Что включает в себя суот. Создание и функционирование системы управления охраной труда в организации. Новый подход к управлению охраной труда в организации

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему «человек-машина – производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда Управление охраной труда - непрерывный многостадийный процесс, включающий в себя:

Оценку параметров условий труда;

Формирование целей и постановка задач;

Составление программ и оперативное управление ими;

Оценка эффективности осуществления программ;

Стимулирование исполнителей.

Проведение организационной работы, разработка и внедрение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на пред­приятии не возможны без создания определенной структуры. Если руководство предприятия принимает решение о внедрении систем­ного подхода к управлению безопасностью труда, то в соответствии с ГОСТ 12.0.006 назначается руководитель (специальный предста­витель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей несет ответственность и обладает полномочия­ми для выполнения организационных, технических и управленче­ских функций в области обеспечения безопасности трудовой дея­тельности.

Для соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда определяются и документально оформ­ляются обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня в области охраны труда. Требования охраны труда доводятся также до лиц, осуществляющих выполнение любого вида производственных работ на предприятии.

Руководство организации в зависимости от специфики дея­тельности предприятия определяет внутренние ресурсы, необходи­мые для эффективного управления охраной труда, обеспечения контроля за выполнением требований охраны труда на рабочих местах и назначает подготовленный персонал для выполнения ра­бот по охране труда и проверок, включая внутренние аудиты усло­вий труда.

В соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возлагаются на работодателя. Как правило, назначаются ответственные лица:

В целом по организации (руководитель, заместитель руководителя, гл. инженер);

В структурных подразделениях (руководитель подразделения, заместитель руководителя);

На производственных территориях (начальник цеха, участка, ответственный производитель работ по строительному цеху);

При эксплуатации машин и оборудования (руководитель службы главного механика, энергетика и т.п.);

При выполнении конкретных работ и на рабочих местах (менеджер, мастер).

Система управления охраной труда (ГОСТ 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организациях) – часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Руководство организации, несущее ответственность за ОТ должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями (рис.5.3.1). При разработке системы управления охраной на предприятии труда следует:

    определить законы и иные нормативные правовые акты, со­держащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

    выявить опасные и вредные производственные факторы и со­ответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящи­ми или планируемыми видами деятельности организации;

    определить политику организации в области охраны труда;

    определить цели и задачи в области охраны труда, установить приоритеты;

    разработать организационную схему и программу для реали­зации политики и достижений ее целей, выполнения постав­ленных задач.

Рисунок 5.3.1 – Модель управления охраной труда на предприятии

Система управления ОТ включает:

Организационную структуру;

Деятельность по планированию;

Процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей и анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.

В целях соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением для организации сотрудничества между руководством организации и персоналом создают службы охраны труда или назначают ответственных работников. Если на предприятии или в организации работает коллектив более 100 человек, то необходимо создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (рис. 5.3.2). При численности коллектива более 10 человек в организации в соответствии с законодательством должен быть создан совместный комитет или комиссия по ОТ на паритетной основе из представителей профсоюзов, администрации с соответствии с рекомендациями Минтруда России (рис. 5.3.3).

Служба ОТ или работник, на которого возложены обязанности по ОТ, должны:

    ознакомить работников с состоянием ОТ в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

    проводить с сотрудниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;

    вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

Основные права работников службы охраны труда :

    в любое время суток беспрепятственно осматривать производ­ственные служебные и бытовые помещения предприятия, зна­комиться с документами по вопросам охраны труда;

    проверять состояние условий и охраны труда в подразделени­ях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Современные методы управления охраной труда на предприятии

Существенно повысить эффективность мероприятий по охране труда можно, создав систему управления охраной труда предприятия (организации).

Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов. Данная система может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

В России внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) началось еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях его неоткуда было приобрести.

Сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но уже опираясь на зарубежный опыт.

В настоящее время разработка систем управления охраной труда возможна на основе российского законодательства и международных стандартов в области управления. К ним относятся: ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации», Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования», OHSAS 18001-2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series», ILO OSH-2000 «Руководство по управлению охраной труда».

Основные задачи системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

  • во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;
  • во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;
  • в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (наемных работников), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников в особую «подзадачу». Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные положения.

Основная идея СУОТ заключается в том, что любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование – действие – контроль - доработка), разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления. В отечественной литературе встречается и такая интерпретация принципов, положенных в основу методологии СУОТ: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй».

В случае управления охраной труда «Планирование» означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы, выявление опасных факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы. «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы по охране труда. Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Организация, создающая эффективную систему управления охраной труда должна:

  • создать систему управления охраной труда;
  • обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
  • проводить сертификацию системы управления охраной труда;
  • проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации».

