Где нужно регистрировать коллективный договор. Как регистрируется коллективный договор, и является ли регистрация договора обязательной? Регистрация как этап заключения колдоговора

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

О формировании и ведении реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг


В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок формирования и ведения регистра получателей социальных услуг (приложение 1).

1.2. Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг (приложение 2).

2. Определить участниками процесса следующие управления и организации:

2.1. Управление по организации социального обслуживания - контроль и координация работ по формированию и ведению реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг; ответственность за информационное наполнение реестра поставщиков социальных услуг.

2.2. Управления социальной защиты населения административных округов города Москвы - ответственные за информационное наполнение регистра получателей социальных услуг на основании данных индивидуальной программы.

2.3. ГАУ "Центр информационных технологий" - обеспечение информационно-технологического сопровождения и функционирования реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг.

2.4. Организации, предоставляющие социальные услуги (поставщики социальных услуг), - ответственность за информационное наполнение регистра получателей социальных услуг в части реализации индивидуальной программы.

3. Начальнику Управления по организации социального обслуживания, начальнику Отдела информатизации организовать работу по формированию и ведению реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг.

4. Начальнику Управления по организации социального обслуживания:

4.1. В срок до 30.12.2014 разработать задание для ГАУ "Центр информационных технологий" на создание информационных систем "Реестр поставщиков социальных услуг" и "Регистр получателей социальных услуг", согласованное с Управлением опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и Управлением по организации работы с семьями с детьми, а также курирующими заместителями руководителя Департамента.

4.2. Подготовить приказ Департамента о назначении лиц, ответственных за формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг.

5. Начальникам управлений социальной защиты населения административных округов города Москвы:

5.1. Назначить приказом ответственных за организацию работы по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг.

5.2. Осуществлять контроль и координацию деятельности подведомственных учреждений, предоставляющих социальные услуги, по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг в части реализации индивидуальной программы оказания социальных услуг.

6. Директору ГАУ "Центр информационных технологий" Хромову А.Г.:

6.1. Разработать информационные системы "Реестр поставщиков социальных услуг" и "Регистр получателей социальных услуг" на основании задания Департамента.

6.2. Обеспечить участникам процесса доступ к информационным системам по защищенным каналам связи.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента Грачеву О.Е.

Руководитель Департамента
В.А.Петросян

Приложение 1. Порядок формирования и ведения регистра получателей социальных услуг

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с и определяет порядок формирования и ведения регистра получателей социальных услуг города Москвы (далее - регистр).

2. Регистр является информационной системой в сфере социального обслуживания, функции оператора которой осуществляются уполномоченными органами Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее -Департамент).

3. Формирование и ведение регистра осуществляется в порядке и форме, установленном Департаментом, в целях обеспечения сбора, хранения, обработки и предоставления информации о получателях социальных услуг (далее - получатель).

4. Формирование и ведение регистра осуществляется на основании сведений, предоставляемых в уполномоченный орган поставщиками социальных услуг (далее - информация).

Оригиналы или заверенные в установленном порядке копии указанных сведений подлежат обязательному хранению у поставщика социальных услуг (далее - поставщик) без срока давности.

Информация относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц) и представляется поставщиками в соответствии с требованиями .

Поставщики социальных услуг, не участвующие в выполнении государственного задания (заказа) представляют сведения о получателях в уполномоченные органы согласно территориальному принципу оказания социальных услуг.

5. Уполномоченные органы Департамента и поставщики обеспечивают конфиденциальность и безопасность информации.

6. Межведомственное информационное взаимодействие в целях формирования и ведения регистра осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" .

7. Формирование и ведение регистра осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению безопасности сведений, ограничений по использованию информации при условии применения программно-технических средств, позволяющих идентифицировать лицо, осуществляющее формирование и ведение регистра.

8. Поставщики несут ответственность за достоверность и актуальность предоставляемой информации.

9. Уполномоченный орган осуществляет проверку достоверности и актуальности представленной информации.

10. Регистр содержит следующие сведения:

1) регистрационный номер учетной записи;

2) фамилия, имя, отчество;

3) дата рождения;

5) адрес (место жительства), контактный телефон;

6) страховой номер индивидуального лицевого счета;

7) серия, номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи этих документов и наименование выдавшего их органа;

8) дата обращения с просьбой о предоставлении социальных услуг;

9) дата оформления и номер индивидуальной программы;

10) наименование поставщика или наименования поставщиков социальных услуг, реализующих индивидуальную программу;

11) перечень социальных услуг, предоставленных и предоставляемых получателю социальных услуг в соответствии с заключенным договором о предоставлении социальных услуг с указанием тарифов, стоимости социальных услуг для получателя социальных услуг, источников финансирования, периодичности и результатов их предоставления;

12) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.

11. Для включения сведений в регистр поставщики предоставляют информацию о получателях:

1) предусмотренную пунктом 10 настоящего Порядка в течение 10 рабочих дней со дня принятия ими решения об оказании социальных услуг;

2) предусмотренную подпунктами 5 и 7 пункта 10 настоящего Порядка в течение 10 рабочих дней со дня получения ими сведений об изменении содержащихся в них данных;

3) предусмотренную подпунктом 11 пункта 10 настоящего Порядка в течение 10 рабочих дней после изменения содержащихся в нем данных, но не менее 1 раза в 3 месяца в период предоставления социальных услуг получателю.

12. Основанием для прекращения обработки информации о получателе в регистре получателей социальных услуг является утрата им права на получение социальных услуг.

Блокирование учетной записи о получателе в регистре осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней со дня утраты получателем права на их получение.

13. Информация используется уполномоченными органами и поставщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" .

