Элементы и задачи акцизного налога в россии. Акциз на алкоголь и как он формируется Акциз на прямогонный бензин

Ставка акциза на алкоголь в 2016-2017 годах превышает все ранее установленные значения и продолжает неуклонно расти и дальше. О действующих размерах «алкогольных» акцизов и их потенциальных значениях расскажет наш материал.

Что происходит со ставками акцизов на алкоголь в РФ: повышение или снижение?

Изменение ставок акцизов на алкоголь является одним из элементов государственного регулирования, осуществляемого не только в целях пополнения бюджета, но и в рамках сохранения здоровья граждан от пагубного употребления алкоголя.

За последние годы ставки акцизов на алкоголь неуклонно растут - также не происходило (см. схему ниже).

Из представленной схемы можно сделать следующие выводы:

  • величина «алкогольного» акциза тем выше, чем крепче алкогольная продукция (выше содержание в ней спирта);
  • акцизы на спиртосодержащую парфюмерную продукцию и товары бытовой химии имеют нулевое значение и на протяжении рассматриваемого периода оставались в неизменном виде;
  • акциз на этиловый спирт в 2013–2015 годах был нулевым (при продаже его организациям, производящим спиртосодержащую продукцию в металлической упаковке) и постоянно повышался (при продаже компаниям, не уплачивающим авансовый платеж акциза);
  • акцизы на остальную подакцизную алкогольную продукцию имеют тенденцию к неуклонному повышению (от 8 до 58% роста по отдельным группам товаров за рассматриваемый временной отрезок).

Принятие решений, связанных с повышением или снижением ставок акцизов на алкоголь, проводится с учетом Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. При этом в Госдуме и задействованных в «алкогольном» регулировании ведомствах отсутствует единое мнение в отношении направления вектора «алкогольных» акцизов. Например:

  • Минэкономразвития предлагает снизить акциз на крепкий алкоголь в 2017 году с 500 до 360 руб. за 1 литр чистого спирта, а минимальную стоимость ½ литра водки - со 190 до 136 руб.;
  • Минфин против снижения «алкогольных» акцизов, мотивируя свою позицию наличием структурного дефицита федерального бюджета;
  • Минпромторг также выступает за снижение цен на алкоголь при одновременной реализации мер организационного характера в «алкогольной» сфере - таких как отказ от «избыточных и неоправданных ограничений» (к примеру, в отношении интернет-торговли алкоголем), а также удешевление лицензирования розничной торговли горячительными напитками.

Таким образом, прослеживается тенденция неуклонного роста «алкогольных» акцизов при непрерывно продолжающемся нормативно-организационном процессе, связанном с необходимостью достижения сбалансированности государственной акцизной политики.

Государственную политику в бюджетно-налоговой сфере изучайте с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

  • ;
  • .

Что будет происходить с «алкогольными акцизами» в 2017 году – см. в следующем разделе.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2016–2017 годах

Ставки акцизов на алкогольную продукцию указаны в ст. 193 НК РФ. Акцизы на алкогольную продукцию 2016 –2017 установлены с учетом индексации, предусмотренной п. 6.2.1 Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством РФ 01.07.2014.

С другими документами нормативного характера, принимаемыми Правительством РФ в налоговой сфере, вас познакомят размещенные на нашем портале сообщения:

  • ;

При установлении размеров ставок акцизов на 2016–2017 годы учитывалась необходимость замедления темпов индексации ставок на алкогольную и спиртосодержащую продукцию (АССП) с учетом проводившейся в предыдущие годы индексации ставок на АССП темпами, опережающими инфляцию.

Ставки «алкогольных» акцизов на 2016–2017 годы вы можете увидеть на расположенной ниже схеме.

С еще одним нормативным документом, связанным с «алкогольными» акцизами, ознакомьтесь в следующем разделе.

Как закон № 101 связан с «алкогольными» акцизами

Закон от 05.04.2016 № 101-ФЗ внес в главу 22 «Акцизы» существенные дополнения и поправки, способствующие совершенствованию процесса взимания акцизов. Не обошли эти изменения и «алкогольные» акцизы.