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо :

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • определять политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать :

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Разработка политики организации, планирование условий и охраны труда завершается созданием «Программы улучшения условий и охраны труда» на предприятии, которая должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предусматривает :

  • разработку структуры работ, распределение ответственности и полномочий по реализации СУОТ;
  • аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности;
  • выявление потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая повышение квалификации по охране здоровья и безопасности персонала;
  • разработку, внедрение и поддержание установленных (документированных) процедур, гарантирующих идентификацию опасностей, оценку, регулирование и контроль риска, а также регулярную оценку потребности в выше перечисленных действиях;
  • подготовленность к аварийным ситуациям, которая заключается в разработке и обеспечении практического использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий;
  • обеспечение передачи и обмена информацией об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации, получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон;
  • разработку и обеспечение ведения документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии;
  • управление производственно-технологическими операциями путем определения тех операций и видов деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда, планирование этих видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда.

Контроль результативности системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя :

  • определение и своевременную корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • выявление и анализ несоответствий, принятие мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий;
  • разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий, смягчения их последствий, анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий, обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда;
  • разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работники представительных органов.

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

Конечно СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее понимания и применения.

Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом. Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому важно иметь представление как о проблемах, которые могут затруднить работу СУОТ, так и об элементах, которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для охраны труда и здоровья.

При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для полномасштабного внедрения СУОТ.

В настоящее время признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд важных преимуществ , некоторые из которых были указаны выше. Прочие важные преимущества включают:

  • возможность интеграции требований охраны труда в корпоративные системы и приведения целей охраны труда в соответствие с экономическими задачами, что способствует большему учету реализационных затрат в связи с контрольным оборудованием и процессами, подготовкой, обучением и информационным обеспечением;
  • унификация требований охраны труда с иными взаимосвязанными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;
  • формирование логической основы для создания и функционирования программы охраны труда, позволяющей следить за всеми элементами, требующими действия и контроля;
  • оптимизация и отработка коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;
  • применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;
  • создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;
  • укрепление социального диалога;
  • распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;
  • возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия;
  • формирование системы непрерывного совершенствования;
  • обеспечение контролируемой базы для оценки эффективности.

Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем, которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы . К ним относятся:

  • Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей;
  • Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, охраной труда, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам;
  • СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе;
  • В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.

В последние годы подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности управления охраной труда на уровне предприятия.

Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации. Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

2. Система управления охраной труда (СУОТ)

2.1. Основные понятия, термины,

определения по охране труда

Охрана труда - это система сохранения здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности. Она включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Более подробный перечень мер изложен в трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ).

Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба (ГОСТ Р 1.0-92).

Безопасность труда - условия, при которых на работников не воздействуют опасные и вредные производственные факторы либо отсутствует недопустимый производственный риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью работников. Безопасными считаются такие условия труда, при которых воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов («Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» № 181-ФЗ).

Техника безопасности (ТБ) – это система организационно-технических мероприятий, направленных на защиту работающих от возможного воздействия опасных производственных факторов. Техника безопасности содержит требования, выполнение которых должно обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в целом, отдельных его помещений, оборудования и других элементов производственной инфраструктуры.

Эргономика (от греческих: ergon - работа и nomos - закон) - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.

Техническая эстетика - это наука, изучающая производственную среду с целью её гармонизации, улучшения, удобства и красоты. Техническая эстетика является теоретической основой дизайна.

Ведущий фактор - фактор, специфическое действие которого на организм работника проявляется в наибольшей мере при комбинированном или сочетанном действии ряда факторов.

Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.

Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, воздей­ствие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или дру­гое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства. («Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181 -ФЗ).

Гигиенические критерии оценки условий труда - показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Гигиена труда - профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатываю­щая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов рабочей среды и трудового процесса на работников. Это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.

Промышленная санитария - это комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды.

Негативные факторы трудового процесса приводят к снижению трудоспособности и ухудшению качества выпускаемой продукции.

Длительное воздействие неблагоприятных условий труда может привести к нарушению здоровья работающего, развитию профессионального заболевания или инвалидности.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни факторов рабо­чей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами ис­следований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последую­щего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Таким образом, ПДУ - это нормированное значение вредного фактора, установленное в стандартах ССБТ, санитарных нормах и других нормативных актах охраны труда.

Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При боль­шей длительности смены, но не более 40 часов в неделю, в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защи­ты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным перио­дических медицинских осмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигие­нических нормативов. В ряде случаев соблюдение гигиенических нормативов не исключает на­рушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью или с сильно ослабленным здоровьем.

Защита временем - уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов рабочей среды и трудового процесса на работников за счет снижения времени их действия: введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение про­должительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благо­получия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (преамбула Устава Всемирной организации здравоохранения).

Опасный производственный фактор - такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме («Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ); фактор среды или трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. Кроме травм воздей­ствие на работников опасных факторов может вызвать микротравмы.