14. Физические и юридические лица вправе безвозмездно получать сведения, содержащиеся в регистре, в виде выписок о конкретных получателях, путем направления в уполномоченный орган письменного заявления о предоставлении выписки.

Срок предоставления сведений, содержащихся в регистре, не может превышать 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении выписки.

15. Выписка из регистра оформляется на бланке установленного образца уполномоченного органа и подписывается уполномоченными лицами указанного органа.

Приложение 2. Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг

Приложение 2
к приказу Департамента социальной
защиты населения города Москвы
от 24 декабря 2014 года N 1076

I. Общие положения

1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и определяет порядок ведения реестра поставщиков социальных услуг города Москвы (далее - реестр).

1.2. Реестр является информационной системой в сфере социального обслуживания, функции оператора которой осуществляются уполномоченным органом Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее - уполномоченный орган).

1.3. В реестр включаются сведения о поставщиках социальных услуг (далее - поставщик).

1.4. Сведения, содержащиеся в реестре, являются общедоступными и открытыми для размещения на официальном сайте Департамента социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт).

1.5. Включение в реестр сведений о поставщиках осуществляется на добровольной основе.

1.6. Основанием для включения поставщика в реестр является выдача Департаментом социальной защиты населения города Москвы (далее - департамент) свидетельства о включении поставщика социальных услуг в реестр (далее -свидетельство), оформленное на бланке строгой отчетности.

II. Порядок включения, отказа от включения, исключения поставщика из реестра

2.1. Поставщики социальных услуг обязаны соответствовать следующим требованиям:

2.1.1. соответствие работников поставщика социальных услуг требованиям профессиональных стандартов;

2.1.2. обязательство поставщика социальных услуг о предоставлении социальных услуг по соответствующей форме социального обслуживания в соответствии с составом социальных услуг, утвержденным Правительством Москвы, и стандартами социальных услуг, утвержденными Департаментом;

2.1.3. обязательство поставщика социальных услуг о предоставлении социальных услуг получателями социальных услуг по стоимости социальных услуг, которая не превышает тарифы на социальные услуги, утвержденные Департаментом;

2.1.4. наличие непрерывного осуществления деятельности поставщика социальных услуг в сфере предоставления социального обслуживания не менее 5 лет на день обращения о включении в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы;

2.1.5. наличие на праве собственности, аренды, субаренды или безвозмездного пользования недвижимого имущества, необходимого для предоставления соответствующих социальных услуг;

2.1.6. регистрация в установленном порядке в качестве налогоплательщика (в том числе в случае осуществления деятельности через обособленные подразделения):

1) в городе Москве и осуществление предоставления социальных услуг на территории города Москвы при предоставлении социального обслуживания в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме;

2) в городе Москве либо в Московской области и осуществление предоставления социальных услуг на территории города Москвы и (или) Московской области при предоставлении социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания;

2.1.7. отсутствие приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ;

2.1.8. отсутствие проведения в отношении поставщика социальных услуг процедуры ликвидации или несостоятельности (банкротства) на день обращения поставщика социальных услуг о включении в Реестр поставщика социальных услуг города Москвы.

2.2. Для включения в реестр заявитель предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:

2.2.1. заявление о включении в реестр (форма заявления утверждается департаментом);

2.2.2. копию устава (для юридических лиц);

2.2.3. копию свидетельства о государственной регистрации заявителя;

2.2.4. копию документа о назначении руководителя;

2.2.5. копии лицензий (при осуществлении деятельности, требующей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования);

2.2.6. перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;

2.2.7. тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;

2.2.8. информацию об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;

2.2.9. информацию об условиях предоставления социальных услуг;

2.2.10. информацию о результатах проведенных проверок;

2.2.11. информацию об опыте работы заявителя за последние пять лет;

2.2.12. информацию о кадровом обеспечении заявителя;

2.2.13. опись прилагаемых документов.

2.3. Документы, указанные в пунктах 2.2.2-2.2.12 должны быть заверены печатью.

2.4. Все документы предоставляются на бумажном носителе или в электронной форме. К документам, предоставляемым в электронной форме, предъявляются требования Федерального закона N 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года "Об электронной подписи" .

2.5. Считаются не поданными документы:

2.5.1. не заполненные, неправильно заполненные или неправильно оформленные;

2.5.3. имеющие неоговоренные исправления, подчистки, приписки;

2.6. В случае если заявление о включении в реестр оформлено с нарушением требований, установленных пунктом 2.3 настоящего Порядка, и (или) документы, указанные в пункте 2.2, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о включении поставщика в реестр инспекция вручает заявителю уведомление о необходимости устранения в 10-дневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление в электронной форме либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае непредставления заявителем в указанный срок надлежащим образом оформленного заявления о включении в реестр и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о включении в реестр и прилагаемые к нему документы подлежат возврату заявителю.

2.7. Поставщик в случае изменения сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, уведомляет уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 настоящего Порядка:

2.7.1. предусмотренных пунктами 2.2.2-2.2.7, 2.2.9, 2.2.10 - в течение 10 рабочих дней со дня соответствующих изменений;

2.7.2. предусмотренных пунктом 2.2.8 - ежемесячно в срок до 5 числа каждого месяца;

2.7.3. предусмотренных пунктами 2.2.11-2.2.12 - ежегодно до 14 января следующего за отчетным года.

2.8. В течение 5 рабочих дней со дня приема заявления о включении в реестр и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, уполномоченный орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных документах сведений, в том числе проверку соответствия требованиям, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка.

2.9. В течение 2 рабочих дней со дня поступления в объединенную комиссию представителей Департамента социальной защиты населения города Москвы и уполномоченного органа (далее - комиссия) заключения о соответствии (не соответствии) заявителя требованиям, предъявляемым к деятельности поставщиков социальных услуг в сфере социального обслуживания, и документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, комиссия принимает решение о предоставлении свидетельства или об отказе в его предоставлении.