Среди основных посвященных «алкогольным» акцизам вопросов можно назвать:

  • установление возможности представления налоговикам одной банковской гарантии, позволяющей освободиться экспортерам АССП одновременно от авансового акциза и процедуры перечисления акциза при продаже вывозимой за пределы РФ АССП (в соответствии с таможенной процедурой экспорта);
  • определение особых требований к такой объединенной банковской гарантии (к ее сроку и др.);
  • регламентация действий налоговиков в процессе контроля за исполнением обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией;
  • расширение возможностей электронного документооборота при передаче налоговикам реестров документов (таможенных деклараций, товаросопроводительных и иных документов) вместо их копий;
  • запрет на вычет по акцизам в ситуации возврата АССП.

С разнообразными законодательными нововведениями знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

  • ;
  • ;
  • .

Как рассчитать «алкогольный» акциз, зная его ставку

Если коммерсант производит только один вид подакцизной АССП, при расчете «алкогольного» акциза ему достаточно воспользоваться формулой следующего вида:

А = ОРП × СА – ВА,

А - сумма акциза на АССП к уплате;

ОРП - объем реализованной АССП;

СА - ставка акциза по конкретному виду АССП;

ВА - вычет акциза.

Если производится несколько видов АССП и применяются разные ставки акцизов, вышеуказанная формула для расчета «алкогольного» акциза усложняется:

А = (ОРП 1 × СА 1 + ОРП 2 × СА 2 + ОРП 3 × СА 3 + …) – ВА,

Расчет акциза на алкоголь (пример)

Применим описанные в предыдущем разделе формулы на примерах.

Пример 1

В декабре 2016 года ООО «Спиртпром» изготовило и продало алкогольную продукцию (доля этилового спирта в конечном продукте - 40%) в объеме 640 л. Ставка акциза для данной продукции составляет 500 руб. за 1 л безводного этилового спирта. Сумма акциза по использованному при изготовлении продукции приобретенному ранее этиловому спирту - 2 240 руб.

Рассчитаем сумму «алкогольного» акциза к уплате по следующему алгоритму:

  • расчет налогооблагаемой базы (в пересчете на безводный спирт): 640 л × 40% = 256 л;
  • расчет акциза по реализованной алкогольной продукции: 256 л × 500 руб./л = 128 000 руб.;
  • акциз к уплате: 128 000 руб. – 2 240 руб. = 125 760 руб.

Пример 2

ООО «Пиво+» производит несколько разновидностей пива. В январе 2017 года оно изготовило и реализовало 896 бутылок пива емкостью 0,5 л, из которых:

  • 512 бутылок пива с объемной долей спирта 0,2% (цена за литр 96 руб., СА 1 = 0 руб./л);
  • 216 бутылок пива с объемной долей спирта 8% (цена за литр 114 руб., СА 2 = 21 руб./л);
  • 168 бутылок пива с объемной долей спирта 9% (цена за литр 121 руб. СА 3 = 29 руб./л).

Начисленный акциз составил: 553 308 руб. (512 бут. × 0,5 л × 96 руб. × 0 + 216 бут. × 0,5 л × 114 руб. × 21 руб./л + 168 бут. × 0,5 л × 121 руб. × 29 руб./л).

Вычеты в данном примере не рассматриваются.

Итоги

Акцизы на алкогольную продукцию ежегодно повышаются. В 2016–2017 годах акцизы вновь проиндексированы по сравнению с предыдущим периодом в рамках проводимой государством акцизной политики, направленной на пополнение бюджета, и с учетом необходимости сохранения здоровья граждан от пагубного употребления алкоголя.

Акцизы – это категория косвенных налогов, взимаемых при продаже товаров массового потребления, к которым в данном случае относятся все виды табачной и алкогольной продукции, топливо и некоторые другие продукты. Вопрос о необходимости повышения ставок акцизных сборов в Правительстве поднимался неоднократно. Поясняется актуальность этой темы довольно просто: данный сбор является одним из механизмов наполнения дополнительными средствами, а текущая экономическая ситуация заставляет правительство рассмотреть все возможные резервы для повышения его доходной части.

После удивительно коротких дебатов в текущем году депутаты проголосовали за законопроект, регламентирующий изменения в статьи Налогового кодекса РФ, в которых прописаны ставки акцизных сборов. Данный документ и будет определять налоговую политику страны касательно акцизов на период с 2016 по 2018 год. Давайте разберемся, что несут возможные изменения для потребителей и предпринимателей.