Оптимальные условия труда - предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Производственно-обусловленная заболеваемость - заболеваемость (стандарти­зованная по возрасту) общими, т.е. не относящиеся к профессиональным, заболеваниями различной этиологии, имеющая тенденцию к повышению числа случаев по мере увели­чения стажа работы во вредных или опасных условиях труда и превышающая таковую в группах, не контактирующих с вредными факторами.

Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работни­ка, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственно­го (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утра­ту им профессиональной трудоспособности («Об обязательном социальном страхова­нии от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Феде­ральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Профессиональная заболеваемость - показатель числа вновь выявленных в те­чение года больных с профессиональными заболеваниями и отравлениями, рассчитан­ный на 100, 1 000, 10 000, 100 000 работников.

Профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях. Оценка профессионального риска проводится с учетом величины экспозиции, показателей функционального состояния, состояния здо­ровья и утраты трудоспособности работников.

Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физио­логических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

Рабочий день (смена) - установленная законодательством продолжительность (в часах) работы в течение суток.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка рабочих мест на соот­ветствие государственным нормативным требованиям гигиены и охраны труда, обеспе­чивающим безопасные условия трудовой деятельности («Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ).

Аналогичные рабочие места - рабочие места, которые характеризуются сово­купностью признаков:

Выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении единого технологического процесса;

Использование однотипного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

Работа в одном помещении или на открытом воздухе, где используются единые системы вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения;

Одинаковое расположение объектов на рабочем месте.

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимуще­ственную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы орга­низма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой подни­маемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, ве­личиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая на­грузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоцио­нальную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, отно­сятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих.

Рабочее место - место постоянного или непостоянного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Постоянное рабочее место - место, на котором работающий нахо­дится большую часть рабочего времени (более 50 % или более 2 ч непре­рывно). Если работа при этом осуществляется в различных пунктах рабо­чей зоны, постоянным рабочем местом считается вся рабочая зона.

Непостоянное рабочее место - место, на котором рабочий находит­ся меньшую часть своего рабочего времени (менее 50 % или менее 2 ч непрерывно).

Зона дыхания - пространство в радиусе 50 см от лица работающего.

2.2. Задачи и структура СУОТ

Каждый год во всем мире в результате несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний умирают 2 миллиона женщин и мужчин; происходит 270 миллионов несчастных случаев; фиксируется 160 миллионов случаев профзаболеваний; 4 % мирового валового продукта теряется из-за несчастных случаев и заболеваний.

Опыт передовых стран показывает, что высокая культура безопасности выгодна и работникам, и работодателям, и правительствам .

В 2003 г. Международная конференция по труду приняла новую «Глобальную стратегию по безопасности и охране здоровья на рабочих местах». В соответствии с рекомендациями международной орагнизации труда (МОТ) … «Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание СУОТ». СУОТ включает тесную координацию интересов работодателей, профсоюзов и работников; организацию работ, планирование, оценку результатов и аудит (рис. 2).

В ГОСТ 12.0.006-2002 приведены общие требования к управлению охраной труда в организациях, структурная схема управления, функции государственного, ведомственного и общественного контроля.

В СУОТ необходимо комплексно решать правовые, со­циально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные проблемы.

Структура СУОТ разных уровней.

СУОТ в РФ имеет несколько уровней: федеральный, региональный, муниципальный и уровень организаций.

На федеральном уровне управление охраной труда осуществляет Правительство РФ и Минздравсоцзащиты РФ и другие федеральные органы исполнительной власти. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации РФ в пределах своей компетенции в области охраны труда.

Региональный уровень управления охраной труда образуют отделы (управления) по охране труда в составе органов исполнительной власти по труду республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга.

На местном уровне управление охраной труда осуществляется органами местного самоуправления и на уровне работодателя.

На уровне конкретной организации (работодателя) главная задача – обеспечить безопасные условия труда, которые исключают или сводят к минимальному уровню риск получения работниками травм или профзаболеваний (рис. 3). В этих целях работодатели всех организационно-правовых форм создают службы охраны труда или вводят штатную должность специалиста по охране труда.

К федеральному уровню относятся следующие органы:

Агентство условий и охраны труда Минздравсоцзащиты РФ;

Всероссийская государственная экспертиза охраны труда;

Управление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства федеральной службы по труду и занятости Минздравсоцзащиты РФ;

Функциональные федеральные органы исполнительной власти;

Специальные федеральные органы государственного надзора и контроля;

Отраслевые министерства и госкомитеты.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации РФ в пределах своей компетенции в области охраны труда.

Функции управления охраной труда осуществляет также ряд федеральных органов исполнительной власти: Министерство экономического развития и торговли РФ; Министерство финансов; Министерство образования и науки РФ; Министерство внутренних дел в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД); Госкомстат России; Фонд социального страхования РФ; Госгортехнадзор РФ; Росатомнадзор РФ; МЧС России; Министерство энергетики РФ в лице Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзора); Российское агентство по безопасности и Генеральная прокуратура РФ.