2.10. Решение о предоставлении свидетельства (отказе в предоставлении) оформляется приказом департамента, изданном на основании протокола комиссии.

2.11. В течение двух рабочих дней после дня подписания департаментом свидетельство вручается заявителю или направляется ему в электронной форме либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

2.12. В случае принятия решения об отказе в предоставлении свидетельства департамент вручает в течение двух рабочих дней со дня принятия этого решения заявителю или направляет ему в электронной форме либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении свидетельства с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие заявителя требованиям предоставления социальных услуг, реквизиты акта проверки заявителя. Решение об отказе в предоставлении свидетельства принимается на основании протокола комиссии.

2.13. Решение департамента об отказе в предоставлении свидетельства или бездействие департамента может быть обжаловано заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.14. В течение 1 рабочего дня со дня предоставления заявителю свидетельства уполномоченный орган включает заявителя в реестр.

2.15. Поставщик с момента принятия решения о предоставлении ему свидетельства несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

2.16. Уполномоченный орган размещает реестр на сайте департамента, который содержит следующую информацию:

2.16.1. регистрационный номер и дату свидетельства;

2.16.2. полное и (если имеется) сокращенное наименование поставщика;

2.16.3. дату государственной регистрации поставщика;

2.16.4. организационно-правовую форму поставщика (для юридических лиц);

2.16.5. адрес (места нахождения, места предоставления социальных услуг), контактный телефон, адрес электронной почты поставщика;

2.16.6. фамилию, имя, отчество руководителя поставщика;

2.16.7. информацию о лицензиях, имеющихся у поставщика (при необходимости);

2.16.8. сведения о формах социального обслуживания;

2.16.9. перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;

2.16.10. тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;

2.16.11. информацию об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;

2.16.12. информацию об условиях предоставления социальных услуг;

2.16.13. информацию о результатах проведенных проверок;

2.16.14. информацию об опыте работы поставщика за последние пять лет;

2.16.15. иную информацию, определенную департаментом.

2.17. Свидетельство подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документов, удостоверяющих его личность, адресов мест предоставления поставщиком социальных услуг, перечня предоставляемых социальных услуг.

2.18. Действие свидетельства приостанавливается департаментом в следующих случаях:

2.18.1. систематическое нарушение требований к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;

2.18.2. назначение поставщику наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение требований к деятельности поставщика социальной услуги в социальной сфере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.19. Сведения о приостановлении, возобновлении и прекращении действия свидетельства вносятся в реестр.

2.20. Порядок переоформления, приостановления, возобновления и прекращения действия свидетельства, предоставления дубликата и копии свидетельства определяется департаментом.

2.21. Основаниями для исключения поставщика из реестра являются:

1) поступление в уполномоченную организацию заявления поставщика об исключении его из реестра;

2) смерть индивидуального предпринимателя - поставщика или ликвидации юридического лица - поставщика;

3) решение суда в случае несоблюдения поставщиком требований, предъявляемых к оказанию социальных услуг, повлекшего за собой причинение вреда;

4) Решение суда в случае неоднократного в течение одного года или грубого нарушения поставщиком требований стандартов предоставления социальных услуг;

5) отсутствие у поставщика действующей лицензии (при осуществлении деятельности, требующей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования) на оказание социальных услуг;

6) прекращение поставщиком деятельности вследствие решения суда.

2.22. В случае приостановления или прекращения деятельности поставщика социальных услуг, с которым получателями социальных услуг заключены договоры о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поставщик социальных услуг информирует об этом получателей социальных услуг письменно в течение трех рабочих дней со дня вынесения указанного решения.

2.23. В случае приостановления или прекращения деятельности поставщика социальных услуг, с которым получателями социальных услуг заключены договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Департамент обеспечивает предоставление указанным получателям социальных услуг социального обслуживания в стационарной форме иными поставщиками социальных услуг, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы.

III. Порядок запроса и предоставления информации из реестра

3.1. Физические и юридические лица вправе безвозмездно получать сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок о поставщиках, путем направления в уполномоченный орган письменного заявления о предоставлении выписки.

Срок представления сведений, содержащихся в реестре, не может превышать 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении выписки.

3.2. Выписка из реестра оформляется на бланке уполномоченного органа и подписывается его уполномоченными лицами.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Департамента труда и социальной защиты
населения города Москвы
www.dszn.ru (сканер-копия)
по состоянию на 22.04.2016

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения. Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Комментарий к ст. 50
1. Подписанные сторонами правовые акты социального партнерства должны пройти уведомительную регистрацию.
Под уведомительной регистрацией коллективных договоров и соглашений понимается их регистрация соответствующим органом по труду на основе письменного уведомления, направленного работодателем с приложением коллективного договора или соглашения, подписанных сторонами.
Данная обязанность ТК РФ возложена на представителей работодателя (работодателей), являющихся стороной коллективного договора или соглашения. В 7-дневный срок с момента их подписания эти правовые акты вместе с приложениями направляются для регистрации в соответствующий орган по труду. В этих целях представляются: в Федеральную службу по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - соглашения, заключенные на федеральном уровне; в соответствующий ее региональный орган по труду - соглашения, заключенные на иных уровнях социального партнерства, и все коллективные договоры.
2. Регистрация соглашений и коллективного договора преследует следующие цели: выявление обязательств сторон, противоречащих действующему законодательству, для последующего предотвращения фактов их применения; оказание консультационной помощи в разработке этих актов; создание условий для осуществления контроля за их исполнением.
Коллективные договоры направляются в орган по труду по месту нахождения организации, ее филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Как правило, регистрация этих договоров осуществляется в порядке, предусмотренном региональным законодательством.
При осуществлении регистрации коллективного договора и соглашения орган по труду выявляет их условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим эти правовые акты, а также в государственную инспекцию труда. Условия актов, не соответствующие действующему законодательству о труде, могут быть также выявлены и признаны недействительными названной инспекцией в ходе проводимых ею проверок, а также судом в процессе разрешения трудового спора.
Факт регистрации фиксируется органом по труду соответствующим штампом на титульном листе каждого из представленных экземпляров коллективного договора, соглашения с указанием в нем регистрационного номера, подтвержденного подписью ответственного лица. В этом штампе делается отметка о наличии замечаний, которые прилагаются к договору. Они должны в обязательном порядке содержать ссылки на нормативный правовой акт, с которым положения договора, соглашения вступают в противоречие. Наличие замечаний не является основанием для отказа в регистрации и представленные экземпляры актов (по одному для каждой из сторон) возвращаются организации или объединению работодателей. В таком же порядке регистрируются изменения и дополнения, вносимые в правовые акты в период их действия.
3. Уведомительная регистрация коллективного договора, соглашения не удлиняет сроков вступления их в силу (см. ст. ст. 43 и 48 ТК РФ).