Предпосылки для принятия законопроекта

Причиной столь быстрого принятия нового законопроекта послужила острая необходимость заложить основы для формирования налоговой политики страны в 2018 году, так как это - одна из составляющих бюджетной политики. Новый трехлетний бюджет должен быть принят в ближайшее время, а Кодекс четко прописывает необходимость принятия всех законов и подзаконных актов, влияющих на его доходную часть, не позже, чем за месяц до подачи главного финансового документа государства на рассмотрение в Думу.

В 2016 г. ставки акцизов останутся прежними, но дальше пойдут в рост

Какими будут акцизы в 2016 году?

Утвержденный законопроект предусматривает сохранение ставок акцизного сбора в 2016 году. Однако в 2018 нам предстоит столкнуться с индексацией ставок на весомые 5% по отношению к ставкам 2017 года, которые также будут пересмотрены в сторону повышения. Прежде всего, возрастут в цене табачная продукция, алкоголь и топливо. Стоит отметить, что государственная политика в сфере акцизов – это предмет для постоянных споров и дискуссий.

Особенно рьяно против очередного повышения выступают производители алкогольной продукции. Их аргумент весьма прост и понятен даже обычному обывателю: высокий уровень налогового груза «душит» отечественное производство алкоголя в зародыше, так как снижает его конкурентоспособность. Итогом повышения ставок будет не большее наполнение доходной части бюджета, а сокращение поступлений, так как производство будет падать.

Акцизы на алкоголь 2016

Напомним, что акциз на алкоголь взимается для того, чтобы:

  1. снизить производство и оборот нелегальной алкогольной продукции;
  2. уменьшить масштабы злоупотребления населения алкогольными напитками;
  3. переориентировать употребление алкоголя в пользу слабоалкогольной продукции.

Пока рано судить о том, насколько хорошо справляется налоговая политика с достижением данных целей. Стоит лишь отметить тенденции, которые ожидают производителей данной категории товаров.

  • Ставки акцизов спиртосодержащей продукции (и продуктов с содержанием этилового спирта не более 9%) в 2016 году не должны превышать 400 руб. за 1 литр, а в 2017 ожидается повышение этой суммы еще на 18 руб./л.
  • Крепкая алкогольная продукция пока не претерпит налоговых изменений и в 2016 акциз составит 500 руб./л, но уже в 2017 году при уплате акцизного сбора придется выложить 23 дополнительных рубля.
  • В 2016 немного увеличится акциз на пиво (с 18 руб./л до 20-ти за тот же объем).
  • Отечественные винопроизводители будут платить 5 руб./л, если при производстве вина было использовано отечественное сырье. Если же вино – игристое, то ставка будет равна 13 руб./л. Если вы применили импортный виноград при производстве игристых вин, то заплатите уже ставку, равную 26 руб./л.

Алкоголь из отечественного сырья облагается меньшим акцизом

Акцизы 2016 года на табак, топливо и автомобили

Борьба с вредными привычками жителей России продолжится и в сфере табачной промышленности. Акциз для любителей побаловать себя послеобеденной сигарой составит 141 рубль за единицу продукции, за сигареты – 1250 руб./1000 шт., плюс к этому придется выложить 12% от суммы расчетной стоимости. Любители покурить сигариллы заплатят акциз в размере 2112 руб./1000 шт.

В связи с этими новостями уже выступил Сергей Киселев, занимающий пост вице-президента в сфере коммуникаций «Japan Tobacco International», который заявил, что прошлая пятилетка уже привела к росту ставок акцизного сбора на табачку в 4 раза, что негативно отразилось на производителях. Можно спрогнозировать и дальнейшее падение этого сегмента отечественного производства на 10-12% в новом году.

Принято решение об индексации цен на нефть, а она имеет прямую связь со ставками акциза. Так, например, пятый класс бензина будет облагаться сбором в размере 7 тысяч 530 рублей за тонну, а дизтопливо – 4 тысячи 150 рублей за тот же объем.

Упомянем и про акциз, взимаемый с автовладельцев. Те, у кого под капотом больше 90 лошадиных сил, будут вынуждены раскошелиться на 41 рубль за 1 лошадиную силу. Те, у кого данный показатель меньше, пока что могут вздохнуть спокойно – им повышения в 2016 году не грозят. За транспортные средства мощностью от 150 л.с. и выше нужно будет заплатить 402 рубля за каждую лошадиную силу.


Тема этой статьи является очень важной и актуальной для всех жителей РФ, поскольку именно от того, насколько вырастут акцизы в 2016 году в России , поднимутся на эту же сумму и на определенные подакцизные товары, которые мы покупаем каждый день.