Эти органы составляют функциональную подсистему управления охраной труда на федеральном уровне.

Пример СУОТ в организации («Автоваз»)

Например, Миздравсоцзащиты РФ осуществляет: государственное управление охраной труда, реализацию государственной политики в данной области, координацию работы федеральных органов исполнительной власти и научно-исследовательской работы по охране труда, утверждает межотраслевые правила по охране труда, нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, порядок обеспечения ими работников и другие функции, в том числе надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Региональный уровень управления охраной труда образуют отделы (управления) по охране труда в составе органов исполнительной власти по труду республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга. Отделы (управления) по охране труда независимы от федерального органа по охране труда и осуществляют свою деятельность на территории субъекта РФ самостоятельно.

Региональные центры охраны труда создаются при органах управления по труду исполнительной власти субъекта РФ.

На местном уровне управление охраной труда осуществляется органами местного самоуправления и на уровне работодателя.

Важнейшим элементом СУОТ в организациях является аттестация рабочих мест по условиям труда.

Функции органов управления и задачи СУОТ.

Основными функциями органов государственного управления охраной труда в РФ являются:

Принятие и реализация нормативно-правовых актов в области охраны труда;

Планирование охраны труда, координация деятельности субъектов социально-трудовых отношений в данной сфере;

Оценка состояния условий и охраны труда;

Выработка механизма экономического стимулирования улучшения условий и охраны труда;

Надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда;

Информационное обеспечение охраны труда.

Деятельность межведомственной комиссии по охране труда связана с разработкой приоритетных направлений, федеральных целевых программ в области охраны труда, рассмотрением проектов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, методических, организационных вопросов по охране труда, вопросов, связанных с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда и подготовкой ежегодных государственных докладов, а также координацией разработок межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы образуют отраслевую подсистему управления охраной труда.

Региональный уровень управления охраной труда представляют органы государственной власти субъектов РФ, которые реализуют государственную политику в области охраны труда на территории субъекта РФ и создают для этого подразделения по охране труда и государственной экспертизы условий труда; разрабатывают и принимают законы и иные нормативно-правовые акты субъекта РФ об охране труда; участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ по улучшению условий и охране труда и осуществляют иные направления деятельности в пределах своей компетенции на территории субъекта РФ.

Орган по труду субъекта РФ наряду с координационной деятельностью организует доведение до организаций нормативно-правовых актов, утвержденных Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти; разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий труда, обучение и проверку знаний специалистов и руководителей, подготовку и проведение экспертизы условий труда по проектам строительства и реконструируемых производственных объектов; разрабатывает меры по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда, а также мероприятия по обобщению передового опыта; контролирует отражение требований в области охраны труда в учредительных документах юридических лиц при их государственной регистрации и качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, следит за правильностью предоставления компенсаций за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, осуществляет иные направления деятельности в области охраны труда.

Муниципальный уровень управления охраной труда составляют органы местного самоуправления, непосредственно контактирующие со службами охраны труда предприятий и организаций.

Тенденция разделения полномочий между федеральными органами, органами субъектов федерации и органами местного самоуправления проявляется в сфере управления охраной труда и предполагает создание отделов или служб по охране труда на уровне органов местного самоуправления городов и районов. Эти органы выполняют функции планирования, координации, контроля, посредством которых осуществляется государственная политика в области охраны труда на территории города или района.

К основным направлениям деятельности муниципальных органов управления охраной труда относятся: разработка районных и городских программ улучшения условий и охраны труда; обеспечение координации и методического руководства службами охраны труда организаций, расположенных на территории города или района; обеспечение работников организаций средствами индивидуальной и коллективной защиты; участие в расследовании несчастных случаев на производстве; проведение анализа состояние условий и охраны труда и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие направления в пределах функций, переданных органам местного самоуправления органами исполнительной власти субъекта РФ.

Управление охраной труда осуществляется и на уровне конкретной организации (работодателя).

Главная задача работодателя – обеспечить безопасные условия труда, которые исключают или сводят к минимальному уровню риск получения работниками травм или профзаболеваний. В этих целях работодатели всех организационно-правовых форм создают службы охраны труда или вводят штатную должность специалиста по охране труда; предоставляют льготы за работу в особых условиях труда, разрабатывают мероприятия по улучшению условий труда, включая их в коллективные договоры и соглашения, организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве, проводят обучение безопасным методам труда и контроль за знаниями правил по охране труда, информируют работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

2.3. Служба охраны труда в организации

Служба охраны труда в организации - самостоятельное структурное подразделение организации, образованное с целью обеспечения соблюдения тре­бований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением и состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы ОТ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст. 217 ТК РФ в каждой производственной организации создается служба ОТ (далее - С.) или вводится должность специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. С. подчи­няется непосредственно руководителю организации или его заместителю.