Обязательно ли наличие коллективного договора? Как его составить, и нужно ли регистрировать в органах власти? В течение какого срока действует коллективный договор? Рано или поздно каждая организация или индивидуальные предприниматели сталкиваются с подобного рода вопросами.

В нашей статье мы подробно рассмотрим значимые моменты заключения и регистрации коллективного договора. Соблюдение норм законодательства и рекомендаций практикующих юристов помогут избежать бумажной волокиты, споров с работниками и претензий со стороны проверяющих органов.

Для начала несколько слов о природе коллективного договора

Коллективный договор - одна из договорных форм регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Нормативное определение понятия «коллективный договор» законодатель закрепил в ст. 40 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Так, согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор, впрочем как и все остальные локальные акты работодателя, не должен содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения (ст. 43 ТК РФ).

Интересно отметить, что в отношении иностранных представительств российских организаций, действующих за рубежом, законодатели не предусмотрели каких-либо дифференцированных норм в части заключения коллективного договора. Следовательно, иностранное представительство может разработать «свой» вариант коллективного договора с учетом требований ТК РФ, законодательства страны, в котором оно находится, и практических нюансов деятельности, или оно может пойти по пути «наименьшего сопротивления» - и руководствоваться коллективным договором головной организации. При этом в коллективном договоре головной организации необходимо указать, что он также распространяет свое действие на всех работников обособленных структурных подразделений, в том числе и действующих за границей.

Сторонами коллективного договора являются: - Работники в лице их представителей (профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ).

- Работодатель в лице его представителя (руководитель организации, руководитель представительства, филиала и иного обособленного структурного подразделения, индивидуальный предприниматель лично или уполномоченные ими лица).

Зачем нужен коллективный договор сторонам трудовых отношений?

Казалось бы в организации и без того полно документов, регламентирующих трудовые отношения, и вполне можно было бы обойтись и без коллективного договора. В конце концов, у работников уже есть трудовой договор!

Но у законодателей своя точка зрения на данный вопрос.

В ТК РФ нет прямого предписания об обязательном наличии в организации или у индивидуального предпринимателя коллективного договора. Однако на основании ч. 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ сторонам трудовых правоотношений предоставлено право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, а в силу ч. 2 ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, ОБЯЗАНЫ вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Проанализировав вышеуказанные нормы ТК РФ, можно прийти к следующему выводу: если ни одна из сторон трудовых правоотношений не направит другой стороне письменное предложение о начале коллективных переговоров, заключать коллективный договор не придется.

Ответственность за отсутствие коллективного договора в организации или у ИП законодательством не предусмотрена, в общем-то, как и цели принятия данного акта.

Однако с учетом современных экономических реалий и многогранности трудовых отношений, коллективный договор по праву приобретает особое значение в иерархии локальных нормативных актов работодателя.

На практике, заключая коллективный договор, стороны чаще всего преследуют следующие цели:

Стабилизация трудовых правоотношений с работниками;

Усиление мотивации работников в решении задач, стоящих перед организацией или ИП;

Обеспечение материальной заинтересованности работников в творческом и ответственном отношении к выполнению трудовых (должностных) обязанностей;

Достижение упорядоченности системы оплаты труда;

Оптимизация планирования и управления расходами на оплату труда;

Усиление социальной защиты и материальной поддержки работников.

Данный перечень носит примерный характер и подлежит расширению по усмотрению сторон коллективного договора.

Предположим, что работники или работодатель все же приняли решение о необходимости разработки коллективного договора. Каков же механизм взаимодействия сторон?

Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого документа. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры.

Согласно ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. В работе комиссии должны присутствовать обычные работники организации!

Порядок ведения коллективных переговоров

Итак, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Решением сторон определяется ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров. Решение оформляется в форме протокола составленного в произвольной форме, выписка из протокола будет служить документом, удостоверяющим полномочия профсоюза (иного представителя) по ведению переговоров и заключению коллективного договора.

Принцип формирования комиссии на равноправной основе имеет большое практическое значение - он означает, что вне зависимости от численности представители каждой из сторон обладают равными правами и равным числом голосов.

Представители работников

Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников могут выступать:

  • первичная профсоюзная организация;
  • иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
В случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, или эта организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников, на общем собрании для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган) (ст. 31 ТК РФ).

При очень большой численности трудового коллектива допустимо избрание представителей работников на конференции.

Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

Под конференцией трудового коллектива понимается собрание представителей (делегатов) от всех структурных подразделений организации.

Заметьте, именно делегатов! Законодатели намеренно используют этот термин, однако не раскрывают ни его содержания, ни порядок избрания этой загадочной категории представителей.