На днях, Госдумой был принят во 2-м чтении законопроект, касательно ставок различных акцизов на период 2016-2018 г. Данным законопроектом, предусматривается сохранение ставки акцизов, которые были утверждены еще в 2014 году, но при этом изменения коснулись ставок относительно 2018 года на 5% по отношению к ставкам 2017г.

Стоит отметить, что особенно большим акцизом в 2016 г. (а это 10500 руб. за тонну) будет облагаться бензин, который ниже 5-го класса (см. таблица). При этом со следующего года начнут устанавливаться акцизы на т.н. средние дистилляты 4150 руб/ тонну. Другие ставки акцизов на 2016 год , в т.ч и на алкогольную (сидр, медовуха, вино, пиво) и табачную продукцию (сигары, папиросы, сигареты), Вы можете найти в таблице расположенной ниже:

Что касается ставки акцизов на автомобили в 2016 году (см. ), то акцизы на легковые авто мощностью от 90 до 150-ти л.с составят 41 руб. за 1 лошадиную силу, а на автомобили свыше 150л.с, практически в десять раз больше – 402 рубля за 1 л.с.

Надеемся, что выше приведенная таблица подакцизных товаров, а также статья, ” Акцизы 2016 в России ” стала Вам не только интересной, но и полезной.

МОСКВА, 4 января. /ТАСС/. Акцизы на табак, бензин и часть алкогольной продукции увеличились на территории РФ с 1 января 2016 года.

Налоговая ставка на сигареты и папиросы будет составлять 1,25 тыс. рублей за тысячу сигарет плюс 12% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,68 тыс. рублей за тысячу штук. В 2015 году ставка акциза на сигареты составляла 960 рублей за тысячу штук плюс 9% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,25 тысячи рублей за тысячу штук.

Ставки акцизов на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный в 2016 году установлены в размере 2 тыс. рублей за килограмм (в 2017 году их планируется повысить до 2,2 тыс. рублей), на сигары - 141 рубль и 155 рублей соответственно. На сигариллы ставка составит 2,112 тыс. рублей за тысячу штук в 2016 году и 2,207 тыс. рублей в 2017 году.

Как сообщал ранее первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, повышение акциза на табачную продукцию принесло России порядка 100 млрд рублей доходов в 2015 году.

На алкоголь акцизы сохранятся

Что касается алкоголя, с 1 января 2016 года сохраняются акцизные ставки на алкогольные напитки крепостью до 9% включительно за каждый литр содержащегося в них спирта на уровне 400 рублей. Для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 9% акцизы также сохраняются на уровне прошлого года и составляют 500 рублей за литр. При этом в 2016 году повышается акциз на пиво крепостью от 0,5% до 8,6% с 18 до 20 рублей.

Для пива крепостью более 8,6% акциз повышается с 31 рубля до 37 рублей за литр. Акциз на вино поднимается на 1 рубль до 9 рублей за литр, на игристое вино - до 26 рублей за литр. Сидр, пуаре и медовуха облагаются акцизом в 9 рублей за литр, что на 1 рубль выше, чем в 2015 году.

При этом акциз на вина, произведенные отечественными виноделами из винограда собственного производства, установлены почти в два раза ниже, чем ставки акцизов на вина, произведенные из винограда другого происхождения - 5 рублей за литр.

В связи с переносом срока перехода РФ на оборот топлива исключительно стандарта Евро-5 на 1 июля 2016 года, с 1 января будет увеличена разница в акцизах на бензин стандартов Евро-4 и Евро-5, что должно стимулировать нефтяные компании более активно модернизировать нефтеперерабатывающие заводы.

Ставка акциза на бензин Евро-5 с 1 января увеличивается на 36,1% до 7,53 тыс. рублей за тонну против 5,53 тыс. рублей за тонну в 2015 году, а на не соответствующий 5 классу бензин - на 43,8% до 10,5 тыс. рублей за тонну против 7,3 тыс. рублей за тонну в 2015 году. Таким образом, дифференциация акцизов выросла с 1,77 тыс. рублей до 2,97 тыс. рублей. Дифференциация акцизов по дизельному топливу не предусмотрена, при этом ставка акциза на дизтопливо с 1 января 2016 года увеличивается на 20,3% до 4,15 тыс. рублей за тонну.