В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании С. или введении должности специалиста по ОТ принимается работодателем с учетом спе­цифики деятельности данной организации. При отсутствии С. (специалиста по ОТ) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказываю­щими услуги в области ОТ.

Организация труда работников С. предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по ОТ в под­разделениях организации в соответствии с должностными инструкциями. Для про­ведения мероприятий по охране труда (обучение, инструктажи, семинары, лекции, выставки и др.) необходимо оборудовать кабинет по охране труда.

Структура и численность работников С. определяются работодателем в зависи­мости от количественного состава организации, характера УТ, степени опасности производств и др. факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. Если производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние 0,5-1,5 км, то к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2; если более 1,5 км - коэффициент 1,4.

Начинать в организации создание системы управления охраной труда (СУОТ) следует с определения конкретных потребностей организации в соответствии с ее величиной и родом деятельности. Затем намечают цели и вырабатывают политику в области ОТ.

В дальнейшем осуществляют:

разработку и утверждение Положения о С., ее структуре и т. д.;

разработку и утверждение др. нормативных документов, определяющих функциони­рование системы обеспечения ОТ;

разработку и утверждение должностных инструкций специалистов и руководителей;

разработку перечня функциональных процессов;

разработку схемы движения информационных потоков СУОТ;

утверждение штатного расписания;

набор персонала на основе собеседований, тестирования, проверки деловых качеств;

назначение руководителей процессов и расстановку персонала согласно штатному расписанию, перечню проектов и процессов.

В новой структуре должны появиться 3 блока процессов:

блок технического сопровождения (методология, отчетность, анализ, взаимодей­ствие с контролирующими организациями);

блок общего аудита функционирования СУОТ в подразделениях организации; блок специального аудита (вопросы, требующие специальной подготовки).

Основные задачи службы:

организация работы по обеспечению выполнения работниками требований ОТ;

организация работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по улучшению УТ;

информирование и консультирование работников организации, в т. ч. ее руководителя, по вопросам ОТ;

изучение и распространение передового опыта в области ОТ, пропаганда охраны труда.

Деятельность службы:

Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональ­ных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

Оказание помощи подразделениям в определении параметров вредных и опасных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, при­способлений;

Методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, серти­фикацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

Проведение - совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов - проверок, об­следований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляцион­ных систем на соответствие требованиям ОТ;

Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения, отремонтированных установок, агрегатов, станков и др. оборудования;

Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, техноло­гической и др. документации в части требований ОТ;

Разработка совместно с др. подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, про­фессиональных заболеваний; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся УТ и ОТ, соглашения по ОТ;

Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязатель­ные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение докумен­тов, касающихся требований ОТ (актов по форме Н-1 и др. документов по рассле­дованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и др.), в соответствии с установленными сроками;

Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с » несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

Составление отчетности (УТ и ОТ) по формам, установленным Госкомстатом России;

Разработка учебных программ и организация своевременного обучения по ОТ ра­ботников организации, в т. ч. ее руководителя; проведение вводного инструктажа по ОТ со всеми лицами, поступающими на работу (в т. ч. временно), командиро­ванными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

Участие в работе комиссий, проверяющих знания требований ОТ;

Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и ви­дов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по ОТ;

Обеспечение подразделений локальными нормативными актами организации (пра­вилами, нормами, инструкциями по ОТ), наглядными пособиями и учебными материалами по ОТ;

Руководство работой кабинета по ОТ, подготовка информационных стендов, уголков по ОТ в подразделениях;

Организация совещаний по ОТ;

Ведение пропаганды ОТ с использованием внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;

Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных пра­вовых актов об ОТ, коллективного договора, соглашения по ОТ организации;

Рассмотрение писем, заявлений, жалоб, касающихся УТ и ОТ, подготовка предло­жений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

Предприятия предоставляют рабочие места гражданам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство защищает права работников, требует от работодателя обеспечить безопасность условий труда для всех работников, независимо от их должности. Это сохраняет их жизнь и здоровье и способствует бесперебойной работе предприятия.

Система управления охраной труда (СУОТ) предназначена для осуществления контроля за выполнением норм и правил охраны труда участниками производственного процесса.

Работодатель должен либо лично создать такую систему управления, либо возложить эту обязанность на должностное лицо по своему выбору.

Руководитель несет ответственность за соблюдение правил по охране труда.

Что это такое?

СУОТ на предприятии необходима, чтобы организовать комплекс мер, направленных на сбережение здоровья и жизни людей.

Кроме организационной функции, эта система также выполняет исследовательскую и аналитическую функции, поскольку занимается изучением вредных и потенциально опасных факторов и анализирует, насколько сильное влияние они оказывают.

Можно выделить следующие этапы в работе СУОТ:

  • выявить опасность;
  • определить, кому угрожает опасность и какой ущерб может быть нанесен;
  • оценить степень риска и принять профилактические меры;
  • произвести переоценку условий труда в организации.