Обычно под делегатами подразумеваются выборные или назначенные представители организации.

Обращаем ваше внимание, что представителями трудового коллектива могут быть не только работники, состоящие в штате организации, но и иные лица, например, юрисконсульт, с которым заключен договор оказания юридических услуг.

Результаты проведения общего собрания (конференции) работников (список его представителей) должны быть подтверждены протоколом.

Если организация, планирующая заключить коллективный договор, имеет две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников, то по решению их выборных органов может быть создан единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование такого органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.

К примеру. В организации действуют 3 профсоюзные организации. От профсоюза численностью 25 человек в единый представительный орган для ведения коллективных переговоров может быть направлено 2 представителя, от профсоюза численностью 60 человек - 3 представителя, от профсоюза численностью 100 человек - 5 представителей. Закономерность в данном случае довольно простая - чем больше работников объединяет та или иная профсоюзная организация, тем больше ее членов будет в едином представительном органе.

Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или их совокупность, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручается направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или на данном предприятии вообще нет профсоюза, общее собрание (конференция) работников опять-таки тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (одного или нескольких в виде представительного органа) и наделить его соответствующими полномочиями.

Как только работники определят лицо, которому доверят проведение переговоров с работодателем, этот представитель (представительный орган) одновременно с направлением работодателю предложения о начале указанных коллективных переговоров должен известить об этом все иные профсоюзные организации работников данной организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия (если таковое будет получено) единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Форма уведомления о начале коллективных договоров не утверждена на законодательном уровне. При составлении уведомления рекомендуем обозначить следующие моменты: адресат, дата направления уведомления; примерный срок для формирования комиссии для ведения коллективный переговоров; список лиц, которые будут являться вашими представителями; дата, время и место начала работы комиссии. Предложение (уведомление) о начале коллективных переговоров может быть направлено другой стороне по почте с уведомлением о вручении либо передано непосредственно в руки представителю работников (работодателя) с проставлением на втором экземпляре отметки о принятии.

Представители работодателя

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют:

  • - руководитель организации;
  • - работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);
  • - иные уполномоченные ими лица.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальных уровнях, а также на федеральном уровне при заключении и изменении соглашений.

Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (ч. 2-5 ст. 37 ТК РФ).

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Так гласит Трудовой кодекс. А что же это значит? Работодатель вправе согласиться с предложением работников и их представителей, а работники вправе отказаться от какой-либо инициативы работодателя. В любом случае, для формирования окончательного текста коллективного договора, устраивающего обе стороны, необходимо общее, согласованное в ходе переговоров, решение.

Для этого стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

В ч. 2 ст. 53 ТК РФ приведен примерный перечень информации, которую работники и их представители могут получать от работодателя:

Информация по вопросам реорганизации или ликвидации предприятия,

Вопросы введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

Вопросы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;

Другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами.

Законодательство не ограничивает объемы запрашиваемой сторонами информации, поэтому ни работникам, ни работодателю не стоит руководствоваться только лишь положениями ст. 53 ТК РФ. Коллективный договор должен учитывать интересы обеих сторон трудовых отношений, поэтому сотрудничество, взаимные уступки и максимальное информирование будут являться залогом успеха всего процесса коллективных переговоров.

В качестве гарантии, что полученная в ходе переговоров информация не станет известна конкурентам, проверяющим органам и т.д., законом для участников процесса установлен запрет на разглашение сведений, относящихся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

К сведению, разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей (ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ), а за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, может наступить уголовная ответственность - штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ).

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами.

Работа комиссии может начаться в день переговоров и должна быть завершена ранее дня подписания коллективного договора.

Комиссия подготавливает проект коллективного договора, при этом на подписание коллективного договора сторонам отводится не более 3 месяцев со дня начала переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Отметим, что заключение коллективного договора должно базироваться на следующих принципах:

Соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих номы трудового права;

Уважение и учет интересов сторон;

Полномочность представителей сторон;

Равноправие сторон;

Свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;

Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

Реальность обеспечения принимаемых обязательств;

Обязательность выполнения коллективного договора;

Контроль за выполнением коллективного договора;

Ответственность сторон их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора.

Несомненно, в ходе проведения коллективных переговоров перед сторонами встанет вопрос - что же включить в текст коллективного договора?

Трудовое законодательство в данном случае довольно лояльно и разрешает сторонам самостоятельно определить структуру и содержание коллективного договора.

Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор МОГУТ включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

Формы, системы и размеры оплаты труда;

Выплата пособий, компенсаций;

Механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

Занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

Рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

Экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

Гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

Оздоровление и отдых работников и членов их семей;

Частичная или полная оплата питания работников;

Контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

Отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

Другие вопросы, определенные сторонами.

Этот перечень не является прямым руководством к действию. Стороны вправе расширить или сузить круг положений, включаемых в коллективный договор.

Что именно из перечня, предусмотренного законодательством, следует зафиксировать в коллективном договоре?

В коллективном договоре необходимо отразить те аспекты трудовых отношений, которые не следуют из отраслевых соглашений или не нашли отражения в других локальных нормативных актах организации или ИП.

Предположим, что в организации уже действуют положение об оплате труда и положение о премировании работников, в таком случае не стоит в коллективном договоре подробно прописывать условия оплаты труда и порядок премирования, однако сделать ссылку в тексте на эти локальные акты лишнем не будет.

В коллективном договоре также не стоит указывать обязательства сторон, которые однозначно установлены трудовым законодательством. Коллективный договор должен содержать допустимые дополнения, улучшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).

Для удобства стороны коллективных переговоров могут составить таблицу, состоящую из двух граф:

Предложения сторон по содержанию коллективного договора.

Норма права, на которой основано предложение.

