законопроект же уточняет - «предыдущий календарный год», т.е. приводит отраслевой закон в соответствие с другими нормативными актами.

В 2017 г. туроператоры вошли с новым законом, который устанавливал новый размер финансового обеспечения 3% на 2016 г. и 5% с 2017 г. и далее. Т.е. воспользоваться «скидкой» туроператоры в этом году не смогли.

Законопроект корректирует ст.17.2., но опять туроператорам не удастся платить менее 5%. Корректировка выглядит следующим образом: 3% на 2017 г. и 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма с 2018 г.

ДОВЕРЕННОСТЬ ОТ ОПЕРАТОРА - ДО СВИДАНЬЯ

Законопроект исключает из нынешней редакции закона часть третью ст.10.1., которая требует от турагента выдачу туристу копию доверенности на заключение договоров от имени туроператоров.

Безусловно, принятие этой поправки будет радостно встречено всеми участниками рынка, т.к. по словам многих турагентов эта норма закона только мешает в работе, нежели чем защищает чьи-либо интересы.

ФОНДЫ ТУРОПЕРАТОРОВ ПРИ «ТУРПОМОЩИ»

Поправки в закон уточняют порядок расходования средств резервного фонда, указанный в ст.11.4 (часть 10). Новая редакция предполагает, что расходование средств резервного фонда на иные цели, кроме оказания экстренной помощи туристам не допускается, за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда.

Речь идет о налогах, которые «Турпомощь» уплачивает за доходы, полученные от размещения средств резервного фонда и расходов на содержание и обслуживание банковского счета, на котором находятся средства резервного фонда.

Те же самые поправки вносятся и в отношении средств персонального фонда - доход, полученный от размещения средств фонда, может расходоваться на уплату налогов и ведение банковского счета.

Также законопроект в случае его принятия позволит «Турпомощи» «использовать на административно-управленческие расходы, связанные с ведением отдельного учета средств фонда персональной ответственности туроператора, не более одного процента дохода, полученного от размещения денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров за год.

Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, расходы на проведение аудита, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи.».

Напомним, что нынешняя редакция закона подразумевает, что персональные фонды формируются на отдельных банковских счетах и по ним должен вестись отдельный учет, в то время как «Турпомощь» для этих целей открыла только один счет.

Законопроект вводит отдельную статью 11.7 - «Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления».

Согласно этой статье, туроператор, освобождается от финобеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности на срок с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, до 1 апреля следующего календарного года.

Продлять освобождение от платежей туроператору придется каждый год, для чего ему придется подавать в Ростуризм соответствующее заявление в срок не позднее 1 марта текущего года. Если туроператору откажут в продлении, то ему придется до 1 апреля заключить и представить в Ростуризм договор о финобеспечении на новый срок.

Если же отказ в продлении срока связан с недостижением максимального размера фонда персональной ответственности, туроператор в течение пяти рабочих дней со дня получения решения об отказе в продлении срока может перечислить в фонд персональной ответственности денежные средства в размере, необходимом для достижения его максимального размера, и повторно подать заявление о продлении срока.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРА

Поправки в закон увеличивают срок подачи в Ростуризм сведений о новом договоре о финобеспечении в случае досрочного расторжения действующего договора - с 30 календарных дней до 45.

Также законопроект уточняет, что новый договор страхования ответственности туроператору понадобится не просто в случае отзыва лицензии у страховщика, а именно лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Ст.17.4. определяет дату наступления страхового случая по договорам финобеспечения туроператоров - день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Законопроект уточняет - «В случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца 16 части 15 статьи 4.2 настоящего федерального закона.».

Законопроект также устанавливает, что при наступлении страхового случая страховщик или гарант обязаны проинформировать Ростуризм о получении первого требования туриста о выплате из фонда финансовой ответственности или банковской гарантии.

При этом, проект закона предлагает исключить обязанность страховщика или гаранта предоставлять в Ростуризм сведения о произведенных выплатах из финобеспечения туроператора, содержащуюся в ст.17.4.

Документ ужесточает ответственность игроков туристического рынка.

В РФ вступает в силу новый закон о туризме, направленный на повышение ответственности участников туристического рынка и усиление правовой защиты туристов, выезжающих за пределы страны.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" был подписан президентом России Владимиром Путиным в марте 2016 года.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) напомнили, что работа над законопроектом, ужесточающим ответственность игроков туристического рынка, началась в 2014 году на волне банкротств крупных туроператоров. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил в разговоре с ТАСС: "Важно, что закон значительно усиливает ответственность участников туррынка и защиту туристов".
Фонд персональной ответственности оператора и "Турпомощь"

В РСТ отметили, что новая версия закона сохранила необходимость финансового обеспечения туроператора в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или банковской гарантии, но туроператоры в сфере выездного туризма должны теперь иметь еще и фонд персональной ответственности. "Он формируется для каждого оператора "Турпомощью" за счет ежегодного взноса туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристического продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год", - пояснили в союзе.
Согласно закону, оператор вправе сразу сформировать фонд персональной ответственности максимального размера, который составляет не менее 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператоров в этом случае прекращается.