История развития системы охраны труда

Еще в работах Гиппократа и Аристотеля обращалось внимание на условия труда и то, как они влияли на человеческий организм.

С развитием промышленности и техники ученые все чаще отмечали необходимость создания соответствующих условий для работы людей, поскольку неуклонно росло количество случаев профессиональных заболеваний и травматизма на рабочем месте.

В 1972 году Великобритания выступила за переход на единую нормативную базу охраны труда для всех отраслей, что привело к принятию первого закона об охране труда в 1974 году. С тех пор государственные органы и международные организации продолжают эту важную работу и постоянно разрабатывают новые стандарты и рекомендации.

В 2001 году было издано «Руководство по управлению охраной труда», которое содержит основные стандарты ОТ.

Цели и задачи

Основная цель такой системы управления - не допустить, чтобы работники понесли какой-либо ущерб, находясь на рабочем месте.

Для этого необходимо выполнить несколько важных задач:

  • бороться с травматизмом на предприятии;
  • производить профилактику профессиональных заболеваний;
  • предотвращать пожары и взрывы, часто заканчивающиеся увечьями и даже смертью;
  • так организовывать рабочие места, чтобы улучшалось качество производственного процесса и повышалась работоспособность сотрудников;
  • обучать технике безопасности при использовании оборудования на производстве;
  • выявлять и устранять неблагоприятные факторы, которые могут возникнуть в процессе работы.

Соответствующее обучение рабочих дает возможность обеспечить безопасность в производственных цехах, когда каждый знает, как пользоваться своими инструментами, какие средства индивидуальной защиты необходимо одеть или иметь при себе и на что следует обращать внимание, работая в коллективе.

Регулярно проводятся лечебно-профилактические осмотры, которые предотвращают развитие профессиональных заболеваний. Организуются , проводятся занятия по подготовке на случай аварийной ситуации или стихийного бедствия. Если предприятие крупного размера, то организуется обмен опытом для рабочих с разных участков.

Немаловажную роль играет воспитание чувства ответственности за жизни других людей. Материальная компенсация за работу на вредном производстве и своевременное оздоровление способствуют сохранению здоровья в опасных условиях труда - например, на горнодобывающих предприятиях.

Также принимаются меры, чтобы производственные помещения стали максимально безопасными.

Это включает проверку вентиляции, освещения, креплений, ограждений движущихся организмов, регулярное техническое обслуживание производственного оборудования. Если производится транспортировка грузов, то особое внимание уделяется линиям, по которым она осуществляется, и регулировке движения на этих линиях.

Важно осознавать, насколько многогранна система управления ОТ. Она требует совместных усилий администрации предприятия и его работников, а также значительных материальных затрат. Однако результат того стоит.

Функции

Система управления имеет много различных функций.

Основными являются:

  • разработка системы управления ОТ для каждого структурного подразделения;
  • осуществление методических работ;
  • проведение инструктажей;
  • предоставление нормативов, правил, инструкций, стандартов;
  • анализ условий работы на предприятии и имевших место аварийных ситуаций;
  • подготовка статистических отчетов;
  • повышение квалификации работников и проведение экзамена по технике безопасности.

Преимущества и недостатки

Теоретически СУОТ оказывает положительное влияние на все сферы работы. От внедрения такой системы выигрывает и рабочий коллектив, и руководство, и окружающая среда.

Единство требований исключает возможность дискриминации отдельных рабочих. Люди учатся общаться друг с другом, вместе решать поставленные задачи, видеть не только сиюминутную личную пользу, но и те блага, которые затрагивают других людей или будут получены в более отдаленном будущем.

Такая система управления помогает четко разграничить обязанности и ответственность руководящих работников, наладить быструю и точную передачу информации.

Она способствует проявлению инициативы и более быстрой адаптации новых работников.

На практике не всегда удается добиться таких результатов. Недостатком системы также является то, что потребности производства часто ставятся выше потребностей отдельных индивидов, принимающих участие в этом производстве.

Структура и основные элементы

Структуру СУОТ можно описать следующим образом:

  • Во главе управленческого органа выступает директор или инженер. Он планирует организационно-технические мероприятия.
  • Управленческие решения выполняют лица, которые руководят цехами, участками, службами. Их действия регламентируются нормативно-правовыми документами.
  • Информационный центр выполняет функции информационного органа , собирает, обрабатывает, анализирует данные и контролирует динамику улучшения условий работы.
  • Структурные подразделения предприятия являются объектом управления. Основные элементы системы управления: организация; планирование; оценка; действия по улучшению ситуации.

Порядок работы по внедрению системы управления охраной труда на предприятии

Сначала создается комиссия, члены которой проходят обучение и аттестацию (по потребности). Потом комиссия разрабатывает систему управления, учитывая специфику предприятия.