Новые подакцизные товары

Новым подакцизным товаром стали средние дистилляты, включая судовое маловязкое топливо. Ставка на этот вид нефтепродуктов установлена в размере 4,15 тыс. рублей за тонну - на уровне акциза на дизельное топливо для борьбы с фальсификацией последнего.

Ставка акциза на авиационный керосин будет выше на 30,4%, с 1 января 2016 года она составляет 3 тыс. рублей за тонну против 2,3 тыс. рублей за тонну в 2015 году. Ставка акциза на прямогонный бензин с 1 января снизилась на 7% до 10,5 тыс. рублей за тонну, на бензол - выросла на 30,4% до 3 тыс. рублей за тонну.

Основание и правовые основы

Акциз - это косвенный налог , то есть налог, который включается в цену того или иного товара (услуги), и таким образом его уплата перекладывается на конечного потребителя.

Косвенные налоги являются одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета, поэтому порядку их исчисления и уплаты уделяется большое внимание. К косвенным налогам относится также НДС.

Акцизом облагаются так называемые подакцизные товары - алкоголь, табак, топливо, легковые автомобили и некоторые мотоциклы.

Основы регулирования акциза установлены главой 22 Налогового кодекса РФ. Детали часто рассматриваются в Федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, а также других подзаконных актах.

Налогоплательщики акцизов

  • Организации.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Организации и лица указанные выше признаются налогоплательщиками только если они совершают операции подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Обязательные условия и свидетельства о регистрации

Лица, совершающие операции с прямогонным бензином, с этиловым спиртом, средними дисстилятами, а также бензолом, параксилолом или ортоксилолом, обязаны получить и зарегистрировать в налоговых органах соответствующие свидетельства.

Срок действия этих свидетельств – до одного года.

Выдача свидетельств или уведомление об отказе в выдаче должно по закону произойти не позднее 30 календарных дней с момента представления в налоговый орган заявления и копий предусмотренных документов.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержден Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 122н.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, установлен Приказом Минфина РФ от 09.10.2006 N 125н.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, установлен приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-15/475@

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции средними дистиллятами, установлен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Этот закон дополняет статью 333.33 Налогового кодекса подпунктом 9.2, устанавливающим госпошлину за выдачу свидетельства о регистрации лица, работающего со средними дистиллятами. Изменения вступили в силу с 23.01.2016.

Налоговые органы могут приостановить действие свидетельства на срок до 6-ти месяцев в случае неисполнения требований, изложенных в ст. 179.2, 179.3, 179.4 НК РФ.

В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Подакцизные товары

Подакцизными товарами признаются:

  • спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением:
    • лекарственных средств (включая гомеопатические лекарственные препараты),
    • препаратов ветеринарного назначения, разлитых в емкости не более 100 мл;
    • парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкостях не более 100 мл с долей спирта до 80% (включительно) и с долей спирта до 90% (включительно) при наличии пульверизатора, а с объемной долей этилового спирта до 90%, разлитой в емкости до 3 мл (включительно);
    • отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок и ликероводочных изделий, подлежащих дальнейшей переработке и использованию для технических целей;
    • виноматериалов, виноградного сусла, иного фруктового сусла, пивного сусла;
  • алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, шампанское, винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%);
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • средние дистилляты;
  • авиационный керосин;
  • природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • электронные системы доставки никотина;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина;
  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Обращаем внимание !

Последние три пункта в перечне подакцизных товаров добавлены в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ. Таким образом, с 2017 года расширен список товаров, в стоимость которых включен акциз. В целях стимулирования здорового образа жизни граждан акцизом теперь облагаются электронные сигареты, жидкий никотин и табак, употребляемый путем нагревания.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения акцизами признаются, в частности, следующие операции:

  • Реализация на территории РФ подакцизных товаров.
  • Продажа конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.
  • Передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров.
  • Ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
  • Получение (оприходование) денатурированного этилового спирта.
  • Получение прямогонного бензина.

Полный перечень операций, облагаемых акцизом, содержится в статье 182 НК РФ.

Операции, не облагаемые акцизом

Освобождаются от налогообложения акцизами следующие операции:

  • Передача подакцизных товаров несамостоятельными структурными подразделениями друг другу для производства иных подакцизных товаров.
  • Реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.
  • Передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
  • Первичная реализация (передача) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, которые подлежат передаче на промышленную переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожению.
  • Передача в структуре одной организации:
    • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
    • ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
    • произведенных дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции.