Данная таблица упростит восприятие большого объема информации и поможет соотнести интересы сторон с требованиями законодательства.

Прежде чем закрепить в коллективном договоре те или иные доплаты и компенсации, не забудьте поинтересоваться у бухгалтера или налогового консультанта, сможет ли организация признать их «расходами» и уменьшить на их величину налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и определитесь с общей суммой финансирования предоставляемых работникам гарантий.

Максимальный размер финансирования коллективного договора устанавливается исходя из экономических возможностей организации, минимальный ограничивается фондом оплаты труда.

Структура коллективного договора может выглядеть следующим образом:

  • Общие положения.
  • Трудовой договор.
  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
  • Высвобождение работников и содействие их трудоустройству.
  • Рабочее время и время отдыха.
  • Оплата и нормирование труда.
  • Охрана труда.
  • Гарантии и компенсации.
  • Гарантии профсоюзной деятельности (если в организации есть профсоюзная организация).
  • Обязательства Профкома (если в организации есть профсоюзная организация).
  • Разрешение трудовых споров.
  • Контроль за выполнением коллективного договора. Ответственность сторон.
  • У коллективного договора могут быть еще и приложения.
  • Вот примерный их перечень:
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Графики сменности.
  • Положение об оплате труда работников.
  • Положение о премировании работников.
  • Перечни производств (работ) с тяжелыми, особо тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда, при работах в которых работники имеют право на доплаты за условия труда (если такие условия имеются в организации).
  • Нормы выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты.
  • Список работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (если такие условия имеются в организации).
  • План оздоровительно-профилактических мероприятий.
  • Перечень работ (производств), при выполнении которых (при работе в которых) работники получают бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты (если такие работы ведутся в организации).
  • Перечень действующих норм выработки (если они установлены по организации).
  • Перечень профессий (должностей), имеющих разъездной характер.
  • Соглашение по охране труда.
  • Перечень приложений к коллективному договору определяется по соглашению сторон.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Что происходит с закрепленными в протоколе разногласиями?

Вариант 1.

Разногласия могут стать предметом дальнейших переговоров (с соблюдением процедуры, которая предусмотрена для заключения коллективного договора).

Вариант 2.

Разногласия могут быть разрешены в порядке коллективного трудового спора в соответствии с гл. 61 ТК РФ.

Немаловажным этапом в процессе разработки коллективного договора является разрешение процедурных вопросов.

Комиссии необходимо определиться:

Со сроком действия коллективного договора;

С порядком применения коллективного договора;

С порядком изменения и дополнения коллективного договора.

Согласно ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Автоматическая пролонгация коллективного договора законодательством не предусмотрена. Стороне, которая изъявила желание продлить срок коллективного договора, необходимо заранее направить письменное предложение о продлении другой стороне (предложение составляется в произвольной форме). Оптимальный срок для отправки такого предложения - 2-3 месяца до окончания срока действия коллективного договора.

ТК РФ отдельно выделяет обстоятельства, при наступлении которых коллективный договор сохраняет или прекращает свое действие:

коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации;

при смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности;

при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ), т.е. стороны вправе самостоятельно разработать более простую и менее затратную по времени процедуру внесения правок.

После завершения коллективных переговоров сторонам необходимо удостоверить своими подписями подготовленный коллективный договор.

Как показывает практика, право подписать коллективный договор от имени работников стороны предоставляют председателю профсоюзного комитета организации. Если в организации отсутствует профсоюз, можно предусмотреть и другие варианты. Например, предоставить право утверждения коллективного договора общему собранию трудового коллектива или председателю собрания трудового коллектива. Допустимо, чтобы от имени работников коллективный договор подписали ранее избранные представители или председатель комиссии. От имени работодателя коллективный договор подписывает руководитель организации или индивидуальный предприниматель самостоятельно, также это могут быть иные уполномоченные ими лица. Избранный порядок должен быть зафиксирован в коллективном договоре.

Регистрация коллективного договора

В течение 7 дней со дня подписания работодатель (его представитель) должен направить коллективный договор на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений в г. Москве осуществляется Комитетом общественных связей г. Москвы (далее - Комитет).

В соответствии с Порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным решением Московской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 28 апреля 1999 года, для уведомительной регистрации коллективного договора вам необходимо будет в течение семи дней со дня его подписания представить в Комитет:

Три экземпляра коллективного договора.

Подписи представителей сторон и печати, их заверяющие, на всех экземплярах должны быть подлинными.

Листы (страницы) во всех экземплярах должны быть пронумерованы сквозной нумерацией (вместе с приложениями).

Все экземпляры должны быть прошиты, заверены подписью представителя работодателя и скреплены печатью с указанием количества прошитых листов (страниц).

Приложения к коллективному договору должны быть прошиты вместе с ним. В правом верхнем углу первого листа приложения следует указать:

«Приложение N___ к коллективному договору». Приложения должны быть оформлены надлежащим образом: иметь дату принятия, подписи соответствующих лиц, заверены печатью.

Сопроводительное письмо за подписью представителя работодателя, заверенное печатью организации, в котором должны быть указаны:

Юридический (фактический) адрес организации;

Административный округ, в котором зарегистрирована организация;

Фамилия, имя, отчество (полностью) представителей сторон, подписавших коллективный договор;

Контактные телефоны представителей сторон;

Отрасль, вид экономической деятельности (по основному виду деятельности);

Форма собственности;

Численность работников организации;

Численность членов первичной профсоюзной организации (при наличии двух и более первичных профсоюзных организаций указывается численность членов каждой из них);

Наименование вышестоящего профсоюзного органа (при наличии первичной профсоюзной организации);

Сумма средств, использованных на обеспечение льгот и выплат работникам и членам их семей, предусмотренных коллективным договором.