К выполнению задач СУОТ приступает согласно приказу руководителя предприятия в те сроки, которые указаны в данном приказе.

Стандартный порядок работы:

  • определить опасные рабочие места;
  • выбрать метод устранения опасности на рабочем месте;
  • разработать политику руководства и законодательную базу;
  • обеспечить индивидуальные средства защиты и инструктажи;
  • отдать разработанные предложения на утверждение директору.

Основные принципы

Основные принципы охраны труда:

  • улучшить условия работы;
  • предупреждать возникновение опасных и аварийных ситуаций;
  • обеспечить проведение постоянного контроля и своевременного информирования;
  • выполнять законодательство РФ об охране труда.

Этапы разработки и внедрения

Можно выделить следующие этапы:

  1. Первичная оценка (проводится специализированными организациями).
  2. Планирование в соответствии с такими показателями, как соответствие законодательным требованиям, целостность системы, безопасность труда.
  3. Внедрение.

Документальное оформление

Согласно законодательству, необходимо иметь нормативную, распорядительную, отчетную, учетную документацию по ОТ.

Проделанная и запланированная работа должна быть оформлена документально.

Нормативная документация включает:

  • законопроекты, нормы, правила, типовые положения, знаки, бланки;
  • распорядительные документы – это приказы, распоряжения, инструкции;
  • к отчетным документам относится официальная статистика.

Учетная работа состоит в регулярном заполнении журналов, подготовке перечней, графиков, протоколов, планов, схем.

Эта документация должна находиться в службе ОТ для общего пользования. Ее наличие может быть проверено органами государственного надзора.

Типовое положение

19.08 2019 г. №438н утвержден приказ Минтруда России о Типовом положении системы управления охраны труда для предприятий всех форм управления.

Руководящий документ помогает понять руководителям предприятий, как организовать СУОТ у себя на производстве, задействуя сотрудников своего предприятия или специализированные компании.

Данный приказ подлежит обязательному выполнению.

С типовым положением о СУОТ можно ознакомиться тут:

Оценка эффективности

Эффективность работы СУОТ оценивается по инженерно-техническим, социальным и экономическим показателями.

Инженерно-технические показатели подразумевают наличие технически исправного оборудования и средств защиты для работников.

Социальные показатели:

  • повышен уровень безопасности;
  • снижено число травм и случаев заболеваний;
  • хорошие условия труда привели к уменьшению текучести кадров;
  • повышение престижа работы;
  • созданы условия для развития личности.

К экономическим показателям можно отнести:

  • выплата пособий по утрате трудоспособности;
  • увеличение прибыли и производительности труда;
  • уменьшение льготных выплат при работе во вредных условиях;
  • уменьшены расходы в связи с ликвидацией аварийных ситуаций.

Из перечисленных показателей главными являются уменьшение негативных последствий для здоровья работников и уменьшение количества аварий.

Как провести анализ функционирования (аудит)?

Аудит проводится для объективной проверки работы СУОТ.

Такая проверка осуществляется один раз в месяц согласно графику проверок.

В состав проверяющей комиссии входят работники одного или нескольких структурных подразделений.

Аудит может проводиться комплексно, охватывая весь производственный процесс, или только на определенном участке. План проверки составляется комиссией и утверждается начальником службы охраны труда.

Показатели

Годовая отчетность готовится по форме 15-Т или 7-ТВН.

На отдельных участках работа системы управления ОТ оценивается по следующей формуле:

Кот= (Ктб+Кб+Квпр+Кпт)/4,

  • Кот – коэффициент уровня ОТ;
  • Ктб - коэффициент соблюдения техники безопасности (отношение документально оформленных случаев нарушения техники безопасности к общему количеству сотрудников);
  • Кб - показатель техбезопасности (процент технически исправного оборудования, оснащенного всеми необходимыми ограждениями, кожухами и т.д.);
  • Квпр - показатель выполненных работ по ОТ (отношение фактически проведенных мероприятий к запланированным);
  • Кпт - коэффициент травматизма (отношение количества случаев получения травмы на производстве к общему количеству работников).

Опасные условия труда приводят к росту заболеваний, получению травм и авариям.

Система управления ОТ позволяет предотвратить это, тем самым сокращая расходы на компенсации и устранение последствий.

Средние и крупные организации имеют достаточно технических и материальных ресурсов, чтобы внедрить СУОТ, и они сами заинтересованы в этом.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Согласно СТБ 18001-2009 под системой управления охраной труда (далее - СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда.

Другими словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.

Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.

Создание и внедрение СУОТ на предприятии проходит ряд стадий:

1) Анализ действующей на предприятии СУОТ;

2) Разработка (корректировка существующей) СУОТ;

3) Внедрение разработанной СУОТ;

4) Проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;

5) Контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;

6) Анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.

В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

1.Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

2.Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

3.Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

4.Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

5.Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

6.Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

7.Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

11.Управление записями.