    Обратите внимание! Вышеперечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

  • Ввоз на территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, а также в случае их размещения в портовой особой экономической зоне.

    Эти операции не облагаются акцизом только при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре экспорта или ввоза подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

    Ввоз и вывоз подтверждается представлением всех соответствующих документов в налоговый орган.

    Обращаем внимание !

    Ранее от уплаты акциза при совершении таких операций налогоплательщик освобождался только при подаче в налоговый орган банковской гарантии. Ее подают в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам. Период ее действия должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза.

    Однако с 1 июля 2017 года экспортеры могут получить освобождение от уплаты акциза при предоставлении договора поручительства. Нововведние обозначено в п. 2.2 ст. 184 НК РФ - в действующей редакции Кодекса этого пункта нет, он вступит в силу с 1 июля 2017. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС. Срок действия такого договора должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства. Операции по выдаче поручительств налогоплательщиком, не являющимся банком, по норме нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.

    Новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Ставки акцизов

Ставки по различным видам подакцизных товаров указаны в ст. 193 НК РФ.

Ниже приведена таблица сравнения ставок акцизов в 2016 и 2017 году.

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)

Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый:

реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию, не являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, а также за исключением этилового спирта, реализуемого (или передаваемого производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, и этилового спирта, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята

9 рублей за 1 литр

10 рублей за 1 литр

Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских)

5 рублей за 1 литр

5 рублей за 1 литр

Сидр, пуаре, медовуха

9 рублей за 1 литр

10 рублей за 1 литр

Игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

26 рублей за 1 литр

27 рублей за 1 литр

Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

13 рублей за 1 литр

14 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 рублей за 1 литр

0 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива

20 рублей за 1 литр

21 рубль за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента

37 рублей за 1 литр

39 рублей за 1 литр

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

2 000 рублей за 1 кг

2 520 рублей за 1 кг

Сигары

141 рубль за 1 штуку

171 рубль за 1 штуку

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

2 112 рублей за 1 000 штук

2 428 рублей за 1 000 штук

Сигареты, папиросы

1 250 рублей за 1 000 штук + 11 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 330 рублей за 1 000 штук

1 562 рубля за 1 000 штук + 14,5 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 123 рублей за 1 000 штук

Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания

4 800 рублей за 1 кг

Электронные системы доставки никотина

40 рублей за 1 штуку

Жидкости для электронных систем доставки никотина

10 рублей за 1 мл

Автомобили легковые:

с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

41 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.)

43 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

402 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

420 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобильный бензин:

класса 5

7 530 рублей за 1 тонну

10 130 рублей за 1 тонну

не соответствующий классу 5

10 500 рублей за 1 тонну

13 100 рублей за 1 тонну

Дизельное топливо

4 150 рублей за 1 тонну

6 800 рублей за 1 тонну

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

6 000 рублей за 1 тонну

5 400 рублей за 1 тонну

Прямогонный бензин

10 500 рублей за 1 тонну

13 100 рублей за 1 тонну

Бензол, параксилол, ортоксилол

3 000 рублей за 1 тонну

2 800 рублей за 1 тонну

Авиационный керосин

3 000 рублей за 1 тонну

2 800 рублей за 1 тонну

Средние дистилляты

4 150 рублей за 1 тонну

7 800 рублей за 1 тонну

В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен также повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.

Если в отношении подакцизных товаров установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой из них.

Ставки применяются в зависимости от установленного порядка:

  • твердые в абсолютной сумме (в рублях и копейках) за единицу измерения;
  • адвалорные (в процентах);
  • комбинированные, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной.

Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации подакцизных товаров.

Особенности, установленные для табачных изделий

Определение расчетной стоимости табачных изделий имеет свои особенности.

Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета (или в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление, содержащее информацию о максимальных и минимальных розничных ценах по каждой марке (наименованию) табачных изделий. Предоставляется оно каждый месяц, не позднее, чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого будут наноситься указанные в нем максимальные цены.

Информация о максимальных розничных ценах, указанная в уведомлениях, поступающих в налоговые и таможенные органы, публикуется в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела).

Максимальная розничная цена - это цена, выше которой пачка табачных изделий не может быть продана потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Эти цены должны быть нанесены на каждую пачку табачных изделий отдельно по каждой марке (наименованию). Действуют они не менее одного календарного месяца.