Выписка из протокола общего собрания о наделении представителя работников полномочиями на ведение переговоров и заключение коллективного договора от их имени.

Представитель организации, передающий документы на регистрацию, должен иметь при себе паспорт.

В случае ненадлежащего оформления документов, Комитет оставляет за собой право возврата документов для доработки.

По истечении 30 календарных дней со дня принятия документов Комитет обязан зафиксировать факт уведомительной регистрации штампом Комитета с регистрационным номером и подписью ответственного лица на каждом экземпляре коллективного договора.

При осуществлении регистрации коллективного договора Комитет выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Обычно проверяющие органы обращают внимание на следующие моменты:

Дата действия договора - не более 3 лет, указываются день/месяц/год вступления в силу и окончания.

Соответствие коллективного договора ТК РФ и другим нормативным правовым актам.

Терминология и наименование сторон договора: не допустимо использовать такие термины как «администрация», «разногласия», «конфликты», «под подпись».

Правильность ссылок и актуальность документов, указанных в коллективном договоре и приложениях.

Наличие приложений к коллективному договору.

Порядок нумерации страниц коллективного договора и приложений.

Наличие подписей представителей сторон.

Важно отметить, что вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Интересным является тот факт, что в ТК РФ прямо не закреплена обязанность работодателя ознакомить работников с принятым коллективным договором. Однако анализ правовых норм позволяет сделать заключение о необходимости совершения подобных действий (ч.1 ст. 21, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). В связи с этим рекомендуем разместить коллективный договор в общедоступном месте и сделать ведомость ознакомления работников с данным локальным актом.

Контроль за выполнение коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют работники, работодатели, их представители и соответствующие органы по труду (ч. 1 ст. 51 ТК РФ). При этом стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для контроля информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ч. 2 ст. 51 ТК РФ).

Право на указанный контроль имеют также и профессиональные союзы. В этом случае работодатели в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений должны сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах их рассмотрения и принятых мерах (ч. 1 ст. 370 ТК РФ).

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Ст.ст. 54, 55 ТК РФ содержат отсылочные нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение обязательств, принятых сторонами по коллективному договору, а также за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора:

Вид нарушения Санкции Законодательная норма
1 Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей. ст. 5.28 КоАП РФ
2 Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения. ст. 5.30 КоАП РФ
3 Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению. Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей. ст. 5.31 КоАП РФ

Напомним, что органом государственной власти, уполномоченным на привлечение к административной ответственности за нарушения трудового законодательства, является государственная инспекция по труду.

Подводя итоги, еще раз отметим: коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Законодательство предоставляет обеим сторонам право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, однако не обязывает его заключать, если ни одна из сторон трудовых правоотношений не направит другой стороне письменное предложение о начале коллективных переговоров.

Финансовый директор, Главный бухгалтер, Методолог по МСФО и управленческому учету, Аналитик. Подготовка к тестированию. До 30 апреля скидка!

Санкт-Петербург

БЕСПЛАТНЫЙ семинар для бухгалтеров "Налог на прибыль. Актуальные изменения 2019"

Подписание и регистрация коллективных договоров

Моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора в соответствии с частью является момент подписания коллективно-договорного или протокола разногласий. Это уточнение позволяет определить продолжительность переговоров для предоставления гарантий лицам, участвующим в переговорах и определяет правовое положение представителей сторон: до момента подписания коллективного договора они находятся в процессе переговоров. Дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров является моментом начала коллективного трудового спора. С этого дня возникает обязанность сторон приступить к проведению примирительных процедур.

От имени нанимателя коллективный договор подписывает руководитель организации, от имени работников, как правило, руководитель представительного органа работников, т.е. соответствующего профсоюза

Регистрация коллективного договора в местном исполнительно-распорядительном органе

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Порядок регистрации коллективного договора.

Уведомительная регистрация коллективных договоров проводится специалистом органа местного самоуправления по месту нахождения организации.

Для регистрации коллективного договора в Министерстве промышленности, инноваций и науки Пермского края вам необходимо:

1. Подготовить и направить на адрес электронной почты [email protected] следующие документы:

один экземпляр коллективного договора в электронном виде (в формате pdf).

сопроводительное письмо об осуществлении уведомительной регистрации.

выписку из протокола (или копию протокола) общего собрания (конференции) работников о наделении первичной профсоюзной организации полномочиями представлять интересы всех работников в социальном партнерстве. Выписка представляется, если ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников;

выписку из протокола (или копию протокола) общего собрания (конференции) работников о выборе иного представителя (представительного органа) работников. Выписка представляется при отсутствии первичной профсоюзной организации;

выписку из протокола (или копию протокола) заседания комиссии, образованной для ведения коллективных переговоров, подготовки, заключения или изменения коллективного договора, или выписку из протокола (или копию протокола) общего собрания (конференции) работников о заключении (изменении, дополнении) коллективного договора;

протокол разногласий, если таковой имеется.

2. По истечении 10 дней со дня отправки электронного письма необходимо предоставить оригиналы документов в Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края по адресу: г. Пермь, ул.Ленина, 51, каб. 905.

3. Получить Уведомление о регистрации коллективного договора после того, как специалисты министерства промышленности, инноваций и науки проведут правовую оценку предоставленного коллективного договора и включат его в Единый электронный реестр коллективных договоров и соглашений Пермского края.

Обязательно ли нужно регистрировать колдоговор и на что влияет его регистрация? Где и в какие сроки его регистрировать? Читайте в статье, скачайте образцы документов

Читайте в нашей статье:

Зачем нужна регистрация коллективного договора

Несмотря на кажущееся отсутствие необходимости посвящать третью сторону в тонкости сотрудничества, работодатель обязан зарегистрировать коллективный договор (ст. 50 ТК РФ). Далеко не все представители профсоюзных организаций достаточно хорошо осведомлены о своих правах; зачастую то же можно сказать и о работодателях. Это означает, что колдоговор нуждается в проверке со стороны надзорных органов на предмет выявления несоответствия трудовому законодательству. Уведомительной регистрацией коллективного договора в 2019 году занимается Федеральная служба по труду и занятости.