12. Проведение внутренних аудитов СУОТ.

13. Проведение анализа со стороны руководства.

Для предприятия, и особенно для его руководителей, важно знать, как должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки СУОТ предприятие получает «документальную» СУОТ, которая состоит из:

Когда организация считается имеющей разработанную и внедренную систему управления охраной труда (СУОТ)?

Проведение сертификации системы управления охраной труда.

Самостоятельная разработка СУОТ, которая состоит из:

  • руководства по СУОТ – это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;
  • процедур СУОТ (процедура – это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);
  • рабочих инструкций – предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
  • записей – документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

Внедрение СУОТ на предприятии осуществляется путем ознакомления руководителей и работников предприятия со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.

О том, что на предприятии разработана и внедрена система управления охраной труда необходимо уведомить местный исполнительный комитет. Такое уведомление осуществляется путем предоставления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001. Получив такой приказ исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ.

Что из себя представляет система управления охраной труда (СУОТ)?

В отношении системы управления охраной труда действует государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее – СТБ 18001). Этот стандарт был принят 24 апреля 2009г. постановлением Госстандарта Республики Беларусь №19 и введен в действие с 01 октября 2009г.

В соответствии со стандартом СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ в организации должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

1. Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

2. Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

3. Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

4. Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

5. Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

6. Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

7. Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

8. Осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда.

9. Оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда.

10.Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

11.Управление записями.

12.Проведение внутренних аудитов СУОТ.

13.Проведение анализа со стороны руководства.

Только основываясь на названии процедур СУОТ, можно сказать, что СУОТ является не только одним из требований охраны труда, но и является формой реализации, организации, внедрения охраны труда на предприятии.

Что такое система управления охраной труда (СУОТ)?

Прежде всего, необходимо четко проводить отграничение СУОТ от охраны труда. От понимания разницы между СУОТ и охраной труда будет зависеть понимание правового регулирования обязанности обеспечения первого и второго, а также правовые последствия за необеспечение первого и второго.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. (ст. 221, Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 01.07.2014) "Трудовой кодекс Республики Беларусь".

Суть (наполнение) охраны труда составляют требования (правила) по охране труда, т.е. нормативные предписания, содержащиеся в НПА, в том числе в ТНПА Республики Беларусь.

Схематично эти требования можно обозначить следующим образом:

  • безопасность территории, производственных зданий, сооружений, помещений, оборудования, технологических процессов;
  • безопасность каждого рабочего места;
  • санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами;
  • аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктажи, проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
  • локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (инструкции по охране труда, инструкции по пользованию оборудованием, механизмами и т.д.);
  • предварительные и периодические медицинские осмотры работников;
  • расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
  • СУОТ, включающая в себя такие вопросы, как идентификация опасностей и рисков, профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда и т.д.

Итак, частью охраны труда, одним их требований по охране труда является наличие разработанной и внедренной СУОТ.

Система управления охраной труда - часть общей системы управления, включающая организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности жизни и здоровья персонала в процессе трудовой деятельности

Установлена ли законодательством Республики Беларусь обязанность по разработке и внедрению на каждой организации СУОТ?

В п.10 Межотраслевых общих правил по охране труда закреплено требование о разработке и внедрении в организациях СУОТ, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценки профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности.. Другими словами, на сегодняшний день законодательством установлена обязанность для каждой организации в Республике Беларусь разработать и внедрить у себя СУОТ.

Отсутствие в организации службы или специалиста по охране труда не освобождает её руководителя от обязанности обеспечивать организацию работы и осуществлению контроля по охране труда

Система управления охраной труда в строительстве

Особое внимание вопросу создания и внедрения системы управления охраной труда придается в отношении строительных организаций, специфика работы которых связана с повышенной производственной опасностью и значительными рисками гибели и травмирования работников. Вступили в силу новые Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда (постановление Совмина №1450 от 15.09.1998г. в редакции постановления Совмина №301 от 01.04.2014г.). Пункт 8 данных правил говорит о том, что договор строительного подряда может быть заключен при наличии у подрядчика системы управления охраной труда; это же требование касается и всех субподрядчиков. Если же договор строительного подряда будет заключен в противоречие этому требованию законодательства, то в силу статьи 170 Гражданского кодекса Республики Беларусь такая сделка признается ничтожной. Последствия такой ничтожной сделки: в доход Республики Беларусь взыскивается всё полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь всё полученное ею и всё причитающееся с неё первой стороне.

Для других сделок, для других видов экономической деятельности законодательство Республики Беларусь не содержит подобного жесткого требования о наличии СУОТ.

Законодательством Республики Беларусь установлена ответственность за нарушения требований по охране труда.

Административная ответственность: статья 9.17. КоАП Нарушение правил по охране труда:

1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Уголовная ответственность: статья 306 УК. Нарушение правил охраны труда:

1. Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.



Просмотров