Если в течение одного месяца налогоплательщиком осуществляется реализация табачных изделий одной марки с разными максимальными розничными ценами, указанными на пачке, то расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены, указанной на пачке табачных изделий, и количества проданных пачек, на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.

То же правило действует и для ввозимых на территорию Российской Федерации табачных изделий с разными максимальными розничными ценами.

Налоговый период

Календарный месяц.

Определение даты реализации или получения подакцизных товаров

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих товаров, в т.ч. структурному подразделению, осуществляющему их розничную реализацию.

  • При передаче на территории РФ произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья, либо другим лицам в собственность в счет оплаты услуг по производству товаров давальческого сырья датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
  • Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку.
  • Датой получения прямогонного бензина произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов) или произведенного в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности, признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.
  • При недостаче подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (кроме естественной убыли в пределах норм).
  • Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.
  • При приобретении бензола, параксилола, ортоксилола в собственность, датой их реализации признаётся день его получения лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.
  • При оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов) или оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности датой оприходования признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом, ортоксилолом.
  • При приобретении авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией, датой его получения признаётся день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
  • При приобретении средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией датой получения признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 Налогового Кодекса.
  • Датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации российскими организациями:
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза

Формы реестров счетов-фактур, порядок их представления и проставления налоговыми органами отметок утверждены Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 123н.

Сроки уплаты акциза

При реализации произведенных подакцизных товаров акциз необходимо уплатить в полном объеме не позднее 25-го числа следующего месяца.

Уплата акциза производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом при реализации подакцизных товаров налогоплательщиками:

  • имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, - при совершении операций с прямогонным бензином;
  • имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, - при совершении операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
  • имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, - при совершении операций со средними дистиллятами;
  • имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом;
  • включенными в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта, - при совершении операций с авиационным керосином.

Уплата акциза производится не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 30 и 31 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса (речь идет о продаже средних дистиллятов российскими организациями иностранным организациям в некоторых случаях).

По общему правилу акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства.

Но есть и исключения:

  • при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта он уплачивается по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров;
  • при получении прямогонного бензина и средних дисстилятов акциз уплачивается по месту нахождения налогоплательщика;
  • при получении организациями:
    • включенными в реестр поставщиков бункерного топлива,
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах),
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов,
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза,
    • включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта,
    • иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.

Уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика либо по месту нахождения обособленных подразделений в части осуществляемых ими операций.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

Налоговые органы предъявляют банку-гаранту требование по погашению обеспеченной банковской гарантией денежной суммы в размере авансового платежа акциза в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы акциза.

Налоговая отчетность по акцизам

Налоговые декларации необходимо представлять в налоговые органы по месту своего нахождения (или нахождения обособленных подразделений, в которых налогоплательщики состоят на учете) за налоговый период в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, совершающие операции с прямогонным бензином, денатурированным этиловым спиртом, бензолом, параксилолом или ортоксилолом, средними дистиллятами или авиационным керосином представляют декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщики,

  • включенные в реестр поставщиков бункерного топлива,
  • имеющие лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах),
  • заключившие с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов,
  • иностранные организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза,
  • включенные в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта,
  • иностранные организации, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации

представляют налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции.

Форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена Приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@ .

Форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия утверждена Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н (ред. от 17.06.2011).

Авансовые платежи по акцизам

Организации, осуществляющие на территории России производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива) и подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать авансовый платеж акциза.

Организации, осуществляющие производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, от обязанности по уплате авансового платежа акциза освобождаются.

Аванс - это предварительная уплата акциза по алкоголю или спиртосодержащей продукции до закупки этилового спирта.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза.

Аванс необходимо заплатить до 15 числа каждого месяца исходя из общего объема этилового спирта, закупка или ввоз которого в Российскую Федерацию будет осуществляться в следующем месяце.

При уплате аванса нужно до 18-го числа месяца представить в налоговый орган:

  • копию платежного документа, подтверждающего перечисление аванса в бюджет;
  • копию выписки банка, подтверждающую списание аванса с расчетного счета;
  • извещение об уплате авансового платежа в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме.

Эти документы должны храниться 4 года - как у налогоплательщика, так и в налоговом органе.