Уведомительная регистрация коллективного договора имеет и другие цели:

  • получение статуса правового акта, принятого уполномоченным госорганом;
  • сбор Рострудом статистических данных - информации о количестве заключенных договоров;
  • обеспечение условий для контроля за исполнением коллективных договоров;
  • помощь в составлении договора.

В Трудовом кодексе нет упоминания об ответственности за незарегистрированный колдоговор. Однако, по КоАП РФ работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Принятые изменения к договору также подлежат регистрации. Стоит отметить, что колдоговор начинает действовать с момента его подписания, вне зависимости от того, прошел он регистрацию или нет.

Где регистрируется колдоговор

Порядок уведомительной регистрации колдоговора

Часто у руководителей возникают вопросы по поводу алгоритма действий по регистрации, дело усугубляется также тем, что в разных регионах установлены разные порядки регистрации коллективного договора.

Шаг 1. В срок до 7 дней с момента подписания соглашения работодатель пишет в соответствующий орган заявление на уведомительную регистрацию коллективного договора (образец формы можно скачать в конце статьи). Право подписи данного заявления имеет только сам руководитель организации.

Шаг 2. Подается заявление либо в бумажном виде непосредственно в офисе уполномоченного органа, либо в электронном виде (в большинстве органов имеется такая опция). Иногда требуется предоставление документов в обоих форматах (как, например, в Департаменте труда и соцзащиты населения г. Москвы).

Шаг 3. К заявлению прилагается комплект документов – непосредственно сам колдоговор и документ, подтверждающий полномочия руководителя.

Шаг 4. Во время рассмотрения заявления государственный орган проверяет законность норм коллективного соглашения. Срок рассмотрения составляет не более 30 дней, однако, здесь также могут действовать региональные правила, например, в Московской области такой срок составляет 10 дней.

Шаг 5. По окончании проверки колдоговор в срок не более 5 дней фиксируется в электронном журнале регистрации договоров с присвоением регистрационного номера.

Шаг 6. Согласно порядку, определенному Административным регламентом, в случае, если документы от заявителя были получены по почте, с ним должны связаться представители проверяющего органа и уточнить, каким образом он предпочитает получить пакет документов обратно после завершения процедуры регистрации.

Шаг 7. Два экземпляра договора возвращаются в организацию, один остается в органе, осуществившем регистрацию, и хранится в течение всего периода действия. Проверенные экземпляры на своих титульных листах должны иметь штамп с:

  • подписью проверяющего;
  • датой регистрации;
  • номером в реестре коллективных договоров.

Если в колдоговоре выявляются нарушения трудового законодательства, организации, помимо проштампованных договоров, получают также извещение о нарушениях. Второй экземпляр извещения передается в трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя.

Некоторые трудовые органы обязывают заявителя исправить коллективный договор при выявлении условий, не соответствующих закону, в течение установленного периода. Требование не соответствует ТК РФ, который просто запрещает применять незаконные условия соглашения. Но если работодатель решает исправить договор, необходимо провести законные процедуры внесения изменений в документ и осуществить регистрацию дополнительного соглашения к договору (или новой редакции договора) в том же порядке.

Необходимо отметить, что услуга по уведомительной регистрации коллективного договора, оказывающаяся проверяющим органом, полностью бесплатна.

Необходимые документы

Полный набор требований к документам можно уточнить в территориальном регистрирующем органе. Несоответствие условиям оформления, комплектности документов является единственной причиной для отказа в регистрации. В этом случае пакет документов возвращается заявителю для устранения нарушений.

Перечень необходимых документов:

  • заявление на уведомительную регистрацию коллективного договора по соответствующей форме;
  • коллективный договор – 3 экземпляра. Каждую копию необходимо сброшюровать, прошить, листы пронумеровать, указать количество прошитых листов. На листе, на котором указаны реквизиты сторон, следует разместить строки «Регистрационный номер», «Дата регистрации», «Регистрирующий орган», «Место печати», которые будут заполнены регистрирующим органом. Все экземпляры должны иметь оригинальные подписи и печати. Не допускается предъявление копий договора.
  • копии документов о полномочиях сторон – руководителя и представителя профсоюза. Если с руководителем всё ясно, и подтверждением его избрания может служить, например, протокол собрания учредителей, то с представителем сотрудников возникают сложности. Более того, зачастую этот документ просто не отправляют в проверяющий орган, поскольку не считают его обязательным. Это неверно, и при его отсутствии может последовать отказ в регистрации. Какой же документ удостоверяет полномочия представителей профсоюза? Подтверждающим полномочия документом является выписка из протокола общего собрания коллектива компании.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в журнала "Справочник кадровика". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Стоит дать небольшие дополнительные пояснения по правильности составления коллективного договора, которым при регистрации документа проверяющие органы непременно уделят внимание.

Доверенные лица профсоюза могут подписывать колдоговор, если в его состав входит более 50% от числа всех сотрудников предприятия. Если представительный орган не сформирован или в нем участвуют менее 50% работников, соглашение подписывают лица, избранные общим собранием. В собрании должно участвовать не менее 2/3 работающих на предприятии, представители должны набрать не меньше 50% голосов присутствовавших.

Общее количество работников коллектива, число лиц, входящих в профсоюз, численность общего собрания и количество отданных голосов за представителей указываются в заявлении на регистрацию и/или выписках из протокола общего собрания.



Просмотров