Как отметил глава "Турпомощи" Александр Осауленко, "очень много трактовок по поводу того, как это будет выглядеть". "Механизм очень простой: в одном или нескольких банках в зависимости от того, как решит наблюдательный совет ассоциации "Турпомощь", будут открыты счета этого фонда, и путем внутреннего учета, то есть открытия собственных счетов на базе бухгалтерии самой ассоциации, будет вестись учет денежных средств персонально каждого оператора", - сказал он.

Кроме того, согласно закону, компенсационный фонд "Турпомощи", предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам, переименован в резервный. Важно, что взносы в этот фонд приведены в соответствие с объемами операторов. Так, закон обязывает туроператоров, отправивших на отдых не более 10 тыс. клиентов, внести в него всего 50 тыс. рублей. Для компаний, отправивших на отдых более 10 тыс. туристов, но менее 100 тыс., размер взноса составляет 100 тыс. рублей. Для отправляющих более 100 тыс. клиентов, но менее 500 тыс., - 300 тыс. рублей. Крупные компании, обслуживающие более полумиллиона клиентов, должны будут заплатить 500 тыс. рублей.
Единый федеральный реестр турагентств

Законом также предусматривается создание единого федерального реестра турагентств. Как пояснил ТАСС глава ассоциации "Турпомощь", которая в соответствии с новым законом обязана вести данный реестр, "с нового года туроператоры должны предоставлять информацию о своих турагентах в ассоциацию, таким образом, туроператор должен подтвердить договорные отношения с тем или иным агентом, чтобы агентство могло функционировать на рынке".

"Перечень турагентств, с которыми туроператор находится в договорных отношениях, "Турпомощь" должна будет публиковать на своем сайте. Турист, покупая продукт у турагента, сможет увидеть, зайдя на сайт, имеет ли право турагент торговать продуктом данного туропепатора, имеет ли он договор с туроператором. Это позволит уберечь туристов от недобросовестных игроков, которые собирают деньги с клиентов, а потом исчезают", - пояснил Осауленко. Помимо этого, по его словам, реестр поможет определить реальное количество турагентств, работающих в России.

Закон также предусматривает обязательную выдачу туристу не менее чем за 24 часа до начала путешествия билетов "туда-обратно" и документа о бронировании гостиницы. Кроме того, турист обязательно должен быть проинформирован о возможности добровольно застраховать другие риски, возникающие во время путешествия. Он имеет право на получение копии свидетельства о внесении сведений о туркомпании в Единый федеральный реестр туроператоров.

Главное, как отметили в РСТ, закон актуализирует условия ведения туроператорской и турагентской деятельности, полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма, документом вводятся требования к договорам, заключаемым для организации перевозки туристов, усиливается административная ответственность за нарушение законодательства о туристической деятельности.

Федеральным агентством по туризму были разработаны и подготовлены предложения к Концепции проекта нового «Закона об основах туристской деятельности». Появление этих предложений связано с тем, что многие нормы действующего Закона о туристской деятельности, несмотря на их регулярное обновление, «морально» устарели, а понятийный аппарат нуждается в совершенствовании и развитии. За 17 лет действия Закона о туристской деятельности «смежное» законодательство значительно ушло вперед и стало более современным. В результате возникли пробелы и противоречия, требующие согласования и гармонизации объемного массива правовых норм разной юридической природы.

Закон о туристской деятельности внес значительный вклад в формирование правовых основ современного туристского рынка, упорядочение отношений между участниками туристской деятельности, а также усиление гарантий защиты прав туристов. Вместе с тем, предметом его регулирования является, прежде всего, защита прав и законных интересов туристов, выезжающих за рубеж, что, как показывает опыт других государств, является исключительно важной, но не единственной задачей законодательства в сфере туризма.

Другой актуальной задачей правового регулирования является формирование правовых основ создания благоприятных условий для развития туристской индустрии, а также внутреннего и въездного туризма. В этой части положения Закона о туристской деятельности носят в высшей степени фрагментарный и декларативный характер.

Приглашаем всех заинтересованных участников рынка во всех его сегментах - внутреннем, въездном туризме, гостиничном бизнесе, агентской среде - к обсуждению Предложений Федерального агентства по туризму к Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации».

Свои конструктивные предложения вы можете направлять по ask@сайт



Просмотров