Если производитель алкогольной продукции освобожден от уплаты аванса, он обязан до 18 числа предоставить в налоговую банковскую гарантию и извещение об этом освобождении.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Распределение

Зачисляются в бюджет и распределяются акцизы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Налоговые вычеты

Согласно статье 200 НК РФ плательщики акцизов вправе уменьшить сумму налога по подакцизным товарам на установленные этой нормой налоговые вычеты. По пункту 2 указанной нормы суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

При расчете акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (кроме натуральных вин без спирта)налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.

При использования в качестве сырья товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.

Для использования налоговых вычетов:

  • акциз должен быть предъявлен плательщику к уплате;
  • уплачен налогоплательщиком;
  • подакцизные товары обязательно должны использоваться в качестве сырья для производства.

По пункту 3 ст 201 НК РФ вычеты производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Ранее оставался не урегулированным вопрос - как определять сумму вычета, если товар использовался как сырье одновременно при производстве подакцизных и неподакцизных товаров.

В 2017 году неопределенность устранена - в пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

Уточнить порядок можно:

Акцизы: что нового в 2017 году?

В 2017 году:

  • На 3 пункта расширен список подакцизных товаров - согласно изменениям, внесенным в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, акцизом с 2017 года облагаются электронные системы доставки никотина (электронные сигареты), жидкости для электронных сигарет с содержанием никотина и табак, предназначенный для употребления путем нагревания. Ставки акциза на эти товары составляют: электронные системы доставки никотина - 40 рублей за 1 штуку; жидкости для них - 10 рублей за 1 мл.; табак для потребления путем нагревания - 4 800 рублей за 1 кг.
  • С 1 июля 2017 года изменяются правила освобождения от уплаты акциза при продаже товаров за пределы РФ - появляется альтернатива банковской гарантии, а именно, договор поручительства, который может быть оформлен между налоговым органом и третьим лицом - не обязательно банком. Ранее у экспортеры могли быть освобождены от уплаты акциза только на основе банковской гарантии, а это нововведение расширяет их возможности. Изменения внесены в п. 3 ст. 184 НК РФ - новые правила (возможность использования договора поручительства вместо банковской гарантии) применяются только к налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.
  • Увеличены ставки акциза на:
    • этиловый спирт, реализуемый организациями, не уплачивающими аванс, с 102 до 107 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • спиртосодержащую продукцию (кроме продукции в аэрозольной упаковке) с 400 до 418 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • алкоголь с долей этилового спирта свыше 9% (кроме пива и вин) с 500 до 523 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • алкоголь с долей этилового спирта до 9% (кроме пива и вин) с 400 до 418 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • вина (кроме вин с защищенным географическим указанием) с 9 до 10 рублей за литр;
    • сидр, пуаре и медовуху с 9 до 10 рублей за литр;
    • игристые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием)с 26 до 27 рублей за литр;
    • игристые вина с защищенным географическим указанием с 13 до 14 рублей за литр;
    • пиво с содержанием этилового спирта от 0,5% до 8,6% с 20 до 21 рубля за литр;
    • пиво с содержанием этилового спирта свыше 8,6% с 37 до 39 рублей за литр;
    • табак (кроме сырья для производства) с 2 000 до 2 520 рублей за кг.;
    • сигары со 141 до 171 рубля за 1 штуку;
    • сигариллы, биди, кретек со 2 112 до 2 428 рублей за 1 000 штук;
    • сигареты, папиросы с 1 250 рублей 1 000 штук + 11% от расчетной розничной максимальной цены до 1 562 рублей за 1 000 штук + 14,5% от расчетной розничной максимальной цены;
    • автомобили мощностью от 90 до 150 л.с. с 41 рубля до 43 рублей за 1 л.с.;
    • автомобили мощностью свыше 150 л.с. с 402 до 420 рублей за 1 л.с.;
    • мотоциклы мощностью свыше 150 л.с. с 402 до 420 рублей за 1 л.с.;
    • автомобильный бензин класса 5 с 7 530 до 10 130 рублей за 1 тонну;
    • автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну;
    • дизельное топливо с 4 150 до 6 800 рублей за 1 тонну;
    • прямогонный бензин с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну;
    • средние дистилляты с 4 150 до 7 800 рублей за 1 тонну.
  • Уменьшены ставки акциза на:
    • моторные масла для двигателей с 6 000 до 5 400 рублей за 1 тонну;
    • бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин с 3 000 до 2 800 рублей за 1 тонну.
  • В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.
  • В пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

    Уточнить порядок можно:

    • при изменении технологии производства;
    • с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.



Просмотров